Содержание
- В каком порядке могут подвергать приводу?
- К кому не может применяться привод?
- Какие полномочия и обязанности есть у приставов?
- Управление организации обеспечения установленного порядка деятельности судов
- Функции судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
- «Методические рекомендации по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю» (подготовлены ФССП РФ)
- БИЛЕТ №9. Вопрос 1. Порядок осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к СПИ ( раздел 5 инструкция
>Привод должника
В каком порядке могут подвергать приводу?
Лицо, подлежащее приводу, должно быть:
- надлежащим образом уведомлено о проведении судебного заседания (см. ст. 113 ГПК РФ, «Инструкцию по судебному делопроизводству…» (утв. Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 15 декабря 2004 года N 161));
- обязательным участником судебного заседания по закону (ч.4 ст. 60, ст.ст. 113, 247, 389.12 УПК РФ, ч.2 ст.168, ч.4 ст.246, ст.273 ГПК РФ, ст.120, ч.4 ст. 150 КАС РФ, ч. 3 ст. 25.1, ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ) или по решению суда.
Привод оформляется следующими документами:
- актом суда (постановлением, определением) о применении привода в отношении участника судебного разбирательства;
- постановлением судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем;
- постановлением дознавателя ФССП.
В акте о приводе должны содержаться сведения, позволяющие установить личность лица, подлежащего приводу (его ФИО, дату и место рождения), предполагаемое место нахождения, время, дату и место, куда должно быть доставлено лицо, а также какому территориальному органу по обеспечению порядка деятельности судов поручается осуществление привода. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:
- на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;
- на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя.
В некоторых случаях законом может быть предусмотрено обязательное участие лица в суде, но в то же время нет прямого указания в законе на возможность применения по отношению к нему привода (например, понятой, см. ч.4 ст. 60, ст. 113 УПК РФ). Привод может осуществляться не только судебными приставами, но и сотрудниками полиции (п.2 ч.2 ст. 27.15 КоАП РФ). Судебный акт о приводе может направляться не только приставам, но и по месту жительства, месту пребывания (нахождения), месту работы, службы или учебы лица, которое подлежит приводу.
К кому не может применяться привод?
Согласно ч.2 ст.120 КАС РФ, привод не может применяться к несовершеннолетним лицам, беременным женщинам, лицам, которые ввиду болезни, возраста или других уважительных причин не в состоянии явиться в судебное заседание по вызову суда. Согласно ч.6 ст.113 УПК РФ, не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом. Кроме того, лицо, участвующее в деле, может воспользоваться правом участвовать в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи в соответствии с положениями ст.ст. 155.1 ГПК РФ, 278.1 УПК РФ, 142 КАС РФ. Также ее использование допускается в судебных заседаниях по делам об административных правонарушениях (см. напр., Постановление Нижнекамского городского суда РТ по делу № 5-59/2015 от 07 января 2015 года)
Какие полномочия и обязанности есть у приставов?
По прибытии к указанному в судебном акте о приводе месту нахождения лица судебный пристав обязан:
- представиться, назвать свою должность и фамилию, предъявить служебное удостоверение и сообщить цель своего прибытия;
- проверить документы, удостоверяющие личность лица, подлежащего приводу;
- объявить постановление (определение) о приводе лицу, подлежащему приводу, под роспись в акте о приводе (сделать запись об отказе подписывать документ);
- установить, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода.
При осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда, приставы вправе:
- входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица;
- проводить личный досмотр, досмотр вещей без нарушения их конструктивной целостности в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;
- согласно ст.ст. 15-18 Закона «О судебных приставах» применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.
В судебной практике бывают случаи, когда одна из заинтересованных сторон (истец или ответчик) не приходит на судебные заседания. В таких ситуациях рассмотрение дела может быть отложено, либо суд выносит заочное решение.
Но при рассмотрении уголовных дел необходимо присутствие обвиняемого, либо важного свидетеля. В этих случаях судебными приставами по решению судьи или прокурора осуществляется принудительный привод гражданина в зал судебного заседания.
Процедура принудительного привода урегулирована Приказом Минюста России от 13.07.2016 N 164 «Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов».
Текст приказа представлен ниже:
Об утверждении Порядка осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов
В целях реализации положений статей 111, 113, 247 Уголовно¬-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52 (ч. 1), ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2706; 2006, № 31 (ч. 1), ст. 3452; 2007, № 24, ст. 2830), статей 27.1 и 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2005, № 19, ст. 1752; 2007, № 31, ст. 4007; 2011, № 29, ст. 4289, № 30 (ч. 1), ст. 4573; 2014, № 30 (ч. 1), ст. 4233, № 42, ст. 5615), статьи 168 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2008, № 24, ст. 2798), статей 116 и 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 10, ст. 1391), Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3590; 2000, № 46, ст. 4537; 2004, № 27, ст. 2711, № 35, ст. 3607; 2007, № 10, ст. 1156; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3588, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 52 (ч. 1), ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3631, № 48, ст. 5717; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 29, ст. 4287, № 49 (ч. 5), ст. 7067, № 50, ст. 7352; 2013, № 14, ст. 1657, № 27, ст. 3477, № 52 (ч. 1), ст. 6953; 2014, № 6, ст. 558, № 11, ст. 1094, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 52 (ч. 1), ст. 7552; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 50, № 10, ст. 1427; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 45), Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 41, ст. 4849; 2008, № 20, ст. 2251; 2009, № 1, ст. 14, № 23, ст. 2761, № 29, ст. 3642, № 39, ст. 4539, ст. 4540, № 51, ст. 6162; 2010, № 31, ст. 4182; 2011, № 7, ст. 905, № 17, ст. 2312, № 27, ст. 3873, № 29, ст. 4287, № 30 (ч. 1), ст. 4573? ст. 4574, № 48, ст. 6728, № 49 (ч. 1), ст. 7014, ст. 7041, № 49 (ч. 5), ст. 7061, ст. 7067, № 50, ст. 7343, ст. 7347, ст. 7352, ст. 7357; 2012, № 31, ст. 4322, ст. 4333; 2013, № 14, ст. 1641, ст. 1657, № 30 (ч. 1), ст. 4039, № 51, ст. 6678, ст. 6699, № 52 (ч. 1), ст. 6948, ст. 7006; 2014, № 11, ст. 1099, № 19, ст. 2331, № 30 (ч. 1), ст. 4217, № 42, ст. 5615, № 43, ст. 5799, № 52 (ч. 1) ст. 7543; 2015, № Ю, ст. 1393, ст. 1410, ст. 1411, ст. 1427, № 14, ст. 2022, № 27, ст. 3945, ст. 3977, ст. 4001, № 48 (ч. 1), ст. 6706; 2016, № 1 (ч. 1), ст. 11, ст. 13, ст. 45, ст. 64, № 11, ст. 1493, № 12, ст. 1707, № 14, ст. 1910, № 18, ст. 2511), Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4108; 2005, № 44, ст. 4535, № 52 (ч. 3), ст. 5690; 2006, № 12, ст. 1284, № 19, ст. 2070, № 23, ст. 2452, № 38, ст. 3975, № 39, ст. 4039; 2007, № 13, ст. 1530, № 20, ст. 2390; 2008, № 10 (ч. 2), ст. 909, № 29 (ч. 1), ст. 3473, № 43, ст. 4921; 2010, № 4, ст. 368, № 19, ст. 2300; 2011, № 21, ст. 2927, ст. 2930, № 29, ст. 4420; 2012, № 8, ст. 990, № 18, ст. 2166, № 22, ст. 2759, № 38, ст. 5070, № 47, ст. 6459, № 53 (ч. 2), ст. 7866; 2013, № 26, ст. 3314, № 49 (ч. 7), ст. 6396, № 52 (ч. 2), ст. 7137; 2014, № 26 (ч. 2), ст. 3515, № 50, ст. 7054; 2015, № 14, ст. 2108, № 19, ст. 2806, № 37, ст. 5130; 2016, № 1 (ч. 2), ст. 207, ст. 211, № 19, ст. 2672), а также повышения эффективности деятельности Федеральной службы судебных приставов приказываю:
Федеральной службы судебных приставов приказываю:
Утвердить Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов
I. Общие положения
1. Привод лица в соответствии с положениями статьи 111, части 1 статьи 113, статьи 247 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статей 27.1 и 27.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 168 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 116 и части 1 статьи 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также части 5 статьи 24 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — лицо, подлежащее приводу) осуществляется судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебный пристав по ОУПДС) на оснований постановления (определения) суда (судьи), постановления судебного пристава- исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем, а также дознавателя Федеральной службы судебных приставов (далее — постановление (определение) о приводе и инициатор привода соответственно) путем принудительного доставления (сопровождения) лица, подлежащего приводу, к месту вызова инициатором привода.
2. Приводу в качестве меры процессуального принуждения не подлежат лица, перечисленные в части 6 статьи 113 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 120 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
II. Организация осуществления привода
3. Постановление (определение) о приводе не позднее дня, следующего за днем его поступления в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или ее территориального органа, регистрируется ответственным за делопроизводство в Журнале регистрации постановлений (определений) о приводе (приложение к настоящему Порядку) и передается для организации своевременного исполнения старшему судебному приставу или его заместителю, отвечающему за организацию обеспечения установленного порядка деятельности судов (далее — заместитель старшего судебного пристава).
4. Старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава проверяет постановление (определение) о приводе на предмет указания в нем данных, позволяющих установить судебному приставу по ОУПДС личность лица, подлежащего приводу (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения), предполагаемое место нахождения, дату, время и место, куда должно быть доставлено лицо, подлежащее приводу. В случае отсутствия в постановлении (определении) о приводе необходимых данных старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава информирует об этом инициатора привода.
5. Старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава поручает исполнение постановления (определения) о приводе судебному приставу по ОУПДС либо в необходимых случаях группе судебных приставов по ОУПДС и назначает старшего группы судебных приставов по ОУПДС.
6. В день осуществления привода старший судебный пристав или заместитель старшего судебного пристава определяет и проверяет снаряжение, оборудование, специальные средства, форменную одежду, наличие нагрудных знаков и служебных удостоверений судебных приставов по ОУПДС; решает вопрос об обеспечении судебных приставов по ОУПДС автотранспортом и, при необходимости, боевым ручным стрелковым оружием и патронами к нему; проводит инструктаж с учетом особенностей исполнения каждого привода.
III. Осуществление привода
7. Судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС после получения постановления (определения) о приводе, проведения старшим судебным приставом или заместителем старшего судебного пристава инструктажа приступает к его исполнению.
8. Судебный пристав по ОУПДС или группа судебных приставов по ОУПДС выезжают к месту, указанному в постановлении (определении) о приводе.
9. Судебный пристав по ОУПДС имеет право при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо; при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи)1.
10. По прибытии к указанному в постановлении (определении) о приводе месту нахождения лица, подлежащего приводу, судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС:
представляется, называет свою должность и фамилию, предъявляет служебное удостоверение и сообщает цель своего прибытия;
проверяет документы, удостоверяющие личность лица, подлежащего приводу;
объявляет постановление (определение) о приводе лицу, подлежащему приводу, что удостоверяется его подписью в постановлении (определении) о приводе, в случае если лицо, подлежащее приводу, отказывается от подписи в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись;
устанавливает, имеются ли обстоятельства, препятствующие исполнению привода.
11. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (статья 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2003, № 50, ст. 4847; 2008, № 49, ст. 5748; 2014, № 42, ст. 5615).
12. При осуществлении привода судебные приставы по ОУПДС имеют право в случаях и порядке, предусмотренных статьями 15-18 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.
13. Лицо, подлежащее приводу, после доставления в место вызова инициатором привода по его поручению находится под контролем судебного пристава по ОУПДС или старшего группы судебных приставов по ОУПДС до окончания судебного заседания, совершения процессуальных или исполнительных действий.
14. Об осуществлении привода судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС информирует старшего судебного пристава или заместителя старшего судебного пристава с одновременной передачей постановления (определения) о приводе с отметкой инициатора привода, а также письменно уведомляет обо всех случаях возникновения происшествий (при наличии) при доставлении лица, подлежащего приводу.
15. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению привода, судебный пристав по ОУПДС или старший группы судебных приставов по ОУПДС сообщает инициатору привода, а также старшему судебному приставу или заместителю старшего судебного пристава в письменной форме с приложением копий документов, подтверждающих обстоятельства, препятствующие исполнению привода (при наличии).
Управление организации обеспечения установленного порядка деятельности судов
Основными задачами Управления организации обеспечения установленного порядка деятельности судов являются:
-
Организация деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов и территориальных органов ФССП России по обеспечению безопасности исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов, выявлению и пресечению административных правонарушений, а также организация их специальной подготовки.
-
Организация деятельности специализированных отделов оперативного дежурства территориальных органов ФССП России.
-
Обеспечение организационного и методического руководства деятельностью Управления по исполнению особо важных исполнительных производств и территориальных органов ФССП России по вопросам обеспечения безопасности исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов, административной практики судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
-
Развитие служебно-прикладных видов спорта в Федеральной службе судебных приставов.
-
Разработка мер, направленных на выявление и пресечение административных правонарушений судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления по исполнению особо важных исполнительных производств и территориальных органах ФССП России.
-
Обеспечение в пределах компетенции сохранности
и конфиденциальности персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
Управление осуществляет следующие полномочия:
-
Запрашивает и получает в установленном порядке необходимые для реализации своей деятельности материалы от структурных подразделений центрального аппарата ФССП России и ее территориальных органов.
-
Привлекает в установленном порядке структурные подразделения центрального аппарата ФССП России и ее территориальные органы к решению вопросов, отнесенных к компетенции Управления.
-
Вносит на рассмотрение руководства ФССП России предложения по повышению эффективности деятельности ФССП России,
а также иные предложения и вопросы. -
Созывает в установленном порядке совещания с участием представителей структурных подразделений центрального аппарата
ФССП России для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Управления. -
Участвует в подготовке материалов для рассмотрения
на совещаниях у руководства ФССП России по вопросам, отнесенным
к компетенции Управления; -
Ведет в установленном порядке переписку по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
-
Привлекает с согласия руководителей структурных подразделений центрального аппарата ФССП России работников этих подразделений для осуществления мероприятий, проводимых Управлением в соответствии с возложенными на него функциями.
-
В пределах своей компетенции принимает участие в разработке форм статистической отчетности и документов первичного учета
по вопросам, относящимся к сфере деятельности ФССП России. -
Осуществляет рассмотрение обращений граждан и писем организаций по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
-
Организует работу ФССП России по обеспечению исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов
и осуществлению административной практики судебными приставами
по обеспечению установленного порядка деятельности судов территориальных органов ФССП России в соответствии
с законодательством Российской Федерации. -
Взаимодействует в сфере обеспечения исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов и административной практики судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов территориальных органов ФССП России с Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом
Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, МЧС России, правоохранительными органами. -
Осуществляет сбор, обобщение, анализ и оценку информации
о практике применения законодательства Российской Федерации
по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, и вносит руководству ФССП России предложения по его совершенствованию. -
Разрабатывает методические рекомендации, осуществляет подготовку аналитических, информационных и иных материалов
по вопросам обеспечения исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов и административной практики судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления по исполнению особо важных исполнительных производств
и территориальных органов ФССП России, оказывает методическую помощь Управлению по исполнению особо важных исполнительных производств
и территориальным органам ФССП России. -
Организует специальную подготовку работников ФССП России в пределах компетенции Управления.
-
Осуществляет контроль за деятельностью специализированных отделов оперативного дежурства территориальных органов ФССП России.
-
Осуществляет в пределах своей компетенции сбор, учет, обобщение и контроль поступающих из Управления по исполнению особо важных исполнительных производств и территориальных органов
ФССП России специальных донесений и информационных сообщений
о чрезвычайных происшествиях и преступлениях. -
Организует проведение спортивных мероприятий ФССП России.
-
В пределах своей компетенции вносит предложения
по наполнению официального интернет-сайта ФССП России. -
Проводит анализ статистических показателей по направлению деятельности Управления.
-
Осуществляет контроль за организацией работы по обеспечению исполнительных действий и осуществлению административной практики судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления по исполнению особо важных исполнительных производств.
-
Организует и контролирует деятельность судебных приставов
по обеспечению установленного порядка деятельности судов Управления
по исполнению особо важных исполнительных производств
и территориальных органов ФССП России по охране зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов. -
Осуществляет иные полномочия ФССП России.
Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:44 / 25 мая 2016 09:59
Версия для печати
Функции судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
На начало 2013 года 63 здания арбитражных судов и 42 здания судов общей юрисдикции обеспечены круглосуточной охраной.
Исполнение государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов включает в себя следующие административные процедуры:
а) обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
б) выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
в) исполнение акта суда или иного органа о применении к подсудимому и к другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения, в том числе обеспечивать препровождение иностранных и иных лиц в специальные учреждения, а также до пунктов пропуска через государственную границу РФ в случае их водворения за пределы России;
г) обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, а также по указанию старшего судебного пристава — круглосуточно;
д) проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение доставки к месту проведения судебного процесса и обеспечение сохранности как самого уголовного дела, так и вещественных доказательств;
е) поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
ж) взаимодействие с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
з) предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, составление протокола об административном правонарушении, а в случае необходимости — задержание их с последующей передачей органам внутренних дел;
и) осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
к) участие в совершении исполнительных действий и обеспечение их безопасности.
Далее в работе я более подробно изложу основные особенности выполнения некоторых из указанных процедур.
Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей состоит в осуществлении судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье вышеуказанных лиц.
Обеспечение безопасности защищаемых лиц осуществляется судебными приставами по ОУПДС в помещении судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание. Охрана осуществляется в течение всего судебного заседания, в том числе в случае необходимости по указанию старшего судебного пристава в вечернее время, выходные и праздничные дни.
В целях обеспечения правильного и своевременного выполнения распоряжений председателя суда, его заместителя, председательствующего в судебном заседании и судей по обеспечению безопасности защищаемых лиц судебный пристав по ОУПДС, оценив реальность угрозы жизни и здоровью указанных лиц, немедленно принимает решение по обеспечению их безопасности. При необходимости привлечения дополнительных сил и средств докладывает об этом старшему судебному приставу. Защищаемое лицо ставится в известность о принимаемых в отношении него мерах безопасности.
Обеспечение безопасности защищаемых лиц в помещении суда осуществляется путем проведения следующих мероприятий:
— установлением старшим судебным приставом мест несения службы для судебных приставов по ОУПДС в помещении суда, в том числе в зале судебного заседания, а также при входе в совещательную комнату во время нахождения в ней судей, принимающих решение по делу;
— проверкой судебными приставами по ОУПДС перед судебным заседанием помещения судебного заседания, совещательной комнаты и других помещений, где могут находиться защищаемые лица, на предмет обнаружения в них бесхозных вещей, горючих, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов. В случае обнаружения перечисленных вещей и предметов судебные приставы сообщают об этом в органы внутренних дел, МЧС и ФСБ;
— осуществлением личного досмотра граждан, находящихся в судебных помещениях, досмотра их вещей. В случаях необходимости судебные приставы по ОУПДС имеют право задерживать указанных граждан и передавать в последующем в органы внутренних дел, куда также сообщают об обнаружении перечисленных вещей и предметов;
— проверкой исправности работы средств связи и оповещения, в том числе экстренных;
— удалением из зала судебного заседания по распоряжению судьи лиц, допустивших нарушения установленного порядка во время судебного заседания;
— использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом «О судебных приставах».
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.
При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:
— предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;
— применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;
— обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.
Обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.
Судебные приставы по ОУПДС могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для:
— отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;
— пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;
— задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;
— доставления в полицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;
— исполнения принудительного привода в суд или к судебному приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу-исполнителю.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие для:
— отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов — когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;
— пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;
— отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;
— пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.
До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.
Запрещается применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.
При выполнении служебных обязанностей по обеспечению безопасности физических лиц судебные приставы по ОУПДС должны следовать следующим правилам:
— следить за опрятностью внешнего вида;
— не выставлять напоказ, без необходимости, оружие или другое снаряжение;
— на различные вопросы об оружии и снаряжении отвечать кратко, вежливо, не выходя за служебные рамки;
— не передавать оружие и снаряжение другим лицам;
— при взаимодействии с окружающими в рамках выполнения служебных обязанностей судебные приставы должны стремиться сочетать твердость своих требований с вежливым общением.
По уголовному судопроизводству в случае неявки в суд по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу.
Привод состоит в принудительном доставлении лица в суд, осуществляемом судебным приставом по ОУПДС.
Постановление судьи или определение суда о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении или определении.
При наличии достаточных оснований полагать, что граждане, подвергаемые приводу в суд, имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право проверять у них документы, удостоверяющие личность, осуществлять личный досмотр указанных граждан и досмотр находящихся при них вещей. В случаях необходимости судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право задерживать указанных граждан и передавать в последующем в органы внутренних дел.
Привод не может производиться в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.
Обо всех случаях привода в ночное время судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение двадцати четырех часов в письменном виде уведомляет старшего судебного пристава.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время.
При обеспечении охраны данных объектов судебные приставы по ОУПДС имеют право проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях, а также осуществлять их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.
При осуществлении пропускного режима в здания судов судебными приставами по ОУПДС в 2012 году пресечены попытки проноса в здания судов более 71 тысячи единиц огнестрельного, газового, травматического и холодного оружия и более 2,8 тыс. электрошоковых устройств.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляют свою деятельность в соответствии с указаниями и распоряжениями старшего судебного пристава и установленными правилами несения службы.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляют охрану зданий судов в соответствии с табелем поста. Табель поста разрабатывается старшим судебным приставом и согласовывается с председателем соответствующего суда.
Табель постам содержит:
— план дислокации постов;
— перечень находящихся под охраной судебных приставов объектов, печатей и пломб, которыми они опечатываются;
— маршруты движения судебных приставов;
— особые обязанности судебных приставов на каждом посту.
В суде ежедневно ведутся постовые ведомости. Типовая постовая ведомость указана мною в приложении В. По окончании рабочего дня постовая ведомость подлежит сдаче старшему судебному приставу.
Постовые ведомости хранятся в архиве старшего судебного пристава в течение одного года.
При получении от старшего судебного пристава указаний по охране помещений судов и совещательных комнат судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:
а) осмотреть печати и пломбы на входных дверях помещения для проведения судебного заседания;
б) проверить исправность сигнализации, средств связи, противопожарной сигнализации с отметкой в специальном журнале и при обнаружении недостатков доложить председателю суда;
в) осмотреть место проведения судебного заседания.
В случае обнаружения повреждений дверей, замков и печатей в охраняемых помещениях или при наличии других признаков проникновения в помещение судебный пристав по ОУПДС немедленно извещает об этом старшего судебного пристава и председателя суда. Судебный пристав по ОУПДС обязан систематически обследовать коридоры, подсобные помещения, общественные места, лестничные клетки, путем их обхода и осмотра проверять отсутствие свободного доступа посторонним лицам в чердачные и подвальные помещения.
При выявлении в помещении суда лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, нарушающих установленный порядок деятельности суда, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан выяснить причину их нахождения в здании суда, в случае, когда лица являются участниками судебного процесса или свидетелями, доложить об этом председательствующему или судье. Получив распоряжение председательствующего или судьи об их выводе из здания суда, предложить им покинуть данное помещение, а в случае отказа — удалить этих лиц из здания суда.
Старший судебный пристав при необходимости присутствия судебного пристава по ОУПДС в зале судебного заседания запрашивает информацию о времени и месте проводимого заседания, количестве участников судебного процесса, степени социальной опасности подсудимого, количестве судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, требующихся для обеспечения безопасного проведения судебного заседания.
Выполнение конкретных служебных поручений судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов вне зала судебного заседания осуществляется на основании распоряжений старшего судебного пристава.
Перед началом судебного заседания судебный пристав по ОУПДС докладывает судье о своем прибытии и до окончания судебного заседания выполняет его распоряжения, связанные с охраной совещательной комнаты и помещения судебного заседания в рабочее время.
Во время судебного заседания судебный пристав по ОУПДС постоянно находится в зале судебного заседания. Покидать зал судебного заседания разрешается только с разрешения судьи. По указанию старшего судебного пристава допускается замена судебного пристава по ОУПДС другим судебным приставом.
При исполнении своих обязанностей судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в соответствии с конкретной обстановкой самостоятельно, в пределах предоставленных ему полномочий, определяет комплекс мер, направленных на пресечение противоправных действий.
По окончании судебного заседания судебный пристав по ОУПДС представляет старшему судебному приставу письменный отчет об окончании судебного заседания, о поступивших обращениях со стороны судьи, участников судебного процесса, а также обо всех происшествиях в зале суда и принятых мерах. Письменный отчет судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов об окончании судебного заседания визируется председателем суда, председательствующим в судебном заседании или судьей.
В случае проведения в одном зале или одним судьей нескольких судебных заседаний судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов представляет письменный отчет после завершения последнего заседания.
Письменные отчеты судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов хранятся в архиве старшего судебного пристава в течение трех лет.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов по поручению судьи, а также по распоряжению старшего судебного пристава обеспечивает доставку и сохранность уголовных дел и вещественных доказательств из канцелярии суда к месту проведения судебного заседания или в кабинет судьи.
Получив распоряжение об обеспечении доставки в судебное заседание и охране уголовного дела и вещественных доказательств, судебный пристав по ОУПДС прибывает в канцелярию суда вместе с секретарем судебного заседания. После получения секретарем уголовного дела и вещественных доказательств судебный пристав по ОУПДС сопровождает его к месту проведения судебного заседания.
Для обеспечения сохранности уголовных дел и вещественных доказательств в местах проведения судебного заседания судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов должны быть выполнены следующие меры предосторожности:
а) предварительно проверено помещение, в котором будет проходить судебное заседание или где временно будут находиться дело и вещественные доказательства (с помещением их в сейф);
б) решен вопрос об охране помещения, где находится уголовное дело, а также в ходе судебного заседания — о непосредственном нахождении возле уголовного дела и вещественных доказательств;
в) привлечение к охране через старшего судебного пристава дополнительных сил и средств;
г) проверка полного исключения возможности проникновения в служебное помещение посторонних лиц;
д) периодически проверять надежность запоров на окнах, дверях;
е) обо всех обнаруженных нарушениях докладывать председателю суда, судье и старшему судебному приставу.
После окончания судебного разбирательства судебный пристав по ОУПДС совместно с секретарем доставляет уголовное дело и вещественные доказательства в канцелярию суда, где присутствует при их сдаче в установленном порядке.
При рассмотрении судом уголовных дел в целях безопасности и предупреждения возможных нарушений общественного порядка в судебном заседании, нападения на участников судебного процесса, старший судебный пристав принимает меры по усилению конвойного подразделения судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Взаимодействие между судебными приставами по ОУПДС с подразделениями по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, осуществляется в соответствии с планом взаимодействия, в котором распределяются действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и сотрудников конвойного подразделения по вопросам:
— отражения нападения на судей и других участников процесса;
— пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;
— отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;
— пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, взаимодействуя с конвойным подразделением, обязан:
— знать и строго выполнять план совместных действий, неукоснительно исполнять указания старшего судебного пристава, при нахождении в зале судебного заседания занять место, указанное старшим судебным приставом либо определенное самостоятельно, и вести постоянное наблюдение за подсудимыми, другими участниками процесса, присутствующими гражданами, быть в постоянной готовности к немедленным действиям по предотвращению побега подсудимых и их нападения, совершения противоправных действий;
— иметь при себе исправное служебное оружие и специальные средства;
— вести постоянное наблюдение за конвоируемыми;
— быть готовым к немедленному пресечению противоправных действий подсудимых;
— при наличии оснований предлагать конвою произвести личный обыск подсудимого или нескольких подсудимых;
— по окончании судебного разбирательства, после вывода подсудимых из зала, освобождения его участниками судебного процесса и гражданами, произвести тщательный осмотр зала суда, включая место нахождения подсудимых за барьером.
Судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов запрещается:
— вступать с конвоируемыми в разговоры, не относящиеся к порядку конвоирования;
— принимать от них или передавать им от посторонних какие-либо предметы, записки, продукты питания, принимать для отправления письма;
— разглашать организацию охраны подсудимых, а также другие сведения, относящиеся к конвоированию.
Судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при неисполнении их законных распоряжений о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, при воспрепятствовании их законной деятельности, когда они находятся при исполнении своих служебных обязанностей, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда), составляются протоколы об административных правонарушениях, а также может осуществляться доставление и административное задержание физических лиц.
И в заключение данного параграфа приведу ещё некоторые цифры статистических данных, изложенных в докладе Директора ФССП России Парфенчикова А.О. на коллегии ФССП России по итогам деятельности за 2012 год. Так, судебными приставами по ОУПДС было осуществлено 67,6 тыс. административных приводов в суды, препровождено в специальные учреждения около 16,8 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, выдворено за пределы Российской Федерации около 15,9 тысяч лиц. Задержано и передано в органы внутренних дел более 3 тысяч лиц, находящихся в розыске.
Судебными приставами по ОУПДС в прошедшем году было исполнено более 6,6 млн. заявок на обеспечение безопасности проведения судебных процессов и около 5,2 млн. заявок на обеспечение безопасности при совершении исполнительных действий судебными приставами-исполнителями. Осуществлено более 533,5 тыс. приводов в суды, около 396 тыс. – к судебными приставам-исполнителям, более 24,8 тыс. – к дознавателям.
«Методические рекомендации по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю»
(подготовлены ФССП РФ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРИВОДА ЛИЦ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ ЯВКИ В СУД
ИЛИ К СУДЕБНОМУ ПРИСТАВУ-ИСПОЛНИТЕЛЮ
I. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации подготовлены для использования в работе структурными подразделениями территориальных органов ФССП России по осуществлению приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.
1.2. Правовой основой настоящих рекомендаций являются Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 1018 «О порядке и размерах финансирования расходов, связанных с осуществлением приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу исполнителю», Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.08.1999 N 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» (далее — Приказ N 226), Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2006 N 384 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов», Приказ ФССП России от 28.12.2007 N 662 «Об утверждении Положения о специализированном отделе, Инструкция по организации работы дежурных частей, Инструкция по организации работы группы быстрого реагирования и Типового штатного расписания специализированного отдела оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов».
1.3. Привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или по вызову судебного пристава-исполнителя, является мерой процессуального принуждения и может применяться в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и осужденного, отбывающего наказание без изоляции от общества в случае изменения меры наказания по приговору суда, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве.
1.4. Основанием для привода является постановление (определение) судьи (суда) или постановление судебного пристава-исполнителя (далее — постановление о приводе), утвержденное начальником отдела — старшим судебным приставом (далее — старший судебный пристав).
1.5. Привод не может производиться в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени), за исключением случаев, не терпящих отлагательства.
1.6. Привод несовершеннолетнего, не достигшего 16-летнего возраста, производится с согласия его родителей либо его законных представителей.
1.7. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачом.
1.8. Постановление о приводе исполняется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебный пристав) структурного подразделения территориального органа Федеральной службы судебных приставов (далее — структурное подразделение), как правило, по месту фактического пребывания, проживания и местонахождения лица, уклоняющегося от явки в суд и к судебному приставу-исполнителю.
II. Подготовка к осуществлению привода
2.1. Поступившее в структурное подразделение постановление о приводе в суд или к судебному приставу-исполнителю регистрируется в книге учета входящей документации, после чего передается из канцелярии структурного подразделения начальнику отдела — старшему судебному приставу (далее — старший судебный пристав), для рассмотрения и организации исполнения.
2.2. В постановлении (определении) о приводе в суд указываются место и дата составления; фамилия и инициалы судьи или состав суда, рассматривавшего материалы уголовного дела; фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого рассматриваются материалы уголовного дела; статья УК РФ, по которой в совершении преступления обвиняется подсудимый; фамилия, имя, отчество лица, подлежащего приводу в суд; место нахождения лица, подлежащего приводу; место, дата и время привода в суд; наименование органа, на который возложено исполнение привода в суд; фамилия, инициалы должностного лица или наименование учреждения, на которые возложено исполнение постановления о приводе в суд; подпись судьи председательствующего по делу и гербовая печать; отметка об объявлении постановления, лицу, подлежащему приводу в суд (дата, время, подпись лица, подлежащего приводу в суд).
В соответствии с Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 N 36 «Об утверждении инструкции по судебному делопроизводству в районном суде» с постановления или определения о приводе в суд, вынесенных по делу, снимаются копии, которые удостоверяются подписями судьи и секретаря суда, с приложением гербовой печати суда и направляются по принадлежности. Если копия состоит из нескольких листов, они должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Направляемые на исполнение копии постановлений (определений) о приводе заверяются подписями судьи, председательствующего по делу, а в случае его отсутствия — заместителем председателя или председателем суда и уполномоченным на то работником аппарата суда и скрепляются гербовой печатью. Помарки, исправления и дополнения в исполнительном документе не допускаются.
2.3. В постановлении о приводе к судебному приставу-исполнителю указываются место, дата составления; фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя; фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого возбуждено исполнительное производство; номер исполнительного производства, по которому в качестве участника исполнительного производства привлекается гражданин (организация); фамилия, имя, отчество лица, подлежащего приводу; место нахождения лица, подлежащего приводу; место, дата, время привода к судебному приставу-исполнителю; наименование структурного подразделения, на которое возложено исполнение привода; подпись судебного пристава-исполнителя и гербовая печать; отметка об объявлении постановления, лицу, подлежащему приводу (дата, время, подпись лица, подлежащего приводу к судебному приставу-исполнителю).
2.4. После проверки реквизитов постановления о приводе старший судебный пристав передает его работнику, ответственному за ведение документации, относящейся к деятельности по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — ОУПДС) для регистрации в специальном журнале (далее — журнал) (Журнал регистрации постановлений о приводе, учета результатов их исполнения» — приложение N 4 к Приказу Минюста России от 03.08.1999 N 226 (в ред. Приказа Минюста России от 12.01.2004 N 3).
В случае несоответствия постановления о приводе реквизитам, указанным в п. п. 2.2, 2.3 рекомендаций, информация направляется в установленном порядке в территориальный орган ФССП России.
2.5. Журнал регистрации постановлений о приводе, учета результатов их исполнения ведется раздельно по видам судов:
— по приводам в областные (краевые) суды;
— по приводам в городские (районные) суды;
— по приводам в военные суды;
— по приводам к мировым судьям;
— по приводам к судебным приставам-исполнителям;
— по приводам в суды других регионов.
При небольшом количестве поступающих постановлений о приводе они могут регистрироваться в одном журнале, с разбивкой по категориям судов.
При неиспользовании в отчетном периоде всех страниц журнала разрешается его использование в следующем отчетном периоде.
Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и опечатаны гербовой печатью структурного подразделения.
2.6. Работник, ответственный за ведение документации по ОУПДС, регистрирует постановление о приводе и передает под роспись судебному приставу (старшему группы судебных приставов), назначенному для исполнения постановления о приводе.
2.7. Не допускается осуществление привода по устному указанию должностных лиц, на основании не заверенных надлежащим образом копий постановлений о приводе, а также копий постановления о приводе, переданных по факсимильной связи.
2.8. Старший судебный пристав определяет:
— порядок исполнения привода;
— состав группы судебных приставов, направляемых для исполнения привода;
— их экипировку, вооружение, техническое оснащение;
— назначает старшего группы;
— проводит инструктаж и отдает распоряжение об исполнении привода.
2.9. Перед исполнением постановления о приводе старший судебный пристав проверяет:
— знание судебными приставами своих прав и обязанностей;
— исправность оружия, специальных средств и средств связи;
— наличие и состояние предметов форменной одежды.
2.10. Старший судебный пристав проводит инструктаж судебного пристава или группы судебных приставов с учетом особенностей исполнения каждого конкретного привода.
2.11. В ходе инструктажа особое внимание обращается на:
— недопущение действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу;
— проявление бдительности в целях исключения противоправных действий со стороны доставляемого лица, исключение возможности уклонения его от явки к судебному приставу-исполнителю, причинения себе или окружающим какого-либо вреда;
— возможность применения оружия, специальных средств и физической силы только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах»;
— неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.
2.12. В целях обеспечения исполнения привода или устранения причин, препятствующих его исполнению, старший судебный пристав или старший группы судебных приставов, в необходимых случаях обращаются за содействием к администрации предприятия, командованию воинской части, организации, в учреждения по месту работы или учебы лица, подлежащего приводу или в органы внутренних дел.
2.13. При исполнении постановления о приводе, поступившего в структурное подразделение из другого субъекта Российской Федерации, судебным приставам выделяются средства на следующие виды расходов:
— на проезд лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, к месту проведения судебного заседания или к судебному приставу-исполнителю и обратно (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями);
— на проживание лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю (по найму жилья и суточные).
III. Осуществление привода
3.1. Судебный пристав (группа судебных приставов) с учетом необходимого времени (в том числе в ночное время) выезжает к месту фактического нахождения (месту работы, жительства и пребывания) лица, подлежащего приводу.
3.2. Фактическое место нахождения лица, подлежащего приводу, определяется исходя из данных, указанных в постановлении о приводе или информации, полученной в суде из материалов уголовного дела и из материалов исполнительного производства, а также от участников судебного процесса или лиц, участвующих в исполнительном производстве.
3.3. По прибытии к месту фактического нахождения лица, подлежащего приводу, судебный пристав (старший группы) устанавливает по документам его личность, объявляет ему под роспись постановление о приводе.
В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, судебным приставом (старшим группы), исполняющим привод, в постановлении о приводе делается соответствующая запись.
3.4. Во время сопровождения лица, подлежащего приводу, судебные приставы:
— ведут постоянное наблюдение за лицом, подлежащим приводу;
— не отвлекаются от исполнения своих обязанностей;
— не вступают с лицом, подлежащим приводу, в разговоры, кроме случаев, определенных должностными обязанностями;
— не разглашают маршрут движения и порядок своих действий.
3.5. Доставленное лицо по требованию судьи или судебного пристава-исполнителя может находиться под контролем судебного пристава до окончания судебного заседания или окончания в день осуществления привода исполнительных действий.
3.6. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению привода (болезнь, стихийное бедствие, наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними и т.п.) судебный пристав (старший группы) извещает об этом суд или старшего судебного пристава письменным рапортом. К рапорту прилагаются копии документов, подтверждающих указанные обстоятельства.
По результатам осуществления привода судебный пристав (старший группы) представляет старшему судебному приставу отчет («Отчет об осуществлении привода» — приложение N 5 Приказа Минюста России от 12.01.2004 N 3) по утвержденной форме.
3.7. По окончании привода проездные документы и иные документы, подтверждающие расходы на проезд лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, а также документы, подтверждающие расходы на их проживание, подлежат сдаче судебным приставом, получившим средства на указанные расходы, в соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.
3.8. О случаях противоправных действий в отношении судебного пристава или лица, подлежащего приводу, судебный пристав (старший группы) немедленно информирует старшего судебного пристава, а после осуществления привода составляет соответствующий акт, в котором указываются все обстоятельства происшествия и фамилии свидетелей. Акт передается судье или судебному приставу-исполнителю, вынесшему постановление о приводе.
3.9. Обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебные приставы в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме докладывают старшему судебному приставу, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляют прокурора письменным рапортом.
БИЛЕТ №9. Вопрос 1. Порядок осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к СПИ ( раздел 5 инструкция
Вопрос 1. Порядок осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к СПИ ( раздел 5 инструкция, утвержденной приказом МЮ РФ №226 от 03.08.1999)
В случае отказа от добровольной явки лицо, подлежащее приводу на основании определения суда или постановления судьи, доставляется к месту вызова принудительно, путем сопровождения его СП по ОУПДС или группой СП.
Привод исполняется подразделением СП по ОУПДС, как правило, по месту фактического проживания лица, уклоняющего от явки. Основанием для исполнения привода является определение суда, постановление судьи или СПИ. СП по ОУПДС или группа приставов в день привода выезжают к месту фактического нахождения лица, подлежащего приводу, устанавливают по документам его личность, объявляют ему под роспись определение или постановление суда, либо СПИ.
О болезни, а также об иных обстоятельствах, препятствующих исполнению привода ( стихийное бедствие, наличие малолетних детей при невозможности поручить кому — либо уход за ними, длительный перерыв в движении транспорта и т.п ) , СП по ОУПДС извещает суд или ССП с приложением рапорта.
СП по ОУПДС, исполняющие привод лиц уклоняющихся от явки в суд, обязаны быть внимательными и корректными, проявлять бдительность и особенно при сопровождении подсудимого.
В случае злостного неповиновения или сопротивления законным требованиям СП по ОУПДС для осуществления привода имеет право применять физ. силу, спец. средства, и оружие в порядке, определенном ФЗ » О судебных приставах».
ССП о произведенном приводе СП по ОУПДС представляет отчет.
Привод несовершеннолетнего, не достигшего 16 — летнего возраста, производится через его родителей либо его законных представителей.
Доставленное в суд лицо по требованию судьи или СПИ может находится под контролем СП по ОУПДС до окончательного выполнения судебных или исполнительных действий.
Вопрос 2.Понятие, состав и признаки преступления (ст.14 УК РФ).
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.
Состав преступления: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Признаки:
— общественная опасность,
— уголовная противоправность,
— виновность,
— наказуемость.
Вопрос 3.Порядок выполнения неполной разборки АКС 74У.
Неполная разборка — для чистки, смазки и осмотра автомата.
Разборку и сборку автомата производить на столе или чистой подстилке, части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую и не применять излишних усилий и резких ударов.
При сборке автомата сличать на его частях, у каждого автомата номер на ствольной коробке он должен соответствовать номеру на газовой трубке, затворной раме, затворе, крышке ствольной коробки и других частей автомата.
Порядок неполной разборки:
— отделить магазин, выключить предохранитель;
— отвести затворную раму. осмотреть патронник и затвор;
— отпустить затворную раму;
— нажать фиксатор крышки ствольной коробки и открыть её;
— снять боевую пружину;
— снять возвратный механизм, затворную раму и отделить затвор;
-отсоединить газовую трубку со ствольной накладкой;
— нажать фиксатор, отвинтить против часовой стрелки пламегаситель.
Вопрос 4.Ожоги тела возникают от действия огня, кипятка, раскалённого металла, солнечных лучей, щелочей.
Признаки:1степень — краснота, припухлость кожи и болезненность.
2 — я степень — пузыри с жидкостью.
3 — я степень-омертвление кожи и тканей тела. При ожогах более1/3 поверхности кожи может наступить смерть.
— оказываемая помощь — немедленно устранить причину вызвавшую ожог. Прилипшую к телу ткань не срывать, а отстригать ножницами. Пузыри на коже не вскрывать. При ожогах химическими веществами — последнее смыть большим количеством воды. При ожогах химическими веществами добавить в воду соду, щелочь, зубной порошок или мыло. После этого при ожоге 1 степени наложить повязку с вазилиновым маслом, при ожоге 2 — 3 степени — стерильную сухую повязку.