Законодательное регулирование

Прежде всего, стоит определиться с тем, что представляет собой процедура приватизации. Под ней понимается процесс передачи определенной недвижимости (в рассматриваемом случае — земли), которая находится в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность гражданина.

Поскольку ранее земельные участки не могли находиться в собственности граждан, они предоставлялись им на более ограниченных правах — с возможностью пользования и владения (как бессрочного, так и на конкретный период).

После внесения некоторых изменений в земельное законодательство частная собственность на землю стала возможна, поэтому и была введена процедура приватизации.

Особое место при этом занимают ситуации, при которых наблюдается двойственность прав собственности — гражданин владеет жилым домом, расположенным на участке, который ему не принадлежит. Такая ситуация вызывала множество беспокойств и вопросов со стороны таких владельцев недвижимости, поэтому данный вопрос требовал регулирования на законодательном уровне.

Поэтому с целью наиболее оптимального разрешения подобной ситуации в Земельный кодекс РФ и ряд других нормативно-правовых актов были внесены определенные изменения.

В частности, для владельцев жилых домов наличие на них прав собственности стало весомым основанием и для того, чтобы оформить такие же права на участок, то есть приватизировать его.

Кроме этого, Земельный кодекс РФ содержит и ряд других дополнительных оснований для возможной приватизации земли. В частности, речь идет о так называемой «дачной амнистии», в ходе которой владельцы участков в дачных и садовых товариществах могут оформить права собственности на них по упрощенной процедуре.

Стоимость приватизации и дополнительные расходы

Когда речь идет о приватизации, в большинстве случаев подразумевается, что эта процедура носит безвозмездный характер, то есть за приобретение прав собственности на недвижимость гражданин ничего не платит.

Ситуации, когда это происходит на платной основе, встречаются менее часто, и при этом земля приватизируется по кадастровой стоимости, величина которой все равно является минимальной (гораздо ниже рыночной).

Что касается приватизации земли, на которой расположен частный жилой дом, то это является достаточно весомым основанием для того, чтобы данная процедура также носила безвозмездный характер. При этом способ приобретения самого дома роли не играет — это может быть любая законная сделка вроде купли-продажи, дарения земельного участка или наследования.

Однако даже при условии того, что сама процедура бесплатная и за участок ничего платить не придется, гражданину стоит быть готовым к необходимости понести ряд дополнительных трат. Их можно условно разделить на несколько групп:

Оплата государственной пошлины

Эта статья расходов присутствует в том случае, если обращение гражданина с заявлением о приватизации было успешным и местный орган власти выдал ему соответствующее решение о предоставлении земли в собственность.

В этом случае владелец недвижимости должен официально зарегистрировать факт перехода права собственности в специальном органе — Росреестре.

Как раз за оказание данного рода государственной услуги (то есть регистрации права) и взимается пошлина, размер которой зависит от категории заявителя:

  • физическое лицо должно заплатить 2 тыс. руб.;
  • для юрлица данная величина значительно больше и составляет 22 тыс. руб.

Однако для отдельных категорий земельных участков (в частности, сельскохозяйственного назначения) величина госпошлины может быть значительно ниже — всего 350 руб.

Стоит учесть, что факт оплаты должен обязательно подтверждаться документально, поэтому вместе с пакетом необходимых документов собственнику необходимо подать в Росреестр и квитанцию об оплате государственной пошлины. Без нее пакет документов и заявление на регистрацию даже не будут приняты к рассмотрению.

Получение кадастрового паспорта на земельный надел

Этот этап необходим только в том случае, если данный документ у собственника отсутствует. Стоит учесть, что с 2017 года этот паспорт не оформляется, вместо него выдают выписку из ЕГРП.

За ее получением нужно обращаться в Единый государственный реестр, что также влечет за собой необходимость оплаты госпошлины.

В данном случае ее размер составляет:

  • для физических лиц — 150 и 200 руб. за электронную и бумажную версии соответственно;
  • для юридических лиц — 300 и 600 руб.

В случае, если у заявителя есть необходимость в получении срочной выписки (то есть сразу в день обращения), то ее стоимость будет взиматься в двойном размере (то есть 400 и 1200 руб. для физ и юр лиц соответственно).

Подготовка дополнительных документов и их нотариальное заверение

Кроме технического паспорта, землевладельцу могут потребоваться и другие дополнительные бумаги (как на участок, так на дом), для получения которых также потребуются некоторые расходы (в большинстве случаев это оплата все той же государственной пошлины, размер которой разный для каждого документа).

Кроме этого, отдельная документация, которая предоставляется в виде копий, должна быть заверена нотариально. Поэтому в перечень необходимых расходов могут быть включены также и затраты на нотариуса, размер которых зависит от расценок конкретного юриста (а также от вида документации и населенного пункта, где происходит процедура).

Сроки выполнения процедуры

Помимо стоимости и необходимых на приватизацию затрат многих граждан также волнует другой не менее важный вопрос — сроки ее проведения. Ведь высокий уровень бюрократизации в стране часто делает обращение в государственные органы настолько длительным и утомительным, что только это сдерживает многих от прохождения различных государственных процедур.

Что касается приватизации, то процедура ее проведения включает в себя несколько этапов:

Подготовка необходимых документов

Этот этап обычно является наиболее длительным и затратным по времени, поскольку для оформления каждого необходимого документа существуют свои сроки. Многое при этом зависит от того, имеется ли у землевладельца на руках основной пакет бумаг или их необходимо оформлять с нуля.

В некоторых случаях приходится проводить процедуру межевания участка или уточнения его границ, что также значительно влияет на сроки. Это связано с тем, что длительность кадастровых работ подобного рода составляет от полутора месяцев до полугода (точный срок зависит от сложности работ и характеристик самого участка).

Подача документов в ответственный орган и ожидание рассмотрения заявки

После подготовки всех необходимых бумаг они вместе с заявлением подаются в земельный отдел (департамент) местного органа исполнительной власти. На рассмотрение заявки установлен срок 14 рабочих дней, после истечения которого заявитель получит точный ответ — будет ли участок передан ему в собственность или в приватизации ему отказано.

Чтобы избежать возможных задержек на этом этапе, стоит заранее уточнить в органе обращения перечень всех необходимых документов и позаботиться о правильности их оформления (в том числе обратить внимание и на срок действия некоторых их них). Это связано с тем, что проблемы с документацией являются одним из оснований для отказа в рассмотрении заявления и возврата его на доработку.

Что делать в случае отказа в предоставлении земельного участка в аренду? Узнайте в нашем материале!

Как выделить долю вы узнаете в нашей тематической статье.

Как взять нужную вам выписку из домовой книги, вы прочтете в нашем материале по .

Государственная регистрация перехода прав собственности

Это то, о чем уже говорилось ранее, то есть обязательная процедура в том случае, если земля все-таки предоставляется в собственность. Для ее проведения заявителю также необходимо подготовить пакет необходимых документов и подать их в Росреестр, не забыв при этом оплатить госпошлину.

Срок рассмотрения поданных документов и регистрации перехода права занимает до 10 дней. После истечения этого срока заявитель получит на руки документ, подтверждающий его права на участок — свидетельство о праве собственности.

Также стоит учесть, что для осуществления процедуры бесплатной приватизации в законодательстве также выделен крайний срок — до 2020 года. Пока точно неизвестно, будет ли этот срок продлеваться еще (как это делалось ранее несколько раз), поэтому лучше все-таки успеть оформить права на землю до его окончания. В противном случае есть риск лишиться возможность сделать это бесплатно, что повлечет за собой необходимость несения дополнительных финансовых расходов.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *