Статья 259 УК РФ. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в красную книгу Российской Федерации

Полный текст ст. 259 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 259 УК РФ.

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, —
наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к статье 259 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: отношения по обеспечению экологической безопасности и защите редких и исчезающих видов животных и растений;
2) объективная сторона: уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, т.е. приведение их в полную непригодность для существования указанных организмов;
3) субъект: вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста;
4) субъективная сторона: возможны как умысел, так и неосторожность.

Способы уничтожения критического местообитания значения не имеют. Если уничтожение мест обитания животных и растений, указанных в ст. 259 УК РФ, произошло при нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), уничтожении или повреждении лесов (ст. 261 УК РФ), нарушении режима заповедников и иных особо охраняемых территорий (ст. 262 УК РФ), нарушении правил охраны рыбных запасов (ст. 257 УК РФ), загрязнении природной среды (ст. 250, 251, 252, 254 УК РФ), то ответственность наступает как по ст. 259 УК РФ, так и по перечисленным статьям, поскольку они не охватывают уничтожение популяций животных и растений, внесенных в Красную книгу.

Преступление считается оконченным с момента наступления последствий в виде гибели популяций организмов, занесенных в Красную книгу РФ. Их гибель — обязательный признак состава.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 11);
2) подзаконные акты:
— постановление Правительства РФ от 19.02.96 N 158 «О Красной книге Российской Федерации»;
— Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.01.97 N 13);
— Перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (утв. приказом Госкомэкологии России от 19.12.97 N 569);
— Правила охоты (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.11.2010 N 512).

3. Судебная практика. Постановление ВС РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Консультации и комментарии юристов по ст 259 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 259 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 422. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, или утрата документов либо материалов, содержащих такие сведения

1. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков государственной измены, наказывается лишением свободы на срок от двух до

пяти лет.

2. Утрата документов или материалов, содержащих

сведения военного характера, составляющих государственную тайну, предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, лицом, которому они были

доверены, если утрата явилась результатом нарушения

установленных правил обращения с указанными документами, материалами или предметами, наказывается лишением свободы на срок от двух до

пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия,886

наказывается лишением свободы на срок от пяти до

десяти лет.

1. Военная присяга и военные уставы обязывают каждого военнослужащего хранить государственную или военную тайну. Разглашение сведений, составляющих государственную или военную тайну, может причинить крупный ущерб интересам безопасности государства, боевой

готовности Вооруженных Сил Украины.

Предметом преступления являются: 1) сведения военного характера, составляющие государственную тайну;

2) документы, содержащие сведения военного характера,

составляющие государственную тайну; 3) предметы (материалы), сведения, составляющие государственную тайну; 4) военные сведения, которые не подлежат оглашению,

но не составляющие государственной тайны.

Сведения военного характера, составляющие военную

тайну, могут одновременно быть и государственной тайной.

Государственная тайна — это понятие, включающее в

себя наиболее важные сведения военного, экономического,

политического и иного характера, имеющие важное государственное значение и специально охраняющиеся государством (ст. 1 Закона -О государственной тайне- от

21 января 1994 г.).

2. Ответственность за разглашение сведений военного характера, которые составляют государственную тайну, а также за утрату документов, предметов и материалов,

содержащих эту тайну, предусмотрена ч.ч. 1 и 2 ст. 422.

В случае разглашения военнослужащим других сведений,

составляющих государственную тайну, ответственность наступает по ст. 328, а за утрату документов с такими сведениями — по ст. 329.

Военную тайну могут составить сведения военного характера, являющиеся не государственной, а служебной тайной. Круг таких сведений определяют компетентные органы военного управления.

Передача военнослужащим иностранным организациям или их представителям сведений, хотя и не военного

характера, но являющихся служебной тайной, влечет ответственность по ст. 328 (при отсутствии признаков государственной измены).

Разглашение сведений, составляющих военную тайну,

состоит в том, что лицо, владеющее этой тайной, в наруше887

ние установленного запрета, предает их огласке, в результате чего они стали достоянием посторонних лиц.

Преступное разглашение может выражаться как в устной, так и в письменной формах, путем показа или передачи посторонним лицам документов или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну.

О понятии -утрата документов либо материалов- см. комментарии к ст. 329.

3. Субъективная сторона разглашения военной тайны

характеризуется как умышленной, так и неосторожной

формой вины, а утрата соответствующих документов, материалов и предметов — только неосторожной формой вины, хотя нарушение установленных правил обращения с

ними может быть и умышленным.

4. Субъектами этих преступлений могут быть военнослужащие рядового, сержантского (старшинского) состава, прапорщики, мичманы и офицеры, независимо от их

служебного и должностного положения.

5. Тяжесть последствий, указанных в ч. 3 ст. 422, устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

К таковым можно отнести случаи, когда разглашенные

сведения стали известны иностранным разведкам и используются в ущерб интересам Украины.

По ст. 422 не может привлекаться к ответственности

военнослужащий в случае утраты соответствующих документов, материалов или предметов, если они не были доверены ему по службе, а случайно оказались у него.

Ответственность военнослужащих за разглашение государственной тайны

Высокая политическая бдительность является долгом каждого советского гражданина. Империалистические разведки, ведущие подрывную работу против СССР и стран народной демократии, стремятся использовать в своих целях лиц, проявляющих политическую беспечность и благодушие, ротозеев, болтунов и хвастунов, разглашающих известные им секретные сведения. Ротозейство составляет питательную среду для шпионажа, диверсий и вредительства. Болтуны, разглашающие государственную тайну, становятся невольными пособниками врага. Разглашённые ими сведения могут стать достоянием враждебных СССР иностранных разведок и быть использованы империалистическими государствами во вред внешней безопасности СССР.

Комментарий к статье УК РФ 1. О понятии государственной тайны см. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст.

Володарский район ВЛАСТЬ Военная прокуратура Мулинского гарнизона Военный прокурор разъясняет Основания привлечения к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны Нарушение установленного порядка обеспечения сохранности государственной тайны является преступлением против основ конституционного строя и безопасности государства.

За нарушение установленных законом обязанностей по хранению государственной тайны, военнослужащие несут уголовную ответственность на общих основаниях по статье Уголовного кодекса Российской Федерации далее — УК РФ. Основное наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях — от 3 до 7 лет. При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Государственная тайна — сведения, защищаемые государством, распространение которых может причинить ущерб безопасности Российской Федерации.

Отнесение тех или иных сведений к категории тайны указывает, что они ограничены в обороте или изъяты из оборота, то есть доступ к такой информации обеспечивается в специальном порядке с учетом ограничений, установленных законодательством. Особо следует обратить внимание на то, что принципиальное значение отношении государственной тайны имеет факт ее распространения независимо от способа распространения , а также последствия такого распространения в виде ущерба интересам государства, то есть наступлении невыгодных для государства и его безопасности последствий.

Спектр сведений, разглашение которых может причинить ущерб интересам государства, широк и охватывает собой сведения в военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Носителями информации, составляющей государственную тайну, являются объекты, в которых такие сведения находят отражение. Применительно к государственной тайне такой носитель может быть: вещественно-предметным — книги, письма, аппаратные запоминающие устройства; документальным — в форме документа ограниченного использования; электронным — обеспечивающим хранение информации в электронной форме посредством специальных символов, кодировок и т.

Согласно статье 21 Закона устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: ниям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

К основным направлениям по обеспечению защиты государственной тайны можно отнести: доведение и разъяснение существующего порядка охраны государственной тайны лицам, допущенным к работе с соответствующими сведениями; предупреждение и борьбу с фактами беспечности, болтливости дительности лиц, имеющих допуск и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Она осуществляется, главным образом, за счет улучшения работы по подбору и воспитанию кадров, повышению уровня воспитательной и организационной работы, а также путем проведения мероприятий по профилактике и предупреждению разглашения государственной тайны.

Однако данные мероприятия не всегда обеспечивают надежную сохранность указанных сведений. Поэтому, как показывает практика, к лицам, которые допускают разглашение производственных, военных и иных секретов, необходимо применять и меры уголовно-правового воздействия.

Общественная опасность разглашения государственной тайны заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России.

Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны. Предмет преступления — сведения, составляющие государственную тайну. Объективная сторона преступления состоит в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены и шпионажа.

Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.

Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.

Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица.

Допуск предполагает специально оформленное право гражданина, разрешающее ему ознакомление и работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина при наличии у того допуска со сведениями, составляющими государственную тайну.

Следует иметь в виду, что лицо, разгласившее секретные сведения, может быть привлечено к уголовной ответственности при наличии надлежащим образом оформленного допуска к государственной тайне и реального доступа к ним.

Данное лицо принимает на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных ему секретных сведений. Наряду с этим к числу субъектов преступления на практике относят также лиц с оформленным допуском , которым тайна специально не доверена отсутствует специально оформленный доступ , но может быть известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы к примеру, обслуживающий персонал режимных учреждений, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве адвокаты по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну , а также учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации например, лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется только умышленной формой вины. При прямом умысле лицо осознает общественно опасный характер своих действий, связанный с разглашением государственной тайны, а также то, что разглашаемые им сведения воспринимает постороннее лицо, и он желает этого.

Часть 2 статьи УК РФ устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.

Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адрес атом, ущерба от разглашения и т. К тяжким последствиям могут быть отнесены, например, переход сведений, составляющих государственную тайну, в обладание другого государства.

Преступление, предусмотренное частью 1 статьи УК РФ, признается преступлением средней тяжести, а частью 2 — тяжким преступлением. Наиболее характерными для понимания специфики данного вида преступлений являются следующие примеры в отношении осужденных в истекшем году военными судами лиц. В результате Г. В результате чего он также ознакомился с ними и усвоил их содержание. Все допустившие разглашение государственной тайны военнослужащие по направленным в суды уголовным делам осуждены.

К отдельным из них судами применено в виде наказания лишение права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с допуском к государственной тайне, что повлекло их увольнение с военной службы.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Допуск к kdprofi.ru / Формы, порядок оформления, требования, ограничения

Именно поэтому посягательства на установленный порядок сохранения государственной тайны представляют собой большую общественную опасность и, следовательно, требуют дополнительной криминализации. Уголовно-правовая ответственность за посягательство на военную составляющую государственной тайны и другие военные сведения конфиденциального характера предусмотрена в уголовных кодексах многих зарубежных государств. Анализируя данные нормы, можно прийти к выводу, что в экономически развитых и политически стабильных западных государствах охране государственных и военных секретов придают немаловажное значение. Законодательное определение ряда правонарушений, совершаемых военнослужащими, обусловлено особенностями порядка прохождения ими военной службы. В настоящий момент за разглашение и утрату документов или предметов, содержащих государственную тайну, военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РФ на общих основаниях. Аналогичные деяния, совершаемые ими в отношении военной тайны военных сведений конфиденциального характера, не подлежащих оглашению , в настоящий момент остаются безнаказанными. Правовая неопределенность в вопросах ответственности военнослужащих за преступления, повлекшие разглашение военной тайны или утрату документов, либо предметов ее содержащих, может привести к ряду негативных последствий. Для Вооруженных Сил России они могут быть самыми катастрофическими. В ближайшем будущем армия может оказаться в принципе небоеспособной, как организация, о структуре, работе и личном составе которой станет известно практически все: от дислокации и предназначения личного состава до социально-психологического портрета каждого военнослужащего. Постоянный комитет Национальной народной ассамблеи опубликовал список преступных деяний, подпадающих под новые правила. Наряду с прочими, в список вошли: проникновение на сайты государственных и военных учреждений и распространение электронных вирусов.

Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, или утрата документов либо материалов, содержащих такие сведения 1. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков государственной измены, наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Вычитывают документы, вовремя берут трубки и грамотно консультируют, сохраняя время и нервы клиента. В общем, они дают такой сервис, который нужен мне как предпринимателю, а не как это видится большинству юристов.

Ваш IP-адрес заблокирован.

Володарский район ВЛАСТЬ Военная прокуратура Мулинского гарнизона Военный прокурор разъясняет Основания привлечения к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны Нарушение установленного порядка обеспечения сохранности государственной тайны является преступлением против основ конституционного строя и безопасности государства. За нарушение установленных законом обязанностей по хранению государственной тайны, военнослужащие несут уголовную ответственность на общих основаниях по статье Уголовного кодекса Российской Федерации далее — УК РФ. Основное наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях — от 3 до 7 лет. При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Государственная тайна — сведения, защищаемые государством, распространение которых может причинить ущерб безопасности Российской Федерации. Отнесение тех или иных сведений к категории тайны указывает, что они ограничены в обороте или изъяты из оборота, то есть доступ к такой информации обеспечивается в специальном порядке с учетом ограничений, установленных законодательством.

РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных Комментарий к статье УК РФ 1. О понятии государственной тайны см. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины. Субъектом преступления может быть лицо, которому государственная тайна: Тяжкие последствия ч. Другой комментарий к статье Уголовного Кодекса РФ 1. Общественная опасность разглашения заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения и могут быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России. Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны.

Распечатать Суд считает законным засекречивание сведений о военных потерях Марьяна Торочешникова: Апелляционная коллегия Верховного суда России узаконила указ Владимира Путина о засекречивании потерь личного состава российских военнослужащих в мирное время, отклонив, таким образом, коллективную жалобу российских адвокатов, журналистов и гражданских активистов. Заявители требовали признать этот указ, подписанный президентом 28 мая года, незаконным, поскольку он, с одной стороны, направлен против расследования гибели российских военных в Донбассе, а с другой стороны, призван отбить у родных и близких погибших военнослужащих желание общаться с журналистами или требовать материальных компенсаций у Минобороны.

Разглашение государственной тайны 1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями и настоящего Кодекса, — наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Статья

>Ответственность за разглашение государственной тайны и утрату документов, содержащих военную тайну >Статья 283 УК РФ. Разглашение государственной тайны

Основания привлечения к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Военного осудили за разглашение гостайны

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 259 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — отношения по охране редких и исчезающих видов животных и растений.

Охрана таких видов животных и растений регулируется общими и специальными нормативными правовыми актами. К общим нормативным правовым актам относятся, в частности, Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 25.06.2012) , Закон о животном мире, Закон о континентальном шельфе, Закон об охране окружающей среды, ВК, ЛК. К специальным нормативным правовым актам следует отнести, например, Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 N 156 «О порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации» (в ред. от 22.04.2009) ; от 19.02.1996 N 158 «О Красной книге Российской Федерации» ; от 06.01.1997 N 13 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов» (в ред. от 22.04.2009) .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; N 19. Ст. 1752; 2006. N 50. Ст. 5279; 2007. N 13. Ст. 1464; N 21. Ст. 2455; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 49. Ст. 5742, 5748; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6455; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7043; 2012. N 26. Ст. 3446.

СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 807; 2003. N 17. Ст. 1621; 2004. N 51. Ст. 5188; 2009. N 18 (ч. 2). Ст. 2248.

СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 808.

СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 385; 2003. N 17. Ст. 1621; 2004. N 51. Ст. 5188; 2008. N 18. Ст. 2052; 2009. N 2. Ст. 223; N 18 (ч. 2). Ст. 2248.

Красная книга РФ — это своеобразный кадастр редких и исчезающих видов растений и животных. Порядок ведения Красной книги РФ определяется Постановлением Правительства РФ «О Красной книге Российской Федерации».

2. Предмет преступления — организмы, занесенные в Красную книгу РФ, т.е. соответствующие животные и растения.

Включение биологического организма в Красную книгу РФ означает: повсеместное изъятие животных и растений из хозяйственного оборота и полный запрет на какое-либо использование (сбор, заготовка ягод, растений, отстрел, отлов животных, изменение условий обитания и т.п.), за исключением использования в целях воспроизводства и сохранения видов, осуществляемого на основе специальных разрешений.

В Красной книге РФ в соответствии с Красной книгой Международного союза охраны природы и природных ресурсов выделяется пять категорий растений и животных:

1) находящиеся под угрозой исчезновения, спасение которых невозможно без осуществления специальных мер;

2) численность которых относительно высока, но сокращается катастрофически быстро, что в недалеком будущем может поставить их под угрозу исчезновения;

3) редкие организмы, которым не грозит исчезновение, но при неблагоприятном изменении среды обитания ввиду своей небольшой численности они могут оказаться под угрозой исчезновения;

4) биология которых изучена недостаточно, но состояние их вызывает тревогу;

5) восстановленные виды, состояние которых благодаря принятым мерам охраны не вызывает опасений, но за ними нужен постоянный контроль.

3. С объективной стороны преступление выражается в уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ. Уничтожение — это приведение критических местообитаний в полную непригодность для существования указанных организмов, исключающее осуществление их жизненных циклов.

Способы уничтожения критических местообитаний разнообразны и для квалификации значения не имеют: отравление, загрязнение территории, сожжение или вырубка леса, затопление места обитания, создание фактора беспокойства путем осуществления хозяйственной деятельности и др. Если уничтожение мест обитания животных и растений, указанных в комментируемой статье, произошло при наличии признаков составов преступлений, указанных в ст. ст. 246, 250, 254, 257, 261 либо 262 УК, содеянное образует совокупность названных преступлений и квалифицируется по ст. 259 и соответствующей статье УК, поскольку они не охватывают уничтожение мест обитания популяций «краснокнижных» животных и растений.

Последствия в виде гибели популяций организмов, занесенных в Красную книгу РФ, — обязательный признак преступления.

Популяция — совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений. Популяция может занимать значительное пространство (ареал распространения), вплоть до всей территории РФ и за ее пределами.

При применении данной статьи, на наш взгляд, понятие «местообитание популяции» следует толковать ограниченно и считать таковым только территорию в определенных границах (водоема, леса, урочища, болотных угодий и т.п.). В противном случае комментируемая статья практически неприменима.

В законе говорится о популяциях во множественном числе, однако гибель хотя бы одной популяции должна влечь уголовную ответственность. В данном случае мы имеем дело с языковыми особенностями законодательной конструкции нормы, так же как и в ст. ст. 256, 258, 260 УК и др.

Между последствиями и деяниями необходимо установить причинную связь.

Местом совершения преступления являются критические местообитания указанных организмов, т.е. специально выделяемые защитные участки природной среды (степные, лесные, акватории и др.), в которых организмы, занесенные в Красную книгу РФ, обитают (произрастают) в состоянии естественной свободы. Эти участки имеют защитный характер, в них запрещаются всякие виды хозяйственной деятельности либо во все времена года отдельные виды хозяйственной деятельности или деятельность в отдельные времена года либо регламентируются сроки, методы ее осуществления.

Местообитания называются критическими потому, что они являются средой обитания популяций редких или исчезающих видов организмов, занесенных в Красную книгу РФ.

Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления последствий.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона преступления предполагает умышленную или неосторожную форму вины.

При прямом умысле лицо, уничтожая критическое местообитание, осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность гибели популяций, организмов, занесенных в Красную книгу РФ, и желает наступления этих последствий. При косвенном умысле лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность гибели популяций «краснокнижных» организмов, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично.

При небрежности лицо не предвидит возможности наступления указанных в законе последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. При легкомыслии лицо предвидит возможность наступления последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение последствий.

6. Рассматриваемое преступление следует отграничивать от ряда административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 8.29, 8.33, 8.35, ч. 3 ст. 8.37 КоАП.

Предусмотренное ст. 8.29 КоАП правонарушение, в отличие от преступления, совершается в местах, не отнесенных к критическим местообитаниям, и в отношении любых животных (насекомых, птиц, зверей и др.), а не только занесенных в Красную книгу РФ, и не влечет указанных в ст. 259 УК последствий.

Статья 8.33 КоАП применяется, если среда обитания или миграционные пути животных не охватываются понятием «критическое местообитание для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации», и не влечет их уничтожения.

По ст. 8.35 КоАП РФ наказуемы деяния по уничтожению отдельных «краснокнижных» животных и растений, не образующих популяцию, а равно иные действия (бездействие), которые только создают угрозу их гибели.

Отличие преступления от проступка, предусмотренного ч. 3 ст. 8. 37 КоАП, состоит в отсутствии в составе последнего последствий как необходимого его признака.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *