» Скорость полета — Воздушная и путевая скорости
Знание скорости полета необходимо как для пилотирования самолета, так и для целей самолетовождения. Полет самолета на скорости ниже минимальной приводит к потере устойчивости и управляемости. Увеличение скорости сверх допустимой связано с опасностью разрушения самолета. Для целей самолетовождения знание скорости полета необходимо для выполнения различных навигационных расчетов.
» Ошибки указателя воздушной скорости
Указатель воздушной скорости имеет инструментальные, аэродинамические и методические ошибки. Инструментальные ошибки ΔV возникают по тем же причинам, что и аналогичные ошибки высотомера. Они определяются путем сличения показаний указателя скорости с показаниями точно выверенного прибора, заносятся в график или таблицу и учитываются при расчете скорости.
» Сущность кодовых выражений ЩГЕ и ЩТФ
Кодовые выражения ЩГЕ и ЩТФ используются при запросе места самолета у радиопеленгаторного узла или радиопеленгатора, работающего совместно с наземным радиолокатором. ЩГЕ (в телеграфном режиме) .означает: «Сообщите истинный пеленг самолета (ИПС) и расстояние (S) от радиопеленгатора до самолета». Для получения МС штурман прокладывает на бортовой карте от радиопеленгатора ИПС, а на линии пеленга &md …
» Использование РПСН-2 в режиме «Препятствие»
Режим «Препятствие» является основным режимом работы станции и предназначен для обнаружения наземных и воздушных препятствий и зон грозовой деятельности. Обнаружение и обход гроз. Грозовые зоны хорошо отражают радиоволны и наблюдаются на экране в виде ярко засвеченных пятен. Для их расшифровки и выявления в них участков наиболее опасных для полета в РПСН-2 имеется система контурной индикации, ко …
» Модель электролета наборной конструкции
Для тех, кто не имеет возможности построить модель из пенопласта, предлагаем изготовить электролет наборной конструкции (рис. 46). Основной материал для крыла — бамбук. Из него делают кромки, нервюры и законцовки: для кромок — сечением 2×1,5 мм, для других частей—1×1 мм. Лонжерон выстрагивают из сосновой рейки сечением 1,5Х1,5 мм. Все соединения выполняют с помощью ниток …
» Расчет истинной воздушной скорости по показанию однострелочного указателя скорости
Истинная воздушная скорость по показанию однострёлочного указателя скорости рассчитывается по формуле Vи= Vпр+(±ΔV) + (±ΔVм), где Vпр — приборная воздушная скорость; ΔV — инструментальная поправка указателя воздушной скорости; ΔVМ — методическая поправка указателя воздушной скорости на изменение плотности воздуха.
» Конические проекции
Конические проекции получаются в результате переноса поверхности Земли на боковую поверхность конуса, касательного к одной из параллелей или секущего земной шар по двум заданным параллелям. Затем конус разрезается по образующей и разворачивается на плоскость. Конические проекции в зависимости от расположения оси конуса относительно оси вращения Земли могут быть нормальные, поперечные и косые. …
» Змей-дельтаплан
Змей-дельтаплан (рис. 2), разработанный французскими моделистами,конструктивно состоит из крыла и киля, обтяжка которых выкроена из тонкой синтетической ткани. Приступая к изготовлению этого змея, ткань размером 1800X900 мм складывают пополам и закрепляют булавками. Выше диагонали на 40 мм (припуск на швы) проводят параллельную линию и режут по ней материал. Разворачивают ее и в получившемся б …
» Порядок работы штурмана при выполнении полета по воздушной трассе
Непосредственно перед запуском двигателей, когда все члены экипажа займут свои рабочие места в кабине самолета, проводится контрольная проверка готовности оборудования и самолета к полету в соответствии с контрольной картой обязательных проверок.
» Модель конструкции Ф. Коваленко
Модель конструкции Ф. Коваленко (рис. 39). Простую в изготовлении модель, с хорошей маневренностью разработал этот минский авиамоделист. Используя в основном при ее изготовлении пенопласт марки ПС, удалось построить «бойцовку» массой около 250 г. Пенопластовые элементы вырезают проволокой-струной, нагреваемой электрическим током (терморезаком), по металлическим шаблонам. Их кромки, направляю …
» Определение азимута и дальности до самолета
Азимут и дальность до самолета определяются диспетчером по экрану индикатора, на котором самолет изображается в виде ярко светящейся метки. Азимут отсчитывается относительно северного направления истинного меридиана по шкале индикатора, которая имеет оцифровку от 0 до 360°. Наклонная дальность до самолета определяется на индикаторе по масштабным кольцам (рис. 16.1). Точность определения даль …
» Проверка работоспособности самолетного оборудования РСБН-2 и калибровка шкал ППДА
Проверка работоспособности самолетного оборудования РСБН-2 выполняется в таком порядке: 1. Произвести внешний осмотр щитков управления и приборов системы, установленных на самолете. 2. Убедиться, что горизонтальная и вертикальная стрелки КППМ находятся в нулевом положении. Если они отклонены от нулевого положения, техник по РЭСОС с помощью винтов с надписью «К» и «Г» на КППМ д …
» Игры и соревнования
Одно из доступных и простых — соревнование иа время полета моделей с парашютом. Если позволяют условия, можно проводить несколько запусков-туров, если нет — ограничиться одним. Продолжительность фиксируемого полета — время с момента взлета модели до момента посадки или до того момента, когда она скроется из поля зрения. Участник, модель которого покажет нан-большее время пол …
» Особенности самолетовождения в Арктике и Антарктике
Арктикой называется северная географическая зона земного шара, расположенная за Северным полярным кругом (от северной широты 66°33′) до Северного географического полюса. Антарктикой называется южнополярный бассейн, лежащий от южной широты 66°33′ до Южного географического полюса. Антарктика — это обширная зона, примыкающая к Южному полюсу и включающая в себя Антарктиду и южные части Тихо …
» Расчет элементов захода на посадку по малому прямоугольному маршруту при ветре
Для обеспечения полета строго по установленной схеме захода на посадку необходимо учитывать влияние ветра. Рассмотрим порядок расчета элементов захода на посадку на примере. Пример. ПМПУ=90°; δ = 60°; U=12 м/сек; Нв.г = 400 м; УНГ = 2°40′; круг правый; L = 6950 л; t2 = 20 сек; S3 = 5830л; t3 = 72 сек; КУР3=130°; КУР4 = 77°; Sг.п = 1950 м; Sт.в.г = 8600 м; самолет Ан-24. Рассчитать элеме …
» Игры и соревнования
Самые простые соревнования — на время полета. Тут может быть и одновременный старт всех шаров и старт по очереди (по жребию). Выигрывает та команда, у которой шар дольше продержится в воздухе.
» Безопасная высота полета и ее расчет
Одним из важнейших требований безопасности самолетовождения является предотвращение столкновений самолетов с земной поверхностью или препятствиями. Основным способом решения этой задачи в настоящее время является расчет и выдерживание в полете безопасной высоты по барометрическому высотомеру. Безопасной высотой называется минимально допустимая истинная высота полета, гарантирующая самолет от …
» Азимутальные проекции
Азимутальные проекции получаются путем переноса по определенному закону земной поверхности на плоскость, касательную к земному шару. Название азимутальных проекции получили благодаря основному их свойству сохранять без искажений азимуты линий, выходящих из точки касания картинной плоскости. Так называется плоскость, на которую проектируется земная поверхность. Точка, из которой ведется проек …
» Правила ведения визуальной ориентировки
При ведении визуальной ориентировки необходимо соблюдать следующие правила: 1 Перед сличением карты с местностью ориентировать ее по странам света, чтобы расположение ориентиров на карте было подобным расположению ориентиров на местности. 2. Сочетать визуальную ориентировку с прокладкой пути, чтобы создать благоприятные условия для сличения карты с местностью в районе предполагаемого местонахо …
» Проверка правильности остаточной радиодевиации в полете
В полетах штурман должен использовать каждую возможность для проверки правильности остаточной радиодевиации. Наиболее простой и удобный способ проверки — это сравнение фактического и полученного по радиокомпасу пеленгов радиостанции. Для этого необходимо:
» Несложный пилотажный змей
Совсем недавно, в конце 70-х годов, древние летательные аппараты получили дальнейшее развитие — появились пилотажные змеи. Первые, не всегда удачные экспериментальные полеты помогли разработать оптимальные размеры и форму, изучить технику управления таким змеем. Как и во всех моделях среди акробатических змеев есть как простые, так и сложные конструкции. Для начала рекомендуем построи …
» Перевод морских и английских миль в километры и обратно
Перевод морских (ММ) и английских (AM) миль в километры и обратно производится по формулам: Sкм= S (ММ)·1,852; Sкм = S(AM)·1,6; S (ММ) = Sкм :1,852; S(AM) = Sкм:1,6. Чтобы перевести морские или английские мили в километры, на НЛ-10М необходимо деление 100 или 1000 шкалы 14 установить на число морских или английских миль по шкале 15 и соответственно против индекса ММ или AM .отсчитать по …
» Расчет приборной воздушной скорости для однострелочного указателя скорости
Приборная воздушная скорость рассчитывается для того, чтобы по указателю скорости выдерживать в полете, если это требуется, заданную истинную воздушную скорость. Приборная воздушная скорость рассчитывается по формуле Vпр = Vи— (± ΔVм) — (± ΔV).
» Длина дуги меридиана, экватора и параллели
Зная радиус Земли, можно рассчитать длину большого круга (меридиана и экватора): S = 2πR= 2·3,14·6371≈40000 км. Определив длину большого круга, можно рассчитать, чему равна длина дуги меридиана (экватора) в 1° или в 1ґ: 1 ° дуги меридиана (экватора) = = =111 км. 1ґ дуги меридиана (экватора) = = 1,852 км = 1852 м.
» Расчет времени и места набора высоты заданного эшелона
Набор высоты заданного эшелона, как правило, выполняется по трассе полета. Поэтому штурман должен знать, в какое время будет набрана заданная высота полета. Время набора высоты рассчитывается по высотенабора и вертикальной скорости набора. Вертикальной скоростью набора VB называется вертикальная составляющая скорости воздушного судна. Рис. 5.5. Определение времени и места набора высоты …
» Требования безопасности самолетовождения
Обеспечение безопасности полета является одной из главных задач самолетовождения. Она решается как экипажем, так и службой движения, которые обязаны добиваться безопасности полета каждого самолета даже в тех случаях, когда принятые для этого меры повлекут за собой нарушение регулярности или снижение экономических показателей полета.
» Постройка шара-монгольфьера
Изготовление тепловых воздушных шаров (монгольфьеров)— увлекательное занятие в пионерском лагере. А запуски бумажных аэростатов украсят любой праздник или игру «Зарница». Работа над воздушным шаром посильна ребятам 9—10 лет, материал для его постройки — папиросная бумага. Еще понадобятся клей,нитки, карандаш, линейка и ножницы. Постройка шара-монгольфьера. Работу начинают с …
» Особенности самолетовождения в ночных условиях
Условия самолетовождения ночью. Ночным называется полет, выполняемый в период от захода до восхода Солнца. Самолетовождение ночью характеризуется: 1. Ограниченными возможностями ведения визуальной ориентировки вследствие плохой видимости неосвещенных ориентиров, Которая зависит от высоты полета (табл; 21.3).
» Первые воздушные змеи
Воздушный змей сегодня нередко воспринимается только как игрушка для детского развлечения. Но мало кто знает, что он имеет давнюю и интересную историю. Первые воздушные змеи появились около четырех тысяч лет назад. Родина их — Китай. Самой распространенной была форма змея-дракона, что, возможно, и определило название «воздушный змей». Современные воздушные змеи совершенно не напоминаю …
» Силы а моменты на роторе
Формулы теории Глауэрта — Локка выведены для ротора, имеющего любое число лопастей. Каждая лопасть прикреплена к втулке горизонтальным шарниром, позволяющим ей производить взмахи в плоскости, проходящей через продольную ось лопасти и ось ротора. Вертикальный шарнир крепления лопасти, позволяющий ей колебаться в плоскости вращения, не принимается во внимание при рассмотрении движения лопасти. Хорда …
Расчет безопасных высот полета
Для обеспечения безопасности полетов воздушных судов устанавливаются:
1) безопасная высота круга полетов над аэродромом;
2) безопасная высота в районе аэродрома (высота перехода) в радиусе не более 50 км от КТА;
3) безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона;
4) нижний (безопасный) эшелон полета;
5) нижний (безопасный) эшелон (эшелон перехода) в районе аэродрома в радиусе не более 50км от КТА (район аэроузла);
6) нижний (безопасный) эшелон (эшелон перехода) в районе ЕС ОрВД;
7) высота перехода района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД).
Безопасная высота круга полетов над аэродромом определяется с таким расчетом, чтобы истинная высота полета воздушного судна над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) в полосе шириной 10км (по 5км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу) составляла:
· при полетах по ПВП — не менее 100м;
· при полетах по ППП — не менее 200м.
∆Hр<100м
МБВ – единая для всего района
МБВ 1
МБВ 2
См
МБВ 1
МБВ 2
МБВ 3
МБВ 4
См
Безопасная высота полета в районе аэродрома в радиусе не более 50км от КТА, за исключением круга полетов, определяется с таким расчетом, чтобы истинная высота полета воздушного судна над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) была не менее 300м.
Если разница в высотах препятствий в указанном районе не более 100м, то устанавливается единая безопасная высота. При большей разнице определяются секторы (не более 4-х секторов) и безопасная высота полета устанавливается для каждого сектора. Границы секторов (кратные 5 град.) указываются относительно магнитного меридиана и должны находиться на удалении не менее 10км от препятствий.
Высоты наивысших препятствий определяются относительно порога ВПП, имеющего меньшее превышение, и округляются в сторону увеличения до значений, кратных 10м. Безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона по ПВП, ППП устанавливается с таким расчетом, чтобы истинная высота полета (запас высоты над препятствием) составляла:
а) над равнинной или холмистой местностью и водным пространством:
· на скоростях 300км/ч и менее — 100м;
· на скоростях более 300км/ч — 200м;
б) в горной местности:
· горы 2000м и менее — 300м;
· горы выше 2000м — 600м.
Полеты на высотах ниже нижнего (безопасного) эшелона по ПВП, а также по ППП с использованием средств огибания рельефа местности могут выполняться на минимальной допустимой высоте полета, устанавливаемой соответствующими актами видов авиации.
Нижний (безопасный) эшелон полета по ППП определяется с таким расчетом, чтобы истинная высота полета воздушного судна над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) в полосе шириной 50км (по 25км в обе стороны от оси маршрута) составляла не менее 600м. Нижний (безопасный) эшелон полета по ПВП может определяться с учетом максимального превышения препятствий в пределах ширины воздушной трассы или маршрута полета.
ЕДИНАЯ МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫСОТ (ЭШЕЛОНОВ) ПОЛЕТА ВОЗДУШНОГО СУДНА
1. Расчет безопасной высоты круга полетов над аэродромом:
H Б.кр. = Н ист. +∆Н рел. +∆Н преп. ─ ΔНt, где:
Нист. ─ установленное значение истинной высоты полета над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) в полосе шириной 10км (по 5км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу) (100м — при полетах по ПВП и 200 м — при полетах по ППП);
∆Нрел.─ значение превышения наивысшей точки рельефа местности над низшим порогом ВПП в полосе шириной 10км (по 5км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу);
∆Нпреп.─ максимальное значение превышения препятствий (естественные и искусственные) над наивысшей точкой рельефа местности в полосе шириной 10км (по 5км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу, округляемое до 10м в сторону увеличения);
∆Нt ─ значение методической температурной поправки высотомера, которое учитывается при расчете на навигационной линейке или определяется по формуле:
где: Н испр. = Н ист. + ∆Н рел. +∆Н преп.;
t0 — температура воздуха на аэродроме.
При установлении высоты полета по кругу расчет ∆Нt должен выполняться по минимальной температуре воздуха на аэродроме, отмеченной за период многолетних наблюдений.
2. Расчет безопасной высоты полета (высоты перехода) в районе аэродрома в радиусе не более 50км от КТА (районе аэроузла):
HБ (перех) р-на аэр = Нист. + ∆Н рел. + ∆Н преп. ─ ∆Нt, где:
Нист. ─ установленное значение истинной высоты полета над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) в районе аэродрома в радиусе не более 50км от КТА (300м);
∆Нрел.─ значение превышения наивысшей точки рельефа местности над низшим порогом ВПП в районе аэродрома в радиусе не более 50км от КТА;
∆Нпреп. ─ максимальное значение превышения препятствий (естественные и искусственные) над наивысшей точкой рельефа местности в районе аэродрома в радиусе не более 50км, округляемое до 10м в сторону увеличения;
∆Нt ─ значение методической температурной поправки высотомера, которое учитывается при расчете на навигационной линейке или определяется по формуле согласно п. 1 настоящей Методики. При установлении безопасной высоты полета в районе аэродрома расчет ∆Нt выполняется по минимальной температуре воздуха на аэродроме, отмеченной за многолетний период наблюдений.
Безопасная высота полета в районе аэроузла устанавливается по наибольшему значению безопасной высоты полета в районах аэродромов, входящих в аэроузел.
Высота перехода в районе аэродрома устанавливается не ниже безопасной высоты полета в районе аэродрома в радиусе не более 50км от КТА, а в районе аэроузла ─ не ниже безопасной высоты полета района аэроузла.
3. Расчет безопасной высоты полета ниже нижнего (безопасного) эшелона:
HБ. ниж (без) эш = Нист. + Нрел. + ∆Н преп.─ ∆Нt, где:
Нист. ─ установленное значение истинной высоты полета над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) при полетах ниже нижнего эшелона по ПВП, ППП (100м, 200м, 300м, 600м);
Нрел. ─ значение абсолютной высоты наивысшей точки рельефа местности на участке маршрута (МВЛ) в пределах их ширины при полетах по ПВП, а при полетах по ППП — в полосе шириной 50км (по 25км в обе стороны от оси маршрута или МВЛ);
∆Нпреп. ─ максимальное значение превышения препятствий (естественные и искусственные) над наивысшей точкой рельефа местности на участке маршрута (МВЛ) в пределах полосы учета Н рел.;
∆Нt ─ значение методической температурной поправки высотомера, которое учитывается при расчете на навигационной линейке или определяется по формуле согласно п. 1 настоящей Методики, при условии, что t0 — температура воздуха у земли в точке минимального давления, а Ниспр = Нист. + ∆Нрел. + ∆Нпреп.
4. Расчет нижнего (безопасного) эшелона полета:
Hниж.(без) эш ≥ Нист. + Нрел. + ∆Нпреп. + (760 ─ Рмин.прив.) · 11─ ∆Нt ; где:
Нист. ─ установленное значение истинной высоты полета над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) (600м);
Нрел. ─ значение абсолютной высоты наивысшей точки рельефа местности над уровнем моря в пределах:
· ширины маршрута (участка маршрута), ВТ при полете по ПВП;
· полосы шириной 50км (по 25км от оси маршрута, ВТ) при полете по ППП;
∆Нпреп ─ максимальное значение превышения препятствий (естественные и искусственные) над наивысшей точкой рельефа местности в пределах полосы учета Н рел.;
Рмин.прив. ─ значение минимального атмосферного давления по маршруту (участку маршрута), ВТ за пределами района аэродрома (аэроузла), приведенное к уровню моря и времени полета с учетом барометрической тенденции;
∆Нt ─ значение методической температурной поправки высотомера, которое учитывается при расчете на навигационной линейке или определяется по формуле согласно п. 1 настоящей Методики, при условии, что t0 — температура воздуха у земли в наивысшей точке рельефа местности, а
Ниспр = Нист + Нрел + ∆Нпреп. + (760 ─ Рмин. прив.) · 11
5. Расчет нижнего (безопасного) эшелона (эшелона перехода) района аэродрома в радиусе не более 50км от КТА (района аэроузла):
Hниж.(без) эш (эш. перех) р-на аэр ≥ Нперех. р-на аэр + 300 + Н рел.; где:
Нперех.р-на аэр. ─ значение высоты перехода в районе аэродрома в радиусе не более 50км от КТА;
300 ─ установленное минимальное значение величины переходного слоя.
Расчет выполняется исходя из условия, что атмосферное давление аэродрома, приведенное к уровню моря, равняется стандартному.
При значении давления аэродрома, приведенного к уровню моря, меньше стандартного на величину не более чем 27мм.рт.ст. в качестве нижнего (безопасного) эшелона устанавливается следующий верхний эшелон, а более чем 27мм.рт.ст. ─ очередной верхний эшелон и т.д.
Нижний (безопасный) эшелон (эшелон перехода) района аэроузла устанавливается не ниже наибольшего значения нижнего (безопасного) эшелона (эшелона перехода) районов аэродромов, входящих в аэроузел.
6. Расчет нижнего (безопасного) эшелона (эшелона перехода) в районе ЕС ОрВД:
Hниж.(без) эш (эш. перех) р-на ЕСОрВД = Нперех. р-на ЕСОрВД + 600, где:
Нперех. р-на ЕСОрВД ─ значение высоты перехода в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД);
600 ─ установленное значение, состоящее из установленной величины переходного слоя (300м) и минимального интервала вертикального эшелонирования (300м);
Расчет выполняется исходя из условия, что атмосферное давление в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД), приведенное к уровню моря, равняется стандартному.
При значении давления в районе ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД), приведенного к уровню, моря меньше стандартного давления на величину не более чем 27мм. рт. ст. в качестве нижнего (безопасного) эшелона устанавливается следующий верхний эшелон, а более чем 27мм.рт.ст. ─ очередной верхний эшелон и т.д.
7. Расчет высоты перехода района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД):
Hперех.р-на ЕСОрВД (уч-ка ЕСОрВД) = Нист. + Нрел. + ∆Н преп ─ ∆Нt; где:
Нист. ─ установленное значение истинной высоты полета над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД) (600 м);
Нрел. ─ значение абсолютной высоты наивысшей точки рельефа местности над уровнем моря в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД);
∆Нпреп ─ максимальное значение превышения препятствий (естественные и искусственные) над наивысшей точкой рельефа местности в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД);
∆Нt ─ значение методической температурной поправки высотомера, которое учитывается при расчете на навигационной линейке или определяется по формуле согласно п. 1 настоящей Методики при условии, что t0 — минимальная температура воздуха у земли в наивысшей точке рельефа местности в пределах района ЕС ОрВД (установленного участка района ЕС ОрВД), отмеченная за период многолетних наблюдений, а Hиспр = Нист. + Нрел. + ∆Нпреп.
Расчет безопасных высот.
1. Расчет безопасной высоты круга полетов над аэродромом:
где:— установленное значение истинной высоты полета над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу) (100 м — при полетах по ПВП и 200 м — при полетах по ППП);
— значение превышения наивысшей точки рельефа местности над низшим порогом ВПП в полосе шириной 10км (по 5км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу);
— максимальное значение превышения препятствий (естественные и искусственные) над наивысшей точкой рельефа местности в полосе шириной 10км (по 5км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу, округляемое до 10м в сторону увеличения);
— значение методической температурной поправки высотомера, которое учитывается при расчете на навигационной линейке или определяется по формуле:
где:
— температура воздуха на аэродроме.
При установлении высоты полета по кругу расчет должен выполняться по минимальной температуре воздуха на аэродроме, отмеченной за период многолетних наблюдений.
2. Расчет безопасной высоты полета (высоты перехода) в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА (районе аэроузла):
где: — установленное значение истинной высоты полета над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА (300 м);
— значение превышения наивысшей точки рельефа местности над низшим порогом ВПП в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА;
— максимальное значение превышения препятствий (естественные и искусственные) над наивысшей точкой рельефа местности в районе аэродрома в радиусе не более 50 км, округляемое до 10 м в сторону увеличения;
— значение методической температурной поправки высотомера, которое учитывается при расчете на навигационной линейке или определяется по формуле согласно пункту 1 настоящей Методики. При установлении безопасной высоты полета в районе аэродрома расчет выполняется по минимальной температуре воздуха на аэродроме, отмеченной за многолетний период наблюдений.
Безопасная высота полета в районе аэроузла устанавливается по наибольшему значению безопасной высоты полета в районах аэродромов, входящих в аэроузел.
Высота перехода в районе аэродрома устанавливается не ниже безопасной высоты полета в районе аэродрома в радиусе не более 50 км от КТА, а в районе аэроузла — не ниже безопасной высоты полета района аэроузла.
3. Расчет безопасной высоты полета ниже нижнего (безопасного) эшелона:
где: — установленное значение истинной высоты полета над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) при полетах ниже нижнего эшелона по ПВП, ППП (100 м, 200 м, 300 м, 600 м в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил);
— значение абсолютной высоты наивысшей точки рельефа местности на участке маршрута (МВЛ) в пределах их ширины при полетах по ПВП, а при полетах по ППП — в полосе шириной 50 км (по 25 км в обе стороны от оси маршрута или МВЛ);
— максимальное значение превышения препятствий (естественные и искусственные) над наивысшей точкой рельефа местности на участке маршрута (МВЛ) в пределах полосы учета ;
— значение методической температурной поправки высотомера, которое учитывается при расчете на навигационной линейке или определяется по формуле согласно пункту 1 настоящей Методики, при условии, что — температура воздуха у земли в точке минимального давления, а
4. Расчет нижнего (безопасного) эшелона полета:
где:- установленное значение истинной высоты полета над наивысшим препятствием (запас высоты над препятствием) (600 м);
— значение абсолютной высоты наивысшей точки рельефа местности над уровнем моря в пределах:
ширины маршрута (участка маршрута), ВТ при полете по ПВП;
полосы шириной 50 км (по 25 км от оси маршрута, ВТ) при полете по ППП;
— максимальное значение превышения препятствий (естественные и искусственные) над наивысшей точкой рельефа местности в пределах полосы учета ;
— значение минимального атмосферного давления по маршруту (участку маршрута), ВТ за пределами района аэродрома (аэроузла), приведенное к уровню моря и времени полета с учетом барометрической тенденции;- значение методической температурной поправки высотомера, которое учитывается при расчете на навигационной линейке или определяется по формуле согласно пункту 1 настоящей Методики, при условии, что- температура воздуха у земли в наивысшей точке рельефа местности, а
Расчет по заданию
Нб.кр=200м;
Нб.ниж(без)эш 1=
Нб.ниж(без)эш 2=
Нб.ниж(без)эш 3=
Нб.ниж(без)эш 4=
Нб.ниж(без)эш 5=
Нб.ниж(без)эш6=100 + 119 -= 250 м;
Нниж(без)эш 1≥;
Нниж(без)эш 2 =1010 м = FL50;
Нниж(без)эш 3=985 м = FL50;
Нниж(без)эш 4=1090 м = FL50;
Нниж(без)эш 5=1098 м = FL40;
Нниж(без)эш 6= 1011м = FL40;
Нб.ниж(без)эш (до запасного)=;
Нниж(без)эш (до запасного)=FL50
Безопасная высота полета и ее расчет
Одним из важнейших требований безопасности самолетовождения является предотвращение столкновений самолетов с земной поверхностью или препятствиями. Основным способом решения этой задачи в настоящее время является расчет и выдерживание в полете безопасной высоты по барометрическому высотомеру.
Безопасной высотой называется минимально допустимая истинная высота полета, гарантирующая самолет от столкновений с земной (водной) поверхностью или препятствиями.
Минимально допустимые истинные безопасные высоты установлены НПП ГА для полетов в зоне взлета и посадки, по воздушным трассам и маршрутам вне трасс, а также в районе подхода. Минимальные безопасные высоты определены как для визуальных полетов, так и для полетов по приборам в зависимости от рельефа местности, скорости полета, допустимых отклонений в пилотировании, а также возможных вертикальных отклонений от заданной высоты полета в турбулентной атмосфере.
Для полетов по приборам и для визуальных полетов установлены определенные правила расчета и выдерживания безопасных высот полета.
Расчет безопасной высоты полета по давлению 760 мм. рт. ст. Безопасная высота по давлению 760 мм рт. ст. рассчитывается при полете на эшелоне, когда шкалы давлений барометрических высотомеров установлены на отсчет, равный 760 мм рт. ст. Такой расчет производится по минимальной истинной безопасной высоте, абсолютной высоте наивысшей точки рельефа с учетом искусственных препятствий на данном участке трассы, минимальному атмосферному давлению и температуре воздуха (рис. 8.1).
При расчете безопасной высоты учитываются как постоянные элементы, так и переменные (атмосферное давление и температура воздуха). Поэтому он должен выполняться перед каждым полетом и обеспечивать пролет самолета на установленной минимальной истинной безопасной высоте относительно самого высокого препятствия- на данном участке трассы над точкой с минимальным давлением.
Безопасная барометрическая высота по давлению 760 мм рт. ст. рассчитывается по формуле
Н760 без = Н без.ист + Нp— Δ Нt+ (760 — Н прив.мин ) · 11,
где Н без. ист — установленное значение минимальной истинной безопасной высоты для полетов по правилам полетов по приборам (по ППП); Н р — абсолютная высота наивысшей точки рельефа местности с учетом высоты искусственных препятствий на данном участке трассы в пределах установленной ширины полосы. При полетах по воздушным трассам и маршрутам вне трасс по ППП рельеф и препятствия учитываются в полосе по 25 км в обе стороны от оси трассы (маршрута);
Рис. 8.1. Расчет безопасной высоты полета по давлению 760 мм рт. ст.
Рприв.мин—минимальное атмосферное давление по маршруту (участку) полета, приведенное к уровню моря; ΔHt— методическая температурная поправка высотомера, которая учитывается по навигационной линейке; 11 — барометрическая ступень в метрах у земли, соответствующая изменению давления на 1 мм рт. ст.
Для полетов по трассам и маршрутам вне трасс по правилам полетов по приборам установлены следующие минимальные истинные безопасные высоты (вне зависимости от скорости самолета):
1. Над равнинной, холмистой местностями и водными пространствами Hбез. ист = 400 м.
2. Над горной местностью с высотой гор до 2000 м Hбез. ист = 600 м.
3. Над горной местностью с высотой гор более 2000 м Hбез. ист =1000 м
Характер местности принято определять по относительному превышению рельефа, которое представляет собой разность между наибольшей и наименьшей высотами рельефа, расположенными в радиусе 25 км.
Равнинной называется местность с относительными превышениями рельефа не более 100 м, холмистой — не более 500 м и горной — более 500 м. К горной относится также местность с различными относительными превышениями рельефа, расположенная на высотах 2000 м над уровнем моря и более.
Рассмотрим порядок расчета безопасной высоты по давлению 760 ммрт. ст. на примере.
Пример. Нр1 = 890 м; Нр2 = 200м; t0= —10°; Pприв.мин = 750 мм. рт. ст. Определить H760без.
Решение. 1. Определяем характер местности и допустимую минимальную истинную безопасную высоту полета. В данном примере местность горная;
Hбез. ист = 600 м.
2. Определяем абсолютную безопасную высоту полета:
Hабс.без = Hбез.ист + HР = 600 + 890 = 1490 м.
3. Определяем температуру воздуха на полученной высоте и исправляем высоту на методическую температурную поправку.
Температуру воздуха на высоте полета получают по фактическим данным вертикального зондирования атмосферы или определяют по температуре на земле и вертикальному температурному градиенту.
tH = t0 — 6,5°·H км = — 10° — 6,5·1,5 = —20°.
Исправление высоты на методическую температурную поправку производят на НЛ-10М. Для этого ромбический индекс подводят по шкале 7 на отсчет, равный алгебраической сумме температур на земле и на полученной абсолютной высоте. Затем против абсолютной безопасной высоты, взятой по шкале 8, читают по шкале 9 исправленную высоту. Получаем: t0 + tH = —30°; Ниспр = 1630 м.
4. Находим барометрическую поправку к высоте и определяем безопасную барометрическую высоту относительно изобарической поверхности с давлением 760 мм рт. ст.
H760 без= Hиспр + (760 —Рприв.мин) ·11 = 1630 + (760 — 750)·11 = 1630 + 110 = 1740 м.
Определение высоты нижнего безопасного эшелона.Для предотвращения столкновений самолетов в воздухе введено эшелонирование полетов по высоте. Высоты эшелонов установлены в зависимости от направления полета. Для воздушных трасс СССР принята полукруговая система вертикального эшелонирования полетов.
Для направления полета с ИПУ в пределах от 0 до 179° включительно применяются следующие эшелоны полетов: 900, 1500, 2100, 2700, 3300, 3900,4500, 5100, 5700, 6600, 7800, 9000, 11 000 м, адля направления полета с ИПУ в пределах от 180 до 359° включительно — 600, 1200, 1800, 2400, 3000, 3600, 4200, 4800, 5400, 6000, 7200, 8400, 10000, 12 000 м.
Высоты (эшелоны) полета при радиообмене передаются в абсолютных величинах.
Попутные эшелоны на высотах от 600 до 6000 м установлены через 600 м, австречные — через 300 м, от 6000 до 9000 м соответственно через 1200 и 600 м, ана высотах выше 9000 м попутные эшелоны установлены через 2000 м, австречные через 1000 м.
На отдельных участках воздушных трасс, направление которых выходит за пределы полукруга, эшелонирование самолетов может осуществляться с учетом общего направления данной трассы.
На каждом участке трассы в зависимости от рельефа местности, атмосферного давления и температуры воздуха используются не все установленные эшелоны полета. С целью обеспечения безопасности полетов используются лишь те эшелоны, которые расположены не ниже безопасной высоты полета.
Нижним безопасным эшелоном называется эшелон, равный безопасной высоте или ближайший больший эшелон, взятый для данного направления полета. Таким образом, выбору нижнего безопасного эшелона должен предшествовать расчет безопасной высоты полета.
Рассмотрим порядок определения высоты нижнего безопасного эшелона на примере.
Пример.ИПУ=145°; местность горная; H р=950 м; t0= + 15°;Рприв. мин =740 ммрт. ст. Определить H 760 без и H 760 нижн.
Решение: 1. Рассчитываем безопасную барометрическую высоту полета: H абс.без = H без.ист + H р = 600 + 950 = 1550 м;
tH = + 5°; t0 + tH = + 20°; H исп = 1550 м; H760без = 1770 м.
2. По полученной безопасной высоте и ИПУ определяем нижний безопасный эшелон полета: H 760 нижн = 2100 м.
Высота заданного эшелона выдерживается по высотомеру, барометрическая шкала которого установлена на отсчет 760 мм рт. ст. с учетом его инструментальной и аэродинамической поправок, указанных в приложенной к нему таблице.
Высота нижнего безопасного эшелона пересчитывается при изменении приведенного минимального атмосферного давления на 4 мм рт. ст. и более.
При наборе высоты заданного эшелона барометрические шкалы высотомеров переводятся с отсчета, соответствующего атмосферному давлению на уровне ВПП, на отсчет 760 мм рт. ст. при пересечении высоты перехода, которая указывается на схемах набора высоты и выхода из района аэродрома.
Высотой перехода называется высота, установленная в районе аэродрома, на которой и ниже которой полет воздушного судна контролируется по атмосферному давлению на аэродроме.
При снижении для захода на посадку барометрические шкалы высотомеров переводятся с давления 760 мм рт. ст. на давление, соответствующее уровню ВПП, на эшелоне перехода.
Эшелоном перехода называется нижний эшелон, при пересечении которого барометрические высотомеры устанавливаются на атмосферное давление уровня ВПП аэродрома посадки. Эшелон перехода на 300 м и более выше высоты перехода (высоты полета по кругу).
Расчет безопасной высоты для визуального полета ниже нижнего эшелона. При визуальном полете ниже нижнего эшелона шкалы давлений барометрических высотомеров устанавливаются на минимальное атмосферное давление на данном участке маршрута, приведенное к уровню моря. Такая установка шкал давлений высотомеров осуществляется при выходе самолета из зоны взлета и посадки (из зоны круга). Обратная перестановка шкал давлений с минимального давления на давление аэродрома посадки выполняется при входе самолета в зону взлета и посадки (в зону круга).
Безопасная барометрическая высота для полетов ниже нижнего эшелона рассчитывается по минимальной истинной безопасной высоте, абсолютной высоте наивысшей точки рельефа с учетом искусственных препятствий и температуры воздуха (рис. 8.2) по формуле
H прив.без = H без.ист + H р — Δ H t,
где H без.ист — установленное значение минимальной безопасной истинной высоты для визуальных полетов ниже нижнего эшелона (по ПВП); H р — абсолютная высота наивысшей точки рельефа местности с учетом искусственных препятствий в пределах ширины трассы (маршрута); Δ H t — методическая температурная поправка высотомера.
Правила визуальных полетов (ПВП) по маршруту и в районе аэродрома применяются для самолетов с истинной скоростью не более 550 км/ч.
Рис. 8.2. Расчет безопасной высоты по приведенному минимальному давлению
Для визуальных полетов по маршруту ниже нижнего эшелона установлены следующие минимальные истинные безопасные высоты:
1. Над равнинной, холмистой местностями и водными пространствами— 100 м для скорости полета до 300 км/ч и 200 м для скорости 301—550 км/ч.
2. Над горной местностью с высотой гор до 2000 м — 300 м.
3. Над горной местностью с высотой пор более 2000 м — 600 м. Для визуальных полетов над горной местностью Hбез.ист берется вне зависимости от скорости полета самолета.
При расчете безопасной высоты для полетов по ПВП ниже нижнего эшелона по маршруту и в районе аэродрома в равнинной и холмистой местностях высота искусственных препятствий не учитывается, если фактическая и прогнозируемая видимости (по среднему значению градации) составляют 3 км и более, а скорость полета самолета не более 300 км/ч.
Командир экипажа обязан при полете в районе искусственных препятствий обходить их визуально на удалении не менее 500 м.
Пример. Hр1 = 720 м; Hр2=150 м; Vи = 350 км/ч; t0=+26°. Определить Hприв. без
Решение. 1. Определяем характер местности и минимальную истинную безопасную высоту полета; местность горная; Hвез. ист =300 м.
2. Определяем абсолютную безопасную высоту полета:
H абс.без = H без.ист + H Р = 300 + 720 = 1020 м.
3. Определяем температуру воздуха на полученной высоте и исправляем высоту на НЛ-10М на методическую температурную поправку:
tH = + 19°; t0,+ tH = +45°; H прив. без = 990 м.
Рассчитанная безопасная высота должна выдерживаться в полете с учетом инструментальной и аэродинамической поправок высотомера.