Основные цели и задачи реформирования системы государственной службы Российской Федерации были сформулированы в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2001 году (далее — Концепция).

В соответствии с Концепцией созданы основы единой системы государственной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования.

В процессе реформирования государственной службы была сформирована государственная гражданская служба как вид государственной службы, выстроена система федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, закреплены принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы, начато преобразование военной службы, разработаны предложения по формированию правовых основ правоохранительной службы.

Важным этапом реформирования государственной службы стало принятие в 2003 году Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», в 2004 году Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В 2007 году принят Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В целях реализации федеральных законов о государственной службе были изданы нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Определены новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Реализация настоящей Программы позволит завершить качественное преобразование системы государственной службы, оптимизировать ее организацию и функционирование на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрить на государственной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.

Успешность реформирования и развития системы государственной службы зависит от разработки и реализации мероприятий, направленных на модернизацию государственной службы как единой системы, а также на практическое применение новых технологий государственного управления. Современная государственная служба должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, должна активно взаимодействовать с институтами гражданского общества.

Цель реформирования — создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:

а) обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы;

б) совершенствование правовой основы государственной гражданской службы, формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы;

в) создание системы управления государственной службой;

г) совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям;

д) разработка антикоррупционных механизмов;

е) формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;

ж) внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности государственных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности;

з) развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих;

и) совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе;

к) внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих.

Практика реализации Концепции и федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)», опыт совершенствования государственного управления в зарубежных странах показывают, что внедрение современных принципов и технологий на государственной службе является длительным и сложным процессом. Предлагаемые мероприятия по реформированию и развитию системы государственной службы предполагают их осуществление в два цикла бюджетного планирования. Таким образом, Программа носит среднесрочный характер и реализуется в 2009-2013 годах в два этапа.

На первом этапе (2009-2010 годы) с учетом правоприменительной практики должно быть усовершенствовано федеральное законодательство в сфере государственной службы; организована методическая помощь субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в развитии государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы; созданы правовые и организационные основы единой системы управления государственной службой; разработать и внедрить механизмы противодействия коррупции; завершены разработка современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

На втором этапе (2011-2013 годы) запланировано осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих; провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы; сформировать механизмы обеспечения государственных гарантий для государственных служащих; обеспечить внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на государственной службе; завершить формирование единой системы управления государственной службой.

Оценка степени достижения поставленных целей и задач будет производиться на основе целевых индикаторов и показателей Программы согласно приложению. Целевые индикаторы и показатели рассчитываются по методикам, разрабатываемым в рамках реализации Программы. Мониторинг целевых показателей и индикаторов осуществляется, начиная с года, следующего за утверждением методики расчета соответствующего показателя. Базовые значения показателей определяются в начале расчетного периода.

Основные мероприятия по реформированию и развитию государственной службы Российской Федерации определяются целями и стратегическими задачами Программы и разработаны с учетом положений федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», других нормативных правовых актов о государственной службе.

Комплекс мероприятий по реформированию и развитию системы государственной службы, обеспечивающих достижение поставленных Программой целей и задач, осуществляется по следующим основным направлениям:

а) формирование государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой исходя из следующих приоритетов:

· завершение разработки нормативных правовых актов, связанных с реформированием государственной службы, совершенствование законодательства Российской Федерации в этой сфере;

· обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы;

· создание системы управления государственной службой;

· разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции;

· развитие механизма выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе;

· внедрение механизмов, обеспечивающих осуществление государственными служащими профессиональной служебной деятельности в соответствии с общими принципами служебного поведения;

· повышение престижности государственной службы;

· разработка эффективных инструментов взаимодействия государственной службы с институтами гражданского общества в целях повышения открытости государственной службы;

б) внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы, исходя из следующих приоритетов:

· проведение кадровой политики, предполагающей учет профессиональных заслуг и моральных качеств государственных служащих;

· применение современных организационно-управленческих технологий и методов работы с кадрами на государственной службе, способствующих повышению профессиональной компетентности и мотивации государственных служащих к результативной деятельности;

· развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих;

в) повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих исходя из следующих приоритетов:

· усиление мотивации государственных служащих к повышению качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям;

· упорядочение и конкретизация полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах;

· внедрение современных технологий кадровой работы, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих в соответствии с целями и задачами государственных органов;

· разработка и применение в государственных органах современных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне;

· разработка и внедрение эффективных управленческих технологий на государственной службе;

· развитие системы государственных гарантий, материального и нематериального стимулирования государственных служащих, внедрение принципов оплаты труда по результатам работы.

В результате реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. №1336, была определена система государственной службы Российской Федерации, установлен статус государственных гражданских служащих, принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, аттестации государственных служащих, обеспечения соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих и урегулирования конфликта интересов, порядок сдачи квалификационного экзамена и другие вопросы.

7.4. Этапы реформирования

  • •Введение
  • •1. Объект, предмет, методы и содержание экономики железнодорожного транспорта.
  • •1.1. Понятие экономики железнодорожного транспорта
  • •1.2. Объект и предмет изучения экономики железнодорожного транспорта
  • •1.3. Содержание и методы экономики железнодорожного транспорта как науки
  • •2. Значение и особенности транспорта как одной из сфер экономики
  • •2.1. Роль и значение транспорта в экономике
  • •2.2. Факторы транспортного производства
  • •2.3. Продукция транспорта. Её особенности.
  • •3. Железнодорожный транспорт в транспортной системе России
  • •3.1. Транспортная система страны и место в ней железнодорожного транспорта
  • •3.2. Сравнительная характеристика различных видов транспорта
  • •3.4. Роль и место железных дорог России в мировой транспортной системе
  • •4. Законодательное обеспечение хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта
  • •4.1. Законы и другие нормативные документы, регулирующие экономические, правовые и организационные основы железнодорожного транспорта
  • •5. Экономика грузовых перевозок
  • •5.1. Основные показатели, структура и неравномерность грузовых перевозок
  • •5.2. Содержание и показатели эксплуатационной работы железнодорожного транспорта
  • •5.3. Планирование и экономическое регулирование работы подвижного состава в грузовом движении
  • •6. Экономика пассажирских перевозок
  • •6.1. Значение и динамика пассажирских перевозок
  • •6.2. Структура пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте
  • •6.3. Определение показателей транспортной подвижности населения
  • •6.4. Неравномерность пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте
  • •6.5. Планирование пассажирских перевозок
  • •6.6. Планирование и экономическое регулирование работы подвижного состава в пассажирском движении
  • •7. Реформирование и стратегическое развитие железнодорожного транспорта России
  • •7.1. Предпосылки структурной реформы на железнодорожном транспорте
  • •7.2. Модели реформирования железнодорожного транспорта
  • •7.3.Концепция структурной реформы железнодорожного транспорта.
  • •Нормативная база реформирования отрасли
  • •Цели и задачи реформирования
  • •Концептуальные основы реформирования
  • •7.4. Этапы реформирования
  • •1-ый этап реформирования (2001 — 2003 гг.). Подготовка реформы
  • •2-ой этап реформирования (2003 — 2005 гг.). Корпоративное строительство и развитие конкуренции
  • •3-ий этап реформирования (2006 — 2010 гг.). Формирование и развитие конкурентного рынка.
  • •7.5. Достижение целей реформирования и влияние на экономику страны
  • •7.6. Реформирование грузовых перевозок
  • •Реформирование организации грузовых перевозок
  • •Формирование конкурентного рынка оперирования грузовыми вагонами
  • •Проблемы развития системы компаний-операторов собственного подвижного состава
  • •7.7. Реформирование пассажирского комплекса
  • •Основные положения реформирования пассажирских перевозок
  • •Концепция реформирования пассажирского комплекса дальнего следования. Обеспечение создания и начала хозяйственной деятельности ОАО «ФПК» и перспективы его развития
  • •Реформирование пригородных пассажирских перевозок
  • •Государственный заказ на перевозки пассажиров.
  • •7.8. Совершенствование системы государственного тарифного регулирования.
  • •7.9. Спорные вопросы реформирования
  • •Отделение инфраструктуры от перевозочной деятельности.
  • •7.10. Создание ДЗО
  • •Основные цели и задачи взаимодействия ОАО «РЖД» и ДЗО:
  • •Создание крупной грузовой компании-оператора – ОАО «ПГК»
  • •Создание ОАО «Вторая грузовая компания» (ОАО «ВГК»)
  • •Основные результаты деятельности дочерних обществ ОАО «РЖД», Концепция и План продажи акций ДЗО.
  • •7.11. Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 г.
  • •Основные положения целевой модели
  • •Сетевой контракт
  • •Совершенствование государственного тарифного регулирования
  • •7.12. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
  • •Общая характеристика стратегии
  • •Предпосылки разработки Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
  • •Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы:
  • •Задачи Стратегии
  • •Сроки и этапы реализации Стратегии 2008 – 2030 годы:
  • •Механизмы обеспечения стратегического развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
  • •Параметры развития железнодорожного транспорта
  • •8. Управление на железнодорожном транспорте
  • •8.1. Сущность и методы управления на железнодорожном транспорте
  • •8.2. Организационная структура и функции органов управления
  • •8.3. Корпоративное управление на железнодорожном транспорте
  • •8.4. Совершенствование управления железнодорожным транспортом в современных условиях
  • •9. Планирование и прогнозирование на железнодорожном транспорте
  • •9.1. Основные принципы, виды и методы планирования на железнодорожном транспорте
  • •9.2. Задачи и особенности планирования перевозок грузов железнодорожным транспортом в современных условиях
  • •10. Система бюджетного управления транспортного предприятия
  • •10.1. Бюджетирование как управленческая технология. Назначение, цели, основные понятия
  • •10.2. Цель, задачи, принципы системы бюджетного управления на железнодорожном транспорте
  • •10.3. Альбом форм сводных бюджетов ОАО «РЖД».
  • •10.4. Регламент бюджетного управления ОАО «РЖД»
  • •11. Развитие конкуренции на транспортном рынке и экономическая оценка конкурентоспособности перевозок
  • •11.1. Конкурентные отношения на транспортном рынке
  • •11.2. Понятие конкурентоспособности транспортной продукции и транспортной компании
  • •12. Понятие и оценка эффективности текущей и инвестиционной деятельности транспортных предприятий
  • •12.1. Понятие и виды эффективности на железнодорожном транспорте.
  • •12.2. Показатели эффективности инвестиций
  • •СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Этапы реформирования.

1 этап. Подготовительный, или этап развития альтернативного образования (конец 80-х годов – 1992г). 80-е годы период активной разработки новых подходов и спонтанного внедрения их в педагогическую практику отдельными новаторами. Школа обрела свободу, пусть даже еще достаточно условную.

2 этап. Становление вариативного образования (1992-1996 гг.). Стали появляться положительные тенденции: гуманизация и гуманитаризация образования, увеличение видов ОУ. Основные приоритеты реформы закреплены законом «Об образовании» (см. принципы гос.политики). В тоже время, реформа вместо преодоления назревших противоречий, рождала новые. Реформа стала пониматься уже не в смысле разрушения отживших порядков, а в качестве новаторского социально-педагогического и организационного проекта.

Быстрая демократизация сферы образования в условиях экономической и политической нестабильности привела к ряду явлений, которые тормозили дальнейшее развитие реформы. К таким кризисным явлениям можно отнести следующие: несформированность нормативной базы, систематическое невыполнение принятых указов, законов, постановлений и других нормативных документов. Поэтому в 1996 г. в Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены серьезные изменения, и он вышел в новой редакции. Можно считать, что с принятием нового закона окончилось формирование основы новой нормативной базы системы образования.

3 этап. Формирование механизмов обеспечения качества образования (начинается с 1996 г.) Школа хоть и медленно, но твердо и неуклонно входит в новый, третий этап образовательной реформы — этап устойчивого гармоничного развития и системных инновационных изменений. Для того чтобы реформа на этом этапе стала необратимой, необходимо, чтобы такие важнейшие тенденции развития, как инновационное движение, реформирование экономики образования и системы управления, регионализация и муниципализация, набрали силу и окрепли. Поэтому основу этого периода составляют разработка и утверждение Закона о государственных образовательных стандартах и самих государственных образовательных стандартов.

Изменение функций образования в ходе реформы. Основной задачей обучения в традиционной школе считалась передача учащимся знаний. Все методики, используемые в традиционной школе, рассчитаны на реализацию ЗУНов (знаний, умений и навыков). В основе организации такого обучения лежит идея о том, что учащимся достаточно было получить новые ЗНАНИЯ, освоить учебные УМЕНИЯ и до автоматизма отработать необходимые при освоении данного предмета НАВЫКИ. Это позволит им получить все необходимое для взрослой жизни. Знания считались основным элементом, развивающим человека, поэтому иногда такой подход называют знаниевым подходом к обучению.

Опыт отдельных педагогов-новаторов исподволь готовил переход от традиционного образования к личностно-ориентированному. Их разработки определили общее направление инновационной деятельности в общеобразовательных учреждениях. В России выделились целые регионы, образовательная деятельность которых основывалась на идее личностно-ориентированного образования.

В основу личностно-ориентированного образования закладываются переосмысленные функции образования. Его базовыми ценностями становятся самореализация, творчество, раскрытие индивидуальных особенностей и др., отражающие развитие сущностных сил ребенка и подтверждающие, что целью является становление личности человека. Таким образом, функция обучения меняет свое наполнение. От обычной передачи учащимся знаний она переходит к передаче знаний, в ходе которой осуществляется развитие индивидуальных особенностей и личности ребенка, т.е. к развивающему обучению.

Предметом особой заботы в массовой школе была функция воспитания. Ее специфика была столь велика, что обучение и воспитание теоретически обосновывались и осуществлялись как два автономных процесса, имеющих собственные цели, принципы, содержание, методы, формы организации, результаты.

Было бы правильно такой тип воспитания характеризовать как социоориентированное воспитание, суть которого состоит в использовании образования для целенаправленного формирования людей, нужных государству, отвечающих его социальному заказу. Однако и в период социоориентированной школы в стране продолжали существовать очаги гуманистической педагогической культуры. Можно, к примеру, сослаться на педагогическое творчество В.А.Сухомлинского и на опыт руководимой им Павлышской школы, где была ориентация на идеи гуманизма, доброго отношения к детям, учения без принуждения, воспитания без наказания, сотрудничества детей и взрослых. Творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор -это далеко не полный перечень тех основ, на которых был основан гуманистический подход В.А.Сухомлинского. Такой подход имеет ярко выраженную личностную направленность.

Хорошо видно, что воспитательная функция, так же как и функция обучения, изменила свое содержание. В целом для современного воспитания характерен полный отказ от сильнейшей идеологической обработки школьников и ориентир на воспитание учащихся в духе общечеловеческих, гуманистических ценностей.

Другой важнейшей функцией образования является социализация, т.е. обеспечение условий для воспроизводства индивидом социального опыта. Ее предметом выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальная позиция, самосознание, ценностное ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта и как психика ее эти приобретения качественно перерабатывает, какое придает им значение.

Цель образования сегодня — это создание условия для развития и саморазвития учащихся, воспитания у них способности принимать самостоятельные решения. Поэтому центром новой государственной образовательной политики становится личность человека — в полном соответствии с «Всеобщей декларацией прав человека». Реализация этого права потребовала принципиальных изменений всей системы образования России, формирования новой образовательной политики.

3.) Инновационная педагогика требует замены парадигмы воспитания. Парадигма (от греч. Образец, эталон) – господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практических проблем. По мнению инноваторов, классическая педагогическая теория безнадежно устарела, строить на ней воспитание нынешних поколений в новых условиях нельзя.

В этой связи первым инновационным направлением развития педагогической теории назовем возврат к опровергнутым классическим основаниям природосообразной педагогики Я.А. Коменского. Вторым направлением инновационного процесса признаем гуманизацию педагогической системы в трактовке К. Роджерса. Оба направления не новы для мировой, но представляют большой интерес для отечественной педагогики.

Гуманистическую педагогику можно назвать инновационной в полном смысле этого слова: она не требует внешних инъекций для ПС, эффект повышенного учебно-воспитательного влияния достигается за счет внутренней перестройки системы. В чем же главная сущность этой педагогики, почему она неоднозначно трактуется исследователями, а ее установки с трудом прививаются на почве авторитарных и тоталитарных школьных систем?

Гуманистическая педагогика — система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, полноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизировать этот процесс означает создать такие условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни.

Практика гуманистической школы уже выработала конкретные формы и методы инновационной деятельности. Среди них:

1. Дифференциация учебно-воспитательной деятельности.

2. Индивидуализация процессов воспитания и обучения.

3. Создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника.

4. Формирование гомогенных классов и параллелей.

5. Комфортность учебно-воспитательной деятельности.

6. Психологическая безопасность, защита учащихся.

7. Вера в учащегося, его силы и возможности.

8. Принятие учащегося таким, каким он есть.

9. Обеспечение успешности обучения и воспитания.

10. Изменение целевой установки школы.

11. Обоснованность уровня развития каждого ученика.

12. Исключение заочного обучения (экстерната), как такого, что не обеспечивает «духовных встреч с учителями».

13. Переориентация внутренних личностных установок учителя.

14. Усиление гуманитарного образования.

Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации

Новая федеральная программа установила три основных направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации:

  • формирование системы государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;
  • внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы;
  • повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

1. В результате реализации мероприятий, предусмотренных федеральной программой реформирования государственной службы Российской Федерации (2003—2005 гг.), была определена система государственной службы Российской Федерации, установлен статус государственных гражданских служащих, принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, аттестации государственных служащих, обеспечения соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих и урегулирования конфликта интересов, порядок сдачи квалификационного экзамена и другие вопросы.

Законодательством Российской Федерации определены принципы взаимосвязи видов государственной службы, закреплены единство правовых и организационных основ государственной службы, системный подход к организации государственной службы, а также принципы взаимосвязи государственной и муниципальной службы.

Вместе с тем практическая деятельность структурных подразделений государственных органов, осуществляющих функции, связанные с реализацией законодательства Российской Федерации о государственной службе, недостаточно скоординирована. Требуются создание организационной структуры управления системой государственной службы, формирование нормативно-правовой базы по этому вопросу и методическое обеспечение функционирования государственных органов по управлению государственной службой на уровне субъектов РФ.

Принятие нормативных правовых актов о системе управления государственной службой РФ обеспечит единообразие принципов и подходов к управлению государственной гражданской службой в субъектах Российской Федерации, улучшит координацию проводимых на государственной службе преобразований и создаст основу для единой системы их научно-методического и консультационного сопровождения.

Современная государственная служба должна быть ориентирована на обеспечение прав и законных интересов граждан, создание механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и государственной службы, противодействие коррупции на государственной службе, повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих.

Для решения указанных задач необходимо:

  • унифицировать основные принципы прохождения видов государственной службы;
  • разработать рекомендации по развитию законодательства РФ, регулирующего государственную гражданскую службу в субъектах РФ, а также программу оказания методологической помощи субъектам РФ и муниципальным образованиям по вопросам государственной гражданской службы и муниципальной службы;
  • обеспечить проведение мониторинга практики применения законодательства Российской Федерации в сфере государственной службы;
  • разработать организационную модель и единые принципы функционирования органов по управлению государственной службой;
  • создать единую систему научно-методического обеспечения и оказания консультативной помощи по вопросам государственной службы;
  • оптимизировать процедуру участия независимых экспертов в работе конкурсных и аттестационных комиссий, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
  • выработать оптимальную систему взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающую возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих;
  • создать и реализовать механизмы проверки соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих и урегулирования конфликта интересов на государственной службе;
  • разработать процедуры рассмотрения случаев неэтичного поведения государственных служащих;
  • доработать механизм представления государственными служащими сведений об их доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов их семьи;
  • разработать и реализовать комплекс мероприятий по противодействию коррупции на государственной службе, уделив приоритетное внимание вопросам предупреждения коррупции;
  • разработать и ввести антикоррупционные стандарты: установить для государственной и муниципальной службы единую систему обязанностей, запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции;
  • совершенствовать механизм обеспечения соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;
  • регламентировать функцию по оказанию консультативной помощи государственным органам по вопросам, связанным с применением на практике общих принципов служебного поведения государственных служащих;
  • разработать механизм принятия мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы;
  • разработать процедуру проведения служебных расследований случаев коррупционных проявлений;
  • регламентировать вопросы повышения денежного содержания и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих;
  • разработать и реализовать с помощью средств массовой информации программы, направленные на повышение престижа государственной службы и формирование позитивного отношения граждан к государственным служащим.

2. При формировании кадрового состава государственной службы его основу должны составлять специалисты, способные в современных условиях использовать в работе эффективные технологии государственного управления. В аппаратах органов законодательной, исполнительной и судебной власти необходимо создать условия для планирования устойчивого карьерного роста государственных служащих, безупречно и эффективно исполняющих должностные обязанности, для систематического обновления и ротации кадров.

В процессе формирования кадрового состава государственной службы решающее значение имеет использование современных организационно-управленческих технологий и методов кадровой работы.

Формирование профессиональной государственной службы требует совершенствования системы подготовки кадров и дополнительного профессионального образования государственных служащих. Особое внимание должно быть уделено вопросам дополнительного профессионального образования лиц, замещающих должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей государственной службы.

Государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования в области государственного управления должны отвечать реальным потребностям государственной службы. Программы дополнительного профессионального образования государственных служащих необходимо формировать с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию государственных служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития государственных служащих. В систему профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования государственных служащих необходимо внедрить новые механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения.

Для решения названных задач необходимо:

  • разработать комплекс мер по формированию современного кадрового резерва государственной службы в целях обеспечения преемственности и передачи накопленного профессионального опыта государственных служащих молодым специалистам;
  • создать систему мотивации карьерного роста государственных служащих как важного условия прохождения государственной службы;
  • разработать и обеспечить применение современных методик проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, аттестации государственных служащих, их ротации, формирования кадрового резерва решения других кадровых вопросов;
  • повысить на основе разработки и использования научно обоснованных методик объективность оценки профессиональных знаний и навыков граждан при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей и на включение в кадровый резерв, а государственных служащих — при проведении указанных конкурсов, аттестации, квалификационных экзаменов;
  • внедрить в практику кадровой работы государственных органов правило, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных (служебных) обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при поощрении;
  • внедрить на государственной службе механизмы стратегического кадрового планирования;
  • унифицировать методы кадровой работы, применяемые в различных органах государственной власти;
  • автоматизировать кадровые процедуры и внедрить информационные технологии в систему управления кадровыми ресурсами;
  • совершенствовать научно-методическое, учебно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение дополнительного профессионального образования государственных служащих;
  • определять приоритетные направления дополнительного профессионального образования государственных служащих исходя из перспективных целей и задач государственных органов, и учитывать их при формировании программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих;
  • повысить качество образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления;
  • усилить антикоррупционную составляющую в образовательных программах дополнительного профессионального образования государственных служащих;
  • совершенствовать механизм государственного контроля за качеством работы образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, в которых государственные служащие осваивают образовательные программы дополнительного профессионального образования;
  • повысить эффективность дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, замещающих должности категории «руководители»;
  • обеспечить внедрение в систему дополнительного профессионального образования государственных служащих современных образовательных и информационных технологий;
  • совершенствовать механизм формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих.

3. Важнейшими направлениями повышения эффективности государственной службы являются разработка и внедрение механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих. В настоящее время показатели служебной деятельности государственных служащих недостаточно ориентированы на результативность их труда, на достижение целей и приоритетов государственных органов. Уровень денежного содержания государственных служащих слабо зависит от результатов их труда. Система дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих также не в должной мере нацелена на повышение результативности их профессиональной служебной деятельности.

Необходимо обеспечить надлежащие условия для качественного исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей, для эффективного функционирования государственной службы.

Этому могут способствовать внедрение в сферу государственной службы современных информационных технологий управления и совершенствование системы организации профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

Необходимо разработать сбалансированную систему показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, а также усилить стимулы к надлежащему исполнению ими должностных регламентов.

Повышение уровня социальной защищенности государственных служащих, совершенствование системы государственных гарантий, создание современной системы материального и нематериального стимулирования труда государственных служащих, оптимизация порядка оплаты труда на государственной службе являются необходимыми условиями успешного развития системы государственной службы, эффективного достижения поставленных перед нею целей.

Для решения перечисленных задач необходимо:

  • обеспечить отражение целей и задач государственных органов в показателях результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
  • разработать объективные критерии оценки эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
  • разработать модели должностных регламентов, позволяющие упорядочить и конкретизировать должностные (служебные) обязанности государственных служащих, замещающих должности разных категорий;
  • внедрить методики разработки должностных регламентов государственных служащих и их пересмотра при изменении административных регламентов исполнения государственных функций или предоставления государственных услуг;
  • совершенствовать методику оценки профессиональных знаний и навыков государственных служащих, предусмотренных в их должностных регламентах;
  • предусматривать в программах государственных органов по профессиональному развитию государственных служащих изучение государственными служащими правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности;
  • повысить уровень правовой и социальной защищенности государственных служащих;
  • совершенствовать структуру денежного содержания (денежного вознаграждения), денежного довольствия федеральных государственных служащих с учетом особенностей видов государственной службы в целях повышения доли оклада денежного содержания в общем размере денежного содержания (денежного вознаграждения), денежного довольствия;
  • совершенствовать правовой механизм регулярной индексации денежного содержания (денежного вознаграждения) государственных служащих;
  • регламентировать особый порядок оплаты труда по отдельным должностям государственной службы в зависимости от показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
  • сформировать эффективную систему материального и нематериального стимулирования государственных служащих с учетом результатов их профессиональной служебной деятельности.

Рассмотренные направления касаются системы государственной службы государственной службы России в целом, т.е. всех ее видов — гражданской, военной, правоохранительной службы. В данном нормативном правовом акте, к сожалению, не сформулированы основные направления развития государственной гражданской службы России.

В этой связи научный и практический интерес вызывает опыт реформирования и развития государственной гражданской службы такого субъекта РФ, как город Москва. В мегаполисе в соответствии с указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 (п. 7) разработана Программа развития государственной гражданской службы города Москвы на 2009—2013 годы. Такая программа одной из первых в стране в апреле 2009 г. была разработана и утверждена в Москве силами Управления государственной службы и кадров правительства Москвы и Московского городского университета управления правительства Москвы.

Цель Городской программы — развитие государственной гражданской службы Москвы, организация системы управления государственной службой, формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной гражданской службы, обеспечивающего эффективность государственного управления Москвы.

Основополагающие мероприятия по развитию государственной гражданской службы города Москвы вытекают из целей и задач Городской программы и разработаны с учетом положений федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЭ «О противодействии коррупции», а также Закона города Москвы от 26 января 2005 г. № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы».

Основные направления развития государственной гражданской службы города Москвы следующие.

1. Развитие государственной гражданской службы города Москвы, создание системы управления ею. Приоритеты направления:

  • научное обеспечение и апробация методики применения норм законодательства о государственной гражданской службе в интересах государственного органа по управлению государственной службой города Москвы;
  • развитие нормативно-правовой базы системы управления государственной гражданской службой города Москвы;
  • методическое обеспечение государственных органов города Москвы по вопросам управления государственной службой города Москвы;
  • создание организационной структуры системы управления государственной службой города Москвы;
  • завершение разработки нормативных правовых актов города Москвы, связанных с развитием государственной службы города Москвы, совершенствование нормативной правовой базы города Москвы в этой сфере, приведение ее в соответствие с федеральным законодательством;
  • организация системы управления государственной службой города Москвы;
  • реализация в городе Москве мероприятий по противодействию коррупции;
  • внедрение механизма выявления и разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе;
  • внедрение механизмов, обеспечивающих осуществление государственными гражданскими служащими профессиональной служебной деятельности в соответствии с общими принципами служебного поведения;
  • повышение престижа государственной гражданской службы;
  • внедрение в городе Москве эффективных инструментов взаимодействия государственной гражданской службы с институтами гражданского общества в целях повышения открытости государственной гражданской службы.

2. Внедрение на государственной гражданской службе города Москвы эффективных технологий и современных методов кадровой работы.

Приоритеты направления:

  • проведение в государственной гражданской службе города Москвы кадровой политики, предполагающей учет результатов профессиональной служебной деятельности и деловых качеств государственных гражданских служащих, а также стажа гражданской службы или стажа работы по специальности;
  • применение в отраслевых, функциональных и территориальных органах исполнительной власти города Москвы современных организационно-управленческих технологий и методов работы с кадрами на государственной гражданской службе, способствующих повышению профессиональной компетентности и мотивации государственных гражданских служащих к результативной деятельности;
  • развитие в городе Москве системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих.

3. Повышение эффективности государственной гражданской службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

Приоритеты направления:

  • внедрение в рамках государственной гражданской службы города Москвы эффективных управленческих технологий;
  • внедрение современных технологий кадровой работы, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих в соответствии с целями и задачами органов исполнительной власти города Москвы;
  • совершенствование механизма мотивации государственных гражданских служащих города Москвы. Развитие системы государственных гарантий, материального и нематериального стимулирования государственных гражданских служащих, внедрение принципов оплаты труда по результатам работы;
  • применение в органах исполнительной власти города Москвы современных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне;
  • повышение качества государственных услуг, оказываемых столичными государственными органами гражданам и организациям.

Анализ Программы реформирования и развития системы государственной службы показывает, что это солидный, концептуально и нормативно выдержанный документ, определяющий цели, задачи, перспективы и ожидаемые результаты работы в данном направлении.

Но, как показывает изучение данного правового акта, программа не лишена некоторых недостатков. Так, согласно методологии социального прогнозирования и проектирования цели вытекают из проблемы и отражают ее. Однако в тексте Программы цель сформулирована шире по сравнению с проблемами реформирования: создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством решения трех задач — завершения реформирования ее видов; создания системы управления государственной службой; формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы.

Вторая задача — создание системы управления государственной службой — законодательно установлена с 2004 г. и не решается до сих пор. Третья задача включает в себя качественную характеристику кадрового состава государственной службы. В соответствии с Программой он должен обеспечивать эффективность государственного управления, развитие гражданского общества развитие инновационной экономики.

Цель Программы является многослойной, по ней весьма трудно разграничить стратегические цели, оперативные и текущие.

Не вполне понятен и тот факт, что эта цель названа не целью реформирования государственной службы, а только целью Программы. Кроме того, в ее формулировку не вошло содержание целей реформирования государственной службы, которое присутствовало в Концепции реформирования государственной службы РФ, а также в указе Президента, утвердившего Программу реформирования государственной службы на 2005—2007 гг.: повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации.

Рассогласование проблем и целей реформирования в указанных документах можно рассматривать как технологические издержки, возможные при их подготовке. Но, скорее всего, это было сделано сознательно — для упрощения целей и задач, снижения уровня радикальности и последствий преобразований.

Недостатком новой федеральной программы реформирования и развития системы государственной службы является отсутствие перечня основных мероприятий, предусмотренных Программой. Ранее такой перечень всегда присутствовал. Тем самым Программа по своему содержанию слишком обща и лишена конкретики, что представляет серьезную сложность для руководителей подразделений государственных органов по вопросам государственной службы и кадров.

Серьезной проблемой является отсутствие в федеральной программе какой-либо информации о развитии государственной гражданской службы Российской Федерации.

В указе Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 (п. 7) рекомендуется органам государственной власти субъектов РФ «разработать и утвердить программы развития государственной гражданской службы субъектов РФ». Но не понятно, по каким направлениям должна развиваться государственная гражданская служба федерального и регионального уровней, поскольку нет ни теоретических, ни методических, ни организационных указаний. В этой ситуации каждый субъект РФ должен самостоятельно разрабатывать свою программу развития государственной гражданской службы. В этой ситуации неизбежны расхождения в структуре и содержании программ.

Основные направления реформирования государственной службы Российской Федерации

Рассматривая вопрос о реформировании государственной службы Российской Федерации, необходимо прежде всего обратить внимание на ее основные недостатки. К ним следует в первую очередь отнести:

— противоречивость законодательства о государственной службе;

— бюрократические методы руководства государственной службой;

— корпоративность и замкнутость сознания государственных служащих;

— коррупцию и массовые нарушения установленных запретов и ограничений для служащего;

— пренебрежение государственных служащих нравственными нормами.

Как справедливо отмечает М. Дмитриев, «в результате недостаточно последовательных действий и отсутствия четкой концепции ее формирования, состояние государственной службы в настоящее время далеко от того, чего от нее ждут. Реформирование государственной службы недопустимо отстало от изменений в обществе, и ее недостатки стали одним из серьезных препятствий на пути развития гражданского общества, демократии и рыночной экономики»103.

Узаконенной концепции реформы государственного аппарата пока нет. Правда, 15 августа 2001 года Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации была утверждена Президентом вместе с планом первоочередных мер. В настоящее время ведется работа по подготовке Программы реформирования государственной службы, в которую предполагаетcя включить перечень конкретных мероприятий и изменений организационного, структурного, правового, экономического и финансового характера, необходимых для проведения реформы104. Уже подготовлен законопроект о системе государственной службы, в котором вводятся единые принципы и для федеральных, и для региональных органов власти. И, главное, в проекте бюджета-2003 предусматриваются деньги под реформирование государственной службы105.

В научной и учебной литературе высказано немало рациональных предложений об основных направлениях реформирования государственной службы106. Рассмотрим некоторые из них. Так, по мнению К. С. Вельского, концепция реформы государственной службы должна предусматривать решение следующих задач:


— учреждение специализированной структуры на федеральном уровне, которая могла бы отвечать за реформирование государственной службы на всей территории России и во всех трех ветвях власти;

— разработку пакета нормативно-правовых актов о государственной службе и определение этапов их реализации;

— законодательное закрепление основных принципов построения и функционирования государственной службы и особенно принципа рангирования должностей;

— обеспечение социального контроля над служащими государственного аппарата в целях предупреждения административного произвола и нарушения прав граждан107.

Опыт проведенных реформ в странах Запада позволяет утверждать, что без органа, способного разработать программу реформы государственной службы и умело корректировать ее с течением времени, подготавливать методические разработки в этой сфере и доказывать необходимость принятия тех или иных законодательных актов, реформа государственной службы в Российской Федерации будет обречена на провал либо ей будет придан лишь фасадный характер.

Основная задача реформы государственной службы состоит в повышении эффективности государственной службы и преодоления недоверия между институтами государственной службы и гражданами.

В сложившейся ситуации на повестку дня выходит разработка такой стратегии модернизации госаппарата, которая позволит вывести его по основным параметрам и результатам деятельности на уровень большинства развитых стран108.

Предлагается следующий план проведения реформы государственной службы109:

— существенное увеличение денежного содержания государственным служащим;

— отладка механизмов прохождения службы с учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и «политических назначенцев»;

— принятие этического кодекса государственного служащего;

— усиление роли законов в действиях чиновников, в том числе разграничение компетенции чиновников и сокращения сферы действия «личного усмотрения»;

— установление жесткого порядка взаимодействия чиновников и граждан, при котором гражданам хорошо известны как их права, так и обязанности чиновников; ужесточение контроля над государственными служащими и ответственности за отклонения от предписанного законами поведения;

— повышение престижа государственной службы (необходимо избавляться от распространенного мифа — воруют все);

— поддержка институтов гражданского общества.

Реформа государственной службы состоится, если будет предполагать формирование государственного аппарата на основе системы «заслуг и достоинств», которая показала свою эффективность во многих странах мира. Для формирования российской модели системы «заслуг и достоинств» требуется:

— отбор (преимущественно конкурсный) государственных служащих, продвижение и удержание на государственной службе наиболее квалифицированных и добросовестных кадров;

— четкая дифференциация статуса «карьерных» и «политических» чиновников;

— четкое определение должностных обязанностей государственных служащих;

— создание режима, обеспечивающего, с одной стороны, подконтрольность корпуса государственных служащих, а с другой — его правовую защищенность от произвола и некомпетентности руководителей и средств массовой информации;

— научный подход к определению затрат на содержание госаппарата, прежде всего увеличение доли прямых материальных стимулов и снижение косвенных, ликвидация «теневых» привилегий;

— вместо штатного расписания введение сметы расходов на выполнение соответствующих функций государственного органа, что неизбежно приведет к сокращению численности аппарата и повышению уровня оплаты труда государственных служащих при одновременной интенсификации их работы;

— повышение внимания к вопросам административной этики110.

При таком подходе со временем на государственной службе можно было бы сосредоточить высокоморальных людей, преданных своему народу и отечеству, профессионально подготовленных и компетентных, оснащенных новейшей организационной техникой и методологией, в достаточной степени материально обеспеченных за свою ответственную, сложную и напряженную деятельность.

Что касается оплаты труда государственной службы, то она должна быть конкурентоспособной с оплатой труда в частном секторе. В этих целях можно было использовать сокращение государственных структур и уменьшение численности государственных чиновников. Чиновников в стране должно быть столько, сколько у государства есть реально денег на их достойное содержание. В этой связи заслуживает внимания план, разработанный Центром стратегических разработок, который предлагает сократить число федеральных министерств и ведомств, повысить статус и роль министров, уменьшить численность госчиновников. При этом министр экономического развития Герман Греф настаивает на том, чтобы аппарат правительства, который сейчас насчитывает 1200 человек, был сокращен наполовину. Основание — чиновники аппарата правительства большей частью дублируют работу министерств и ведомств111. Евгений Ясин, консультирующий правительство, предлагает лишить государственных служащих всех должностных льгот и привилегий, возместив понесенные потери существенным повышением зарплаты — до полутора тысяч долларов в месяц112.

Важное направление реформы государственной службы — освоение государственными служащими новых технологий управления. Основным каналом освоения новых управленческих технологий призвана стать система образования и повышения квалификации кадров государственных служащих.

Однако приходится констатировать, что в России реформирование государственной службы пока носит преимущественно фасадный характер.

2. Проблемы использования зарубежного опыта в ходе реформирования государственной службы
Российской Федерации

В ходе реформирования государственной службы РФ целесообразно использовать опыт зарубежных стран и в первую очередь развитых. Именно такой подход применяли великие российские реформаторы Петр I, М. М. Сперанский, О. Ю. Витте, П. А. Столыпин и др. Естественно, речь идет о творческом подходе к заимствованию некоторых элементов зарубежного опыта, а не о бездумном их копировании, нередко худших образцов.

В первую очередь представляют интерес нормативные правовые акты, которые устанавливают цели, задачи, функции и полномочия государственной службы, организация конкурсов при отборе кандидатов на государственную службу и квалификационных экзаменов при выдвижении государственных служащих на более высокие должности, система органов управления государственной службой и контроля за ее деятельностью и др.

Заслуживают также внимания следующие новые тенденции в развитии государственной службы развитых государств.

Государственная служба в своей деятельности все больше ориентируется на интересы и потребности конкретных граждан. Гражданин расматривается более не как «управляемый», а как своего рода «клиент» государственных учреждений. Из статуса «подопечного», «просителя» он переходит в статус реализующего свои права потребителя предоставляемых ему государством услуг. Такой подход требует от государственных служащих работать с клиентами на таком же уровне, как и в лучших частных фирмах.

При подборе кадров на государственную службу приоритет отдается таким качествам, как инициатива, творчество, новаторство, способность к оправданному риску, интуиция и др., которые обычно присущи предпринимателям, менеджерам.

Стиль деятельности государственных служащих направлен на учет интересов и целей различных социальных групп, на компромиссы, решение не столько процедурных, сколько программных и проблемных задач, применение инноваций, учебу на ошибках, непрерывное повышение квалификации.

Органы управления государственной службой при оценке подведомственных структур и государственных служащих обращают внимание на конечный результат, а не на процесс. Имеющие результат поощряются, а те, кто его не достиг, реорганизуются либо упраздняются. Более того, ведутся поиски в области развития «государственного предпринимательства». Так, в Англии и Новой Зеландии с руководителями среднего звена заключаются контракты на конкретный срок, предусматривающие достижение возглавляемой ими службой определенных результатов. Продление контракта поставлено в зависимости от достигнутого результата.

В развитых странах провозглашен курс на усиление экономии и бережливости в деятельности государственных органов. Данная цель достигается за счет рационализации деятельности государственной службы, передачи отдельных функций государственной службы частным фирмам, создания в рамках государственных органов самофинансирующихся структур и др.

В регулировании деятельности и поведения государственных служащих усиливаются нравственные начала. В этих целях принимаются Кодексы этики поведения государственных служащих. Расширяется парламентский и судебный контроль за государственной службой. В этой связи любопытно, что план реформы государственной службы, предложенной правительством Канады, на 10% состоит из изменений в области законодательства, на 20% — из новаций в структуре и функциях органов и на 70% — из улучшения культуры взаимотношений и атмосферы государственных учреждений.

Заслуживает внимания опыт реформирования государственной службы Казахстана. В сентябре 1998 года впервые на всем постсоветском пространстве Указом Президента Н. А. Назарбаева был образован уполномоченный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный главе государства — Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, призванный осуществлять единую государственную политику в этой сфере. За 1999-2001 гг. около 20 тысяч госслужащих пришли в госаппарат по конкурсу, что составляет около одной трети всех чиновников113.

Современный этап реформирования государственной службы

В результате осуществления мероприятий федеральной программы были выявлены сложные и комплексные проблемы в сфере государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития этого института.

Ряд задач реформирования государственной службы остался нерешенным. Не были реализованы положения Концепции и законодательства РФ о формировании системы управления государственной службой. Сегодня эта система начинает только складываться. Здесь ценным представляется опыт создания при аппарате полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, при главах субъектов РФ специальных советов по государственному и муниципальному управлению, советов и комиссий по вопросам местного самоуправления при Правительстве России, при Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

В законодательной сфере в настоящее время необходимо принятие федеральных законов о правоохранительной службе, о военной службе, о медицинском страховании государственных служащих, о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и их семей.

Одной из принципиальных проблем является разграничение компетенции Федерации и ее субъектов в сфере правового регулирования в сфере государственной службы.

Разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере государственной службы, как на федеральном, так и на региональном уровнях, должны обеспечивать единство системы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с конституционными принципами разграничения компетенции.

В ходе реформы в субъектах Федерации был реализован большой комплекс мер по реализации федеральной программы реформирования государственной службы РФ в период 2003 — 2007 годов: проводились анализ и оценка реального состояния государственной службы в регионах, утверждались нормативные правовые акты, собственные программы реформирования. Практически во всех субъектах Федерации велась работа по формированию методики реформирования гражданской службы, осуществлялся поиск рациональных методов и способов управления гражданской службой и внедрения их на практике. Однако проводимый анализ соответствующих нормативных правовых актов специалистами показывает, что в большинстве случаев наблюдается практика копирования положений закона о гражданской службе без каких-либо попыток раскрытия данных положений с учетом специфики местных условий и потребностей.

В активизации реформирования государственной службы важно учитывать состояние ее кадрового состава, его количественные и качественные параметры, основные тенденции развития, использовать невостребованные способности государственных служащих.

В законе о гражданской службе в числе приоритетных направлений формирования ее кадрового состава наряду с профессиональной подготовкой гражданских служащих закреплены их переподготовка, повышение квалификации и стажировка. Закон определяет компоненты дополнительного профессионального образования, их назначение, цели и процедуры реализации. Однако при имеющейся системе государственных образовательных учреждений, недостаточности государственного финансирования (в том числе и в реализации государственного заказа, особенно в субъектах Федерации) пока нет реальной возможности обеспечить повышение профессиональной квалификации гражданских служащих не реже одного раза в три года, как это требуется по закону.

Все эти проблемы, как предполагается, должна решать новая федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Реализация программы включает два этапа. На первом — в 2009-2010 годах планируется усовершенствовать федеральное законодательство в сфере государственной службы, в частности разработать и внедрить механизмы противодействия коррупции (отчасти эта работа уже выполнена), завершить разработку современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий и механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих. На втором этапе (2011 — 2013 годы) предстоит осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих; провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы; сформировать механизмы обеспечения государственных гарантий для государственных служащих; обеспечить внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на государственной службе; завершить формирование единой системы управления государственной службой.

Однако, несмотря на обширный комплекс мер, предусмотренных программой, уже сегодня некоторые специалисты сомневаются в их продуктивной реализации.

Одним из главных недостатков этого документа эксперты называют его одностороннюю юридическую направленность в решении проблем государственной службы, в основном правовыми методами без реального практического сопровождения. Многие аспекты кадровой политики, проводимой Президентом РФ, в программе не затронуты. Так, например, вопросы реформирования и развития муниципальной службы, ее взаимосвязи с гражданской службой остаются в тени. В программу не включено такое важное направление политики главы государства, как формирование и использования резерва управленческих кадров.

Представляется целесообразным, пока не упущено время, учесть мнение ученых и практиков и по возможности внести определенные коррективы в программу с тем, чтобы эффект от реализации мероприятий был максимален, а ее выполнение не пришлось откладывать на более поздние сроки.

Общие тенденции реформирования государственной гражданской службы на современном этапе

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 17

В декабре 1993 года, сразу после принятия Конституции, Указом Президента Российской Федерации было утверждено «Положение о федеральной государственной службе Российской Федерации», раскрывающее общие понятия и конституционные принципы построения государственной службы. По целому ряду существенных направлений принимаются решения, напрямую связанные с возрастающей ролью гражданского общества, его взаимодействием с институтами государства.

В реформе системы государственной службы Российской Федерации можно выделить несколько этапов. Первый этап характеризовался отказом от советской партийно-номенклатурной системы, созданием новых кадровых служб и учебно-научных учреждений. Были созданы: Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации (Росглавкадры), РАГС – Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, появились первые институты и факультеты университетов, в которых начали готовить студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление». Была заложена нормативная правовая база государственной службы Российской Федерации.

В июле 1995 года принят Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». В том же 1995 году Указом Президента Российской Федерации был утвержден Реестр федеральных государственных должностей Российской Федерации. Одновременно принимались законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие государственную службу субъектов Российской Федерации.

Второй этап (1997 г. – осень 1999 г.). В этот период Администрацией Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина была подготовлена Концепция административной реформы (основные положения которой были озвучены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию весной 1998 г.). В этом документе впервые были проанализированы системные недостатки существующей государственной службы, и представлен замысел реформы – повысить профессионализм государственной службы и эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества.

Третий этап (зима 1999 г. – 2002 г.). Одним из значимых решений было утверждение в августе 2001 года Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Концепция реформы государственного управления Российской Федерации была подготовлена в качестве составной части предвыборной программы В.В. Путина как кандидата в Президенты Российской Федерации. В рамках этой Концепции была обоснована необходимость преобразования государственной службы и рассмотрен приоритетный вариант её реформирования.

Четвертый этап (ноябрь 2002 г. — 2007 г.). В 2002 году была принята Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)», реализация которой осуществлялась в 2003—2005 годы. Позже срок действия программы был продлен до 2007 года. Ко времени завершения программы был детально проанализирован отечественный и международный опыт, проведены пилотные исследования, созданы экспертные команды в ряде регионов. Все это стало необходимой базой для реализации концепции реформ и тех целей, которые обозначены в программе реформирования государственной службы. Большое значение имеют эксперименты и пилотные проекты, выполненные в 2004 году. В рамках этих экспериментов на региональном уровне (в органах администраций субъектов Федерации и в ряде территориальных органов федеральных ведомств) проводилось апробирование должностных регламентов, служебных контрактов, систем оценки деятельности государственных служащих и оплаты их труда.

В 2003 и 2004 годах были приняты федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федераци» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которые заложили основы становления государственной гражданской службы как института профессиональной деятельности. В ходе их подготовки был учтен опыт зарубежных государств по созданию системы государственной службы.

Опыт осуществления мероприятий федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 — 2005 годы)», выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы.

Ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, в том числе положения Концепции и законодательства Российской Федерации о формировании системы управления государственной службой.

В настоящее время задачи по завершению качественного преобразования системы государственной службы, оптимизации её организации и функционирования на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрения на государственной службе современных кадровых, информационных, образовательных и управленческих технологий ставит перед собой Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Целью программы стало «создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики».

В ходе реформирования государственная гражданская служба Российской Федерации приобретает новые черты. Укрепляются тенденции открытости государственной службы, доступности ее для граждан, стабильности в интересах общества, деятельности только в рамках демократических законов.

№ 9. Основные направления реформирования государственной гражданской службы на современном этапе.

1. Поиск баланса между ролью политических назначений в системе гражданской службы и профессиональной внепартийной бюрократией, динамизмом государственной службы и ее стабильностью;

2. Усиление политической составляющей при принятии решений на высших уровнях гражданской службы (в США, Франции, Китае и других странах за исключением Германии, где эта составляющая и так велика)

3. Ориентация государственной гражданской службы на оказание услуг гражданам и обществу

4. Децентрализация исполнения решений и системы госслужбы в целом (Франция, Венгрия, Китай, Нидерланды, Новая Зеландия, Великобритания, Италия…)

5. Усиление открытости, демократичности гражданской службы, ее «отзывчивости» на потребности и интересы граждан и общества

6. Повышение внимания к культурным, репутационным и морально-этическим аспектам госслужбы (особенно в США, Великобритании, Франции)

7. «менеджризация» гражданской службы, внедрение некоторых рыночных принципов оценки деятельности госслужащих (Великобритания, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия); создание неправительственных структур, заключающих с правительством на конкурсной основе контракт на исполнение той или иной госфункции или оказание услуг

8. Расширение сферы проведения конкурсных экзаменов – как при занятии должности, так и при продвижении по службе

9. Сокращение численности гражданских служащих, их льгот и привелегий при одновременном повышении их з/п и введение прогрессивной шкалы ее роста в зависимости от результатов работы (Великобритания, Нидерланды, Новая Зеландия, Южная Корея, США)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *