НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На сегодняшний день система международных отношений претерпевает немалозначимые изменения. На этом фоне происходит возрастание роли органов кадрового делопроизводства, одновременно с формированием нового облика Вооруженных сил Российской Федерации. Вооруженные силы Российской Федерации продолжают реформироваться и, таким образом, возникает необходимость в развитии военного законодательства. Одной из основных целей организации кадровой политики военнослужащих можно назвать наличие максимально благоприятной обстановки для прохождения службы в Вооруженных силах Российской Федерации. При наличии определенных условий, лицо, поступившее на военную службу, могло бы реализовывать свои способности, удовлетворять свои потребности и интересы, и, тем самым, обеспечивать довольно высокий уровень боевой готовности всей войсковой части в целом. Как следствие из вышесказанного, достижение такой поставленной цели поможет преодолевать некое негативное отношение к службе в Вооруженных силах Российской Федерации, которое в последнее время заметно возросло в нашем обществе.

Если в общих чертах проанализировать существующие проблемы и противоречия по вопросу, рассматриваемому в статье, то необходимо отметить, что многие из этих проблем как раз и вызваны недоработанной практикой кадровой работы в Вооруженных силах Российской Федерации, а также, к сожалению, стремлением руководства достичь быстрый, но ненадежный результат, что подчеркивает их равнодушное отношение к личному составу.

Перейдем к рассмотрению структуры кадровых органов в Вооруженных силах Российской Федерации. В воинских частях присутствует кадровое подразделение, которое предназначено для обеспечения укомплектования войск военнослужащими, а в тех частях, где кадровый орган отсутствует, назначается лицо, ответственное за кадровую работу. Как кадровые позразделения, так и назначенное ответственное лицо также создаются для организации обеспечения правильного документооборота при прохождении военной службы.

Жизнедеятельность военнослужащих определена в общевоинских уставах Вооруженных сил Российской Федерации. Это такие нормативно-правовые акты, как устав внутренней службы, строевой устав, дисциплинарный устав и другие .

Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации руководит, а также контролирует работу кадровых подразделений в Вооруженных силах Российской Федерации. Одним из основных нормативных документов, который определяет организацию и деятельность кадровых органов в Вооруженных силах Российской Федерации является приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Руководства по работе кадровых органов Вооруженных сил Российской Федерации» от 07.04.2015 г. № 180дсп . В Руководстве определены функции кадровых подразделений. Все функции можно разделить на определенные группы: обеспечение и поддержание порядка в кадровом делопроизводстве, деятельность по аналитике текущих процессов, функции контроля, работа с лицами, проходившими военную службу, работа со справочной информацией, сам процесс оформления документооборота военнослужащих.

Анализируя вопрос, касаемый документов по личному составу, можно отметить, что в военное время у кадровых подразделений два основных направления работы :

— выработка комплекса мероприятий по приему и передаче личных дел лиц, проходивших военную службу, а также при объявленной мобилизации осуществление своевременной эвакуации или в связи с переводом воинских частей с мирного положения на военное;

— осуществление выбора мест дислокации сборных пунктов личных дел военнослужащих и сообщение почтовых адресов нижестоящим кадровым органам.

Важный фактор, который влияет на содержание и состав кадрового документооборота, правовой статус военнослужащего. Данный правовой статус предусматривает некоторые ограничения прав и свобод, что обусловлено спецификой прохождения военной службы. Информацию о вышеуказанных ограничениях можно найти в двух федеральных законах:

— федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

— федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Руководство по организации и ведению делопроизводства, пересылку личных документов военнослужащих в Вооруженных силах Российской Федерации осуществляет Управление делами Министерства обороны Российской Федерации. Регламентация работы данного органа происходит в соответствии с нормативным документом — «Временная инструкция по делопроизводству в Вооруженных силах Российской Федерации», принятая в 2009 году . Все виды документов, которые прямо или косвенно затрагивают процесс прохождения военной службы имеют определенную форму, которая установлена в соответствии с «Инструкцией по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных силах Российской Федерации». Инструкция была утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных силах Российской Федерации» .

При поступлении на военную службу заключается контракт с военнослужащим, нормативно-правовой основой которого является военное законодательство. Контракт с военнослужащим имеет особенность в том, что он носит обязательный характер и определяет лишь общие черты прохождения военной службы в воинских частях.

Военное законодательство отличается от трудового законодательства. Одним из примеров такого отличия является то, что военное законодательство предусматривает существенные различия в установлении момента вступления в силу контракта, а также формулирует основания для отказа в заключении контракта с военнослужащим, например при превышении максимального возраста, разрешенного при поступлении на военную службу. Еще одним отличием контракта с военнослужащим от трудового договора является то, что контракт всегда имеет срочный характер. Для заключения военного контракта необходимо собрать особый комплекс документов, удостоверяющих личность лица, поступающего на военную службу. К таким документам относят: удостоверение личности военнослужащего, ИНН, заключение военно-врачебной коллегии, военный билет, а в случае его отутствия при наличии высшего образования – приписное удостоверение и особый знак – жетон – личный номер.

В процессе кадрового делопроизводства военнослужащих встречаются также следующие документы: повестка, рапорт, отношение, предписание, наставление, послужной список и так далее . Данные типы документов не применимы в кадровом делопроизводстве лиц, проходивших гражданскую службу.

Что касается рассмотрения вопроса об увольнении военнослужащего важно отметить, что легализация увольнения предусматривает издание двух приказов: приказ по личному составу об увольнении с военной службы и приказ по строевой части об исключении военнослужащего из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы .

Анализируя такой нормативный акт, как «Руководство по учету личного состава Вооруженных сил Российской Федерации», которое утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 09 сентября 2015 г. № *47, можно сказать, что основная задача данного документа это порядок ведения личных дел, которые регламентируют персональный учет военнослужащих, осуществляющих прохождение военной службы по контракту .

Анализируя все вышесказанное, можно отметить, что в силу специфических особенностей военной службы, которая как отмечалось выше имеет существенные отличия от гражданской службы, работа кадровых подразделений Вооруженных сил Российской Федерации строго централизована. Сделаем вывод, что процесс кадрового делопроизводства военнослужащих представляет собой обособленную систему, которая полностью регламентирована нормативно-правовыми актами военного законодательства. Учитывая особенности характера работы кадровых подразделений в военном ведомстве страны, такой подход к кадровому делопроизводству можно считать оправданным. Он позволяет обеспечивать решение поставленных перед ним приоритетных задач на основе реализации целенаправленной кадровой работы.

Список литературы:

  1. Временная инструкция по делопроизводству в Вооруженных силах Российской Федерации: утв. Приказом Министра обороны РФ от 19 августа 2009 г. № 205/2/588 // ГАРАНТ . Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/55171107/, свободный.
  2. «Положение о порядке прохождения военной службы: утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // СЗ РФ. 2015. № 25. Ст. 3643.
  3. Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 г. № 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных силах Российской Федерации // Российская газета. 2002. № 230.
  4. Приказ Министра обороны РФ от 31 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных силах Российской Федерации» // ГАРАНТ . Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/6396256/, свободный.
  5. Приказ Министра обороны РФ от 09 сентября 2015 г. № *47 «Руководство по учету личного состава Вооруженных сил Российской Федерации» // Российская газета. 2015. № 124.
  6. Справочник по кадровой работе в военных организациях: Практическое издание // Астахов А.А. – Серия «Право в Вооруженных силах – консультант» — М.: «За права военнослужащих», 2014. – Вып. 98. – С. 180.
  7. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 47 (Часть1). Ст. 5749.
  8. Шанхаев С.В. Прохождение военной службы по контракту: практические рекомендации // Серия «Право в Вооруженных силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2015. – Вып. 89. – С. 29.

«Об утверждении Наставления по архивному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации»

Военное законодательство > Вооруженные Силы РФ, другие войска, формирования и органы > Управление и структура Вооруженных Сил
Приказ, Министр обороны Российской Федерации, «Об утверждении Наставления по архивному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации», от 4.7.1996 г., № 270
объединенный архивный фонд — совокупность документов, образовавшихся в деятельности двух и более фондообразователей, имеющих между собой исторически и (или) логически обусловленные связи (однородность функций, подчиненность, преемственность или общность делопроизводства);
опись дел — архивный справочник, представляющий собой систематизированный перечень заголовков дел и предназначенный для раскрытия состава и содержания дел, закрепления их систематизации внутри фонда и учета дел.
ГЛАВА II
АРХИВЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ИХ ЗАДАЧИ
12. Архивы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — архивы) осуществляют прием, учет, хранение законченных делопроизводством дел и обеспечение использования архивных документов.
Систему архивов Вооруженных Сил Российской Федерации составляют:
Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (далее — ЦАМО) с филиалом;
Центральный военно-морской архив (далее — ЦВМА) <*>;
архив Ракетных войск стратегического назначения;
архив военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации;
архивы округов, группы войск, флотов и флотилий (далее — окружные и флотские архивы).
———————————
<*> Далее в тексте настоящего Наставления ЦАМО и ЦВМА, если не оговорено особо, будут именоваться для краткости центральными архивами.
Архивы, не упомянутые в данной статье, свою работу организуют и проводят в соответствии с требованиями настоящего Наставления.
13. В воинских частях и учреждениях, где нет архивов, выполнение работ с архивными документами возлагается на соответствующих работников строевых отделов (отделений, частей) и делопроизводств штабов и учреждений.
14. Архивы являются юридическими лицами, имеют гербовую печать с действительным наименованием <*>.
———————————
<*> Архив военно-медицинских документов пользуется гербовой печатью и угловым штампом Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации.
15. ЦАМО подчиняется начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Непосредственное руководство деятельностью ЦАМО осуществляет по решению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации один из его заместителей через ИАиВМЦ.
ЦАМО пользуется правами управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и является головным по отношению к архивам округов.
Филиал ЦАМО подчиняется начальнику ЦАМО.
16. ЦВМА подчиняется начальнику Главного штаба Военно-Морского Флота. Непосредственное руководство деятельностью ЦВМА осуществляет по решению начальника Главного штаба Военно-Морского Флота один из его заместителей.
ЦВМА пользуется правами отдела Главного штаба Военно-Морского Флота и является головным по отношению к флотским архивам.
17. Архив Ракетных войск стратегического назначения подчиняется начальнику Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения. Непосредственное руководство деятельностью архива осуществляет по решению начальника Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения один из его заместителей.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *