Содержание

Футляры из труб

Защита подземных трубопроводов осуществляется за счет специальных стальных футляров. Как правило, коммуникации под землей подвержены влиянию химических элементов в составе грунта, воды, а если они лежат под дорогой, то они дополнительно подвергаются вибрации и трению. Все это негативно сказывается на трубах и приводит к преждевременному износу.

Чтобы сохранить трубы дольше в нормальном состоянии их покрывают стальным футляром, который дополнительно защищает их от образования ржавчины и иного рода отложений.

Как происходит протаскивание трубы в футляр

Для бестраншейной прокладки сегодня используется специальная технология. Она применяется для забивки футляров больших диаметров. Основной принцип работы основан на силе движения сжатого воздуха, который нагнетается компрессорами. Не имеет значения, что протаскивание трубы в футляр предполагает наличие грунта в зазоре, его впоследствии вынимают, используя желонку.

Работа выполняется быстро и не требует наличия на участке электричества.

Футляр для газовой трубы

Сегодня производится несколько типов футляров, которые отличаются между собой по размерам, при этом технология предполагает, что он обязательно должен в полтора раза превышать размер диаметра трубы. Изготавливается футляр из стальной трубы, которая уже была ранее использована, но перед повторным использованием она проходит стадию очистки и покрытия антикоррозийным слоем.

Как правило, труба в футляре прокладывается под трассами, когда важно оградить ее от внешних воздействий, в том числе и вибрации и нагрузки сверху. Футляр для газовой трубы изготавливается всегда из стали, под автомобильными дорогами они должны выступать на три метра. Перед укладкой футляра газовые трубопроводы на стыках проверяются на качество соединения. Внутрь такой конструкции можно монтировать только трассы, которые прошли строгую проверку на целостность.

Трубы, уложенные внутрь должны иметь как можно меньше швов, а сами они размещаются на подставки. В этом случае футляр герметизируют, заливают битумом и ставят сальники.

Обязательно в футляр для газовой трубы устанавливается на каждые 750 метров трубка, по которой можно будет определить наличие газа внутри.

Футляр для труб под дорогами и способы протаскивания

Прокладка труб в футляре под дорогами, которые невозможно вскрывать для рытья траншеи проходит закрытым методом. Его основной принцип в том, чтобы сделать отверстие под дорогой, куда и будет проталкиваться газопровод.

Горизонтальный метод не часто используется, чаще применяют прокалывание иногда продавливание. Главное отличие одного метода от другого состоит в том, что в первом случае грунт уплотняют, создавая нужное отверстие, а во втором его вынимают наружу. Время от времени это делает специальное оборудование, но чаще всего это ручная работа.

Прокладка без использования траншеи трубы под дорогой экономически выгодный вариант, особенно если речь идет о строительстве трубопровода в густонаселенном участке или в городе. Протаскивание трубы в футляр происходит без необходимости останавливать движение по дороге, а также не доставляет дискомфорта живущим рядом людям, потому что исключает необходимость выкапывать большие объемы земли. Более того, после выполнения такой прокладки нет необходимости делать восстановительные работы, а значит, затраты значительно меньше.

Как правило, труба в футляре укладывается при помощи гидродомкрата или пневмопробойника, потому что это просто и недорого. Большие по диаметру футляры после установки требуют дополнительной очистки, которая проводится при помощи сжатого воздуха подаваемого в зазор. Если труба меньшего диаметра, то ее устанавливают с закрытым концом, благодаря чему дополнительная очистка не требуется.

При использовании гидродомкрата протягивание футляра происходит до тех пор, пока конец не выйдет к приемному приямку.

Метод прокладки выбирается в зависимости от наличия технической оснащенности, дистанции, на которую необходимо установить дополнительную защиту, внешних условий и конкретных задач, которые были поставлены перед рабочими.

Благодаря тому, что используемое оборудование имеет небольшой размер и вес, его можно использовать даже в сложных условиях, когда площади для размещения техники мало, а почвы не обладают достаточной устойчивостью. Представленные методы исключают возможность провала земли под оборудованием, что очень важно при проведении таких работ.

Установка футляра для трубопровода, который находится под транспортной магистралью, является гарантией того, что он не будет поврежден, и не будет испытывать на себе влияния давления, вибрации, механической нагрузки, которые значительно влияют на срок эксплуатации магистрали. Благодаря такой дополнительной защите можно продлить безаварийность магистрали.

Расценка на протаскивание в футляр полиэтиленовых труб

В сметно-нормативной базе 2017 года (изм. 1) появились расценки на протаскивание в футляр полиэтиленовых труб — ФЕР 22-05-05. Считаем, что в составе работ учтена только работа по протаскиванию трубы. Но для чего отдельно приводится сама труба?

Ответ

Расценки табл. 22-05-05 «Протаскивание в футляр полиэтиленовых труб» учитывают стоимость «Труб полиэтиленовых» (код 24.3.03.13) в количестве 110 м на 100 м трубы, уложенной в футляр. Стоимость труб полиэтиленовых вынесена за строку расценки.

Применение расценок табл. 22-05-05 вызывает ряд вопросов.

Например, как учитывать работу по укладке основного трубопровода? Трубопровод, затягиваемый в футляр, нужно сваривать из отдельных труб, а в расценках табл. 22-05-05 о сварке труб в составе работ ничего не сказано, и в составе машин нет агрегатов для сварки полиэтиленовых труб.

С нашей точки зрения, учет полиэтиленовых труб в нормах (расценках) табл. 22-05-05 — явная ошибка. Если рассмотреть расценки табл. 22-05-003 «Протаскивание в футляр стальных труб», то по составу работ и по применяемым машинам однозначно видно, что расценками данной таблицы учтены только затраты по протаскиванию стальных труб в футляр и стоимость стальной трубы, затягиваемой в футляр, в расценках не учитывается.

Рекомендуем стоимость работ по укладке трубопроводов из полиэтиленовых труб и, в том числе, по протаскиванию части трубопровода в футляр, определять в смете следующим образом:

  • укладку трубопровода из полиэтиленовых труб учитывать в полном объеме по расценке табл. 22-01-021 «Укладка трубопроводов из полиэтиленовых труб», в зависимости от диаметра;
  • затраты по протаскиванию в футляр полиэтиленовых труб учитывать дополнительно по расценке табл. 22-05-05 «Протаскивание в футляр полиэтиленовых труб», в зависимости от диаметра, при этом из расценки следует исключить стоимость «Трубы полиэтиленовой» (код — 24.3.03.13).

Технология протягивания полиэтиленовых профильных труб

Основной отличительной особенностью протягивания поли­этиленовых профильных (деформированных) труб от круглых является использование меньшего тягового усилия по причине сложенной формы и меньшего трения новой трубы о стенки старого, подлежащего восстановлению трубопровода.

Форма профильной полиэтиленовой трубы при втягивании в санируемый трубопровод (а) и после расширения внутри него (б)

1 — профильная (деформированная) полиэтиленовая труба; 2 — подлежащий ремонту трубопровод

Сущность процесса заключается в том, что после монтажа специально подобран­ных деталей-законцовок полиэтиленовая профильная труба подвергается обрат­ной деформации, сопровождающейся прогревом трубы с помощью пара под давлением.

В результате активизируется специфическая для данного материала способность «воспоминания формы» и деформированная полиэтиленовая труба приобретает первоначальное круглое сечение, плотно прилегая к стенкам ветхого трубопровода.

Изношенная ме­таллическая труба используется как направляющий каркас и может служить дополнительной защитой (футляром).

Перед началом работы по протяги­ванию профильных труб проводится визуальный осмотр внутренней поверх­ности ремонтного участка с помощью видеокамеры для выявления возможных препятствий. По результатам диагности­ки назначается очистка ремонтного учас­тка, что фиксируется в соответствующем акте.

Протягивание полиэтиленовой про­фильной трубы в очищенный ветхий трубопровод осуществляется при постоянной скорости, не превышающей 2 м/мин.

Процесс подачи трубы контролируется с помощью встроенных приборов на лебедке, автоматически из­меряющих и регистрирующих тяговое усилие, которое не должно превышать значений, указанных в таблице ниже.

Средний наружный диаметр, мм Допустимое усилие протаскивания, кН, при SDR
17 11
110 13 19
125 21 30
150 30 44
200 53 78
225 63 92
250 84 123
300 120 176
350 162 238

После втягивания в реконструируемый трубопровод профильной трубы на ее конце закрепляется калибрующая деталь-закон- цовка, через которую для инициирования процесса восстанов­ления первоначальной формы внутрь трубы из парогенератора подается паровоздушная смесь при давлении 0,1—0,3 МПа с температурой 105°С. Избыток пара на противоположном конце участка трубопровода через калибрующее устройство сбрасывается в конденсационную емкость или в атмосферу. Продолжитель­ность восстановления первоначальной формы трубы зависит от диаметра и длины реконструируемого участка трубопровода и может составлять 3-5 часов.

После восстановления первоначальной формы полиэтиленовой трубы ремонтный участок охлаждается подачей в трубопровод воздуха с давлением не более 0,3 МПа.

Время охлаждения зави­сит от диаметра трубопровода, температуры окружающей среды и может составлять от 2 до 6 часов.

Процесс охлаждения закан­чивается при температуре 30°С, измеренной на дальнем конце реконструированного участка сети.

По завершении процесса охлаждения удаляются детали-закон- цовки и при необходимости производится обрезка полиэтиленовой трубы с обоих концов восстановленного участка на расстоянии не
менее 0,5 м от края стального каркаса. Конденсат с внутренней поверхности трубопровода удаляется путем протяжки по нему поролонового поршня.

Для соединения восстановивших свою форму полиэтиленовых профильных труб с полиэтиленовыми трубами ПЭ 80, ПЭ 100 или соединительными деталями (фитингами) в разогретый конец профильной трубы вставляется опорная втулка, расширяющая его до стандартных размеров. Допускается также применение специальных переходов с закладными электронагревателями. Для присоединения полиэтиленовой профильной трубы к стальному трубопроводу применяются соединения «сталь—полиэтилен» и муфты с закладными нагревателями.

На практике используются в основном профильные трубы диаметром до 400 мм из-за сложности деформации соединяемых в плети труб большего диаметра.

Однако известен уникальный голландский опыт применения профильных полиэтиленовых труб ПЭ 80 (SDR 50) диаметром 950 мм для ремонта старого стального трубопровода длиной 2,5 км.

Для этого в заводских условиях была проведена предварительная деформация труб, а для исключения их преждевременного распрямления осуществлялась обтяжка их хомутами из специальной тонкой, но прочной ленты, которая разлагается со временем.

На рисунке ниже показан фрагмент выхода из старого трубопровода профильной трубы с буксировочной головкой и тросом.

После окончания протяжки хомут разрезался и полимерный трубопровод постепенно восстанавливал круглую форму.

Голланд­ский опыт протяжки полиэтиленовой профильной трубы большого диаметра в старый трубопровод показал, что данная технология может быть перспективной для реконструкции различного рода крупных объектов трубопроводных коммуникаций.

Опоры для прокладки трубы в футляре: характеристики деталей и особенности монтажа магистралей в защитном кожухе

Опорно-направляющие кольца (ОНК) или опоры для прокладки трубы в защитном футляре — это приспособления, которые позволяют протягивать через защитный футляр (кожух) трубы из разных материалов: сталь, чугун, поливинилхлорид (ПВХ), полиэтилен (ПЭ) и т. д. Они осуществляют отцентровку трубы в кожухе посредством уплотнения кольцевого пространства. Монтаж труб в футляре выполняется под различными инженерными объектами: автомагистралями, железными дорогами.

При помощи опор производится центровка внутренней трубы при прокладке коммуникаций в футлярах

Особенности опорно-направляющих изделий

Обычные опоры для трубопроводных коммуникаций выполняют ряд функций. Основная же их «обязанность» – это фиксация конструкции.

Кроме того, благодаря скользящим опорам линейное расширение трубопровода не имеет последствий.

А опорно-направляющие кольца позволяют осуществить протягивание внутреннего трубопровода через наружную коммуникационную часть (футляр) без нанесения ей какого-либо вреда.

Исходя из этого, можно выделить несколько основных функций, которые осуществляются благодаря именно такой опоре:

  • предохранение трубопровода от различных повреждений;
  • защита муфтовых стыков и сварных швов;
  • простое и быстрое протягивание трубопровода через футляр;
  • опора для подводящей трубы;
  • катодная защита от коррозийных воздействий (благодаря такой детали исключается возможность контакта между металлическими каркасами двух труб).

Обратите внимание! Использование таких колец позволяет выполнить протягивание различных трубопроводов, которые отличаются по материалу, показателю диаметра и т. д. Эти опоры способствуют сохранению целостности коммуникаций и во время протягивания, и последующей эксплуатации.

Установка этих колец осуществляется на стадии сборки самого трубопровода. Их монтаж не требует применения специальной техники, так как фиксация опорного кольца выполняется с использованием электродуговой сварки. Наиболее распространёнными материалами для таких опор являются высококачественный полипропилен, сталь.

Особенность конструкции опор помогает легче и быстрее протягивать внутреннюю трубу во внешнюю

Преимущества опорных колец

Опорные кольца, как и любое другое изделие, обладает своими преимуществами. К основным плюсам этого приспособления относят:

  • показатели трения, при использовании этих полимерных устройств, снижаются до минимума, поэтому они считаются очень надёжными;
  • благодаря первому пункту, защитное покрытие трубопровода не повреждается в процессе протягивания его через футляр;
  • скорость монтажных работ достаточно высокая, что снижает расходы на строительство магистарали;
  • такие опоры позволяют продлить срок службы коммуникации в целом, так как исключается контакт между трубами и снижается коррозийное воздействие;
  • подводящую трубу можно убрать, если возникнет такая необходимость;
  • поперечные рёбра, которые входят в состав этой опоры, могут отличаться по размерам. Это позволяет провести внутреннюю коммуникацию по центру защитного футляра любого диаметра;
  • полипропилен является надёжным изоляционным материалом и обеспечивает надёжную катодную защиту трубопровода.

Виды опор

Опоры для прокладки трубопровода в футляре дифференцируются на виды в зависимости от конструктивных особенностей. Существует три основных вида таких опор:

1. Кольцо опорно-направляющее, оснащённое скользящими опорами из полимиада. Последние принимают нагрузку, которая образуется вследствие движения трубы по футляру. Протаскивание в футляр стальных труб с помощью такой опоры значительно уменьшает показатели трения.

Конструкция опорного кольца может иметь ролики либо простые направляющие

2. Опорно-направляющее кольцо, которое имеет в своём составе опоры качения или, как их ещё иногда называют — ролики. Количество роликов варьируется в зависимости от нескольких факторов:

  • длина защитного кожуха;
  • вес протягиваемой трубы;
  • допустимый показатель давления на противокоррозийное покрытие.

3. Комбинированные ОНК, которые включают в себя оба типа опор: скользящие и качения. Такой тип является довольно популярным при прокладке трубопроводов небольшого диаметра (до 30 мм) на большие расстояния — от двух тысяч метров и более.

Кроме опорных колец, существуют и другие специальные приспособления, которые используют при протягивании трубопровода через футляр. К таким изделиям можно отнести:

  • резиновая герметизирующая манжета;
  • защитное укрытие для манжеты.

Резиновая манжета применяется для герметизации межтрубного пространства, а также при ремонте коммуникации в защитном футляре. Защитное укрытие изготавливается из стеклопластика и применяется для защиты резиновой манжеты от механических воздействий.

Технические характеристики

ОНК отличается прочностными характеристиками.

Материалы, которые используются при производстве таких опорных колец, способны выдерживать показатели давления не менее чем 120 кг/ см².

Ролики, которые используются в некоторых типах опорных изделий, также являются очень прочными и надёжными и могут выдерживать нагрузку от 200 до 300 кг.

Подобные опоры обладают высокой прочностью и применяются при прокладке магистралей в любых условиях

Опорно-направляющие кольца (ОНК) используются для монтажа переходов с размерами сечения до 1420 мм. Прокладка труб в футлярах может производиться в разных климатических условиях. Показатели температур, при которых разрешаются монтажные работы, варьируют, в зависимости от конкретного региона, от –40 до +50 °C.

Полезная информация! Такие кольца надёжно фиксируются на трубах и не смещаются в процессе монтажных работ и эксплуатации конструкции.

Диаметр и ширина опоры зависят от показателя сечения трубопровода, для которого она будет использована. Эта закономерность описана в таблице ниже.

Таблица 1

Ду трубопровода, мм Диаметр кольца, мм Ширина кольца, мм
1420 1642 250
1220 1336 210
1020 1136
820 936 174
720 856
630 766
530 936
426 542 154
377 493 130
325 481
273 420
219 377 100
168 286 85
159 277
133 251
114 232
108 236

Вес изделия во многом зависит от диаметра изделия, данные представлены в таблице №2.

Таблица 2

Ду трубопровода, мм Вес кольца, кг
1420 36
1220 30
1020 24
900 18,3
820 17
720 15
530 10
426 9
377 7
325 6
273 5,5
219 5,2
159 4,3
108 3

Эксплуатационный срок такой опоры может достигать 30 лет (в некоторых случаях — больше).

Монтаж опор

Установка опорных колец проводится в следующей последовательности:

  1. Трубопровод, который предполагается протаскивать в защитный футляр, монтируется на опоры. При монтаже нужно учитывать тот факт, что нижняя часть трубопровода должна быть свободной для установки опорного полукольца.
  2. На трубу устанавливается защитная прокладка. Поверх неё монтируется опорное полукольцо.
  3. Снизу таким же способом монтируется второе опорное полукольцо.
  4. Обе половины стягиваются болтами в единую конструкцию.
  5. На конец протягиваемой трубы монтируется сдвоенное направляющее опорное кольцо и специальный оголовок, который оснащён приспособлением для крепления троса.

Опоры крепятся через равные промежутки друг от друга, расстояние зависит от типа магистрали, диаметра труб и прочих факторов

Таким образом трубопровод подготавливают к прокладке внутри защитного футляра. Дистанцию между опорными элементами определяется с учётом различных условий: давление, оказываемое на трубопровод, прогиб коммуникации между опорами и т. д. Оптимальное расстояние, рекомендуемое специалистами, составляет 3 м.

Кроме этого, для трубопроводов водоснабжения дистанция между опорами может отличаться в зависимости от температуры среды. Футляры для водопроводных труб, как правило, представлены стальными трубами с антикоррозийным покрытием. После того, как опоры установлены, происходит монтаж защитных трубок для кабелей.

Особенности прокладки труб в футляре

Монтаж трубопроводов под автомагистралями, а также железнодорожным покрытием всегда проводится с использованием футляра, который выполняет функцию защитной капсулы, для внутренней коммуникации.

Важно! Обязательное правило, которое необходимо соблюдать при таких работах — труба, выполняющая роль футляра обязательно должна обладать более высокими прочностными характеристиками, чем внутренняя.

Наиболее распространённым вариантом трубы-футляра на сегодняшний день являются стальные изделия. Популярность прокладки труб в стальных футлярах обусловлена феноменальной прочностью этого материала. В зависимости от конкретного случая и эксплуатационных условий для футляров могут использоваться следующие варианты стальных труб:

  • новые;
  • лежалые;
  • отреставрированные;
  • трубы б/у.

Для прокладки в футляре используются разные типы стальных труб

Защитный футляр в зависимости от ситуации может быть представлен следующими типами труб:

  • сварные спирально-шовные;
  • прямошовные;
  • бесшовные горячекатанные.

Бесшовные стальные детали, как правило, применяются для обустройства защитных футляров, которые обладают сечением до 273 мм. Если размеры сечения превышают эту цифру, то тогда используют сварные спирально-шовные или прямошовные изделия.

Кроме этого, стальные детали для футляров часто оснащаются защитным антикоррозийным слоем. Защитный слой может быть представлен следующими антикоррозийными покрытиями:

  • песчаноцементные;
  • асфальтоцементнобитумные;
  • асбоцементные;
  • эпоксидные;
  • полимерные.

Футляры для труб водоснабжения, как правило, обрабатываются экструдированным полиэтиленом. Популярным решением для футляра являются трубы, которые раньше применялись в газопроводных магистралях.

Способы прокладки труб в футляре

При прокладке трубопроводов бестраншейным методом вначале требуется обустройство футляра, а уже после этого проводится протаскивание внутренней трубы через него. Длина футляра зависит от ширины препятствия, которое будет преодолено.

Продавливание — один из распространенных способов прокладки труб в футляре

Выбор способа монтажа футляра зависит от таких условий:

  • диаметр коммуникации;
  • длина коммуникации;
  • гидрогеологические условия (уровень влажности почвы);
  • физико-механические свойства почвы (является ли грунт подвижным или нет);
  • возможности компании, которая осуществляет прокладку (наличие специальной техники).

В зависимости от вышеперечисленных условий выбирают один из следующих вариантов прокладки трубы в защитном футляре:

  • прокол;
  • продавливание;
  • горизонтально-направленное бурение;
  • гидроудар.

Для обустройства тоннелей или коллекторных коммуникаций популярными способами являются:

  • щитовая подземная проходка;
  • штольневая подземная проходка.

Бестраншейный монтаж трубы в стальном футляре является безопасным способом провести коммуникацию под каким-либо инженерным объектом.

Кроме этого, такой способ является экономически выгодным и более безопасным, нежели укладка труб в почву.

Для густозастроенных городов такой вариант проводки коммуникаций считается наиболее целесообразным.

Важно! Под железнодорожным покрытием для бестраншейной прокладки труб в футлярах используют стальные трубы.

Наиболее распространённый способ прокладки труб в стальном футляре — с помощью пневмопробойника или гидродомкрата.

Пневмопробойник позволяет провести монтажную работу по прокладке защитного футляра для трубопроводов в условиях однородного грунта, не более чем на 50 метров.

Гидродомкраты также являются популярным оборудованием для этих целей и позволяют выполнять проколы даже в неустойчивых грунтах.

1. Область применения

ОРДЕНА ЛЕНИНА ГЛАВМОССТРОЙ ПРИ МОСГОРИСПОЛКОМЕ

МОСОРГСТРОЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДЗЕМНЫХ СЕТЕЙ
ЗАКРЫТЫМ СПОСОБОМ

Арх. № 8886

МОСКВА — 1983

Технологическая карта разработана проектно-технологическим отделом треста Мосоргстрой (А.Н. Абрамович, А.П. Смирнов), согласована с Управлением подготовки производства Главмосстроя, НИИМосстроем.

Технологическая карта рекомендована к внедрению в строительном производстве.

1.1. Технологическая карта составлена на производство работ по устройству подземных сетей закрытым способом на строительных объектах Главмосстроя.

1.2. Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ (ППР) и с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.

1.3. При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительной площадки уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.

2. Технология строительного процесса

2.1. При строительстве подземных сетей закрытым способом необходимо строго руководствоваться СНиП III-8-76 «Земляные сооружения», «Указаниями на строительство подземных сетей закрытым способом» ВСН-88-74, «Указаниями по производству геодезическо-маркшейдерских работ при строительстве подземных коммуникаций закрытыми способами» — ВСН 123-75, «Правилами производства работ по прокладке и переустройству подземных сооружений в г. Москве» от 8.08.75 № 2031 и другими специальными документами.

2.2. Работы закрытым способом по прокладке подземных коммуникаций выполняются в тех случаях, когда трассы прокладываемых трубопроводов (электрокабели, кабели связи и др.):

пересекают железные и автомобильные дороги, трамвайные пути, здания и сооружения;

проходят по проездам с усовершенствованным дорожным покрытием;

при устройстве вводов в здания и др.

2.3. Прокладка подземных коммуникаций закрытым способом осуществляется специализированной организацией методом продавливания и прокола труб в грунте.

2.4. Работы по продавливанию и проколу должны выполняться в строгом соответствии с ППР.

2.5. В зоне, до начала работ по продавливанию и проколу труб в грунте, должны быть выполнены все коммуникации открытым способом.

2.6. По каждому виду работ, при бестраншейной проходке, должен вестись журнал работ (приложение 1).

2.7. В отдельных случаях для предотвращения значительного возрастания усилий при проколе или продавливании труб рекомендуется работы вести в 3 смены.

2.8. Установка труб и установок для продавливания и прокола должна выполняться точно по проектным данным как в плане, так и в профиле с постоянным контролем за их положением, что позволяет обеспечивать перемещение трубы с минимальным отклонением.

Отклонение стальных футляров для самотечных трубопроводов не должно превышать от длины проходки:

в профиле — 0,6 %;

в плане — 1,0 %.

Отклонение стальных футляров для напорных трубопроводов и прочих коммуникаций не должно превышать от длины проходки:

в профиле — 1,0 %;

в плане — 1,5 %.

2.9. Геодезический контроль производится при каждой установке трубы. Положение первой трубы должно проверяться геодезистом через каждые 1,5 м. Определение положения футляра, в промежутках между геодезическими замерами, производится мастером (бригадиром) через каждые 2 м проходки.

2.10. Для обеспечения контроля продавливаемых труб рекомендуется использовать уклономеры с копироустройством УКУ-1 (треста ГПР Главмосинжстроя) и уклономеры с циферблатным устройством УЦ-1 (ВНИМИ г. Ленинград).

2.11. В проложенных футлярах из стальных труб прокладываются одиночные и совмещенные инженерные сети в соответствии с проектом.

2.12. Порядок размещения коммуникаций в проложенных футлярах труб должен строго соответствовать рабочим чертежам.

2.13. Для выполнения монтажа и демонтажа проходческих машин (установок), опускания труб и транспортировки грунта из котлована на поверхность рекомендуется использовать автомобильные и пневмоколесные краны соответствующей грузоподъемности, а также краны СПК-1000, СПК-2000-2 (технические характеристики приведены в приложении 2) и др. При выполнении работ машины и установки должны строго соответствовать ППР.

2.14. Проколы и продавливание труб в грунте производятся в следующей технологической последовательности:

выполняются геодезические разбивочные работы;

отрываются «рабочий» и приемный котлованы;

монтируются установки и оборудование для прокола или продавливания, включая устройство креплений стен котлованов и упорной стенки;

осуществляется прокол или продавливание труб в грунте;

демонтируются установки и оборудование после выполнения работ по проколу (продавливанию) труб в грунте;

прокладываются коммуникации;

по окончании всех работ и получения разрешения на обратную засыпку производят засыпку «рабочего» и приемного котлованов.

Примечание. Рекомендуемые формулы для расчета усилий, необходимых для прокола (продавливания) грунта трубами, приведены в приложении 4.

2.15. Образование в грунте скважин

2.15.1. Для образования в грунте скважин (горизонтальных или наклонных) используются пневмопробойники ИП-4601, ИП-4603, ИП-4605А и гидравлический пресс БГ-3, технические характеристики которых приведены в приложении 3.

2.15.2. С помощью пневмопробойников скважины диаметром до 250 мм могут быть образованы в песчаных, супесчаных, суглинистых и глинистых грунтах естественной влажности или слабовлажных, не содержащих включений в виде валунов, камней и др.

2.15.3. Длину проходки пневмопробойником с одной стоянки рекомендуется применять не более 25 метров.

2.15.4. Не рекомендуется пробивать скважины на глубине менее 0,8 м, так как возможен выход пневмопробойника на поверхность.

2.15.5. Котлованы для запуска пневмопробойника и его приема должны иметь размеры по низу: длину — 2,5 м, ширину — 1,5 м.

Примечания: 1. Пневмопробойник может быть запущен и из траншеи.

2. Схемы котлованов при работе с пневмопробойниками приведены на листах 1, 2.

2.15.6. Котлованы с вертикальными стенками должны закрепляться инвентарным креплением.

2.15.7. Запуск пневмопробойника по заданному направлению рекомендуется производить со стартовой площадки (конструкции НИИМосстроя).

Площадка может быть установлена на дне котлована (траншеи) или в проеме стены подвала для запуска из подвального помещения.

Закрепляется стартовая площадка на грунте стальными стержнями. При расположении ее в проеме подвального помещения — винтовым упором,

2.15.8. Для контроля положения пневмопробойника в плане и профиле во время его движения к подающему воздух шлангу в непосредственной близости от пневмопробойника прикрепляется источник света (электролампочка 6 — 12 В). Наблюдают за источником света с помощью зеркала.

2.15.9. При образовании скважины вблизи действующих подземных коммуникаций расстояние между ними принимается равным 3 — 4 радиусам деформации грунта.

2.15.10. Параллельная проходка скважин должна выполняться после того, как будет заполнена предыдущая скважина.

2.15.11. Заполнение скважин трубами или электрокабелями производится лебедками, а при небольшом их весе (пластмассовые трубы) — вручную. Учитывая искривления скважины, в головной части трубы для снижения сил трения следует устанавливать наконечник обтекаемой формы.

2.15.12. Гидравлический пресс БГ-3 применяется для образования скважин во влажных грунтах, он также может быть применен и в грунтах естественной влажности при отсутствии пневмопробойника.

2.15.13. Образование скважин с помощью гидравлического пресса БГ-3 диаметром более 90 мм за один проход затруднительно. После прокола скважины диаметром 90 мм следует поставить расширитель необходимого размера, который перемещается «на себя», т.е. из приемного котлована в «рабочий» котлован.

2.15.14. Гидравлический пресс БГ-3 устанавливается в котлован размерами: на основании — 2,2 м по продольной оси и 1,6 м по поперечной оси; глубиной 0,5 м глубже оси прокладки. Положение пресса проверяется уровнем и отвесом.

2.15.15. Контроль за перемещением головной части штанги пресса и протаскивание коммуникаций в скважины ведутся аналогично работам, приведенных в п. 2.15.8 — 2.15.11.

Схемы котлованов при работе с гидравлическим прессом БГ-3 приведены на листе 3.

2.16. Прокол грунта стальными трубами

2.16.1. Прокол грунта стальными трубами осуществляется гидродомкратами и высоконапорными насосами. Техническая характеристика продольной установки приведена в приложении 3.

2.16.2. Прокольные установки выполняют прокол грунта I — IV категории независимо от его влажности. Установкой Главмосстроя производится прокол грунта трубами диаметром 200 — 400 мм на длину до 45 м, как футляров, так и «рабочих» труб.

«Рабочие» трубы должны иметь устойчивую специальную изоляцию (полиэтиленовую, цементно-песчаную, эпоксипековую и др.).

2.16.3. Труба, прокалывающая грунт, оснащается наконечником специальной конструкции. Применение наконечника обеспечивает снижение сил трения до 40 % и сохранение трубой проектного положения.

2.16.4. Не рекомендуется прокалывать грунт трубами на глубине менее 1,2 — 1,5 м при пересечении проездов с усовершенствованным дорожным покрытием, т.к. возможно нарушение дорожных одежд. При пересечении трамвайных и железнодорожных путей необходимо обеспечить надзор службы пути.

2.16.5. Котлован для продольной установки Главмосстроя должен иметь размеры по низу: длину — 7,0 м, ширину — 1,8 м при длине прокалывающей грунт трубы — 3 м и длину — 8,5 м при длине трубы — 8 м. Дно котлована должно быть спланировано и располагаться ниже оси трубы на 0,35 м. Схема котлована при проколе приведена на листе 4, 5.

2.16.6. Грунтовая стенка котлована в месте прокалывания трубы при однородных грунтах должна быть строго вертикальна. В случае неоднородных грунтов необходимо разработать буром отверстие для захода в него лидирующего устройства.

2.16.7. Положение установки при ее монтаже, а также первой трубы, прокалывающей грунт, проверяется геодезистом, а в дальнейшем мастером или бригадиром.

2.16.8. При проколе грунта трубами должно соблюдаться расстояние, обеспечивающее сохранность близлежащих подземных коммуникаций.

2.16.9. При стыковании прокалываемых стальных труб необходимо обеспечить проверку их соосности и высококачественную сварку.

2.16.10. Приемный котлован для выхода прокалывающей грунт трубы должен иметь размеры: длину — 2,5 м, ширину — 1,0 м. При этом необходимо учитывать размеры колодца (камеры), который должен монтироваться в этом котловане.

2.17. Прокладка стальных труб способом продавливания

2.17.1. Прокладка стальных труб способом продавливания производится специальной установкой Главмосстроя и др.

2.17.2. Универсальная механизированная установка Главмосстроя предназначена для прокладки стальных труб диаметром 900 мм способом продавливания как футляров, так и «рабочих» труб с соответствующей антикоррозийной изоляцией.

Техническая характеристика установки приведена в приложении 4.

2.17.3. Установкой обеспечивается прокладка труб в гидрогеологических условиях г. Москвы и области. При водонасыщенных грунтах искусственное водопонижение необходимо рассмотреть отдельно.

2.17.4. Минимальная глубина проходки принимается — 2,0 м до лотка трубы, максимальная — ограничивается устойчивостью креплений из стальных труб, балок и др.

2.17.5. Дно котлована, предназначенного для монтажа установки, должно быть спланировано в соответствии с уклоном, придаваемым трубе. Глубина котлована должна быть ниже проектной отметки оси трубы на 630 мм плюс толщина деревянного основания (шпал или брусов).

2.17.6. Для проверки положения продавливания трубы и состояния забоя бригадиром звена периодически производиться его смотр. При этом первоначально проверяется степень загазованности трубы.

2.17.7. Для транспортировки грунта на поверхность рекомендуется применять кран СПК-2000-2 (см. приложение 2).

2.17.8. Для прокладки труб Ø 1200 — 1400 мм способом продавливания в грунтах 1 — 3 кат. рекомендуется использовать установку ЦНИИПодземмаша ПУ-2.

2.17.9. В отдельных случаях для прокладки труб способом продавливания могут быть применены установки, оборудованные гидравлическими домкратами и насосами высокого давления с ручной разработкой грунта.

2.17.10. Передача усилий от домкратов к трубе осуществляется с помощью нажимных патрубков, соединенных в раму, длина которых кратна длине хода штока домкрата (при длине трубы 6,0 м и длине хода штока домкрата 1,10 м длина нажимных патрубков составляет 1,0 и 2,0 м).

2.17.11. Для снижения сопротивления грунта резанью и силам трения, возникающим на контакте трубы и грунта, на головной конец навариваются стальные кольца общей толщиной до 30 мм и шириной 150 — 400 мм.

2.17.12. Для обеспечения параллельного положения осей домкратов следует применять специальные рамы (см. лист 6).

2.17.13. При продавливании или проколе с помощью гидродомкратов для обеспечения передвижения трубы по заданному направлению в рабочем котловане, устанавливается направляющее устройство в виде швеллеров или уголков, укладываемых по шпалам строго по отметкам и с учетом продольной оси прокладки.

2.17.14. Разработка и транспортировка грунта из труб осуществляется с помощью тележек, самопогружающихся патрубка или совка и опорного кольца.

2.17.15. Наращивание труб при проколе и продавливании выполняется на сварке. Спускание труб в котлован производится краном (см. лист 6, 7).

2.17.16. Работы выполняются в следующей последовательности:

продавливается (прокалывается) в грунт 1-е звено трубы;

разрабатывается и транспортируется грунт из трубы;

наращивается звено трубы для последующего продавливания (прокола);

продавливается (прокалывается) в грунт 2-е звено трубы.

Далее работы выполняются в той же последовательности.

2.17.17. После устройства футляра из труб в грунте в нем прокладываются коммуникации в соответствии с проектом. Работы по прокладке выполняются в следующей технологической последовательности:

отрываются траншеи к «рабочему» и приемному котлованам;

устанавливается лебедка для протаскивания труб в футляре;

опускаются трубы в траншею;

сваривается плеть труб на длину футляра (или отдельными звеньями);

привариваются скользящие опоры;

устраивается и восстанавливается изоляция труб в местах сварки;

протаскивается труба в футляре с помощью лебедки;

заделываются концы футляра;

после сдачи работ по прокладке и опрессовке труб производится обратная засыпка траншей.

Схема организации работ приведена на листе 8.

2.18. Работы по проколам и продавливанию рекомендуется выполнять составами звена указанных в технических характеристиках установок для прокола и продавливания (приложение 3, 4) и в графике производства работ (приложение 5).

2.19. Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении 6.

2.20. Операционный контроль качества работ по строительству подземных сетей закрытым способом выполняется в соответствии с требованиями СНиП III-1-76 «Организация строительного производства»; инструкция СН 47-74; указаниями ВСН 88-74, ВСН 123-75. Схема операционного контроля приведена в приложении 7.

2.21. При производстве работ следует строго соблюдать требования СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве», «Инструкции по технике безопасности для рабочих, выполняющих работы «нулевого» цикла», «Правилами производства работ по прокладке и переустройству подземных сооружений в г. Москве» от 8.03.1975 г. за № 2031 и системы стандартов безопасности труда.

3. Технико-экономические показатели (на 1 футляр длиной — 40 пог. м)

Затраты труда — 53,78 чел.-дн.

Стоимость затрат труда — 269,13 руб.

Затраты труда на 1 м трубы — 1,344 чел.-дн.

Стоимость затрат труда на 1 м трубы — 6,73 руб.

4. Материально-технические ресурсы

Потребность в основных материалах и изделиях (на 1 футляр длиной 40 пог. м)

Наименование

Марка

Единица измерения

Количество

Трубы (футляр) для продавливания в грунте

Ø 900

металлические

пог. м

42,5

Трубы для прокладки коммуникаций в футляре

металлические

изолированные

пог. м

48,0

Скользящие опоры

металлические

шт.

16,0

Упорная стенка 4´3 м

инвентарная

металлическая

шт.

Примечание. Объемы труб приняты с учетом их выхода в «рабочий» и «приемный» котлованы.

Потребность в основных машинах, оборудовании, приспособлениях (приборах)

Наименование

Марка

Тип

Количество

Монтажный кран

К-162

СПК-2000-2

автомобильный

стационарный

Комплект установки для продавливания труб

Установка Главмосстроя для продавливания труб Ø 900 мм

стационарная

Электростанция

ПЭС-100

-«-

Ручная лебедка

Т-69

переносная

Сварочный аппарат

ТД-500

переносной

Примечание. Приборы для маркшейдерских (геодезических) работ приведены в Указаниях ВСН-123-75.

Приложение 1

Ордена Ленина Главмосстрой при Мосгорисполкоме

Управление …………………………………………………………………………………………………………..

Трест …………………………………………………………………………………………………………………….

ЖУРНАЛ
РАБОТ ПО БЕСТРАНШЕЙНОЙ ПРОХОДКЕ

Москва 198 __ г.

СУ № …………………………………………………………………………………………………………………….

Объект ………………………………………………………………………………………………………………….

Начальник участка (прораб) ………………………………………………………………………………….

ЖУРНАЛ
РАБОТ ПО БЕСТРАНШЕЙНОЙ ПРОХОДКЕ

1. Проходка начата …………………………………………………………………………………………………

2. Проходка закончена ……………………………………………………………………………………………

3. Длина проходки …………………………………………………………………………………………………

4. Диаметр футляра: начальный ……………………………………………………………………………..

конечный ……………………………………………………………………………….

5. Диаметр рабочей трубы ………………………………………………………………………………………

8. Проходка выполнялась по проекту № ………………………………………………………………….

по проекту производства работ и организации строительства …………………………………

(какой организации)

Таблица

Дата

Смена

Фамилия, имя, отчество бригадира

Состав бригады, чел.

Диаметр проклад. трубы, мм

Характеристика грунта

Усилие проталкивания в атм. по манометру

Пикет проталкивания, м/см

Фактическое положение трубы-ножа против проектного

Режим проталкивания

Выдано грунта, м3

Уровень воды в забое, см

Отметки об испытании гидросистемы

Подпись бригадира, мастера

Указания администрации и маркшейдера

в плане ± см

в профиле ± см

толщина пробки, см

Порядок заполнения таблицы журнала работ по бестраншейной проходке

1. Журнал является отчетной исполнительной документацией и заполняется ежесменно по окончании продавливания и выдачи грунта (бригадиром или звеньевым).

2. Запись в журнале заверяется мастером. Не реже одного раза в три дня проверяется начальником участка, о чем последний расписывается.

3. В графе 5 записывается диаметр фактически продавливаемой трубы; в случае изменения проектного диаметра в графе 16 делается запись о причинах изменения и с кем согласовано.

4. Проталкивание трубы без манометра запрещается. Давление, показываемое манометром, записывается при каждом передвижении трубы (графа 7).

5. В графе 8 пикет проталкивания исчисляется от передней стенки котлована проталкивания вдоль по трассе.

6. Для заполнения граф 9 — 10 отсчеты делаются от проектных положений вертикальной и горизонтальной осей, заданных маркшейдером.

7. В графе 11 записывается толщина предохранительной грунтовой «пробки» в ножевой части проталкиваемой трубы.

8. Отметки об испытании гидросистемы делаются в графе 14.

Технические характеристики стреловых поворотных кранов

Кран СПК-1000

3. Высота подъема крана от уровня колес, м — 4,3

4. Максимальный ход крюка, м — 25

5. Скорость подъема и опускание груза, м/мин — 12,5

6. Угол поворота стрелы, град. — 360

7. Общая масса крана с противовесом, кг — 3300

Кран СПК-2000-2

3. Высота подъема крюка от подошвы крана, м — 4,0

4. Скорость подъема и опускания груза, м/мин — 20

5. Скорость поворота, об/мин — 0,7

6. Масса крана без противовеса транспортного устройства, кг — 4800

Технические характеристики пневмопробойников гидравлического пресса и установки для прокола

Пневмопробойник ИП-4601

1. Диаметр пробиваемых скважин, мм:

2. Длина пневмопробойника, мм — 1587

4. Вид подаваемой энергии — сжатый воздух

5. Номинальное давление сжатого воздуха, атм — 6

7. Скорость пробивания скважин, м/час:

а) в грунтах 1 категории — 30 — 60

б) в грунтах 2 категории — 15 — 30

в) в грунтах 3 категории — 8 — 15

8. Длина пробиваемой скважины, м — до 50

Пневмопробойник ИП-4603 (реверсивный)

1. Диаметр пробиваемых скважин, мм

2. Длина пневмопробойника, мм — 1550

4. Вид подаваемой энергии — сжатый воздух

5. Номинальное давление сжатого воздуха, атм — 8

7. Скорость пробивания скважин, м/час:

а) в грунтах 1 категории — 40 — 60

б) в грунтах 2 категории — 20 — 40

в) в грунтах 3 категории — 10 — 20

8. Длина пробиваемой скважины, мм — до 50

Пневмопробойник ИП-4605 (реверсивный)

1. Диаметр пробиваемых скважин, мм:

2. Скорость пробивания скважин в зависимости от свойств грунта, м/час — 1 — 50

3. Давление сжатого воздуха, атм — 0,8

4. Расход сжатого воздуха, м3/мин — 4,0

5. Габаритные размеры (без расширителя и шлангов), мм:

6. Масса (без расширителя и шлангов), кг — 55

Пресс гидравлический БГ-3

1. Рабочая площадь поперечного сечения 2 цилиндров, см2 — 100

3. Скорость перемещения цилиндров, м/мин — 1,2

4. Время, в течение которого совершается один рабочий

5. Усилие, развиваемое прессом, т — 3,0

7. Скорость проходки, м/смену — 15 — 30

Техническая характеристика установки Главмосстроя для прокола

1. Диаметр прокладываемых труб (Дусл.), мм — 200 — 400

3. Средняя скорость прокола грунта, м/смену — 25

4. Упорная стенка — инвентарная металлическая — в комплекте

5. Наибольшая масса элемента установки (рама), т — 2,0

6. Габариты установки, мм:

7. Суммарная масса установки, т — 4,8

8. Обслуживающее звено, чел. -2

Техническая характеристика установки Главмосстроя для прокладки труб Ø 900 мм способом продавливания

Наименование показателей

Един. измер.

Данные по испытаниям

Диаметр прокладываемых труб

мм

Максимальная длина проходки

м

Скорость проходки

м/смену

6 — 8

Гидравлические домкраты марки ГД 170/1120

а) количество

шт.

б) развиваемое усилие

т

в) рабочее давление

кг/см2

до 300

Насосная установка — насос марки Н-403

а) приводная мощность

квт

23,5

б) производительность

л/м

в) развиваемое давление

кг/см2

до 300

Нажимное устройство

полуавтоматизированная траверса и нажимные трубы

Привод тележки

лебедка трехбарабанная с автономным включением барабанов

а) развиваемое усилие

кг

б) приводная мощность

квт

5,3

в) канатоемкость барабанов

м

2´75; 1´150

Устройство для разработки и транспортировки грунта

тележка, самонагружающиеся патрубок или совок и опорное кольцо

Электрооборудование

силовая распределительная сборка с пускателями, предохранителями и комплектом кабеля

Упорная стенка

инвентарная металлическая

Масса установки

т

10,0

Состав проходческого звена:

1. Проходчики 6 и 5 раз.

чел.

2. Сварщик, он же крановщик

чел.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *