Повышение оригинальности

Введение……………………………………….………………………………….3

    Право государственной и муниципальной собственности на землю….4
      Общая характеристика государственной собственности на землю…5
      Федеральные земли……………………………………………….……6
      Земли субъектов Российской федерации……………………………..8
      Право муниципальной собственности на землю……………………….9
    Проблемы разграничения государственной собственности на землю…10

Задача……………………………………………………………………………..18
Список литературных источников………………………………………………19

Введение
Земельное право относится к числу древнейших отраслей права не только в России, но и в других странах. Со времен Киевской Руси существовало поземельное феодальное право, во все времена государство регулировало поземельные отношения. Во второй половине ХIХ в. существовало крестьянское земельное право, являвшееся основной частью крестьянского обычного права. После революции 1917 г. возникло советское земельное право.
Прошло два десятка лет с начала 90-х гг., когда началась земельная реформа в нашей стране. С тех пор земельное законодательство сильно изменилось. Государственная собственность на землю перестала быть исключительной. Ныне существует частная и публичная (государственная и муниципальная) собственность на землю. Земля признана недвижимым имуществом, она стала предметом купли-продажи, совершения иных сделок. Формирование рыночных отношений, экономические реформы не могли не отразиться на содержании земельного законодательства.
1. Право государственной и муниципальной собственности на землю.
Данный вопрос имеет важное значение для науки и практики. Он не имел никакого значения раньше, когда вся земля являлась исключительной государственной собственностью, она не делилась на собственность Союза ССР и союзных республик. Просто разграничивалась их компетенция по распоряжению единым государственным земельным фондом. Тем более не было даже и речи о местной муниципальной собственности на землю.
1.2. Общая характеристика государственной собственности на землю.
Проблемы возникли в России, когда она стала самостоятельной и суеверной (1990 г.) и тем более в 1992 г., когда четко были обозначены субъекты Российской Федерации имеется 89 субъектов. За субъектами Российской Федерации было признано право государственной собственности на землю на их территории.
Кроме того, в Российской Федерации имеется 29 малочисленных народов, многие из которых тоже стали заявлять о своем праве на землю. Проживающие компактно малочисленные народы объединялись в местные административные (муниципальные) образования, а проживающие некомпактно входят в указанные образования с соблюдением их национальных особенностей и в том числе прав на землю.
Таким образом, в России возникло право государственной федеральной собственности на землю субъектов Российской Федерации, а также право муниципальной собственности на землю.
Впервые право муниципальной собственности на землю было четко сформулировано в Законе “О местном самоуправлении”. В ст. 2 Закона названы местные (т.е. муниципальные) образования: города, районы, поселки, сельские населенные пункты. В ст. 36 — 78 подробно изложена компетенция местных Советов и администрации по распоряжению и управлению муниципальными землями. Статьи 36 — 78 действовали до принятия субъектами Российской Федерации своих уставов.

28 августа 1995 г. был принят Закон РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. На основе Конституции РФ, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации муниципальные органы принимают свои уставы и другие акты, в том числе в области земельных отношений.
Собственность на землю краев и областей была предусмотрена Законом РСФСР “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации” от 5 марта 1992 г..(Закон отменен в 1995 г.) В ст. 3 — 4 Закона были определены их компетенция, принятие уставов в других актов; в ст. 11 закреплена собственность области, края на землю; в ст. 44, 51 — компетенция их представительных органов и их администраций в регулировании, в том числе земельных отношений. Наконец, в ст. 9 Конституции РФ была окончательно закреплена муниципальная собственность на землю.
И таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации сложились: государственная собственность Российской Федерации и ее субъектов на землю и муниципальная собственность на землю.
Государственная собственность Российской Федерации и ее субъектов и муниципальная собственность на имущество (кроме земли) были разграничены впервые постановлением Верховного Совета РСФСР “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в совете Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность” от 29 декабря 1991 г.. В постановлении к нему даны три приложения:
в первом говорится об объектах, которые находятся в собственности Российской Федерации (составляющие основные национальные богатства страны, необходимые для решения общегосударственных задач, обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства в целом, оборонные и космические объекты, железнодорожные и другие виды общероссийского транспорта, крупнейшие предприятия и др.);
во втором сказано об объектах имущества, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации (объекты, доминирующие в них, в зависимости от стоимости основных фондов и численности работников, объекты транспорта, связи, энергетики, здравоохранения, культуры и т.д.);
в третьем речь идет об объектах муниципальной собственности (производственные и непроизводственные объекты местного значения, общественного питания, культуры, здравоохранения и др.).
Передача объектов из собственности Российской Федерации в собственность ее субъектов осуществляется по ходатайству последних и по решению Правительства Российской Федерации; передача объектов из собственности Российской Федерации или ее субъектов в муниципальную собственность — по их ходатайству и по решению Правительства Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации.
Процесс передачи объектов непрерывный, он идет и будет идти постоянно, по мере необходимости. Таких актов Правительства Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации также принято и постоянно принимается много.

1.2 Федеральные земли.
При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены на территории (в границах) субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами (зданиями, сооружениями, предприятиями, объектами и др.), относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.
К федеральным землям относятся также земли, выделяемые для федеральных нужд и целевых программ, иные земли общефедерального значения (водного и лесного фондов, особо охраняемых территорий и др.).
Впервые выделение федеральных земель было приведено Указом Президента Российской Федерации “О федеральных природных ресурсах” от 16 декабря 1993 г..В нем разграничение производится исходя из принципа общегосударственного значения земель.
К землям федерального значения, относятся земли, которые имеют общероссийское значение, правовой режим которых установлен федеральными законами или распоряжение которыми осуществляется Правительством Российской Федерации или с его согласия.
Федеральными землями являются земельные участки, определяемые федеральными законами либо договорами (соглашениями) о разграничении земель (например, земли запаса федерального значения).
Участки, отнесенные к федеральной собственности, предоставляют, как правило, федеральными предприятиями и организациям в пользование или аренду.
В ст. 294 — 300 ГК РФ (гл. 9) говорится о хозяйственном ведении и оперативном управлении имуществом, государственными и муниципальными предприятиями и организациями.
Земельные участки федеральной собственности, представленные в пользование или аренду физическим и юридическим лицам, должны пройти государственную регистрацию в соответствии со ст. 131 ГК РФ. Регистрируются они в едином государственном реестре органами юстиции. 17 июня 1997 г. принят Закон РФ “О государственной регистрации недвижимости” , но этот закон распространяется только на земельные участки, входящие в единый комплекс с сооружениями и строениями. Кроме того, они проходят специальную государственную регистрацию в органах системы Госкомзема РФ (в ст. 261 ГК РФ называются специальные органы, а к ним, как известно, и относятся именно органы Госкомзема РФ). Они ведут государственный учет и мониторинг земель, земельный кадастр. В них учитываются и отражаются все федеральные земли.
Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий (ст. 124 — 127 ГК РФ). Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.
В отношении этих земель федеральные органы выполняют и публичные функции (учет, контроль, ведение мониторинга и кадастра, привлечение к ответственности и др.).

1.3 Земли субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации также являются субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений как равноправная сторона, как собственники земли на своих территориях.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами принимают свои законодательные и иные правовые акты, регулирующие земельные отношения на своей территории, заключают договоры и соглашения с Российской Федерацией, с муниципальными образованиями.
Но конечно, не все земли находятся в собственности субъекта Российской Федерации. В его собственности находятся земли, занимаемые объектами промышленности, транспорта, культуры, науки и др. В его собственность могут переходить земельные участки в связи я передачей объектов федеральной собственности в собственность субъекта. В собственность Российской Федерации переходят земельные участки в связи с приобретением их муниципальных нужд.
Земли субъекта Российской Федерации также предоставляются в пользование или аренду юридическим и физическим лицам, в пожизненное наследуемое владение. Все земли также проходят государственную регистрацию в установленном порядке, о чем говорилось выше.
Субъекты Федерации, являясь субъектами гражданских и земельных отношений, выступают как собственники земли на своих территориях. На них также распространяются нормы и правила о юридических лицах. От имени субъектов Российской Федерации выступают их органы власти в пределах своей компетенции. Они осуществляют права владения, пользования и распоряжения “своей” землей (ст. 124 — 127 ГК РФ) и не вправе распоряжаться федеральными, муниципальными и частными землями.
А как органы публичной власти они выполняют также и публичные функции.
1.4 Право муниципальной собственности на землю.
В соответствии со ст. 112 и 130 Конституции РФ, а также ст. 124 — 127 ГК, Федеральным законом “Об основных принципах организации местного самоуправления” муниципальные образования — это город, район, поселок, сельский населенный пункт.
Они могут объединяться в другие муниципальные образования: села — в волости (псковский вариант эксперимента), в округа (свердловский вариант эксперимента), в уезды. Это происходит в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставами и актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. В соответствии с законодательством (ст. 124 — 127 ГК РФ) муниципальные образования являются субъектами права. К ним применяются нормы и правила о юридических лицах.
Муниципальная собственность на землю — это собственность муниципальных образований в пределах их черты. Однако и здесь не все земли находятся в муниципальной собственности. Они определяются методом “вычитания” федеральных земель, земель субъекта Российской Федерации и частных земель.
В первую очередь это земли, занятые муниципальными объектами (инженерной и социальной инфраструктуры, школами, больницами, предприятиями общепита, домами культуры, детскими учреждениями, муниципальным жильем). Далее, на территории муниципального образования выделяются земли общего пользования. Это дороги, улицы, скверы, насаждения, парки, площади, пляжи, кладбища.

В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке, а также земли, передаваемые из федеральных земель и земель субъектов Федерации.
Все муниципальные земли также проходят государственную регистрацию (в порядке, о котором говорилось выше).
От имени муниципальных образований их органы местного самоуправления (муниципальные органы) осуществляют права владения, пользования и распоряжения муниципальными землями. Государственными и частными землями они не вправе распоряжаться.
Они вправе проводить объединения, обмен, перераспределение муниципальных земель между муниципальными образованиями. Это может производиться на основании договора между ними по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Помимо этого они выполняют и публичные функции как органы публичной власти.
2. Проблемы разграничения государственной собственности на землю
Вопрос о разграничении государственной собственности на землю в настоящее время остается почти неразрешенным. Субъекты РФ не могут в соответствии с федеральным законодательством получить в собственность землю, поскольку федеральные законы данную проблему регулируют не комплексно, а лишь посредством объявления отдельных видов земель федеральной собственностью. В этих условиях многие субъекты РФ начали самостоятельно регулировать вопросы разграничения государственной собственности на землю. При этом они объявляют в одностороннем порядке своей собственностью земли, несмотря на то, что они на данный момент находятся в государственной собственности РФ. Сложившееся положение усугубляется еще и тем, что муниципальные образования лишаются возможности получить землю в собственность, т.к. вся земля за исключением переданной в частную собственность признается государственной, которую РФ и субъекты РФ распределяют только между собой.
Вместе с тем новая Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и другие федеральные законы уже создали правовые основы для разрешения соответствующей проблемы. Разграничение государственной собственности на землю должно осуществляться только в соответствии с федеральным законом и при этом должны быть гарантированы права муниципальных образований на получение земель в собственность. Процесс разграничения государственной собственности на землю необходимо регулировать так, чтобы не нарушались требования Конституции РФ, гражданского и земельного права. Вместе с тем, проекты соответствующих федеральных законов говорят о том, что проблемы разграничения государственной собственности могут быть разрешены по-иному.
При рассмотрении проблемы разграничения государственной собственности на землю наблюдаются попытки произвольного толкования отдельных положений Конституции РФ вне связи их с другими конституционными требованиями. Обращает на себя внимание стремление распространить действие гражданского права на отношения, которые не могут составлять его предмет. В свою очередь, устаревшие нормы советского земельного права предлагается использовать для решения проблем собственности в стране с рыночной экономикой. Такое причудливое сплетение разнородных неправомерных подходов для решения одной и той же проблемы вызывает недоумение. Не случайно ранее указывалось, что в нашей стране, особенно в советский период ее развития, обеспечивался приоритет политических целей при решении земельных проблем в ущерб правовым требованиям. В настоящее время политические цели в проблеме разграничения государственной собственности на землю также ставятся выше юридических требований. Повторяется старая история, которая ни к чему хорошему не привела. Следует повториться, что для демократического правового государства игнорирование юридической стороны названной проблемы просто неприемлемо.

В Конституции РФ нигде не говорится о федеральной собственности и собственности субъектов РФ на землю. Однако никем не оспаривается, что нормы Конституции РФ о разграничении государственной собственности относятся и к земле. Если встать на другую позицию, то Россию нельзя будет считать федеративным государством. Пункт «г» ч. 1 ст.72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнес к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Исходя из этого конституционного положения, субъекты РФ считают возможным самостоятельно до принятия федерального закона передать себе в собственность большинство земель, находящихся на их территории. Однако при этом игнорируется, что ч.2 ст.4 Конституции РФ устанавливает верховенство федеральных законов на всей территории РФ. Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» указал, что земля является национальным богатством народов РСФСР и собственностью РСФСР. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, передающие земельную собственность РФ в собственность субъектов РФ, не могут и не должны применяться. Указанный Закон РСФСР, согласно п.2 заключительных и переходных положений Конституции РФ, является действующим, поскольку не противоречит Конституции РФ и не признан утратившим силу. Почему-то норма ст.72 Конституции РФ интерпретируется как возможность субъектов РФ в одностороннем порядке изъять у РФ ее собственность на землю. Другие нормы Конституции РФ для некоторых региональных законодателей словно не существуют вовсе.
Конституция РФ говорит о необходимости разграничения государственной собственности. Однако, какие объекты имеются в виду, и к какому субъекту они должны перейти, не указывается. Это представляется не случайным. Часть 2 ст.9 Конституции РФ и ряд федеральных законов требуют признать муниципальную собственность на землю. Если говорить строго юридически, сейчас земля в РФ находится только в частной и государственной собственности. Разграничение государственной собственности на землю только на федеральную собственность и собственность субъектов РФ приведет к ущемлению прав местного самоуправления. Данное обстоятельство нередко игнорируется. Ссылаясь на ст.214 Гражданского кодекса РФ, ряд специалистов утверждает, что разграничить государственную собственность можно только на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Такая однобокая позиция вызывает опасения. Ст.214 Гражданского кодекса РФ говорит не о разграничении государственной собственности, а об отнесении государственного имущества к определенным видам государственной собственности. Составители Гражданского кодекса РФ осторожно подошли к решению соответствующих проблем, поскольку процесс разграничения государственной собственности может оказаться шире, чем раздел имущества между РФ и субъектами РФ. Следует обратить внимание, что законодательство допускает передачу государственного имущества муниципальным образованиям. Сейчас при разграничении государственной собственности руководствуются Постановлением Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Поскольку вопросы о разграничении государственной собственности на землю и другие природные ресурсы очень специфичны, названное Постановление их не стало регулировать. Вместе с тем любопытно, что в разграничение государственной собственности это Постановление включило и отнесение определенных объектов к муниципальной собственности. Попытку некоторых сил доказать, что при разграничении государственной собственности на землю муниципальным образованиям не следует передавать землю можно расценить как желание ущемить их права. Возможно и нет необходимости в политическом отношении передавать землю в собственность муниципальным образованиям. Пусть об этом рассуждают политики, философы, идеологи и т. д. Однако, в демократическом правовом государстве этот вопрос решается посредством установления соответствующих норм в Конституции РФ и законодательстве, но не путем их игнорирования при осуществлении законотворческой деятельности.
В ГД ФС РФ находятся на рассмотрении проект федерального закона «О государственных и муниципальных землях» и, возвращенный Президентом РФ, Земельный кодекс РФ. Эти законопроекты при регулировании вопросов разграничения государственной земельной собственности игнорируют то обстоятельство, что формально субъектом права государственной собственности на землю является РФ. Неясно, почему решения об отнесении земель к собственности субъектов РФ должны приниматься органами государственной власти субъектов РФ. Конституция РФ требует разграничить государственную собственность, поэтому РФ как правопреемник права государственной собственности советского государства обязана передать субъектам РФ и муниципальным образованиям земли в собственность, за исключением тех земель, которые целесообразно закрепить в федеральной собственности. Если Постановление Верховного Совета РФ о разграничении государственной собственности определяет, что передача объектов в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность осуществляется по решениям Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, то законопроекты о разграничении государственной собственности на землю предлагают осуществлять передачу земли в региональную и муниципальную собственность решениями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Как можно передать собственность РФ другому субъекту решением последнего остается загадкой. В качестве аргумента, обосновывающего эту позицию, приводится обескураживающий тезис о том, что государственная собственность на землю пока ничья. Но ведь такого быть не может. В демократическом правовом государстве государственная собственность без конкретного субъекта существовать не может. Но на это слышится старая басня о политическом аспекте, неясностях и прочие малоубедительные доводы. Видимо кому-то очень хочется, чтобы создавалась иллюзия отсутствия конкретного собственника на разграничиваемую государственную земельную собственность.
Для того, чтобы разграничить государственную собственность на землю необходимо разобраться, что собственно будет признаваться федеральной собственностью, собственностью субъектов РФ и муниципальной собственностью. Если использовать понятия Конституции РФ, то объектом разграничения государственной собственности должна выступать земля. Однако что следует понимать под понятием «земля» — большой вопрос, поскольку законодательство не содержит необходимых разъяснений, а юридическая наука не исследовала эту проблему с учетом новых обстоятельств. Федеральные законы при регулировании земельных законов применяют понятия «земля» и «земельные участки». Представляется, что эти понятия далеко неравнозначны, а конституционное понятие «земля» является для них родовым. Экономические реформы потребовали возродить в законодательстве многообразие форм земельной собственности и институт недвижимого имущества. Это взорвало систему старого земельного права. Формировавшаяся десятилетиями теория земельного права оказалась неприспособленной к современным условиям. Если раньше существовал единый земельный фонд, то теперь его нет. До недавнего времени земельный участок был объектом земельных отношений, а сейчас он стал объектом гражданских прав. Эти обстоятельства привели к тому, что понятие «земля» и «земельные участки» стали обретать новое звучание.

Большое внимание к государственной земельной собственности обусловлено тем, что Конституция РФ и законодательство стали допускать гражданский оборот земли. Собственник стал рассматриваться как ключевая фигура при решении вопросов, связанных с передачей земельных участков определенным лицам. Государство оценивается как равноправный участник сделок с землей. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования с формально-юридической точки зрения могут выступать собственниками земельных участков, также как граждане и юридические лица.
Гражданское законодательство допускает гражданский оборот земельного участка, если в установленном порядке определены его границы и права на него зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Иными словами, земельный участок должен быть физически и юридически индивидуализирован. Что касается земель, то они не индивидуализируются также как земельные участки. Данные о землях не фиксируются в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а заносятся в государственный земельный кадастр. Например, как возможно зарегистрировать земли лесного фонда, объявленные федеральной собственностью, Лесным кодексом РФ. Земли обособляются в ином порядке и для иных целей, чем земельные участки. Однако земли, равно как и земельные участки, должны находиться в чьей-то собственности, даже если их нельзя индивидуализировать в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В противном случае возникнет вопрос кто вправе распорядиться землями — РФ, субъект РФ или муниципальное образование.
Государственная собственность на землю должна разграничиваться по двум направлениям. Целесообразно определить собственников земель и земельных участков. Однако процесс разграничения государственной собственности по этим направлениям не может идти без оговорок. Дело в том, что в пределах земель определенных видов, которые могут объявляться федеральной собственностью, собственностью субъектов РФ и муниципальной собственностью уже находятся или могут находиться земельные участки, принадлежащие иным собственникам. В связи с этим, следует специально оговорить, что земли передаются в собственность за исключением соответствующих земельных участков.
В законопроектах о разграничении государственной собственности на землю предлагается делить лишь земельные участки, хотя федеральные законы уже пошли по пути объявления федеральной собственностью отдельных видов земель. Ранее уже говорилось, что земли лесного фонда объявлены Лесным кодексом РФ федеральной собственностью. Земли лесного фонда составляют 1046,3 млн. га или 61,2% территории страны. Большая часть этих земель не разделена на земельные участки. Если поставить такую задачу, она вряд ли реализуема, да и никакой практической надобности в ней нет. Другой пример, п.10 ст.1 Федерального закона «Об обороне» объявил федеральной собственностью земли, предоставленные Вооруженным силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам. С какой целью их надо дробить на земельные участки и регистрировать как объект гражданских прав неясно.

Отношения в области разграничения государственной собственности основаны на властном подчинении одной стороны другой. Здесь нет равноправия сторон и других признаков, характерных для отношений, регулируемых гражданским законодательством. Всякие ссылки на необходимость руководствоваться при решении соответствующих вопросов нормами гражданского права правомерны лишь в той степени, в какой это может затронуть интересы участников гражданского оборота.
Анализ сложившейся в настоящее время ситуации с государственной собственностью на землю говорит о правовом тупике. Данная форма собственности существует номинально. В соответствии с действующим законодательством право государственной земельной собственности осуществляют органы местного самоуправления. Продолжают применяться устаревшие нормы земельного права, которые объявляют субъектом права государственной собственности на землю государство в целом, а реализацию соответствующих прав предоставляют муниципальным властям. РФ остается собственником всех государственных земель формально и до разграничения государственной земельной собственности не считает необходимым менять сложившуюся систему управления государственной собственностью на землю. При таких обстоятельствах ни о какой экономической стабильности говорить не приходится.
и т.д……………..

14. Порядок разграничения государственной собственности на землю

  • •Оглавление
  • •1. Земельное право как отрасль российского права.
  • •Система земельного права как отрасли права
  • •Общая часть земельного права
  • •Особенная часть земельного права
  • •Система земельного права как науки
  • •Земельное право как учебная дисциплина
  • •2. Понятие, предмет и метод земельного права.
  • •3. Принципы земельного права.
  • •4. Система земельного права.
  • •5. Соотношение земельного права с другими отраслями законодательства.
  • •6. Источники земельного права.
  • •Глава 17 Гражданского кодекса рф «Право собственности и другие вещные права на землю».
  • •Характеристика земельных правоотношений.
  • •Объекты земельных правоотношений
  • •Земельный участок как объект земельных отношений.
  • •Способы и условия образования земельных участков.
  • •Глава I.1. Образование земельных участков
  • •11. Право собственности на землю: формы, виды, содержание, основания возникновения.
  • •12. Государственная собственность на землю
  • •2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
  • •13. Муниципальная собственность на землю
  • •14. Порядок разграничения государственной собственности на землю
  • •Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-фз «о разграничении государственной собственности на землю»
  • •15. Право собственности на земельные участки граждан и юридических лиц
  • •16. Понятие и классификация ограниченных прав на земельные участки
  • •17. Право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком.
  • •18. Сервитуты: понятие, виды, содержание, порядок установления
  • •Частный сервитут
  • •19. Аренда земельных участков
  • •Основные признаки аренды земель:
  • •Особенности аренды земельных участков:
  • •Основания прекращения договора аренды земельного участка
  • •20. Право безвозмездного пользования земельным участком
  • •21. Оборотоспособность земельных участков
  • •1.2.2. Оборотоспособность земельных участков
  • •22. Ограничения прав на земельные участки
  • •23. Общая характеристика оснований возникновения прав на земельные участки
  • •Основания возникновения права собственности на землю
  • •Основания приобретения земельных участков в собственность:
  • •Переход права собственности на земельный участок на основании сделки об отчуждении
  • •Переход права собственности на земельные участки по наследству
  • •Переход права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • •Возникновение права собственности при переходе права собственности на здание, строение и сооружение
  • •24. Общая характеристика и классификация оснований прекращения прав на земельные участки Основания прекращения права собственности на землю
  • •Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам
  • •Отказ собственника от права собственности на земельный участок
  • •Принудительное изъятие у собственника его земельного участка
  • •25. Особенности совершения сделок с земельными участками
  • •Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования
  • •Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта:
  • •Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием
  • •Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
  • •1) Правительством рф, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
  • •2) Органом государственной власти субъекта рф, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта рф, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
  • •3) Органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
  • •27. Случаи и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без торгов.
  • •28. Случаи использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков
  • •32. Оформление прав на земельные участки собственниками зданий и сооружений
  • •Выкуп земли собственниками зданий, строений и сооружений, находящихся на данных земельных участках.
  • •33. Отказ от прав на земельный участок
  • •34. Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
  • •Основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • •Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  • •Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:
  • •С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:
  • •Ходатайство об изъятии земельного участка:
  • •Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • •35. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
  • •Зк рф, Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
  • •Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 г. Москва «о некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд»
  • •36. Основания и порядок принудительного изъятия земельных участков в связи с ненадлежащим использованием земельных участков
  • •Изъятие земельного участка по решению суда
  • •В случае принудительного изъятия земельного участка судом определяются:
  • •Временное изъятие земельного участка (реквизиция)
  • •Изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования
  • •37. Система и полномочия органов государственной исполнительной власти в сфере земельных отношений
  • •Компетенция органов государственной власти в области регулирования земельных отношений
  • •Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений
  • •38. Функции государственного управления в области использования и охраны земель
  • •Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:
  • •Содержание государственного управления в области использования и охраны земель:
  • •Функции управления в области использования и охраны земель
  • •40. Землеустройство
  • •Организация и порядок проведения землеустройства
  • •Основные землеустроительные действия:
  • •41. Территориальное планирование. Виды документов территориального планирования.
  • •42. Мониторинг земель
  • •Содержание государственного мониторинга земель:
  • •Задачи государственного мониторинга земель:
  • •Виды мониторинга земель в зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории:
  • •43. Плата за землю: виды, порядок, юридическое значение
  • •Формы платы за использование земли:
  • •Земельный налог
  • •Налогоплательщики (ст. 388 нк рф):
  • •Объект налогообложения (ст. 389 нк рф):
  • •Арендная плата за землю
  • •44. Оценка земельных участков: виды, порядок, юридического значение. Правовые основы оценки земель
  • •45. Государственный кадастровый учет земельных участков.
  • •Статья 16. Основания осуществления кадастрового учета
  • •46. Государственная регистрация прав на земельные участки. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы.
  • •Правовая основа государственной регистрации прав на землю:
  • •Основания для государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 16 фз):
  • •Порядок государственной регистрации прав на земельный участок:
  • •В государственной регистрации прав может быть отказано:
  • •Виды документов
  • •Юридическая сила
  • •Утрата документов
  • •47. Государственный земельный надзор. Органы государственного земельного надзора, их полномочия.
  • •Глава XII зк рф устанавливает следующие виды надзора и контроля за использованием и охраной земель:
  • •Государственный земельный надзор (ст. 71 зк рф)
  • •Муниципальный земельный контроль (ст. 72 зк рф)
  • •Общественный земельный контроль (ст. 72.1 зк рф)
  • •48. Виды и содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
  • •49. Правовой режим земель: понятие, способы установления Понятие правового режима земель
  • •Виды правового режима земель:
  • •Элементы правового режима земель:
  • •Единство и дифференциация правового режима земель
  • •50. Деление земель на категории: содержание, юридическое значение. Категории земель
  • •51. Зонирование как способ установления правового режима земель и земельных участков. Разрешенное использование земельных участков.
  • •52. Правовой режим земельного участка: понятие, содержание
  • •Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:
  • •Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • •Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения
  • •54. Правовой режим сельскохозяйственных угодий
  • •55. Правовой режим земель населённых пунктов
  • •57. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и объектов
  • •58. Правовой режим земель лесного фонда
  • •59. Общая характеристика правового режима земель водного фонда Понятие и общая характеристика земель водного фонда
  • •60. Правовой режим земель запаса. Соотношение земель с фондом перераспределения земель

§ 3. Разграничение государственной собственности на землю

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации).

Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Поскольку объектами любых прав на землю могут быть только индивидуально определенные земельные участки, в настоящее время серьезные трудности связаны с определением объектов собственности публичных образований, в частности государственной собственности.
С июля 2001 по июль 2006 г. существовала самостоятельная законодательно установленная процедура разграничения публичной собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с утратившим силу Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ.
Целями разграничения публичной собственности являлись индивидуальное определение каждого земельного участка и отнесение к федеральной, региональной или муниципальной собственности путем принятия соответствующего перечня на уровне Правительства Российской Федерации. Данная процедура была крайне сложной и запутанной, а также требовала больших технических, временных и финансовых затрат, так как предполагалось индивидуально определить каждый участок на территории, составляющей примерно 70 — 80% от территории Российской Федерации, а также принять решение об отнесении каждого участка к собственности конкретного публичного субъекта. Разумеется, данная деятельность не была осуществлена, в связи с чем было принято решение об отмене разграничения государственной собственности в качестве самостоятельной процедуры.
В настоящее время разграничение государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вступившей в силу с 1 июля 2006 г. Данная статья устанавливает следующие принципы разграничения:
1) закреплено, что акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, изданные Правительством Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г., являются основанием для государственной регистрации права собственности соответствующего публичного образования на такие земельные участки;
2) установлены три признака, позволяющие отнести земельный участок к собственности одного из публичных образований (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование):

— нахождение на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося в собственности соответствующего публичного образования;
— если земельный участок был предоставлен органам власти соответствующего уровня, их территориальным органам (в отношении федеральных органов государственной власти), казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами власти соответствующего уровня;
— прямое указание федерального закона, а в отношении земель, относящихся к муниципальной собственности, — прямое указание федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с федеральным законом.

Земельное Право

Муниципальная собственность на землю возникает:

в результате разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю»;

в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством (ст. 19 Земельного кодекса РФ).

Территорию муниципального образования составляют (ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

земли городских, сельских поселений;

прилегающие к ним земли общего пользования;

рекреационные зоны;

земли, необходимые для развития поселений;

другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления). В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать в порядке ст. 225 Гражданского кодекса РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники.

При разграничении государственной собственности на землю в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются.

Гражданско-правовыми основаниями возникновения муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ являются:

признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности;

приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого требования. Однако муниципальное образование может приобрести, например купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Передача земельных участков в муниципальную собственность в городах Москве и Санкт-Петербурге регулируется их собственными законами, ими может быть предусмотрена и возмездная передача земельных участков. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 1 ст. 15З КРФ).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *