«Сбербанк»: розыск вкладов

dolboeb — 14.02.2011 — Бизнес По устной рекомендации службы поддержки клиентов «Сбербанка» попробовал штатную процедуру розыска вкладов.
Открылась бездна, звёзд полна.
Это, если хотите знать, вообще не банк. Это Музей остановившегося времени.
Люди, сидящие в головном офисе и использующие «Фейсбук», просто не представляют себе реально, как оно устроено внизу.
Потому что у них там в головном офисе уже есть компьютеры, и какой-то доступ к информации.
Они прочли в моём ЖЖ (или в Фейсбуке) вопрос «Где мои вклады?», вбили моё ФИО в систему, получили на мониторе список счетов, который мне по телефону вкратце пересказали.
На одних остатки видны, на других — нет ещё, но это всё-таки результат.
И они думают, что такую же проверку может по заявлению клиента провести любое отделение в городе.
Но мой эксперимент показал, что они страшно заблуждаются.
Докладываю обстановку.
Чтобы через любой офис «Сбербанка» попробовать найти свои счета в этом учреждении, нужно написать на имя его руководителя заявление о розыске счетов.
До этого места мне в службе поддержки клиентов всё правильно объяснили.
А вот дальше — никогда не угадаете, что происходит с этим заявлением.
Чтобы провести розыск, нужно эту бумагу доставить в каждую сберкассу и каждый дополнительный офис отдельно.
И там её будут специально проверять по своей картотеке.
При этом операция проверки по заявлению — платная.
И оплата взимается отдельно за каждый филиал.
Например, в Вернадском отделении — 50 дополнительных офисов, так что поиск по счетам только в его филиалах стоит 1100 рублей.
А всего в системе Московского банка СБ — 11 отделений. В каждом из них — десятки филиалов. В общей сложности розыск по одной только Москве — порядка 13 тысяч рублей.
И это не точная цифра, а самая грубая прикидка.
Вы, конечно, спросите, а нельзя ли как-нибудь ограничить ареал поиска, чтобы сэкономить бабло?
Ответ вы, опять же, никогда не угадаете. Вернее, ответ вы, наверняка, уже угадали, он из трёх букв.
Но объяснение логики — далеко за пределами воображения.
Оказывается, за последние 20 лет «Сбербанк» столько раз закрывал, сливал и перемещал свои отделения, что вы уже не можете знать, где оказались счета, которые раньше велись, скажем, в отделении на улице Ляпидевского. Может, они переехали в Сокольники, а может — на бульварное кольцо. Единственный способ узнать наверняка — опросить все филиалы по одному, 20 рублей на офис (плюс 100 рублей каждому из 11 отделений).
Конечно, платить деньги — не единственный путь. Есть, разумеется, и бесплатный способ. Нужно просто обойти ногами все оперкассы и дополнительные офисы в Москве. В каждом из них вам на основании паспорта бесплатно проверят, есть ли у них ваши деньги.
Есть и другой способ, в 500 раз более удобный и в 100 раз более дешёвый. Обратиться в то самое центральное отделение, на Вавилова, 19. Потому что у них там стоит компьютер, и они могут посмотреть. Опять-таки, бесплатно (вернее, по цене процессинга одной заявки).
Перевожу на русский язык. Клиент может обратиться на улицу Вавилова, и ему всё там расскажут. А вот офис «Сбербанка» не может обратиться на Вавилова — даже по письменному заявлению клиента, даже за деньги.

И это совершенно логично. Потому что две эпохи не должны смешиваться. 🙂
Позитив: дополнительный офис, куда меня занесла сегодня нелёгкая доля исследователя банковского сектора, оказался много лучше, чем я ожидал.
Ну, то есть с порога — обычный бытовой хоррор: тесная конторка, и очередь из пары дюжин плохо одетых людей.
Но за конторкой — вполне доброжелательная девушка, которая, услышал о моём желании разыскать вклад, немедленно побежала куда-то по начальству, и вернулась с бланками заявлений, даже не предложив мне вставать в очередь (зато предложив присесть — и действительно, там была пара свободных мест на скамеечке аэропортового типа).
Когда я заполнил заявления и задал девушке вопросы, на которые у неё не оказалось ответов, она попросила подождать, и привела откуда-то из недр офиса другую барышню, очень веселую и добродушную. Та мне объяснила подробно весь механизм путешествия клиентских запросов по каналам «Сбербанка» — доходчивым языком и очень дружелюбно.
И очередь двигалась на удивление быстро. Минуты 2-3 на клиента, как мне показалось.
Это, кстати, была моя третья за неделю попытка пообщаться со «Сбербанком» физически. В двух других эпизодах я заходил в отделения, смотрел на очередь и уходил.
Disclaimer: мой визит в Сбербанк никак не был связан с сегодняшним путинским бенефисом на ту же тему.
Как, вероятно, и вызов Грефа к Путину не был связан с моим предстоящим визитом в дополнительный офис Сбера.

Розыск счетов в Сбербанке. Услуга «Розыск счетов»

Розыск счетов в банках осуществлялся всегда, но никогда сильно не афишировался ими, и никогда ранее не предлагался клиентам как отдельная самостоятельная услуга. Сбербанк России эту услугу клиентам предложил, назвав её «Розыск счетов». Увеличение потока запросов на поиск способно подтолкнуть к формированию рациональных правил работы с ними. В Сбербанке такое увеличение могло быть частично связано с компенсационными выплатами вкладчикам и наследникам советских вкладов.
И неважно, какие причины заставляют людей разыскивать счета в банках, важно, что банки могут и должны разыскивать счета, а затем официально уведомлять клиента о результатах поиска.
Никаких технических сложностей для любого банка по розыску счёта (вклада) сегодня нет, просто для этого требуется определённое (достаточно длительное) время, а ещё соблюдение банковского законодательства. К банковскому законодательству я отношу требование по соблюдению «Банковской тайны»* при работе со счетами, которое изложено в Части 2 Статьи 857 ГК РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ и Статье 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1.

Услуга «Розыск счетов»

Для осуществления розыска счетов через услугу «Розыск счетов», клиентам Сбербанка (как правило, это новые клиенты) может быть предложено следующее:

  • заключить Универсальный Договор банковского обслуживания (УДБО);
  • получить в устройстве самообслуживания/банкомате логин и пароль для регистрации в системе «Сбербанк Онлайн»;
  • зарегистрироваться в системе «Сбербанк Онлайн».
  • войти в «Сбербанк Онлайн» и в разделе «Вклады и счета» посмотреть информацию обо всех вкладах, сберегательных счетах, ОМС в пределах региона обслуживания, на территории которого заключён УДБО. Там же можно посмотреть информацию по всем банковским картам, открытым в Сбербанке.

Через систему «Сбербанк Онлайн» клиент не сможет найти свои счета в следующих случаях :

  • Если счёт/ вклад был оформлен до смены фамилии имени или отчества;
  • Если счёт /вклад был оформлен клиентом до смены паспортных данных.

В рамках услуги «Розыск счетов» клиент может разыскать следующие виды счетов:

  • счета по вкладам;
  • сберегательные счета (текущие счета);
  • обезличенные металлические счета (ОМС).

Поиск ведётся как по действующим счетам, так и по закрытым (не позднее 10 лет от даты розыска), а также по действующим на 20 июня 1991 года счетам, подлежащим компенсации или выдаче.

Розыска счетов/вкладов через подразделение банка

Для осуществления розыска счетов/вкладов через подразделение Сбербанка клиенту потребуется осуществить следующее:

  1. Посетить любое отделение банка ( или то отделение, в котором открывался счёт).
  2. Предъявить паспорт и остальные необходимые документы, если они необходимы (доверенность; завещание; документ, подтверждающий полномочия законного представителя и др.).
  3. Оформить типовой бланк заявления на розыск счетов/вкладов на имя руководителя банка / филиала.
  4. Зарегистрировать передачу заявления и копий других документов (если потребуется) и приготовиться ждать.

Типовой Бланк Заявления на розыск счетов/вкладов Сбербанка выглядиттак:

Бланк Заявления на розыск счетов/вкладов Сбербанка
Розыск счетов через отделения Сбербанка ведётся:

  • по действующим счетам и вкладам
  • по закрытым счетам и вкладам (не позднее 10 лет от даты розыска)
  • по действовавшим на 20 июня 1991 года счетам, попадающим под компенсационные выплаты.

Информацию о результатах розыска Сбербанк, по указанию клиента, направляет:

  1. по почте по адресу места жительств или регистрации (заказным письмом);
  2. на адрес электронной почты.

Срок предоставления ответа о розыске счетов может составлять до 30 календарных дней.

Для сведения:

* Выдержки из статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «Банковская тайна»:
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. И т.д.
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — консульским учреждениям иностранных государств


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *