В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30 (ч. 1), ст. 4079; № 48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч. 1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, № 1 (часть I), ст. 11; № 27, ст. 3951; № 29 (часть I), ст. 4339 и ст. 4359), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

Внести изменения № 3 в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано Минюстом России 03.03.2011, регистрационный № 19993), с изменениями внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85 (зарегистрировано Минюстом России 15.12.2011, регистрационный № 22637) и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72 (зарегистрировано Минюстом России 27.03.2014, регистрационный № 31751) (приложение).

А.Ю. Попова

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г.
Регистрационный № 40154

Приложение

Внести следующие изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10:

1. Пункт 1.3. изложить в редакции:

«Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях».

2. По всему тексту санитарных правил:

— слова «образовательный процесс» заменить словами «образовательная деятельность»;

— слова «I ступени» заменить словами «начального общего образования»;

— слова «II ступени» заменить словами «основного общего образования»;

— слова «III ступени» заменить словами «среднего общего образования»;

— слова «образовательное учреждение» заменить словами «организация, осуществляющая образовательную деятельность» в соответствующем падеже.

3. Пункт 3.8. дополнить абзацем вторым следующего содержания:

«На территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.».

4. Пункт 3.13. исключить.

5. Пункт 4.1. дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

«При проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.».

6. Второе предложение абзаца первого пункта 4.5. изложить в следующей редакции: «Гардеробы оснащаются вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви. При гардеробных предусматриваются скамейки.».

7. Абзац второй пункта 4.13. изложить в следующей редакции:

«При размещении спортивного зала на 2-м этаже должны обеспечиваться нормативные уровни звукового давления и вибрации в соответствии с гигиеническими нормами.» .

8. В пункте 4.21 абзац второй изложить в следующей редакции:

«Медицинское обслуживание учащихся малокомплектных общеобразовательных организаций допускается на базе организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.».

9. В абзаце пятом пункта 4.25 слова «дезинфицирующими средствами» заменить на слова «дезинфекционными средствами».

10. Абзац пятый пункта 4.25 дополнить следующим предложением: «Допускается использование одноразовых сидений на унитаз».

11. В пункте 4.28. во втором предложении слова «при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся — не менее 3,6 м.» заменить на слова «при условии соблюдения кратности воздухообмена».

12. В абзаце первом пункта 5.7 после слов после «иметь темно-зеленый» дополнить словами «или темно-коричневый цвет и антибликовое покрытие.».

13. Первое предложение абзаца четвертого пункта 5.7. изложить в следующей редакции:

«Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации, отвечающими гигиеническим требованиям.»

14. Главу V «Требования к помещениям и оборудованию» дополнить пунктом 5.19. следующего содержания:

«5.19. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование.

5.19.1. При проектировании малокомплектных общеобразовательных организациях, обязательный набор помещений включает: гардероб; учебные кабинеты; столовую; санитарные узлы (раздельно для обучающихся и персонала); рекреации; помещение для хранения уборочного инвентаря; помещения медицинского назначения (кабинет врача для осмотра детей, процедурный кабинет); спортивный зал, помещение снарядной; административно-хозяйственные помещения, актовый зал и библиотеку. При спортивных залах оборудуются раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

5.19.2. Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания.

При проектировании общеобразовательной организации помещения раздевальных при спортивном зале предусматриваются площадью не менее 14,0 каждая.

5.19.3. В составе производственных помещений пищеблока предусматриваются следующие помещения: обработки овощей, заготовочный и горячий цеха, моечная для раздельного мытья столовой и кухонной посуды.

Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья должно осуществляться в помещениях кладовых (для овощей, сухих продуктов, скоропортящихся продуктов). При организации ежедневного поступления пищевых продуктов и продовольственного сырья допускается использование одного помещения кладовой.

5.19.4. Содержание и организация работы столовой в части объемно- планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания, в том числе формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, организации питьевого режима, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся в организации*.

5.19.5. Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность.

Площадь кабинета врача предусматривается не менее 12 , процедурного — не менее 12 .

В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

Помещения должны иметь естественное освещение.

Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Необходимо предусмотреть помещение и (или) место для временной изоляции заболевших обучающихся.».

15. Абзац первый пункта 6.2. после слов «спортивного зала — 20 — 22°С» дополнить словами «душевых — 24 — 25°С, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19 — 21°С».

16. В абзаце втором пункта 8.1. исключить слова «во вновь строящихся и реконструируемых».

17. Пункт 8.5. изложить в следующей редакции:

«В неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.».

18. В пункте 10.1. абзац второй изложить в следующей редакции:

«Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.».

19. Пункт 10.5. изложить в редакции:

«Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3.

Таблица 3

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

Классы Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)* Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**
при 6-ти дневной неделе, не более при 5-ти дневной неделе, не более Независимо от продолжительности учебной недели, не более
1 21 10
2 — 4 26 23 10
5 32 29 10
6 33 30 10
7 35 32 10
8 — 9 36 33 10
10 — 11 37 34 10
Примечание: * Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. ** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.».

20. В абзаце первом пункта 10.6 слова «максимальной допустимой нагрузки» заменить на слова «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки».

21. В абзаце втором пункта 10.6. исключить слова: «и 1 раз в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры».

22. В абзаце третьем пункта 10.6. исключить слова: «и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе».

23. Пункт 10.6. дополнить абзацами седьмым, восьмым, девятым, десятым и одиннадцатым следующего содержания:

«Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

— для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2 — 4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 5 — 7 классов — не более 7 уроков;

— для обучающихся 8 — 11 классов — не более 8 уроков.»

24. Абзац третий пункта 10.8. дополнить предложением следующего содержания: «Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне)».

25. Пункт 10.10. изложить в редакции:

«Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока в день по 40 минут каждый).

— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

— обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:

— полдника и прогулок для всех учащихся;

— полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения».

26. Название четвертой графы таблицы 5 пункта 10.18 изложить в следующей редакции:

«Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения».

27. Пункт 10.18. дополнить абзацами пятым, шестым и седьмым следующего содержания:

«Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 — 2-х классов — не более 20 минут, для учащихся 3 — 4 классов — не более 25 минут, для учащихся 5 — 6 классов — не более 30 минут, для учащихся 7 — 11 классов — 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 — 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах — 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 — 2 классах составляет не более 25 минут, 3 — 4 классах и старше — не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 — 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения».

28. Пункт 10.20. изложить в следующей редакции:

«Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки. Заменять учебные занятия физической культурой другими предметами не допускается».

29. Пункт 11.9 изложить в следующей редакции:

«Должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию и далее с периодичностью не реже одного раза в 2 года».

* СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45, зарегистрированным Минюстом России 07.08.2008, регистрационный № 12085).

Уроки сделал?

— СанПиН должен отражать предельно допустимые нагрузки как в школе, так и в системе допобразования, — говорит координатор проекта ОНФ «Равные возможности — детям», депутат Любовь Духанина. — С просьбой разработать такие нормы мы обратимся в Роспотребнадзор, а в РАН и РАО — для анализа проекта новых ФГОС на соответствие содержания и объемов нагрузки возрастным возможностям школьников.

Эксперты ОНФ утверждают, что сейчас на изучение всего, что предусмотрено в государственных образовательных стандартах, детям не хватает времени. В результате некоторые школьные «кружки» превращаются в продолжение обязательных уроков.

Напомним, сейчас в санитарных нормах нагрузка на детей прописана достаточно четко. Проблема в том, что эти нормы зачастую не соблюдаются. «Временной» объем домашних заданий по всем предметам не должен превышать 1,5 астрономических часа во втором-третьем классе, 2 часа в 4-5 классе, 2,5 часа — в 6-8 классе, 3,5 часа — в 9-11 классе. А у первоклашек вообще домашних заданий быть не должно!

«Родители должны знать эти нормы и требовать от школы их выполнения» — рассказали ранее «РГ» в Российской академии образования. — При несоблюдении требований необходимо обращаться к администрации школы за разъяснением, а в случаях нарушений прав детей и их родителей — к учредителю образовательной организации или в органы по контролю и надзору в сфере образования».

Из существующего СанПиН, дословно:

Организация профильного обучения в 10-11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

— для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4-х классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

— для обучающихся 5-6-х классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11-х классов — не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3 настоящих санитарных правил).

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов — 2-3-м уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4-м уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4-м уроках.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

2.1. Продолжительность урока в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях не должна превышать:

в 1-х классах — 35 минут,

2―11-х (12-х) — 45 минут.

В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территориях, загрязненных радионуклидами, целесообразно сокращать продолжительность уроков:

в 1-х классах до 30 минут,

во 2―4-х — до 35 минут,

в 5―11-х (12-х) классах — до 40 минут.

В санаторных школах (школах-интернатах) продолжительность урока не должна превышать:

в 1―4-х классах — 30 минут,

в 5―11-х (12-х) классах — 40 минут.

2.2. Гигиенические требования к структуре общеобразовательного урока

Адекватный учет физиологических закономерностей динамики работоспособности школьников, предопределяющий четкое структурирование урока на 3 взаимосвязанные функциональные части — вводную, основную и заключительную.

Нельзя считать физиологически оправданным предъявление школьникам нового учебного материала непосредственно в начале занятия, равно как попытку решить указанную задачу не только на протяжении основной, но и заключительной части урока (вместо отведения ее преимущественно на тренировочное воспроизводство). С другой стороны, низкое качество объяснения темы и требований к выполнению домашнего задания практически неизбежно увеличивает продолжительность самоподготовки учащихся, что будет отрицательно сказываться на внешкольном компоненте их режима дня.

2.3. Показатель общей плотности урока является отношением педагогически целесообразных (строго обусловленных процессом решения комплекса задач конкретного задания) затрат урочного времени, к длительности урока. Плотность урока не менее 60% и не более 75―80% (кроме уроков по физическому воспитанию). Снижение данного показателя менее 60% свидетельствует о неэффективном использовании урочного времени и недостаточной учебной нагрузке, превышение же плотности урока выше 80% характеризует высокую учебную нагрузку и приводит к быстрому развитию утомления у большинства учащихся. Гигиенически неоправданные затраты урочного времени на замечания, приводящие к увеличению статического компонента урока, способны еще больше усилить утомление организма школьников (на фоне сниженных функциональных возможностей детей неблагоприятное влияние позного напряжения особенно значимо). Одновременно ухудшаются качество предъявления учебной информации, психоэмоциональный микроклимат урока, а нередко и нарушается регламентированная продолжительность занятия.

2.4. Регламентация различных видов учебной деятельности во время проведения общеобразовательного урока

При освоении школьных предметов на уроке детьми выполняются преимущественно следующие виды учебной деятельности: (письмо, чтение, слушание, рассказ, решение примеров, ответ на вопрос, рассмотрение наглядных пособий и т.п.). Недопустимо построение урока на одном виде деятельности. В процессе проведения урока необходимо рационально чередовать:

  • различные по содержанию учебные действия (письмо, чтение, устная работа; репродуктивная и творческая деятельность);

  • коллективные (фронтальные, групповые) и индивидуальные формы работы класса;

  • выраженные и незначительные интеллектуальные нагрузки;

Непрерывная продолжительность основных видов учебной деятельности гигиенически регламентирована. Так, не рекомендуется, чтобы непрерывная продолжительность чтения детьми 6-летнего возраста превышала 8 мин. Для учащихся 2-го класса этот показатель равен 15, а затем может быть увеличен до 20―25 мин (третий класс). Оптимальной непрерывной продолжительностью письма школьников 7 лет считают 2 мин 40 с (начало урока) или 1 мин 45 с (конец урока). Целесообразно, чтобы максимальный объем текста диктанта по русскому языку составлял 85―95 (второй класс) и 135―140 слов (третий класс). Оптимальными показателями являются соответственно 55―60 и 95―100 слов.

Непрерывная продолжительность работы школьников различного возраста за видеодисплейными терминалами (ВДТ) установлена на следующем уровне (таблица 4):

Таблица 4

Показатель

Классы

1-й (6 лет)

2 -5-й

6-7-й

10-12-й

Непрерывная продолжительность работы с компьютером, мин

30/20*

* Цифры в числителе и знаменателе относятся соответственно к первому и второму часу учебных занятий.

Максимальная продолжительность непрерывного предъявления учащимся информации с помощью основных технических средств обучения (таблица 5):

Таблица 5

Классы

Непрерывная продолжительность просмотра, мин

диапозитивы, диафильмы

кинофильмы

телепередачи

1 – 2-й

7–15

15–20

3 – 4-й

15–20

15–20

5 – 7-й

20–25

20–25

20–25

8 – 12-й

25–30

25–30

Непрерывная продолжительность применения на уроке аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) не должна превышать значений, приведенных в таблице, в связи с неоднозначностью воздействия ТСО на функциональное состояние и работоспособность организма учащихся. С одной стороны, образный характер предъявляемой с помощью соответствующих устройств учебной информации активизирует функционирование ЦНС, зрительного и слухового анализаторов, а с другой — использование этих же ТСО может обусловить перегрузку указанных систем (эффект ускорения работы, увеличения объема информации при отсутствии обратной связи с учащимися). В течение недели количество уроков с использованием ТСО не должно превышать трех-четырех или четырех-шести (соответственно младшие и старшие классы).

Ответы на тесты для аттестующихся учителей начальных классов тест по теме

Ответы на тесты

для аттестующихся учителей начальных классов

1. В каком году Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка?

  1. 1988 г.
  2. 1989 г.
  3. 1990 г.
  4. 1991 г.

2. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка ребенком является каждое человеческое существо до достижения

  1. 16-летнего возраста;
  2. 18-летнего возраста;
  3. 14-летнего возраста;
  4. 12-летнего возраста.

3. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности:

  1. с 14 лет;
  2. с 16 лет;
  3. с 18 лет;
  4. с 25 лет.

4. В соответствии с Единым квалификационным справочником по должностям работников образования, учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность с использованием:

  1. электронного журнала;
  2. электронного дневника;
  3. электронных форм учебной документации;
  4. все ответы верны

5. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности учителя?

  1. Да;
  2. Нет;
  3. Требование предъявляется дифференцированно от предмета преподавания и квалификации учителя;
  4. Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит.

6. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)?

  1. Да;
  2. Нет;
  3. В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций;
  4. Разрешается эпизодически в связи с производственной необходимостью.

7. Имеют ли право обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом?

  1. Да;
  2. Нет;
  3. В особых случаях, при наличии уважительных причин;
  4. Да, по согласованию с администрацией учреждения.

8. С какого возраста детей начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования?

  1. С достижения детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет;
  2. С достижения детьми возраста семи лет;
  3. с достижения ими возраста шести лет пяти месяцев, но не позже достижения ими возраста семи лет;
  4. с любого возраста детей по заявлению родителей или лиц, их заменяющих.

9. Какие виды аттестации обучающихся и выпускников предусмотрены Законом Российской Федерации «Об образовании»?

  1. Текущая аттестация, аттестация по результатам четверти, годовая аттестация, итоговая аттестация;
  2. Аттестация по результатам изучения тем, учебных модулей, программ;
  3. Промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестация;
  4. Текущая аттестация, промежуточная аттестация, государственная (итоговая) аттестации;

10. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного языка в первоначальном обучении и воспитании детей?

  1. К.Д. Ушинским;
  2. В.Ф. Одоевским;
  3. Я.А. Коменским;
  4. Дж. Локком.

11. Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?

  1. Дж. Локк;
  2. Я.А. Коменский;
  3. К.Д.Ушинский;
  4. В.Ф. Одоевский

12. Педагог-новатор в области общего начального образования, автор трудов «Антология гуманной педагогики», «Педагогическая симфония», основоположник педагогики сотрудничества —

  1. В.А. Сухомлинский;
  2. В.Ф. Шаталов;
  3. Ш.А. Амонашвили;
  4. Е.Н. Ильин.

13. Ведущим видом деятельности младшего школьника является:

  1. учебно-профессиональная деятельность;
  2. коммуникативная деятельность;
  3. учебная деятельность;
  4. трудовая деятельность.

14. Схема учебного взаимодействия с учетом активности всех его участников (выбрать правильный ответ):

  1. субъект – объект;
  2. субъект – субъект;
  3. субъект – реакция;
  4. объект – объект.

15. Что является ключевой характеристикой развития познавательных процессов младших школьников?

  1. Репродуктивность;
  2. Долговременность;.
  3. Эгоцентризм;
  4. Произвольность.

16. Основная роль в формировании межличностных отношений у младших школьников принадлежит

  1. педагогу;
  2. родителям;
  3. сверстникам, ближайшему окружению.

17. Выберите и вставьте правильный ответ: … — это метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий.

  1. Наблюдение;
  2. Опрос;
  3. Тестирование;
  4. Эксперимент.

18. Выберите и вставьте правильный ответ:

Компонентами учебной деятельности младшего школьника (по Д.Б. Эльконину) являются учебные задачи, …, контроль, оценка.

  1. учебные действия;
  2. игровые действия;
  3. соблюдение учебной дисциплины;
  4. учебный режим.
  1. Какой тип мышления доминирует у первоклассника?
  1. Словесно-логическое;
  2. Абстрактное;
  3. Оперативное;
  4. Наглядно-образное.

20. Решение специальных мнемических задач способствует развитию

  1. памяти;
  2. внимания;
  3. мышления;
  4. логики.
  1. По мнению А.Н. Леонтьева, ядром личности младшего школьника является:
  1. интеллектуальная сфера;
  2. мотивационная сфера;
  3. эмоциональная сфера;
  4. самосознание.
  1. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:
  1. учебный план;
  2. учебник;
  3. рабочая программа;
  4. хрестоматия..
  1. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов является
  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации ;
  3. Базисный учебный план;
  4. Государственный образовательный стандарт.
  1. Процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей — это
  1. образование;
  2. воспитание;
  3. социализация;
  4. развитие.

25. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека — это

  1. принцип культуросообразности;
  2. принцип индивидуализации;
  3. принцип природосообразности;
  4. принцип личностной ориентированности.

26. В системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова акцент делается на:

  1. на развитие творческих способностей;
  2. на формирование предметного мышления младших школьников;
  3. формирование теоретического мышления школьников;
  4. на формирование наглядно-образного мышления младших школьников

27. Данная дидактическая система отрицает концентрическое построение учебных программ:

  1. система Ш.А. Амонашвил;.
  2. система проблемного обучения;
  3. система обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова;
  4. система репродуктивного обучения..

28. Основным методом обучения в системе обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова является

  1. игра;
  2. упражнение;
  3. дискуссия;
  4. объяснение.

29. Особенностью этого УМК является обеспечение взаимосвязи между подготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью:

  1. «Перспектива»;
  2. «Планета знаний»;
  3. «Школа 2100»;
  4. «Гармония».

30. В этой дидактической системе в качестве системообразующих методов обучения определены частично-поисковый и проблемный:

  1. в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова;
  2. в системе развивающего обучения Л.В. Занкова;
  3. в системе М Монтессори;
  4. в системе вальдорфской педагогики.

31. Основная идея этого метода- обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании (Дж. Дьюи ):

  1. репродуктивный метод;
  2. наглядный метод;
  3. метод проектов;
  4. интерактивный метод.

32. Система гигиенических требований в ФГОС нацелена на

  1. создание безопасных, комфортных условий обучения детей;
  2. на удовлетворение биологических потребностей младших школьников;
  3. на формирование физической культуры младших школьников;
  4. на реализацию инновационных процессов.

33. При каком условии возможно использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения:

  1. по согласованию с директором школы;
  2. по решению методического объединения;.
  3. при положительных результатах гигиенической экспертизы;

4. с разрешения курирующего заместителя директора.

34. Каким должно быть соотношение двигательно-активных и статических занятий при организации занятий по разделу «Внеурочная деятельность»:

  1. 50% / 50%,
  2. 80% / 20%,
  3. 40% / 60%
  4. 60% / 90%

35. К какой медицинской группе относят учащихся с незначительными изменениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеющих достаточного уровня физической подготовленности?

  1. К основной медицинской группе;
  2. К подготовительной медицинской группе;
  3. К специальной медицинской группе;
  4. Все ответы верны.
  1. Максимальное количество видов деятельности в структуре урока в начальной школе —
  1. не более шести;
  2. не более восьми;
  3. не более четырех;
  4. не более пяти.
  1. В соответствии с базисным учебным планом, в содержании какого предмета в начальной школе должно уделяться внимание формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях:
  1. «Литературное чтение».
  2. «Технология».
  3. «Физическая культура».
  4. «Окружающий мир».
  1. Укажите определение, соответствующее понятию «здоровье»:
  1. Состояние полного физического, психического и социального благополучия;
  2. Состояние физического, психического благополучия и отсутствие вредных привычек;
  3. Состояние физического, психического, финансового благополучия;
  4. Все ответы верны.
  1. Учебные действия, требующие от учащихся достижения результата, максимально близкого к образцу —
  1. контролирующие действия;
  2. мыслительные действия;
  3. продуктивные действия;
  4. репродуктивные действия.
  1. Какой фактор не относится к понятию «техника чтения»?
  1. осознанность;
  2. способ чтения;
  3. правильность;
  4. выразительность.
  1. Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от
  1. способа чтения;
  2. уровня готовности к обучению;
  3. выразительности чтения;
  4. объема текста.
  1. Морфологический принцип орфографии заключается в:
  1. морфема пишется одинаково, независимо от позиционных фонетических изменений;
  2. одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции;
  3. максимальное соответствие письма звуковому составу произносимой речи;
  4. все ответы верны.
  1. Определите правильную последовательность разбора имени существительного:
  1. склонение, род, число, падеж;
  2. склонение, род, падеж, число;
  3. род, склонение, число, падеж;
  4. склонение, число, род, падеж

44. В основе вычислительного приема вида 78 * 6 лежит:

  1. Распределительный закон умножения;
  2. Сочетательный закон умножения;
  3. Переместительный закон умножения;
  4. Все ответы верны.

45. Укажите, к какой группе результатов относится данный планируемый результат: потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

  1. личностные;
  2. метапредметные;
  3. предметные;
  4. Все ответы верны.
  1. Данный способ чтения относят к непродуктивным способам чтения:
  1. плавное слоговое;
  2. чтение целыми словами и группами слов;
  3. побуквенное чтение;
  4. произвольный способ чтения.

47. Как реализуется принцип целостности в курсе «Окружающий мир»?

  1. За счет организации учебного взаимодействия;
  2. За счет интеграции знаний;
  3. Путем введения новых форм деятельности;
  4. Все ответы верны

48. Наиболее продуктивным источником знаний об окружающем мире является:

  1. объяснение учителя;
  2. работа с учебником;
  3. непосредственные контакты в повседневной жизни;
  4. организованные наблюдения и уроки — практикумы.
  1. В этой дидактической линии (в соответствии с материалами ФГОС) курса математики изучаются элементы статистики и вероятностей:
  1. алгебра;
  2. геометрия;
  3. работа с данными;
  4. арифметика.
  1. Какая образовательная задача (в соответствии с материалами ФГОС) должна быть решена в содержании всех предметных областей начального образования?
  1. освоение элементарных математических представлений;
  2. освоение первичных знаний об искусстве;
  3. формирование и развитие навыков речевой деятельности;
  4. воспитание уважения к русской культуре.
  1. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки в начальной школе признается
  1. контрольная работа;
  2. выставка;
  3. портфолио;
  4. лист самоконтроля.

52. Какие из перечисленных условий способствуют проявлению самостоятельности ученика на уроке?

  1. Наличие свободного времени в конце урока;
  2. Учет уровня (степени) сформированности учебных умений;
  3. Частое проведение контрольных и проверочных работ;
  4. Разделение труда между школьником и педагогом.

53.Какие универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности?

  1. Познавательные.
  2. Коммуникативные.
  3. Регулятивные.
  4. Личностные.

54. Нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога:

  1. календарно-тематическое планирование;
  2. расписание;
  3. рабочая программа;
  4. поурочный план.

55. Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании», учитель вправе выбрать УМК

  1. в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения;
  2. в соответствии с решением методического объединения;
  3. по запросам родителей;
  4. по требованию администрации образовательного учреждения.

56. В каком из разделов примерной программы по предмету характеризуются цели, назначение и место учебного предмета в системе начального образования?

  1. Основные виды учебной деятельности;
  2. Пояснительная записка;
  3. Тематическое планирование.

57. Педагогическая диагностика позволяет установить:

  1. степень индивидуальных отклонений у человека;
  2. особенности мотивов человека;
  3. уровень овладения учебной деятельностью;
  4. особенности жизненной позиции человека.

58. Сформированность каких компонентов учебной деятельности позволяет продиагностировать данное задание:

Подчеркни правильное решение.

А) 64 : 7 = 8 (ост.8)

Б) 51 : 9 = 5 (ост.6)

В) 57 : 7 = 7 (ост.1.

  1. моделирование выделенного отношения;
  2. умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
  3. принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;
  4. Все ответы верны.

59. Необходимый нормативный документ, предусмотренные в требованиях квалификационной характеристики учителя и отражающий цели, задачи и пути реализации содержания учебного предмета – это

  1. календарно-тематическое планирование;
  2. поурочное планирование;
  3. рабочая программа;
  4. все ответы верны.

60. Основной единицей системы письма является

  1. графема;
  2. фонема;
  3. звук;
  4. слог.

61. Что является одним из критериев готовности к школьному обучению?

  1. способность превратить спонтанное обучение в реактивное;
  2. формирование предпосылок учебной деятельности;
  3. комплекс, включающий: физическую готовность, развитие познавательных функций и мотивационно-волевую сферу;
  4. Все ответы верны.

62. C точки зрения фонематической концепции, орфографическая зоркость – это:

  1. умение оценивать каждый звук в слове;
  2. навык правильного письма;
  3. навык применения орфографического правила на практике;
  4. Все ответы верны.
  1. В соответствии с ФГОС НОО, примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют:
  1. обязательный характер;
  2. индивидуальный характер;
  3. рекомендательный характер;
  4. все ответы верны.

64. Какое из перечисленных положений является составляющим понятия «читательская компетентность»:

  1. владение орфографической зоркостью;
  2. владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  3. умение обрабатывать информацию в устной форме;
  4. Все ответы верны.

65. Равенство, неравенство, выражения, уравнения являются

  1. геометрическим материалом;
  2. арифметическим материалом;
  3. алгебраическим материалом;
  4. дидактическим материалом.

66. К какому виду универсальных учебных действий относится умение организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность%

  1. Личностные;
  2. Регулятивные;
  3. Коммуникативные;
  4. Все ответы верны.

67. Выберите и вставьте правильный ответ:

… — это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

  1. Социализация;
  2. Обучение;
  3. Воспитание;
  4. Гуманизация.

68. В соответствии с ФГОС НОО, предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть:

  1. достижение предметных результатов;
  2. достижение предметных и метапредметных результатов;
  3. достижение предметных, метапредметных и личностных результатов;
  4. все ответы верны.

69. В соответствии с ФГОС НОО, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, составляет:

  1. 50% и 50 %
  2. 30% и 70 %
  3. 80% и 20%
  4. 60% и 30%

70. В соответствии с ФГОС НОО документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав обязательных учебных предметов и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения):

  1. Базисный учебный план начального общего образования,
  2. Программа формирования универсальных учебных действий,
  3. Примерные программы отдельных учебных предметов,
  4. Все ответы верны.

71. В соответствии с ФГОС НОО, сформированность универсальных учебных действий обучающихся должна быть определена:

  1. в процессе обучения в начальной школе;
  2. на этапе завершения обучения в начальной школе;
  3. на этапе поступления в начальную школу;

4. до поступления в начальную школу.

72. В соответствии с ФГОС НОО, какая из перечисленных программ должна обеспечивать формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания):

  1. рабочая программа по предмету «Окружающий мир»;
  2. программа коррекционной работы;
  3. программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  4. программа воспитательной работы.

73. В основе ФГОС НОО лежит:

  1. системно-деятельностный подход;
  2. информационно-коммуникативный подход;
  3. интегративный подход;
  4. все ответы верны.

74. В соответствии с ФГОС НОО, для достижения первого уровня результатов внеучебной деятельности особое значение имеет:

  1. взаимодействие школьников между собой на уровне класса;.
  2. взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании);
  3. взаимодействие за пределами школы;
  4. все ответы верны.

75. В соответствии с ФГОС НОО, планируемые результаты, описывающие группу целей, характеризующих систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, приводятся в блоках:

  1. «Выпускник научится»;.
  2. «Выпускник получит возможность научиться»;
  3. «Выпускник обязан усвоить»;
  4. 4. Все ответы верны.

76. В соответствии с ФГОС НОО, при оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки выступают:

  1. цели-ориентиры;
  2. требования к уровню знаний, умений и навыков по предмету;
  3. планируемые результаты;
  4. все ответы верны

77. В соответствии с ФГОС, кем осуществляется внутренняя оценка достижения планируемых результатов?

  1. Органами управления образованием;.
  2. Самой школой — учениками, педагогами, администрацией;
  3. Родителями обучающихся;
  4. Все ответы верны.

78. Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является:

  1. Примерная основная образовательная программа начального образования;
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  3. Программа формирования универсальных учебных действий;
  4. Системно-деятельностный подход.

79. На основании Закона Российской Федерации «Об образовании», имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования:

  1. обучающийся;
  2. родитель (законный представитель) обучающегося;
  3. классный руководитель;
  4. все ответы верны

80. Данная образовательная область обеспечивает учащимся возможность выражения в творческих работах своего отношения к окружающему миру:

  1. «Физическая культура»;
  2. «Технология»;
  3. «Искусство»,
  4. «Окружающий мир».

81. По мнению М.И. Махмутова, этап актуализации прежних знаний является структурным компонентом:

  1. урока закрепления знаний, умений и навыков;
  2. урока ознакомления с новым материалом;
  3. урока с проблемным методом обучения;
  4. все ответы верны.

82. Это нарушение поведения проявляется в расстройстве внимания, двигательной расторможенности и импульсивности:

  1. демонстративный нигилизм;
  2. синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  3. хроническая неуспешность;
  4. дисграфия.

83. С какой целью в начальных классах необходимо проводить динамическую паузу не менее 40 мин:

  1. для обеспечения развития растущего организма ребенка;
  2. для формирования навыков физической культуры;
  3. для снятия статического напряжения;

4. с учетом повышенной энергетики детей младшего школьного возраста.

84. Какую психическую функцию младшего школьного периода развития Л.С. Выготский называет «центральной»?

  1. внимание;
  2. память;
  3. воображение;
  4. речь.

85. Как проявляется идея Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития при организации взаимодействия учителя и ученика при работе?

  1. Совместная работа позволяет ребенку делать только то, что он хорошо умеет, остальное делает учитель, чтобы ребенок не терял мотив к деятельности;
  2. Всю работу должен делать сам ребенок, а учитель лишь постоянно контролирует ход работы;
  3. Совместная работа учителя и ученика с учетом его индивидуальных особенностей, возрастных возможностей и личностных интересов позволяют ему освоить новые знания, умения и навыки или восполнить имеющиеся пробелы в наиболее эффективной форме;
  4. Все ответы верны.

86. В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

  1. страстное, бьющаяся, подстричь;
  2. июльский, маячить, прелестное;
  3. создаёшь, поющие, местность;
  4. тростниковые, вскользь, разъяриться.

87. В каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?

  1. просьба, въедливый, свадебное;
  2. дружелюбие, старьёвщик, скользко;
  3. разъяриться, повсеместный, скользко;
  4. окрестность, въехавший, моющаяся.

88. В каком ряду во всех словах есть звук ?

  1. чижик, сторожка, мужчина;
  2. остужать, жалеющий, перемежающийся;
  3. художник, жюри, дворняжка;
  4. подружиться, фуражка, изжелта-красный.

89. В каком ряду все выделенные слова пишутся с двумя буквами «Н»?

1. Неписа…ый закон, вывере…ое решение, дипломирова…ый специалист.

2. Довере…ое лицо, гума…ый поступок, непродума…ое высказывание.

3. Квалифирова…ый работник, серебря….ая медаль, естестве…ый ход событий.

4. Награда честно заслуже…а, принять решение осозна…о, свяще…ый долг.

90. В каком ряду все слова содержат двойные согласные?

  1. Коэ(ф,фф)ициент, ра(с,сс)чет, ди(с,сс)еминация.
  2. А(к,кк)умулировать, ко(р,рр)еляция, а(с,сс)оциативный.
  3. Ди(с,сс)онанс, а(с,сс)оциальный, ко(р,рр)ектировать.
  4. Ра(с,сс)читывать, импре(с,сс)арио, инте(л,лл)ект.

91. Дополнить наименование документа: Федеральный закон РФ от 24.июня 1998 г. «Об основных гарантиях …………………… в Российской Федерации»

1. прав человека

2. основных свобод

3. прав ребёнка

92. Новым подходом в воспитании детей является:

1. личностно-ориентированный подход

2. деятельностный

3. природосообразный подход

4. когнитивный подход

93. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают:

1. диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный

2. анализ, моделирование, реализация, контроль

3. изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия

94. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции

1. Е.В Бондаревской

2. О.С.Газмана

3.Н.Е. Щурковой

95. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, – научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть:

1. толерантным в жизни на этой земле

2. счастливым в жизни на этой земле

3. свободным в жизни на этой земле

96. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека, содержится в методологии;

… 1. герменевтического подхода;

2. акмеологического подхода;

3. амбивалентного подхода.

97. Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий:

  1. Один раз в 3 года
  2. Один раз в пять лет
  3. Через год после предыдущей аттестации, если работнику были даны рекомендации аттестационной комиссии

98. Основной процедурой аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) является:

1. Презентация портфолио

2. Экспертиза профессиональной деятельности

3. Квалификационные испытания в письменной форме

99. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность:

1. 3 компетентностей

2. 4 компетентностей

3. 5 компетентностей

4. 6 компетентностей

100. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области личностных качеств входит:

1. Эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации самомотивации

3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

101. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области постановки целей и задач входит:

1. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач

3.Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.

102. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области мотивации учебной деятельности входит:

1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации

3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

103. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности входит:

1. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, ивание.

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации

3. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

104. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений входит:

1. Умение выбрать и реализовать образовательную программу, разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогической ситуации

2. Умения создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности; условия позитивной мотивации и самомотивации

3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание.

105. По В.Д. Шадрикову, в структуру педагогической компетентности в области организации учебной деятельности входит:

1. Компетентность в методах и в предмете преподавания, в субъективных условиях деятельности.

2. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему урока в педагогическую задачу, вовлечь учащихся в процессии формирования целей и задач

3. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения, организовать учебную деятельность, реализовать педагогическое оценивание

> Требования к режиму дня и учебным занятиям

Требования к режиму дня и учебным занятиям

Наблюдения врачей и педагогов показали, что работоспособность и утомление учащихся зависят от характера построения школьного режима, длительности учебного дня, уроков, системы составления расписаний и чередования предметов, организации перемен и пр. В связи с этим, основные гигиенические принципы и требования к организации обучения детей и подростков в общеобразовательных учреждениях были закреплены в соответствующем разделе СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей

Основной критерий психогигиенической оценки учебной нагрузки — это ее соответствие функциональным возможностям организма учеников на каждом возрастном этапе.
Начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. В середине учебной недели, четверти и года должны планироваться наибольший объем учебной загрузки, факультативные занятия, кружковая работа и др.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Не допускается проведение нулевых уроков. Обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов, классов компенсирующего обучения, в учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:
1) чередование разных видов деятельности;
2) распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели. В качестве одного из возможных способов оценки уроков рекомендуется использовать ранговые шкалы трудности предметов. Шкалами трудности предметов пользуются для гигиенической оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Школьное расписание оценивается положительно в том случае, если образуется наибольший подъем учебной нагрузки на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Школьное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределении нагрузки в недельном цикле.

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 6-дневной неделе во 2-4 классах должна быть не более 26 часов, в 5-х классах-32, в 6-х классах – 33, в 7-х классах – 35, в 8-9 классах – 36, в 10-11 классах – 37 часов. Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 5-дневной неделе в 1-х классах составляет не более 21, во 2-4 классах – 23, в 5-х классах-29, в 6-х классах – 30, в 7-х классах – 32, в 8-9 классах – 33, в 10-11 классах – 34 часа. Расписания для обязательных и факультативных занятий составляются отдельно. Факультативные дни следует планировать на дни с наименьшим числом обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не меньше 45 минут.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее трех уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки.

Существенное значение в научной организации учебного процесса имеет регламентация перемен, прежде всего их продолжительность. Перемены менее 10 мин в школе не разрешаются, так как за столь короткое время ребенок не может отдохнуть. Большие перемены после второго и третьего уроков, т. е. в середине учебного дня, предназначены для того, чтобы предотвратить быстрое нарастание начавшегося утомления и обеспечить достаточное время для приема пищи учениками.
Основная продолжительность урока 45 мин. Если для учащихся средних, а тем более старших классов такая продолжительность урока оптимальна, то в младших она предельна. Для учащихся 1-го класса необходимо заканчивать урок через 35 минут. С целью профилактики утомления, нарушений осанки и зрения учащихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
Не рекомендуется проводить сдвоенные уроки. Исключение составляют уроки труда, занятия физкультурой в зимнее время. В начальных классах сдвоенные уроки запрещены.

Используемые в образовательном процессе технические средства обучения — ТСО (телевидение, видео-, кино- и диафильмы, звукозаписи) снимают монотонность обычного урока, придают занятиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся. Однако применение ТСО создает повышенную нагрузку на ЦНС, особенно на зрительный и слуховой анализаторы, увеличивают статическую нагрузку. В связи с этим максимальное время просмотра кинофильмов на уроках в 1-4х классах составляет 15—20 мин, в 5-7х классах — 20—25 мин, в 8-11х классах – 25-30 мин.

Домашние занятия — важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Эта работа должна проводиться после обеда и достаточного отдыха и по времени совпадать с повышением интенсивности функциональной деятельности всех систем организма. Учащимся второй смены целесообразнее готовить уроки после утреннего завтрака. Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35—45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.

Важный компонент режима дня – сон достаточной продолжительности, не менее 9-10 часов в день. Для младших школьников необходимо организовывать и дневной сон. При интенсивной умственной (во время экзаменов) и физической (при заня¬тиях спортом и во время соревнований) деятельности, в осенне-весенний период потребность ребенка во сне увеличивается на 1-2 ч. Ребенок с ослабленной нервной системой также нуждается в более продолжительном сне.

Современные дети испытывают в школе огромную нагрузку. Новые предметы, интенсивная школьная программа, внеклассные занятия, олимпиады, которые вводятся уже с 1 класса, все это может негативно сказаться на здоровье ребенка. Несоблюдение возрастного суточного режима, несоответствие умственной нагрузки индивидуальным особенностям ребенка, неправильная организация деятельности приводят к ослаблению организма и переутомлению.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *