Содержание

Проведение агитации посредством выпуска агитационных материалов

Одной из самых распространенных форм проведения предвыборной агитации является распространение агитационных материалов. Прежде всего, это связано с большими информационными возможностями агитационных материалов и возможностью донести агитационный материал практически до каждого избирателя. К тому же законодатель не ограничивает кандидатов и избирательные объединения в выборе форм таких материалов, указывая, что это могут быть как печатные и аудиовизуальные материалы, так и иные агитационные материалы.

Все законодательные требования к агитационным материалам можно разделить на две группы: требования к изготовлению материалов и требования к их распространению. При этом законодатель специально отмечает, что данные требования не распространяются на проведение предвыборной агитации на телевидении, радио и в периодических печатных изданиях, поскольку в отношении такой агитации предусмотрено специальное законодательное регулирование.

Требования к выпуску и изготовлению агитационных материалов

Требование к месту изготовления агитационных материалов заключается в том, что все агитационные материалы должны изготавливаться на территории РФ. Данное требование обеспечивает невмешательство иностранных государств и международных объединений в процесс формирования органов государственной власти и местного самоуправления РФ.

Требование к изготовителю агитационных материалов состоит в том, что организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, равные условия оплаты изготовления этих материалов.

Сведения о размере (в валюте РФ) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующим изготовителем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в избирательную комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов (п. 1.1 ст. 54 Закона о гарантиях избирательных прав).

Требование к оплате изготовления агитационных материалов гласит, что изготовление агитационных материалов осуществляется после предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда.

Требование к оформлению агитационных материалов сводится к следующему: все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.

Требование к содержанию агитационных материалов заключается в том, что использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Данное ограничение не распространяется на:

  • 5) использование избирательным объединением высказываний выдвинутых им кандидатов о данном избирательном объединении, а также о кандидатах, выдвинутых данным избирательным объединением на тех же выборах;
  • 6) использование обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования СМИ, в котором они были обнародованы. Ссылка в агитационных материалах на такое высказывание физического лица, не имеющего в соответствии с федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это высказывание было обнародовано до официального опубликования решения о назначении выборов. При этом в ссылке должны указываться дата (период времени) обнародования этого высказывания и наименование СМИ, в котором оно было обнародовано;
  • 7) цитирование высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных иными избирательными объединениями, а также кандидатами в своих агитационных материалах;
  • 8) использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов, в том числе со своими супругом, детьми (включая детей, не достигших возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц.

Требования к распространению агитационных материалов

Требование к информированию избирательной комиссии о распространении агитационного материала содержится в том, что кандидат, избирательное объединение обязаны до начала распространения агитационных материалов предоставить в соответствующую избирательную комиссию экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы;

Требование к местам размещения агитационных материалов сводится к тому, что печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) РФ, субъектов РФ и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30%, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается. Организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям равные условия для размещения агитационных материалов.

Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Предвыборная агитация в СМИ начинается за 28 дней до дня голосования – 10 августа 2019 года. Агитационный период заканчивается в 00 часов дня, предшествующего дню голосования – 7 сентября.
Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда. В соответствии с частью 2 статьи 95.5 Кодекса РБ о выборах, предельный размер избирательного фонда на выборах Главы не может превышать 200 млн. рублей. Согласно пункту 2 части 1 этой же статьи Кодекса, партия, выдвинувшая кандидата, вправе через избирательный фонд полностью профинансировать его избирательную кампанию, в том числе проведение предвыборной агитации. Избирательный фонд может формироваться также за счет собственных средств кандидата, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.
До начала распространения все экземпляры печатных агитационных материалов и их электронные образы в машиночитаемой форме должны быть предоставлены в ЦИК РБ. В комиссии даётся оценка агитационного материала на соответствие нормам избирательного законодательства .В частности, агитационные материалы не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых как экстремистская деятельность, обосновывать или оправдывать экстремизм. Проверяется также наличие всех необходимых выходных данных, отсутствие нарушений законодательства РФ об интеллектуальной собственности,оплата изготовления агитационного материала из средств соответствующего избирательного фонда и ряд других параметров.
В случае распространения печатных агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах комиссия обращается в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении соответствующих лиц к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Печатные агитационные материалы размещаются в специально отведенных местах на территории каждого избирательного участка. Их выделяют органы местного самоуправления не позднее, чем за 30 дней до дня голосования. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них агитационных материалов всех зарегистрированных кандидатов.
Кроме специальных мест, печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за ряд нарушений непосредственно в сфере изготовления и распространения агитационных печатных материалов. Так, размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц –от полутора до двух тысяч рублей; на юридических лиц –от двадцати до тридцати тысяч рублей (ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ).Умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, либо нанесение надписей или изображений на информационные, либо агитационные печатные материалы – влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (ст.5.14 КоАП РФ). Правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.12 КоАП РФ обладают как члены избирательных комиссий, уполномоченные на то комиссией, так и должностные лица органов внутренних дел (полиции), а по ст. 5.14 КоАПРФ – только должностные лица органоввнутренних дел (полиции).В случае, если собственник определённого объекта (здания, ограждения и т. п.)уничтожит размещённый без его согласия на этом объекте агитационный материал, он не будет подлежать ответственности, установленной ст. 5.14 КоАП РФ.
М. Гадилов, заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан
подготовила: Елена Усольцева

19 Февраля 2018

Вопрос административной ответственности за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах регулируется статьей 5.12 КоАП РФ «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах».

Часть 1 статьи 5.12 предусматривает административную ответственность за изготовление или распространение в период подготовки и выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах, и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Агитационные материалы — это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании (кампании референдума).

Печатные материалы — это листовки, плакаты, газеты, брошюры, календари и т.п. материалы, выполненные, как правило, на бумажном носителе. Аудиовизуальные материалы — изготовленные с помощью технических средств и сохраненные на кассетах, дисках и т.п. носителях произведения либо материалы, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового восприятия (кинематографические произведения, теле- и видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п.).

Изготовление агитационных материалов можно рассматривать как завершенный технологический процесс, результатом которого является конечная продукция — партия агитационных материалов. Под распространением понимается доведение агитационных материалов до широкого круга избирателей (участников референдума) с использованием разнообразных способов (раздача в руки, расклеивание, вывешивание на вертикальной поверхности, раскладывание по почтовым ящикам, на горизонтальной поверхности и т.п.).

В соответствии со статьей 54 Федерального закона РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Использование изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае нарушения данного требования относительно агитационных материалов, размещаемых на каналах организаций телерадиовещания или в периодических печатных изданиях, ответственность наступает по ст. 5.8 КоАП РФ «Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях».

Часть 2 статьи 5.12. КоАП РФ предусматривает ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов и влечет наказание в виде штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.

Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, выделенных органами местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума (ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Материал подготовлен старшим юрисконсультом правового направления ЛО МВД России на станции Мичуринск

За нарушения в агитации всегда отвечает кандидат, решил Конституционный суд

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Кандидаты несут личную ответственность за нарушения в агитации, даже если она велась без их ведома, решил Конституционный суд М. Стулов / Ведомости

Кандидат в депутаты несет ответственность за нарушения, допущенные при распространении его агитации, даже если он не принимал в ней участия, решил Конституционный суд. Он не нашел оснований для проверки положений ст. 5.12 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за изготовление и распространение агитматериалов с нарушением требований избирательного законодательства. С жалобой в Конституционный суд обратился Максим Кац, которого в ходе кампании по выборам в Мосгордуму в 2014 г. оштрафовали на 500 руб. за размещение печатной агитации на рекламных конструкциях без разрешения их владельцев. Кац доказывал, что он не может отвечать за действия других людей, разместивших агитплакаты с нарушением закона.

К административной ответственности лицо можно привлекать только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, согласился Конституционный суд, но вопросы установления такой вины не входят в его компетенцию. В целом же из положений избирательного законодательства вытекает, что на кандидате лежит обязанность обеспечить соблюдение установленных законом требований при проведении своей предвыборной агитации. «В сфере его контроля во всяком случае находится размещение печатных агитационных материалов, для размещения которых требуется заключение договоров с собственниками или владельцами подходящих для этого объектов, и он должен принимать все разумные меры, чтобы соответствующие условия размещения не были нарушены», – говорится в определении суда.

Опоздали

Конституционный суд отверг запрос депутатов Госдумы от КПРФ о законности введения в Москве торгового сбора. На момент решения вопроса о принятии запроса к рассмотрению большинство подписавших его депутатов уже утратили свой статус и подписей под запросом стало меньше требуемого, указал суд.

Кац называет решение Конституционного суда странным. «Я всегда считал, что нарушением является не изготовление агитации, а сам акт ее размещения в неположенном месте. Сейчас будут президентские выборы, и я бы с удовольствием посмотрел, как будут штрафовать Путина за то, что его листовку неправильно расклеили где-нибудь в Магнитогорске», – говорит он. Кац напоминает, что независимым кандидатам вообще очень трудно арендовать какие-то рекламные поверхности – им просто никто не продает ни билборды, ни баннеры, ни доски у подъездов. Поэтому они очень часто раздают листовки сторонникам, которые проводят агитацию по месту жительства, – в таких условиях проконтролировать чистоту расклейки практически невозможно.

Предвыборная агитация якобы в пользу кого-то из кандидатов довольно часто используется его оппонентами, говорит руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. Он вспоминает, что во время выборов в Законодательное собрание Тверской области призывы голосовать за кандидата от КПРФ рисовали красной краской на дверях новостроек. Доказательством того, что именно кандидат виновен в нарушении, должно быть его письменное распоряжение о размещении рекламы, в противном случае любой участник кампании легко может стать жертвой провокации, предупреждает Соловьев.

Статья 54. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

Статья 54. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

1. Кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

1 1 . Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.

2. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

3. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

4. Утратил силу.

5. Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума и с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 4 настоящей статьи.

6. Запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктом 3 настоящей статьи, пунктом 9 статьи 48 настоящего Федерального закона.

7. Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

8. Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

9. Организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия для размещения агитационных материалов.

10. Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

11. Положения настоящей статьи не применяются в отношении агитационных материалов, распространяемых в соответствии со статьями 51 и 52 настоящего Федерального закона.

1. Понятие «агитационные материалы» раскрыто в подпункте 1 статьи 2 комментируемого Федерального закона. В связи с этим для квалификации материала как агитационного необходимо обращаться к данному понятию, а также к понятию и признакам предвыборной агитации (подпункт 4 статьи 2, пункт 2 статьи 48), понятию агитации по вопросам референдума (подпункт 3 статьи 2). Как показывает практика, агитационные материалы выпускаются и распространяются в весьма разнообразных формах: печатной продукции (книги, журналы, календари, газеты, листовки и т.д.), аудиовизуальных материалов (видеокассеты, DVD-диски с фильмами о кандидатах либо политических партиях, аудиозапись), в иных формах (на рекламных щитах, расположенных на улицах и в иных местах и т.п.). Положения статьи 54 комментируемого Федерального закона распространяются на все агитационные материалы, за исключением размещаемых организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий (пункт 11 комментируемой статьи). Условия и порядок распространения последних определяются статьями 50–52 комментируемого Федерального закона.

Комментируемый Федеральный закон сужает круг субъектов права выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных материалов по сравнению с кругом субъектов, правомочных вести предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума (пункт 1 статьи 48). К ним отнесены кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума. По смыслу комментируемого Федерального закона в деятельности по распространению агитационных материалов могут также участвовать доверенные лица кандидатов (пункт 3 статьи 43), уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, иные граждане при условии их добровольного личного и неоплачиваемого осуществления действий по производству и распространению агитационных материалов (пункт 5 статьи 59) либо на возмездной основе с оплатой работ из соответствующего избирательного фонда (фонда референдума).

Комментируемый Федеральный закон гарантирует перечисленным субъектам избирательного процесса беспрепятственное распространение агитационных материалов. Праву на беспрепятственное распространение ими агитационных материалов корреспондирует обязанность иных физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти и иных государственных органов, органов местного самоуправления не препятствовать осуществляемому на законном основании распространению агитационных материалов. Для того чтобы распространение агитационных материалов признавалось законным, эта деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными как комментируемым Федеральным законом, так и иными законами. Требование об изготовлении агитационных материалов только на территории Российской Федерации корреспондирует общему положению, закрепленному в пункте 6 статьи 3 комментируемого Федерального закона.

1 1 . Комментируемый пункт включен в комментируемый Федеральный закон Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ. Ответственность за нарушение требований комментируемого пункта установлена статьей 5.51 КоАП РФ, при этом меры ответственности применяются к организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим работы или оказывающим услуги по изготовлению печатных агитационных материалов. Следует учитывать, что положения комментируемого пункта не препятствуют изготавливать кандидату, иному гражданину агитационные материалы лично, на принадлежащей ему технике с оплатой расходных материалов из средств соответствующего избирательного фонда (для иного гражданина – также возможна оплата его работ из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума). Комментируемый пункт не распространяется на лиц, оказывающих услуги по распространению агитационных печатных материалов (см. также комментарий к пункту 9 комментируемой статьи).

2. Агитационные материалы, изготовленные в печатной или аудиовизуальной форме, должны в обязательном порядке содержать сведения, указанные в комментируемом пункте. Ответственность за нарушение данной нормы установлена статьей 5.12 КоАП РФ. В случае отсутствия перечисленных сведений либо указания неверных данных распространение агитационных материалов должно быть пресечено (пункт 8 статьи 56 комментируемого Федерального закона).

3. Обязанность предварительного представления в избирательную комиссию экземпляров, копий либо фотографий агитационных материалов (в зависимости от их формы) является обязательным условием их распространения. При предоставлении экземпляров должны указываться в дополнение к сведениям, перечисленным в комментируемом пункте, сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.

5. Комментируемый пункт определяет условия, при которых изготовление агитационных материалов будет являться законным. В нем установлен ряд требований к содержанию агитационных материалов. Оплата изготовления агитационных материалов должна быть предварительной и осуществляться исключительно за счет средств избирательного фонда, фонда референдума.

6. Комментируемый пункт указывает на два обязательных требования к распространению агитационных материалов. Первое из них запрещает распространять агитационные материалы без предварительного представления в комиссии их экземпляров либо фотографий вместе со сведениями о заказчике этих материалов. Отсылка к пункту 9 статьи 48 комментируемого Федерального закона устанавливает обязанность представлять в комиссию документ, подтверждающий письменное согласие физического лица на использование его изображения либо высказываний о кандидате, об избирательном объединении в агитационных материалах.

7. Комментируемый пункт возлагает на органы местного самоуправления и комиссии обязанность по обеспечению прав кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума на распространение агитационных материалов, а также по обеспечению прав избирателей на ознакомление с ними. Органы местного самоуправления должны создать равные условия для кандидатов, избирательных объединений. На комиссии возложена обязанность довести до сведения указанных лиц а информацию о выделенных для размещения агитационных материалов местах.

8. В комментируемом пункте определены условия распространения агитационных материалов на иных, кроме специально выделенных для этой цели объектах. Особо определяются условия размещения агитационных материалов на объектах, находящихся в собственности органов государственной власти либо местного самоуправления, либо в собственности организаций с долей (вкладом) государства или муниципалитетов, превышающей 30 процентов. Оно должно производиться с учетом принципа равенства указанных в комментируемом пункте 8 лиц и может быть только безвозмездным. Безвозмездное размещение предполагает, что плата (в любой форме) за размещение агитационных материалов не взимается.

9. Комментируемый пункт устанавливает обязанность организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих рекламные услуги (услуги по производству и распространению рекламы), соблюдать принцип равенства кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Это означает, что условия оплаты, а также выделенный соответствующей организацией объем площади для размещения агитационных материалов должны быть едиными для всех кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Как следует из статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» 1 требования комментируемого пункта распространяются на рекламопроизводителей, т.е. лиц, осуществляющих полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, и рекламораспространителей, т.е. лиц, осуществляющих распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

10. Для разрешения вопросов о том, какие именно объекты имеют историческую, культурную или архитектурную ценность, необходимо обращаться к Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» 2 . Он устанавливает, что к объектам культурного наследия относятся:

памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки;

ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары); некрополи;

достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года № 1143 утверждено Положение о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации 1 . Согласно пункту 3 указанного Положения депозитарием Государственного свода является Министерство культуры Российской Федерации, которое устанавливает порядок доступа к документам и материалам указанного Свода. В настоящее время полномочия по ведению единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (в том числе полномочия депозитария) переданы Федеральному агентству по культуре и кинематографии 2 .

Правовое регулирование вопроса размещения агитационных материалов в предвыборный период

В соответствии с пунктом 9 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон) организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по подготовке и размещению агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям равные условия оплаты своих работ (услуг).

Пунктом 8 указанной статьи предусмотрено, что печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

Согласно пункту 10 данной статьи запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 49 Федерального закона агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с Федеральным законом и размещенные в установленном законом порядке на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 54 Федерального закона, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.

Согласно пункту 5 статьи 48 Федерального закона расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.

Пунктом 4 статьи 59 Федерального закона установлено, что все договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем избирательного объединения.

При этом расчеты между кандидатом, избирательным объединением и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке. Пунктом 5 указанной статьи установлен запрет на бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах.

Вместе с тем пунктом 11 статьи 54 Федерального закона установлено требование для организаций и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы или оказывающих услуги по изготовлению печатных агитационных материалов об опубликовании сведений о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг по изготовлению печатных агитационных материалов не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и представлении их в тот же срок в определяемую законом комиссию. Для определения комиссии, в которую необходимо представлять сведения об оказании соответствующих услуг на конкретных выборах, следует руководствоваться нормами того закона, который регулирует порядок проведения этих выборов.

Аналогичного требования для операторов наружной рекламы, оказывающих услуги по размещению агитационных материалов, Федеральный закон не содержит.

Разъяснения по вопросам размещения рекламы на рекламных конструкциях в период проведения избирательной кампании и в межвыборный период изложены в протоколе № 2 от 6 августа 2007 года совещания ЦИК России и ФАС России по вопросам, связанным с возможностью размещения предвыборной агитации на рекламных конструкциях, текст которого размещен на сайте ЦИК России по адресу: http://cikrf.ru/politparty/doc039.pdf. Специальных требований или разрешений для операторов наружной рекламы в законодательстве Российской Федерации о выборах не предусмотрен.

Требования законодательства к агитационным материалам

1) Сроки: агитация начинается со дня выдвижения кандидата и заканчивается за сутки до дня голосования.

В СМИ агитация разрешена за 30 дней до выборов.

Результаты социологических исследований могут быть опубликованы не позднее, чем за 5 дней до дня голосования.

2) Содержание агитационных материалов: могут содержать как сведения «за», так и «против» кандидатов. При этом негативная информация должна быть подтверждена документально.

Любые агитационные материалы должны содержать:

— наименование типографии, адрес, телефон, дату выпуска, ФИО кандидата

— отметку «Оплачено из избирательного фонда кандидата…»

— если материалы содержат высказывания или фото других лиц, нужно письменное согласие этих лиц на использование их высказываний или фото в ИК данного кандидата

— если публикуются результаты социологического исследования, то необходимо указать наименование организации, которая проводила исследование, метод исследования, выборку, точную формулировку вопросов, оценку статистической погрешности, заказчика исследования.

3) Система финансирования предвыборной агитации – любые агитационные материалы должны быть оплачены из избирательного фонда.

4) Лица, которые не имеют права участвовать в агитации:

— государственные и муниципальные служащие

— члены избирательных комиссий

— военнослужащие

— члены религиозных организаций

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ: ТРЕБОВАНИЯ К ИЗГОТОВЛЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ АГИТАЦИОННЫХ ПЕЧАТНЫХ МАТЕРИАЛОВ

  • Муниципальный район
    • О районе
    • Телефоны
    • Городские и сельские поселения
    • Почетные граждане
    • Карта района
  • Администрация
    • Об администрации
    • Структура
    • Подведомственные организации
    • Территориальные органы
    • Учрежденные СМИ
    • Вакансии
    • Постановления и распоряжения
    • Открытые данные
    • Муниципальная служба
    • Обработка персональных данных
    • Предпринимателю и инвестору
    • Контакты и реквизиты
    • Отзывы
    • Старая версия сайта
  • Совет
    • О Совете
    • Структура
    • Депутаты
    • Избирательные округа
    • Решения Совета
    • Публичные слушания
    • Контакты и реквизиты
  • Деятельность
    • Общественный совет района
    • Нормативно-правовые акты
    • Заседания совета
    • Информационные сообщения
    • Отчеты
    • Планы работы
    • Отдел развития агропромышленного комплекса
    • Сельскохозяйственные показатели
    • Информационные сообщения
    • Предпринимателю и инвестору
    • Экономика, предпринимательство
    • Отдел экономического развития администрации
    • Торговля, общественное питание, БОН
    • Предпринимательство муниципального района
    • Контрактная служба администрации
    • Служба жилищной политики
    • Оценка регулирующего воздействия
    • Общественная комиссия по защите прав потребителей
    • Устойчивое развитие экономики и социальной стабильности в муниципальном районе Стерлитамакский район Республики Башкортостан
    • Отдел градостроительной деятельности
    • Проекты планирования и проекты межевания
    • Строительство, промышленность, жкх, транспорт
    • Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации
    • Отдел строительства Администрации
    • Транспортное и дорожное хозяйство
    • Сектор МП и ГОЧС
    • Информационные сообщения
    • Отдел образования
    • Доклады, планы, отчеты
    • Информационные сообщения
    • Перечень образовательных учреждений
    • Программа развития образования
    • Учреждения образования, планируемые к независимой оценке
    • Отдел культуры
    • Действующие отраслевые программы
    • Нормативно-правовые акты
    • Учреждения культуры, планируемые к проведению независимой оценки
    • Комитет по делам молодежи
    • Действующие программы
    • Комитет по физкультуре, спорту и туризму
    • Действующие программы
    • Финансовое управление
    • Повышение финансовой грамотности населения
    • Месячный отчет об исполнении бюджетов сельских поселений
    • Месячный отчет об исполнении консолидированного бюджета муниципального района
    • Открытый бюджет
    • Список бюджетных и автономных учреждений Стерлитамакского района, лицевые счета которым открыты в финансовом управлении администрации муниципального района стерлитамакский район РБ
    • Список получателей средств бюджета Стерлитамакского района, лицевые счета которым открыты в финансовом управлении администрации муниципального района стерлитамакский район РБ
    • Отдел правового обеспечения
    • Отдел опеки и попечительства
    • Консультативные и координационные органы Администрации
    • Административная комиссия
    • Антинаркотическая комиссия
    • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
    • Наблюдательный совет по социальной адаптации лиц освобожденных из мест лишения свободы
    • Общественный совет района
    • Координационный межведомственный совет по охране труда, электробезопасности, промышленной, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения
    • Молодежный совет
    • Формирование молодежного совета
    • Конкурс по формированию молодежного совета
    • Состав молодежного совета при Совете 3 созыва
    • План работы Молодежного совета
    • Логотип Молодежного Совета
    • Контактные данные Молодежного совета
    • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов совета муниципального района Стерлитамакский район РБ
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности руководителей муниципальных учреждений муниципального района Стерлитамакский район РБ
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Межведомственный совет по противодействию коррупции
    • Справочная информация
    • Профилактика терроризма и экстремизма
    • Нормативно-правовая база
    • Справочная информация
    • Муниципальный контроль
    • Ведомственный контроль в сфере закупок
    • Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства
    • Жилищный контроль
    • Земельный контроль
    • Контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения
    • Финансовый контроль
    • Доклад об осуществлении муниципального контроля (надзора)
    • Инвестиционная деятельность
    • Инвестиционный уполномоченный
    • Инвестиционный паспорт муниципального района
    • Инвестиционные площадки
    • Программа поддержки местных инициатив
    • Стратегическое планирование
    • Документы стратегического планирования
    • Государственные и муниципальные услуги
    • Электронные услуги
    • Муниципальный заказ
    • Муниципальные услуги и функции
    • Муниципальные задания и отчеты об их исполнении
    • Единый портал государственных услуг
    • Торги, аукционы по продаже и аренде земельных участков и иного имущества
    • Общественная и политическая жизнь
    • Общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка
    • Общественный помощник Уполномоченного по правам человека
    • Трудовые отношения
    • Оплата и уровень жизни
    • Условия и охрана труда
    • Социальное партнерство
    • Легализация трудовых отношений
    • Профессиональные стандарты
    • Фонд социального страхования РФ и РБ
    • Производительность труда
    • Территориальная избирательная комиссия
    • Благотворительный фонд
    • Архивное дело
    • МКУ «Архив муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан»
    • Все виды деятельности
  • Проекты
    • Все проекты
    • Действующие проекты
    • Завершенные проекты
  • Обращения граждан
    • Общая информация об обращениях граждан
    • Написать обращение
    • Личный приём
    • Вопросы и ответы
  • Документы
    • Действующие документы
    • Проекты документов
    • Планы
    • Отчеты
    • Прочие документы
    • Все документы
    • Порядок обжалования НПА
  • Пресс-центр
    • Новости
    • События
    • Календарь
    • Доклады и выступления
    • Прямая речь
    • В центре внимания
    • Фотогалерея
    • Видеогалерея
    • Опросы

Административная ответственность за незаконные действия в области агитационной деятельности

Административная ответственность является основным видом ответственности, применяемой к нарушителям правил проведения предвыборной агитации в рамках избирательной кампании. Она предусмотрена в КоАП РФ. Особое внимание следует уделить ст. 5.12, предусматривающей ответственность за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах. Так, за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, дате выпуска, об оплате иных сведений, предусмотренных законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Небольшой размер этих взысканий зачастую на практике не останавливает лиц, проводящих агитацию, от перечисленных нарушений.

Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Данное положение предусматривает еще более незначительные санкции за нарушения правил предвыборной агитации и, следовательно, не может гарантировать соблюдение этих правил. Необходимо уделить внимание статье 5.10 КоАП, устанавливающей ответственность за проведение предвыборной агитации с нарушением сроков агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо места, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.

Правоохранительные и иные органы обязаны пресекать противоправную агитационную деятельность, предотвращать изготовление подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах. Но в качестве санкций в большинстве случаев предусматривается штраф без изъятия незаконных агитационных материалов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на сегодняшний день предвыборная агитация в Российской Федерации — это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).Российская Федерация — государство с демократической формой правления. Каждый волен выбирать модель своего поведения самостоятельно, главное, чтобы она не выходила за рамки, установленные законом. Добровольное участие в выборах, как и добровольный отказ, — в одинаковой степени правомерные формы поведения граждан на выборах. В Российской Федерации не запрещена, к примеру, пропаганда монархических и тому подобных идей, исключающих демократические формы волеизъявления. Отсутствуют также санкции за призывы не участвовать в выборах и не голосовать. Таким образом, ничто не препятствует введению в законодательное определение предвыборной агитации в качестве цели побуждения избирателей не участвовать в выборах. Совсем иначе стоит вопрос о применяемых в ходе агитации методах. Если граждане принуждаются к каким-либо действиям, чем ущемляется их право на свободу выбора, подразумеваемое Конституцией, то такие действия однозначно должны быть признаны противозаконными вне зависимости от того, побуждают ли они участвовать в выборах и голосовать или наоборот.

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является базовым законом российской избирательной системы. Он является наиболее общим и полным и дополняется другими правовыми актами.


Законодательное регулирование предвыборной агитации далеко не совершенно. На практике агитационная деятельность зачастую осуществляется совершенно не так, как установлено законодателем. Причем в разных регионах стадия предвыборной агитации может проходить совсем по-разному. Ее характер во многом зависит от правовой культуры населения данной местности, которая сильно различается в западных и восточных областях страны. Даже само понятие предвыборной агитациив разных местностях может толковаться различно, что показывает нечеткость его формулировки в законодательстве.

Сложившаяся широкая судебная практика по делам, связанным с выборами в органы власти всех уровней нуждается в обобщении в каком-либо одном судебном акте. Центральная избирательная комиссия также обладает на настоящий момент достаточным фактическим материалом для издания нормативного акта, обобщающего практику применения норм, связанных с понятием предвыборной агитации, для достижения единообразия в его понимании и применении.

Предвыборная агитация необходимая стадия избирательного процесса. Качественная агитационная работа, не противоречащая законодательству, может значительно повысить чьи-либо шансы на победу в избирательной кампании.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

2. Уголовный кодекс Российской Федерации

3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

4. Федеральный закон «О средствах массовой информации»

5. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

6. «Выборы в мире. Агитация в сети Интернет» И.Б. Борисов, А.Г. Головин, А.В. Игнатов

7. Авакьян С.А. «Конституционное право» 2 том

8. Справочно-правовая система Консультант Плюс

9. Справочно-правовая система Гарант

Ст.48 федерального закона 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» -далее 67-ФЗ

С.А. Авакьян «Конституционное право России» том2

П.3 ст.49 67-ФЗ

Ст.2 Федерального Закона «О средствах массовой информации»

П.4 ст.51 67-ФЗ

Авакьян «Конституционное право России»

п.3.ст.54 67-ФЗ

п.8 ст. 54 67-ФЗ

п.4 ст. 49 67- ФЗ

«Выборы в мире. Агитация в сети Интернет» И.Б. Борисов, А.Г. Головин, А.В. Игнатов

Выборы в мире. Агитация в сети Интернет» И.Б. Борисов, А.Г. Головин, А.В. Игнатов

Ч.1 ст.5.12 КоАП РФ

ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ

Проблема незаконной агитации на выборах президента Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Глушкова Н.Н., Абдугафаров А.Б.

ПРОБЛЕМА НЕЗАКОННОЙ АГИТАЦИИ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: незаконная агитация, предвыборная агитация, нарушение закона, выборы президента, участие в выборах, несовершеннолетние граждане.

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы, связанные с нарушением закона при агитации на выборы.

Abstract: the article deals with the main problems connected with the violation of the law during election campaigning.

При формировании демократического государства многие страны прошли этап предоставления гражданам право выбирать. Однако этот процесс сопровождался и несправедливостью ведения борьбы за власть, агитации кандидатов, а иногда и нарушением законодательства . Россия в этом аспекте не является исключением, и по сей день имеет ряд проблем.

Правовое регулирование предвыборной агитации и ее финансирования складывалось в 1990-1998 годах в условиях начального этапа становления собственного законодательства современной Российской Федерации, ее нестабильного социального, политического и экономического положения. В силу вышеназванных обстоятельств оно осуществлено в «общем плане», противоречиво и непоследовательно.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что возможность и право самостоятельно выбирать в России появилась сравнительно недавно, в связи с чем существует ряд проблем, которые необходимо решать для проведения честных и справедливых выборов. Одной из таких проблем выступают и факты нарушений при проведении предвыборной агитации.

В соответствии с Конституцией РФ президент Российской Федерации является главой государства и избирается сроком на 6 лет путем тайного голосования. Каждый кандидат имеет право осуществлять предвыборную агитацию, если порядок ее проведения

не нарушает закон. Это право гарантирует Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» .

Ст. 46 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» гласит о том, что информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица. Не смотря на то, что с 2006 года был отменен порог явки, вышеуказанные органы стремятся повысить заинтересованность граждан в голосовании.

При этом проведение мероприятий по информированию и агитации граждан имеет определенный порядок и имеет ряд ограничений. Так, нарушениями предвыборной агитации являются:

• привлечение к предвыборной агитации несовершеннолетних граждан;

• использование изображения и/или высказывания несовершеннолетних граждан в агитационных материалах;

• предвыборная агитация лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, за исключением, если они зарегистрированы в качестве кандидатов на проходящих выборах;

• использование кандидатом преимуществ должностного или служебного положения.

Более общие правила предусматривает Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, содержит подробные характеристики принципов тайного голосования и свободного волеизъявления. Так, статья 5 Конвенции гласит:

1. Соблюдение принципа тайного голосования означает исключение какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей, обеспечение равных условий для свободного выбора.

2. Право граждан на тайну голосования не может быть никоим образом и чем бы то ни было ограничено.

3. Выборы проводятся с использованием процедуры тайного голосования.

4. Избирательные органы обеспечивают соблюдение предусмотренных конституцией, законом, иными правовыми актами условий, которые исключают возможность осуществления какого бы то ни было контроля или наблюдения за заполнением избирателем бюллетеня в месте тайного голосования, совершения кем бы то ни было действий, нарушающих тайну волеизъявления избирателя.

Согласно пункту 2 статьи 8 Конвенции, «участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принудить его голосовать «за» или «против» какого-либо определенного кандидата (кандидатов), определенного списка кандидатов, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Ни один избиратель не может быть принужден кем бы то ни было объявить, как он намерен голосовать или как он голосовал за кандидата (кандидатов), списки кандидатов» .

Несоблюдение вышеизложенных норм преследуется законом. Однако на данный момент мы можем наблюдать, как кандидаты, партии либо администрация организаций нарушают порядок проведения предвыборной агитации. В Центральную избирательную комиссию (далее ЦИК) поступают жалобы о нарушениях при проведении предвыборной агитации. При этом довольно часто ЦИК не видит нарушений в предоставленных жалобах, фактах или действиях одного из кандидатов (партии, организации и т.д.). В некоторых случаях неопровержимые доказательства нарушений все-таки обязывают ЦИК признать факт нарушения и принять какие-либо меры, отреагировать. Но и при этом находится оправдание агитаторов. Так, например, были направлены жалобы о привлечение к предвыборной агитации несовершеннолетних граждан (в т.ч. в детсадах и образовательных учреждениях).

Нарушение законов наблюдается также в предоставлении эфирного времени, аренде баннеров и другого распространения агитационного материала. Ситуации, когда работникам угрожают лишением заработной платы, премий, должностного места и т.д. появляются все чаще. Рекомендации по влиянию на работников получили и работодатели, которым пригрозили различными способами. Также немало жалоб от студентов, школьников, которым угрожают отчислением или другими незаконными манипуляциями. Сами же учителя и преподаватели ссылаются на «указания сверху», а те, в свою очередь, тоже.

Анализируя ситуацию, можно сделать вывод, что органы государственной власти заинтересованы не только в том, чтобы все граждане были осведомлены о факте предстоящих выборов, но и в том, чтобы явка была как можно высокой. При этом не всегда важно то, за кого голос будет отдан.

Понимая данную ситуацию, мы должны препятствовать такому принуждению самостоятельно, без ожидания помощи от властей или

третьих лиц. Это возможно при сплоченности при решении проблем, правовой грамотности в отношении своих избирательных прав.

Государству, в свою очередь, следует тщательнее контролировать органы исполнительной власти и пресекать подобные махинации для сохранения за гражданами их основных прав — на свободу волеизъявления и свободу слова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Маремкулов А.Н. К вопросу соблюдения законодательной технологии в законодательных актах субъектов российской федерации (на примере кабардино-балкарской республики) // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. 2016. № 7. С. 9-13.

2. Баранов П.П., Овчинников А.И. Конституционная легитимность государственной власти в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 7. С. 3-8.

3. Курманов М.М. Досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2004. № 2 (253). С. 10-18.

4. Степкин С. Зачет иных периодов работы в стаж федеральной государственной гражданской службы // Государственная служба. 2017. № 1 (105). С. 70-73.

5. Черепанов В. Дело об отмене выборов руководителя субъекта российской федерации // Федерализм. 2006. № 2 (42). С. 105-124.

6. Агиевец С.В. Конституционное право зарубежных стран: Учеб.-метод. пособие. — Гродно, 2001.

Головинская И.В.

О РАСШИРЕНИИ ПЕРЕЧНЯ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

Ключевые слова: мера пресечения, заключение под стражу, домашний арест, запрет определенных действий, залог, подозреваемый, обвиняемый, суд.

Аннотация: Статья содержит анализ проблемных аспектов порядка и особенностей применения домашнего ареста и запрета определенных действий в Российской Федерации; излагаются предложения по оптимизации названных мер пресечения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *