Содержание

Каких прав лишается человек без прописки

Главная проблема в том, что миллионы россиян теряют право на пенсии и школы из-за того, что у них нет регистрации. В России становится все больше «юридически бездомных» людей.

Причем многие из них далеко не бедные люди. Но у них нет «прописки». Из-за этого они лишены многих социальных прав. Региональных пенсионных и детских доплат, детских садов и школ. Не могут они и голосовать на выборах.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Как получить временную регистрацию в съемной квартире?

Прежде всего, отсутствие постоянного места регистрации – повод отказать человеку во многих правах. Да, прописка не дает право на жилплощадь, но, к сожалению, она является «ключом» к получению социального обеспечения в конкретном регионе.

Не имея «прописки», невозможно получить региональные доплаты к пенсии, региональные пособия и выплаты. Сложно получить медицинское обслуживание, детский сад и школу для ребенка. Несмотря на узаконенную «свободу передвижения», поликлиникам до сих пор привычнее и удобнее иметь дело с пациентами по «участкам».

Кроме того, немалые сложности возникают с оформлением медицинских полисов, получением кредитов и открытием счетов. Очень многие вещи можно сделать и без «прописки», но из-за бюрократических стереотипов людям приходится доказывать, что они имеют на это право.

Те же работодатели, например, требуют предоставить кандидата регистрацию, многие из них даже не могут пояснить, зачем. Основные проблемы с получением каких-либо доплат, услуг без «прописки» возникают в основном при финансировании их из регионального бюджета. Без «прописки» и кредит дороже, и водительские права не оформишь.

В пенсионной системе этой проблемы уже 20 лет как нет. Человек может обратиться за пенсией по месту фактического проживания. Так же решен и вопрос с паспортом. То есть в целом ряде сфер эта проблема решена.

Принудительное выселение: выписать человека из квартиры можно даже без его согласия

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Новый повышенный налог на землю. Выявление неучтенных дачных домиков

Совет при президенте по правам человека предлагает разрешить людям регистрироваться в нежилых помещениях. Тогда «прописаться» можно будет не только в квартире, но и в подвале и офисе.

Увеличению числа граждан, чей «адрес не дом и не улица», способствовало изменение законодательства. В 2005 году государство решило укрепить права собственников недвижимости, разрешив им выписывать из своих квартир и домов зарегистрированных там людей.

Выселение граждан из жилого помещения было предусмотрено даже в Жилищном кодексе РСФСР 1983 года. Но такую меру применяли только к отъявленным хулиганам, которые ломали и крушили все вокруг, портили жилое помещение и мешали жить спокойно соседям. Добропорядочные граждане в те времена имели примерно те же права, что и собственники. Просто так оставить их на улице было нельзя.

Как отмечает директор Центра правового обслуживания Анна Коняева, процедура «выписки» лица из квартиры, то есть снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, стала применяться гораздо чаще.

По мнению Коняевой, выписать человека из квартиры можно даже без его согласия. Наиболее распространены случаи, когда это делается по решению суда о выселении и признании утратившим право пользования жилым помещением. Исключение составляют лишь близкие родственники. Так, супруга выписать из квартиры почти невозможно, все-таки член семьи. А вот бывшего — запросто. Если квартира куплена до замужества, общим имуществом она не считается, поэтому экс-супруг рискует оказаться на улице.

Отчего людей без «прописки» все больше?

Увеличению числа людей без «прописки» способствует и ряд законодательных аспектов. К примеру, остаться без места регистрации можно по инициативе государственного органа. К такой мере воздействия власти прибегают в борьбе с «резиновыми» квартирами. Причем, лишившись регистрации в такой квартире, человек будет привлечен к административной и даже уголовной ответственности.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Дачная амнистия будет продлена еще на три года: для чего и кому нужна амнистия

Многие россияне постоянно живут на дачах. Невозможность прописаться на них также является причиной увеличения людей без «прописки». Формально прописаться на даче уже можно, но процедура остается сложной, прописываться придется через суд. Рост рынка апартаментов, которые также не могут предоставить своему собственнику постоянной регистрации.

Надо отметить, что речь идет вовсе не о бездомных людях. В числе людей без прописки много квартиросъемщиков. В России нет привычки регистрировать арендаторов в квартирах. Много среди них людей, которые живут с родственниками, которые не хотят прописывать их у себя, в приватизированных общежитиях.

В последнее время появилась еще одна категория людей без «прописки» – это семьи, у которых квартиры забрали за неуплату ипотеки. И это наиболее пострадавшая категория людей. Без адреса они оказываются не только на бумаге.

Также в России много людей, у которых постоянная регистрация есть, но она не совпадает с фактическим местом жительства. И они сталкиваются со множеством сложностей в регионе своего местонахождения.

Местом регистрации человека признают адрес его фактического проживания

В Совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека разработали ряд предложений, которые упростят получение непрописанными людьми таких же социальных прав, что и у людей с пропиской. В их основе – признание местом регистрации человека адреса его фактического проживания.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Как по закону оформить права на загородный дом или недострой, начиная с 2017 года

Как считают эксперты, государство может совершенствовать систему учета, к примеру, признавать местом жительства человека тот регион, где он работает, платит налоги и получает услуги, в том числе медицинские.

Основные опасения регионов связаны с тем, что переход на такую систему приведет к бесконтрольному расходованию средств. Так как люди смогут обращаться за пособиями и выплатами сразу в нескольких регионах. «Общероссийские базы эту проблему снимают», — считает Евгений Бобров. Однако на их синхронизацию потребуется время. Но невозможной эту задачу никак не назовешь, Пенсионный фонд уже сегодня проверяет, в одном ли регионе гражданин обратился за пенсией.

Предлагается также расширить возможности регистрации. К примеру, разрешить регистрацию по месту пребывания граждан в нежилых помещениях, в том числе по месту регистрации работодателя или по адресу территориального органа Федеральной миграционной службы.

Такой подход не является революционным. Сегодня в местных администрациях стоят на учете кочевники, а у работодателя регистрируются иностранные работники. Такой подход может быть распространен и на россиян. И тогда абсолютно все будут зарегистрированы.

С этими изменениями в прошлое уйдет проблема «резиновых» квартир, идея которых состоит только в стремлении людей получить хоть какой-то адрес регистрации без цели пользоваться жилплощадью для проживания.

В Совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека отмечают, что сторонниками предложений выступают министерства и службы, которым важно знать реальное местонахождение людей. Противниками – ведомства, которые считают, что положение людей от этих изменений ухудшится. Они пытаются доказать, что не «юридическое», а фактическое проживание в нежилом помещении плохо скажется на здоровье человека.

Чтобы снять эти и другие вопросы, совет в июле проведет обсуждение подготовленных изменений с первым заместителем руководителя администрации президента Российской Федерации Сергеем Кириенко.

Подписывайтесь на каналы «Informatio.ru» в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

Теги: работа, прописка, права человека

Законодательная база

Законодательство об условиях проживания граждан. Фото № 1

Под пропиской (регистрацией) подразумевается подтверждение юридического факта нахождения (проживания) человека в определенном помещении, которое по своим техническим и санитарным особенностям пригодно для проживания (является жилым).

На данный момент существует два вида регистрации:

  • постоянная, когда конкретный гражданин является собственником жилого помещения, постоянно проживает в нем, такая регистрация не ограничена временными барьерами (бессрочная, то есть длиться до момента отчуждения имущества);
  • временная, она подразумевает прописку в жилом помещении, которое не принадлежит гражданину (не является его собственностью), и ограничивается определенным сроком (от 30 дней до 5 лет).

Регулирует данные вопросы следующее законодательство.

  1. Закон РФ о регистрации граждан нашей страны и лиц, которые временно пребывают на ее территории. Это основоположный нормативный акт, который и дает понятие временной и постоянной регистрации, а также регламентирует порядок прописки. Согласно его нормам любой человек может прописаться только в жилое помещение. Кроме этого данный нормативный акт устанавливает четкие сроки проведения регистрации.
  2. Различные Постановления Правительства, которые регулируют сам порядок проведения регистрации, перечень необходимых для этого документов, а также права и обязанности должностных лиц Федеральной миграционной службы (они осуществляют прописку).
  3. Кодекс об административных правонарушениях. Его нормы говорят о том, что в случае нарушения сроков регистрации на виновного составляется протокол, и он обязан заплатить штраф. Сумма может колебаться в размере от 1 до 9 тысяч рублей.

Важно запомнить, что административные протокола за несвоевременную регистрацию могут составлять сотрудники миграционной службы, а также участковые инспекторы полиции.

Прописка в нежилом помещении

Можно ли прописаться в нежилом помещении? Фото № 2

Теперь нужно разобраться в вопросе, можно ли зарегистрироваться в нежилом помещении. Закон в этом плане категоричен, и разъясняет, что прописывать могут только в жилые помещения, к которым относят квартиры, домовладения, комнаты в общежитиях, а также коммунальных жилых помещениях.

Кроме этого временная прописка разрешается в местах временного пребывания граждан, это могут быть номера в гостиницах, медицинские учреждения, места отбывания наказания (колонии), а также съемное жилье. В помещениях, которые выведены из жилого фонда, либо построены для целей производства, предоставления услуг, проводить регистрацию граждан нельзя (даже если такие действия желает осуществить собственник).

Но если говорить о юридических лазейках в этом вопросе, то решить такую проблему можно только путем перевода нежилого помещения в жилое.

Важно запомнить, что в некоторых общежитиях существует такая услуга, как временная регистрация без привязки к какому либо помещению (комнате). Это допускается нормативными актами, но прописка в данном случае будет временной, и не даст права на занятие конкретного жилого помещения даже под временное проживание.

Можно ли прописаться на даче?

Можно ли прописаться на дачном участке? Фото № 3

Бывают ситуации, когда у конкретного гражданина есть дача, которая расположена в кооперативе, или выкуплена и находится в частной собственности. Поэтому такие лица начинают считать, что туда можно зарегистрироваться.

Сразу нужно сказать, что это не так, и чтобы осуществить такие манипуляции, ее нужно перевести в жилой фонд.

Ни для кого не является секретом, что по своей сути дачные домики предназначены для проживания и имеют для этого все необходимые условия. Но бывает два вида собственности на них:

  • коллективная, то есть дачный дом расположен в кооперативе на конкретном земельном участке (называется пай), и не приватизирован гражданином;
  • частная, когда дачный дом приватизирован (оформлено на него право собственности другим образом).

Сразу нужно сказать, что в первом случае, ни о какой регистрации не может быть речи, поскольку человек владеет земельным участком, а не жилым помещением. Тем более что у такого пая нет юридического адреса, то есть фактически придется прописываться в кооператив, а это не жилое помещение.

Во втором случае факт регистрации возможен только в том случае, если дачному дому присвоен номер, кооператив имеет улицы с их названиями, то есть фактически переведен в статус поселка (небольшого населенного пункта), либо привязан к административному району (территории). В таком случае дачным домам присваивается статус жилых помещений, а его собственники имеют право не только прописываться там, но и оформлять договора на предоставление коммунальных услуг (свет, газ, вода).

Интересно знать, что переход кооператива в поселок может происходить, только если будет соответствующее решение муниципального органа.

Ответственность за манипуляции с регистрацией

Какая ответственность наступает в случае нарушения законодательства о регистрации? Фото № 4

Как было уже указано выше ответственность за нарушения, связанные с регистрацией граждан предусмотрена Кодексом административных правонарушений. При этом ей подвергаются не только те граждане, которые своевременно не прописываются, но и те, кто отказывается это сделать (например, те кто сдает свое жилье в найм).

За такие нарушения накладывается штраф. Кроме этого, если такие нарушения допускают иностранцы, либо лица без гражданства, то помимо больших штрафных санкций, им грозит выдворение из страны, а также полный или частичный последующий запрет на въезд в РФ.

Важно запомнить, что принять решение о выдворении из страны или запрете на въезд могут только судебные органы, либо должностные лица миграционной службы.

Прописаться в нежилое помещение нельзя, поскольку это прямо запрещено действующим законодательством. За нарушение таких правил гражданам грозит штраф, а лицам, приехавшим из других стран, и не имеющих нашего гражданства помимо него может быть вообще запрещено в дальнейшем посещать территорию РФ.

О том, как перевести жилье из нежилого фонда в жилой, вы можете узнать, посмотрев видео:

«ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 30.11.2011)

Оглавление

Жилищный кодекс Российской Федерации

Объекты жилищных прав. Жилищный фонд

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение

Переустройство и перепланировка жилого помещения

Право собственности и другие вещные права на жилые помещения

Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников

Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма

Социальный наем жилого помещения

Договор поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма

Специализированный жилищный фонд

Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими

Жилищные и жилищно-строительные кооперативы

Правовое положение членов жилищных кооперативов

Товарищество собственников жилья

Правовое положение членов товарищества собственников жилья

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

Управление многоквартирными домами

Все страницы

Страница 1 из 17

Редакция данного документа вступает в силу с 18.06.2011

29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ

Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

Раздел I Общие положения Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство Статья 1. Основные начала жилищного законодательства

1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

6) обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения

1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений

1. Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

3) пользования общим имуществом собственников помещений;

4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;

5) учета жилищного фонда;

6) содержания и ремонта жилых помещений;

7) переустройства и перепланировки жилых помещений;

8) управления многоквартирными домами;

9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

10) предоставления коммунальных услуг;

11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

2. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

3. Положения настоящего Кодекса применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим федеральным законом.

Статья 5. Жилищное законодательство

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии

1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Статья 8. Применение к жилищным отношениям иного законодательства

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

Статья 9. Жилищное законодательство и нормы международного права

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.

Статья 10. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным: законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;

4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Статья 11. Защита жилищных прав

1. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правого акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) определение порядка государственного учета жилищных фондов;

2) установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;

3) определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

4) определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

5) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации;

6) определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

7) определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

8) определение порядка организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, определение правового положения членов таких кооперативов, в том числе порядка предоставления им жилых помещений в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

9) определение порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определение правового положения членов товариществ собственников жилья;

10) определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений;

11) определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания;

12) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания;

13) установление правил пользования жилыми помещениями;

14) определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений;

15) правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями;

16) установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы;

16.1) методическое обеспечение и определение порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства;

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

16.2) осуществление Правительством Российской Федерации координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, и контроль за исполнением нормативных правовых актов этими органами;

(в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

16.3) ведение реестров уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее — деятельность по управлению многоквартирными домами) и предпринимательской деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее — деятельность по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах);

(в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

17) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

18) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся:

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

3) установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

4) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;

7) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

8.1) осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства;

(в ред. Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ)

9) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституциейй Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся:

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1) учет муниципального жилищного фонда;

2) установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

4) определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

6) принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;

7) согласование переустройства и перепланировки жилых помещений;

8) признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

9) осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

9.1) определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

10) иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

Предыдущая — Следующая >>

Закон о прописке обязывает любого человека, включая иностранцев, проходить регистрационный учет по месту своего пребывания или жительства. Данное требование было введено ФЗ N 376 от 21.12.13, который внес изменения в законодательные акты РФ. Помимо обязательности процедуры для всех лиц, данный Федеральный Закон прописывает ответственность за несоблюдение его норм.

Несмотря на то. что понятие «регистрация» было введено законом на смену «прописке» еще в 93 году, у населения страны практически равнозначно популярны оба термина. Наличие регистрационного учета не противоречит основному закону страны, одно из положений которого гарантирует отсутствие ограничений в передвижении внутри государства. При этом регистрация остается «уведомительно-обязательной».

Прописка предоставляет ряд социальных благ:

  • доступ к государственным медуслугам;
  • обеспечивает для ребенка приём в школу или детсад;
  • позволяет оформить соц. льготы;
  • обеспечивает постановку на учет в местную налоговую, пенсионный фонд и т. д.;
  • даёт возможность открыть ИП;
  • зачастую необходима для трудоустройства (хотя официально работа необязательно должна быть привязана к месту прописки).

Регистрационный учет согласно законодательным актам должен производиться в любом объекте недвижимости, имеющим установленные характеристики жилого помещения. Принадлежность жилья при этом значения не имеет. Главное, чтобы прописывающийся был наделён соответствующими правами для осуществления процедуры регистрации в данном жилом помещении.

Что изменилось

Закон о прописке и регистрации в 2019 году претерпел незначительные изменения, которые связаны с проведением спортивных мероприятий мирового масштаба в стране. Нововведения были внесены из-за предстоящих в России футбольных соревнований: Кубка Конфедераций и Всемирного Чемпионата.

В мае 2019 г. Президентским Указом был утвержден перечень населенных пунктов, где будут осуществляться повышенные меры безопасности во время данных мероприятий.

В список входят:

  • Санкт-Петербург;
  • Москва;
  • Казань;
  • Сочи.

В течение периода 25.05.17-28.07.17 к такому статусу также будут относиться нижеперечисленные города:

  • Самара;
  • Екатеринбург;
  • Волгоград;
  • Саранск;
  • Ростов-на-Дону.

Закон о прописке и регистрации в 2019 году устанавливает более жёсткие требования к регистрационному учёту в вышеупомянутых городах. Прибыв в любой из этих населенных пунктов, граждане РФ должны оформить временную прописку в теч. 3х дней. Раньше это можно было сделать на протяжении 90 суток.

Под исключение попадают только граждане, приехавшие в лечебное учреждение или дом отдыха. Временная прописка заявителю должна быть предоставлена в день подачи документов в УФМС. Услуга не требует оплаты пошлины.

Главные положения

Какие детали затрагиваются

«Прописка» подразумевает внесение регистрационной записи в гос. картотеку. При этом может быть оформлено как место жительства (т.е. на постоянной основе), так и место пребывания (временно). Регистрация обязательна не только для взрослых граждан, но и для детей, ответственность за оформление которых несут родители.

Объект для осуществления регистрации должен входить в категорию жилой площади, отвечать строительным правилам и нормам. Нежилое помещение для постоянной прописки непригодно. Так, новый порядок регламентирует, что в апартаментах можно прописаться только временно – до 5 лет. Это связано с тем, что апартаменты относятся к нежилым коммерческим помещениям.

До сих пор противоречивым моментом остается регистрация на даче. По Конституции запрета регистрации на даче быть не должно, но и здесь возникает вопрос, относить ли тот или иной дачный домик к жилому помещению либо нет.

Многие дачники столкнулись с препятствиями в прописке на основании того, что дом не соответствует установленным требованиям для круглогодичного в нём проживания. Чтобы доказать, что садовый домик пригоден для такого проживания, нужно пройти независимую экспертизу. К сожалению, на данный момент добиться прописки на дачном участке в большинстве случаев можно только в судебном порядке.

Несовершеннолетние дети ставятся на регистрационный учёт исходя из прописки родителей, которые отвечают за своевременность данной процедуры. Это прописывается в СК и ГК (ст. 20). При этом если родитель имеет постоянную прописку, но не является собственником жилья, то ребенка до 18 лет можно зарегистрировать в этом жилье без согласия собственника.

Новорождённые должны быть прописаны к одному из родителей. Процедуру нужно выполнить в теч. 7 дней с даты получения свидетельства о рождении. За нарушение сроков взимается штраф согласно КоАП.

Образец заявления о регистрации по месту пребывания

Содержание правового акта

Согласно правовым актам местожительством считается место постоянного проживания. К нему относится квартира или дом, принадлежащие прописанному лицу по праву собственности либо находящиеся в распоряжении по договору найма. Объектами временного местонахождения могут быть дома отдыха, гостиничные комплексы либо жильё родных.

В закон о регистрации были внесены следующие поправки и нововведения:

  • возможность временной прописки в местах отбывания наказаний;
  • уголовная ответственность за «фиктивную прописку» (по фальшивым документам или недостоверным сведениям);
  • адм. ответственность за нарушение требований регистрационного учёта и несоблюдение его сроков.

Ознакомиться в деталях с процедурой регистрации можно, прочитав регламент ФМС, введённый в сентябре 2007 г. приказом N 208, а также комментарии к нему.

Общая последовательность регистрации

Заявление на временную прописку может быть подано 3-мя способами:

  • лично в УФМС или МФЦ;
  • почтой;
  • через профиль на «Госуслуги.ру».

Если документы подаются посредством личного визита, то необходимо предоставить:

  • паспорт;
  • заполненный бланк заявления;
  • документ, по которому предоставляется право на временное проживание в указанном в заявлении жилье.

Если документом-основанием для прописки является письменное согласие собственника, то оно должно быть получено в нотариальной конторе. Учитывая, что данное согласие после оформления прописки заявителю уже не будет нужно, инспектору УФМС можно отдать оригинал этого документа, то есть делать еще и нотариально-заверенную копию согласия нет необходимости.

Документ о временной прописке при обращении в УФМС выдается сразу же. Если заявитель не предоставил документ, дающий право на проживание, а только лишь ссылку на него, то срок выдачи увеличивается на 1 раб. день.

При подаче заявления через почту все документы удостоверяет сотрудник почты и проставляет в отрывную часть заявления штамп, подтверждающий принятие документов. В дальнейшем бумаги отправляются в соответствующее УФМС.

В случае если заявка подается через gosuslugi.ru, заявитель должен иметь аккаунт на данном портале, прошедший идентификацию. В личном кабинете нужно найти данный сервис и нажать кнопку «Получить услугу». Заполнив все необходимые поля и выбрав нужное УФМС, следует щелкнуть по кнопке «Подать заявление».Чтобы стать на учет по беременности без прописки, необходимо иметь документы, которые требуются при оформлении мед. наблюдения в любом месте.

Можно ли поставить машину на учет без прописки — ответ в статье.

В течение 3х раб. дней в личный кабинет поступит информация о назначенном приёме в УФМС, куда нужно прийти с оригиналами документов (с личным паспортом и согласием владельца жилья). Назначенный приём пропускать ни в коем случае нельзя, так как переназначения даты и времени не будет. Услугу придется оформлять заново, а предыдущая заявка так и останется в статусе незавершенной.

Прочие нюансы процесса

Оформление временной прописки возможно в случае предоставления согласия одного из нижеперечисленных лиц:

  • физического лица-собственника жилища;
  • юр. лица, владеющего жилым объектом в целом;
  • наймодателя и всех проживающих в квартире лиц (если это муниципальная квартира).

В последнем случае наймодатель должен быть проинформирован о новом временном жителе в соответствии с ЖК РФ (ст. 80). В таком жилом фонде предельно возможный срок регистрации составляет 6 мес. При этом наймодатель может дать отказ в регистрации, если площадь жилья в расчете на человека в случае прописки нового жителя не будет соответствовать установленным нормам.

Статья 80. Временные жильцы

Согласие на временную прописку должно быть письменным. Оно заверяется у нотариуса либо непосредственно в месте, куда подаются документы на временную регистрацию (разумеется, в присутствии соответствующих лиц).

Срок временной прописки должен быть оговорен сторонами заранее. В этом случае возникает вопрос: а сколько можно максимум проживать по адресу временной регистрации? По закону этот срок не может быть свыше 5 лет.

Снявшись с одного адреса постоянного проживания, по новому адресу нужно зарегистрироваться в теч. семи суток. Данная норма была введена Постановлением N 713 от 17.07.95. В акте прописываются все нюансы снятия и постановки на регистрационный учет. В нем же указываются лица, ответственные за принятие и обработку документов в целях регистрации.

Закон о прописке и регистрации на даче в 2019 году

Законопроект, предоставляющий возможность прописаться на даче, впервые был опубликован в 2013 г. Он также ввёл новое определение «индивидуального жилого дома», представляющего собой сооружение, не превышающее 3-х этажей для проживания одной семьи. Согласно нему, чтобы встать на регистрационный учет в доме на участке, относящемуся к садоводческому товариществу, нужно доказать необходимость прописки документально.

Для этого должны выполняться несколько условий:

  • участок и все объекты на нем должны принадлежать заявителю;
  • иной постоянной прописки не имеется (а если она есть, то оттуда нужно выписаться);
  • необходимо получить решение суда о возможности регистрации на данном участке (при этом дом должен удовлетворять установленным требованиям);
  • участок должен относиться к какому-либо населенному пункту (сельхоз. земли для такой цели не подойдут).

Чтобы зарегистрироваться на даче, необходимо, чтобы соблюдались все нижеперечисленные условия:

  • На руках должны быть результаты экспертизы, подтверждающие возможность проживания в доме в любое время года:
    • наличие фундамента и целостных стен;
    • соответствие коммуникаций установленным нормам;
    • теплоизоляция стен с поддержанием температуры свыше 18 гр. и влажности до 80 проц.;
    • гидроизоляция дома;
  • Документальное подтверждение садоводческого назначения объекта.
  • Близость к городу и объектам социальной инфраструктуры.
  • Регистрация в госреестре.

В целях получения прописки на даче для начала можно попробовать обратиться в УФМС, предоставив следующие бумаги:

  • свид. на дом и участок;
  • техпаспорт БТИ;
  • квиток об оплате пошлины;
  • доверенность (если процессом занимается представитель собственника).

В случае если УФМС отказывает в прописке, остаётся только одно – подать в суд. При этом с иском нужно подать те же самые документы, а в самом заявлении обязательно указать, что дом на даче признан жилым, приложив соответствующие резолюции. Если всё будет сделано грамотно, то суд вынесет решение в пользу заявителя и принудит УФМС к обязательной регистрации на даче.

Прежде чем прописываться на даче, нужно учесть недостатки, которые при этом возникают.

Минусы оформления регистрации на садовом участке следующие:

  • необходимость оплаты повышенного налога как за жилую недвижимость;
  • как правило, ограниченный доступ к объектам соц. инфраструктуры;
  • временные и финансовые затраты на сбор бумаг и судебный процесс, связанный с оформлением прописки.

Последние обновления

Раньше для эмигрирующих граждан законодательство предусматривало обязательное оформление прописки на постоянной основе. На 2019 год такая надобность отпала и при перемене места жительства достаточно иметь временную регистрацию. При этом саму процедуру регистрирования сделали упрощённой и доступнее.

Законопроект о временной прописки был создан для:

  • борьбы с мигрантами нелегально проживающих на территории РФ;
  • контроля российских граждан, живущих не мосту регистрации;
  • выявления нелегальной сдачи жилья в съём.

Сам же новый закон о временной регистрации предусматривает жёсткие меры при его невыполнении. Так, исходя из недавних изменений в законопроект, при нарушении закона о миграции граждан ожидают штрафы в размере от 1500 до 5000 рублей. Если говорить об иностранцах, то помимо санкций им грозит депортация.

Правила временного учёта следующие:

  • российские граждане в случае смены постоянного места жительства обязуются зарегистрироваться по новому адресу пребывания в течение семи рабочих дней;
  • при временном отъезде, который будет длиться более трёх месяцев, зарегистрировать место проживания необходимо в течение 30 дней;
  • новоприбывшие граждане иных государств обязуются уведомить Федеральную Миграционную Службу о своём прибытии и месте пребывания в течение недели.

Кроме того, по правилам закона о временной регистрации все граждане (иностранные и российские) могут работать только в регионе, где они были поставленные на миграционный учёт.

В противном случае предусматривается штраф в размере 3 тыс. рублей, который налагается не только на правонарушителя, но и собственника жилья, предоставившему помещение в аренду без прописки проживающего. В случае повторного несоблюдения законодательства санкции увеличиваются до 5000 руб.

Также нововведения в законе коснулись такого понятия, как фиктивная регистрация. Длительный период в этом пункте было много пробелов, благодаря которым люди, приезжающие на территорию РФ с целью заработать, могли длительное время работать в различных регионах страны без регистрации в ФМС.

Теперь фиктивной считается та регистрация, где гражданин на самом деле не проживает, что может быть обнаруженным во время проверки.

Кроме того, для иностранных граждан произошли изменения касательно получения временной прописки в Москве. Теперь, приехав в данный город гражданин обязан уведомить ФМС о своём пребывании в течение 120 суток.

Такой же период времени предоставляется для выдачи письменного разрешения работать на территории страны. При несоблюдении правил иммигранта ждёт запрет на нахождение в России и депортация. В дальнейшем нарушивший закон человек может быть лишён права на повторный въезд.

Прописка ребенка без согласия собственника возможна в определенных случаях, четко указанных в действующем законодательстве.

Образец нотариального согласия на постоянную регистрацию приведен по .

Что касательно арендодателей жилых и нежилых помещений, то для того, чтобы избежать санкции, они обязуются в установленный законом срок регистрировать съёмщика в органах ФМС и составлять договор найма жилья.

Законодательством предусматривается оплата налогов и декларирование доходов от сдачи квартиры в аренду

Пункты закона о временной регистрации для граждан РФ

Закон о временной регистрации необходим не только для контролирования мигрантов и сдачи помещений в аренду, но и для возможности всех граждан реализовывать свои права и свободы без каких-либо препятствий. Также обязательное оформление прописки обеспечивает соблюдение общественного порядка, благодаря чему граждане РФ могут быть уверенными в своей безопасности.

Однако отсутствие такового документа не может быть поводом для ограничения выполнения прав человека и его свобод, прописанных в Конституции РФ.

Основным органом, занимающимся регистрационным учётом, является Федеральная Миграционная Служба РФ. Именно в ФМС обязаны обращаться все граждане без исключения, которые прибыли на территорию России либо временно поменяли место проживание, переехав с одного региона на другой.

Для оформления временной прописки необходимо предоставить:

  • заявление о регистрации;
  • паспорт;
  • справку-основание для предоставления временного проживания (к примеру, о прохождении в конкретном регионе военной службы);
  • согласие арендодателя (собственника) на проживание в его предоставляемом жилом помещении.

Если речь идёт о регистрации несовершеннолетних лиц, то следует дополнить перечень свидетельством о его рождении и документом, устанавливающим право конкретного гражданина заниматься пропиской данного ребёнка, а именно:

  • доверенность, подписанная родителями, удостоверяющая личность представителя;
  • документы об опекунстве;
  • свидетельство об опекунстве.

Сроки временного проживания при регистрации в жилом помещении определяются сторонами, которые намереваются подписать между собой договор аренды.

Упомянутые форматы прописки

Зарегистрироваться временно можно исключительно в помещениях, предусмотренных законодательством касательно непостоянного (краткосрочного) места проживания. Перечень таких мест можно узнать непосредственно в органах ФМС, зайдя на их официальный сайт либо ознакомившись со ст. 1, ч. 3 законопроекта о временном и постоянном месте проживания.

Нежилое помещение

Частым вопросом относительно временной регистрации является возможность получения прописки в нежилом помещении. И если раньше такие случаи регистрации могли проскакивать, то сегодня, после внесения изменений о фиктивной регистрации, это стало невозможным.

Объясняется это тем, что регистрироваться на временной основе можно лишь в тех помещениях, в которых гражданин планирует в дальнейшем проживать. Так как нежилое помещение не приспособленное для жизни, то прописаться в нём нет возможности.

В законодательной базе касательно регистрации есть два понятия:

  • по месту пребывания;
  • место жительства.

Так, к первому относятся: санатории, дома отдыха, больницы, гостиницы, кемпинги, пансионаты и жилые помещения, где человек проживает временно. Ко второму причисляется жилое помещение, в котором гражданин имеет постоянную прописку и проживает длительно.

Что относительно выбора места пребывания либо жительства, то каждый гражданин может самостоятельно делать такой выбор. Также законом предусматривается право на свободное перемещение по территории страны в независимости от места прописки.

Осуществляется временная регистрация исключительно в жилые помещения, а для её получения нет надобности выписываться с постоянного места жительства (статья 2, п. 2.1).

Апартаменты

Что же такое апартаменты в России? Так, если в европейских странах этим словом обозначаются жилые помещения, имеющие более комфортные и дорогостоящие условия проживания, то у нас под апартаментами подразумевается дорогой гостиничный номер.

Согласно с законодательством, регистрация в апартаментах возможна, но она имеет определённый срок. На постоянной основе получить прописку в данном помещении невозможно, так как формально оно относится к нежилым коммерческим.

После внесения некоторых изменений в закон о регистрации, временно прописаться в апартаменты может каждый желающий гражданин, который может финансово позволить себе проживание в столь дорогом помещении.

Также согласно изменениям продлился сам срок временной регистрации. Теперь прописаться в апартаменты можно на период до 5 лет.

Получить прописку на постоянной основе в апартаментах невозможно даже при приобретении его в частную собственность. Изменить ситуацию можно лишь попробовав перевести нежилое помещение в жилое либо добиться права на постоянную регистрацию через суд.

Дачный участок

Оформить временную либо постоянную прописку на дачном участке, который имеет жилое строение, стало возможным в нашей стране с 2008 года.

Чтобы дачный участок смог стать местом, куда ФМС согласится зарегистрировать человека, необходимо предоставить документ, подтверждающий его жилое состояние.

Для получения такого документа собственнику нужно будет созвать комиссию для проверки дома, находящегося на территории дачи, который должен соответствовать следующим пунктам:

  • наличие фундамента, при строении которого были соблюдены все нормы, предъявляемые к жилым домам;
  • наличие коммуникаций: отопление, водоснабжение, электричество, газ;
  • теплоизоляция должна соответствовать нормам;
  • конструкция дома соответствует общим техническим требованиям.

Также дачное помещение должно провериться государственно-эпидемиологической, экологической и пожарной службой.

Для получения разрешения прописаться на дачном участке необходимо учитывать его местонахождение и если дача расположена за чертой населённого пункта, то в регистрации откажут

Сроки оформления бумаг

В соответствии с законодательством, сроки оформления временной регистрации составляют не более трёх рабочих дней. За этот период производится проверка всех предоставленных документов и принимается окончательное решение.

Оформляется решение о прописки путём заполнения бланка о свидетельстве касательно регистрации граждан. Далее, оно выдаётся заявителю (лично либо отправляется почтой). Собственник предоставляемого жилого помещения в течение трёх суток получает письменное уведомление о произведённой регистрации.

Несовершеннолетние граждане также получают регистрацию в течение трёх дней. Оформляется прописка их законными представителями путём предоставления необходимых документов.

Упрощается оформление регистрации если родители уже имеют прописку в конкретном помещении. Для такой регистрации не требуется разрешение собственника, достаточно, просто, предоставить заявление обоих родителей.

Регистрационный срок иностранных граждан длится до 7 рабочих дней (со дня прибытия). Оформление прописки осуществляется на основании письменного согласия принимающей стороны.

Дополнительные условия

Процесс временной регистрации имеет некоторые дополнения знание которых поможет сократить время оформления. Так, если между арендодателем и съёмщиком заранее не был заключён договор найма, то получить прописку можно будет лишь при его личном присутствии в миграционных органах.

При себе арендодатель должен иметь два основных документа, а именно: паспорт и бумаги, подтверждающие право на собственность конкретного жилья. Без них процедура регистрации будет невозможной.

Если предоставляемое жилое помещение имеет несколько равноправных собственников, то при регистрации должен присутствовать каждый из них. В случае составления договора найма, каждому собственнику необходимо будет поставить свою подпись и указать личные данные.

Если квартира находится на обслуживание у ОСМД, то в ФМС необходимо предоставить домовую книгу. При оформлении регистрации в муниципальном либо государственном жилом фонде, кроме заявления арендодателя, необходимо получение письменного разрешения от всех проживающих там лиц.

Нюансы временной прописка в общежитии зависят от правил процедуры, определяемых формой собственности помещения.

Чему равна госпошлина за временную регистрацию по месту жительства, можно узнать .

Пошаговая инструкция прописки по договору найма приведена в этой статье.

Можно заметить, что граждан привлекает покупка недвижимости в СНТ возможностью строительства там жилого дома, в котором впоследствии можно прописаться. Однако для регистрации необходимо соблюдать ряд требований и условий. Конституцией Российской Федерации закреплены права каждого гражданина на свободное передвижение и самостоятельный выбор места проживания. С другой стороны по закону каждый человек на территории России обязан иметь постоянную или временную регистрацию. В связи с этим и возникают вопросы относительно того, возможна ли регистрация в СНТ, учитывая, что иного жилья у человека может не быть. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Можно ли прописаться в дачном доме в снт?

Следует учитывать, что для признания помещения жилым, государственную пошлину платить всё же обязательно. Отказ можно получить ещё на этапе обращения в суд, если условия проживания в доме признаны непригодными, недостаёт каких-либо документов, они просрочены, недостоверны или неправильно оформлены. Если недочёты, которые являются причиной отказа, можно устранить, следует подать повторный запрос и регистрация в доме на участке будет оформлена как того требует закон.

В итоге процедура будет более длительной и всё же не совсем бесплатной в сравнении с пропиской в жилой квартире или доме на земле под ИЖС.
ВажноЭто водоснабжение, электричество и отопление. Последнее допускается и печным. Необязательно, чтобы в доме был именно водопровод. Источником водоснабжения может служить и колодец. Но только с условием — пригодность воды должна быть подтверждена экспертизой Роспотребнадзора.
Если же вы завозите питьевую воду на участок из колонки — это препятствие для получения прописки.

  • Газификация — спорный момент. Если в СНТ она проведена, то ваш дом обязательно должен быть газифицирован для признания его годным.
  • Непрерывная инсоляция (естественное солнечное освещение помещений должно соответствовать определенным нормам).
  • Теплоизолированные стены.

Для этого нужно предоставить:

  • Ходатайство о регистрации.
  • Паспорт.
  • Свидетельство о праве собственности.

На данном этапе проводится строительная экспертиза, анализ документации. пожарный и санитарный контроль. Ходатайство подлежит рассмотрению в течение месяца, по истечению которого заявителю будет выдано свидетельство о присвоении зданию статуса жилого помещения либо мотивированный отказ. При получении отказа можно:

  • Устранить его причины и подать повторное прошение.
  • Обратиться в суд с исковым заявлением о признании решения незаконным.

Вернуться к содержанию ✔ Обращение в суд за разрешением.
Чтобы здание признали жилым, в районный суд подается исковое заявление с приложением паспорта и свидетельства о собственности. При этом оплачивается госпошлина. Ее стоимость для физических лиц составляет 200 рублей.

Возможна ли прописка в нежилом здании снт

Изменения в российском законодательстве, которые поменяли понятие «прописка» на регистрацию» не изменили отношение к ней простых граждан. Это несложное действие, осуществляемое сотрудниками миграционной службы, является для многих показателем стабильности. Однако не все россияне имеют возможность приобрести квартиру или частный дом для последующей регистрации по месту жительства.

Но существует реальная возможность встать на регистрационный учет по адресу садового или дачного дома, если такой соответствует определенным требованиям. В данной статье рассмотрим порядок регистрации в жилом объекте СНТ, существующие нюансы и причины для отказа, преимущества и недостатки, сопутствующие регистрации в подобном жилье, а также узнаем, что нужно сделать, чтобы получить разрешение на прописку в дачном доме.
На практике же можно столкнуться с несколько иной картиной, когда человек, не имеющий регистрации, терпит множество социальных неудобств, которые возникают при необходимости реализовать некоторые свои права. Более того, за отсутствие регистрации введена административная ответственность, а за фиктивную прописку собственник жилой площади может понести и уголовную ответственность с исправительными работами или лишением свободы сроком до трёх лет. Стоит отметить, что ограничение относительно прописки в жилом доме, расположенном на участке в садовом некоммерческом товариществе, где собственник проживает, закон рассматривает как неправомерное действие. Все спорные вопросы, в которых собственник не согласен с отказом председателя или иного государственного органа, необходимо рассматривать в индивидуальном порядке путём обращения в суд.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *