Статья 32 ГрК РФ. Порядок утверждения правил землепользования и застройки

1. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется. Обязательным приложением к проекту правил землепользования и застройки, подготовленному применительно к территории исторического поселения федерального значения или к территории исторического поселения регионального значения, кроме указанных обязательных приложений, является документ, подтверждающий согласование проекта правил землепользования и застройки соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

2. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту.

3. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

3.1. Утвержденные правила землепользования и застройки подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования не позднее чем по истечении десяти дней с даты утверждения указанных правил. В случае, если установленная в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации приаэродромная территория полностью или частично расположена в границах муниципального образования, орган местного самоуправления такого муниципального образования не позднее чем по истечении пяти дней с даты размещения утвержденных правил землепользования и застройки в федеральной государственной информационной системе территориального планирования уведомляет в электронной форме и (или) посредством почтового отправления уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти о размещении указанных правил в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

4. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке в случае несоответствия правил землепользования и застройки законодательству Российской Федерации, а также схемам территориального планирования Российской Федерации, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, утвержденным до утверждения правил землепользования и застройки.

6. Правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенных пунктов не было связано с использованием лесов), могут быть утверждены не ранее чем по истечении одного года со дня включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов.

См. все связанные документы >>>

1. Утверждение правил землепользования и застройки осуществляется представительным органом местного самоуправления.

Часть 1 комментируемой статьи содержит норму об обязательных приложениях к проекту правил, дублирующую положения ч. 15 ст. 31 комментируемого Кодекса.

2. Частью 2 данной статьи предусмотрены два варианта решений представительного органа местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему:

либо утвердить правила землепользования и застройки;

либо направить проект правил главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет порядок опубликования правил землепользования и застройки после их утверждения.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в ч. 3 комментируемой статьи были внесены изменения. В настоящее время Градостроительный кодекс обязывает при наличии официального сайта поселения и официального сайта городского округа размещать на них правила землепользования и застройки, утвержденные представительным органом местного самоуправления, в сети Интернет.

4. Право оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке предусмотрено для физических и юридических лиц (ч. 4 комментируемой статьи), если у них есть основания полагать, что нарушаются их права или законные интересы, и для органов государственной власти в случае несоответствия правил землепользования и застройки законодательству, а также схемам территориального планирования Российской Федерации субъектов Российской Федерации, утвержденным до утверждения правил землепользования и застройки.

Правила застройки и землепользования

При этом учитываются требования, которые содержат действующие правила/документы, касающиеся вопросов территориального планирования (с учётом изменений, внесённых в ГрК законом 342-ФЗ).

В ПЗЗ необходимо предусмотреть места, где будут размещаться объекты федерального (регионального, местного подчинения).

Если проект готовится не для всего земельного участка, а для его части, то его можно разрабатывать даже при отсутствии соответствующего генплана.

Решение о начале разработки ПЗЗ требует создания специальной комиссии.

Подготовленный проект «Правил» проверяется на соответствие положениям действующего российского законодательства. Если оно соблюдено, ППЗ выносится на обсуждение, которое организуется согласно положениям 31, 28, 5 статей ГрК.

При необходимости, по результатам прошедших обсуждений предлагаемой застройки, в него вносятся необходимые изменения.

Утверждение ПЗЗ

Подготовленные «Правила» подлежат утверждению уполномоченными структурами местного самоуправления (кроме ситуаций, перечисленных ст.63 ГрК).

Детально вопрос рассмотрен в тексте ст.32 Кодекса.

Внесение необходимых изменений в действующие «Правила»

Правилами предусмотрены следующие причины:

  • Несоответствие действующих ПЗЗ Генплану населённого пункта (территории, находящейся в юрисдикции муниципалитета), возникшее вследствие внесения в последние документы одного и более изменений;
  • Поступлении таких предложений, реализация которых потребует поменять существующий ГР;
  • Изменение «Правил» необходимо оперативно выполнять при выявлении несоответствия границ (фактические отличаются от тех, которые учтены в ЕГР);
  • Если установлено, что хотя бы один из объектов (участков земли) из числа поименованных в ПЗЗ, который полностью или частично располагается в зонах с особым порядком регулирования их статуса, не соответствуют ограничениям для застройки данной зоны;
  • Когда меняются границы таких зон или они полностью прекращают своё существование.

Решение, согласно которому вносятся изменения в ПЗЗ, должно быть принято в течение месяца после проработки всех рассмотренных предложений (есть случаи, когда такого решения придётся официально ждать до 6 месяцев).

Установление видов зон

Определяя границы территорий, при написании текста ПЗЗ, разработчики обязательно учитывают следующие факторы:

  • Возможность совмещения в единой зоне разных вариантов использования имеющегося участка (реального/планируемого);
  • Определённые Генпланом параметры развития тех либо иных функциональных зон;
  • Фактически сформировавшееся в рассматриваемой ТЗ землепользование (с обязательным учётом фактической планировки территории);
  • Предстоящие изменения участков, относящихся к землям, имеющим различные категории;
  • Исключение повреждений ОКС, возведённых на соседних участках;
  • Расположение объектов, имеющих статус исторических (культурных), находящихся в региональной либо федеральной юрисдикции.

Важно понимать, что с высокой вероятностью границы таких территорий будут отличаться от тех, которые установлены местной администрацией (в разработанных ПЗЗ) для муниципальных участков.

При зонировании правила, разработанные администрацией, могут предусматривать наличие зон различного назначения. Например, жилых или сельскохозяйственных, промышленных либо со специальными режимами охраны, иных.

Градостроительный регламент

ГР устанавливает правовой режим конкретных участков, включая расположенное под ним и находящееся над его поверхностью (при условии применения для эксплуатации возведённых на нём ОКС).

Под положения ГР подпадают ОКС и участки земли, расположенные в границах территории (согласно имеющейся карте зонирования), для которой разработан ГР.

Участки, не подпадающие под требования ГР, поименованы в п.4 ст.36 Гражданского Кодекса. В ней же рассмотрены вопросы, касающиеся разработки такого документа как ГР и его последующего использования.

Существующие виды земельных участков

Их можно свести в три группы разрешённого использования.

К первой относятся основные. Во вторую собраны условно разрешённые. А к третьей принято относить вспомогательные.

Задание в тексте ПЗЗ предельных параметров, а также определение допустимых отклонений последних в части, касающейся разрешённого строительства (с одной стороны), установленных правилами, размеров конкретных участков (с другой), детально рассмотрено в ст.38 Кодекса.

Предоставление разрешения

Для внесённой в ПЗЗ территории, имеющей статус участка с условно разрешённым строительством, порядок получения разрешения на возведение ОКС регламентируется положениями ст.39 Кодекса.

Решение принимается в несколько этапов:

  • Застройщик подаёт в муниципальный орган соответствующую заявку;
  • Заявка рассматривается на публичных слушаниях, либо проходит общественное обсуждение. На это отводится не более месяца;
  • По их результатам оформляются рекомендации (разрешить/запретить);
  • На основании данных рекомендаций глава администрации принимает в течение 3 рабочих дней соответствующее решение.

Все расходы, которые потребуется понести в рамках выполнения каждого из упомянутых этапов, в результате которых будет оформлено разрешение на застройку, правилами возлагаются на лицо, пытающееся получить разрешение.

Вынесенное отказное решение можно обжаловать в суде.

ПЗЗ и ГПЗУ

ГПЗУ — градостроительный план земельного участка. После внесения изменений в ПЗЗ, можно приступить к получению ключевого градостроительного документа — ГПЗУ.

ППЗ достаточно подробно рассмотрен действующим законодательством (в частности, ст.30 Кодекса). ГПЗУ в статье 57.3 этого же документа.

Наиболее компактно взаимоотношение данных документов определено президиумом ВАС РФ в постановлении № 1633/13, датированном 02.07.13 Форма ГПЗУ утверждена приказом № 741/пр, изданным Минстроем России 25.04.17.

Порядок использования «Правил»

Последовательность действия по использованию ПЗЗ, внесению нужных изменений в «Правила», регламентировано третьим пунктом ст.30 ГрК. Ею определено, что использование правил должно осуществляться с учётом ряда нормативных документов, разработка которых возлагается на местные структуры исполнительной власти. В первую очередь, к ним относятся:

  • Положение, регулирующее вопросы, касающиеся разработки (применения) ПЗЗ органами (структурными подразделениями) местного самоуправления (например, в Москве они максимально унифицированы для различных территорий). При этом имеются значительные отличия в «Правилах», разработанных для новых и старых территорий. То же самое можно сказать о соответствующих муниципальных ПЗЗ для области;
  • Алгоритм легитимного изменения варианта разрешённого использования имеющегося земельного участка (расположенного на нём ОКС), с учётом обеспечения потребности юр. лиц (физических лиц) или ИП. Документ предусматривает пошаговый алгоритм юридического изменения статуса земельного участка;
  • Положение о предварительных публичных слушаниях (общественных обсуждениях) текста подготовленных ПЗЗ;
  • Алгоритм выработки решения по иным вопросам, прямо или опосредованно связанным с застройкой (землепользованием).

Законом 507-ФЗ от 31.12.17 установлено, что одним из приложений к ПЗЗ, являющимся обязательным, должен являться блок, содержащий такую информацию о фактических границах территорий:

  • Географическое описание их местонахождения;
  • Указание соответствующих координат узловых точек (важно при этом пользоваться системой координат, применяемой в ЕГР недвижимого имущества.

ПЗЗ, утверждённые согласно действующему законодательству, нельзя использовать в части, которая противоречит ограничениям, налагаемым на использование конкретного участка действующими законами России (требование введено законом 135-ФЗ от 01.07.17).

Статья 32. Порядок утверждения правил землепользования и застройки

Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2017 N 302-КГ17-5786 по делу N А33-27341/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа. Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как заявителями была соблюдена установленная законом процедура утверждения генерального плана и правил землепользования и застройки.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, оценив в совокупности и взаимосвязи, представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 129, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 18, 24, 31, 32, 36, 37 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, статьями 4, 15 Закона о защите конкуренции, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пришли к выводу о недоказанности управлением факта нарушения заявителями положений действующего законодательства и соблюдении заявителями установленной законом процедуры утверждения Генерального плана, Правил землепользования и застройки.

Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 56-АПГ17-7 Об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 18.01.2017, которым частично удовлетворено административное исковое заявление о признании не действующими в части Генерального плана Владивостокского городского округа, утв. решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утв. решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462.

В соответствии с процедурами, установленными статьями 24 — 25 и 31 — 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовлены проекты Генерального плана Владивостокского городского округа (далее — Генплан ВГО) и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее — Правила землепользования и застройки).

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 04.05.2017 N 11-АПГ17-6 Об отмене решения Верховного Суда Республики Татарстан от 11.01.2017 и признании недействующим решения Казанской городской Думы от 05.10.2007 N 6-22 «О внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов Правил застройки и землепользования г. Казани по видам и параметрам разрешенного использования земельного участка» в редакции решения Казанской городской Думы от 29.10.2010 N 49-З.

Таким образом, иных публичных слушаний, кроме как в отношении земельного участка общей площадью <…> га, по иным территориям не проводилось. Данное обстоятельство в силу положений статей 31 и 32 ГК РФ свидетельствует о ненадлежащем информировании потенциальных участников данных правоотношений о планируемом изменении правового режима принадлежащих им земельных участков, о нарушении их законного права на участие в публичных слушаниях по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки и о нарушении установленной процедуры при внесении в оспариваемые Правила землепользования и застройки последующих изменений.

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2017 N 56-АПГ17-2 Об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 06.12.2016, которым отказано в удовлетворении заявления о признании Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утв. решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 (в ред. решения Думы города Владивостока от 19.12.2013 N 217), недействующими.

Процедура подготовки проекта Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, установленная статьями 31 — 32 ГрК РФ, соблюдена. Оспариваемое решение принято уполномоченным органом в установленной форме и официально опубликовано.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 24.04.2017 N 20-АПГ17-3 Об отмене решения Верховного Суда Республики Дагестан от 16.12.2016 и прекращении производства по делу в части признания недействующими пункта 1 части 2 статьи 32, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 1 части 3 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 35, пункта 1 части 2 статьи 37, пункта 1 части 2 статьи 38 Правил землепользования и застройки городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 26.05.2016 N 9-5, а также об отказе в признании недействующими части 1, пункта 10 части 2 статьи 32, части 1, пункта 10 части 2 статьи 33, части 1, пункта 11 части 3 статьи 34, пунктов 11, 19 части 2 статьи 35 данных Правил.

Как правильно установлено судом, оспариваемые Правила землепользования и застройки приняты в пределах полномочий Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» по вопросам, отнесенным к его ведению, официально опубликованы для всеобщего сведения, предусмотренный статьями 31, 32 ГрК РФ порядок подготовки проекта Правил землепользования и его утверждения соблюден.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 13.04.2017 N 20-АПГ17-4 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Дагестан от 22.12.2016, которым частично удовлетворено административное исковое заявление о признании недействующими ряда статей Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 26.05.2016 N 9-5.

Как верно установлено судом, оспариваемые Правила землепользования и застройки приняты в пределах полномочий Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» по вопросам, отнесенным к его ведению, официально опубликованы для всеобщего сведения, предусмотренный статьями 31, 32 ГрК РФ порядок подготовки проекта Правила землепользования и его утверждения соблюден.

Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2017 N 593-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Омского городского Совета на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

1. Омский городской Совет оспаривает конституционность части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Постановление Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 10-П «По делу о проверке конституционности части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 23 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в связи с запросом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга»

4. Как следует из Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки, так же как и документы территориального планирования, разрабатываются в целях обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, сохранения объектов культурного наследия и т.д. (статьи 1, 30, 31, 32 и др.).

Определение Верховного Суда РФ от 07.03.2017 N 308-КГ17-356 по делу N А15-3730/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным постановления об отмене постановления о разрешении строительства двенадцатиэтажного жилого дома со встроенными помещениями и подземным паркингом на земельном участке, относящемся к категории земель населенных пунктов, имеющем вид разрешенного использования «под административным зданием». Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о законности оспариваемого постановления.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, пунктами 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 23, 24, 26, 31, 32, 35, 37, 51 ГрК РФ, пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (действующего в спорный период), пунктом 4 статьи 7, пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Генеральным планом города Махачкалы, утвержденным постановлением Махачкалинского городского собрания от 07.04.2004 N 7-1, пунктом 42 Правил землепользования и застройки в городском округе «Город Махачкала», утвержденных решением Махачкалинского городского Собрания от 14.07.2009 19-4а (в редакции от 26.02.2014), пришел к выводам о том, что Администрация, отменившая ранее принятое ею постановление, разрешающе предпринимателю строительство многоквартирного дома на земельном участке, предназначенном для размещения административного здания, действовала в пределах предоставленных ей полномочий и не нарушила прав и законных интересов заявителя.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 19.01.2017 N 56-АПГ16-31 О частичной отмене решения Приморского краевого суда от 25.08.2016 и признании частично недействующим генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы города Владивостока от 15.09.2080 N 119.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, проекты Генплана ВГО и ПЗЗ ВГО подготовлены в соответствии с процедурами, установленными статьями 24 — 25 и 31 — 32 ГрК РФ. Решения N 119 и 462 в оспариваемой редакции приняты уполномоченным на дату их принятия органом местного самоуправления в установленной форме (подпункт 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока), подписаны главой муниципального образования, официально опубликованы для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспариваются.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *