Неналоговые доходы муниципальных образований: поиски решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Налоговая политика

неналоговые доходы муниципальных образований: поиски решения

о.в. артамонова,

доцент кафедры экономического анализа и статистики уфимской государственной академии экономики и сервиса, начальник отдела управления экономики администрации городского округа

г. уфа Республики Башкортостан

р.м. сафуанов,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономического анализа и статистики уфимской государственной академии экономики и сервиса

Реформа местного самоуправления (ИС), бюджетной и налоговой систем, активно проводимая в современных условиях, оказывает прямое влияние на состояние муниципальных образований (МО). Происходит трансформация экономики муниципальных образований, усиливается значение местного самоуправления в обеспечении жизнедеятельности соответствующих территорий. Экономическая самостоятельность становится главным условием реализации новой роли российских городов. На фоне происходящих реформ особую актуальность приобретают вопросы формирования собственных источников доходов местного бюджета как экономической основы местного самоуправления.

Оценка экспертов Конгресса муниципальных образований РФ свидетельствует о том, что «…в результате реформирования бюджетной системы. местные бюджеты потеряли в качестве доходных источников, гарантированных ранее федеральным законодательством 50 % налога на иму- 70% щество юридических лиц, 2 % налога на прибыль, акцизы, с 50 до 40 % снизилась доля налога на доходы физических лиц, закрепляемая за местным самоуправлением.

1 Л. Назарова. Полномочия без финансов / Экономика и жизнь. 2005. № 22. С. 5.

2 Обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях реализации федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// по материалам сайта www. minfin. ru.

60 50 40 30 20 10 0

По разным типам муниципальных образований не будет хватать от 40 до 60 % необходимых финансовых средств»1.

Структура местных бюджетов по степени дота-ционности представлена на рис. 1 и свидетельствует о наличии негативной тенденции. А именно, в 63 % муниципальных образований Российской Федерации размер дотаций из вышестоящих уровней бюджетов колеблется от 50 до 100 %.

Как видно из приведенных данных, собственная налоговая база местных бюджетов уменьшилась. Это закрепило дотационность многих муниципальных образований и, в свою очередь, обусловило необходимость срочного решения вопросов соразмерной компенсации выпадающих доходов местных бюджетов. Таким образом, на фоне снижения доли собственных налоговых доходов возрастает значение для местного бюджета неналоговых доходов (рис. 2).

63,0°/ )

21,4%

9,1% 6,5%

I |

0-10% 10-20% 20-50% 50-100%

Рис. 1. Структура местных бюджетов по степени дотационности2

Рис. 2. Состав неналоговых доходов местного бюджета

Следует отметить, что собственные неналоговые доходы формируются за счет использования, отчуждения, приватизации муниципальной собственности, местных займов и лотерей, а также различного рода административных санкций — штрафов. Состав неналоговых доходов местного бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, и бюджетных средств муниципального образования установлен ст. 42, 43, 62 БК РФ3.

При этом следует учитывать, что структура доходов местных бюджетов по типам муниципальных образований существенно отличается и зачастую зависит от ряда факторов: период создания муниципального образования; возложенные полномочия; структура и объем муниципальной собственности; социально-экономическое положение муниципального образования и т. п. (табл. 1).

Из таблицы следует, что неналоговые доходы имеют место в доходах всех типов муниципальных образований. Рассматриваемая группа доходов в суммарном выражении сопоставима с одной третью налоговых доходов муниципальных образований. При этом 67 % неналоговых доходов формирует доходную часть бюджетов городских округов, в бюджеты муниципальных районов поступает 26,8 %

3 Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31. Ст. 3823.

неналоговых доходов, в бюджеты поселений — 6,2 %. Следовательно, размер и доля неналоговых доходов существенно зависят от типа муниципального образования. Официальные данные свидетельствуют об особой значимости данного вида доходов для обеспечения сбалансированности бюджетов городских округов.

Рассмотрим более подробно структуру формирования неналоговых доходов бюджета городского округа на примере г. Уфы в течение 2002 — 2006 гг. (табл. 2). Приведенные данные демонстрируют постоянный рост совокупной доли неналоговых доходов в бюджете городского округа г. Уфы: в 2002 г. она составила 10,34 % от общего объема доходов бюджета; в 2003 г. данный показатель достиг уровня 11,51 %; в 2004 г. он возрос до 12,63 % и в 2006 г. составил 17 %.

Увеличение совокупной доли неналоговых поступлений в доходах бюджета города было в основном обеспечено за счет роста доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Доля доходов от использования имущества в общей сумме доходов бюджета города за период с 2002 по 2006 г. возросла с 8,52 до 17 %. При этом доля прочих неналоговых доходов постепенно сокращалась и достигла величины 1 % от общей суммы доходов бюджета г. Уфы в 2006 г.

Основным источником неналоговых доходов для бюджета городского округа в 2006 г. по-пре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Таблица 2

Формирование неналоговых доходов бюджета городского округа г. Уфы РБ в 2002 — 2006 гг.

Таблица 1

Структура доходов местных бюджетов по типам муниципальных образований4

тип муниципальных образований

Доходы Городской округ Муниципальный район Поселение

Сумма, Доля Сумма, Доля Сумма, Доля

млрд руб. в доходах, % млрд руб. в доходах, % млрд руб. в доходах, %

Налоговые 181,1 37,9 99,7 21,7 13,4 22,9

Неналоговые 58,5 12,3 23,4 5,1 5,4 9,2

Итого 239,6 50,2 123,1 26,8 18,8 32,1

Межбюджетные трансферты (без ФК) 96,9 20,3 150 32,7 30 51,3

Фонд компенсации 117,9 24,7 168 36,6 8 13,7

Прочие доходы 22,8 4,8 17,8 3,9 1,7 2,9

Всего 477,2 100 458,9 100 58,5 100

«———Период Вид дохода —-— 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2006 г.

тыс. руб. доля, % тыс. руб. доля, % тыс. руб. доля,% тыс. руб. доля,%

Доход от приватизации 154 980,3 25,4 115 610,7 13,7 107 200,6 9,7 4 026,0 0,3

Доход от реализации права аренды объектов нежилого фонда (ОНФ) 27 143,5 4,4 12 991,4 1,5 — — — —

Дивиденды по акциям (долям) 2 203,8 0,4 1 585,5 0,2 2 636,0 0,2 6 220,6 0,5

Доход от аренды в том числе: — аренда земли — аренда ОНФ 221 701,3 36,4 260 446,3 30,9 819 932,7 74,6 1 298 481,7 716 866,4 581 615,3 94,3 52,0 42,2

Доход в форме отчислений от прибыли МУПов — — — — 6 336,1 0,6 31 986,5 2,3

Доход от продажи земельных участков — — — — 37 027,1 3,4 17 160 1,2

Прочие доходы от муниципальной собственности 96 848,1 15,9 398 522,1 47,2 47 313,5 4,3 18 840,7 1,4

Всего доходы от муниципального имущества 502 877 82,5 789 156,0 93,5 1 020 446,0 92,8 1 376 715,5 100

Прочие неналоговые доходы 106 803 17,5 54 491,0 6,5 79 374,0 7,2 д/о —

Всего неналоговых доходов 609 680 100 84 3647 100 1 099 820 100 1 376 715,5 100

Итого доходов бюджета 5 900 651 — 7 328 493 — 870 7742 — 8 114 849 —

жнему остаются арендные платежи за пользование объектами нежилого фонда. Эта статья формирует 7,2 % городского бюджета. Возрастает роль доходов от аренды земель, отнесенных к категории городских поселений. В 2006 г. их сумма составила 716,9 млн руб., что соответствует 52 % от общей суммы неналоговых доходов и 8,8 % доходной части местного бюджета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложенные факты еще раз подтверждают сделанный ранее вывод о значимости неналоговых доходов для обеспечения сбалансированности местных бюджетов и покрытия принятых обязательств.

Изменения в законодательстве, предусматривающие новый подход к вопросам формирования

4 Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2006 г. / www. minfin. ru.

муниципальной собственности в части установления закрытого перечня видов муниципального имущества, определили специальный состав собственности муниципального образования — имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в основном имеющее социальную направленность. Имущество, не удовлетворяющее качественным требованиям, предусмотренным ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подлежит перепрофилированию либо отчуждению, либо — в соответствии со ст. 85 данного закона, в срок до 01.01.2008 г. — передаче в федеральную собственность, в собственность субъектов РФ согласно разграничению полномочий.

Следует отметить, что такой подход безусловно приведет к единовременному пополнению доходной части местных бюджетов за счет средств,

Таблица 3

анализ проблем, возникающих при реализации отдельных положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Фз «об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации»

наличие ограничений на пообъектный состав муниципальной собственности (мс)

до вступления в силу Федерального закона № 131-Фз

после вступления в силу Федерального закона № 131-Фз

проблемы и последствия

Ограничения к составу муниципальной собственности по функциональному признаку отсутствуют

В собственности городских округов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо — и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) библиотеки;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения;

10) имущество, предназначенное для развития массовой физической культуры и спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности в соответствии с федеральными законами;

16) обособленные водные объекты;

17) леса, расположенные в границах населенных пунктов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения;

19) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

20) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка муниципальной милицией;

21) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

22) имущество, предназначенное для оказания на территории скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

23) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

24) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

25) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений

— Ограничение возможности участия МО в хозяйственной деятельности на его территории;

— изменение качественного состава МС путем исключения имущества коммерческого, инвестиционного назначения;

— сокращение неналоговых доходов местных бюджетов;

— снижение собственных доходов местных бюджетов;

— изменение структуры доходов местных бюджетов в сторону увеличения межбюджетных трансфертов (дотаций);

— увеличение числа дотационных МО;

— снижение темпов социально-экономического развития МО;

— лишение органов местного самоуправления стимулов к развитию территории;

— невозможность проведения самостоятельной экономической политики;

— выпадение из местных бюджетов доходов от использования имущества в силу социального характера МС, предполагающего в основном безвозмездное использование имущества;

— снижение сбалансированности местных бюджетов

поступающих от массовой приватизации непрофильных объектов, а в перспективе — к сокращению коммерческой составляющей муниципальной собственности и, следовательно — минимизации неналоговых источников доходов бюджета муниципальных образований при сохранении объема задач комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. На фоне сокращения ликвидной и высокодоходной части имущественных ресурсов неизбежен рост дефицитности местных бюджетов. В этой непростой экономической действительности рассмотренные выше новации в законодательстве РФ, сопровождаемые значительным сокращением собственных источников доходов местных бюджетов, негативно скажутся на экономической самостоятельности муниципальных образований (табл. 3).

Необходимо отметить, что муниципальная собственность является неотъемлемой частью экономической основы местного самоуправления в РФ.

Уменьшение гарантированных доходных источников в условиях увеличения расходных полномочий органов местного самоуправления, порождающих прогрессирующий рост расходов, покрытие

которых обеспечивается за счет средств местного бюджета, ведет к неизбежному росту зависимости местных бюджетов от дотаций из иных бюджетов.

В сложившейся ситуации представляется необходимым внесение изменений в законодательство РФ, исключающих принцип закрытости категорий имущества, которое может находиться в муниципальной собственности.

Предлагаемая мера также обусловлена ограниченностью налоговых ресурсов, законодательно закрепленных за муниципальными образованиями и, как следствие — ростом роли муниципальных имущественных ресурсов с позиции их прибыльности и коммерческой привлекательности.

Кроме того, целесообразен пересмотр законодательно установленной структуры доходов местных бюджетов и установление в качестве приоритета при их формировании рост собственных источников. Это в свою очередь позволит повысить заинтересованность органов местного самоуправления в эффективности использования существующих финансовых ресурсов и налоговых резервов и наполнить доходы местных бюджетов в объеме, соответствующем расходным полномочиям.

Неналоговые доходы бюджета: что к ним относится?

Помимо привычных нам налоговых платежей, государственная казна получает также немалую прибыль и с неналоговых. Давайте разберемся, что это такое и какова роль данного механизма в отечественном капитале.

Что такое бюджетный доход

Все мы понимаем, что для нормального функционирования наше государство должно получать денежные средства, которые аккумулируются и называются бюджетом. Некоторые суммы поступают от физических лиц, ну а некоторые от юридических – это и называется доходностью капитала.

Ошибочно полагать, что государственная казна пополняется только обязательствами лиц и прочими пошлинами. Поэтому в современной практике подобные поступления разделяют на налоговые и неналоговые доходы бюджета. Как они формируются?

Первоначально большая масса поступлений попадает в местные органы самоуправления, однако задерживается там только треть от этой суммы, остальные же средства перечисляются в пользу национальной казны.

На самом деле этот процесс достаточно сложен и требует комплексного подхода к его рассмотрению, но давайте попробуем в нем разобраться.

Какие факторы влияют на уровень доходов

Если посмотреть на этот механизм в общемировом разрезе, то можно увидеть все несколько иначе. Вы никогда не задумывались над тем, почему какие-то страны более развитей, и улицы у них облагорожены, и незащищенные слои населения живут в большем достатке, нежели в прочих?

Налоговые и неналоговые доходы бюджета, а также их уровень во многом зависят от степени взаимодействия между государственными рычагами и субъектами-плательщиками. Немаловажную роль также играют такие факторы, как производственное и техническое развитие внутри страны, политические двигатели, уровень отношений в социально-экономическом аспекте государства.

Поэтому вышеперечисленные составляющие значительно влияют не только на текущий объем казны, но и на степень национального богатства в целом.

Понятие неналоговых доходов бюджета

Итак, мы рассмотрели, от чего может зависеть благосостояние государства и возможности его увеличения. Однако наша основная задача заключается в определении и раскрытии понятия «неналоговые доходы бюджета», а также нам необходимо выяснить их структуру и роль.

Согласно действующему законодательству, к данной категории относится довольно-таки внушительная группа поступлений, поэтому ошибочно предполагать, что налогоплательщики содержат национальную казну.

К неналоговым доходам бюджета относятся различного рода и вида отчисления, которые обоснованно поступают на бюджетные счета. Поэтому довольно сложно дать этому понятию какое-то универсальное и лаконичное определение, и единственное, что можно подвести под общий знаменатель в данных платежах – так это то, что ни один из них не является налогом.

Для большего понимания сложившейся картины давайте рассмотрим их разновидности.

Виды неналоговых доходов бюджетов

Согласно бюджетной политике государства, существуют рамки и плановые величины данного показателя, которые разделены на группы в соответствии с действующей, утвержденной законодательно структурой.

Таким образом, к неналоговым доходам бюджета относятся:

  1. Любые поступления, которые возникают при любой возмездной передаче имущества, принадлежащего государству.
  2. Любые финансовые потоки, которые возникают вследствие продажи государственного имущества.
  3. Денежные поступления, которые имеют место при предоставлении оплачиваемых услуг органами судебной или исполнительной власти.
  4. Любые финансовые доходы, которые представляют собой результат привлечения к гражданско-правовой ответственности – штрафы, пени и прочие.
  5. Бюджетная помощь, которая получена от других государственных органов.

При этом хочется отметить, что, несмотря на отсутствие четких ставок подобных поступлений, состав неналоговых доходов бюджета жестко планируется в отчетном периоде, исходя из тех показателей, которые были получены в предыдущем году. Согласно статистическим данным, наибольшее влияние на общую сумму этих денежных потоков оказывает прибыль от сдачи в аренду государственной собственности.

Источники неналоговых государственных поступлений

Итак, мы разобрались, какова структура неналоговых доходов бюджета, давайте теперь постараемся выделить основные источники, из которых наше государство извлекает прибыль:

  • как уже говорилось выше, на первом месте у нас стоят любые поступления, представляющие собой арендную плату от использования муниципальной собственности, а именно — любой недвижимости;
  • проценты, которые начисляются на оставшиеся незадействованные бюджетные средства, размещенные на кредитных счетах коммерческих субъектов хозяйствования;
  • помимо этого, также немалую прибыль приносят проценты по займам, предоставленным другим государствам;
  • любые паи, дивиденды от участия в доле акционерного капитала различных организаций;
  • прочие поступления, которые не являются налогами.

Как мы видим, эта категория прибыли занимает немалую нишу в государственной казне. Однако по этому поводу есть некоторые противоречия: отдельные ученые считают, что «иные» поступления, то есть неналоговые доходы бюджета, не могут приносить такую огромную прибыль стране.

Доходы регионального значения

Давайте попробуем разделить поступления в государственную казну по категориям использования. Неналоговые доходы регионального бюджета – это финансовые потоки, которые поступают на счета областного значения безвозвратно и безвозмездно для дальнейшего использования в целевых нуждах.

Как правило, региональный доход пополняется такими источниками:

  • вышеупомянутые арендные платежи;
  • платные услуги местных исполнительных и прочих государственных органов;
  • любые компенсации, штрафы и пени, которые были назначены вследствие доказательства факта административного и уголовного правонарушения;
  • доходы от платежей юридических лиц за загрязнение окружающей атмосферы;
  • финансовые поступления за сверхлимитное использование лесного фонда государства.

Как правило, данные категории занимают только десятую часть от общих поступлений в региональную казну, остальная часть заполняется налогами.

Неналоговые доходы местных бюджетов

Что касается основных источников поступления, то местные доходы практически ничем не отличаются от региональных, за исключением двух последних пунктов – поступлений за загрязнение атмосферы и сверхлимитного использования лесного богатства страны, которые уплачиваются на счета областного масштаба.

Но, помимо этого, неналоговые доходы местных бюджетов также формируются за счет следующих финансовых потоков:

  • при поступлении субсидий и дотационных отчислений из бюджетов других уровней воздействия;
  • возвратные виды финансовой помощи, или, как их еще принято называть, субвенции, поступающие из региональной казны;
  • финансовые поступления, которые относятся к внебюджетным фондам;
  • любые добровольные и безвозмездные финансовые инвестиции, которые поступают от физических и юридических лиц.

Свойства неналоговых поступлений

Несмотря на то что неналоговые доходы бюджета не имеют четко спланированного алгоритма и методологии исчисления поступлений, их сложно назвать принудительными.

В современной практике принято такие платежи относить к преимущественно добровольным, поскольку не всегда они носят принудительный характер и могут представлять собой безвозмездное перечисление финансовых потоков. Поэтому даже если платеж обязателен, то в отличие от налогового, он несет какую-либо пользу плательщику – будь то работы или услуги.

Помимо этого, к неналоговым доходам бюджета относятся такие свойства, как регулярность и стабильность, за исключением тех категорий, которые определяются по решению факта нарушения уголовных и административно-правовых норм и представляют собой штрафы и различные взыскания.

И наконец, поступления неналогового характера мобильны – они могут пополнять казну как одного региона в этом отчетном периоде, так и другого уже в следующем.

Как повысить эффективность неналоговых платежей

Для того чтобы неналоговые доходы бюджета приносили максимальную пользу государственной казне, необходимо провести меры по повышению и поддержанию их эффективности, чего явно не наблюдается в нашем государстве.

Вот, к примеру, сейчас активно внедряется программа по приватизации и ликвидации государственных предприятий, а это значит, что внушительное количество сооружений распродается частным лицам, хотя в ином случае они могли бы сдаваться в аренду и приносить систематическую прибыль.

Помимо этого, необходимо произвести инвентаризационные меры государственного имущества для четкого понимания того, какие из активов не задействованы и простаивают, не принося никакого дохода.

Еще одна немаловажная мера по повышению эффективности – это урегулирование взаимоотношений внутри межведомственных организаций с целью исключения укрытия некоторых лиц от уплаты обязательных взносов.

Неналоговые доходы бюджета

Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера и твердо установленной ставки. В отличие от налоговых, неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться. Однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений прошлого года. Одна из причин — наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Например, в соответствии со ст. 22 Закона «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов…» от 15.04.93 г. №4807-1, представительные органы власти субъектов РФ вправе принимать решения о создании целевых фондов за счет штрафных санкций.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах имеют место указания на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые поступления — составная часть доходов всех видов бюджета: федерального, региональных и местных.

Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. В то же время в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов. Например, в Бюджетном кодексе РФ к неналоговым поступлениям причислены доходы в виде финансовой помощи, получаемой от иных бюджетов. В экономической литературе к неналоговым поступлениям относят и доходы целевых бюджетных фондов.

В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ, разработанной бюджетным департаментом Минфина РФ, неналоговые доходы включают:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности, в том числе:

1.1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.2. Дивиденды по акциям, принадлежащим государству.

1.3. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков, а также прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.4. Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств (размещение средств на счетах коммерческих банков разрешено при обязательном условии — банковская ставка должна быть не ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ).

1.5. Возмещение потерь сельхозпроизводства, связанных с изъятием сельхозугодий.

1.6. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства.

1.7. Перечисление прибыли ЦБ РФ.

1.8. Платежи от государственных и муниципальных организаций.

1.9. Плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместными предприятиями и иностранными юридическими лицами.

1.10. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе:

2.1. Поступления от приватизации организаций, находящихся в госсобственности.

2.2. Поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций.

2.3. Доходы от продажи квартир.

2.4. Доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования.

2.5. Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность.

3. Доходы от реализации государственных запасов.

4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, в том числе от резидентов и нерезидентов.

6. Административные платежи и сборы, в том числе:

6.1. Сборы, взимаемые ГИБДД (кроме штрафов).

6.2. Прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций.

7. Штрафные санкции, возмещение ущерба, в том числе:

7.1. Поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий.

7.2. Санкции за нарушение порядка применения цен.

7.3. Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и в недостаче материальных ценностей.

8. Доходы от внешнеэкономической деятельности, в том числе:

8.1. Проценты по государственным кредитам, предоставляемым РФ правительствам иностранных государств.

8.2. Доходы от реализации государственных запасов.

8.3. Поступления сумм от централизованного экспорта.

8.4. Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

9. Прочие неналоговые доходы.

Неналоговые доходы являются важным источником доходов бюджетов всех уровней, способствуя сокращению их дефицита.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *