5. Основные направления государственной политики в области образования.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом.

Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

  • Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

  • Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

  • Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.

  • Общее образование является обязательным.

  • Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

    • Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

  • Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

    • Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

  • Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

  • Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

    • В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

  • Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.

  • Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2006-2010 годов).

  • В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

  • свобода и плюрализм в образовании;

  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Роль государства в сфере образования

Изъяны рынка образовательных услуг в сочетании с ценностными представлениями о правах граждан на получение образования обусловливают необходимость участия государства в осуществлении образовательной деятельности. Государственное участие требуется для обеспечения граждан более достоверной информацией о качестве образовательных услуг, для ограничения возможностей производителей образовательных услуг извлекать выгоды из своего монопольного положения, для распределения ресурсов в сфере образования с учетом внешних эффектов потребления образовательных услуг, для обеспечения доступности образования всем членам общества.

Государство принимает участие в образовательной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере образования, являются:

1) регулирование образовательной деятельности:

лицензирование,

установление образовательных стандартов, контроль за их соблюдением;

2) организация обучения в государственных учебных заведениях;

3) финансирование получения населением определенных уровней и видов образования.

Регулирование.Право заниматься образовательной деятельностью обычно обусловливается получением лицензии, выдаваемой государственными или иными органами, наделенными государством такими полномочиями. Государство устанавливает требования к условиям осуществления образовательного процесса (строительные, санитарные, гигиенические нормы, требования к оснащенности учебных помещений, наличию оборудования, образовательному цензу педагогических работников и т.п.). Соблюдение этих требований является условием выдачи лицензии.

Государство регулирует организацию образовательного процесса, требуя, чтобы предоставление начального, среднего и высшего образования было последовательным, стандартизированным и обеспечивало преемственность передаваемых знаний. Требования к качеству образовательных услуг устанавливаются в форме государственных образовательных стандартов. В России они имеют федеральный и национально-региональные компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

Организация обучения.Государство в очень многих странах гарантирует обеспечение доступа каждого человека к некоторому базовому образованию. Во второй половине XX в. все страны с развитой рыночной экономикой, страны Восточной и Центральной Европы установили обязательное среднее образование для своих граждан. В странах Восточной Азии, Латинской Америки начальное образование является почти универсальным. Практически повсеместно государство обеспечивает бесплатное получение базового образования, используя для этого систему государственных школ или общественных школ, созданных местными сообществами.

Высшее образование предоставляется в государственных и негосударственных высших учебных заведениях. Соотношение тех и других в разных странах различно. В большинстве стран преобладают государственные высшие учебные заведения. Но, например, в Японии более двух третей всех студентов обучается в частных университетах.

Во всех странах вплоть до недавнего времени государственные учреждения начального и общего образования и все или многие учреждения высшего образования находились в административном подчинении государственных органов управления образованием, которые непосредственно руководили их работой. В условиях формирования информационного общества, требующего высокого уровня инновативности образовательных программ, гибкости в организации учебного процесса, управление административными методами оказывается неэффективным и с организационно-технологической, и с экономической точек зрения.

В последнее десятилетие в странах с развитой рыночной экономикой проводятся реформы, меняющие роль государства в сфере образования: государство перестает непосредственно руководить учебными заведениями, все активнее выступая не в роли производителя, а в роли заказчика и покупателя образовательных услуг. Функции органов управления перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов их потребителей. Государство способствует развитию в сфере образования конкуренции и рыночных отношений, но при этом во многих странах скептически относятся к перспективам приватизации государственных школ и вузов.

Финансирование. В среднем во всем мире 63% расходов на образование осуществляется за счет государства*. Средний уровень расходов на образование составил в 1996 г. 5,4% ВВП в странах с высоким уровнем подушевого дохода и 4,1% ВВП в странах со средним и низким уровнем подушевого дохода**.

*Facts and Figures 2000 / UNESCO Institute for Statistics. 2000. P. 20.

** Entering the 21th Century. World Development Report 1999/2000. Washington D.C.: The World Bank, 2000. P. 241.

За счет бюджетных средств финансируется деятельность государственных учреждений, предоставляющих базовое образование. Во многих случаях государство финансирует также частные школы наравне с государственными, обеспечивая таким образом гарантии получения базового образования вне зависимости от принадлежности образовательной организации. Государство полностью или частично берет на себя расходы по обучению своих граждан в высших учебных заведениях, государственных и негосударственных, финансируя в той или иной форме их деятельность.

Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 8171 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Роль государства в сфере образования. Система государственных органов управления образованием

Введение

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Основные принципы образовательной политики в России определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования

Согласно статьи 24 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» управление системой высшего и послевузовского профессионального образования относится к компетенции следующих органов.

Федеральное Собрание Российской Федерации;

Президент Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, как структурный элемент системы высшего и послевузовского профессионального образования обладают необходимым качеством обособленности по отношению ко всей системе. Их деятельность регулируется разнообразными законодательными и подзаконными правовыми актами.

Исследование этих актов позволит выявить существующие недостатки в правовом регулировании деятельности государственных органов управления образованием.

В ФЗ «О ВППО» содержится глава IV «Управление системой ВППО», закрепляющая полномочия Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования. Вместе с тем в указанной главе законодатель никак не отразил полномочия Президента РФ. Исходя из конституционно-правового статуса, Президент РФ является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина (права на образование), определяет основные направления внутренней политики государства, наделен широкими полномочиями в отношении Правительства РФ. Это позволяет ему оказывать управленческое воздействие на сферу образования: давать поручения Правительству РФ, издавать правовые акты управления, а также осуществлять иные полномочия, установленные в действующем законодательстве. Так, в сфере ВППО Президент РФ непосредственно осуществляет следующие полномочия: назначает руководителя образовательного учреждения, в том числе назначает и освобождает от должности ректоров МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета; утверждает перечень федеральных государственных образовательных учреждений, которые вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 24 ФЗ «О ВППО» Президент РФ осуществляет разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения, посредством утверждения положений об указанных органах. В целях улучшения качества ВППО Президентом РФ за последнее время были приняты Указы «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ» и «О стипендиях Президента РФ для студентов, аспирантов, адъюнктов, слушателей и курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования». Систематизация полномочий Президента РФ в сфере управления системой ВППО в соответствующей главе ФЗ «О ВППО» позволит в полной мере отразить структуру органов управления в действующем законодательстве.

В п. 1 ст. 24 ФЗ «О ВППО» говорится о полномочиях Федерального Собрания в области высшего и послевузовского образования. По Конституции РФ самостоятельной компетенцией наделяется не Федеральное Собрание, а его палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, поэтому такая формулировка является некорректной. Являясь законодательными органами, палаты Федерального Собрания сами разрабатывают, принимают законы об образовании и вносят в них изменения, а также ратифицируют международные договоры. Такие полномочия позволяют органам федеральной законодательной власти контролировать и влиять на решения остальных органов законодательной инициативы (Президента РФ, Правительства РФ, отдельных депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации и других) посредством внесения изменений в предлагаемые этими органами законопроекты или их отклонения.

В наиболее общем виде полномочия Правительства РФ в сфере образования закреплены в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Так, в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования. На основании Федерального конституционного закона Правительство РФ в сфере образования обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования. Полномочия Правительства РФ были конкретизированы п. 2 ст. 24 ФЗ «О ВППО».

Сегодня вузы находятся в ведении различных министерств и ведомств. Распределение однородных управляемых объектов, которыми являются образовательные учреждения, по различным системам органов управления (Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и др.) осуществляется Президентом РФ и Правительством РФ и обусловливает наличие надведомственных полномочий органа управления высшим образованием.

В п. 3 ст. 24 ФЗ «О ВППО» говорится о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также закрепляется перечень полномочий этого органа. Таким органом, имеющим надведомственные полномочия, является Министерство образования и науки Российской Федерации (далее — Минобрнауки). Правительство РФ наделило Минобрнауки полномочиями, закрепленными в Положении о нем. В соответствии с п. 1 раздела I Положения Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Функция по нормативно-правовому регулированию в сфере образования в Положении представлена наиболее широко. Так, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты по установленному перечню вопросов, состоящему из 81 пункта. Если его внимательно проанализировать, то непосредственно к регулированию в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся вопросы об установлении: перечня профессий и направлений подготовки (специальностей), по которым осуществляется образование, а также показателей деятельности вуза; вступительных испытаний и порядка приема в вуз; федеральных государственных образовательных стандартов; типовых положений об образовательных учреждениях и их филиалах, положений о докторантах, аспирантах и соискателях; проведения государственной (итоговой) аттестации, проверки экзаменационных работ и применения системы оценки результатов, а также порядка подачи и рассмотрения апелляции и другие.

Таким образом, в современной России сложилась такая правовая ситуация, когда управленческие полномочия одного и того же органа исполнительной власти регламентируются двумя разными по юридической силе правовыми актами — федеральным законом и постановлением Правительства РФ, при этом нормы последнего не должны противоречить первому, а могут лишь раскрывать их содержание. Например, в соответствии с п. 3 ст. 24 ФЗ «О ВППО» в перечень полномочий Минобрнауки входит утверждение положения о подготовке научно-педагогических работников, в том числе научных работников, и утверждение положения о порядке замещения должностей научно-педагогического персонала. Указанные полномочия отражены в разделе II Положения о Минобрнауки и вместе с тем расширены указанием на возможность принятия нормативно-правовых актов о проведении аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников (п. 5.2.70), а также о порядке, видах и формах повышения квалификации научно-педагогических работников (п. 5.2.72).

Однако при сравнении указанных правовых актов замечаем, что многие полномочия закреплены лишь в Положении о Минобрнауки, а некоторые, закрепленные первоначально в Законе, не находят продолжения в Положении. Таким примером может послужить законодательно установленное полномочие Минобрнауки по содействию развитию и реализации новых эффективных технологий обучения в области ВППО, которое не встречается в тексте Положения. Становится понятно, что перечень полномочий Минобрнауки в силу постоянного обновления его функций может продолжить изменяться, что в сложившейся ситуации заставит вносить поправки в действующее законодательство. Это может быть также следствием событий начала весны 2010 г., когда Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию, длительное время находящиеся в ведении Министерства, на основании Указа Президента РФ были упразднены, а их функции переданы самому Министерству. Это обстоятельство в итоге и послужило принятию нового Постановления Правительства о Минобрнауки, в котором перераспределенные функции были учтены. Выходом из этой ситуации может послужить отказ законодателя от закрепления в ФЗ «О ВППО» полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с обязательным указанием в тексте Закона на наличие Положения об этом органе. В самом Положении все полномочия органа управления образованием должны быть отражены и систематизированы.

Минобрнауки имеет в своем ведении Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор), в отношении которых в соответствии с п. 2 раздела I указанного Положения осуществляет функцию по координации и контролю деятельности. Рособрнадзор, исходя из возложенных на него функций, наделен широкими полномочиями по контролю и надзору в сфере высшего и послевузовского образования, а также иными полномочиями в данной сфере. В п. 4 ст. 24 ФЗ «О ВППО» законодатель по аналогии с Минобрнауки, раскрывая полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, не дает названия федеральной службы. Однако, как и в случае с Минобрнауки, в Положении о Рособрнадзоре эти полномочия раскрываются более подробно и зачастую дублируют содержащиеся в Законе.

Помимо вышеуказанных универсальных органов управления, некоторые другие федеральные органы исполнительной власти также имеют полномочия в сфере управления ВППО. Как мы уже отмечали, многие образовательные учреждения в России находятся в ведении различных министерств и ведомств (МВД, Минобороны, Минюст, Минкульт, Минздрав, МИД и др.), которые в соответствии со ст. 11 Закона РФ «Об образовании» являются их учредителями. Такие образовательные учреждения принято называть ведомственными, т.е. вузами, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти. Существующая отраслевая система управления ведомственными образовательными учреждениями в наибольшей степени отвечает задачам подготовки специалистов для органов исполнительной власти, поскольку обучение в них связано одновременно с прохождением службы и подчинением соответствующим уставам, позволяет успешно решать вопросы с организацией практики и последующим трудоустройством выпускников и т.д.

В соответствии с п. 5 ст. 24 ФЗ «О ВППО» разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся вузы, устанавливается положениями о соответствующих органах, утвержденными Президентом РФ или Правительством РФ. В реальности выясняется, что в положениях о федеральных органах исполнительной власти фактически отсутствуют нормы, посвященные разграничению полномочий в отношении высших учебных заведений. Так, в Положении об МВД России <10> непосредственно не говорится о наделении последнего функцией в области образования. В нем лишь упомянуто о том, что МВД России организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; принимает участие в разработке и реализации программ кадрового обеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки кадров ФМС России. Эту деятельность МВД России осуществляет через входящие в его систему научно-исследовательские и образовательные учреждения.

Заключение

Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение предусмотренных на образование ассигнований, утверждает Федеральную программу развития образования в стране, контролирует основные этапы ее реализации, осуществляет международные связи. Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают разработку и реализацию стратегии государственной политики в образовательной области, ее законодательного закрепления и иного организационного и правового оформления.

К компетенции Правительства РФ отнесено установление порядка лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; определение порядка разработки, утверждение и введение государственных образовательных стандартов, и ряд других функций и полномочий, вытекающих из норм и требований Конституции РФ, федеральных законов и соглашений высших органов управления России и субъектов Федерации по вопросам государственной организации системы, структуры и содержания образования в Российской Федерации.

Отраслевыми органами в системе государственного управления образованием в Российской Федерации являются: Министерство образования и науки РФ и все иные федеральные министерства и ведомства, имеющие в своей системе образовательные учреждения отраслевого профиля; государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) органы управления образованием, которые создаются по решению органов местного самоуправления.

Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координирующим в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными и субъектов Федерации государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, Российской академией образования, иными отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, научными организациями, молодежными и детскими общественными объединениями и организациями. В ведении Министерства образования и науки РФ состоят действующие на основе специальных Положений, утвержденных постановлениями Правительства РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию.

Таким образом, существующая и рассмотренная нами законодательная система призвана обеспечивать все уровни управления ВППО, и особенно их ориентацию на решение задач социального, государственного значения.

Однако слабым местом в построении и деятельности государственных органов управления образованием остаются неопределенные и зачастую расплывчатые юридические характеристики их функций и полномочий, а также взаимоотношений между собой. Налицо дублирование полномочий в разных нормативно-правовых актах у одних из них, у других же фактическое отсутствие или незначительное отражение.

В последнем случае требуется расширение перечня полномочий федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении учебные заведения, с отражением их в тексте положений об этих органах.

Предложенные нами меры по систематизации законодательных и подзаконных актов должны послужить более качественному выполнению органами управления образованием возложенных на них функций.

Список литературы

государственный управление образование власть

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Парламентская газета», N 4, 23-29.01.2009.

2. ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (в ред. от 30.12.2008) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712. Ст. 17.

3. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // «Собрание законодательства РФ», 26.08.1996, N 35, ст. 4135

4. Указ Президента РФ от 26.05.2009 N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 22. Ст. 2698.

5. Указ Президента РФ от 14.02.2010 N 182 (в ред. от 22.06.2010) «О стипендиях Президента РФ для студентов, аспирантов, адъюнктов, слушателей и курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования» // СЗ РФ. 2010. N 8. Ст. 837.

6. Указ Президента РФ от 04.03.2010 N 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1057.

7. Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 N 337 «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» (вместе с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации) // СЗ РФ. 2010. N 21. Ст. 2603.

8. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» (в ред. от 08.08.2009) // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2670.

9. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (постатейный) под ред. А.Н. Козырина / Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009.

10. Васильев Ф.П., Большаков М.С. Функционирование государственных органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием // Административное право и процесс», 2010, N 6.

Пожалуйста помогите Пожалуйста помогите Эссе на тему «Знание-это участие в судьбе мира».Выполнить по всем критериям ЕГЭ и оно обязательно должно быть оригинальным.Списано из интернета-жалоба +заберут полученные баллы Примеры свободного общества Написать эссе (в свободной форме, не по алгоритму) на тему «Роль духовной деятельности в развитии человека на основе личного социального опыта». Обяза тельные требования: 7-12 предложений, конкретные примеры из личного социального опыта духовной деятельности, конкретные результаты, плоды вашей духовной деятельности или духовной деятельности вашего социального окружения, формы (виды) духовной деятельности, в которой участвуете. Эссэ формальные нормы в моей жизни. ДАЮ МНОГО БАЛЛОВ напишите пожалуйста отдельно сходства и различия!! Как понимать пословицу «где родился — там и пригодился В состав организации входят три филиала. Директор первого филиала добивается высоких показателей в работе при помощи высокой организации производства, но при этом человеческий фактор практически отвергает. Директор второго филиала крайне мало заботится о производстве, при этом заботится о людях. Директор третьего филиала достигает определенных показателей в деятельности путем поддержания равновесия между потребностями производства и персонала. Дайте оценку приведенных стилей руководства Составить кроссворд по теме «Деятельность человека». Минимум 12 слов 50 баллов

Государственная политика в области образования

Государственная политика в области образовательная – это целенаправленная деятельность государственных органов в области образования. Основополагающие начала, идеи, на которых базируется вся деятельность государственных органов, направленная на эффективное регулирование образовательных отношений, на их развитие, совершенствование, называются принципами государственной политики в сфере образования.

В Законе об образовании провозглашены основные принципы государственной политики в сфере образования (общие принципы):

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

· светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

· свобода и плюрализм в образовании;

· демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;

Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» выделяются следующие принципы, присущие сфере высшего и послевузовского профессионального образования (специальные принципы):

· непрерывность и преемственность процесса образования;

· интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

· конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

· государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования;

Российское государство провозгласило область образования приоритетной. Основные направления развития образования обозначены в национальном проекте «Образование», первоочередная задача которого – дать системе образования новый стимул к движению вперед.

Реализация проекта предусматривает несколько аспектов. Во-первых, она поможет выявить возможные «точки роста». Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым, то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов, чтобы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы. Различные компоненты национального проекта усиливают друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги.

Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

1) финансирования за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации;

2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию;

3) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством;

4) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;

5) создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки. Федеральным законом от 01.12.2007 №308-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в Закон о высшем образовании введена статья 2.1 «Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки», которая предусматривает формы такой интеграции:

1) проведение высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансирования;

2) привлечение высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) осуществление высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

4) реализация научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

5) создание на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

6) создание высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В 2000 г. была принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации, установившая приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, обозначила необходимость модернизации российской системы образования. Актуальность модернизации сферы образования определяется насущной потребностью интеграции в мировое образовательное пространство. Модернизация образования — это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. В «Национальной доктрине развития образования в России» обозначены основные задачи государства в сфере образования. Она включает 43 позиции, отражающие широкое разнообразие частичных управленческих целей и задач. Однако все эти задачи не приведены в единую систему и относятся к различным субъектам внутри государства, принадлежащим как к законодательной, так и исполнительной ветвям власти и к разным уровням государственной власти и управления.

В 2001 году была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, определяющая основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики, обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством, обеспечение экономической самостоятельности, перестройка организации педагогической науки, преодоление ее оторванности от запросов современного общества и приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие с задачами модернизации.

В 2004 году приняты Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. В соответствии с ними обозначены ключевые позиции развития отечественного образования:

· повышение качества профессионального образования;

· обеспечение доступности качественного общего образования. Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста («предшкольное образование»), для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Профильное обучение главным образом должно быть сориентировано на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий;

· развитие современной системы непрерывного профессионального образования. Непрерывное образования должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.

Для развития современной системы непрерывного профессионального образования необходимо:

· обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;

· создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;

· повысить роль общественных институтов в управлении образованием;

· сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;

· создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся;

· повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

· переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

При внедрении нормативно-подушевого финансирования приходится решать одновременно две задачи:

Первая – оптимизировать сеть образовательных учреждений, оптимизировать наполняемость классов с целью повышения эффективности бюджетных расходов. Денег в образовании не так много, чтобы позволить финансировать огромную сеть учреждений с маленьким количеством учащихся. Нужны средства на повышение заработной платы работников образования, на учебные расходы, поскольку от этого зависит качество обучения.

Вторая – не ухудшить финансирование образовательного процесса, сохранить, где это необходимо в силу социально-экономических причин, сеть малочисленных школ (чтобы населенный пункт не «умер», а возможно имел точки роста). Тем более, что в настоящее время принимается много мер по улучшению демографической ситуации (в том числе на селе).

Реализация приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

В 2005 году была принятаФедеральная программа развития образования на 2006-2010 годы.Федеральная целевая программа развития образования была принята в целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования в соответствии с действующим законодательством принята

Она призвана конкретизировать государственную политику в сфере образования на среднесрочный период, и определяет своей главной целью «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Основные цели и задачи программы конкретизируются в региональных программах, учитывающих социально-экономические, национально-культурные, демографические, экологические и другие параметры региона, области, края и направлены на решение проблем, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации. В рамках модернизации российского общества программа нацеливает развитие системы образования на основе современных достижений науки и практики.

· Приоритетный национальный проект «Образование», инициированный Президентом Российской Федерации в 2005 году, включает направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии».

Национальный проект предусматривает несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Во-вторых, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования.

Государство заинтересовано в достижении современного качества образования и его всеобщей доступности. Однако государственная политика в области образования должна иметь научное обоснование — лишь в этом случае образование будет в наибольшей степени отвечать потребностям личности, семьи, общества, государства, эффективно использовать бюджетные средства, будет более конкурентноспособным на мировых рынках образовательных услуг.

Теоретическое обоснование функционирования и развития сферы образования России в начале XXI века условно можно назвать Общей теорией функционирования и развития системы образования. Она состоит как минимум из следующих частных теорий: теория педагогики; теория воспитания; социология образования; философия образования; образовательное право; экономика образования; история образования; психология образования; управление образованием.

В целях осуществления скоординированных действий, направленных на развитие образования в стране, Правительство Российской Федерации постановлением от 4 октября 2000 г. № 751 утвердило Национальную доктрину образования в Российской Федерации. Эта доктрина как правовой документ, который придает правовую форму идеям, выработанным частными теориями, еще не заняла предназначенное ей место в государственной политике в сфере образования в силу следующих причин: государственная доктрина должна была стать выражением общей теории функционирования и развития системы образования. Такой результат не был достигнут из-за того, что не были обобщены все частные теории, объясняющие систему образования; доктрине не была придана форма федерального закона; теория образовательного права еще не получила достаточного развития.

Лекция №2

Тема: Образовательное право в российской правовой системе.

Образовательное право и образовательное законодательство, их соотношение.

Образовательное право как отрасль права: понятие, предмет, метод и система.

Образовательное право – как отрасль законодательства.

Систематизация образовательного законодательства. Образовательный кодекс РФ.

Государственная политика в области образования статья на тему

Апрельская В.И. 03.02. 2015

Государственная политика в области образования

1. Приоритеты государственной политики в области образования.

2. Стратегические цели согласно Национальной доктрины образования.

3. Главные цели ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Основные особенности изложеные в новом законе «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Приоритеты государственной политики в области образования:
  • бесплатность полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
  • равный доступ всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
  • получение образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.
  • модернизация школы, которая предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
  • воспитание как первостепенный приоритет в образовании
  1. К стратегическим целям в доктрине отнесены:
  • создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
  • укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;
  • кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;
  • утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.
  • исключительно важное значение имеет определение в доктрине соответствующих названным целям главных задач, стоящих перед системой российского образования. В круг этих задач входят обязанности системы образования обеспечить:
  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • формирование культуры мира и межличностных отношений;
  • разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей,
  • формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
  • формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
  • формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;
  • непрерывность образования в течение всей жизни человека;
  • многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;
  • преемственность уровней и ступеней образования;
  • создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;
  • академическую мобильность обучающихся;
  • развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;
  • подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
  • воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
  • противодействие негативным социальным процессам;
  • экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.
  1. Главные цели Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

− создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;

− расширение образовательных возможностей граждан;

− комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционального более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;

− обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

  1. Основные особенности Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1. Новый Закон в большей мере регулирует содержание образования, в том числе устанавливает требования к образовательным программам и стандартам, и более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

2. Закон вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Он вводит четкие определения терминов и понятий «образование», «воспитание», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика» др.

3. Закон меняет термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».

4. В соответствии с новым Законом образование в РФ подразделяется на:

− общее образование;

− профессиональное образование;

− дополнительное образование;

− профессиональное обучение.

5. Отдельные главы Закона посвящены регламентации правового положения обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников.

6. Впервые на законодательном уровне закреплены особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности (ст.5, 75, 77, 83 Закона), иностранным гражданам и лицам без гражданства и лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке (ст.36, 55, 70, 78, 105 и др.).

Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья(ст. 5, 11, 43, 48, 55, 59, 60, 79, 99, 108).

7. В Законе об образовании закреплены современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения.

Впервые на законодательном уровне выделены отдельные нормы, посвященные:

− модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (ст.13);

− сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях (ст. 16, 34, 98);

− использованию дистанционных технологий в образовательном процессе

8. Введены нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности частных (негосударственных) образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы (ст. 8,99,108).

9. В Законе об образовании уточнены термины о формах получения образования и форм обучения. С учетом международной практики, различающей понятие формального, неформального, информального образования, это образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования − ст.17).

10. ФЗ ввел новое понятие: «организация, осуществляющая образовательную деятельность». К этой категории относятся не только образовательные организации (некоммерческие, осуществляющие лицензированную образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности), но и организации, осуществляющие обучение, то есть юридические лица, лицензированная образовательная деятельность которых не является

11. Одной из новаций ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является упорядочение типологии образовательных организаций: снято избыточное дробление на типы и виды, создававшие трудности при лицензировании и аккредитации.

12. Закон об образовании четко разделил полномочия органов власти в сфере образования (ст.108).

13. Глава 13 Закона об образовании посвящена экономической деятельности и финансовому обеспечению в сфере образования. Предусматривается, что нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себе затраты на оплату труда педагогических работников с учетом соотношения преподавательской и другой работы, а также с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников.

14. Закон об образовании более полно раскрывает правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51). Изменения коснулись порядка назначения или избрания по руководящую должность.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *