Содержание
Приватизация земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 32
В настоящее время действует следующий порядок приватизации земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Получение земельных участков для организации крестьянских хозяйств регулируется по-разному, в зависимости от того, является ли гражданин членом колхоза, работником совхоза или он таковым не является. К последним относятся граждане, проживающие в городах и иных несельских населенных пунктах, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство. Для получения земельных участков этой категорией граждан районные (городские) администрации создают специальный земельный фонд — фонд перераспределения.
Первоначально фонд перераспределения образовывался из земель запаса, земель, изымаемых у колхозов, совхозов, других землепользователей, землевладельцев и собственников по основаниям, которые были предусмотрены п. 1 ст. 6 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ст. 39 ЗК РСФСР. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» эти статьи признаны недействующими.
В фонд перераспределения передавались земли всех категорий, используемые не по целевому назначению; предоставляемые для сельскохозяйственного производства и не используемые в течение одного года; предоставляемые для несельскохозяйственных целей и не используемые в течение двух лет; сельскохозяйственные угодья, выбывшие из оборота или переведенные в менее ценные земли; земли сельскохозяйственных предприятий, фактическая продуктивность которых за последние пять лет более чем на 20% ниже нормативной, определяемой по кадастровой оценке земель.
94 Глава 3. Основания приобретения права частной собственности на землю
В настоящее время в этот фонд включаются участки из состава земель запаса, земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве (ст. 60 ЗК). Кроме того, в фонды перераспределения включаются участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий (п. 5 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»1).
Земли фонда перераспределения предоставляются крестьянским
хозяйствам, образованным в первую очередь гражданами, не являю
щимися членами колхозов или работниками других сельскохозяйст
венных предприятий. Лицо, желающее вести крестьянское хозяйство,
может претендовать на земельный участок лишь в том случае, если оно
удовлетворяет требованиям, установленным в ст. 4 Закона РСФСР
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Это лицо должно быть дее
способным гражданином Российской Федерации, достигшим 18 лет и
имеющим опыт работы в сельском хозяйстве, сельскохозяйственную
квалификацию либо прошедшим специальную подготовку.
Чтобы получить землю для организации крестьянского хозяйства его будущий глава подает в районную администрацию по месту расположения земельного участка заявление с необходимыми обоснованиями. В заявлении указываются: цель использования земельного участка (т.е. направление производственно-хозяйственной деятельности), предполагаемые размеры и местоположение испрашиваемого участка, титул права на землю — собственность, пожизненное наследуемое владение или аренда, а также состав членов семьи (хозяйства). Такое заявление должно быть рассмотрено в месячный срок (ст. 35 ЗК). Отказ в получении участка может быть обжалован в суд.
При наличии нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Право выбора на конкурсной основе претендента на создание крестьянского хозяйства принадлежит органу местной администрации, в ведении которой находится земельный участок. Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского хозяйства разрешаются в судебном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организа-
1 ВВС РСФСР. 1992. № 1. Ст. 53.
§ 3. Приватизация земли на основании административного акта-решения… 95
ций агропромышленного комплекса»1 (в ред. от 3 августа 1998 г.) было утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий. В Положении определены условия выхода работников из таких предприятий со своими земельными и имущественным паями в натуре.
Однако для отдельных сельскохозяйственных предприятий применяются особые условия реорганизации и приватизации. Это обусловлено необходимостью сохранения прежней специализации предприятий, функций и определения порядка использования государственной собственности. Речь идет о таких предприятиях, как государственные племенные и конные заводы, государственные конюшни, ипподромы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб.
Работники таких предприятий не вправе получить земельный пай в натуре. Они могут получить лишь его денежную компенсацию. Поэтому работники этих предприятий, желающие организовать крестьянское хозяйство, могут получить землю только из фонда перераспределения. Они имеют преимущественное право по сравнению с другими претендентами как жители данной местности.
Работники совхозов и члены колхозов, уже создавшие крестьянские хозяйства на землях, выделенных им в счет земельного пая из состава земель колхоза или совхоза, тоже могут претендовать на получение дополнительных участков из фонда перераспределения, если предоставленного им в счет пая земельного участка недостаточно для оптимальной организации крестьянского хозяйства. Общая площадь земельного участка не должна превышать установленного предельного размера.
Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»2 предусмотрено, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских администраций, Делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе).
1 САПП РФ. 1992. № 12. Ст. 931; СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3918.
2 ВВС РФ. 1992. № И. Ст. 561.
96 Глава 3. Основания приобретения права частной собственности на землю
В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятии, пенсионеры этих хозяйств. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.
Главы местной администрации сельских районов вправе по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству устанавливать дифференцированную среднюю норму бесплатной передачи земли в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью сельского населения.
Земельный участок для ведения крестьянского хозяйства долже выделяться обычно единым массивом. Не должны затрагиваться земли, используемые под усадьбы, и земли общего пользования — выпасы для скота, водоемы, дороги, парки, земли под спортивными сооружениями и др. За гражданами, имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный земельный участок. Решение о создании крестьянского хозяйства и выделении ему конкретного земельного участка является основанием для землеустроительных работ и государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Законом установлено, что затраты по отводу земель и государственной регистрации права собственности на землю, землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обследованию и экологической паспортизации почв осуществляются за счет бюджета. Если крестьянское хозяйство организуется на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально-бытового назначения, государство должно взять на себя его первичное обустройство, строительство дорог, линий электропередачи, водоснабжение, телефонизацию, землеустройство, мелиорацию. Местная администрация обязана оказывать помощь в возведении производственных объектов и жилья.
Таков порядок получения земельных участков лицами, не являющимися членами колхозов и работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, для организации крстьянских (фермерских) хозяйств.
Законодательством предусмотрена необходимость соблюдения иных условий для получения земельных участков в собственность для организации крестьянских хозяйств лицами, являющимися членами колхозов, работниками совхозов и иных сельскохозяйственных организаций.
§ 3. Приватизация земли на основании административного акта-решения… 97
Работник колхоза, совхоза, подсобного хозяйства, а также иных сельскохозяйственных организаций, созданных на их основе, пожелавший создать крестьянское хозяйство, выходит из этой организации со своими земельной долей и имущественным паем. Для работников организаций, специализирующихся на выполнении определенных функций, например, племенных и конных заводов, учебно-опытных хозяйств и др., и имеющих большую долю государственных капиталовложений, определены особые условия получения земельных и имущественных долей (паев).
Правовые основы реорганизации сельскохозяйственных организаций и порядок определения земельной доли и имущественного пая установлены в Положении о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 70S1.
Земельные и имущественные доли (паи) определяются в процессе реорганизации колхозов и государственных сельскохозяйственных предприятий. При реорганизации по желанию трудовых коллективов образовывались товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские хозяйства и их объединения. Можно было сохранить и прежнюю форму хозяйствования. Однако и в этом случае должно было быть обеспечено право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением ему земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского хозяйства.
Во время реорганизации на сельскохозяйственном предприятии образуется комиссия по приватизации земель и реорганизации колхоза или государственного предприятия. Комиссия контролирует соблюдение законности при выделении из хозяйства работников с имущественными и земельными паями (долями) и готовит проект списка лиц для получения земельного и имущественного паев в хозяйстве, который затем утверждается общим собранием (собранием уполномоченных) трудового коллектива колхоза или государственного сельскохозяйственного предприятия. С учетом материалов, подготовленных комиссией, общее собрание (собрание уполномоченных) трудового коллектива колхоза или государственного предприятия утверждает размер земельного пая (в гектарах сельскохозяйственных угодий и с определением средней стоимости) и имущественные паи в стоимостном выражении по конкретным лицам.
САПП РФ. 1992. № 12. Ст. 931.
‘ — 794
98 Глава 3. Основания приобретения права частной собственности на землю
Размер индивидуальной земельной доли, которую работник вправе
получить из земель сельскохозяйственного предприятия, зависит от
дифференцированной среднерайонной нормы бесплатной передачи
земли в собственность из земель сельскохозяйственной организации и
количества лиц, имеющих право на земельную долю. Размер земельной
доли (пая) устанавливается независимо от трудового вклада и стажа
работы. В связи с этим индивидуальные доли для всех лиц, имеющих
право на получение участка из земель данной сельскохозяйственной
организации, одинаковы.
Среднерайонная норма бесплатной передачи земли в собственность определяется в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан». Путем дифференцированной среднерайонной нормы, умноженной на количество лиц, имеющих право на получение участка в собственность из земель сельскохозяйственной организации, определяются размеры земель, передаваемых в общую долевую или общую совместную собственность.
Согласно Положению о реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий в список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно из земель реорганизуемого предприятия, включаются: работники сельскохозяйственного предприятия и пенсионеры этого хозяйства, проживающие на его территории; лица, занятые в социальной сфере на селе; временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и др.); лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы; лица, уволенные из сельскохозяйственного предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.
Предусмотрено, что если площадь земельных угодий, выделенных коллективу хозяйства в собственность бесплатно, окажется меньше площади прежних земельных угодий, то приоритетное право на аренду или выкуп оставшейся части земельных угодий предоставляется гражданам, ранее использовавшим земельные участки на праве аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из колхоза или совхоза с целью создания крестьянского хозяйства, а также другим работникам этих хозяйств.
Права владельцев земельных долей (паев) определены в постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (п. 16); Указе Президента РФ от 27 октября 1993 г.
§ 3. Приватизация земли на основании административного акта-решения… 99
no 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (п. 5); постановлении Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев»1, а также в п.4 Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»2.
Собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: передать земельную долю по наследству; использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства; продать или подарить земельную долю; обменять ее на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве; передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства; передать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания; внести земельную долю или право пользования долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.
Какова правовая сущность отношений по поводу земельной доли? Право на земельную долю не может быть квалифицировано как право собственности на землю, пока эта доля не выделена в натуре (местности). Право собственности и право на выдел доли — юридически принципиально разные права.
Собственность — вещное право, подразумевающее власть собственника в отношении конкретной вещи, а право на земельную долю — это лишь право выдела вещи — земельного участка, т.е. обязательственное право3. Соответственно земельная доля не может считаться недвижимым имуществом4. Земельная доля не может считаться объектом права собственности. При наличии отношений по поводу земельных долей отсутствует непосредственный объект права собственности — конкретный земельный участок, который принадлежит лицу-собственнику. В этом случае невозможно осуществление правомочий собственника земли. При неопределенности объекта права собственности невозможно фактическое обладание земельным участком. Соответст-
1 СЗ РФ. 1995. №7. Ст. 534.
2 СЗ РФ. 1996. №11. Ст. 1026.
См.: Краснов Н. И. Земельная реформа и земельное право в современной России // ГиП. 1993. № 12. С. 5. 4 См.: Сыродоев Н.А. Нотариальное удостоверение сделок с земельными долями // Бюллетень правовой информации «Земля и право». 1997. № 3. С. 6.
100 Глава 3. Основания приобретения права частной собственности на землю
венно невозможно и пользование таким конкретным объектом и тем самым распоряжение им. Распоряжение земельными долями их собственниками — не что иное, как распоряжение принадлежащими им обязательственными правами. Полагаем, что этот принципиально важный момент следует принимать во внимание при анализе отношений, возникающих по поводу земельной доли.
Процедура приватизации земельного участка лицом — владельцем земельной доли для организации крестьянского (фермерского) хозяйства заключается в следующем.
Так, лицо, желающее образовать крестьянское хозяйство, должно подать заявление о выходе из сельскохозяйственного предприятия,; Если крестьянское хозяйство образуется во время реорганизации предприятия, то заявление подается на имя председателя внутрихо’ зяйственной комиссии по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственного предприятия. После реорганизации и прекращения деятельности комиссии заявление подается в администрацию хозяйства.
В заявлении должна содержаться просьба оформить выход из состава членов трудового коллектива хозяйства и выделить земельный участок в счет причитающейся земельной доли. Указываются площадь сельскохозяйственных угодий, пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и местоположение участка, а также необходимое имущество в счет имущественного пая. В заявлении должна быть указана дата его принятия.
Руководители хозяйств обязаны в течение одного месяца со дня подачи заявления выделить земельные доли работника и членов его семьи в натуре. Одновременно с земельной долей выделяется и имущественный пай. В случае задержки выделения земли и имущественного пая на руководителей хозяйств комитетом по земельным ресурсам и землеустройству может быть наложен штраф в размере трехмесячного оклада.
Администрация хозяйства рассматривает заявление и направляет его независимо от принятого решения вместе с протоколом или приказом руководителя хозяйства, а также с представлением органа местной администрации в районную (городскую) администрацию, которая принимает решение в месячный срок. В случае нарушения этого срока виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа.
Районная (городская) администрация после изучения материалов принимает решение о предоставлении земельного участка гражданину и утверждает главу хозяйства и его членов. В случае отказа сельскохо- <
§ 3. Приватизация земли на основании административного акта-решения… 101
зяйственной организации предоставить участок районная администрация вправе самостоятельно решить вопрос и определить местонахождение участка.
Если районная администрация по каким-либо причинам отказывает в предоставлении земельного участка, то гражданин может обжаловать это решение в суд.
§ 1. Оборотоспособность земельных участков
Законодательная база
Главный Закон страны Конституция определяет виды собственности на земельные участки – это частная, государственная или муниципальная. Государство, как Гарант законности, встает за защиту прав собственности на землю при совершении самых различных сделок с нею.
В 2002 году Государственная Дума приняла новые законодательные акты, касающиеся оборота земельных угодий, в нем даны рекомендации по приватизации муниципальных и государственных земель:
- ст. № 1 регламентирует порядок приватизационных действий со стороны местных властей, как самим Законом об обороте, так и другим актами и Кодексами РФ;
- ст. № 10 определяет законные основания, по которым земля может отойти гражданским лицам или коммерческим компаниям по праву приватизации или долгосрочной аренды;
- принцип выкупа земель на коммерческой основе дан в ЗК РФ;
- в п. 4 ст. 10 описаны обстоятельства, которые позволяют гражданским или коммерческим лицам выкупить на льготных основаниях арендуемую более 3 лет землю;
- регламент использования земель под подсобные или дачные нужды, строительства жилых домов и построек прописан в ст. 1 ЗК РФ;
- возможные разрешения спорных ситуаций регламентируются в ст.-ст. 59-64 Земельного Законодательства, в том числе перечислены основания для возникновения прав собственности на землю;
- российской Конституцией (ст. 17 и 46) гарантирована судебная защита лиц на законные права и свободы волеизъявления.
Для чего это нужно
Представьте самую обыденную ситуацию – у вас есть участок муниципальной земли, вы его засеяли и ждете урожая. А здесь приходит незнакомый дядя и начинает измерять параметры, настраивает геодезические приборы – вы, конечно же, возмущаетесь, а вам говорят – на этом месте будет построена, например школа.
Как же так? Да все очень просто, и если вам не принадлежит земля по праву частной собственности, то распоряжаться по своему усмотрению вы ей не имеете законного права. И если она муниципальная, то местные органы самоуправления сами могут решить, под какие нужды им следует использовать участок.
Убедительно? Только истинному собственнику позволяется передать ее другому физическому или юридическому лицу по праву аренды, продать ее тем же лицам, или позволить на ней возводить любые объекты.
И чтобы подобная ситуация не случилась лично с вами, землю можно оформить по праву собственности, то есть приватизировать на себя и семью.
Исходя из Закона об обороте земли, бесплатная передача муниципального или государственного земельного фонда в частную собственность допускается при соблюдении следующих условий:
- в случае нахождения на ней жилого строения, возведенного до момента вступления Закона в силу;
- земли, используемые по договору аренды для возведения жилого дома;
- участки, оформленные по договору бессрочного использования;
- земли, относящиеся к садоводческим или дачным товариществам, в том числе и под гаражные личные боксы.
Как приватизировать землю под частным домом, описывается в статье: приватизация земли под частным домом.
Порядок приватизации квартиры по договору социального найма вы можете посмотреть на этой странице.
Возможные причины отказа
Обращаем внимание – отказ должен быть мотивированным, и соответствовать основаниям, предусмотренными Законодательными актами о Земле и Гражданским Кодексом:
- участок, на который подано заявление о передаче по праву собственности, полностью изъят государственными или местными властями из оборота земель;
- категория земель запрещена к приватизации – он находится в водоохраной зоне, относится к лесному фонду, передано для нужд Министерства обороны, рядом расположены атомные или химические объекты;
- заявитель уже участвовал в бесплатном получении земли в собственность.
Если Федеральным Законодательством установлен запрет на приватизационные действия с земельным участком, то нижестоящие инстанции местной власти не вправе их изменять, и бесплатно передать по праву собственности гражданам или юридическим лицам.
Но в случае необоснованного получения отказа, когда чиновник ссылается на несуществующий правовой акт, он обязан дать правовые обоснования, а не личные измышления. Так говорит Закон, и его вполне вероятно, можно обжаловать в судебной инстанции.
Также частой причиной может быть несоответствие участка, который просят передать под личное управление, фактической действительности – обычно площадь запрашивают значительно больше, чем указано в правоустанавливающей документации на землю.
Но в связи с так называемой «дачной амнистией» , пользователь надела может на законных основаниях требовать передать ему именно тот участок, который он долгое время возделывает, ухаживает, удобряет его, следовательно, он понес значительные затраты на его благоустройство.
Но чтобы избежать неприятностей с передачей земли по праву собственности, следует заблаговременно навести о нем справки, выяснить наличие ограничений, обременений, сервитутов и других правовых оснований для отказа.
Но в любом случае, если вы считаете, что ваши права нарушены, восстановить их можно в судебном порядке, судебная практика обширна, и она доказывает, что если нарушены законные основания для отказа, то их обычно отменяют.
Основания отказа в приватизации земельных участков рассматриваются в статье: отказ в приватизации земельного участка.
Какие нужны документы которые необходимы для приватизации служебного жилья, .
Как восстановить документы на приватизацию квартиры, .
Говоря о приватизации земли сельскохозяйственного назначения, необходимо определиться с тем, что следует считать объектом приватизации.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса, объектом являются земли, находящиеся за чертой сельских и городских селений, используемые для потребностей сельского хозяйства и соответствующие этим целям.
Сельскохозяйственного земли делятся на два вида угодий:
— сельскохозяйственные: пашня, виноградники и другие многолетние насаждения, сенокосы, залежь;
— не сельскохозяйственные: земли под сельскохозяйственными постройками, лесополосы, леса, не состоящие в лесном фонде, дороги, солончаки, овраги и прочее.
Приватизация земельных участков — это передача участков земли в собственность пользователю, что влечет возникновение частной собственности на землю у граждан.
Процесс приватизации земельных участков регламентируется действующим законодательством.
Прежде всего, право собственности на землю закреплено в Конституции РФ, где в статье 9 говорится о частной, муниципальной, государственной и других формах собственности на землю. Государство выступает гарантом неприкосновенности и защиты прав частной собственности на землю, защиты прав владельца при совершении сделок с землей.
24 июля 2002 г. был принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который вступил в силу через 6 месяцев после его опубликования. В законе определены условия приватизации, на которых предоставляются участки земли из сельскохозяйственных земель, являющихся государственной или муниципальной собственностью.
В ст.1 Закона говорится о порядке приватизации земельных участков, регулируемом Законом, земельным кодексом РФ и другими законами.
В ст.10 Закона оговорены условия, на основании которых граждане и юридические лица могут получить в собственность или аренду земельные участки. Получить земельный участок можно при участии в торгах. Организацию торгов регламентирует ст.38 Земельного кодекса РФ
Ст.10, п. 4 закрепляет правило, в соответствии с которым арендуемый гражданином или юридическим лицом земельный участок может быть выкуплен по истечении трех лет со времени заключения арендного договора, при условии соответствующего использования. Решение принимается в течение 2 недель со дня оформления заявления в органы государственной власти.
Использование земельных участков для подсобного и дачного хозяйства, строительства жилища и гаражей, в том числе участков, находящихся под строениями и сооружениями, оговаривается ст.1 Земельного кодекса РФ.
Ст. 59 п. 1, п ст. 64, п.1 ЗК РФ оговаривают возникновение земельных споров и признание права собственности на участок земли в судебном порядке.
Ст. 17, ст. 46 Конституции РФ так же гарантируют возможность судебной защиты прав и свобод граждан России, в том числе признание права собственности на землю.
Некоторые особенности приватизации земельных участков
Приватизация земельных участков реализуется в зависимости от их классификации. Участки делятся по категориям, по существующим до приватизации правам на него (право бессрочного пользования, пожизненно наследуемые, находящиеся в аренде), по территории расположения, по имеющимся на участке строениям (свободные и находящиеся под сооружениями, которые принадлежат гражданам и юридическим лицам).
Субъекты приватизации — физические и юридические лица, приватизирующие земельные участки на правах единоличной, долевой или совместной (право собственности супругов или лиц, ведущих фермерское хозяйство) собственности.
Порядок, в соответствии с которым происходит приватизация участков земли, предусмотрен Земельным кодексом РФ, с учетом особенностей приватизации для разных категорий участков.
Как уже говорилось выше, для приватизации земельных участков, необходимо внести плату.
Бесплатно приватизировать участок имеют право граждане, в чьем бессрочном или пожизненно наследуемом владении этот участок находится. Взимание денежных средств, кроме установленных законодательно сборов, недопустимо.
Юридические лица, имеющие земельные участки в бессрочном пользовании, обязаны переоформить право пользования на право аренды или выкупить его в собственность, на основании ст.3, п.2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ».
Лица, которым земельные участки были выделены для подсобного или дачного хозяйства, для строительства жилищ и гаражей на правах бессрочного или пожизненно наследуемого владения, должны оформить регистрацию прав собственности на эту землю.
Реализовать приватизацию земельных участков имеют право владельцы построек, под которыми эти участки расположены. Если владельцами постройки, стоящей на земельном участке, являются несколько лиц, то оформляется долевая собственность.
Во многих случаях в процессе приватизации возникают осложнения из-за классификации земельных участков, из-за имеющихся прав физических и юридических лиц на участки земли, из-за необходимости делить участок, а также из-за ограничений приватизации на некоторые участки. В таких случаях возникает необходимость подробного изучения дела и, зачастую, работа с архивными документами.
Оформление права собственности на участки
Оформление земли в собственность — процедура обязательная, потому что право собственности не возникнет до тех пор, пока не будет зарегистрировано в Федеральной регистрационной службе. Распоряжаться земельным участком без оформления документов на право собственности невозможно.
Начало оформления земли в собственность — это формирование необходимого пакета документов:
— копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
— документы, подтверждающие сведения о том, когда, кем, с какой целью, на каких основаниях был выделен или передавался земельный участок. Подобные документы обязаны представить правления садовых обществ, административные архивы, организации, которыми выдавался участок и пр.;
— официально заверенный кадастровый план участка земли, который запрашивается в кадастровом центре. Если раньше участок не был зарегистрирован, его следует поставить на учет в органах Роснедвижимости;
— в случае смерти владельца, необходимо представить документы о правах наследования (нотариальные или решение суда).
Все документы, квитанция по оплате услуги регистрации земельного участка и соответствующее заявление подаются в Федеральную регистрационную службу.
Документы, предоставляемые в Федеральную регистрационную службу, подаются в количестве двух экземпляров, один из которых должен быть оригиналом и возвращаться после завершения регистрации правообладателю.
По окончании процедуры оформления земли в собственность владелец получает свидетельство о собственности на земельный участок, а вместе с ним право продажи, обмена, дарения участка и пр.
Некоторые особенности существуют в процессе приватизации земельных участков с имеющимися на них строениями. В пакет документов, помимо оговоренных выше, должны входить документы, удостоверяющие право гражданина на недвижимость.
Если здание принадлежит нескольким лицам, то заявление на оформление земли в собственность подается от всех владельцев недвижимостью, и право собственности оформляется в долях.
Для упрощения процесса переоформления права собственности на земельные участки 30 июня 2006 г. был принят Федеральный Закон N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», называемый в народе Законом о дачной амнистии, призванный ускорить процесс приватизации земельных участков, которые принадлежат дачным и садоводческим товариществам.
В настоящее время идет активное безвозмездное оформление в собственность земельных участков лицами, которые имели на них бессрочное право пользования.
Особое внимание Закон об амнистии уделяет ускорению регистрации права собственности на участки земли. Чтобы произвести оформление земли в собственность, необходимо собрать следующие документы:
— акт о выделении гражданину земельного участка, выданный государственными органами в установленном законодательством, существующим на момент выдачи этого акта порядке;
— акт, подтверждающий права физического лица на земельный участок, выданный государственными органами, в существующем на момент выдачи этого акта порядке;
— выписка из похозяйственной книги, предоставляемая для подтверждения права физического лица на земельный участок;
— иной документ, подтверждающий право гражданина на данный участок;
— в обязательном порядке подается кадастровый план участка земли. Если кадастровый номер отсутствует, необходимо определить границы участка, так называемое межевание, и передать информацию в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для регистрации в Государственном земельном кадастре, а затем запросить кадастровый план.
После обращения с этим пакетом документов в Федеральную регистрационную службу, владельцу выдается свидетельство о регистрации права собственности на конкретный участок земли.
Признание права собственности на участок земли
Земля — это объект, отличающийся особой ценностью и особым статусом. Именно с важностью законодательного разграничения земельных отношений связано интенсивное развитие законодательства, в котором законы зачастую входят в противоречие.
Приватизация земельных участков с оформлением права собственности дает возможность гражданам владеть, распоряжаться участком, совершать куплю-продажу, менять, дарить, передавать по наследству либо оставлять в залог. Собственностью на землю обладают и юридические лица, поэтому в последнее время вопрос о признании права собственности на участки земли приобрел особую актуальность.
Судебная защита права на оформление земли в собственность есть один из способов реализации права собственности физических лиц на участки земли.
Зачастую, как свидетельствует судебная практика, причиной споров являются проблемы, возникающие при оформлении земли в собственность гражданами, имеющими право на бесплатную приватизацию. Истцами выступают, как правило, представители администрации, отказывающие гражданам в реализации положенного права. Самостоятельно защищать право собственности на землю граждане имеют возможность, предъявляя иск о признании права собственности на участок земли.
Заявление гражданина о праве на бесплатное оформление владения участком земли на основании закона является предметом иска. Иначе говоря, существует неоформленное право собственности.
Земельный участок становится объектом судебного спора о признании права собственности, причем конкретный участок, так как при подаче искового заявления оговариваются его параметры и кадастровый номер.
Основаниями для подачи иска являются конкретные обстоятельства, подтверждающие то, что гражданин имеет право собственности на землю, такое, как право на пожизненное владение землей. В данном случае истец при оформлении земли в собственность может требовать бесплатного оформления передачи участка земли.
То обстоятельство, что участок земли является муниципальной собственностью, не становится препятствием к рассмотрению его в качестве частной собственности, на которую претендует гражданин.
В случае если органы администрации отказываются признать право гражданина на бесплатную регистрацию собственности на участок земли, это является поводом для подачи в суд с иска о признании права собственности.
Рассмотренный пример — один из большого разнообразия земельных споров, куда могут входить претензии по поводу незаконного раздела земельных участков, нарушения в землепользовании, землеустройстве, наследовании и пр.
Судебные споры о признании права собственности — категория дел, отличающихся большой сложностью, поэтому в большинстве своем требуют досконального знания действующих законов и помощи профессиональных юристов.