Содержание

Приказ Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. N 69 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»

Утверждены федеральные авиационные правила «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории».

Данные требования не применяются к посадочным площадкам для выполнения разовой посадки, подобранным с воздуха или осмотренным с земли, а также используемым менее 30 дней в течение календарного года.

Если эксплуатационной документацией судна установлены иные требования к посадочным площадкам, то применяются они.

Требования к посадочным площадкам установлены отдельно для самолетов и вертолетов.

Поверхность взлетно-посадочной полосы (ВПП) площадки должна быть без препятствий, затрудняющих руление, взлет и посадку воздушных судов. Нужно, чтобы она выдерживала нагрузки, возникающие при движении. Определена ширина ВПП в зависимости от ее длины.

Посадочная площадка оборудуется минимум 1 ветроуказателем. Он должен быть хорошо виден со всех точек летного поля. При полетах ночью его нужно освещать. Цвет ветроуказателя должен контрастировать с окружающей местностью.

На посадочной площадке для вертолета должны быть предусмотрены зоны приземления и отрыва, конечного этапа захода на посадку и взлета, безопасности.

На посадочной площадке, расположенной в акватории, необходимо иметь лодку со спасательными кругами для оказания помощи экипажам и пассажирам.

На берегу в непосредственной близости от такой площадки оборудуют стоянки воздушных судов и причал. Посадочная площадка должна маркироваться.

Приказ вступает в силу через 90 дней после официального опубликования.

Покрытие для вертолетной площадки

Вертолётная станция или вертодром представляет собой специально подготовленную площадку с комплексом оборудования и сооружений для обеспечения правильного взлёта, посадки и обслуживания вертолётов. Она может располагаться как на земельном участке, так и на крыше здания или водной платформе. Схема основных элементов базового вертодрома включает в себя места стоянки воздушного транспорта, лётные полосы, швартовочные и девиационные площадки, перрон, рулёжные дорожки, преддоковые территории и зоны мойки вертолётов. Строительство таких объектов обычно организуется вблизи больниц, крупных деловых и торговых центров, правительственных зданий, портов, жилых комплексов, гостиниц и т.д. Размеры вертолётной площадки рассчитываются при проектировании и зависят от назначения объекта и типа транспорта (небольшие учебные машины, пассажирские или грузовые). В России самыми распространёнными площадками считаются 20×20 и 50×50 метров. Однако надо учитывать, что размеры взяты без учёта всей вспомогательной инфраструктуры станции.

Выбор не только оборудования, но и покрытия для вертолетной площадки играет важную роль при строительстве. Прежде чем приступать к поиску материалов и компаний, где купить, необходимо выбрать место под реализацию проекта. Разумеется, территория должна быть свободной от насаждений, ровной и удобно расположенной относительно городской инфраструктуры. Например, низменности и долины – плохое решение, так как в них сложно подготавливать основание, и присутствует риск паводков (затоплений). Далее определяем модель, вес и размеры вертолётов, которые планируется использовать на данном объекте. Чем больше их габариты и масса, тем больше площадка получится при расчётах. Надёжность вертодрома напрямую будет зависеть от выбранного защитного покрытия. Здесь важно понимать, что обычная асфальтобетонная поверхность не обеспечит полноценную прочность. Она разрушается от воздействия горючих и смазочных веществ, атмосферных влияний, сильных механических нагрузок. Именно поэтому покрытия из резиновой крошки так стремительно набирают популярность в данной сфере. И если для укладки бесшовного резинового покрытия требуется профессиональная бригада, специализированное оборудование и инструмент, то резиновые плиты MONOLIT обеспечат максимально простую и быструю укладку на твёрдом и сыпучем типе основания.

Покрытие взлетно посадочной вертолётной полосы или так называемый «пол под вертолет» в виде резиновых плит поможет Вам создать площадку любого цвета, по которой без труда сможет быть нанесена необходимая разметка . Маркировку вертолётных станций обычно производят акриловой эмалью жёлтого, белого, красного или оранжевого цветов. Её эффективность определяется толщиной наносимого слоя, коэффициентом яркости, износостойкостью и уровнем адгезии лакокрасочного вещества с основным покрытием вертодрома. Качественные разметочные линии гарантируют в большой степени безопасность полётов, особенно в ночное время или непогоду. Не менее важно грамотно проводить обслуживание площадки для поддержания светоотражающей способности маркировочной краски.

Само резиновое покрытие из плит MONOLIT отличается прекрасными антискользящими свойствами и высокой устойчивостью к техническим жидкостям. Его не потребуется отдельно защищать от внешних нагрузок и погодных условий. Оно является не только морозоустойчивым, но и всепогодным. Более того, резиновые плиты MONOLIT могут укладываться на площадки любой формы, они подрезаются без потери целостности замка электролобзиком или острым ножом. Сплошное крепление-паз позволяет стыковать плиты последовательно, не беспокоясь о последующих расхождениях. Для увеличения прочности сцепления в местах соединения пазов применяется полиуретановое связующее. Шумо- и виброизоляционные характеристики резиновой плитки делают её надёжным выбором для использования в качестве покрытия на вертолётной площадке.

Помимо возможности создания контраста между цветным резиновым покрытием из плитки MONOLIT 1050x1050x30 мм и разметочной краской для осуществления точного и безопасного приземления, необходимо также предварительно оборудовать вертолётную площадку специальным светосигнальным освещением — огни FATO, TLOF, сигнальный и заградительные. Оно устанавливается не только согласно нормам, но и для функционирования станции в условиях ограниченной видимости или тёмное время суток. Цвет освещения может различаться, например, ранее был принят за стандарт жёлтый, сейчас же FAA и ICAO рекомендуют зелёные огни. Минимум осветительного оборудования – это два светящихся круга или квадрата, обозначающих зоны для приземления и взлёта TLOF и полной области приземления FATO.

Дата публикации: 21 февраля 2017 года

Приложение N 7. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ВЕРТОЛЕТНОЙ ПЛОЩАДКИ

По завершении строительства вертолетной площадки производится ее оборудование в следующей последовательности:

1. Обозначают границы вертолетной площадки каркасными пирамидами (рис. 1), обтянутыми прочным материалом, окрашенным в полосы черного и белого цвета. Пирамиды устанавливают в углах площадки и надежно закрепляют металлическими стержнями длиной не менее 40 см.

Рис. 1. Размеры пирамиды для обозначения границ вертолетной площадки (не приводится)

2. Границы площадки в условиях ограниченной видимости и ночью обозначают фонарями красного или желтого цвета, которые устанавливают рядом с пирамидами.

3. Обозначают место приземления вертолета флажками (рис. 2), устанавливаемыми по углам рабочей части вертолетной площадки: белого цвета — летом, черного или красного цвета — зимой. Стержни флажков целесообразно делать из металла. Ночью на месте флажков устанавливают фонари белого цвета.

4. Для определения направления ветра экипажем вертолета при посадке и взлете устанавливают на расстоянии не менее 50 м от границы вертолетной площадки на металлическом шесте высотой 4 — 5 м ветроуказатель (усеченный конус) из материала, на котором чередуются полосы черного и белого цвета.

Конус крепится к шесту таким образом, чтобы он в зависимости от направления ветра мог бы свободно вращаться по оси А — Б (рис. 2).

Рис. 2. Размеры, конфигурация конуса (а) и флажка (б) (не приводится)

5. Рядом с границей вертолетной площадки располагают пожарный щит, который оборудуют багром, топором, лопатой и огнетушителем ОУ-5. Рядом с пожарным щитом должны находиться ящик с песком (0,5 x 0,5 x 2,0 м) и емкость для слива отстоя топлива.

Вертолетная посадочная площадка. Требования. Меры безопасности.

Требования настоящих Правил применяются в соответствии с требованиями эксплуатационной документации воздушного судна, т.к. посадочные площадки используются для выполнения разовой посадки и менее 30 дней в течение календарного года.

Требования к посадочной площадке для вертолета Ми-8

Минимальные размеры площадки для взлета и посадки по-вертолетному в зоне влияния земли при отсутствии препятствий на подходе должны составлять 50х50 метров, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров. А при наличии препятствий высотой до 15 метров на границах площадки на высотах до 1500 метров – 50х120 метров; на высоте 2000 метров – 50х165 метров; на высоте 3000 метров – 50х255 метров.

Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному, с выключением двигателей после приземления, не должны превышать 3°.

Требования к посадочной площадке для вертолета Ми-26

Минимальные размеры площадок при взлете и посадке по-вертолетному без использования влияния земли на Н = 0-1000 м составляет 80х50 м, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров.

Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному с выключением двигателей после приземления не должны превышать 3°.

Общие положения и меры безопасности

Знаки посадочной площадки могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, а так же флажки белого цвета (летом), красного цвета (зимой).

Зона посадочной площадки должна быть очищена от посторонних предметов, которые могут быть подняты воздушным потоком при заходе на посадку (с целью исключить попадания посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя), препятствия в этой зоне должны быть высотой не более 1 метра.

Рабочая площадь посадочной площадки должна быть чистой и ровной, с уклоном не более 3о. Площадка должна иметь твердую поверхность, исключающую возможность проваливания колес шасси. Если площадка пыльная (песок и т.д.), необходимо перед прилетом вертолета, пролить водой площадку в радиусе 20 метров.

При отсутствии ветроуказателя на площадке, встречающему необходимо при себе иметь дымовой фальшвеер (для определения ветра экипажу) и радиостанцию настроенную на частоту – 133.5 позывной «Подножка». При подлете воздушного судна за 1000-1500 метров, установить связь с вертолетом и зажечь дымовой фальшвеер. Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 метров.

После посадки:

  1. При выключении вертолета:
  • встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только после полной остановки винтов;
  • подъезд автотранспорта к воздушному судну после полной остановки винтов по команде бортового инженера или на расстояние не менее 5 метров от обметаемой площади несущего винта.
  1. Без выключения двигателей вертолета:
  • встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только по команде бортового инженера, при этом пассажирам двигающимся к воздушному судну плотно закрепить головные уборы и личные вещи (чтобы исключить попадание посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя);
  • подъезд автотранспорта к воздушному судну по команде бортового инженера или на расстояние не менее 10 метров от обметаемой площади несущего винта.

Приближаться к вертолету можно только со стороны пилотской кабины, с других сторон СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО!

Размеры вертолетных площадок и их разметка

1 – зона посадочной площадки: для Ми-8 50х50 м, для Ми-26 50х80 м; 2 – рабочая площадь посадочной площадки разбивается: для Ми-8 20х20 м, для Ми-26 25х25 м; 3 – маркируется усеченным конусом (призмой) оранжевого (красного) цвета или флажками белого цвета (летом), красного цвета (зимой). При посадке ночью четырьмя фонарями белого (красного) цвета.

Обозначение границ вертолетной посадочной площадки

1 – усеченный конус; 2 – призма; 3 – флажок; 4 – дорожный сигнальный конус.

Требования безопасности при выполнении поисково-спасательных работ на Ми-8

При выполнении ПСР, поисково-спасательная группа подбирает площадку для посадки вертолета с посадочной зоной 50х50 м (исключая на ней препятствия высотой более одного метра) и рабочей площадью 20х20 м (препятствий не должно быть). Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 м.

Поисково-спасательная группа должна состоять не более чем из 6 человек (один из которых доктор и старший группы), с закрепленной экшн-камерой на шлеме:

  • у старшего группы;
  • доктора;
  • одного из спасателей (для видео-фиксации ПРС и при необходимости разбора выполненных работ).

Поисково-спасательная группа должна иметь при себе:

  • все необходимое поисково-спасательное снаряжение и оборудование как для работы на суше, так и на воде (бинокль, спусковые устройства и снаряжения, спасательные жилеты и гидрокостюмы), а также носилки;
  • спасательное снаряжение для пострадавших (косынку, спасательные жилеты – для эвакуации пострадавших с режима висения над сушей и водной поверхностью).

Требования к вертолетным площадкам

При выборе площадок учитываются: преимущества вертолетов как аппаратов вертикального взлета и посадки; уровень шума — для обеспечения минимального зашумления местности: «роза ветров», чтобы до минимума сократить взлет-посадку с боковым ветром и исключить с попутным; возможность совершения аварийной посадки в любое время по маршрутам прибытия или вылета.

Если вертодром располагается в транспортных аэропортах, на крыше здания аэровокзала, перроне, площадке, примыкающей к зданию аэровокзала, т. е. в непосредственной близости к зонам регистрации пассажиров, то обеспечивается определенный интервал в движении самолетов и вертолетов во избежание- их столкновения при взлете и посадке, а также, учитывая, что. вертолеты рулят медленнее самолетов, исключается совмещение путей руления самолетов и вертолетов.

В аэропорту площадки строятся на уровне земли, а не на крыше зданий. Обычно они оборудуются на перроне для самолетов, так как это проще, дешевле и удобнее.

Выбор вертолетной площадки осуществляется с учетом четырех основных факторов: рациональное расположение и класс вертодрома; безопасность полетов в зоне вертодрома, влияние на воздушное пространство, открытое для полетов; влияние на окружающие населенные районы.

Рациональное расположение и класс вертодрома. Вертодромы размещаются на земле или на сооружениях над землей или над водой. Как правило, с наименьшими материальными затратами строятся вертодромы на уровне земли. Класс вертодрома в первую очередь зависит от летных характеристик вертолетов, от требуемого типа сооружений и обеспечения. Так, если нужен минимум посадочного- оборудования для одного вертодрома и не требуется сооружений обеспечения, то достаточно будет небольшой площадки. В связи с тем, что вертолетные линии короткой протяженности должны обеспечивать удобства для пассажиров и экономию времени, при выборе площадок определяются географические источники спроса на перевозки, сравнивается общее время путешествия на вертолетах с общим временем проезда на других видах транспорта. Для-этого перед выбором площадок рассматривается план городской системы аэропортов. При выборе площадок учитывается современный генеральный план населенного- пункта и транспортный план всего района,- так как они содержат информацию о предполагаемом использовании земли, и- данные по наземным транспортным системам района.

Безопасность полетов в зоне вертодрома. Наличие соответствующих воздушных подходов к вертодрому— основной фактор безопасности полетов. Траектория взлета и посадки должны проходить над местностью, где возможно совершать аварийные посадки. Это условие необходимо для всех однодвигательных вертолетов; много двигательные вертолеты в- состоянии длительное время совершать полет и при отказавшем двигателе. Рекомендуются траектории подхода и взлета, расположенные над автомагистралями и открытыми участками земли без препятствий. Избегаются траектории над участками городского строительства, спортивными площадками и густонаселенными районами. Точная оценка местоположения площадки- для строительства вертодрома с учетом возможных препятствий производится проверкой летных качеств вертолета в сочетании с детальным наземным обследованием площадки. Если? в зоне вертодрома имеются специальные аварийные посадочные площадки, что делает функционирование вертодрома приемлемым. то принимаются все меры для обеспечения постоянной сохранности этих площадок. Так, некоторые вертодромы в- США были вынуждены изменить объемы работы из-за ликвидации таких площадок в связи с использованием земли для других целей.

Влияние на воздушное пространство. Все предполагаемые площадки изучаются с целью определения излияния их эксплуатации на безопасное и эффективное использование воздушного транспорта. Этот элемент-выбора площадки чрезвычайно важен, особенно при размещении ее около аэропорта и других авиационных предприятий. Там, где присутствие- вертолетов может помешать взлетно-посадочным операциям самолетов, вертодромы не строят.

Влияние на окружающие населенные районы. Для успешного строительства вертодрома необходимо- заранее ознакомить проживающее вблизи него население, особенно владельцев недвижимого имущества, со специфическими особенностями вертолетов, которые позволят использовать их в- непосредственной близости от населенных пунктов. Очень важен фактор, который учитывается при проектировании вертодромов — это уровень шума, создаваемый вертолетами. Вертодромы располагаются таким образом, чтобы шум не мешал окружающему населению. Так как шум особенно велик под траекториями взлета и посадки, стараются размещать площадки

таким образом, чтобы в зоне траектории или в непосредственной близости от нее не было жилых районов.

Размеры взлетно-посадочных площадок берутся исходя из геометрических размеров вертолетов (диаметра несущего винта, длины), включая самые тяжелые машины, Находящиеся в стадии проектирования, но которые, возможно, будут эксплуатировать на данной площадке с учетом их летных характеристик. При этом учитывается способ взлета или посадки — вертикальный (по-вертолетному) или по траектории (по-самолетному) , а также состояние воздушных подходов — открытые или ограниченные.

В общем случае приняты следующие размеры площадки: длина 120 м, ширина 60 м.

В некоторых случаях площадка может быть несколько меньших размеров—для многодвигательных вертолетов с вертикальным взлетом.

Грунт или покрытие площадок должны выдерживать не только нормальные нагрузки от самых тяжелых вертолетов, но и ударные, которые могут быть при аварийных посадках. Это особенно важно на приподнятых вертодромах, где фактор нагрузки имеет первостепенное значение.

Вертодромы, находящиеся на территории жарких климатических районов или расположенные на значительной высоте над уровнем моря, должны иметь увеличенные размеры взлетно-посадочных площадок, которые определяются летно-техническими характеристиками вертолетов, эксплуатирующихся на этих вертодромах.

Рулежные дорожки перрона, если они предусмотрены, должны иметь формы, размеры, количество, зависящие от типа вертолетов, требуемого числа мест стоянки, требований к обслуживанию и необходимому оборудованию, интенсивности движения и времени оборачиваемости вертолетов, которое может изменяться от 3 мин, когда двигатели не останавливаются, до 15 мин, когда производится заправка топливом.

На вертодромах с высокой интенсивностью движения выделяются зоны ожидания вертолетов.

Поверхности площадок делаются как можно более ровными, с хорошими дренажами, свободными от пыли, грязи, камней и других предметов, которые могут повредить двигатели или лопасти винтов.

Вертодромы не требуют больших площадей, а их строительство не особых усилий, поэтому они обычно не являются дорогостоящими. Безопасные и эффективные вертодромы могут быть созданы путем использования небольшой огражденной травяной или мощеной площадки.

Некоторые страны (Япония, Англия, США), выработали свои рациональные требования по проектированию и строительству вертодромов, обеспечению их средствами противопожарной защиты, опасения при авариях.

Ниже рассматриваются некоторые положения руководства по проектированию наземных и приподнятых вертодромов, разработанного Федеральным авиационным управлением США. Показаны основные факторы, которые учитываются при проектировании и строительстве вертодромов. Принятие решений основано на практике эксплуатации известных типов вертолетов, обобщения опыта проектирования и строительства вертодромов и посадочных площадок в США.

Нормативные требования к устройству и эксплуатации аэродромов и вертодромов

Под понятиями «аэродром» и «вертодром» кроется специально выделенная и должным образом подготовленная территория, на которой можно осуществить максимально безопасные манипуляции с воздушными судами – взлет, приземление, руление и стоянку. При этом, аэродром может обслуживать всевозможный воздушный транспорт, тогда как вертолетные станции предназначены исключительно для посадки/взлета вертолетов.

На законодательном уровне установлен целый перечень нормативно-правовых актов, в которых оговариваются общеобязательные требования к функционированию аэродромов и вертодромов, к ним относятся:

  • СНиП 32-03-96, регулирующие порядок строительства аэродромов и вертодромов;
  • Федеральные авиационные правила, утвержденные Приказом Министерств транспорта № 69 от 04.03.2011 года;
  • Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ (РЭГА РФ-94);
  • Рекомендации, данные Международной организацией гражданской авиации ИКАО.

Неукоснительное выполнение требований вышеуказанных официальных документов является необходимым условием для обеспечения полной безопасности полетов воздушного транспорта (самолетов и вертолетов), а также для получения соответствующих сертификатов аэродромами и вертодромами.

Основные требования, предъявляемые к обустройству аэродромов

Аэродром в обязательном порядке должен быть оборудован:

  • Летным полем с одной и несколькими взлетно-посадочными полосами, рулежными дорожками, перронами и площадками спецназначения.
  • Комплексом управления движением воздушного транспорта, в который входит:
  • светосигнальное и техническое оборудование аэропортов (группы сигнальных аэродромных огней малой и высокой интенсивности, прожекторы на высокомачтовых опорах освещения, аэродромные знаки, ветроуказатели и сигнальные ограждения);
  • радиооборудование, предназначенное для связи экипажа самолета с землей: радиостанции, маяки, радиолокационные комплексы;
  • служба диспетчеров, которые управляют воздушным движением и метеорологическая служба для контроля за фактическим состоянием погоды и передаче данных о нём пилотам самолетов.
  • Дополнительным оборудованием и зданиями для обслуживания воздушных суден (топливозаправочные станции, техника для энергосбережения, ангары для отстоя воздушных транспортных средств).

Требования к комплектации вертодрома

Вертолетные аэродромы не функционируют без вертолетной площадки, а чаще всего – двух и даже больше. Вертолетная площадка является местом, предназначенным для взлёта и посадки винтокрылых воздушных судов. Площадки могут быть выполнены из различных материалов и расположены на различной местности (в т.ч. на крышах домов и платформах морских кораблей). По конфигурации площадки для вертолетов бывают квадратными, круглыми, восьмиугольными или сложной формы, с главным знаком для всех – буквой «Н» посередине круга.

Так же, как и аэродромы, вертодромы нужно оснащать качественным светосигнальным оборудованием, обеспечивающим безопасное руление, взлет и приземление воздушных судов вне зависимости от степени природного освещения и погодных условий.

Более того, требования к вертодромам предусматривают наличие необходимой инфраструктуры: топливозаправочных станций (стационарных и мобильных), ангаров для стоянки вертолетов, а также переносной техники для обеспечения бесперебойного энергоснабжения воздушных суден.

ВЕРТОЛЕТНАЯ ПЛОЩАДКА

— земельный участок, площадка на сооружении и т. п., оборудованные для взлета, посадки и обслуживания вертолетов.

Вертолетные площадки подразделяются на постоянные, обеспечивающие взлет и посадку вертолетов заданного полетного веса, в том числе по-самолетному (с использованием непродолжительного разбега), и на временные — для взлета и посадки по-вертолетному (вертикально). По назначению аналогично аэродромам вертолетные площадки разделяются на транспортные (базовые, конечные, промежуточные), спец. применения и учебные. Транспортные вертолетные площадки в случае их расположения вне пределов аэропорта наз. вертолетными портами и предназначаются для обеспечения грузо-пассажирских перевозок на воздушных линиях местного значения; вертолетные площадки спец. применения— для вертолетов, выполняющих авиационно- химич., геологоразведочные и др. работы, включая оказание скорой медицинской помощи населению.

Составные элементы вертолетной площадки: рабочая площадь (летная полоса), полосы воздушных подходов и боковые плоскости ограничения препятствий, рулежные дорожки, места стоянок и швартовочные площадки, перрон, участок служебно-технич. застройки. Форма, размеры рабочей площади вертолетной площадки и количество летных полос на ней принимаются в зависимости от типа и интенсивностиполетов вертолетов, наличия свободного земельного или др. участка и благоприятного рельефа, свободных воздушных подходов, силы и направления господствующих ветров. Лучшей формой рабочей площади является круг или квадрат, обеспечивающие взлет вертолета против ветра в любом направлении. Вертолетные площадки могут быть устроены на крышах зданий, на пристанях (причалах) и т. п. Постоянные вертолетные площадки имеют длину 30—120 м и ширину 20—40 hi, временные соответственно 30—50 м и 15—25 м. Нижняя ограничивающая плоскость полосы воздушных подходов имеет наклон от 1 : 6 до 1 : 14. На случай возможного отказа двигателя при взлете тяжелых вертолетов для обеспечения безаварийного приземления в направлении взлета предусматривается полоса безопасности длиной 50 м. Боковые плоскости ограничений препятствий имеют наклон не более 40°. Рулежные дорожки делаются шириной 6—12 м, длина их зависит от планировки вертолетных площадок.

Площадь мест стоянок на один вертолет в зависимости от его типа принимается от 40 до 200 м2. Требования к технич. оборудованию вертолетной площадки (подача топлива, электро- и водоснабжение, противопожарные средства и пр.) аналогичны требованиям к оборудованию аэродромов. Для каждого типа вертолета, базирующегося на вертолетной площадке, оборудуется одна швартовочная площадка, на к-рой производится опробование вертолетов на привязи. Участок служебно-технич. застройки и перрон В. п. располагаются со стороны господствующих ветров.

устраивать в непосредственной близости от монтируемого объекта (200. 300 м) монтажно-вертолетные площадки (МВП), где складируют и укрупняют предназначенные к монтажу конструкции.

Существуют «гибридные» конструкции типа гелиостатов, представляющие комбинацию аэростатических баллонов с вертолетными винтами. Их называют вертостатами.

Вертолетная посадочная площадка: устройство и правила безопасности

Требования настоящих Правил применяются в соответствии с требованиями эксплуатационной документации воздушного судна, т.к. посадочные площадки используются для выполнения разовой посадки и менее 30 дней в течение календарного года.

Для вертолета Ми-8

Минимальные размеры площадки для взлета и посадки по-вертолетному в зоне влияния земли при отсутствии препятствий на подходе должны составлять 50х50 метров, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров. А при наличии препятствий высотой до 15 метров на границах площадки на высотах до 1500 метров – 50х120 метров; на высоте 2000 метров – 50х165 метров; на высоте 3000 метров – 50х255 метров.

Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному, с выключением двигателей после приземления, не должны превышать 3°.

Для вертолета Ми-26

Минимальные размеры площадок при взлете и посадке по-вертолетному без использования влияния земли на Н = 0-1000 м составляет 80х50 м, при этом размер спланированной рабочей площади должен быть не менее 20х20 метров.

Максимальные величины уклонов площадки для выполнения взлета и посадки по-вертолетному с выключением двигателей после приземления не должны превышать 3°.

Общие положения

Знаки посадочной площадки могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, а так же флажки белого цвета (летом), красного цвета (зимой).

Зона посадочной площадки должна быть очищена от посторонних предметов, которые могут быть подняты воздушным потоком при заходе на посадку (с целью исключить попадания посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя), препятствия в этой зоне должны быть высотой не более 1 метра.

Рабочая площадь посадочной площадки должна быть чистой и ровной, с уклоном не более 3о. Площадка должна иметь твердую поверхность, исключающую возможность проваливания колес шасси. Если площадка пыльная (песок и т.д.), необходимо перед прилетом вертолета, пролить водой площадку в радиусе 20 метров.

При отсутствии ветроуказателя на площадке, встречающему необходимо при себе иметь дымовой фальшвеер (для определения ветра экипажу) и радиостанцию настроенную на частоту – 133.5 позывной «Подножка». При подлете воздушного судна за 1000-1500 метров, установить связь с вертолетом и зажечь дымовой фальшвеер. Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 метров.

После посадки:

  1. При выключении вертолета:
  • встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только после полной остановки винтов;
  • подъезд автотранспорта к воздушному судну после полной остановки винтов по команде бортового инженера или на расстояние не менее 5 метров от обметаемой площади несущего винта.
  1. Без выключения двигателей вертолета:
  • встречающему личному составу приближаться к воздушному судну со стороны пилотской кабины только по команде бортового инженера, при этом пассажирам двигающимся к воздушному судну плотно закрепить головные уборы и личные вещи (чтобы исключить попадание посторонних предметов в лопасти несущего, рулевого винта и двигателя);
  • подъезд автотранспорта к воздушному судну по команде бортового инженера или на расстояние не менее 10 метров от обметаемой площади несущего винта.

Приближаться к вертолету можно только со стороны пилотской кабины, с других сторон СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО!

Требования пожарной безопасности к вертодромам изложены в СП 135.13130.2012

Размеры и разметка

Размеры вертолетных посадочных площадок

1 – зона посадочной площадки: для Ми-8 50х50 м, для Ми-26 50х80 м; 2 – рабочая площадь посадочной площадки разбивается: для Ми-8 20х20 м, для Ми-26 25х25 м; 3 – маркируется усеченным конусом (призмой) оранжевого (красного) цвета или флажками белого цвета (летом), красного цвета (зимой). При посадке ночью четырьмя фонарями белого (красного) цвета

Обозначение границ

Обозначение границ вертолетной площадки

1 – усеченный конус; 2 – призма; 3 – флажок; 4 – дорожный сигнальный конус

Поисково-спасательные работы на Ми-8

При выполнении ПСР, поисково-спасательная группа подбирает площадку для посадки вертолета с посадочной зоной 50х50 м (исключая на ней препятствия высотой более одного метра) и рабочей площадью 20х20 м (препятствий не должно быть). Посадочная площадка должна располагается таким образом, чтобы здания, естественные сооружения, вышки, ЛЭП (палатки и т.д.) находились на удалении не менее 50 м.

Поисково-спасательная группа должна состоять не более чем из 6 человек (один из которых доктор и старший группы), с закрепленной экшн-камерой на шлеме:

  • у старшего группы;
  • доктора;
  • одного из спасателей (для видео-фиксации ПРС и при необходимости разбора выполненных работ).

Поисково-спасательная группа должна иметь при себе:

  • все необходимое поисково-спасательное снаряжение и оборудование как для работы на суше, так и на воде (бинокль, спусковые устройства и снаряжения, спасательные жилеты и гидрокостюмы), а также носилки;
  • спасательное снаряжение для пострадавших (косынку, спасательные жилеты – для эвакуации пострадавших с режима висения над сушей и водной поверхностью).

>Вертолетная площадка

Посадочная площадка

У этого термина существуют и другие значения, см. Вертолётная площадка (значения).

Посадочная площадка — земельный (водный, ледовый) участок или специально подготовленная искусственная площадка, пригодная для взлета и посадки воздушных судов. Как правило, посадочные площадки используются самолётами 4-го класса (взлётной массой до 10 т — Ан-2, Ан-3Т, Ан-28, Л-410 и им подобные) и вертолётами на местных воздушных линиях и при выполнении авиационных работ.

В качестве посадочных площадок нередко используются заброшенные аэродромы, особенно если сохранилась (хотя бы частично) ВПП. Пример: на бывшем аэродроме Балаково в Саратовской области функционирует посадочная площадка «Малая Быковка».

Технические требования

Посадочные площадки в России должны соответствовать Федеральным авиационным правилам «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории» (ФАП-69) (за исключением площадок для выполнения разовой посадки, подобранных с воздуха или осмотренных с земли, а также площадок, используемых менее 30 дней в течение календарного года).

В частности:

<…>
II. Требования к посадочным площадкам для самолётов

  1. Поверхность взлетно-посадочной полосы (далее — ВПП) посадочной площадки должна быть без препятствий, затрудняющих руление, взлет и посадку воздушных судов.
    Неровности, определяемые по зазору (просвету) между рейкой длиной в 3 м и поверхностью летного поля в любых направлениях рабочей части, не должны превышать 0,1 м или размера, указанного в эксплуатационной документации воздушных судов, для которых предназначена посадочная площадка.
    ВПП должна выдерживать нагрузки, возникающие при движении воздушных судов, для полетов которых она предназначена.
    В случае, если посадочная площадка не имеет четко выделенной ВПП, то указанным требованиям должно соответствовать летное поле.
    Ширина ВПП должна быть не менее: 18 м для посадочных площадок с длиной ВПП до 800 м; 23 м для посадочных площадок с длиной ВПП от 800 м до 1200 м; 30 м для посадочных площадок с длиной ВПП более 1200 м; 45 м для посадочных площадок с длиной ВПП более 1800 м.

Ширина ВПП, оборудованной для точного захода на посадку, должна быть не менее 30 м.

<…>
III. Требования к посадочным площадкам для вертолётов

  1. На посадочной площадке должна быть предусмотрена зона приземления и отрыва (далее — зона TLOF), зона конечного этапа захода на посадку и взлета (далее — зона FATO) и зона безопасности.
  2. Зона FATO может быть расположена на ВПП или РД посадочной площадки, предназначенной для самолётов, либо вблизи них.
  3. Зона FATO может быть любой конфигурации и должна иметь размеры, позволяющие: для вертолётов с максимальной взлетной массой более 3100 кг — поместить круг диаметром не менее диаметра, равному длине вертолета с вращающимися винтами (далее — D), для полетов которого предназначена данная посадочная площадка; для вертолётов с максимальной взлетной массой 3100 кг и менее — поместить круг диаметром не менее 0,83D самого большого вертолета, для обслуживания которого предназначена данная посадочная площадка.

<…>

— ФАП-69

Имеются также требования к маркировке посадочных площадок, наличию ветроуказателя и т. д.

> См. также

  • Аэропорт
  • Аэродром
  • Вертодром
  • Взлётно-посадочная полоса

Примечания

  1. Приказ Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. № 69 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»».

Ссылки

  • Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ (РЭГА РФ-94)
  • Выбор места и организация посадочной площадки (рекомендации)

Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

>Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»

Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 4 марта 2011 года N 69

Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»

В соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901)
приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории».

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 90 дней со дня официального опубликования.

Министр
И.Е.Левитин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 апреля 2011 года,
регистрационный N 20420

Федеральные авиационные правила «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории»

Приложение

I. Общие положения

1. Федеральные авиационные правила «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории» (далее — Правила) разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901) и устанавливают требования, обязательные для выполнения владельцем посадочной площадки, расположенной на участке земли или акватории.

2. Требования настоящих Правил не применяются к:
посадочным площадкам для выполнения разовой посадки, подобранным с воздуха или осмотренным с земли;
посадочным площадкам, используемым менее 30 дней в течение календарного года.

3. В случаях, если эксплуатационной документацией воздушного судна устанавливаются иные требования к посадочным площадкам, чем установленные настоящими Правилами, то применяются требования эксплуатационной документации воздушного судна.

4. Посадочная площадка, предназначенная для самолетов, может быть использована вертолетами и иными видами воздушных судов при соблюдении требований, указанных в настоящих Правилах.

II. Требования к посадочным площадкам для самолетов

5. Поверхность взлетно-посадочной полосы (далее — ВПП) посадочной площадки должна быть без препятствий, затрудняющих руление, взлет и посадку воздушных судов.
Неровности, определяемые по зазору (просвету) между рейкой длиной в 3 м и поверхностью летного поля в любых направлениях рабочей части, не должны превышать 0,1 м или размера, указанного в эксплуатационной документации воздушных судов, для которых предназначена посадочная площадка.
ВПП должна выдерживать нагрузки, возникающие при движении воздушных судов, для полетов которых она предназначена.
В случае, если посадочная площадка не имеет четко выделенной ВПП, то указанным требованиям должно соответствовать летное поле.
Ширина ВПП должна быть не менее:

18 м для посадочных площадок с длиной ВПП до 800 м;

23 м для посадочных площадок с длиной ВПП от 800 м до 1200 м;

30 м для посадочных площадок с длиной ВПП более 1200 м;

45 м для посадочных площадок с длиной ВПП более 1800 м.
Ширина ВПП, оборудованной для точного захода на посадку, должна быть не менее 30 м.
ВПП, имеющая длину более 1200 м или предназначенная для захода на посадку по приборам, оборудуется торцевой зоной безопасности (далее — ТЗБ), которая имеет длину не менее 90 м за торцом ВПП. Ширина ТЗБ должна быть не менее общей ширины ВПП и ее боковых полос безопасности (далее — БПБ).

6. БПБ располагаются симметрично по обе стороны ВПП таким образом, чтобы общая ширина ВПП и ее БПБ составляла не менее:

30 м для посадочных площадок с длиной ВПП до 800 м;

40 м для посадочных площадок с длиной ВПП от 800 м до 1200 м;

75 м для посадочных площадок с длиной ВПП более 1200 м.

7. Ширина ВПП, которая имеет длину менее 400 м и предназначена для сверхлегких воздушных судов, и ее БПБ определяется исходя из летно-технических характеристик воздушных судов, полеты которых планируются с посадочной площадки.

8. Поперечный уклон БПБ не должен превышать 2,5%, ее поверхность, примыкающая к ВПП, должна выдерживать нагрузку, создаваемую при выкатывании воздушного судна за пределы ВПП, не вызывая у него повреждений конструкции.

9. Расположение мест стоянки воздушных судов должно обеспечивать расстояние между концами крыльев самолетов не менее 3 м.
Поверхность мест стоянки должна выдерживать нагрузку от колес воздушного судна при стоянке.

10. Поверхность между ВПП и местами стоянки, предназначенная для руления, должна выдерживать нагрузку от колес воздушного судна. При невозможности обеспечения выполнения требования для всей указанной поверхности границы зон, предназначенные для руления, или рулежные дорожки (далее — РД) маркируются флажками или дорожными сигнальными конусами.

11. В случаях, установленных настоящими Правилами, элементы посадочных площадок обозначаются маркировочными знаками (далее — маркеры), которые должны быть объектами с массой и конструкцией, представляющими минимальную опасность для воздушного судна в случае столкновения с его частями (далее — ломкие объекты).

12. Маркеры, размещаемые вблизи ВПП или РД, устанавливаются таким образом, чтобы обеспечивать необходимое безопасное расстояние до воздушных винтов и гондол двигателей воздушных судов.
Маркеры должны закрепляться таким образом, чтобы предотвращать их смещение струей воздуха, создаваемой двигателями и воздушными винтами.

13. Входные маркеры ВПП устанавливаются симметрично оси ВПП по краям торцов ВПП таким образом, чтобы длинная сторона маркера была перпендикулярна осевой линии ВПП.
Поверхность входного маркера должна иметь со стороны ВПП чередующиеся вертикальные полосы красного и белого цветов, с противоположной стороны — вертикальные чередующиеся полосы черного и белого цветов. Крайние полосы имеют черный или красный цвет, соответственно. Размеры и форма маркеров указаны в приложении N 1 к настоящим Правилам. Входные маркеры устанавливаются на линии начала и конца ВПП на расстоянии от 1 до 5 м от ее боковых границ.
________________
Приложения в Бюллетене не приводятся. — Прим.ред.

14. На ВПП, не имеющей искусственного покрытия, в качестве входных маркеров, обозначающих начало и конец ВПП, допускается применение трех флажков. Флажки устанавливаются от края ВПП с шагом 2 м на линии, перпендикулярной оси ВПП, их размеры приведены в приложении N 2 к настоящим Правилам.

15. Пограничные знаки в виде усеченного конуса или призмы устанавливают вдоль боковых границ ВПП на расстоянии 100 м друг от друга и 1 м за ее боковыми границами, пограничные знаки в виде флажков, автопокрышек или дорожных сигнальных конусов — на расстоянии 50 м друг от друга. Флажки и автопокрышки могут быть белого, красного или черного цветов при условии обеспечения контраста с фоном местности. При наличии снега на посадочной площадке пограничные знаки могут быть в виде веток деревьев хвойных пород.
Поверхность пограничного знака ВПП окрашивается чередующимися поперечными полосами красного и белого цветов или черного и белого цветов.

16. Посадочная площадка оборудуется не менее чем одним ветроуказателем. Ветроуказатель располагается таким образом, чтобы он был хорошо виден со всех точек летного поля. Он не должен затеняться зданиями, сооружениями и естественными препятствиями со всех направлений и свободно вращаться вокруг оси мачты.
Ветроуказатель должен иметь размеры не менее размеров, указанных в приложении N 3 к настоящим Правилам.
Ветроуказатель при полетах ночью должен быть освещен.
Цвет ветроуказателя выбирается таким образом, чтобы он контрастировал с окружающей местностью.
В тех случаях, когда для обеспечения необходимой контрастности ветроуказателя необходимо использовать сочетание двух цветов, используются сочетания оранжевого с белым, красного с белым или черного с белым. Цвета располагаются в виде пяти чередующихся полос таким образом, чтобы первая и последняя полосы имели более темный цвет.

17. На посадочной площадке устанавливаются поверхности ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов, примыкающей к торцу ВПП и расположенной в направлении ее оси, в которой воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку (далее — полоса воздушных подходов), а также в стороны от границ БПБ.
Для посадочных площадок, используемых ночью, не предназначенных для захода на посадку по приборам, поверхности ограничения препятствий в плане посадочной площадки имеют форму трапеции, боковые стороны которой образуются линиями, расходящимися от края БПБ под углом 6° к оси ВПП, проходящими от внешней границы ТЗБ, а при ее отсутствии — от торца ВПП. Длина поверхности ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов составляет 1500 м, начинается от торца ВПП и имеет угол наклона 3° к оси ВПП. Боковая поверхность ограничения препятствий начинается от края БПБ и имеет угол наклона к нему 20° до высоты 50 м, далее горизонтальный участок до расстояния от оси ВПП 120 м.
В случае, если препятствия выходят за указанные поверхности ограничения, разрешается использование посадочных площадок днем для захода на посадку без использования приборов при условии, что владелец посадочной площадки включит описание препятствия в аэронавигационный паспорт посадочной площадки.
Для посадочных площадок, предназначенных для захода на посадку по приборам, поверхности ограничения препятствий в плане посадочной площадки имеют форму трапеции, боковые стороны которой образуются линиями, начинающимися на расстоянии 120 м в обе стороны от оси ВПП у ее торца и расходящимися под углом 9° к оси ВПП, проходящими от внешней границы ТЗБ. Длина поверхности ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов составляет 3000 м, начинается от торца ТЗБ и имеет угол наклона 3° к оси ВПП. Боковая поверхность ограничения препятствий начинается от края БПБ и имеет угол наклона к нему 20° до высоты 50 м, далее горизонтальный участок до расстояния от оси ВПП 120 м.
Для посадочных площадок, оборудованных системами точного захода на посадку, применяются требования, установленные для аэродромов в зависимости от категории точного захода на посадку.

III. Требования к посадочным площадкам для вертолетов

18. На посадочной площадке должна быть предусмотрена зона приземления и отрыва (далее — зона TLOF), зона конечного этапа захода на посадку и взлета (далее — зона FATO) и зона безопасности.

19. Зона FATO может быть расположена на ВПП или РД посадочной площадки, предназначенной для самолетов, либо вблизи них.

20. Зона FATO может быть любой конфигурации и должна иметь размеры, позволяющие:
для вертолетов с максимальной взлетной массой более 3100 кг — поместить круг диаметром не менее диаметра, равному длине вертолета с вращающимися винтами (далее — D), для полетов которого предназначена данная посадочная площадка;
для вертолетов с максимальной взлетной массой 3100 кг и менее — поместить круг диаметром не менее 0,83D самого большого вертолета, для обслуживания которого предназначена данная посадочная площадка.

21. Средний уклон зоны FATO в любом направлении составляет не более 3%. Локальный уклон любой части зоны подхода, измеряемый по размеру колеи вертолета, не превышает 7%.

22. Поверхность зоны FATO должна быть свободной от препятствий и выдерживать воздействие струи несущего винта.

23. На посадочной площадке предусматривается не менее одной зоны TLOF, которая может располагаться в пределах зоны FATO или вне ее.
Зона TLOF может быть любой конфигурации и должна иметь достаточные размеры, чтобы вместить круг диаметром 0,83D вертолета, для полетов которого рассчитана данная зона.
Уклоны зоны TLOF устанавливаются достаточными для предотвращения скопления воды на поверхности зоны, но не должны превышать 2% в любом направлении, если иное ограничение не указано в эксплуатационной документации на воздушное судно.
Зона TLOF должна выдерживать нагрузку, создаваемую воздушными судами, для посадки которых она рассчитана.

24. Вокруг зоны FATO располагается зона безопасности, поверхность которой не обязательно должна быть твердой.
В зоне безопасности не допускается наличие предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне.
Объекты, которые в силу их функционального назначения необходимо размещать в зоне безопасности, должны быть ломкими объектами и не выше 0,25 м. Если они располагаются вдоль границы зоны FATO, то они не должны выходить за пределы плоскости, берущей начало на высоте 0,25 м над границей зоны FATO и восходящей в сторону от зоны FATO с градиентом 5%.
Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для использования вертолетами в визуальных метеорологических условиях, простирается за пределы контура зоны FATO на расстояние 0,5D вертолета, для обслуживания которого рассчитана посадочная площадка.
В случае:
если зона FATO имеет форму четырехугольника, каждая внешняя сторона зоны безопасности должна быть не менее 2D;
если зона FATO имеет форму окружности, диаметр зоны безопасности должен быть не менее 2D.
Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для полетов вертолетов в приборных метеорологических условиях, должна иметь размеры в поперечном направлении не менее 45 м с каждой стороны от осевой линии и в продольном направлении, не менее 60 м от границ зоны FATO.
Восходящий уклон поверхности зоны безопасности, когда она является твердой, в направлении от границы зоны FATO не должен превышать 4%.

25. На посадочной площадке обеспечивается, чтобы препятствия со стороны зоны FATO не были выше боковой поверхности ограничения препятствий, простирающейся с восходящим уклоном 45° от границы зоны безопасности до высоты 10 м.

26. В тех случаях, когда рельеф местности или препятствия делают невозможным осуществление взлета и посадки в двух направлениях, допускается устройство посадочных площадок со стартом в одну сторону. В таких случаях расстояние от торца посадочной площадки, включая зону безопасности, до препятствий, перекрывающих второе направление полосы воздушных подходов, должно быть не менее 2D.
При применении криволинейной траектории набора высоты и снижения зона, свободная от препятствий, должна обеспечивать возможность осуществления начала разворота при взлете и завершения разворота при посадке на высоте не менее 30 м для всех классов летно-технических характеристик вертолетов.

27. Место стоянки вертолета обозначается согласно приложению N 4 к настоящим Правилам и должно иметь размеры, достаточные для того, чтобы поместить круг диаметром, равным величине 1,2D вертолета, для которого планируется использовать место стоянки.
Если место стоянки используется для разворота вертолета:

а) вокруг него располагается защитная зона, которая простирается в стороны на расстояние 0,4D от границы места стоянки;

б) минимальный размер места стоянки и защитной зоны должен быть не менее 2D.
Если на посадочной площадке предусматривается одновременное маневрирование вертолетов над местами стоянок, защитные зоны мест стоянки вертолетов и связанные с ними маршруты руления не перекрываются.
Если предусматривается неодновременное маневрирование вертолетов над местами стоянок, допускаются перекрытия защитных зон мест стоянки вертолетов и связанных с ними маршрутов руления.
Если место стоянки вертолета предназначено для руления по земле вертолетов, имеющих шасси с колесами, его размеры должны учитывать минимальный радиус разворота вертолетов, для размещения которых предназначено место стоянки.
Если место стоянки вертолета используется для сквозного руления по земле, то минимальная ширина места стоянки и соответствующей защитной зоны должна быть не менее ширины наземного маршрута руления.

28. Центральная зона места стоянки вертолета должна выдерживать статическую нагрузку и нагрузку, обусловленную движением вертолетов, для обслуживания которых она предназначена и должна иметь:

а) диаметр не менее 0,83D вертолета, для обслуживания которого она предназначена;

б) ширину не менее ширины наземной РД для руления по земле, если место стоянки вертолета предназначено для выполнения сквозного руления по земле.
Допускается совмещение зоны TLOF и места стоянки.
Уклон места стоянки вертолета в любую сторону не должен превышать 2%, если иное не предусмотрено эксплуатационной документацией воздушного судна.

29. Места хранения вертолетов, на которых не будет производиться запуск двигателей, должны иметь размеры, необходимые для безопасного хранения вертолетов.

30. Ширина наземной РД для руления по земле равняется не менее 1,5 размера колеи вертолета, для обслуживания которого предназначена РД.

31. Пространство над РД для руления по земле освобождается от препятствий в каждую сторону от осевой линии на расстояние не менее 0,75D вертолета, для руления которого предназначена РД.
Продольный уклон РД для руления по земле вертолетов не должен превышать 3%, поперечный уклон не более 2%.
На РД для руления по земле вертолетов не допускается наличие каких-либо объектов, за исключением ломких объектов, которые вследствие своего функционального назначения должны там находиться.
РД для руления вертолетов по земле должна быть оборудована таким образом, чтобы исключить воздействие незакрепленных предметов на вертолет.
РД, предназначенные для руления по земле вертолетами и самолетами, должны соответствовать наиболее строгим требованиям к РД для самолетов и к РД для руления по земле вертолетов.

32. Ширина РД для руления по воздуху должна быть не менее 2 размеров колеи наибольшего вертолета, для руления которого предназначена РД.
Пространство над РД для руления по воздуху освобождается от препятствий в каждую сторону от осевой линии РД на расстоянии не менее диаметра несущего винта вертолета, для руления которого предназначена РД, поверхность под указанным пространством должна быть пригодной для аварийной посадки и должна исключать повреждение вертолетов незакрепленными предметами.
Поперечный и продольный уклоны поверхности РД для руления по воздуху для вертолетов не должны превышать 10% и 7%, соответственно, или не должны превышать ограничений уклонов, установленных в эксплуатационной документации вертолетов, для руления которых рассчитана РД.

33. Вертолетные посадочные площадки с искусственным покрытием должны иметь опознавательную маркировку — букву «Н» белого цвета. На посадочных площадках при учреждениях здравоохранения наносят букву «Н» красного цвета на фоне белого креста.
Поперечная линия буквы «Н» должна быть расположена под прямым углом к предпочтительному направлению конечного этапа захода на посадку. Размеры опознавательной маркировки должны быть не меньше размеров, указанных в приложении N 5 к настоящим Правилам.
Маркировка зоны FATO прямоугольной формы состоит из трех одинаковых маркировок, расположенных вдоль границы каждой стороны, включая угловые, через равные интервалы согласно приложению N 6 к настоящим Правилам. Если зона FATO имеет форму окружности или любую другую форму, минимальное количество маркировок, расположенных через равные интервалы, равно пяти. Белая линия маркировки границы зоны FATO должна быть шириной не менее 0,3 м.
Маркировка зоны TLOF должна быть обеспечена в том случае, если периметр зоны TLOF не является четко выраженным. Маркировка зоны TLOF состоит из непрерывной белой линии шириной не менее 0,3 м.
Маркировка точки приземления наносится таким образом, чтобы обеспечить нахождение вертолета на безопасном расстоянии от любого препятствия, если кресло пилота вертолета находится над маркировкой и представляет собой окружность желтого цвета с шириной линии не менее 0,5 м и внутренним диаметром равным 0,5D вертолета, для посадки которого предназначена зона приземления.

34. Вертолетные посадочные площадки без искусственного покрытия обозначаются согласно приложению N 7 к настоящим Правилам.
Знаки посадочной площадки без искусственного покрытия могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, или флажки.
В зимний период дорожные сигнальные конусы, автопокрышки и флажки могут быть заменены ветками деревьев хвойных пород.

35. На месте стоянки вертолетов с искусственным покрытием маркируется граница центральной зоны желтой или оранжевой линией шириной не менее 0,15 м.
Места стоянки, не имеющие искусственного покрытия, обозначаются четырьмя дорожными сигнальными конусами, автопокрышками или флажками, расположенными по углам квадрата, в который может быть вписан круг размером 1,2D вертолета, для которого предназначена данная стоянка.

36. На искусственном покрытии осевые линии РД для руления по земле и РД для руления по воздуху маркируются пунктирной линией желтого или оранжевого цвета шириной 0,15 м и длиной 1,5 м с разрывами 3,0 м.
Маркировка маршрутов руления по воздуху над поверхностями без искусственного покрытия может быть выполнена флажками или дорожными сигнальными конусами или покрышками.

37. Посадочные площадки для вертолетов оборудуются ветроуказателем. Ветроуказатель должен иметь размеры не менее размеров, указанных в приложении N 3 к настоящим Правилам.
Цвет, расположение и конструкция ветроуказателя должны соответствовать требованиям пункта 16 настоящих Правил.

IV. Требования к посадочным площадкам, расположенным в акватории

38. Посадочные площадки, расположенные в акватории, оборудуются не менее чем одним ветроуказателем, соответствующим требованиям пункта 16 настоящих Правил.

39. Участок акватории, предназначенный для взлета, должен иметь:
длину на 20% больше дистанции для взлета гидросамолета, установленной в руководстве по летной эксплуатации, для штиля;
ширину и глубину согласно руководству по летной эксплуатации воздушного судна.

40. В случае, если на посадочной площадке определено направление полосы воздушных подходов, акватория оборудуется оранжевыми или белыми буями.

41. На посадочной площадке необходимо иметь лодку со спасательными кругами для оказания помощи экипажам воздушных судов и их пассажирам.

42. На берегу в непосредственной близости от посадочной площадки, расположенной в акватории, должны быть оборудованы стоянки воздушных судов, причал для швартовки воздушных судов.
При стоянке воздушных судов на суше должны обеспечиваться подъем на берег и спуск на воду воздушного судна.

43. Для маркировки посадочной площадки на поверхности воды используются плавающие маркеры, удерживаемые на месте цепями или тросами (далее — буи), и маркеры, устанавливаемые на малой глубине на столбе.

44. Левая часть канала при движении к берегу, а также препятствия, которые следует обходить справа при движении к берегу, маркируются черными или зелеными буями.
Правая часть канала при движении к берегу, а также препятствия, которые следует обходить слева при движении к берегу, маркируются красными буями.

45. Для обозначения центра фарватера или канала используются полосатые черно-белые буи.

46. Для использования ночью наиболее важные буи освещаются или на них устанавливаются светоотражатели цвета, соответствующего окраске буя, за исключением черных буев, на которых используется огонь или светоотражатель белого или зеленого цвета.

Приложение N 1. Размеры и форма маркеров

Приложение N 1
к Правилам (пункт 13)

Рисунок. Входной маркер

Приложение N 2. Размеры флажков

Приложение N 2
к Правилам (пункт 14)

Рисунок. Пограничные знаки: 1 — усеченный конус; 2 — призма; 3 — флажок; 4 — дорожный сигнальный конус

Приложение N 3. Размеры ветроуказателя

Приложение N 3
к Правилам (пункты 16, 37)

Рисунок. Размеры ветроуказателя

Назначение посадочной площадки

а(м)

б(м)

в(м)

Для самолетов

3,6

0,9

0,4

Для вертолетов

2,4

0,6

0,3

Для сверхлегких воздушных судов

1,0

0,3

0,15

Приложение N 4. Маркировка места стоянки вертолета

Приложение N 4
к Правилам (пункт 27)

Рисунок. Маркировка места стоянки. Форма и размеры (м) цифр и буквы маркировки

Приложение N 5. Опознавательная маркировка посадочной площадки при учреждении здравоохранения

Приложение N 5
к Правилам (пункт 33)

Рисунок. Опознавательная маркировка посадочной площадки при учреждении здравоохранения

Приложение N 6. Схема маркировки посадочной площадки с искусственным покрытием

Приложение N 6
к Правилам (пункт 33)

Рисунок. Схема маркировки посадочной площадки с искусственным покрытием

Приложение N 7. Обозначение рабочей площади вертолетной посадочной площадки без искусственного покрытия

Приложение N 7
к Правилам (пункт 34)

Рисунок. Обозначение рабочей площади вертолетной посадочной площадки без искусственного покрытия: 1 — рабочая площадь посадочной площадки; 2 — усеченный конус или призма; 3 — флажки-ориентиры или дорожный сигнальный конус или автопокрышки

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 18, 02.05.2011 (приказ, Правила);
рассылка (приложения N 1-7 к Правилам)

Размеры вертолетной площадки

Размеры вертолетной площадки в наше время могут быть достаточно разными в зависимости от аппаратов, которые будут приземляться на данном участке. Прежде всего, нужно отметить, что вертолетная площадка – это не что иное, как кусок земли или крыши здания, который имеет специальное оборудование для принятия и обслуживания вертолетов. Нужно понимать, что вертолетная площадка независимо от ее размеров является частью вертодрома.

Размеры вертолетной площадки зависят от большого количества факторов при ее эксплуатации. Данные объекты могут быть как временными, так и для длительного использования. Также размеры зависят от назначения площадки. А именно они могут предназначаться для посадки вертолетов с резной массой от небольших учебных машин и до грузовых аппаратов с большой массой. Кроме того, некоторые площадки предназначены для вертолетов с небольшим разбегом при взлете.

Что касается вертолетных площадок для грузовых вертолетов, то они имеют значительно большие размеры, нежели площадки для посадки учебных машин. Нужно помнить, что для вертолетов разной весовой категории нужно изготовлять посадочные площадки с особыми параметрами. Также существуют более специальные площадки для посадки вертолетов медицинской помощи, геологической разведки или для других спецслужб. Данные объекты, как правило, сооружаются в труднодоступных местах и имеют особые параметры.

Нужно помнить, что кроме размеров самого посадочного полотна нужно учитывать и окрестные объекты, которые должны позволять безопасно заходить на посадку вертолетам разного класса.

При оборудовании площадок для взлета и посадки вертолетов можно использовать различные материалы, но с учетом максимальной массы вертолетов. Как правило, их изготавливают из алюминиевых панелей или же из асфальтобетона.

Наиболее часто вертолетные площадки в нашей стране и за рубежом имеют размер в 20*20 метров для небольших учебных вертолетов и 50*50 для больших транспортных или пассажирских машин. Но данные размеры указаны без учета всей территории вертодрома. В последнее время все чаще вертолеты осуществляют приземление на крыши домов в центре больших городов. Для этого также создаются площадки, которые имеют повышенные показатели безопасности.

Несмотря на размеры площадки, она должна иметь соответствующую разметку для осуществления точного и безопасного приземления. Для этого в летнее время года разметка наносится белой краской, а зимой черной для большей заметности. Кроме того, границы вертолетной площадки должны иметь освещение для ночных полетов.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *