Содержание

Что такое кадастровая стоимость и как влияет на цену аренды?

Взять земельный надел у государства или муниципалитета можно при разных обстоятельствах. Земля может быть предоставлена по результатам аукциона, договор может быть заключен напрямую. В каждом случае на размер арендной платы будет влиять кадастровая оценка участка.

Кадастровая стоимость – это цена надела, определяемая в результате оценки участка государством. Для расчёта параметра в первую очередь используется назначение участка. То есть, говоря простым языком, кадастровая оценка – это цена, которую установило государство.

При определении кадастровой стоимости используются следующие данные:

  • назначение участка, например, земли для ЛПХ будут оцениваться иначе, чем промышленные;
  • размер, то есть площадь земельного надела;
  • расположение. При определении цены будет учитываться, находится ли надел в центре города или за его пределами, но более подробные особенности расположения могут быть не учтены вовсе, например, не всегда учитывается, есть ли рядом транспорт и как далеко от средств коммуникации;
  • наличие строений.

При аренде государственных земель обязательно учитывается расценка, определённая кадастром. Закон определяет процент от кадастровой стоимости, который и будет считаться суммой арендной платы.

Как правильно рассчитать арендную плату

По общему правилу, арендная плата при аренде земель, принадлежащих государственному и муниципальному фонду, рассчитывается на основании кадастровой стоимости. Данный порядок используется, если участок не передаётся по результатам торгов. Однако в торгах кадастровая стоимость берётся в расчёт для определения первоначальной арендной платы.

Она будет составлять некоторый процент от кадастровой стоимости, но точный коэффициент, который используется для расчета аренды зависит от типа участка:

  • 0,01%, если земли были изъяты из оборота, но при этом могут быть переданы в аренду. Это выгодно государству, так как самостоятельно использовать такие земельные наделы достаточно проблематично ввиду их фактического состояния, а частный инвестор может попытаться восстановить их или изменить назначение и найти иное применение. Однако не все земли передаются в таком случае. Например, если имеет химическое отравление или радиационное заражение, то передача частным лицам невозможна. Также данная ставка применима, если гражданин или организация имеют определённые налоговые льготы;
  • 0,6%, если участок будет использоваться гражданином для ведения личного подсобного хозяйства или ведения сельского хозяйства, в том числе для организации различных кооперативов;
  • 1%, если речь идёт о реализации заключенного ранее концессионного соглашения, то есть земельный надел передаётся для реализации каких-то коммерческих контрактов;
  • 1,5%, если договор заключается в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 ЗК РФ. Например, если речь идёт о развитии застроенной территории, о предоставлении гражданину участка, когда он имеет право на первоочерёдное приобретение надела, если земля передаётся организации для строительства стандартного жилья и так далее;
  • 2%, если участок применяется для разработки недр. Повышенная, в данном случае, ставка объясняется важностью природных ресурсов и их потенциальной высокой ценой.

Размер будет определяться по годам, по специальной формуле:

Арендная плата за год = кадастровая стоимость * установленный законом коэффициент в процентах

В итоге цена аренды рассчитывается за каждый календарный год, далее, если кадастровая цена меняется, то пересматривается и арендная стоимость. Данный момент обычно указывается в договоре.

Как рассчитать аренду при заключении договора с частным лицом

Чаще всего, когда речь идёт о заключении договора с гражданином или организацией, стороны сами договариваются об арендной плате. В итоге цена может быть абсолютно любой. Но законодатель всё-таки предлагает к использованию определённый порядок.

Так, имеется формула, которая чаще всего используется, когда других вариантов для расчета аренды у частного лица не нашлось. Например, в договоре отсутствует размер платы и обязательство не выполняется добровольно. Можно использовать формулу при подаче иска в суд или направлении претензии.

Выглядит она следующим образом:

Размер платы = рыночная цена участка, установленная на основании экспертной оценки * ставку рефинансирования

Формула определяет цену за календарный год, месячную стоимость можно получить на основании простых математических расчётов.

На практике аренда редко рассчитывается именно таким образом. Граждане и организации стараются исходить из рыночных реалий, так как они могут существенно отличаться.

Преимущества и недостатки такого метода расчёта арендной платы

На практике данный параметр не меняется каждый год. Как правило, перерасчёт проводится раз в 3-5 лет. Обновление информации – масштабный процесс, который вызывает множество противоречий и разногласий, так как арендаторы выступают против изменений цены. Но в то же время, она не может оставаться прежней, в реалиях рыночной экономики и инфляции.

Муниципалитет имеет хороший источник дохода от сдачи участков в аренду, соответственно, ему выгоден и перерасчёт кадастровой цены. То есть позиция меняется в зависимости от стороны, то есть арендодателя.

Сам порядок определения размера арендной платы на основании стоимости представляется достаточно удобным и исключает множество противоречий. Цена сразу определена, не нужно проводить дополнительные переговоры, искать компромисс между позицией сторон.

Получается, что порядок имеет как реальные преимущества, так и некоторые недостатки, связанные, в первую очередь, с возможностью изменения размера платы, вносимой за пользование.

Зеленая карта новые тарифы с 15.05.2019

Размеры страховых премий по договорам страхования в рамках международной системы страхования»Зеленая карта», применяемые с 15 мая 2019 г. по 14 июня 2019 г.

«Все страны системы «Зеленая карта»

Применяются с «15» мая 2019 года до «14» июня 2019 года включительно

Тип транспортного средства

Срок страхования, месяцев

15 дней

Легковые автомобили

2 450

4 670

8 670

12 230

15 120

16 460

17 790

18 680

19 570

20 460

21 130

21 570

22 240

Прицепы к легковым автомобилям

1 400

2 590

3 660

4 520

4 920

5 320

5 590

5 850

6 120

6 320

6 450

6 650

Грузовые автомобили, тягачи

4 080

7 790

14 480

20 410

25 240

27 470

29 690

31 180

32 660

34 150

35 260

36 000

37 120

Прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям и тягачам

1 560

2 900

4 090

5 060

5 500

5 950

6 250

6 550

6 840

7 070

7 220

7 440

Автобусы

7 000

12 560

20 850

29 130

37 420

45 700

53 980

62 260

70 550

78 830

87 120

95 400

103 680

Мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски и мопеды

1 220

2 340

4 340

6 120

7 560

8 230

8 900

9 340

9 790

10 230

10 570

10 790

11 120

Сельскохозяйственная и строительная техника

1 490

2 850

5 290

7 470

9 230

10 050

10 860

11 400

11 950

12 490

12 900

13 170

13 580

«Республика Беларусь, Республика Молдова, Украина и Азербайджанская республика*» Размеры страховых премий по договорам страхования в рамках международной системы страхования»Зеленая карта», с 15 мая 2019 г. по 14 июня 2019 г

Применяются с «15» мая 2019 года до «14» июня 2019 года включительно

Тип транспортного средства

Срок страхования, месяцев

15 дней

Легковые автомобили

1 110

1 670

2 230

2 780

3 340

3 900

4 180

4 450

4 730

5 010

5 290

5 570

Прицепы к легковым автомобилям

1 000

1 160

1 250

1 330

1 410

1 500

1 580

1 660

Грузовые автомобили, тягачи

1 420

1 890

2 840

3 780

4 730

5 680

6 620

7 100

7 570

8 040

8 520

8 990

9 460

Прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям и тягачам

1 130

1 320

1 420

1 510

1 610

1 700

1 800

1 890

Автобусы

1 740

3 120

5 180

7 240

9 300

11 360

13 420

15 480

17 540

19 600

21 660

23 720

25 780

Мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски и мопеды

1 100

1 370

1 650

1 920

2 060

2 200

2 330

2 470

2 610

2 750

Сельскохозяйственная и строительная техника

1 020

1 360

1 700

2 040

2 380

2 550

2 720

2 890

3 060

3 230

3 400

Покрытие расширяется на территорию Азербайджанской Республики с даты активации членства Азербайджанской Республики в Совете страховых бюро «Зеленая карта» –01 января 2016 года.

Подробнее о действии системы Зеленая карта в Азербайджане можно узнать .

Архив тарифов по Зеленой карте*

Кроме того вы можете посмотреть информацию о ранее действовавших тарифах на Зеленую карту в нашем архиве тарифов.

С 2015 года коррекция тарифов по Зеленой карте происходит ежемесячно, а не ежеквартально как было ранее. Теперь новые тарифы по Зеленой карте устанавливаются Российским Союзом Автостраховщиков и согласовываются с Минестерством финансов РФ и Центральным банком РФ, являющимся мегарегулятором страхового рынка. Срок действия тарифов с 15 числа текущего месяца по 14 число следующего. Связанно это с волатильностью курса Евро, по курсу которого пересчитывается стоимость полисов. Новые тарифы по полисам Зеленая карта ежемесячно обновляются на нашем сайте. У нас всегда можно узнать актуальные действующие тарифы на полисы Зеленая карта.

При оформлении полисов Зеленая карта понадобится гражданский паспорт и свидетельство о регистрации на автомобиль. При страховании Зеленая карта новые тарифы меняются каждый месяц, о текущей стоимости полисов Зеленая карта можно узнать на нашем сайте. Если вы хотите узнать о Зеленая карта новые тарифы, вы всегда можете найти актульную информацию по тарифам на нашем сайте www.ксб.рф

Так же читайте информацию о «Зеленой карте»

Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (с изменениями на 21 декабря 2018 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2009 года N 582

Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации

(с изменениями на 21 декабря 2018 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 489 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 27.06.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697 (Российская газета, N 186, 24.08.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 года N 868 (Российская газета, N 246, 02.11.2011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2014 года N 23 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.01.2014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 года N 133 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.02.2014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2014, N 0001201411050035) (вступил в силу с 1 марта 2015 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.05.2017, N 0001201705120005);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1622 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2018, N 0001201812260015) (вступило в силу с 1 января 2019 года).
____________________________________________________________________

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:
основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее — Правила).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих отраслях экономики, в течение 1 года утвердить ставки арендной платы или методические указания по ее расчету, касающиеся указанных в пункте 5 Правил земельных участков.

3. Установить, что до утверждения Министерством экономического развития Российской Федерации ставок арендной платы либо методических указаний по ее расчету, предусмотренных пунктом 2 настоящего постановления, арендная плата определяется в соответствии с пунктами 3 и 6 Правил.

4. Министерству экономического развития Российской Федерации разработать и утвердить до 1 января 2018 г. методические рекомендации по применению утвержденных настоящим постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
(Пункт дополнительно включен с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531)

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2009 года N 582

(с изменениями на 5 мая 2017 года)

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;
(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.
принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
(Абзац дополнительно включен с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531)

Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 июля 2009 года N 582

(с изменениями на 21 декабря 2018 года)

1. Настоящие Правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается исходя из рыночной стоимости этих земельных участков, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил.

2. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее — земельные участки), в расчете на год (далее — арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее — федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов (абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697:

а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;

б) по результатам &nbspторгов, проводимых в форме аукциона (далее — торги)
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;

г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531.

3. В случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

а) 0,01 процента в отношении:
земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы&nbsp. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.
земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;
земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;

б) подпункт утратил силу с 1 марта 2015 года — постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120;

в) 0,6 процента в отношении:
земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года N 1622.
земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства;
(Абзац дополнительно включен с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531)

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

г) 1,5 процента в отношении:
земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39_7 Земельного кодекса Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка;
земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах «а» — «в» пункта 3 и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531.

д) 2 процентов в отношении:

земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами;
земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах «а»-«г» настоящего пункта и пункте 5 настоящих Правил.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

4. В случае заключения договора аренды земельного участка на торгах на право заключения договора аренды земельного участка ежегодный размер арендной платы за земельный участок или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этих торгов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.

5. Арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, &nbspкоторые предоставлены без проведения торгов для размещения&nbsp:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120.
автомобильных дорог, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;
линий метрополитена;
линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
объектов, непосредственно используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
(Абзац дополнен с 1 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697; в редакции, введенной в действие с 5 марта 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2014 года N 133.

гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики;
объектов космической инфраструктуры;

объектов, расположенных в пределах территории особой экономической зоны;
аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения;
инфраструктуры морских и речных портов, перегрузочных комплексов (терминалов), гидротехнических сооружений, пунктов отстоя судов и объектов, обеспечивающих безопасность судоходства;
сети связи и объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 489);
объектов спорта (абзац дополнительно включен с 10 ноября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 года N 868);
объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых произведены в соответствии с Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта (далее — Программа строительства), объектов капитального строительства, включенных в перечень олимпийских объектов и связанных с их строительством мероприятий, не включенных в Программу строительства, утвержденный наблюдательным советом Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.
(Абзац дополнительно включен с 10 ноября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2011 года N 868; в редакции, введенной в действие с 24 января 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2014 года N 23.

5_1. В случае если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.
(Пункт дополнительно включен с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531)

6. Ежегодный размер арендной платы за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3-5 настоящих Правил, определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на общий срок договора аренды земельного участка.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531.

7. В случае если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на земельном участке объект недвижимости, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации.

8. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.
(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 года N 1120)
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697..

9. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится (пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года N 697.

10. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана по результатам оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 лет. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы.
В случае изменения рыночной стоимости права аренды размер уровня инфляции, указанный в пункте 8 настоящих Правил, не применяется.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2017 года N 531.

11. В случае если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество в соответствии с договором аренды земельного участка.

12. При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже 1 раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена

АО «Кодекс»

Из чего складывается кадастровая стоимость земли

В видеоролике адвокат объясняет, что такое КС земельного участка, на что она влияет, и как можно перейти на использование рыночной стоимости.

Кроме того, собственник земли или ее арендатор может обратиться в комиссию по спорным вопросам или суд с заявлением на пересмотр КС участка земли. При этом в качестве ответчиков указываются местные органы власти.
Оценка КС земельного участка производится по определенным правилам. Такие правила приведены, например, в правительственном документе № 316 от 8.04.2000 г. и его дальнейших редакциях.
В соответствии с этими правилами КС земель определяется их целевым назначением и функциональным использованием.
Оценка КС земель городских и сельских поселений, а также земель, предназначенных для садоводства, огородничества и дач, оценивается по статистике рыночных цен на эти объекты. Оценка же с/х земель и лесов осуществляется по возможному капитализированному рентному доходу с этих земель.
При кадастровых работах производится определение оценочных зон, в которых располагаются близкие по характеристикам участки земли. Для таких зон определяется средняя (удельная) стоимость.
КС земель сельскохозяйственного назначения (сюда не входят земли для садоводства, дач и огородничества) в соответствии с «Методическими указаниями» (приказ № 445 МЭР от 20.09.2010 г.), производится в 3 этапа:

  • росреестром или его органами формируется перечень участков земли;
  • определяются удельные показатели КС участков;
  • оценивается КС участков.

Удельные показатели для различных типов земель определяются по различным правилам. Например, удельные показатели КС для ценных земель, подходящих для пашен, пастбищ, занятых дорогами, насаждениями, водными ресурсами определяются с учетом многих факторов, включающих валовой доход на единицу площади, затраты на возделывание продукции, коэффициент капитализации и т.п. А для лесных угодий удельный показатель КС определяется в соответствии со средней величиной этого показателя по всем лесам данного субъекта РФ.
Для оценки КС участков земли, лежащих в пределах населенных пунктов, должны быть построены специальные статистические модели (Приказ МЭР №39 от 15.02.2007 г.). В соответствии с указаниями МЭР в эти модели должны вводиться данные о факторах стоимости земли.

На основании этой собранной и введенной в модель информации рассчитывается КС участков. При этом перед применением статистической модели ее необходимо проверить и верифицировать на тестовой выборке. При плохой сходимости результатов расчетов на модели, предлагается собирать дополнительную информацию о рыночных ценах на земельные участки в данном районе, пункте.

В соответствии с регламентом Росреестра расчет КС земельных участков производится не реже раза в 5 лет и не чаще, чем через 3 года.
Необходимость довольно частого пересмотра КС земли связана с тем, что за указанное время при обработке земли могут произойти такие изменения, которые сильно повлияют на ее качество и цену. Возможны также изменения в инфраструктурах расположенных поблизости земель, что также может повлиять на стоимость участка. Иногда производится изменение целевого назначения земли, а это тоже влияет на ее стоимость.

Методики и формулы расчета

Несмотря на наличие некоторых документов, относящихся к методам расчета КС, окончательной единой методики этих расчетов все еще не существует. Росреестром составлен перечень основных параметров, по которым рассчитывается КС земельных участков. Кроме того, имеется выпущенный МЭР стандарт по расчету кадастровой стоимости под именем ФСО №4 (Приказ МЭР №508 от 22.10.2010 г.).
На практике оценку КС по заданию подразделений Росреестра выполняют специальные оценочные организации. Каждая оценочная организация может использовать свои обоснованные методы, модели и подходы при оценке КС земли (п.9 ФСО №4). В каждой организации, как правило, имеется своя собственная методика оценки КС.

В результате значения КС для участка земли, выполненные разными организациями, могут иногда довольно значительно отличаться друг от друга.
По стандарту ФСО №4 порядок расчетов КС земель состоит из следующих этапов:

  • составляется договор и ТЗ на оценку КС земельных участков;
  • производится сбор и анализ информации о рынке земельных участков;
  • выбираются ценообразующие факторы и тип статистической или иной модели расчетов;
  • производится группировка участков с похожими характеристиками;
  • строится модель по оценке КС и проверяется ее качество;
  • рассчитывается КС участков;
  • пишется отчет о работе;
  • после утверждения КС участков заносят в кадастр.

Очевидно, что расчеты КС – довольно сложный и темный процесс. Иногда будущий владелец земли желает предварительно оценить КС участка земли. Это можно сделать по упрощенной формуле:
Кс=Пл? (Ки+Кл)?Кп, где

  • Кс (руб.) – стоимость кадастровая,
  • Пл (м2) – площадь участка,
  • Ки, Кл (руб./м2) – коэффициенты инфраструктуры и специфики,
  • Кп – переходный коэффициент.

Для того чтобы хотя бы приблизительно рассчитать КС участка, необходимо знать коэффициенты, используемые в формуле. Их можно узнать у профессиональных оценщиков.
Также рекомендуем ознакомиться со статьей: Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка. В ней вы найдете метод, как оспорить неверно указанную КС.

Определение КС с помощью сайта Росреестра

Если необходимо узнать КС участков, которые уже занесены в кадастр недвижимости, то это можно сделать с помощью соответствующих сайтов либо воспользоваться нашей инструкцией.
Во-первых, необходимо войти на портал госуслуг сайта Росреестра по адресу: https://rosreestr.ru/wps/portal/. Далее за небольшую плату от 150-200 руб. можно получить данные из ГКН или ЕГРП.
Другой путь – использование портала Консультант по адресу: https://www.assessor.ru/notebook/zemelnyj_nalog/kadastrovaya_stoimost_zemli/. На этом ресурсе после установки в соответствующих строчках кадастрового номера участка или его адреса обеспечивается выход в разделы ГКН и ЕГРП.
После входа, например, в ГНК в режиме онлайн появляются справочные данные о земельном участке.
Эти данные включают:

  • номер участка;
  • категорию земель;
  • площадь;
  • КС;
  • даты утверждения КС;
  • адрес.


Далее можно перейти в публичную кадастровую карту, где участок можно увидеть в привязке к местности, и заказать платно дополнительные параметры участка.
Пример. В таблице приведена онлайн информация по участку №119 СНТ «Изобретатель» Зарайского района в Подмосковье.

N Наименование Результат
1 Тип Земельный участок
2 Кадастровый номер 50:38:0050302:119
3 Адрес Московская область, Зарайский р-н
4 Категория земель Сельскохозяйственного назначения
5 Форма собственности Частная собственность
6 Кадастровая стоимость 203640 руб.
7 Разрешенное использование Для садоводства и огородничества
8 Площадь 600
9 Единица Квадратный метр
10 Дата постановки на учет 20.06.2006 г.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается государственными органами. Перерасчет этой стоимости производится не реже 1 раза в 5 лет. Можно самостоятельно произвести расчет КС, но только с большим приближением. Наилучший метод получения точных данных о КС участка – это обращение в органы Росреестра или использование Интернета.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *