Содержание
- Как определить износ шин
- Виды износа шин, причины возникновения
- Протектор шин. Определение износа
- ГОСТ 28169-89 (СТ СЭВ 431-88) Шины пневматические. Методы определения износостойкости шин при дорожных испытаниях
- 1. СУЩНОСТЬ МЕТОДА
- 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- 3. АППАРАТУРА
- 4. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ
- 5. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ
- 6. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ
- 7. ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). Определение максимально допустимого расчетного пробега аналитическим и графическим способом
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). Определение относительной погрешности оценки износостойкости, сравнительной оценки износостойкости шин на заданном уровне пробега и погрешности этой оценки
- mixArmaGEDoN › Блог › Как оценить износ протектора шины?
- Что такое допустимый износ
- Как понять, износилась покрышка или нет
- Как по износу шин определить сход и развал
- Полезная информация
- Калькулятор износа
Как определить износ шин
Предопределить срок службы шин невозможно. Его размер находится в прямой зависимости от нескольких факторов в комплексе: конструкция, темп и уровень автовождения, климат, состояние дорожных покрытий, уход. Текущее состояние покрышек находится в прямой зависимости от пробега автомобиля и стоит в одном из первых рядов рейтинга по безопасному движению на дорогах.
Для его обеспечения необходимы неукоснительное соблюдение правил эксплуатации транспортного средства, неустанный контроль за состоянием шин и степенью их изношенности. Недопустимо использование авто при понижении остаточной высоты протектора шин ниже минимально допустимого уровня. Как определить износ шин? Каковы его признаки? Речь пойдет об этом.
Виды износа шин, причины возникновения
Протектор – единственная составляющая шины, имеющая непосредственный контакт с дорогой. Основными техническими показателями при сцеплении машины с дорожным покрытием являются качественная резина глубина протектора.
Норматив допустимого износа составляет 0,16 см по всей площади протектора летом, 0,4 см – зимой.
№ п/п | Нарушения в эксплуатации | Вид износа | Причины |
1 | Перегрузка шин в результате несоответствия нормативов внутреннего давления воздуха. | Двусторонний, вдоль периметра колеса. | Занижена норма давления в шине. |
2 | Отсутствие систематического техобслуживания и ремонта шин. | Посередине по всему периметру. | Завышена норма давления в шине. |
3 | Монтаж и демонтаж покрышек производится с нарушениями ПТЭ. Согласно рейтинга, занимает ведущие позиции. | Передние колеса подвержены износу по внешней стороне. | Неверно отрегулированы углы развал-схождения, Высокая скорость движения на криволинейной дороге (рейтинг зашкаливает). Исключить продолжение износа помогает перевертывание шин на дисках или замена местами передних и задних колес. При истирании покрышек по наружному краю сильнее, нежели по центру, указывает на длительную эксплуатацию машины при пониженном уровне давления в шинах. |
4 | Нарушение баланса в работе колес | Боковые части рабочей поверхности подвержены частичному истиранию. | Нарушена статическая и динамическая балансировка колес. Не исключено избыточное биение диска сбоку, увеличенных размеров люфт в колесных подшипниках или рычагах подвески. |
5 | Нарушение рабочего состояния ходовой части с рулевым управлением автомобиля. | Рабочая поверхность покрышки частично истирается по центру. | Статическая балансировка колес отсутствует. Может иметь место избыточное биение обода. |
6 | Сопровождение перегрузками или занижением давления до 10% может снизить пробег на 20%. При выборе шин по заданным параметрам рейтинга следует придерживаться показателей, характеризующих предельную нагрузку. Запас в 10-15 процентов сохранит резину даже при частичной перегрузке. | Значительная степень износа. | Результат блокировки колес при экстренном торможении. Либо блокирование сопровождается неизменным положением овального тормозного барабана. |
7 | Гравий и щебенка на дорожном покрытии провоцируют образование повреждений резины. | Износ чешуйчатого или зубцеобразного формата в результате разрывов каркаса. | Превышение максимально возможной нагрузки; необходимо обследование внутренней части покрышки для выявления растрескивания. |
8 | Систематическое движение в высокоскоростном режиме. Образующаяся тепловая энергия, как следствие внутреннего трения, приводит к разогреву резинового покрытия. Неблагоприятные температуры наружной и внутренней частей разрушают поверхность протектора, ведут к расслоению между соединительными деталями покрышки. Температура в 120 градусов снижает прочность резины на сорок процентов. | Острые грани на передних колесах. | Результат частой и скоростной езды по «разбитым» дорогам, на поворотах. |
9 | Формат спортивной езды с частыми и резкими разгонами и торможениями приводит к увеличению износа. Эта ситуация базируется на проскальзывании протектора в пятне контакта. Длительное по своей продолжительности экстренное торможение на высоких скоростях провоцирует создание пятен износа, не исключая отрыв элементов протектора. | Разрыв каркасной основы. | Скоростная езда в экстремальном режиме по опасному покрытию (лидирующая позиция в рейтинге -острые камни, рельсовые стыки и т.п.). |
Протектор шин. Определение износа
Отследить степень изношенности покрышек автомобиля можно с помощью:
- индикатора износа,
- маркировки глубинности профиля,
- изменения цветогаммы шины.
Индикатор износа – знакомая всем автолюбителям система, занимающая одно из первых мест в рейтинге. Индикатор, иначе протекторный блок (1,6 мм) находится в продольных канавках. Соединение уровней канавки и протектора свидетельствует об окончании сроков использования покрышки и подлежит замене. В противном случае это рассматривается, как правонарушение.
В качестве классического метода определения на боковой стороне шины фиксируются отметки:
- маркировки TWI;
- логотипа маркера;
- индикатора в форме треугольника.
Отдельные производители практикуют использование промежуточных индикаторов, исчезновение которых на поверхности резины сигнализирует об опасности применения на скользком покрытии.
В основе работы цифрового индикатора износа заложено нанесение цифровых символов на шинных протекторах. Цифры, соответствующие глубине канавок, подвергаются истиранию в соответствии с достигнутым уровнем износа. Таким способом определения износа шин пользуются рейтинговые компании Nokian и Matador.
Измеритель глубины профиля. Предлагается в формате небольшого прибора. Можно приобрести в специализированном автоцентре по оптимальной цене. Наделен функционалом замерения глубинности канавок протектора. Если индикаторы износа относятся к быстрому способу определения износа, то измеритель глубины профиля покрышек – прогноз высокой точности.
Определение износа шин шин очень важный процесс, от которого зависит комфорт и безопасность водителя. Стоит всегда следить за состоянием вашего автомобиля и уметь вовремя определить состояние покрышек.
ГОСТ 28169-89 (СТ СЭВ 431-88) Шины пневматические. Методы определения износостойкости шин при дорожных испытаниях
ГОСТ 28169-89
(СТ СЭВ 431-88)
Группа Л69
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ
Методы определения износостойкости шин при дорожных испытаниях
Pnevmatik tyres. Methods for determination of tyre wear resistance in outdoor testing
ОКСТУ 2509
Срок действия с 01.04.90
до 01.01.97*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 7-95 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 11, 1995 год). — Примечание изготовителя базы данных.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.06.89 N 2082 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 431-88 «Шины пневматические. Методы определения износостойкости шин при дорожных испытаниях» ВВЕДЕН в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.04.90
2. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Пункт, в котором приведена ссылка |
Обозначение стандарта СЭВ |
Обозначение государственного стандарта |
4.2.2 |
СТ СЭВ 2942-81 |
ГОСТ 25692-83 |
Настоящий стандарт распространяется на пневматические шины, применяемые на осях легковых, полугрузовых, грузовых автомобилей и автобусов и устанавливает метод ускорения дорожных испытаний по сравнительной оценке износостойкости в дорожных условиях, характерных для районов возможной эксплуатации.
1. СУЩНОСТЬ МЕТОДА
1. СУЩНОСТЬ МЕТОДА
Метод заключается в определении сравнительной износостойкости двух вариантов шин при одновременном испытании их на автомобилях с балластом в одинаковых дорожных условиях, режимах и при одинаковых пробегах по следующим показателям:
1) интенсивность износа рисунка наиболее изнашиваемой части беговой дорожки протектора, выраженная в миллиметрах износа на 1000 км пробега;
2) пробег шин до условного предельного износа рисунка наиболее изнашиваемой части беговой дорожки протектора, определяемый по настоящей методике расчетным путем и выраженный в километрах.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. К испытаниям допускаются шины, отвечающие требованиям стандартов на пневматические шины.
2.2. Испытания одного варианта шин проводятся на одном или более автомобилях.
2.3. Количество шин каждого варианта должно соответствовать количеству колес автомобилей, предназначенных для испытаний с учетом резервных в количестве двух на каждый легковой автомобиль и трех — на каждый грузовой автомобиль.
2.4. Испытания проводят до износа рисунка протектора не менее чем на 50% его ресурсной высоты для шин легковых автомобилей и 40% — для шин грузовых автомобилей и автобусов. Ресурсную высоту определяют как разность начальной высоты рисунка протектора и высоты индикатора износа.
2.5. Нагрузка на шины и внутреннее давление воздуха в них должны соответствовать максимальной загрузке автомобиля и его технической характеристике, но не выше допустимых норм для шин.
2.6. Максимальную скорость движения автомобиля принимают в соответствии с технической характеристикой автомобиля и шин.
Среднетехническая скорость автомобилей должна соответствовать максимально возможной по условиям эксплуатации с учетом безопасности движения. Среднетехническую скорость устанавливают в программе или задании на испытание шин и уточняют в период обкатки шин.
2.7. Испытания проводят на постоянной трассе с замкнутым маршрутом движения. На трассе испытаний должны быть участки дорог, наиболее характерные для района возможной эксплуатации шин. Доля дорог каждого вида в общей протяженности маршрута (в процентах) должна соответствовать типичному распределению этих дорог по объемам перевозок в предполагаемых условиях эксплуатации шин.
2.8. Испытания должны проводиться при положительной температуре воздуха.
2.9. Измерение высоты рисунка протектора и перестановка шин должны проводиться непосредственно после обкатки и в дальнейшем через равные промежутки пробега. Различие в пробегах между перестановками не должно превышать ±5%. Пробеги между измерениями и перестановками шин должны быть установлены так, чтобы после испытаний цикл перестановок был полностью завершен и шины прошли по всем позициям установки на автомобилях.
3. АППАРАТУРА
3.1. Для испытаний применяют автомобили одной модели, соответствующие техническим условиям, с пробегом не менее 3000 км.
3.2. Глубиномер с ценой деления не более 0,1 мм для измерения высоты рисунка протектора.
Параметры глубиномера должны быть протарированы; в случае замены глубиномер должен быть равноценным.
3.3. Манометр класса точности 1,0 для измерения давления воздуха в шинах.
4. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ
4.1. Подготовка автомобилей
4.1.1. Перед началом испытаний проверяют техническое состояние всех узлов, агрегатов и механизмов каждого автомобиля в соответствии с инструкцией на данный автомобиль. Особенно тщательно контролируют установку углов схода, развала и продольного наклона шкворневой оси управляемых колес, наличие люфтов рулевых тяг, состояние амортизаторов, регулировку тормозов.
Углы установки управляемых колес и балансировку колес измеряют и регулируют с периодичностью, обеспечивающей их стабильность. Другие параметры проверяют при общем техническом обслуживании автомобилей. Результаты контроля и регулировки оформляют специальными актами, в которых указывают значения показателей до и после регулирования.
4.1.2. При обнаружении неравномерного износа шин испытания приостанавливают и проводят внеочередную проверку и регулировку углов установки колес, а также других параметров, влияющих на износостойкость шин, с оформлением акта.
4.1.3. Массу полностью загруженного автомобиля и распределение нагрузки по осям или отдельным колесам и парам спаренных колес определяют взвешиванием с погрешностью не более ±0,5% массы автомобиля. Погрешность развесовки автомобиля не должна превышать ±1% номинальной массы.
Перед взвешиванием автомобилей проверяют комплектность и укладку снаряжения, наличие полной заправки. На сидении водителя размещают балласт массой 75 кг.
4.1.4. Загружают автомобиль балластом, не изменяющим массу при колебаниях влажности воздуха и атмосферных осадках. Балласт надежно закрепляют.
4.1.5. Перед испытаниями на каждом автомобиле проводят тарировку счетчика пройденного пути на длине всего маршрута в режиме испытаний при движении на шинах обоих сравниваемых вариантов. Устанавливают поправочный коэффициент счетчика пути, который используют для уточнения действительного пробега шин.
4.1.6. Техническое обслуживание автомобилей проводят в соответствии с графиком обслуживания, составленным применительно к принятой программе испытаний, с учетом требований инструкции по эксплуатации автомобилей.
4.2. Подготовка шин
4.2.1. После изготовления и до начала испытаний шины выдерживают в свободном состоянии не менее 5 суток и затем после монтажа на колеса в течение 2 суток при номинальном давлении воздуха в них.
4.2.2. Каждую шину перед монтажом на колесо взвешивают. В случае загрязнения перед взвешиванием шины моют и просушивают (при температуре от 20 до 30 °С достаточно протереть и выдержать в течение 3 ч на открытом воздухе). Измеряют статический дисбаланс по ГОСТ 25692, радиальное и боковое биение покрышек регистрируют в отчете об испытании. Допускается выявление дефектов шин с использованием неразрушающих методов дефектоскопии (ультразвука, голографии, рентгеноскопии и т.д.).
4.2.3. Шины монтируют на основные ободья для данного размера шин, радиальное и боковое биение ободьев не должно превышать норм, указанных в соответствующих стандартах на колеса.
4.2.4. При испытаниях шин для легковых автомобилей проводят динамическую балансировку колес в сборе, при испытании грузовых шин — статическую.
4.2.5. Каждой шине присваивается порядковый номер, который наносят нестираемой краской с двух сторон колеса.
4.2.6. Высоту рисунка протектора измеряют не менее чем в четырех сечениях по окружности шины. Первое сечение шины намечают в месте одной из маркировок шины (например, у заводского номера), остальные — равномерно по окружности по часовой стрелке. В каждом сечении по ширине беговой дорожки в зависимости от конфигурации рисунка протектора выбирают не менее двух мест измерения центральной части беговой дорожки и не менее двух по краям. Для протектора, имеющего по центру канавку, измерения проводят по этой канавке. Если рисунок протектора имеет по центру ребра или выступы, его высоту измеряют в двух канавках справа и слева от выступа. При протекторе, образованном двумя беговыми дорожками (например, у шин с двойной кривизной протектора), измерение проводят в середине каждой беговой дорожки. Места измерения по краям беговой дорожки должны обеспечивать охват центральной зоны, равной трем четвертям ее ширины. Схему расположения мест измерений по ширине беговой дорожки указывают в программе испытаний.
4.2.7. Высоту рисунка протектора измеряют всегда в одних и тех же местах. Для этого на боковой поверхности шины делают отметки сечения нестираемой краской или другим способом.
5. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ
5.1. До начала основного испытания проводят обкатку шин: для грузовых автомобилей — 1000 км и для легковых автомобилей — 700 км с допуском ±15%. Первые 50-70% установленного маршрута обкатки скорость движения не должна превышать 70% максимально допустимой скорости шины. В заключительный период обкатки средняя скорость движения автомобилей не лимитируется. В этот период уточняют график движения автомобилей.
5.2. Испытательным автомобилям присваивают порядковые номера. На каждый автомобиль устанавливают шины одного варианта. Образуют группы, состоящие из автомобилей, укомплектованных различными вариантами шин, — по одному автомобилю на каждый вариант. Перестановки шин на автомобилях проводят только внутри каждой группы.
5.3. В процессе испытаний проводят перестановку шин по позициям колес и между автомобилями, составляющими группу, по схеме, приведенной в табл.1 для легковых автомобилей и в табл.2 — для грузовых автомобилей. В период обкатки шины для легковых автомобилей устанавливают в позиции 8 по табл.1, а грузовых — в позиции 12 по табл.2.
Таблица 1
Номер установки |
Расстановка шин по позиции колес легковых автомобилей (по номерам шин) |
|||||||
Позиции колес первого автомобиля |
Позиции колес второго автомобиля |
|||||||
ПЛ |
ПП |
ЗЛ |
ЗП |
ПЛ |
ПП |
ЗЛ |
ЗП |
|
1 |
||||||||
2 |
||||||||
3 |
||||||||
4 |
||||||||
5 |
||||||||
6 |
||||||||
7 |
||||||||
8 |
Примечание. Обозначение позиций колес: ПЛ — передняя левая, ПП — передняя правая, ЗЛ — задняя левая и ЗП — задняя правая.
Таблица 2
Номер установки |
Расстановка шин по позициям колес грузовых автомобилей (по номерам шин) |
|||||||||||
Позиции колес первого автомобиля |
Позиции колес второго автомобиля |
|||||||||||
ПЛ |
ПП |
ЗЛВ |
ЗПВ |
ЗЛН |
ЗПН |
ПЛ |
ПП |
ЗЛВ |
ЗПВ |
ЗЛН |
ЗПН |
|
1 |
||||||||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
4 |
||||||||||||
5 |
||||||||||||
6 |
||||||||||||
7 |
||||||||||||
8 |
||||||||||||
9 |
||||||||||||
10 |
||||||||||||
11 |
||||||||||||
12 |
Примечание. Обозначение позиций колес: ПЛ — передняя левая, ПП — передняя правая, ЗЛВ — задняя левая внутренняя, ЗПВ — задняя правая внутренняя, ЗЛН — задняя левая наружная и ЗПН — задняя правая наружная.
Для автомобилей, имеющих более двух осей или с тремя и более вариантами шин, схему перестановки шин составляют так, чтобы за время испытаний каждая шина совершила одинаковый пробег на каждой позиции колес всех автомобилей, составляющих группу, с периодическим изменением направления вращения колеса.
5.4. Испытания шин на всех автомобилях проводят одновременно, в одних и тех же условиях и при одних и тех же режимах движения.
Порядок работы автомобилей устанавливают в графике движения. Автомобили движутся колонной с ежедневной сменой места в колонне по порядку.
5.5. Ежедневно перед началом работы проводят внешний осмотр шин и измеряют внутреннее давление воздуха во всех шинах с доведением до заданного значения.
Замеченный при осмотре дефект или повреждение подробно описывают в отчете и фотографируют. Одновременно отмечают пробег шины и позицию колеса, на которой у шины был обнаружен дефект. Вопрос о продолжении испытаний шины с дефектом или снятия ее с испытаний в каждом случае решается в зависимости от характера повреждения шины.
5.6. При выходе основной шины из строя взамен ее устанавливают резервную того же варианта. Если шина вышла из строя при пробеге менее 4000 км с начала испытаний на легковых и 8000 км — на грузовых автомобилях, резервная шина должна быть принята в зачет вместо выбывшей из строя. Допускается замена не более двух шин. При выходе из строя при более высоком пробеге резервные шины в зачет не входят и измерения по ним не проводят. Резервная шина не должна отличаться по длине окружности от спаренной с ней более чем на 10 мм. При выходе из строя более 50% шин одного варианта в одной из групп автомобилей испытания этой группы прекращают.
5.7. В ходе испытаний шин в отчете отмечают ежедневные пробеги автомобилей, их техническое состояние, сроки начала и окончания работы автомобилей на трассе, среднюю техническую скорость движения, ежедневную температуру воздуха, осадки, состояние покрытия, замечания по работе автомобилей и шин, сроки проведения технического обслуживания автомобилей. Записывают также результаты измерения высоты рисунка протектора каждой шины.
6. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ
6.1. В процессе испытаний после каждого измерения рассчитывают оставшуюся высоту рисунка протектора отдельно по каждой шине и среднюю — для всех шин одного варианта.
На основании полученных данных вычисляют износостойкость шин за пробег после их обкатки. Расчет ведут по каждой шине отдельно и вычисляют среднее арифметическое по всем шинам одного варианта.
6.2. После завершения установленного пробега автомобилей рассчитывают возможный пробег до условного предельного износа для шин каждого варианта с помощью аналитического или графического прогнозирования (приложение 1). Предельно допустимый износ рисунка протектора должен соответствовать высоте индикатора износа и составлять 1,6 мм.
При явно повышенном или неравномерном износе, или выкрашивании протектора одной из шин, связанном с неисправностью автомобиля либо с производственным дефектом шины, результаты измерения износа этой шины должны быть исключены.
6.3. В процессе испытаний и при их завершении вычисляют методами математической статистики относительную погрешность оценки износостойкости шин обеих вариантов и , сравнительную оценку износостойкости шин , а также погрешность сравнительной оценки износостойкости шин (приложение 2).
7. ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ
7.1. Протокол и заключение по результатам испытаний составляют с учетом износостойкости протектора, характера износа элемента рисунка, наличия или отсутствия неравномерностей износа протектора по окружности шины и в поперечном направлении.
7.2. Протокол и заключение должны содержать следующие данные:
1) техническую характеристику шин;
2) результаты проверки покрышки и колеса перед испытанием;
3) техническую характеристику дорог;
4) режимы испытаний;
5) фотографии дефектов шин;
6) результаты испытаний и расчета;
7) обозначение настоящего стандарта;
8) дату испытания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). Определение максимально допустимого расчетного пробега аналитическим и графическим способом
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
1. Износ каждого варианта шин представляют в виде функции
, (1)
где — износ, мм;
— пробег, тыс. км;
и — коэффициенты.
При аналитическом способе определения зависимость пробега от износа выражают как
. (2)
Коэффициенты уравнения вычисляют по формулам:
; (3)
, (4)
где и — соответствующие значения пробега, тыс. км, и износа, мм, каждого из измерений в ходе испытаний.
2. При определении коэффициентов и следует учитывать, что формулы (3) и (4) получены из условия обеспечения наименьшей суммы квадратов отклонений наблюдаемых результатов из описываемых уравнением в логарифмической системе исчисления. Поэтому необходимо делать проверку и корректировку коэффициентов уравнения методом подбора для получения наименьшей суммы квадратов отклонений в метрической системе.
3. Расчетный пробег до предельно допустимой остаточной высоты рисунка протектора определяют по формуле (2), при этом принимают равным износу протектора до предельно допустимой остаточной высоты, указанной в п.6.2 настоящего стандарта. Максимально допустимый расчетный пробег равен сумме расчетного пробега и пробега обкатки шин.
4. Для графического способа определения расчетного пробега в логарифмических координатах по оси абсцисс откладывают логарифмы пробега для всех шин одного варианта , а по оси ординат — соответствующие им значения логарифмов износа . Находят точки функциональной зависимости логарифма износа от логарифма пробега, по которым строят прямую (см. чертеж).
(5)
5. При построении прямой следует учитывать, что отклонение от нее фактических значений логарифмов износа на разных уровнях пробега носит разный линейный масштаб, который увеличивается с увеличением значений и .
6. Прямая зависимости логарифма износа от логарифма пробега продолжается до уровня износа , соответствующего износу до предельно допустимой остаточной высоты, и из точки пересечения с уровнем на ось абсцисс опускают перпендикуляр, который на оси абсцисс указывает на расчетный пробег до предельно допустимого износа.
7. Максимально допустимый расчетный пробег равен сумме пробега и пробега обкатки шин.
8. Приведенные способы определения пробега не являются единственно возможным и приведены в качестве примера, когда функциональная зависимость износа от пробега соответствует или приближается к уравнению (1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). Определение относительной погрешности оценки износостойкости, сравнительной оценки износостойкости шин на заданном уровне пробега и погрешности этой оценки
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
1. Вычисляют среднее арифметическое износа на заданном уровне пробега рассматриваемого варианта шин и среднее квадратическое отклонение по формулам:
; , (6)
где — износ каждой шины из рассматриваемого варианта шин на уровне пробега в момент окончания испытаний, рассчитанный в соответствии с приложением 1;
— количество шин рассматриваемого варианта.
2. Вычисляют возможное отклонение среднего значения износа шин данного варианта от полученного среднего их износа по формуле
, (7)
где — коэффициент, зависящий от выбранной надежности оценки и числа шин .
Принимаем надежность оценки 0,95.
Значения при надежности 0,95 приведены в табл.3.
Таблица 3
4 |
1,59 |
5 |
1,25 |
6 |
1,05 |
7 |
0,92 |
8 |
0,84 |
9 |
0,77 |
10 |
0,71 |
11 |
0,67 |
12 |
0,63 |
13 |
0,605 |
14 |
0,577 |
15 |
0,55 |
16 |
0,53 |
17 |
0,51 |
18 |
0,50 |
Относительную погрешность оценки износостойкости в процентах вычисляют по формуле
. (8)
3. Сравнительную оценку интенсивности износа шин вычисляют на уровнях пробега, при которых проводилось измерение высоты рисунка протектора, по формуле
, (9)
где — интенсивность износа шин в мм/1000 км, вычисляемая по формуле
, (10)
где — износ протектора, мм;
— пробег шин, тыс. км.
4. Статическую погрешность сравнительной оценки износа вычисляют по формуле
mixArmaGEDoN ›
Блог ›
Как оценить износ протектора шины?
Как оценить износ протектора шины?
Как правило, продавая подержанные покрышки, продавцы заманивают покупателя низким значением износа, называя виртуальные проценты — 10, 20 или 30. На поверку же, фактический износ в абсолютном большинстве случаев оказывается больше, чем было заявлено. Часто это связано даже не сжеланием обмануть покупателя, а скорее с неправильным подходом к оценке износа протектора шин.
Но главная проблема состоит даже не в абсолютном износе протектора, а в его равномерности — именно характер износа может многое сказать о прошлом шины и о том, годится ли она для дальнейшей эксплуатации.
Правильная оценка износа шин пригодится не только при покупке резины б/у, но и при принятии решения о том, не пора ли заменить шины на новые.
Насколько изношена шина?
О чем говорит высота протектора шины?Самый распространенный критерий, по которому обычно назначают цену и определяют потребительскую привлекательность подержанных шин – высота протектора. Высота безусловно важна, но нужно также понимать, что у разных шин разная высота протектора изначально (когда они новые), а главное – у разных шин разная предельная высота износа (высота протектора, при которой шина уже теряет практически все важные характеристики). Наиболее заметны эти отличия у зимних и летних шин.
Возьмём для примера две шины, одна летняя дождевая скоростная, другая зимняя со скандинавским типом протектора. Материал, из которого делают летние шины гораздо твёрже резины для зимних шин, кроме того (если речь не идет о летней внедорожной резине), для зимних шин гораздо актуальнее высота протектора с точки зрения способности «зацепиться» за грунт, укрытый слоем снега. Кроме того, для езды на больших скоростях по асфальту высокий протектор является скорее помехой, чем помощником.
Исходя из этих различий, летняя скоростная шина изначально имеет протектор высотой 6-8 мм, тогда как зимняя шина со скандинавским рисунком протектора обычно имеет высоту протектора 9-11 мм. При этом понятно, что при прочих равных условиях, зимняя шина будет изнашиваться быстрее летней за счет более мягкой резины и меньшей площади наружной поверхности шашек протектора (что увеличивает нагрузку на единицу этой площади в контексте износа).
С точки зрения безопасности в наиболее типичных сезонных условиях (сухое твердое покрытие), для зимних шин наиболее критичным является наличие и качество поперечных ламелей в шашках протектора (так называемые «липучки», которые обеспечивают сокращение тормозного пути и курсовую устойчивость). В летней же шине главным является просто наличие протектора, поскольку его уменьшение до определённого уровня будет просто снижать способность шины противодействовать аквапланированию.
Если из возможных условий эксплуатации автомобиля исключить экстремальное вождение (а его при размышлениях о покупке шин б/у исключить придется в любом случае), а также учесть тот факт, что поперечные ламели на зимних шинах технологически не могут быть прорезаны до основания протектора и обычно имеют глубину 4-5 мм, то в сухом остатке получается следующее: если летняя шина с износом 50% еще может рассматриваться, как пригодная для эксплуатации какое-то время, то зимняя шина с износом 50% и высотой протектора 5-6 мм, но со стёртыми ламелями, фактически уже непригодна для безопасной эксплуатации в зимних условиях, не смотря на большую, в сравнении с летней, высоту протектора.
Как посчитать реальный износ протектора шины?
Как посчитать реальный износ протектора шины?Что может быть проще, спросите Вы? Делим фактический остаток высоты протектора на его изначальную высоту, и получаем… Да ничего мы так не получим, на самом деле, хотя продавцы б/у резины (в лучшем случае) считают износ именно так. А не получим прежде всего потому, что эта формула имела бы смысл только в том случае, если бы Вы могли «докатать» шину до «нуля», а это невозможно.
Производители шин, как правило, ставят в протекторе сигнальные метки, высотой 1,6 мм, достижение которых уже официально означает, что шина полностью непригодна для дальнейшей эксплуатации. Правила дорожного движения (ПДД) запрещают эксплуатацию шин с остаточной высотой протектора менее 2 мм. Ездить на резине с меньшим протектором не только незаконно, но и крайне небезопасно. А если речь о зимних шинах, то реальный «ноль» ещё больше – 3-4 мм в зависимости от типа протектора и условий эксплуатации.
Поэтому, для определения реального износа шины, пользоваться следует формулой:
(Hn-Hf)
Z = ———————- *100 %
(Hn-Hmin)
где:
Z – реальный процент износа шины в процентах (обратите внимание, износа, а не остатка!). Остаток в процентах – это 100- Z
Hn – высота протектора новой шины данной модели и типоразмера.
Hf – фактическая высота протектора (минимальная по результатам всех измерений на обоих шинах, которые планируется установить на одну ось)
Hmin – минимальная допустимая высота протектора для данной шины.
Далеко не всегда Вам удастся узнать, какая высота протектора была на новой шине нужной модели (Hn), поэтому, исходя из различий разных типов шин по высоте нового протектора, для определения износа ориентироваться нужно на следующие усредненные показатели:
1. Для зимних шин со скандинавским рисунком (резина повышенной проходимости, в т.ч. шипованная) Hn = 10 мм.
2. Для зимних шин с классическим и ассимеричным протектором, Hn = 9 мм.
3. Для скоростных зимних шин (рисунок протектора напоминает летний) Hn = 7 мм.
4. Для летних шин с классическим протектором и повышенной сопротивляемостью к аквапланированию (дождевые шины) — Hn = 8 мм
5. Для скоростных летних покрышек Hn = 7 мм
Для определения фактической высоты протектора (Hf) нужно тщательно измерить обе шины с одной оси и выбрать минимальное значение высоты протектора из всех полученных. (подробнее о неравномерном износе протектора).
Немного сложнее обстоят дела с минимально допустимой высотой протектора (Hmin). Критической отметкой (абсолютный ноль) являются 2 мм из ПДД, но этот показатель применим разве что к летним шинам, да и то не ко всем. Зимняя же шина теряет абсолютное большинство своих характеристик уже к 4 мм (в среднем). Потому реальный Ваш минимум будет находиться где-то в этом диапазоне – от 2 до 4 мм, в зависимости от типа шины, сезонности и Ваших индивидуальных условий эксплуатации. Важно помнить, что резину покупаете Вы и для себя, а поэтому износ Вам придется считать с некоторой долей субъективизма.
Важно также понимать, что методика определения реального износа шины, приведенная выше, предназначена исключительно для определения Вашей индивидуальной целесообразности в покупке той или иной шины б/у, но не для предъявления каких-либо претензий продавцу – Вам скорее всего никогда не удастся его убедить в том, что износ считается так, как тут написано.
О чем говорит неравномерный износ протектора шины?
Как правильно измерить высоту протектора шины?
Это не сложно и для этого сгодится любой подходящий прибор: например, штангенциркуль или линейка с глубиномером. Можно конечно воспользоваться и обычной монетой, но в этом случае точность измерений существенно пострадает, и Вы не сможете получить достоверную картину равномерности износа, что достаточно важно.
Прежде всего, высоту протектора шины нужно измерять как минимум в 6 разных точках (а лучше в 9 или даже 12), по центру и с обоих краев протектора, в разных точках окружности шины. Результаты измерений во всех указанных точках должны совпадать! Неравномерный износ свидетельствует о следующем:
1. По краям шины протектор выше, чем по центру. Это свидетельствует о излишней экономности предыдущего владельца – шина была перекачана длительное время. Соответственно, нагрузка на силовой каркас шины была увеличена, что явно не могло сказаться на общем ресурсе шины. Покупать такую шину не рекомендуется.
2. Протектор выше по центру, чем по краям. Шина систематически недокачивалась. Если нет явных признаков езды на полностью спущенной шине (стерт рисунок с верхней части боковин), скорее всего, на этой шине еще можно ездить, но износ нужно считать по минимальному значению высоты протектора, поскольку при нормальном давлении центр шины износится до уровня краёв очень быстро.
3. Протектор неравномерно изношен по ширине (стёрт один из краёв шины). Такой износ свидетельствует о неисправной подвеске автомобиля (регулировка развала колес). Когда Вы установите такую покрышку на исправный автомобиль, первое время шина будет иметь очень слабое сцепление с дорожным покрытием до тех пор, пока износ не «уравняется» по всей ширине шины. Это должно произойти достаточно быстро, но в этот период придется проявлять предельную осторожность – сильно пострадают и курсовая устойчивость, и тормозной путь. В любом случае износ такой покрышки считается по минимальной высоте протектора.
4. Протектор изношен неравномерно по окружности колеса (в разных точках окружности центральные или боковые шашки имеют разную высоту). Такой износ свидетельствует об «экстремальных» предпочтениях предыдущего владельца. Шина скорее всего видела экстремальные торможения и/или разгоны. Соответственно, такая эксплуатация существенно изменила температурные режимы, что могло повлиять на структуру и состояние резины и каркаса покрышки (общий ресурс шины). Кроме того, шина с неравномерной высотой протектора по окружности обязательно будет иметь статический дисбаланс (который невозможно определить и ликвидировать на балансировочном станке шиномонтажа), что негативно скажется на безопасности и состоянии подвески автомобиля. Эту шину можно смело сдавать в утиль.
5. Стертый рисунок (узор) в верхней части боковины шины (стык с областью протектора – резина «пожевана»). Подобный дефект – результат длительной езды на сильно спущенной шине. При этом, как правило, повреждается силовая часть каркаса покрышки и шина приобретает сильный статический дисбаланс, от которого невозможно избавиться с помощью балансировочных грузов на шиномонтаже. Такая шина в большинстве случаев будет сильно шуметь и создаст в разы повышенную нагрузку на ступичный подшипник. Покупать такую резину, разумеется нельзя, что бы не говорил продавец.
6. Разный износ протектора на двух шинах из пары (с одной оси). В первую очередь в этом случае нужно смотреть на дату производства покрышек, а также номер партии (если указан). Если даты разные – скорее всего, эта пара шин собрана из «запасок». Стоит ли их покупать – решайте сами. Если же даты совпадают – вероятно имела место неисправная подвеска (регулировка схождения колес). В любом случае, разница в высоте протектора более чем в 1 мм уже является серьёзной угрозой неконтролируемого заноса, если такая пара колес будет установлена на переднюю ось автомобиля.
Задача вычисления остаточного ресурса шины может возникать, как при оценке состояния своих собственных колёс, так и при покупке бывшей в употреблении резины. Помимо косвенных признаков, таким критерием становится остаточная высота протектора. Но её также можно посчитать исходя из субъективных предпосылок, чем обычно грешат продавцы.
Тут и неизвестность с исходной глубиной рельефа, и неопределённость с предельно допустимой остаточной. Вопрос требует объективности.
Что такое допустимый износ
Пригодность покрышек к дальнейшей эксплуатации определяется по их способности укладываться в нормативы по безопасности, и задаётся производителем с помощью индикаторов износа или числовых величин.
При отсутствии таковых следует руководствоваться требованиями ПДД, где задана минимально допустимая глубина протектора в зависимости от типа и назначения шин.
И то, и другое не учитывает всех особенностей износа, поэтому заботясь о собственной безопасности надо подходить к вопросу максимально объективно, а не довольствоваться формальными критериями.
Что такое разболтовка колесных дисков и как ее измерить
Так, например, если остаток протектора укладывается в допустимые миллиметры, но при этом рельеф уже сильно искажён из-за неравномерного износа, резина потеряла свои свойства или изначальная высота была больше типовой, то шину надо направлять в утиль, хотя по численным показателям она соответствует нормам.
Как понять, износилась покрышка или нет
Рядовому пользователю доступно большинство способов оценки, хотя и не все из них.
Внешний вид шины
Визуально можно оценить многое. Например, цвет резины со временем теряет насыщенность, шины становятся характерно белесыми. Это хороший признак произошедшего старения из-за оксидизации материала покрышки.
Видны и механические повреждения, как естественные в виде возрастных трещин и расслоение, так и искусственные, следы многочисленных ремонтов, оголение корда из-за порезов, выпуклости профиля под давлением (шишки).
Шипы или Липучка, какие шины лучше использовать зимой
Прекрасно заметен неравномерный износ протектора в виде пилы или проплешин. Такое колесо опасно при торможении.
Для оценки реальной величины остатка необходимо знать исходную величину протектора, а также минимально допустимую для конкретной модели шины. Большой ошибкой, которую чаще всего умышленно совершают продавцы, будет считать проценты исходя из абсолютной глубины.
Эксплуатировать шину до полного износа нельзя. Более того, исходя из назначения, резина может полностью утратить свойства и при достаточно глубоком рисунке.
Это касается зимних, грязевых и всесезонных шин. Они должны эффективно отводить мягкую составляющую дорожного покрытия из зоны контакта, что возможно только при достаточно глубоком протекторе.
Это наиболее удобный способ определения износа, заложенный в конструкцию шины изготовителем. В резине протектора выполнены углубления в виде цифр, которые по мере стирания резины исчезают. Наибольшая из оставшихся и определяет ресурсную высоту рельефа.
Возможна и иная индикация, все её виды просты и максимально интуитивно понятны.
Это интересно: Чем и как приклеить молдинг на дверь автомобиля
Вплоть до применения некоторыми производителями цветовой индикации, когда в глубину протектора заложена резина иного оттенка. Изношенная беговая дорожка в таком случае изменит свой цвет на контрастирующий с прочей поверхностью.
Подручные способы
Хотя найти современную резину вообще без индикаторов износа почти нереально, но старые способы продолжают работать. Между шашками или дорожками протектора можно разместить глубиномер штангенциркуля, который и покажет оставшуюся глубину в миллиметрах.
Останется только вычесть из полученного числа минимально допустимую величину. При отсутствии штангенциркуля можно использовать линейку, или даже просто монету.
Как по износу шин определить сход и развал
Углы установки колёс заметно влияют на износ резины, вплоть до полного уничтожения протектора за небольшой пробег при их сильном отклонении от нормы.
Искажённая величина схождения приводит к образованию характерной «пилы» на дорожках, которую хорошо видно при взгляде вдоль них. Плоскость вращения колеса не совпадает с направлением движения автомобиля, из-за чего протектор постоянно проскальзывает в зоне контакта, это и вызывает пилообразный износ.
К сведению: Как проверить крышку расширительного бачка на исправность работы клапанов
Ситуация требует немедленного исправления, поскольку такая покрышка может стать причиной увода автомобиля в сторону.
Нарушенная регулировка развала вызывает похожий эффект, но при этом шаг пилы становится равным всей ширине профиля. То есть износ протектора с одного края значительно больше, чем с другого.
Профиль становится характерно клинообразным. Такое колесо лучше вообще не ставить на управляемую ось даже после исправления углов. Его место на задней оси, если уж обстоятельства не позволяют заменить его на новое.
Полезная информация
Приложение П
(обязательное)
Методика определения процента износа шин транспортных средств
П.1. Критериями износа (старения) шин являются:
- наличие повреждений и дефектов;
- срок эксплуатации;
- высота рисунка протектора.
П.2. Ресурс шины снижается, и соответственно увеличивается процент износа:
- если поврежден борт при монтаже, до 10%;
- если обнаружены выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда, до 20%;
- при обнаружении местного износа (пятнистости) протектора, до 25%.
Примечание. Шины с расслоением каркаса признаются изношенными на 100%.
П.3. К проценту износа, определенному по техническому состоянию, прибавляется процент износа (старения) по сроку эксплуатации шины.
За три года эксплуатации шина от старения теряет, пропорционально сроку эксплуатации, до 10% ресурса.
В интервале от 3-х до 5-ти лет старение шины увеличивается до 25%. Шина со сроком эксплуатации свыше 5-ти лет может достигать расчетного процента износа, равного 50%.
Срок эксплуатации определяется по дате изготовления в соответствии с заводской маркировкой по ГОСТ 4754-80.
П.4. Ресурс протектора шины характеризуется его высотой на новой шине (Вн) (см. таблицу 9) за вычетом минимально допустимой остаточной высоты протектора (Вдоп), при которой шина должна сниматься с эксплуатации (для шин легковых автомобилей — 1,6 мм, для грузовых автомобилей — 1,0 мм, автобусов — 2,0 мм, мотошин — 0,8 мм).
П.5. Остаточная (фактическая) высота рисунка протектора шины (Вф) определяется как среднее арифметическое высот, измеренных в 4-х взаимоперпендикулярных сечениях шины по окружности. Целесообразнее производить такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса. В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.
П.6. Процент износа шины по высоте протектора рассчитывается по формуле:
Иш=(Вн-Вф)*100% / (Вн-Вдоп)
П.7. Для шин со 100% износом протектора, но пригодных к восстановлению, устанавливается стоимость, равная залоговой цене покрышки, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,03% от стоимости новой покрышки.
П.8. Для шин, непригодных к дальнейшей эксплуатации и восстановлению, устанавливается условный износ 100%, а стоимость приравнивается к стоимости вторичного сырья.
П.9. Износ покрышек, восстановленных методом наложения нового протектора, определяется описанным выше методом, при этом номинальная высота рисунка обновленного протектора принимается равной 10 мм — для легковых автомобилей, 20 мм — для грузовых автомобилей и автобусов, а средняя стоимость восстановленной покрышки равна стоимости восстановительного ремонта плюс залоговая стоимость покрышки, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,2% от стоимости новой покрышки.
Примечание. Мотошины восстановлению не подлежат.
П.10. При расчете износа камерных шин необходимо принимать в расчет стоимость шины с камерой.
П.11. Ниже приведены значения высоты рисунка протектора ряда моделей шин.
Шины легковых автомобилей
<*> У старых моделей шин, не вошедших в таблицу, необходимо прежде всего определить срок службы, а номинальную высоту протектора принимать равной 10 мм.
Шины грузовых автомобилей, автобусов
Калькулятор износа
- Услуги
- Оценка стоимости АМТС
- Оценка ущерба от ДТП
- Расчет и оценка стоимости восстановительного ремонта после ДТП
- Расчет утраты товарной стоимость автомобиля
- Расчет ущерба при ДТП в случае полной гибели ТС
- Независимая автоэкспертиза ущерба после ДТП
- Проведение экспертизы автомобиля после ДТП
- Оценка ущерба автомобиля при аварии
- Транспортная трасология
- Обстоятельства ДТП
- Техническое состояние ТС
- Юридические услуги
- Судебный юрист
- Оценка утраты товарной стоимости по КАСКО и ОСАГО
- Подготовка искового заявления
- Юридические консультации
- Стоимость услуг
- Оценка стоимости АМТС
- Оценка ущерба от ДТП
- Расчет и оценка стоимости восстановительного ремонта после ДТП
- Расчет утраты товарной стоимость автомобиля
- Расчет ущерба при ДТП в случае полной гибели ТС
- Независимая автоэкспертиза ущерба после ДТП
- Проведение экспертизы автомобиля после ДТП
- Оценка ущерба автомобиля при аварии
- Транспортная трасология
- Обстоятельства ДТП
- Техническое состояние ТС
- Юридические услуги
- Судебный юрист
- Оценка утраты товарной стоимости по КАСКО и ОСАГО
- Подготовка искового заявления
- Юридические консультации
- Компания
- Оценка стоимости АМТС
- Оценка ущерба от ДТП
- Расчет и оценка стоимости восстановительного ремонта после ДТП
- Расчет утраты товарной стоимость автомобиля
- Расчет ущерба при ДТП в случае полной гибели ТС
- Независимая автоэкспертиза ущерба после ДТП
- Проведение экспертизы автомобиля после ДТП
- Оценка ущерба автомобиля при аварии
- Транспортная трасология
- Обстоятельства ДТП
- Техническое состояние ТС
- Юридические услуги
- Судебный юрист
- Оценка утраты товарной стоимости по КАСКО и ОСАГО
- Подготовка искового заявления
- Юридические консультации
- Контакты
- Информация
- Статьи
- Вопрос-ответ
- Новости
- Законодательство
- Документы
- Калькулятор износа