3. Оперативно-служебная документация пожарной части и гарнизона пожарной охраны

1.1. Документы службы дежурного караула

Книга службы;

Учебный журнал;

Журнал учета зачетов (инструктажей) по ТБ

Личные карточки газодымозащитников

Журнал учета участков, перекрытых проездов и неисправного противопожарного водоснабжения

Эксплутационные карточки пожарных автомобилей

Журнал испытания ПТВ и аварийно спасательного оборудования

Карточки боевых действий караулов на пожарах

Паспорта напорных и всасывающих рукавов

Ведомость состояния рукавного хозяйства части

Журналы учета ТО пожарных автомобилей

Техническая и специальная литература и ее опись

Строевая записка

Журнал учета ГСМ по СИКАР

Журнал регистрации проверок №1, №2 дыхательных аппаратов

Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных машин

Сведения о работе пожарных подразделений

Расписание занятий

Журнал трехступенчатого контроля по ТБ (1 и 2 ступень)

Журнал трехступенчатого контроля по ТБ (3 ступень)

Журнал трехступенчатого контроля по ГДЗС

Папка начальника караула

Папка по усиленному варианту несения службы

График разработки, корректировки и отработки планов и карточек пожаротушения

Журнал учета пожарных гидрантов района охраны части

1.2 Оперативно- служебная документация ПЧ.

  • Планы и карточки ПЖТ (пожаротушения);

  • Инструкции о взаимодействии со службами жизнеобеспечения;

  • Перечень адресов сотрудников ПЧ;

  • Путевки;

  • Позывные радиостанций;

  • Книга входящих телефонограмм;

  • Журнал приема технического состояния средств, связи;

  • Журнал строевая записка;

  • Справочник телефонов;

  • Приказ «Об утверждении расписания выезда подразделений (план привлечения сил и средств)»;

  • Журнал пункта связи;

  • Инструкция по работе радиотелефониста;

План- карта района выезда с наименованием водоисточников, пожароопасными предприятиями

Порядок ведения документов

Сведения, содержащиеся в документах, могут использоваться только в служебных целях и в соответствии с полномочиями работника, постоянно работающего с соответствующими материалами.

При обнаружении утраты служебных документов работник должен немедленно доложить об этом происшествии руководителю подразделения.

Передача документов, их копий из подразделений работникам других организаций допускается только с разрешения руководителя подразделения.

При оформлении журналов необходимо руководствоваться следующими основными требованиями:

  • в документе не должно быть помарок и исправлений;

  • документ должен быть оформлен в соответствии с существующими требованиями;

  • содержание информации должно быть строго последовательным, изложение точным (выражения исключат двойное толкование), кратким.

Журналы, находящиеся на ПЧ должны быть пронумерованы и прошнурованы. Когда журнал закончиться его необходимо сдать в архив.

Должно быть аккуратное обращение с документами и их хранением.

Книга входящих телефонограмм предназначена для приема несложных текстов (до 50 слов): приглашения на совещания, заседания и т.д. датой телефонограммы является дата её приёма. Телефонограмма записывается в журнале по форме:

  • должность, инициалы, фамилия сотрудника, передавшего телефонограмму;

  • номер телефона;

  • должность, инициалы, фамилия сотрудника, принявшего телефонограмму;

  • номер телефона;

  • дата, номер телефонограммы;

  • время передачи;

  • текст телефонограммы;

  • должность, инициалы, фамилия лица, от имени которого передается телефонограмма.

Следует проверять правильность записи повторным чтением телефонограммы в конце её передачи.

Путевки заполняется при получении сообщения о пожаре на охраняемом объекте и вручается начальнику караула. В путевке указывается: дата и время поступления вызова, адрес пожара, что горит, кто сообщил о пожаре.

В журнале приема технического состояния средств, связи фиксируется информация об исправности или неисправности средств, связи и сигнализации на ПСЧ.

В журнале пункта связи записывается информация по выездам дежурного караула на проверки объекта, пожарам и т.д.(время выезда, краткое информация о выезде, время прибытия).

1.3 Оперативные документы, планирующие деятельность гарнизона пожарной охраны

Оперативные документы составляют на основе уставов, наставлений и указаний пожарной охраны с учетом местных особенностей гарнизонов. В указаниях ГУПО даются в основном общие рекомендации по содержанию, структуре и форме документов, так как нельзя предусмотреть всего разнообразия местных условий и особенностей гарнизона. Поэтому большая роль в разработке документов службы принадлежит начальнику гарнизона и его должностным лицам.

1. Расписание выезда пожарных подразделений гарнизона — оперативный документ, определяющий количество сил и средств и порядок привлечения их для тушения пожаров.

Количество сил и средств зависит от обстановки на пожаре, оперативно-тактических особенностей объекта, а также от тактических возможностей подразделений. При составлении расписания выезда принимается номерная система вызова. Номер вызова на пожар — условное цифровое выражение количества сил и средств, привлекаемое на тушение пожара в соответствии с расписанием выезда или планом привлечения сил и средств.

Количество номеров вызова зависит в основном от количества пожарных подразделений в гарнизоне. Расписание должно предусматривать быстрое сосредоточение необходимого (расчетного) количества сил и средств на пожаре при минимальном количестве номеров вызова. По вызову № 1, как правило, выезжает дежурный караул в полном составе в район обслуживания пожарной части, а также на объекты, имеющие свои пожарные подразделения, во все места аварий и стихийных бедствий, где создалась опасность для жизни людей, угроза взрыва или пожара. Когда в боевом расчете дежурного караула кроме основных пожарных автомобилей имеются специальные или .вспомогательные, необходимость их выезда решает начальник дежурного караула или, действует в соответствии с расписанием выезда.

По вызову № 2 на тушение пожара дополнительно высылают три-четыре отделения (в зависимости от того, сколько выехало по вызову № 1) на автоцистернах и автонасосах, а также отделения спецслужб. Как правило, дежурные караулы в район выезда соседних пожарных частей выезжают на пожар в полном составе.

В гарнизонах, имеющих по 10— 12 пожарных частей, предусматривается не более трех номеров выездов, где наиболее целесообразным является такой порядок, при котором по каждому дополнительному номеру выезда, начиная со второго, на пожар выезжали четыре-пять отделений на основных пожарных автомобилях. При определении количества пожарных отделений, выезжающих на пожар по наибольшему номеру вызова, должен предусматриваться в гарнизоне некоторый резерв на случай возникновения второго пожара. В малочисленных гарнизонах этот резерв может создаваться за счет введения в боевой расчет резервной пожарной техники личным составом, свободным от несения службы, или членами ДПД. Большее число номеров (4—5) устанавливается в крупных гарнизонах.

При составлении расписания выезда частей по повышенным номерам вызова учитывают состояние дорог и проездов в отдельные районы обслуживания, например, при плохих дорогах количество сил, выезжающих по № 2 или 3, увеличивают и направляют с различных направлений. В районы с недостаточным водоснабжением направляют дополнительные автоцистерны и рукавные автомобили и т. п. Для отдельных, наиболее важных и пожароопасных объектов, на которых возможно быстрое развитие пожара и создание угрозы для жизни людей, предусматривается выезд сил и средств по повышенному номеру вызова при первом сообщении о пожаре. В перечень таких объектов включаются важные промышленные предприятия или отдельные корпуса, цехи с пожароопасными процессами производства, склады горючих жидкостей и газов, материальных ценностей, детские и лечебные учреждения, театры, клубы, кинотеатры, высотные здания и отдельные здания общественных организаций и т. п. по усмотрению начальника гарнизона пожарной охраны. Количество специальных автомобилей и их тип определяются в зависимости от особенностей объекта. Например, при пожаре на нефтебазе предусматривается выезд автомобилей пенного и порошкового тушения; в зданиях музеев, библиотек, книгохранилищ— выезд автомобилей углекислотного тушения и ГДЗС; в высотных зданиях — выезд автолестниц, автоподъемников и автомобиля ГДЗС и т. п.

Корректировка количества сил и средств, предусмотренных на тот или иной объект, расписанием выездов проводится при составлении планов пожаротушения, а также при решении пожарно-тактических задач.

На некоторые объекты повышенный номер может и не подаваться по первому сообщению о пожаре, а к вызову № 1 дополнительно могут быть высланы два-три отделения из пожарных частей на основных или специальных автомобилях. К расписанию выездов составляются приложения, в которых перечислены: объекты, на которые высылаются силы по повышенным номерам вызова; безводные участки города, на которые дополнительно высылаются автоцистерны и рукавные автомобили; многоэтажные здания, на которые при первом сообщении о пожаре дополнительно высылаются автолестницы, автоподъемники, автомобили ГДЗС, дымососные станции.

В приложении должен быть определен порядок и состав подразделений, выезжающих за пределы обслуживаемого района; порядок передислокации подразделений для охраны города, при возникновении нескольких пожаров в городе (районе, области).

При составлении расписания выездов необходимо принимать во внимание, что в практике работы пожарной охраны принято считать безводными районами и участками такие, где водоисточники удалены от зданий и сооружений более чем на 500 м, а с недостаточным водоснабжением (территорию города или объектов)— водопровод, способный обеспечить расход воды 10—15 л/с, или удаление водоисточников на 300—500 м.

Расписание выезда на пожары находится на ЦППС гарнизона, а в каждой пожарной части имеется выписка из расписания. Ответственность за своевременную высылку на пожар всех сил в соответствии с расписанием выезда возлагается на диспетчера ЦППС.

На объекты, где для успешного тушения крупных пожаров потребуется большое количество сил и средств или пожар может нанести большой материальный ущерб, составляются планы пожаротушения.

2. План пожаротушения — оперативный документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара.

Основное назначение плана — помочь руководителю тушения правильно определить решающее направление, использовать прибывающие силы и средства с учетом специфических особенностей развития пожара и предупредить тяжелые последствия, возможные в результате пожара. Общий перечень объектов, на которые должны быть разработаны планы, определяет начальник гарнизона пожарной охраны.

Планы пожаротушения, как правило, составляются на нефтебазы, склады лесоматериалов и лесозаводы, театры, дворцы и дома культуры, кинотеатры, больницы, школы-интернаты, базы продовольственных и промышленных товаров, универмаги, предприятия с пожаровзрывоопасной технологией производства, мелькомбинаты и крупные элеваторы; производственные корпуса промышленных предприятий с большой площадью сгораемых покрытий, бесфонарные производственные здания, морские порты и аэропорты, электростанции, музеи, картинные галереи, уникальные высотные и важнейшие общественные здания. Разработке плана предшествует большая подготовительная работа. Тщательно изучаются оперативно-тактические особенности объекта, описания крупных пожаров на аналогичных объектах, оценка возможного времени сосредоточения сил и средств, необходимых для успешного тушения пожара. Затем устанавливают наиболее сложный по обстановке вариант возможного пожара и производят расчет сил и средств, необходимых для его тушения. При обосновании оптимального варианта устанавливаются: место возможного возникновения пожара; максимально возможная площадь с учетом наиболее сложного варианта обстановки; требуемая интенсивность подачи и удельный расход огнетушащих средств, способы и приемы тушения. Например, для нефтебазы расчет следует вести на такой случай пожара, для ликвидации которого потребуется наибольшее количество сил и средств (случаи разлива ЛВЖ и ГЖ в обваловании, охвата пламенем нескольких резервуаров или всей группы и т. п.). На многих объектах с учетом линейной скорости распространения огня могут быть определены скорость роста площади пожара; площадь пожара; зона задымления и концентрация продуктов сгорания; зона теплового излучения; пределы огнестойкости конструкций; возможная продолжительность свободного горения и т. д. При обосновании возможного места возникновения пожара на объектах с массовым пребыванием людей учитывается максимальная опасность для людей и сложность обеспечения их безопасности.

В плане необходимо иметь также вкладыш для лица, ответственного за соблюдение правил техники безопасности, где должны быть даны рекомендации по подготовке и осуществлению мер безопасности при возможном вскипании и выбросе горящей нефти, различные справочные данные о скорости прогрева и выгорания ЛВЖ и ГЖ. В текстовой части плана в специальном разделе «Расстановка сил и средств» целесообразно четко сформулировать задачу каждому подразделению, участвующему в тушении пожара. На крупные объекты, имеющие несколько пожароопасных и сложных в оперативно-тактическом отношении цехов, установок, складов и т. п., по решению начальника гарнизона могут составляться планы на отдельные цеха, установки, участки и т. п.

В графической части плана представляется план-схема объекта с указанием разрывов до соседних строений, нанесением дорог, водоисточников и других данных, характерных для развития пожара и организации его тушения. К плану прикладывают поэтажные планы, а в необходимых случаях разрезы зданий, сооружений объекта. Графическая часть плана должна быть возможно полнее и включать максимум необходимых сведений. В ней должны найти отражение основные конструктивные и планировочные решения, возможные пути распространения пожара через перекрытия, стены и противопожарные преграды, расположение пусковых устройств систем пожаротушения, дымовых люков, задвижек трубопроводов, по которым транспортируются огнеопасные продукты, аварийной вентиляции, взрывоопасные места.

На плане-схеме объекта наносятся водоисточники, которые можно использовать при тушении пожара, расстояние от этих водоисточников до основных зданий, рекомендуемое направление прокладки магистральных рукавных линий.

Графическая часть плана должна быть строго сориентирована на местности, оставаться наглядной и не перегружаться второстепенными данными.

Разработанный план утверждает начальник гарнизона пожарной охраны, после чего он должен быть согласован с дирекцией объекта и заинтересованными службами. В случае когда планом предусматривается привлечение к тушению сил и средств других объектов или служб города или района, не предусмотренных расписанием выезда, план представляется на согласование в горрайис-полком.

3. Карточка пожаротушения представляет собой оперативный документ, содержащий данные об объекте и путях эвакуации. Составляются карточки на детские учреждения (если нет необходимости в составлении планов пожаротушения), пришкольные интернаты и школы III—V степени огнестойкости зданий.

Для удобства пользования карточки пожаротушения должны быть одинакового формата (15х20 см). В текстовой части карточки указываются адрес объекта, маршрут следования, номер телефона, количество детей в дневное и ночное время, конструктивные особенности и планировочные решения, которые не удается отразить в графической части.

Графическая часть карточки состоит из схемы расположения учреждения на местности и поэтажных планов, показаны разрывы до ближайших домов и степень их огнестойкости, ближайшие улицы, водоисточники, расстояние от них до учреждений.

В поэтажных планах показывают все входы в здание и другие эвакуационные пути, стационарные лестницы, все помещения и их наименования, количество мест для размещения людей в каждом помещении, место нахождения обслуживающего персонала.

Ночные спальные помещения выделяют другим цветом.

Карточки рассматривает и утверждает начальник пожарной части. Хранят их на пункте связи части в специальной картотеке. Боевые действия личного состава дежурных караулов отрабатываются на каждое детское учреждение согласно разработанной карточке во время пожарно-тактических занятий с караулом

Приложение к т.3.

Оперативно-служебная документация пожарной части и гарнизона пожарной охраны

1. Документы службы дежурного караула

Книга службы;

Учебный журнал;

Журнал учета зачетов (инструктажей) по ТБ

Личные карточки газодымозащитников

Журнал учета участков, перекрытых проездов и неисправного противопожарного водоснабжения

Эксплутационные карточки пожарных автомобилей

Журнал испытания ПТВ и аварийно спасательного оборудования

Карточки боевых действий караулов на пожарах

Паспорта напорных и всасывающих рукавов

Ведомость состояния рукавного хозяйства части

Журналы учета ТО пожарных автомобилей

Техническая и специальная литература и ее опись

Строевая записка

Журнал учета ГСМ по СИКАР

Журнал регистрации проверок №1, №2 дыхательных аппаратов

Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных машин

Сведения о работе пожарных подразделений

Расписание занятий

Журнал трехступенчатого контроля по ТБ (1 и 2 ступень)

Журнал трехступенчатого контроля по ТБ (3 ступень)

Журнал трехступенчатого контроля по ГДЗС

Папка начальника караула

Папка по усиленному варианту несения службы

График разработки, корректировки и отработки планов и карточек пожаротушения

Журнал учета пожарных гидрантов района охраны части

2 Оперативно- служебная документация ПЧ.

  • Планы и карточки ПЖТ (пожаротушения);

  • Инструкции о взаимодействии со службами жизнеобеспечения;

  • Перечень адресов сотрудников ПЧ;

  • Путевки;

  • Позывные радиостанций;

  • Книга входящих телефонограмм;

  • Журнал приема технического состояния средств, связи;

  • Журнал строевая записка;

  • Справочник телефонов;

  • Приказ «Об утверждении расписания выезда подразделений (план привлечения сил и средств)»;

  • Журнал пункта связи;

  • Инструкция по работе радиотелефониста;

План- карта района выезда с наименованием водоисточников, пожароопасными предприятиями

3 Оперативные документы, планирующие деятельность гарнизона пожарной охраны

1. Расписание выезда пожарных подразделений гарнизона

2. План пожаротушения

3. Карточка пожаротушения

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ СЛУЖБЫ НАЧАЛЬНИКА ДЕЖУРНОГО КАРАУЛА

⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25

1. Функциональные обязанности начальника дежурного караула

2. План (расписание) привлечения сил и средств для тушения пожа­
ров на объектах города и в населенных пунктах района

3. Межрайонное расписание привлечения сил и средств

4. Выписка из плана привлечения пожарных поездов ЮВЖД на
тушение крупных пожаров на особо важных объектах района

5. Инструкция обязанностей постового у фасада

6. Инструкция дневального по гаражу

7. Инструкция дежурному по караулу

8. Распорядок дня л/с дежурного караула

9. Инструкция действий л/с караула при возникновении пожара в
здании пожарной части

10. Инструкция действий л/с дежурного караула при нападении на
постового у фасада или пожарную часть

11. Инструкция действий начальника дежурного караула на случай
возникновения аварии или пожара на объектах с наличием СДЯВ

12. Инструкция действий л/с караула при возникновении пожара на
объектах с биологически активными веществами инфекционного профиля

13. Инструкция по тушению пожаров в условиях собой опасности
для л/с ПЧ-42

14. Инструкция взаимодействия пожарной охраны с другими служ­
бами района:

14.1. Скорой медицинской помощью, Кантемировским ТМО

14.2. Вневедомственной охраной

14.3. Милицией

14.4. Службой газоснабжения

14.5. Службой водоснабжения

14.6. Районным узлом связи

14.7. Штабом ГО

14 8. Службой Кантемировской РЭС

14.9. Кантемировской электросетью

14.10.Кантемировской агропромхимией

14.11.Кантемировским мясокомбинатом

14.12.Кантемировка-молоко

15. Табель боевого расчета

16. Инструкция начальнику дежурного караула при получении сигна­
лов по гражданской обороне

17. Нормы табельной положенности на пожарные автомобили,
имеющиеся в пожарной части (отдельно)

18. Инструкция начальнику дежурного караула при введении плана
«Заложник»

19. Инструкция начальнику дежурного караула при получении сиг­
нала «Вулкан» (массовые беспорядки)

20. Список объектов, на которые разработаны оперативные планы
пожаротушения


21. Список объектов, на которые разработаны оперативные карточки
пожаротушения

22. Списки населенных пунктов района, на которые разработаны
оперативные карточки пожаротушения

23. Список объектов района, на которых имеются СДЯВ

24. Список объектов, где имеются биологически активные вещества

25. Список объектов с ночным пребыванием людей

26. Список объектов с массовым пребыванием людей

27. Список объектов со сгораемым покрытием большой площади

28. Список зданий с подвалами сложной планировки

29. Список ДПД ПСО района, имеющих выездную пожарную технику

30. Планшет водоисточников района

31. Список личного состава части

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ СЛУЖБЫ ДЕЖУРНОГО КАРАУЛА

1. Функциональные обязанности начальника дежурного караула

2. Функциональные обязанности командира отделения

3. Функциональные обязанности водителя

4. Функциональные обязанности диспетчера

5. Инструкция обязанностей дежурного диспетчера при получении
условных сигналов Гражданской Обороны

6. Инструкция обязанностей начальника дежурного караула при
получении условных сигналов ГО

7. Расписание привлечения сил и средств для тушения пожаров в
Павловском районе на военное время

8. Таблица времени пребывания личного состава на зараженном
участке

9. Аварийные карточки

10. Выписка из расчета обеспечения личным составом и техничес­
кими средствами внештатных отрядов УГПС

11. Мероприятия, проводимые ПЧ при введении в действие плана
УВД при ЧО

12. Инструкция обязанностей начальника дежурного караула при
получении сигнала «Вулкан» (массовые беспорядки)

13. Инструкция обязанностей начальника дежурного караула при
введении плана «Заложник»

14. Инструкция обязанностей дежурного по караулу

15. Инструкция обязанностей дневального по гаражу

16. Инструкция обязанностей постового у фасада

17. Инструкция обязанностей дневального по помещениям

18. Инструкция о мерах ПБ на территории и в помещениях пожарного
депо ПЧ-48

19. Инструкция о действиях дежурного караула в случае возникно­
вения пожара в здании пожарной части

20. Инструкция действий личного состава в случае нападений хули­
ганствующих элементов на постового у фасада или пожарную часть

21. Инструкция взаимодействия пожарной охраны с медицинским
персоналом на случай возникновения пожара и мерах безопасности в
лечебно-профилактическом учреждении инфекционного профиля

22. Список объектов по Павловскому району с наличием биоло­
гически-активных веществ

23. Инструкция действий начальника дежурного караула на случай
возникновения аварии, пожара на объектах с наличием СДЯВ

24. Список объектов с наличием СДЯВ, расположенных в Павлов­
ском районе

25. Таблица цифровых позывных Павловского гарнизона пожарной
охраны

26. Распорядок дня личного состава дежурного караула

27. Табель боевого расчета отделения на автоцистерне

28. Норма положенности пожарно-технического вооружения, обору­
дования и инвентаря на автоцистернах АЦ-40(130) 63; АЦ-40(131)

29. Норма положенности пожарно-технического вооружения, обору­
дования и инвентаря на автолестнице АЛ-30(131) ПМ506

30. Выписка из приказа о допуске лиц к работе с бензопилой

31. Выписка из приказа о назначении санинструкторов

32. Выписка из приказа о назначении химиков-дозиметристов

33. Выписка из приказа о допуске к самостоятельной работе диспет­
черов и лиц, их подменяющих

34. Выписка из приказа «О допуске лиц к работе с «СОТ-5М»

35. Выписка из приказа «О назначении постовых на посту безопас­
ности»

36. Выписка из приказа «О допуске к работе на наждачном станке»

Перечень принятых в Пособии сокращений……………………………………………… 4

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………………………………… 5

1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА КАРАУЛА И ИХ ОБЯЗАННОСТИ……………….. 6

Общие обязанности начальника караула…………………………………………………. 6

Обязанности начальника караула по направлению деятельности………… 7

Обязанности личного состава дежурного караула…………………………………. 10

2. СМЕНА КАРАУЛОВ……………………………………………………………………………….. 12

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО НАРЯДА……………………….. 16

4. ПРОВЕРКА ГАРНИЗОННОЙ И КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБ …………………… 18

5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ………………………………………. 21

Подготовка к занятиям……………………………………………………………………………….. 22

Проведение занятий …………………………………………………………………………………… 27

6. ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ (УМТБ)………………………………………………………….. 32

Класс пожарно-тактической подготовки………………………………………………….. 32

Класс пожарно-технической подготовки…………………………………………………. 33

Учебные объекты………………………………………………………………………………………… 34

7. УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ГДЗС И ИХ

ОСНАЩЕНИЕ………………………………………………………………………………………. 36

8. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ГАЗОДЫМОЗА-

ЩИТНИКАМИ……………………………………………………………………………………… 45

Требования по охране труда при проведении тренировок в СИЗОД ….49

9. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ…………………………………………………………………………………………… 51

10. ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В ДЕЖУРНОМ

КАРАУЛЕ……………………………………………………………………………………………… 56

11. ОРГАНИЗАЦИЯ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ……………………… 61

12. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ГДЗС……………………………………. 66

13. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОТИВОГАЗОВ И

ДЫХАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ………………………………………………………….. 70

14. СОДЕРЖАНИЕ ПРОТИВОГАЗОВ И ДЫХАТЕЛЬНЫХ АППА-

РАТОВ…………………………………………………………………………………………………… 78

15. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЕ……………. 80

16. ПРИМЕНЕНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ ГДЗС НА ПОЖАРЕ……………………… 82

17. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИЗОД И СПОСОБЫ ИХ

УСТРАНЕНИЯ……………………………………………………………………………………… 89

Возможные неисправности КИП-8 и способы их устранения………………… 89

Возможные неисправности респиратора «Урал-10» и способы их

устранения……………………………………………………………………………………………. 91

Возможные неисправности дыхательных аппаратов АП-98-7К, АП-

2000, АП «Север»………………………………………………………………………………….. 94

Возможные неисправности дыхательных аппаратов АИР-98МИ, ПТС
«Профи», ПТС «Стандарт» и способы их устранения……………………….. 95

Возможные неисправности дыхательного аппарата ПТС +90D «Базис»
и способы их устранения…………………………………………………………………….. 96

18. КОНТРОЛЬ ЗА НАЛИЧИЕМ, СОСТОЯНИЕМ И РАЗМЕЩЕНИ-

ЕМ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВООРУЖЕНИЯ НА ПОЖАР­
НЫХ АВТОМОБИЛЯХ………………………………………………………………………… 98

19. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПЫТАНИЯ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ И

ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВООРУЖЕНИЯ………………………………. 101

20. ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ХРАНЕНИЕ И РЕМОНТ ПОЖАРНЫХ

РУКАВОВ…………………………………………………………………………………………… 106

Испытание всасывающих и напорно-всасывающих рукавов………………. 109

21. РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОЖАРНОГО

ВОДОСНАБЖЕНИЯ………………………………………………………………………….. 116

Контроль за содержанием пожарного водоснабжения…………………………. 122

Планшеты и справочники водоисточников……………………………………………. 133

22. ОСОБЕННОСТИ ПОДАЧИ ВОДЫ НА ПОЖАРЕ ПРИ НЕБЛА-

ГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………….. 137

22.1. Особенности подачи воды на пожаре в условиях низких температур 137

22.2. Особенности подачи воды на пожаре в условиях высоких темпе­
ратур ………………………………………………………………………………………………….. 139

22.3. Подача воды на пожаре при ее недостатке…………………………………… 140

Подача воды перекачкой…………………………………………………………………………. 140

23. ИЗУЧЕНИЕ ПОЖАРОВ………………………………………………………………………. 147

23.1. Отчетность о пожарах……………………………………………………………………… 147

Описание пожара……………………………………………………………………………………… 157

23.2. Анализ параметров развития и тушения пожаров………………………… 158

Анализ параметров развития и тушения пожара на одном пожаре …… 158

Расчет параметров развития пожара на одиночном пожаре……………….. 159

Анализ параметров развития и тушения пожаров на группе пожаров. 162

24. РАЗРАБОТКА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПУНКТА СВЯЗИ ЧАСТИ …………… 165

Формы документов……………………………………………………………………………………. 168

24.1. ПРАВИЛА ПРИЕМА СООБЩЕНИЙ О ПОЖАРЕ И СВЯЗАН­
НОЕ С НИМИ ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ АВАРИЙ­
НО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ…………………………………………………………. 172

25. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА………………………………………………. 176

27. ОБРАЗЦЫ ИНСТРУКЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ……………………………. 184

Инструкция о порядке взаимодействия Управления Государственной

противопожарной службы и аварийной службы «Водоканал» при
тушении пожаров, ликвидации последствий аварий и стихийных
бедствий, связанных с пожарами……………………………………………………… 184

Инструкция о порядке взаимодействия Управления Государственной
противопожарной службы и Производственного предприятия
«Водосток» при тушении пожаров, ликвидации последствий ава­
рий и стихийных бедствий, связанных с пожарами………………………… 186

Инструкция о порядке взаимодействия подразделений Управления
государственной противопожарной службы и ООО «Пожарный»
при тушении пожаров, ликвидации последствий аварий и
стихийных бедствий, связанных с пожарами………………………………….. 188

Инструкция о порядке взаимодействия Управления государственной
противопожарной службы и ГП «Горсвет» при тушении пожаров,
ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, связанных
с пожарами…………………………………………………………………………………………. 190

Инструкция о порядке взаимодействия Управления Государственной
противопожарной службы с Государственным предприятием
«Горгаз» при тушении пожаров, ликвидации последствий аварий
и стихийных бедствий, связанных с пожарами на газоснабжаемых
объектах……………………………………………………………………………………………… 192

Инструкция о порядке взаимодействия Управления Государственной
противопожарной службы и АО «Облэнерго» при тушении пожа­
ров, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий,
связанных с пожарами………………………………………………………………………. 194

Инструкция о порядке взаимодействия подразделений Управления
Государственной противопожарной службы и метрополитена при
тушении пожаров и связанных с ними аварийно-спасательными
работами в подвижном составе и на объектах метрополитена …… 196

Инструкция о порядке взаимодействия Управления Государственной
противопожарной службы и государственного предприятия «Лифт»
при тушении пожаров, ликвидации последствий аварий и
стихийных бедствий, связанных с пожарами………………………………….. 199

Инструкция о порядке взаимодействия Управления Государственной
противопожарной службы и станции Скорой и НМП при тушении
пожаров, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий,
связанных с пожарами………………………………………………………………………. 201

Инструкция о порядке взаимодействия Управления Государственной противопожарной службы и Научно-практического Центра экст­ренной медицинской помощи Департамента Здравоохранения….203

Инструкция о порядке взаимодействия подразделений Управления
Государственной противопожарной службы и государственного
сетевого предприятия «Коллектор» при тушении пожаров, ликви­
дации последствий аварий и стихийных бедствий, связанных с
пожарами в коммуникационных коллекторах………………………………… 205

Инструкция о порядке взаимодействия подразделений Управления Государственной противопожарной службы и железной дороги Министерства путей сообщения РФ при тушении пожаров на

объектах и железнодорожном транспорте……………………………………… 207

Инструкция о порядке взаимодействия подразделений Управления Государственной противопожарной службы и Военной комендату­ры при тушении пожаров, ликвидации последствий аварий и

стихийных бедствий, связанных с пожарами………………………………….. 209

Инструкция о порядке взаимодействия подразделений УГПС

и Специализированных управлений по ремонту и наладке систем дымоудаления и противопожарной автоматики Департамента инженерного обеспечения при тушении сложных и развившихся пожаров, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, связанных с пожарами в жилых домах, оборудованных системами

дымоудаления и ППА………………………………………………………………………… 211

Инструкция о порядке взаимодействия подразделений Управления Государственной противопожарной службы с подразделениями УВД (ГУВД) при тушении сложных и развившихся пожаров,

ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий……………….. 213

Инструкция о порядке информации о пожарах, взрывах, авариях

и стихийных бедствиях……………………………………………………………………… 216

Инструкция о порядке взаимодействия подразделений Управления Государственной противопожарной службы и Государственного предприятия энергохозяйства ГК «Гортранс» при тушении пожаров, ликвидации последствий аварий и стихийных

бедствий, связанных с пожарами……………………………………………………… 218

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………. 220

Основная литература……………………………………………………………………………….. 220

Дополнительная литература……………………………………………………………………. 222

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ СЛУЖБЫ НАЧАЛЬНИКА ДЕЖУРНОГО

КАРАУЛА…………………………………………………………………………………………… 223

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ СЛУЖБЫ ДЕЖУРНОГО КАРАУЛА………. 225

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………………………………….. 227

Учебное пособие

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

5. Разработки и ведения оперативной документации дежурного караула

Организация деятельности пожарной охраны г. Моздока

отчет по практике

Оперативно-служебная документация дежурного караула, имеющая своей целью упорядочение организации несения службы, порядка высылки сил и средств на пожар, организации боевой подготовки, газодымо-защитной службы, в конечном итоге должна оказывать помощь начальнику дежурного караула. Частичный перечень оперативно-служебных документов представлен ниже и включает:

· Расписание занятий по боевой подготовке

· Планы и карточки тушения пожаров

· Журнал пункта связи

· Перечень адресов сотрудников подразделений пожарной охраны

· Инструкция по работе диспетчера пункта связи

· Позывные ЦУС и подразделения

· План-карта зоны обслуживания специализированного подразделения ГПС

· План передислокации специализированного подразделения ГПС

· Журналы регистрации проверок №1, №2 СИЗОД

· Журнал учета работающих звеньев ГДЗС

· Книга службы

· Учебный журнал

· Функциональные обязанности и должностные инструкции личного состава

· Личные карточки ГЗДС

· Журнал учета ТО пожарного автомобиля

· Паспорта напорных и всасывающих пожарных рукавов

· Приказ (выписка из приказа), объявляющий решение главы администрации «Об утверждении расписания выезда подразделений гарнизона (Плана привлечения сил и средств)»

· Журнал учета людей, находящихся в детских и лечебных учреждениях в ночное время суток

· Документы по гражданской обороне (перечень определяется в установленном порядке)

· Уставы, наставления, указания, рекомендации, правила, программы, нормативы по вопросам организации службы, подготовки и пожаротушения

· Справочник улиц, переулков, проездов, тупиков, площадей города с указанием номеров домов

· Справочник и планшет водоисточников района выезда подразделения (кроме районов сельской местности)

· Ведомость состояния рукавного хозяйства подразделения

· Журнал испытаний пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования

· Журнал учета участков, перекрытых проездов и неисправного противопожарного водоснабжения

Документы, должны быть вывешены на видных местах в помещениях караула и соответствующим образом оформлены

Документы, указанные в списке, разрабатываются в каждом подразделении ГПС о том числе и специализированных подразделениях.

Порядок разработки документов и ответственных за их исполнение (обновление) устанавливает руководитель подразделения пожарной охраны. В каждом подразделении заводится папка начальника караула, в которой хранятся документы согласно настоящему Перечню. Документы по ГО хранятся в сейфе (металлическом несгораемом шкафу) в кабинете начальника караула, ключи от которого должны находиться у начальника караула. При приеме-сдаче дежурства начальники караулов проверяют и сдают их в установленном порядке.

Другие документы, необходимые для повседневной деятельности подразделения, изложены в соответствующих нормативных правовых актах МЧС России. Руководители подразделения должны не реже одного раза в месяц контролировать порядок хранения, ведения, использования всех документов и своевременно вносить в них коррективы и уточнения. Всю оперативно-служебную документацию подбирают по направлениям, из которых комплектуют рабочие папки, один из вариантов которых может быть следующим:

· папка №1 с документацией по газодымо-защитной службе;

· папка №2 с документацией по производственной санитарии;

· папка №3 с указаниями, приказами, обзорами по вопросам пожаротушения, службы;

· папка №4 с документацией по организации боевой и служебной подготовки;

· папка №5 с документацией по пожарному водоснабжению и рукавному хозяйству. Для каждой из таких рабочих папок составляют опись наличия документов;

· папка №6 с инструкциями о взаимодействии. Кроме этой документации в пожарной части имеется документация, образцы и описание которой представлены в других главах книги.

Организация работы пункта связи отряда и пункта связи части

241. Пункт связи отряда организуется и оборудуется по принципу узла связи ЕДДС. Пункт связи отряда может совмещаться с одним из пунктов связи пожарной части или быть автономным.

242. Пункт связи пожарной части (ПСЧ) создается в каждой пожарной части. Функции радиотелефониста ПСЧ выполняет диспетчер (один из диспетчеров) пожарной части.

Пункт связи пожарной части оборудуется: пультом оперативной диспетчерской связи, с подключением к нему: соединительных линий городской (объектовой) телефонной станции для приема извещений о пожарах и осуществления служебной связи, прямых соединительных линий с наиболее важными объектами, находящимися в районе выезда пожарной части, а также прямой соединительной линии для связи с ЕДДС; стационарными радиостанциями для связи с пожарными автомобилями и ЕДДС; тревожной сигнализацией, другой аппаратурой и иными необходимыми принадлежностями.

Диспетчер осуществляет выполнение следующих функций: прием от заявителя и фиксирование информации о пожаре; прием приказов о выезде на пожары, поступающих от диспетчера ЕДДС; прием извещений о пожарах, поступающих от соседних подразделений гарнизона пожарной охраны; извещение должностных лиц гарнизона пожарной охраны о пожаре, происшедшем вне района (подрайона) выезда, или диспетчера ПСЧ подразделения, в районе (подрайоне) выезда которого произошел пожар; высылку боевых расчетов части к месту тушения пожара (вызова) и обеспечение (поддержание) связи с ними, а также при выезде на пожарно-тактические учения и иные гарнизонные мероприятия; информирование ЕДДС, а также должностных лиц гарнизона пожарной охраны, организаций и учреждений о пожаре.

ПСЧ обеспечивает работу диспетчера в ручном или автоматизированном режимах.

На ПСЧ могут быть установлены приемно-контрольные приборы установок пожарной сигнализации.

На ПСО дополнительно возлагается обеспечение приема и передач телефонограмм и распоряжений для руководства отряда.

ПСЧ в пожарном депо следует располагать справа, а пост технического обслуживания слева от помещения пожарной техники по ходу выезда автомобилей.

Аккумуляторную ПСЧ необходимо размещать в отдельном помещении смежном с ПСЧ. Вход в нее осуществлять через тамбур.

Помещения ПСЧ, дежурной смены и коридоры, соединяющие их, оборудуются аварийным освещением от аккумуляторных батарей и независимого стационарного источника питания.

243. Подвижные узлы связи (ПУС), мобильные узлы связи (МУС) используются в качестве временных пунктов связи для управления силами и средствами пожарной охраны при решении оперативно-тактических задач.

244. ПУС создается начальником оперативного штаба по распоряжению РТП. ПУС организуется на базе оборудования автомобиля связи (связи и освещения), бортовых средств связи других основных, специальных или вспомогательных пожарных автомобилей, а также средств связи объектов, на которых возник пожар.

Работу ПУС обеспечивает отделение связи (связи и освещения), организуемое в гарнизоне пожарной охраны, или специально выделенные сотрудники.

На ПУС возлагается выполнение следующих функций: организация и обеспечение оперативного управления подразделениями ФПС при тушении пожаров и проведения АСР; информационный обмен с ЕДДС (передача оперативных данных непосредственно с мест пожара и проведения АСР, прием управленческих решений от руководства территориальных ФПС и ГУ МЧС России (в сложных ситуациях); доступ к информационным базам данных (получение сведений об объекте, карт районов, плана газовых коммуникаций и водопроводных линий, различных справочных сведений и др.); решение функциональных задач с использованием специализированных АРМ.

ПУС должны быть оборудованы: комплексами средств связи, передачи и обработки данных; терминальными средствами телефонной, факсимильной и радиосвязи; атоматизированными рабочими местами оперативного персонала; системой автономного электрообеспечения и другим специальным оборудованием.

И ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии) сборник примерных программ

Тема 5.11 Оперативно-служебная документация пункта связи части, порядок ее содержания и ведения.
Перечень регламентных документов пункта связи пожарной части. Журналы ПСЧ, строевых записок, учета неисправности средств связи, шестых номеров, план-карта района выезда с нанесенными водоисточниками, пожароопасными предприятиями и т. д. Порядок содержания и ведения документов ПСЧ. Отчет о боевой работе по тушению пожара (№6). Форма отчета о боевой работе по тушению пожара и требования, предъявляемые при его составлении.
Рекомендуемая литература:
основная ;
дополнительная .
Тема 5.12. Охрана труда в подразделениях пожарной охраны МЧС России.
Основные понятия по охране труда. Виды инструктажей в системе ГПС МЧС России, порядок и сроки их проведения.
Требования к помещениям ЦУС, ПСЧ. Объем, площадь, высота помещения. Размещение ПСЧ. Освещение, уровень шума, предельно допустимая напряженность электромагнитного поля на рабочем месте диспетчера. Расстановка аппаратуры. Защита обслуживающего персонала от поражения электрическим током.
Рекомендуемая литература:
основная .
Тема 5.13. Применение ПЭВМ в подразделениях пожарной охраны МЧС России.
Назначение, функциональные возможности и состав ПЭВМ. Отработка практических навыков по работе с ПЭВМ. Особенности применения ПЭВМ в пожарной охране.
Рекомендуемая литература:
основная ;
дополнительная .
Тема 5.14. Центр управления силами (ЦУС) ФПС по субъекту РФ. Создание и развитие единых дежурно-диспетчерских служб. Служба 112.
Назначение и структура ЦУС ФПС. Служба оперативного обеспечения- (СПС «01»). Техническая часть ЦУС. Служба пожаротушения (СПТ). Техническое оснащение ЦУС средствами связи и вычислительной техникой. Основные направления развития единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС). Основные задачи, состав ЕДДС. Этапы развития ЕДДС. Автоматизированные рабочие места ЕДДС. Основные задачи, решаемые с помощью АРМ ЕДДС. IV этап развития ЕДДС- Служба 112.
Рекомендуемая литература:
основная ;
дополнительная .
Тема 5.15. Основные характеристики рангов (номеров) пожаров. Порядок выезда отделений и пожарных автомобилей на пожары.
Основные характеристики рангов (номеров) пожаров и порядок их объявления. Расписание выездов подразделений на пожары и ЧС, план привлечения сил и средств для тушения пожаров и ликвидации ЧС.
Рекомендуемая литература:
основная ;
дополнительная .
Тема 5.16. Оперативно-тактическое изучение района выезда подразделения.
Основные положения по дислокации пожарных депо ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Понятие о районе выезда пожарной части. Цель изучения района выезда части. Изучение района выезда части. Границы района, расположение проспектов, улиц, площадей, размещение наиболее важных и пожароопасных объектов, объекты с установленными повышенными номерами вызова, противопожарное водоснабжение и т. д.
Рекомендуемая литература:
основная ;
дополнительная .
Тема 5.17. Современные и перспективные информационно-телекоммуникационные технологии системы связи МЧС России.
Территориальнораспределенные цифровые сети связи. Корпоративные сети автоматической телефонной связи, системы спутниковой и радиосвязи. Принципы построения сетей с помощью новых цифровых технологий электросвязи. Развитие и совершенствование автоматизированной системы управления связью.
Рекомендуемая литература:
основная .
Тема 5.18. Основные сведения об установках автоматической пожарной сигнализации.
История, назначение, состав, область применения, перспективы развития установок пожарной автоматики. Основные положения ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» об установках автоматической пожарной сигнализации. Качественная характеристика признаков, необходимых для применения пожарной автоматики. Выбор вида пожарной автоматики в зависимости от класса пожаров. Нормативные документы, регламентирующие необходимость защиты различных объектов средствами пожарной автоматики. Определение расчетных параметров с целью выбора вида пожарной автоматики для защиты различных объектов. Общие и специфические требования к установкам пожарной автоматики.
Рекомендуемая литература:
основная: ;
дополнительная: .
Тема 5.19. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности
Состав технического регламента. Основные положения. Цель и сфера применения регламента, основные понятия, правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности.
Классификация пожаров и опасных факторов пожара. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов. Категорирование помещений, зданий и строений. Классификация пожароопасных и взрывоопасных зон. Принцип выбора злектрооборудования.
Требования регламента по обеспечению пожарной защиты зданий и сооружений. Современная пожарно-техническая классификация зданий, конструкций и строительных материалов. Противопожарные преграды. Назначение, классификация. Область применения.
Пожарные депо, их классификация (ст.33). Требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны. Нормативное время следования пожарных подразделений (ст.76). Требования пожарной безопасности к пожарным депо (ст.77).
Лестницы и лестничные клетки, классификация. Лестницы для подъема пожарных подразделений.
Пожарная техника. Классификация. Установки противопожарной защиты. Средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре. Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара.
Противопожарное водоснабжение. Наружное водоснабжение. Расходы воды на тушение пожара. Источники противопожарного водоснабжения. Внутренний противопожарный водопровод. Расходы воды, требуемый напор. Насосы-повысители.
Требования Регламента к противопожарным разрывам.
Пожарные риски. Понятие пожарного риска, допустимый пожарный риск. индивидуальный и социальный пожарные риски (ст.2 п.п. 8,9,28, 43 Технического регламента).
Нормативные значения пожарного риска для производственных объектов и величины индивидуального и социального пожарных рисков для людей, находящихся в селитебной зоне.
Требования к пожарному инструменту и дополнительному снаряжению пожарных, требования к пожарному оборудованию (пожарным гидрантам, колонкам, рукавам, стволам, пеногенераторам).
Лифты для транспортирования пожарных подразделений.
Основная литература:

  1. Федеральный Закон от 22.07.2008г. №123 – Ф3. » Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  2. ГОСТ12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования» с обязательными Приложениями 2 и 3.
  3. ГОСТ Р 12.3.047-98 » Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля».
  4. НПБ105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» Раздел 7- Метод оценки индивидуального риска.
  5. СП 4 — Свод правил «Средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре. Нормы и правила размещения и применения».
  6. ГОСТ Р 3_5_4 «Промышленные предприятия. Требования пожарной безопасности»
  7. СП 3 – Свод правил » Предотвращение распространения пожара на объектах защиты. Требования пожарной безопасности».
  8. НПБ 104-03; «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях».
  9. НПБ 110-03. «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования подлежащих защите АУПТ и АПС»
  10. .НПБ250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях».

Дополнительная литература:

  1. МДС21-1.98 , приложение 3 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
  2. Справочник «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения» под редакцией А.Н.Баратова и А,Я. Корольченко, Москва, «ХИМИЯ», 1990г.
  3. ППБ01-03 » Правила пожарной безопасности в Российской Федерации».

Вопросы к экзамену:

    1. Цель и сфера применения регламента.
    2. Понятие опасных факторов пожара и их действия на людей.
    3. Как классифицируются пожары, классы пожаров.
    4. Пожарно-техническая классификация зданий, помещений и строений. Степень огнестойкости зданий.
    5. Лестницы и лестничные клетки. Классификация. Лестницы для подъема пожарных подразделений.
    6. Классификация пожарных депо. Требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны. Нормативное время следования пожарных подразделений.
    7. Требования пожарной безопасности к пожарным депо.
    8. Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях.
    9. Противопожарное водоснабжение. Наружное противопожарное водоснабжение. Расходы воды на тушение пожара. Источники противопожарного водоснабжения
    10. Внутренний противопожарный водопровод. Расходы воды на внутреннее пожаротушение, требуемый напор.
    11. Противопожарные преграды. Классификация. Назначение, область применения.
    12. Противопожарные разрывы, их назначения. Требования Регламента к противопожарным разрывам.
    13. Пожарные риски. Понятие пожарного риска, допустимый пожарный риск. Индивидуальный и социальный пожарные риски.
    14. Нормативные значения пожарного риска для производственных объектов и величины индивидуального и социального пожарных рисков для людей, находящихся в селитебной зоне.
    15. Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
    16. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов.
    17. Категорирование помещений, зданий и строений.
    18. Классификация пожароопасных и взрывоопасных зон. Принцип выбора злектрооборудования.
    19. Средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре. 2 Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
    20. Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара.
    21. Требования к пожарному инструменту и дополнительному снаряжению пожарных, требования к пожарному оборудованию (пожарным гидрантам, колонкам, рукавам, стволам, пеногенераторам).
    22. Понятие предела огнестойкости строительных конструкций.

Тема 5.20. Системы автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
Назначение и область применения автоматической пожарной (АПС) и охранно-пожарной сигнализации (ОПС). Основные параметры, характеризующие развитие пожара, являющиеся носителями информации о пожаре. Основные функции установок пожарной, охранно-пожарной сигнализации. Классификация и основные параметры систем пожарной сигнализации. Основные принципы построения схем АПС и ОПС. Неадресные, адресные и адресно-аналоговые системы пожарной сигнализации.
Основные положения ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» по системам пожарной сигнализации.
Классификация, назначение и область применения пожарных извещателей (ПИ). Ручные и автоматические ПИ.
Виды, состав, принцип действия, технические характеристики, эксплуатация ПИ. Назначение и основные функции, область применения, общее устройство приемных станций пожарной сигнализации, сигнально-пусковых устройств, приборов приемно-контрольных пожарных. Схемы включения пожарных извещателей. требования к размещению, электропитанию и линиям сигнализации устройств.
Рекомендуемая литература:
основная: ;
дополнительная: .
Тема 5.21. Автоматические установки пожаротушения. Водяные и пенные установки.
История и перспективы развития, классификация, назначение, область применения установок пожаротушения. Установки водяного и пенного пожаротушения. Виды, схемы, принцип действия установок. Основное оборудование установок: контрольно-пусковые узлы, оросители, водопитатели, дозаторы, их устройство. Требования нормативных документов к проектированию и эксплуатации установок.
Рекомендуемая литература:
основная:
Тема 5.22. Автоматические установки газового, порошкового, парового и аэрозольного пожаротушения.
Газовые огнетушащие составы: виды, свойства, принципы тушения, концентрация. Классификация, виды установок газового пожаротушения (УГПТ). Схемы, устройства, принцип работы, способы пуска УГПТ. Требования нормативных документов к проектированию, монтажу и эксплуатации УГПТ. Огнетушащие порошки, используемые в автоматических установках порошкового пожаротушения (АУППТ). Назначение, виды, область применения, ТТХ, состав, принцип работы АУППТ.
Установки парового и аэрозольного пожаротушения: назначение, состав, принцип работы. Требования нормативных документов к проектированию, монтажу и эксплуатации установок парового и аэрозольного пожаротушения.
Рекомендуемая литература:
основная:
Тема 5.23. Боевая одежда и снаряжение пожарного. Спасательные средства.
Виды, назначение и характеристики боевой одежды и снаряжения пожарного. Пожарные спасательные средства и устройства: верёвки пожарные спасательные, устройства канатно-спускные пожарные, устройства спасательные прыжковые пожарные, устройства метательные пожарные пневматические, устройства спасательные рукавные пожарные. Основные положения ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» по специальной защитной одежде пожарных, средствам самоспасания и дополнительному снаряжению пожарных. Требования правил по охране труда к боевой одежде, снаряжению пожарного и спасательным средствам.

Рекомендуемая литература:
основная: ;
дополнительная: .
Тема 5.24. Пожарное и аварийно-спасательное оборудование, вывозимое на основных пожарных автомобилях. Ручной немеханизированный и механизированный инструмент.
Табели положенности ПТВ, вывозимого на основных пожарных автомобилях общего применения.
Основные положения ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» по пожарному инструменту.
Размещение ПТВ на пожарных автомобилях. Закрепление ПТВ за номерами боевого расчета отделения на пожарной автоцистерне.
Ручной немеханизированный инструмент: ломы, багры, крюки, топоры, пилы, лопаты, ножницы для резки металлических решеток, комплект для резки электропроводов (ножницы, резиновый коврик, боты, резиновые перчатки), комплект инструмента пожарного ручного немеханизированного УКИ-12, инструмент ручной аварийно-спасательный ИРАС.
Ручной механизированный и аварийно-спасательный инструмент: универсальный комплект механизированный УКМ-4, дисковые и цепные пилы, комплекты гидравлического аварийно-спасательного инструмента «Простор», «Спрут», «Медведь», ножницы гидравлические НГ-16.
Назначение, устройство, техническая характеристика, область и порядок применения пожарного и аварийно-спасательного инструмента. Требования правил по охране труда при работе с инструментом.
Работа с немеханизированным, механизированным и аварийно-спасательным инструментом. Ознакомление с размещением инструмента на пожарных автомобилях.
Рекомендуемая литература:
основная: ;
дополнительная: .

: Назначение и организация пунктов связи пожарных подразделений. Должностные обязанности, правила работ радиотелефониста (диспетчера)

Тема: Назначение и организация пунктов связи пожарных подразделений. Должностные обязанности, правила работ радиотелефониста (диспетчера) ПСЧ подразделения
Выполнила:диспетчер
Сержант вн.службы
Шамохина Т.В.
Введение
служба связи — система подразделений связи ГПС, а так же вид деятельности по обеспечению связи в ГПС, эффективному комплексному применению средств связи и квалифицированнойтехнической эксплуатации этих средств в органах управления и подразделениях;
связь — совокупность сетей и служб связи, функционирующих на территории Российской Федерации как единый организационно-технический комплекс, обеспечивающий управление в системе ГПС;
средства связи — техническая база, для обеспечения процессов сбора, обработки, накопления и распределения информации;
узел связи —организационно-техническое объединение сил и средств связи для обмена информацией с органами управления, подразделениями ГПС и должностными лицами в процессе управления;
канал связи — совокупность технических средств (передатчик, приемник, линия связи или иная среда распространения), обеспечивающих передачу информации;
эксплуатация средств связи — комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих функционированиесредств связи в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации;
техническое обслуживание средств связи — комплекс работ для поддержания исправности и работоспособности аппаратуры связи при ее подготовке к использованию и в процессе применения по назначению, а также при хранении и транспортировании;
метрологическое обеспечение — комплекс организационно-техническихмероприятий, направленных на соблюдение единства и требуемой точности измерений параметров средств связи и автоматизации с целью поддержания их в постоянной готовности к действию;
ремонт средств связи — комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности аппаратуры связи;
ресурс средств связи — время гарантированной наработки до момента списания.
Организация деятельности ПСО, ПСЧ
50. ПСОорганизуется и оборудуется по принципу ЦУС.
51. ПСЧ создается при каждой пожарной части и осуществляет следующие функции:
прием от заявителя и фиксирование информации о пожаре;
прием приказов о выезде на пожары, поступающих от диспетчера ЦУС;
прием извещений о пожарах, поступающих от соседних подразделений гарнизона;
высылку боевых расчетов части на тушение пожаров;
поддержание связис пожарными автомобилями подразделения, выехавшего на пожар, а также при выезде на пожарно-тактические учения и иные гарнизонные мероприятия;
информирование ЦУС, а также должностных лиц и организаций о пожарах.
52. ПСЧ оборудуется:
коммутатором с подключением к нему соединительных линий городской (объектовой) телефонной станции для приема извещений о пожарах и осуществления служебной связи, прямыхсоединительных линий с наиболее важными объектами, находящимися в районе выезда пожарной части, а также прямой соединительной линией с ЦУС;
радиостанциями для связи с пожарными автомобилями и ЦУС;
установкой тревожной сигнализации и другой аппаратурой, а также часами и иными необходимыми принадлежностями.
53. На ПСЧ могут быть установлены приемно-контрольные приборы установок пожарной сигнализации.
54. На ПСОдополнительно возлагается обеспечение приема и передач телефонограмм и распоряжений для руководства отряда.
55. ПСЧ в пожарном депо следует располагать справа, а пост технического обслуживания слева от помещения пожарной техники по ходу выезда автомобилей.
ПСЧ должен иметь естественное освещение, и располагаться смежно с помещением пожарной техники. В разделяющей их перегородке следуетпредусматривать окно размерами 1,2×1,5 м на расстоянии 0,6 м от пола, которое оборудуется приспособлением для передачи путевок. Выход из помещения пункта связи непосредственно в помещение пожарной техники не допускается.
56. Аккумуляторную ПСЧ необходимо предусматривать в отдельном помещении смежно с ПСЧ. Вход в нее осуществляется через тамбур.
57….

Эффективность спасательных работ и тушение пожаров, в том числе, основывается на трех показателях: квалификации пожарных и спасателей, быстроте реагирования и качественной связи между подразделениями, а также между ними и штабом. Поэтому организация связи на пожаре – важнейший критерий. Главное назначение связи – передача информации о начале и месте пожара, контроль над проводимыми мероприятиями, связанными с тушением очага возгорания, плюс поддержка подразделений вновь появившейся информацией.

Только связь сплачивает разрозненные подразделения МЧС России, координируя их действия. При этом с ее помощью можно упорядочить взаимодействие центрального пульта с частями, а также со специалистами, которые работают индивидуально. То есть все пожарные из разных отделов начинают работать в одной команде.

Что собой представляет система связи

Для обеспечения информацией действующих на пожаре подразделений используют разные системы связи. Они подразделяются на стационарное оборудование или передвижные модули. К ним добавляется контролирующие качество приборы и прочее.

Центральное место занимает так называемый связующий компонент. Его задача — организация получения и передачи информации о случившихся катастрофах и пожарах. Информация может поступать от граждан посредству телефона или нажатия кнопки пожарной сигнализации. А также от приборов, установленных на объектах и отвечающих за противопожарную безопасность последнего (разного рода датчики).

Вся информация поступает на два пульта управления одновременно:

  • ЦУС – управляющий системой связи;
  • ПСЧ – пункт связи пожарной части (территориальной).

Схема организации связи на пожаре

Есть задачи, которые ставятся перед этими центральными пунктами:

  1. Объединяются функции передачи информации между подразделениями, управляющими органами и должностными лицами.
  2. Происходит объединение технических средств и сил, которые будут обеспечивать все подразделения требуемой информацией. В технические средства входят передатчики и линии связи.
  3. Организация обслуживания и ремонта связующих узлов, пунктов и линий.
  4. Организация технических и эксплуатационных мероприятий. Для этого существует специальная нормативная документация. Именно она ложиться в основу проверок работоспособности оборудования.
  5. Организация хранения полученной информации в течение определенного срока, установленного нормативами. Это общая база, в которой поступившая информация дополнительно обрабатывается.

При этом связь осуществляет дополнительные функции:

  • принимает и отправляет информацию о ситуациях на пожарах или катастрофах в вышестоящие инстанции;
  • если пришел запрос на отправку дополнительного оборудования, то порядок таков – запрос сразу отправляется в определенную специализированную инстанцию;
  • проводит контроль над подразделениями, которые задействованы в ликвидации пожара;
  • проводит обмен оперативной информацией между расчетами и подразделениями, которые относятся к категории вспомогательных;
  • доводит оперативную информацию до властей, должностных лиц, вышестоящих организаций.

Организация соединения ЦУС с другими объектами

Виды связи по их функционалу

К видам и средствам связи пожарной охраны надо подходить с позиции, какие функции они выполняют. Всего их четыре вида:

  1. Связь, с помощью которой производят организацию извещения о случившемся пожаре. То есть ее задача – передать уведомление о нештатной ситуации.
  2. Связь, которой пользуются в процессе тушения очагов возгорания. Здесь несколько разновидностей: управленческая, информационная и для взаимодействия пожарных расчетов и вспомогательных подразделений.
  3. Оперативно-диспетчерская. С ее помощью решают практические задачи в более оперативном исполнении.
  4. Административно-управленческая. С помощью этого вида связи на пожаре решаются вопросы административного плана.

Извещение пожаров

Основная функция, которую возлагают на эту разновидность, обеспечить беспрерывную передачу данных от граждан и приборов, обеспечивающих противопожарную безопасность на объектах. Эти сигналы принимает ПСЧ и ЦУС. В функции связи извещения входят:

  1. Организация обеспечения телефонной связи, которая соединена линией между городской телефонной станцией и управляющей системой (ЦУС). Для вызова пожарного диспетчера необходимо набрать набор цифр – 01. Если автоматизированная телефонная станция, к примеру, в поселке отсутствует, а все звонки проходят через коммутатор, то при подаче заявки необходимо сказать одно слово – пожар. Коммутатор сразу без выяснений соединит с пожарной частью или ЦУС.
  2. В пожарных гарнизонах устанавливаются передатчики от противопожарной системы сигнализации объектов, находящихся на особом контроле. Важно – объект должен располагаться в подведомственной территории гарнизона.
  3. Организация связи в пожарной охране напрямую с объектами особой важности. То есть объекты соединяются напрямую с ЦУС или ПСЧ.
  4. Нередко извещение проводится напрямую к подразделениям, которые будут реагировать на поступивший сигнал.
  5. Канал, соединяющий центральную управляющую систему с правоохранительными органами, а также с охранными компаниями, у которых контракты на охрану объектов.
  6. Постоянный канал с добровольными пожарными дружинами и с отдельными ее участниками.
  7. Организация и поддержка связи со всеми вспомогательными подразделениями: транспортными, специального назначения и прочими.

Функциональные возможности связи извещения

Оперативно-диспетчерская

Виды связи на пожаре определяются тем, каким способом происходит передача информации. Оперативно-диспетчерская является телефонной. В ЦУСе сидит диспетчер, который передает данные о пожаре, а также обеспечивает общение между центральным постом и частями, подразделениями, участвующих в тушении очага возгорания.

Главная задача – организация оперативной доставки изменяющейся информации. На пожаре каждую минуту меняется обстановка, поэтому выехавшие части могут недооценить ее после того, как приедут на место возгорания. Поэтому задача диспетчера – постоянно держать в курсе подразделения.

Диспетчер во время работы

Связь, используемая пожарными подразделениями

К организации связи пожарной охраны непосредственно на пожаре подходят с большой ответственностью. Потому что основная ее задача – соединение между собой сотрудников, участвующих в тушении огня, чтобы они оперативно передавали информацию об изменяющейся обстановке. Это радиосвязь, которая формируется на основе стационарных или передвижных модулей. Чем она лучше и шире, тем эффективнее происходит тушение пожара. Особенно это важно, когда тушение ведут по разным технологиям.

К назначению и организации пунктов связи пожарных частей подходят с позиции увеличения возможностей передачи данных. И в зависимости от степени и объемов пожара на объекты могут устанавливаться и использоваться разные виды связи в пожарной охране.

  1. ЦУС или ПСЧ. В ее состав входит телефонная линия, которая подключена к городским линиями и АТС соответственно. Она необходима для соединения с важными городскими объектами. Если используется ПСЧ, то дополнительно станция укомплектовывается радиосвязью, сигнализацией и другим видом оборудования, которое используется при контроле над пожарами.
  2. ППС – подвижные пункты. Это мобильные установки, которые перевозят на место возникновения пожара. Считается временной связью, но именно этот вариант соединения между частями и подразделениями можно отнести к высокоэффективным.
  3. ПСО – пункт связи отряда. Эта разновидность дает возможность руководящему составу, который руководит мероприятиями, связанными с ликвидацией очага возгорания, иметь непосредственную связь с подразделениями гарнизона. Именно через нее командиры и штаб получают достоверную информацию от непосредственных участников тушения пожара, находящихся в зоне возгорания. Если пожар – ситуация, требующая больших средств и сил, то ПСО соединяет штаб с тыловыми частями и командирами автотранспортных служб.

Организация мобильного связного пункта, развернутого на месте пожара

Порядок организации связи в гарнизонах пожарной охраны непосредственно на объектах, где зарегистрированы очаги возгорания, основывается и на других видах связи. Это громкоговорители, небольшие мобильные установки радиосвязи. Если появляется необходимость, то доставляют в зону пожара автотранспорт с системами оповещения. Чаще используют полевые радиостанции или телефоны на несколько абонентов, мегафоны и прочее.

Если возможности использовать вышеперечисленные способы и оборудование нет, то применяют сигнальную технику, к примеру, прожектора или фонарики. Редко передачу информации обеспечивают с помощью связных, которые бегают от подразделения к подразделению или перемещаются на велосипедах или мотоциклах.

Административно-управленческая

Назначение этого вида – управленческая, в основе которого лежат контролирующие функции. Для этого используют ведомственную телефонную линию. Но сегодня возможности управлять и контролировать пожарные части и гарнизоны расширились. Стали использовать Интернет и мобильную сотовую связь.

Разнообразие административно-управленческой связи

Но даже в этом случае есть требования к использованию нововведений. Последние не должны мешать проведению оперативных мероприятий, связанных с тушением пожаров. Поэтому и сегодня чаще пожарные пользуются радиосвязью или телефонной проводной. А значит, передвижные или переносные станции еще в ходу.

Грамотная организация связи на пожаре дает возможность эффективно проводить мероприятия по тушению очагов возгорания. Поэтому все станции всегда находятся в технически исправном состоянии.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *