Что такое публичный сервитут и какими нормами законодательства регулируется?

Публичный сервитут является одной из наиболее популярных форм установления права использования чужого участка в настоящее время, которое практикуется государством для достижения цели улучшения жизни других владельцев земельных участков. Публичным сервитутом принято считать такое обременение земельного участка, инициатором которого выступает государство для того, чтобы владельцы расположенных рядом земельных наделов могли свободно пользоваться своими участками.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Регулирование всех вопросов, связанных с установление сервитута на земельные участки, независимо от того носит он характер публичного или частного, осуществляется в рамках Земельного и Гражданского Кодекса. Эти нормативные акты производят полноценное регулирование не только процедуры установления обременения, но и рассмотрение тех целей, для которых такое обременение может быть установлено.

Публичный сервитут устанавливается на основании как Гражданского, так и Земельного Кодекса РФ. Так, Гражданский Кодекс в своих статьях 274–277 определяет, каким именно образом осуществляется установление сервитута, независимо от его характера, а также те акты, которые используются для регулирования всех сфер взаимоотношений между сторонами-участницами соглашения.

Правила установления публичного сервитута регулируются Земельным Кодексом Российской Федерации. В этом нормативном акте рассматриваются те цели, для которых такое обременение может быть установлено, а также полностью рассматривается весь тот порядок, который должен быть соблюден при установлении именно публичного сервитута. Эта информация представлена в статье 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.

В случае установления публичного сервитута, если соблюдены все требования действующего законодательства, для его установления должен быть издан специальный нормативный акт либо федерального, либо регионального значения.

Именно этот нормативный акт будет считаться основным документом, который будет регулировать в полном объеме все эти действия, которые будут осуществляться в рамках действующего обременения.

Порядок регистрации установленного сервитута осуществляется в строгом соответствии с Федеральным Законом “О государственной регистрации недвижимости”. Этот нормативный акт регулирует в полном объеме те направления, в которых должна вестись работа по регистрации установленного обременения, а также то, как именно происходит получение свидетельства об установлении такого обременения.

Режим установления и выплаты компенсационной суммы за использование обременения на участке устанавливается Гражданским Кодексом Российской Федерации в той его части, которая касается именно установление вознаграждения за использование обременения в виде сервитута на земельном участке.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Кем устанавливается публичный сервитут?

Публичный сервитут может быть установлен только государством.

Однако в том случае, если о необходимости установления такого обременения государство просят заинтересованные в этом владельцы участков, находящихся в худшем положении, нежели обременяемый участок, сервитут будет установлен именно в интересах этих лиц, но путем издания соответствующего нормативного акта.

Публичный сервитут может устанавливаться только в том случае, если основания для использования обремененного земельного участка соответствуют тому перечню, который указан в тексте статьи 23 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Установление публичного земельного сервитута может происходить только с помощью издания соответствующего нормативного акта. Такой нормативный акт готовится на одном из уровней государственной власти: федеральном, региональном или муниципальном. В рамках этого нормативного акта указывается информация о том, для каких целей устанавливается сервитут, на какой срок формируется такое обременение, а также содержатся сведения о том, какой уровень возмещения понесенных убытков ожидает владельца обремененного участка.

Издание нормативного акта, регулирующего процесс установления публичного сервитута в каждом конкретном случае, осуществляется только специально уполномоченными на то органами государственной власти после проведения специальных публичных слушаний, на которых заинтересованные в установлении сервитута лица должны обосновать свои требования.

На каких основаниях происходит установление публичного сервитута?

Статья 23 Земельного Кодекса определяет те основания, по которому может быть установлен публичный сервитут в интересах лиц, владеющих земельными участками, расположенными в наименее привилегированных условиях.

Перечень этих оснований является исчерпывающим и может быть изменен только в том случае, если внесены изменения непосредственно в Земельный Кодекс. К таким основаниям будут относиться:

  • Осуществление прохода и проезда через территорию обременяемого участка к тем земельным участкам, которые находятся в худшем территориальном положении, нежели соседний, на который налагается обременение, если по-другому беспрепятственный доступ на них обеспечить нельзя;
  • Осуществление прокладки инженерных коммуникаций, необходимых для полноценного функционирования соседних участков, если иных маршрутов для них выработать невозможно;
  • Осуществление прохода к естественным водоемам, расположенным на обременяемом участке, а также доступа животных к местам водопоя, если такой доступ возможен только через территорию обременяемого участка;
  • Осуществление беспрепятственного доступа к лесным угодьям, а также различного рода водоемам, используемым для целей охоты, сбора ягод и грибов населением, рыбалки, если такие земли должны находиться в свободном доступе, но такой доступ не осуществляется;
  • Размещение различных знаков, используемых для межевания земель, а также нанесения топографических схем на кадастровые документы;
  • Обеспечение свободного проезда к угодьям, используемым в период сенокоса для сбора растений для корма животным;
  • Установление вышек-станций связи, используемых для обеспечения лучшего качества связи в границах конкретных населенных пунктов.

В том случае, если инициатор установления публичного сервитута пытается воспользоваться таким своим правом для достижения иных целей, нежели перечисленные выше, такие действия могут быть расценены как действия мошеннического характера.

В каких целях нельзя устанавливать публичный сервитут?

Земельный и Гражданский Кодексы определяют те цели, для которых установление публичного сервитута запрещено. К таким целям относятся:

  • Обременение земельного участка, если он находится в зоне земель, предназначенных для возведения объектов обеспечения безопасности государства;
  • Строительство на обремененной территории энергетического объекта, используемого для обеспечения потребностей населения или существующих предприятий;
  • Использование права обременения земельного участка для строительства постоянно функционирующего предприятия, так как такое обременение не позволит его владельцу пользоваться своим земельным наделом;
  • Использование территории обремененного участка для организации полигона по утилизации бытовых и промышленных отходов, даже если иное место в рамках конкретного населенного пункта найти нельзя.

В том случае, если какая-либо из перечисленных целей была указана в нормативном акте об установлении публичного сервитута на земельный участок, владелец такого участка может подать исковое заявление в суд для обжалования действий органов государственной власти.

Какие документы должны быть подготовлены для оформления?

Установление публичного сервитута происходит по заявлению заинтересованных лиц либо на основании решения уполномоченного органа о необходимости задействовать ту или иную территорию для достижения целей качественного улучшения жизни населения в конкретном регионе.

В том случае, если установление сервитута происходит по инициативе государства, перечень необходимых документов будет довольно узким, и в него будут входить:

  • Обоснование целей установления сервитута, в котором оформление таких целей должно происходить в строгом соответствии требованиями закона;
  • Документ, в котором будет содержаться информация о проведении публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута;
  • Протокол ведения публичных слушаний с подробным описанием всех тех вопросов, которые на них были подняты, а также с предложенными вариантами решения возникших вопросов;
  • Итоговый нормативный акт об установлении публичного сервитута с расшифровкой целей такого обременения, сроками его действия и возможными последствиями.

В том случае, если речь идёт о частной инициативе установления публичного сервитута, список документов существенно расширяется и будет включать в свой состав:

  • Заявление об установлении сервитута в публичной форме, направленное заинтересованными лицами в уполномоченные органы государственной власти;
  • Кадастровый паспорт обременяемого участка и выписка из кадастрового плана той местности, где расположен такой участок;
  • Обоснование целей установления публичного сервитута и доказательство того, что иными способами достичь необходимых целей развития других участков невозможно;
  • Расчет приблизительной стоимости установленного сервитута и тех размеров финансового обременения, которые в результате будут установлены для владельца земельного участка;
  • Документы, подтверждающие факт объявления публичных слушаний об установлении публичного сервитута на земельный участок, а также протоколы проведения таких слушаний;
  • Нормативные, изданные уполномоченными органами государственной власти федерального, регионального, муниципального уровней, который будет свидетельствовать о законности установления публичного сервитута, а также содержать все сведения о налагаемым обременении.

Все перечисленные документы должны быть подготовлены заинтересованными лицами, кроме нормативного акта об установлении сервитута публичного характера. Эти документы должны быть предоставлены в уполномоченный орган государственной власти для дальнейшего рассмотрения поданной заявки.

В том случае если представители соответствующих органов приняли решение о проведении публичных слушаний, об этом должны быть извещены как заинтересованные стороны, так и владельцы обременяемых участков. Именно на основании протокола о проведении таких слушаний можно будет рассмотреть возможность издание нормативно-правового акта об установлении публичного сервитута.

Заявление об установлении публичного сервитута, на основании которого может быть установлен участок, является ключевым документом в этом списке.

Такое заявление может быть составлено как одним лицом, представляющим интересы всех желающих обременения, так и быть коллективным документом, составленным всеми теми лицами, в интересах которых такое обременение может быть установлено.

В тексте заявления должны быть сведения не только о целях установления сервитута, но также информация о сроках действия такого обременения, а также доказательства невозможности достижения перечисленных целей иными способами. Кроме того, в тексте документа должны содержаться сведения о кадастровых данных, а также информация о тех участках, в интересах которых производится установление сервитута.

Текст заявления, направляемого в уполномоченные органы по распоряжению имуществом государства, состоит из трёх основных частей. К таким частям относятся:

  • Преамбула заявления, в которой содержится информация о тех землевладельцах, в интересах которых совершается установление сервитута на земельный участок, а также наименование того органа государственной власти, в которой направляется соответствующее заявление;
  • Основная часть заявлением. В этой части содержится требование об установлении сервитута, в рамках которого указывается цель установления, сроки, а также примерный расчет стоимости наложенного обременения. Кроме того, в этой части заявления содержатся сведения о том участке, на который необходимо установить обременение;
  • Третий этап содержит перечисление тех приложений, которые определены для данного заявления, а также информацию о дате заявления и месте его составления.

В том случае, если заявление об установлении сервитута заполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и содержит в себе сведения, которые полностью отражают суть вопросов, уполномоченные органы производят его рассмотрение и, в случае положительного решения, назначают публичные слушания.

Этапы установления обременения

Порядок установления публичного сервитута регламентируется статьей 23 Земельного Кодекса Российской Федерации. В рамках этого нормативного акта содержатся подробные инструкции о том, как именно происходит установление обременения, а также каким способом владелец обременённого участка может защитить свои права. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Порядок установления публичного сервитута в соответствии с требованиями действующего законодательства будет состоять из таких этапов:

  1. Подачи заявления в уполномоченные органы заинтересованными лицами об установлении сервитута;
  2. Рассмотрение заявления уполномоченными органами и вынесение решения о назначении публичных слушаний. Такое решение должно быть облечено в форму нормативного акта;
  3. Проведение публичных слушаний с обязательным заполнением протокола, на которые будут приглашены все стороны, заинтересованные в установлении публичного сервитута, а также владельцы обременяемых участков. На проводимых слушаниях необходимо выслушать мнения обеих сторон-участниц возможного соглашения, а также сформировано решение об издании нормативного акта соответствующего содержания;
  4. Издание нормативного акта об установлении публичного сервитута. Такой нормативный акт должен пройти обязательную регистрацию в соответствующих органах государственной власти, чтобы он мог полноценно вступить в силу;
  5. Государственная регистрация установленного сервитута в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Такая регистрация является обязательной, так как только после получения соответствующего свидетельства сервитут вступает в силу.

В том случае, если какой-либо из перечисленных этапов не был соблюдён, владелец обременённого неправомерно земельного участка может отстаивать свои права на отмену обременения через суд.

Освободившаяся комната в коммунальной квартире достается, прежде всего, многодетным и малоимущим гражданам.
При соблюдении каких условий земельный участок передается по наследству? Мы подробно рассказали об этом .
Купля-продажа дачного участка и дома имеет свои специфические особенности. Узнать о них вы можете в нашей статье.

Как защитить свои права?

Вопрос защиты своих прав является наиболее актуальным для лица, являющегося владельцем участка, на который устанавливается сервитут.

Тем более что нарушения чаще всего встречаются в определении целей, для которых может быть установлен публичный сервитут, а также в размере и сроке обременения устанавливается в более завышенном формате.

Вариантов доказать свою правоту для владельцев обременённых земельных участков существует всего два:

  1. Через жалобу в вышестоящие инстанции на действия уполномоченных органов государственной власти, которые выступили организаторами установления сервитута;
  2. Через исковое заявление в суд с целью обжаловать действия таких органов.

И в том, и в другом вариантах весь процесс обжалования будет начинаться с подачи соответствующего заявления с просьбой отменить установление сервитута. Однако в случае с обращением в суд, оформление заявления должно происходить в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства.

По результатам рассмотрения жалобы владельца земельного участка на неправомерные действия представителей власти должно быть сформировано соответствующее решение либо об отмене изданного нормативного акта, либо о признании его действительным ввиду правомерности действий представителей уполномоченных органов.

Установление публичного сервитута находится в ведении государственных органов федерального, регионального или муниципального значения. Вся процедура установления такого сервитута должна происходить в строгом соответствии с требованиями Земельного Кодекса Российской Федерации, регулирующего вопросы, касающиеся осуществления такой процедуры.

Публичный сервитут может быть установлен как по самостоятельному решению государства, так и по заявлению заинтересованных лиц.

В том случае, если установление сервитута владелец обременённого земельного участка считает незаконным, он может обжаловать такое решение либо в вышестоящем государственном органе, либо в суде.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора Автор статьи Андрей Чернов Юрист Написано статей 3129

Россия

Сенат Российской империи разъяснял, что «большая дорога не может подлежать присвоению в чью-либо исключительную собственность, а составляет предмет свободного для всех пользования в видах общегосударственного интереса», что «в качестве пути сообщения большая дорога находится в распоряжении той власти, которой принадлежит заведование ею», «что, поэтому, собственник земли под большой дорогой не вправе препятствовать власти, заведующей дорогой, производить работы и сооружения, имеющие целью содержание, улучшение и исправление пути», — устанавливая, однако, что «земли под большими дорогами, пролегающими через частные имения, а равно судоходные реки, находящиеся в пределах тех же имений, принадлежат не казне, а собственникам этих имений, с ограничением лишь собственности правом участия общего».

В современном российском законодательстве публичный сервитут — это вид земельного сервитута, устанавливаемого законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учётом результатов общественных слушаний, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, не предусматривающий изъятия земельных участков.

Может быть установлен :

  1. если необходим проход или проезд через земельный участок, иной объект недвижимости, в том числе для обеспечения доступа к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  2. для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  3. для размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и свободных подъездов к ним;
  4. для проведения дренажных работ на земельном участке;
  5. забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  6. если на территории участка производится прогон сельскохозяйственных животных через земельный участок, или сенокошение для удовлетворения сельскохозяйственных нужд;
  7. для охоты, рыболовства, рыбоводства на территории земельного участка;
  8. для проведения различных временных исследовательских работ.

Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Установке публичного сервитута предшествуют такие стадии, как:

  • подача заявления об установлении публичного сервитута в орган государственной власти (местного самоуправления);
  • назначение, организация и проведение общественных слушаний;
  • принятие решения по итогам общественных слушаний;
  • решение об установлении публичного сервитута;
  • его государственная регистрация.

Примечания

  1. Батурин, В. А. Сервитуты в современном гражданском праве // Пробелы в российском законодательстве. — 2009. — № 3. — С. 48. — ISSN 2310-7049.
  2. 1 2 Романова Е. Н., Зелик В. А. Правовая природа публичных сервитутов // Общество и право.. — 2012. — Т. 40, № 3. — ISSN 1727-4125.
  3. Право пользования общего // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. ч. 2 ст. 23 ЗК РФ
  5. ч. 3 ст. 23 ЗК РФ
  6. 1 2 Ивко, А. О. Публичный сервитут // Science Time. — 2015. — № 12. — ISSN 2310-7006.
  7. ч. 1 ст. 274 ГК РФ
  8. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ст. 27
  9. 1 2 Царанок Е. А. Сервитут в России и странах Западной Европы // SCIENCE TIME. — 2015. — Т. 24, № 12. — С. 818—821. — ISSN 2310-7006.
  10. Французский гражданский кодекс 1804 года. С позднейшими изменениями до 1939 г. / Пер. И. С. Перетерского. — М., 1941. — С. 171.
  11. 1 2 Арсналиев М.А. Сервитуты в современных гражданско-правовых системах зарубежных государств // Власть закона. — 2013. — Т. 16, № 4. — С. 90—99. — ISSN 2079—0295.
  12. Бондаренко В.В. Сравнительно-правовой обзор нормативно-правового регулирования сервитутных отношений в зарубежных странах // Юридическая наука: история и современность. — 2012. — № 10. — С. 69—72. — ISSN 2218-7170.
  13. Калиниченко К.С. Правовой режим земельного участка и расположенных на нем зданий, сооружений в России и Германии // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — 2015. — СПб. — С. 14.

См. также

  • Земельный кодекс
  • Гражданский кодекс РФ
  • Частный сервитут
  • Земельный сервитут
  • Лесной сервитут
  • Сервитут
Это заготовка статьи о праве и юриспруденции. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Из правового содержания публичного сервитута, установленного комментируемой статьей, следует, что им может пользоваться либо неопределенное число лиц (например, проход, проезд, прогон скота через земельный участок), либо лица определенные, но действующие в публичных интересах. Например, сервитут временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ не может быть установлен как сервитут публичный, если работы проводятся коммерческой организацией и в целях получения ею прибыли. В последнем случае право пользования участком может быть оформлено договором аренды или частным сервитутом.

3. В пункте 3 ст. 23 Кодекса перечень целей установления публичных сервитутов изложен как исчерпывающий. В действующей редакции п. 3 ст. 23 Кодекса предусмотрены цели, для которых в соответствии с прежним водным и лесным законодательством могли устанавливаться сервитуты.

В соответствии с п. 3 ст. 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» публичным сервитутом может являться обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированного государственного или муниципального имущества (в том числе земельных участков и других объектов недвижимости) иными лицами, а именно обеспечивать: беспрепятственный доступ, проход, проезд; возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков; возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации.

Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе» на земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

4. Указание п. 4 на то, что сервитут может быть срочным или постоянным, в целом должно быть отнесено как к частному, так и к публичному сервитуту, поскольку вид сервитута в данном случае не указывается. Длящиеся правоотношения с течением времени претерпевают определенные изменения. По этой причине любой сервитут в любое время может прекратиться по самым разнообразным основаниям (например, у обладателя сервитута может отпасть необходимость в сервитуте или соответствующий земельный участок может быть изъят из оборота либо каким-либо образом будет изменено его целевое назначение, что может повлечь прекращение сервитута и т.д.).

4.1. Комментируемым пунктом установлено достаточно жесткое правило, согласно которому вне зависимости от целей установления публичного сервитута такой сервитут устанавливается до окончания срока резервирования. Таким образом, если обстоятельства складываются так, что за резервированием не следует изъятие участка для государственных или муниципальных нужд либо после изъятия участка делается вывод о возможности действия публичного сервитута на тех же землях, такой сервитут все равно прекращается, но может быть установлен заново. О резервировании земель см. ст. 70.1 Кодекса и комментарий к ней.

5. Обременение земельного участка сервитутом в любом случае, публичный это сервитут или частный, не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. При этом смысл сервитута заключается и в том, что право пользования земельным участком, обремененным сервитутом, за собственником сохраняется. При этом характер использования земельного участка должен отвечать критериям рациональности и эффективности. Должен соблюдаться баланс интересов как собственника земельного участка, обремененного сервитутом, так и лица или лиц, в чьих интересах сервитут установлен.

6. На основании комментируемой статьи и ст. 274 ГК РФ собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Правом требовать плату обладает только собственник земельного участка. Плату можно считать компенсацией за то, что собственник земельного участка обязан терпеть установленное обременение. Соразмерность платы может определяться степенью обременения. Размер платы должен устанавливаться по соглашению сторон. В случаях, если в федеральных законах содержатся указания о безвозмездном характере частных сервитутов в конкретных условиях, предусмотренное в данном пункте общее правило не применяется.

Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, не наделен правом требовать плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Только в случае, указанном во втором абзаце п. 7 комментируемой статьи, он может потребовать соразмерной платы от органов, установивших публичный сервитут. Если в таком случае соответствующий орган откажет собственнику во внесения указанной платы, собственник имеет право на судебную защиту своих прав (см. п. 8 комментируемой статьи).

7. В случае когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник на основании ст. 276 ГК РФ вправе требовать по суду прекращения сервитута. В то же время п. 7 комментируемой статьи действует только в случае установления публичного сервитута, и владелец участка вправе требовать равноценного земельного участка, либо выкупа (изъятия) земельного участка в установленном законом порядке.

Как правило, публичный характер обременения земельного участка предполагает, что данный участок должен быть выкуплен для государственных или муниципальных нужд. Однако подобного основания изъятия (выкупа) ни ГК РФ, ни ЗК РФ не предусмотрены. Предоставление равноценного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями по предоставлению земельного участка в соответствии со ст. ст. 30 — 34 ЗК РФ (см. комментарий).

8. Как и любое другое право, установленное законом право сервитута подлежит защите, которая осуществляется в судебном порядке. Иск подается лицом, имеющим право на сервитут, ответчиком по иску является собственник имущества, обремененного сервитутом. Защита права сервитута может осуществляться преимущественно следующими способами:

признание права сервитута в том случае, если собственник отказывает истцу в установленном законным порядком праве;

восстановление положения, существовавшего до нарушения права сервитута, пресечение действий, нарушающих право сервитута или создающих угрозу этого нарушения. Данное нарушение может возникнуть в том случае, когда собственник не отрицает сервитута, но начинает строительство или распашку на территории участка, отведенного для осуществления сервитута, и тем самым препятствует его осуществлению;

самозащита права. В рамках этого права обладатель права сервитута может сам произвести действия, пресекающие нарушение его прав, соразмерные с нарушением. Такими действиями могут быть, например, снесение части забора, препятствующего проезду;

возмещение убытков и компенсация морального вреда.

В качестве защиты права сервитута могут применяться и иные способы, предусмотренные законодательством.

9. При государственной регистрации сервитутов применяются как общие положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», так и специальные нормы его ст. 27, определяющие особенности регистрации сервитутов.

Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Публичный сервитут может быть зарегистрирован только как обременение.

Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, то к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.

Если сервитут относится ко всему земельному участку, то предоставления кадастрового плана земельного участка не требуется.

Статья 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Новая редакция Ст. 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) утратил силу с 31 декабря 2013 г.

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Абзац первый утратил силу с 1 апреля 2015 г.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к Статье 23 ЗК РФ

Земельный сервитут как юридическая конструкция выполняет весьма важную функцию: позволяет в специально оговоренных случаях и пределах использовать чужой земельный участок.

Согласно действующему ГК (п. 1 ст. 274) собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Схожее определение сервитута содержится в ст. 1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

В зависимости от оснований возникновения и целей установления действующий ЗК разделяет сервитуты публичные и частные. Основа регулирования частных сервитутов содержится в гражданском законодательстве, публичных сервитутов — в земельном законодательстве. Публичные и частные сервитуты различаются по порядку и основаниям установления, по кругу лиц, в интересах которых устанавливается сервитут, а также по содержанию сервитутных отношений. Оба предусмотренных ЗК вида сервитута в силу комментируемой статьи и ст. 4 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество подлежат обязательной государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования сервитута.

Частный сервитут может быть установлен двумя путями: из договора или судебным актом. Частный сервитут распространяется на соседний земельный участок (имеющий общую границу), а в отдельных случаях может быть предоставлен в отношении другого участка, имеющего определенные полезные свойства. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, водоснабжения, а также для других нужд собственника недвижимости (земельного участка или другой недвижимости).

Публичный сервитут регулируется ЗК и устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 комментируемой статьи). Закрытый перечень целей установления публичных сервитутов установлен в п. 3 комментируемой статьи, к которым относятся:

— проход или проезд через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

— использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

— размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

— проведения дренажных работ на земельном участке;

— забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

— прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

— сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

— использование земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

— временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Для установления публичного сервитута обязательным условием является проведение общественных слушаний. Порядок проведения может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого производится информирование населения через средства массовой информации о планируемом установлении сервитута с указанием на способы выражения мнения заинтересованных лиц. Отсутствие порядка проведения общественных слушаний не освобождает орган, устанавливающий публичный сервитут, от получения каким-либо образом общественного мнения по данному вопросу.

Ключевым моментом в установлении публичного сервитута является подтверждение необходимости обременения земельного участка для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, поэтому необходимо уделить особое внимание доказательственной базе и надлежащему документальному оформлению предоставления публичного сервитута. Поскольку п. 8 комментируемой статьи отдельно устанавливается право на судебную защиту лиц, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, в судебной практике нередки случаи оспаривания установления публичных сервитутов <219> на основании, например, отсутствия в протоколе проведения публичных слушаний сведений о необходимости установления публичного сервитута для обеспечения интересов местного населения или местного самоуправления (см. Постановление ФАС ВСО от 03.04.2012 по делу N А10-4412/2011) <220>.
———————————
<219> См., например: Постановление ФАС СКО от 11.02.2011 по делу N А32-5584/2010, Постановление ФАС ВСО от 03.04.2012 по делу N А10-4412/2011; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.08.2011 N А46-12932/2010; Постановление ФАС ДО от 31.01.2011 N Ф03-9818/2010.

<220> .

Специфика публичных сервитутов состоит в том, что их установление обусловлено интересами общества, а не отдельного собственника соседнего земельного участка. Кроме того, в отличие от частного сервитута, которому неотъемлемо присущ принцип возмездности (п. 6 комментируемой статьи), плата за публичный сервитут может быть истребована от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, в случаях возникновения у собственника существенных затруднений в использовании земельного участка (п. 7 комментируемой статьи). Вопросы определения величины платы за сервитут рассмотрены во Временных методических рекомендациях по оценке соразмерной платы за сервитут (утв. Приказом Руководителя Росземкадастра от 17 марта 2004 года) <221>. Величина этой платы равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.
———————————
<221> .

Возможность установления публичного сервитута в судебном порядке не предусматривается (п. 2 комментируемой статьи). Судебная практика придерживается той же позиции, поскольку публичный сервитут в силу прямого указания норм ЗК возникает на основании закона или иного нормативного правового акта (см. Постановление ФАС МО от 30 августа 2002 года по делу N КГ-А40/4955-02) <222>.
———————————
<222> .

Сервитуту как вещному праву присуще право следования: переход прав на земельный участок, который обременен сервитутом, не влечет за собой прекращения сервитута. При этом установление сервитута не лишает собственников, землевладельцев и землепользователей принадлежащих им прав по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.

Сервитуты могут быть срочными и бессрочными. Если соглашением сторон, судебным решением либо нормативным правовым актом не установлен срок сервитута, он считается бессрочным, в ином случае — срочным. Так, например, согласно п. 4.1 ст. 23 ЗК срок сервитута может быть ограничен сроком резервирования земель, что объясняется необходимостью соблюдения публичных интересов.

Законопроектом N 444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» предлагается внесение изменений в комментируемую статью, исключающих упоминание о частных сервитутах из текста ЗК. Кроме того, в указанном законопроекте содержатся некоторые положения о плате за сервитут. Согласно п. 11 ст. 39.20, которой предлагается дополнить действующий ЗК, плата за сервитут в некоторых случаях предоставления земельного участка, расположенного под зданием или сооружением, устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных указанным лицам на праве оперативного управления.

Другой комментарий к Ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации

1. ЗК закрепляет два вида сервитутов: частные и публичные. Порядок установления частных сервитутов регулируется гражданским законодательством, а публичных — земельным и иным специальным законодательством.

Правила установления частных сервитутов закреплены в ст. 274-277 ГК РФ. Суть их в следующем. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Основанием установления сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. Сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Согласно ст. 613 ГК РФ собственник земельного участка при передаче его в аренду обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на передаваемый в аренду участок, в том числе и об обременении этого земельного участка сервитутом. В случае если арендодатель — собственник участка не выполнил этого условия, то арендатор вправе либо потребовать уменьшения арендной платы, либо расторгнуть договор аренды и требовать возмещения причиненных ему убытков.

В случае заключения договора ссуды (ст. 689 ГК РФ) ссудодатель — лицо, передающее свою вещь (земельный участок) в безвозмездное пользование другому лицу, также обязан предупредить ссудополучателя об обременении этого земельного участка сервитутом (ст. 694 ГК РФ). Невыполнение этой обязанности предоставляет право ссудополучателю потребовать расторжения договора ссуды и возмещения понесенного им реального ущерба.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

2. В отличие от частного сервитута публичный сервитут устанавливается не на основе соглашения сторон, а на основе закона или нормативного правового акта, которые предусматривают в соответствующей ситуации возможность установления сервитута. Публичный сервитут устанавливается в государственных, муниципальных и общественных интересах. При установлении публичного сервитута должны учитываться результаты общественных слушаний (порядок проведения общественных слушаний в законодательстве пока не определен).

Правовая природа публичного сервитута приближается к природе ограничений прав на землю, которые также устанавливаются на основе законодательства. Однако отличия публичного сервитута от ограничения прав на землю состоят в том, что при установлении публичного сервитута возможно по требованию лица, в отношении земельного участка которого установлен сервитут, изъятие этого участка, возмещение ему причиненных убытков и иные правовые последствия. Кроме того, ЗК допускает при определенных обстоятельствах, к которым относятся существенные затруднения в использовании земельного участка, обремененного сервитутом, выплату лицу, чей участок обременен, соразмерной платы. При установлении ограничений никакого взимания платы не предусмотрено.

3. В п. 3 комментируемой статьи перечислены виды публичных сервитутов. На некоторых из них следует остановиться подробнее. Так, согласно подп. 7 п. 3 комментируемой статьи могут устанавливаться публичные сервитуты для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям. Установление такого публичного сервитута особенно актуально в условиях некоторых регионов России, где традиционной отраслью сельского хозяйства является отгонное животноводство. Данный сервитут является правовой основой осуществления указанной деятельности.

Важным является публичный сервитут использования земельного участка для охоты. Установление такого сервитута обусловлено необходимостью более четкого определения правового режима охотничьих угодий. Федеральный закон «О животном мире» (ст. 34) признает охоту видом пользования животным миром, однако до сих пор не принят федеральный закон об охоте и в федеральном законодательстве отсутствует четкое определение охотничьих угодий. Поэтому эти вопросы регулируются главным образом на уровне субъектов РФ. Например, в Московской области действует Закон от 12 июля 2000 г. N 43/2000-ОЗ «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Московской области».

4. Возможность установления сервитутов предусмотрена и иными законодательными актами. В некоторых случаях в законодательстве определен характер сервитутов, т.е. указано, к какому виду они относятся: к публичным или частным сервитутам. В других случаях просто говорится о сервитутах, и судить об их характере возможно только путем анализа тех отношений, которые складываются по поводу установления сервитута. Так, например, согласно Федеральному закону от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (ст. 13) на земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством РФ. Этот порядок установлен постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 972 «Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением», п. 7 которого закрепляет следующее правило. На земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством РФ.

Некоторые вопросы, касающиеся публичных сервитутов, отражены в ГсК. Так, согласно ст. 43 ГрК РФ проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы зон действия публичных сервитутов. В составе градостроительного плана земельного участка указываются границы зон действия публичных сервитутов (ст. 44 ГсК).

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К заявлению прилагается, в частности, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов (ст. 51 ГсК).

Согласно постановлению Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры подлежит передаче в собственность или аренду домовладельцам или товариществу собственников жилья только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов.

Возможность установления сервитутов для нужд племенного животноводства установлена в ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ «О племенном животноводстве». Граждане и юридические лица, указанные в ч. 1 ст. 10 этого Закона, вправе в установленном порядке осуществлять прогон скота, проводить и отводить воду через земельный участок, принадлежащий другому лицу, производить забор воды и организовывать водопой из водного объекта, принадлежащего другому лицу, а также осуществлять иные сервитуты, установленные в соответствии с законодательством РФ.

Предусматривает сервитуты и Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи». К землям связи ст. 10 названного Закона относит земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.

В соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878, для обеспечения доступа в охранную зону газораспределительной сети эксплуатационная организация при необходимости заключает в установленном порядке с собственниками, владельцами или пользователями смежных земельных участков договоры временного пользования земельными участками или договоры установления сервитута.

Необходимость установления сервитутов возникает и при мелиорации земель, например для отвода воды при осушении земельного участка. Поэтому ч. 3 ст. 26 Федерального закона «О мелиорации земель» предусматривает, что земельные участки, которые граничат с участками мелиорируемых (мелиорированных) земель, могут быть использованы для обеспечения мелиорации земель на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) в соответствии с гражданским и земельным законодательством РФ.

Статья 13 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» устанавливает правило, согласно которому на земельных участках, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также других нужд могут устанавливаться сервитуты в соответствии с законодательством, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан соблюдать агротехнические требования, установленные режимы, ограничения, обременения и сервитуты.

Статья 9 ЛК РФ рассматривает право ограниченного пользования чужим лесным участком как вид прав на лесной участок.

В соответствии с п. 6 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов. При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках. Исключения из данного правила возможны при установлении на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» закрепляет правило о том, что при заключении договора об ипотеке залогодатель обязан в письменной форме предупредить залогодержателя обо всех известных ему к моменту государственной регистрации договора правах третьих лиц на предмет ипотеки (правах залога, пожизненного пользования, аренды, сервитутах и других правах). Неисполнение этой обязанности дает залогодержателю право потребовать досрочного исполнения обеспеченного ипотекой обязательства либо изменения условий договора об ипотеке (ст. 12 Закона).

5. Пункт 9 комментируемой статьи предусматривает, что сервитуты подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в ст. 1 относит сервитут к ограничениям (обременениям), под которыми понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.). В названном Законе есть определение сервитута. Сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Согласно 4 названного Закона наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут. Статья 12 Закона предусматривает, что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также — Единый государственный реестр прав). Этот Реестр состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. В подразд. III вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других прав на недвижимое имущество (сервитуте, ипотеке, доверительном управлении, аренде, аресте имущества, заявлении о праве требования в отношении объекта недвижимого имущества и др.), дата внесения записи, имя государственного регистратора и его подпись. В записях об ограничениях (обременениях) права указываются содержание ограничения (обременения), срок его действия, лица, в пользу которых ограничиваются права, сумма выданного кредита для ипотеки (залога), сумма ренты при отчуждении недвижимого имущества, наименование документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права, время его действия, содержание сделок с отложенным исполнением, стороны по таким сделкам, сроки и условия исполнения обязательств по сделкам, цены сделок.

Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута. Если сервитут относится ко всему земельному участку, то предоставления кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке не требуется (ст. 27 названного Закона).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *