Организация и порядок деятельности Правительства. Регламент Правительства
Предусмотренные законом и регламентными нормами порядок и организационно-правовые формы осуществления Правительством своих полномочий. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1977 г. «О Правительстве РФ» и Регламентом Правительства деятельность Правительства осуществляется на основе текущих и перспективных программ и планов. Правительство планирует проведение своих заседаний, законопроектную деятельность и осуществление контроля за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ требований федерального законодательства. Перспективное планирование осуществляется путем принятия программы действий Правительства на определенный период, комплексного плана по ее реализации, федеральных целевых программ и иных актов Правительства.
Заседания Правительства по обыкновению планируются поквартально. Члены Правительства планируют свою деятельность по согласованию с Председателем Правительства, его заместителями, с учетом участия в мероприятиях, проводимых Президентом, в заседаниях Правительства, образуемых Правительством координационных и совещательных органов, палат Федерального Собрания, межправительственных комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти. Выезд в командировки, в том числе зарубежные, членов Правительства осуществляется на основании решения Правительства либо письменного согласия Председателя Правительства или его заместителя.
Вопросы для рассмотрения на заседаниях Правительства определяются исходя из его полномочий в соответствии с решениями Президента и Правительства. По каждому вопросу и законопроекту указываются федеральные органы исполнительной власти, ответственные за его подготовку. План заседаний Правительства формируется следующим образом. Федеральные органы исполнительной власти не позднее чем за месяц до начала очередного квартала представляют в Правительство разработанные на основе посланий Президента, программ и планов Правительства предложения. Общая характеристика и основные положения предлагаемого к рассмотрению вопроса, форма решения Правительства, перечень соисполнителей для подготовки вопроса к рассмотрению на заседании Правительства, дата рассмотрения на заседании Правительства — предварительно рассматриваются заместителем Председателя Правительства в соответствии с распределением обязанностей и в течение первой недели месяца, предшествующего очередному кварталу, направляются Руководителю Аппарата Правительства с изложением собственного мнения. На основе предложений заместителей Председателя Руководитель Аппарата Правительства в течение второй недели указанного месяца формирует проект плана заседаний Правительства на очередной квартал. Проект плана докладывается Председателю Правительства и по его решению выносится на заседание Правительства. План заседаний утверждается Председателем Правительства. По решению Председателя Правительства на заседаниях рассматриваются дополнительные (внеплановые) вопросы.
Заседание Правительства РФ — это основная организационно-правовая форма обсуждения и принятия Правительством решений по наиболее важным вопросам государственной жизни. Согласно Закону «О Правительстве РФ» исключительно на заседаниях Правительства РФ:
1) принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об его исполнении; о внесении Правительством законопроектов в Государственную Думу; о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;
2) рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон, программ приватизации федеральной государственной собственности;
3) рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета; заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ; приобретения государством акций на суммы, превышающие размеры, установленные Правительством РФ;
4) утверждаются положения о федеральных органах исполнительной власти; регламент Правительства, положение об Аппарате Правительства РФ;
5) устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
6) образуется Президиум Правительства РФ. Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры заседают лично. Отдельные вопросы Правительство может рассматривать на своих закрытых заседаниях.
Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляется в соответствии с его Регламентом. Согласно Регламенту очередные заседания Правительства проводятся по утвержденному плану не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Проект повестки дня заседания Правительства формируется Руководителем Аппарата Правительства по согласованию с заместителем Председателя Правительства и представляется для одобрения Председателю Правительства. Не позднее чем за 5 дней до заседания соответствующие материалы рассылаются его участникам. Повестка дня заседания Правительства утверждается непосредственно на заседании. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства. Вопросы на заседании рассматриваются с обязательным участием федерального министра, иного руководителя федерального органа исполнительной власти, к ведению которого относится рассматриваемый вопрос. Заседания Правительства проходят под руководством Председателя, а в его отсутствие заседание проводит один из заместителей Председателя. На заседаниях решения принимаются, как правило, общим согласием. По решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Правительства. Согласно Регламенту время для докладов устанавливается председательствующим, приглашенные на заседания могут выступать в прениях, вносить предложения, делать замечания, давать справки по существу обсуждаемых вопросов. Присутствие представителей средств массовой информации на заседаниях Правительства организуется в порядке, определяемом Руководителем Аппарата Правительства. Наряду с открытыми могут проводиться и закрытые заседания (закрытое обсуждение отдельных вопросов). Решения, принятые на заседании, оформляются протоколом. Протокол оформляется Аппаратом Правительства и подписывается председательствующим на заседании.
Проведение заседаний Правительства под председательством Президента страны именуется официальным заседанием Правительства. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» устанавливает, что Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума Правительства РФ (ст. 31)*1.
*1. Наряду с понятием «официальное заседание Правительства» в государствоведческой лексике используется сходное с этим понятие «расширенное заседание Правительства». В расширенном заседании федерального Правительства кроме членов Правительства принимают участие представители иных федеральных органов государственной власти, руководители палат Федерального Собрания, главы администраций (губернаторы, президенты) субъектов РФ. В нем может принимать участие и Президент РФ, не председательствуя на нем.
Регламент Правительства. Представляет нормативный правовой акт, устанавливающий основные правила организации высшего федерального органа исполнительной власти по реализации его конституционных полномочий. Регламент Правительства утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. (в редакции постановления Правительства РФ от 5 октября 2000 г.). Структурно Регламент состоит из 9 разделов, объединяющих 132 статьи: Общие положения; Планирование и организация работы Правительства; Порядок исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства, а также поручений Президента РФ, Председателя Правительства и его заместителей; Порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов; Координационные и совещательные органы, образуемые Правительством; Законопроектная деятельность Правительства; Порядок участия Правительства в деятельности Федерального Собрания; Порядок взаимоотношения Правительства с органами судебной власти; Порядок работы с обращениями граждан.
II. РЕГЛАМЕНТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
II. Планирование и организация работы Правительства
16. Правительство в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами, распоряжениями, поручениями и указаниями Президента Российской Федерации принимает программы социально-экономического развития страны и планы действий по их реализации, а также планирует свою законопроектную деятельность, проведение заседаний и других мероприятий.
17. Федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство, органы и организации при Правительстве организуют свою работу в соответствии с утверждаемыми Правительством планами и показателями деятельности указанных органов и организаций.
Порядок и сроки представления указанными органами и организациями проектов планов работы на очередной год и прогнозных значений основных показателей своей деятельности, а также представления отчетов об их исполнении определяются Правительством.
18. Члены Правительства планируют свою деятельность с учетом необходимости участия в мероприятиях, проводимых Президентом Российской Федерации, заседаниях Правительства, образуемых Правительством координационных и совещательных органов, палат Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Федеральное Собрание), а также в других обязательных для членов Правительства плановых мероприятиях.
19. Выезд в командировку и уход в отпуск федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство, осуществляются с письменного согласия Председателя Правительства либо по его поручению с согласия заместителей Председателя Правительства.
Выезд в командировку и уход в отпуск руководителей органов и организаций при Правительстве осуществляются по решению Заместителя Председателя Правительства — Руководителя Аппарата Правительства.
Выезд в командировку и уход в отпуск руководителей федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам, осуществляются по решению соответствующих федеральных министров.
Порядок выезда в командировку и ухода в отпуск руководителей органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, определяется Президентом Российской Федерации.
20. Координационные и совещательные органы, образуемые Правительством, планируют свою деятельность самостоятельно в соответствии с положениями о них.
Планирование заседаний Правительства
21. Рассмотрение вопросов на заседаниях Правительства планируется, как правило, на полугодовой период. План заседаний Правительства на очередной период включает в себя перечень основных вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Правительства, с указанием по каждому вопросу даты его рассмотрения и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за подготовку вопроса.
22. Федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, не позднее чем за 1 месяц до начала очередного планируемого периода представляют в Правительство разработанные на основе требований федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации, программ и планов деятельности Правительства, поручений Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства предложения по внесению ими материалов на заседание Правительства, содержащие:
а) наименование вопроса;
б) краткое обоснование необходимости рассмотрения вопроса на заседании Правительства с учетом требований статьи 28 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»;
в) общую характеристику и основные положения вопроса;
г) форму предлагаемого решения;
д) перечень соисполнителей;
е) дату рассмотрения на заседании Правительства;
ж) указание на наличие или отсутствие необходимости рассмотрения вопроса Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации (далее — Экспертный совет).
23. На основе предложений, указанных в пункте 22 настоящего Регламента, в течение первой половины месяца, предшествующего очередному периоду планирования, Заместитель Председателя Правительства — Руководитель Аппарата Правительства формирует проект плана заседаний Правительства на очередной период.
Проект плана заседаний представляется Председателю Правительства. По решению Председателя Правительства проект плана может быть внесен для обсуждения на заседание Правительства.
План заседаний утверждается Председателем Правительства. Решение об изменении утвержденного плана в части содержания вопроса и срока его рассмотрения принимается Председателем Правительства по мотивированному предложению ответственного за подготовку вопроса руководителя федерального органа исполнительной власти.
24. Рассмотрение на заседаниях дополнительных (внеплановых) вопросов осуществляется по решению Председателя Правительства.
Порядок подготовки и проведения заседаний Правительства
25. Очередные заседания Правительства проводятся по утвержденному плану в определенный день недели, но не реже 1 раза в месяц.
Внеочередные заседания Правительства проводятся по решению Председателя Правительства.
26. Руководители федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена подготовка соответствующих материалов для рассмотрения на заседаниях Правительства, несут персональную ответственность за их качество и своевременность представления. Материалы по вопросам, включенным в план заседаний Правительства, представляются не позднее чем за 14 дней до определенной планом даты рассмотрения вопроса.
Вопросы, не предусмотренные планом заседаний Правительства, включаются, как правило, в проект повестки очередного заседания, проводимого через 14 дней после внесения соответствующих материалов.
27. Проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства, другие документы вносятся в Правительство и подготавливаются к рассмотрению в порядке, определяемом разделом IV настоящего Регламента. Вместе с проектами актов и другими документами могут представляться предложения к протоколам заседаний или совещаний в Правительстве.
28. Материалы по вопросам, подлежащим решению на заседаниях Правительства, рассматриваются и согласовываются федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, в первоочередном порядке.
29. Проект повестки заседания Правительства формируется Заместителем Председателя Правительства — Руководителем Аппарата Правительства и с соответствующими материалами представляется Председателю Правительства.
Одобренные Председателем Правительства проект повестки заседания и соответствующие материалы не позднее чем за 5 дней до даты заседания рассылаются его участникам. Повестка заседания Правительства утверждается непосредственно на заседании.
30. Члены Правительства, руководители органов и организаций, которым разосланы проект повестки заседания и соответствующие материалы, при необходимости представляют в Правительство не позднее чем за 24 часа до начала заседания свои замечания и предложения к проектам решений по соответствующим вопросам.
31. На заседания Правительства приглашаются руководители иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, а также руководители иных органов и других организаций, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, координаторы сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, если рассматриваемые вопросы затрагивают социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения. Состав лиц, приглашаемых на заседание Правительства, определяется Заместителем Председателя Правительства — Руководителем Аппарата Правительства по предложениям органов и организаций, ответственных за подготовку рассматриваемых вопросов, а также координатора Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при рассмотрении соответствующих вопросов.
На заседание Правительства приглашаются также работники Аппарата Правительства, непосредственно осуществляющие подготовку материалов по рассматриваемым вопросам.
В случае если вопрос рассматривался Экспертным советом, члены Экспертного совета также могут быть приглашены на заседание Правительства.
32. Лица, которым право участия в заседаниях Правительства предоставлено Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», другими актами законодательства Российской Федерации, принимают участие в заседаниях с предварительным (накануне дня заседания) уведомлением Заместителя Председателя Правительства — Руководителя Аппарата Правительства.
33. Лица, участвующие в заседаниях Правительства, регистрируются Аппаратом Правительства.
34. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов Правительства.
Вопросы на заседании рассматриваются с обязательным участием федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, к сфере ведения которых относится рассматриваемый вопрос, или лиц, исполняющих их обязанности.
35. Председательствующим на заседаниях Правительства является Председатель Правительства. В его отсутствие заседание проводит один из заместителей Председателя Правительства по поручению Председателя Правительства. Заседания Правительства могут проходить под председательством Президента Российской Федерации.
36. С докладами на заседаниях Правительства по вопросам его повестки выступают члены Правительства, руководители иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, либо лица, исполняющие их обязанности.
Заместители федеральных министров, заместители руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, а также руководители (их заместители) иных федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, и члены Экспертного совета могут выступать с докладами на заседаниях Правительства по решению председательствующего на заседании.
37. На заседаниях Правительства решения принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Правительства по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Правительства. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании.
38. По требованию члена Правительства или по решению председательствующего на заседании особое мнение члена Правительства по рассматриваемому вопросу может быть занесено в протокол заседания.
39. На заседании Правительства время для докладов устанавливается председательствующим, как правило, в пределах до 15 минут, для содокладов — до 10 минут, для выступлений в прениях — до 5 минут.
40. При проведении закрытых заседаний Правительства (закрытого обсуждения отдельных вопросов) подготовка материалов, допуск на заседания, стенографирование, оформление протоколов и принимаемых актов осуществляются с соблюдением установленных правил работы с секретными документами и режима секретности.
41. Аппарат Правительства в установленном порядке:
а) предоставляет средствам массовой информации сведения о вопросах и материалах, подлежащих рассмотрению на заседаниях Правительства;
б) размещает на официальном сайте Правительства в сети Интернет сведения о вопросах и материалах, подлежащих рассмотрению на заседаниях Правительства;
в) по окончании заседаний организует пресс-конференции (брифинги) членов Правительства по рассмотренным на заседаниях вопросам, обеспечивает информирование граждан через средства массовой информации и официальный сайт Правительства в сети Интернет о вопросах, рассмотренных на заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.
42. Присутствие представителей средств массовой информации и проведение кино-, видео- и фотосъемок, а также звукозаписи на заседаниях Правительства организуются в порядке, определяемом Заместителем Председателя Правительства — Руководителем Аппарата Правительства.
Аппарат Правительства ведет стенографическую запись и обеспечивает аудиовидеозапись заседания. Аудиовидеозапись закрытых заседаний (закрытого обсуждения) не проводится.
Участникам заседания и приглашенным лицам не разрешается приносить на заседание кино-, видео- и фотоаппаратуру, звукозаписывающие устройства.
При рассмотрении вопросов, материалы по которым не содержат информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, участники заседаний могут пользоваться средствами связи, подключенными к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе к информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым не ограничен, с соблюдением установленных требований по обеспечению безопасности информации.
Рассмотрение вопросов, материалы по которым содержат сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Оформление решений,
принятых на заседаниях Правительства
43. Решения, принятые на заседании Правительства, оформляются протоколом. Протокол заседания Правительства оформляется Аппаратом Правительства в течение 24 часов после окончания заседания и подписывается председательствовавшим на заседании.
44. В случае необходимости доработки проектов постановлений и распоряжений Правительства, иных рассмотренных на заседании актов, по которым высказаны предложения и замечания, Правительство дает поручения федеральным министерствам, иным федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство. Если срок доработки специально не оговаривается, то она осуществляется в срок до 10 дней.
Поручения Правительства по другим вопросам, рассмотренным на его заседаниях, исполняются в сроки, предусмотренные разделом III настоящего Регламента.
45. Протоколы заседаний Правительства рассылаются членам Правительства, а также органам, организациям и должностным лицам по списку, утверждаемому Заместителем Председателя Правительства — Руководителем Аппарата Правительства, в 2-дневный срок после заседания.