Статья 90. Военная служба и другая, приравненная к ней, служба, включаемая в общий трудовой стаж. (в ред. Федерального закона от 27.01.1995 N 10-ФЗ)

Служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Комментарий к статье 90
1. В первоначальной редакции ст. 90 предусматривала, что служба в составе Вооруженных Сил СССР, пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн, служба в органах государственной безопасности и внутренних дел (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому) включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в ст. 89 Закона.
Законом РФ от 27 января 1995 г. редакция комментируемой статьи приведена в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, в частности с существованием России как самостоятельного государства. Теперь, как предусмотрено ст. 90 Закона, в общий трудовой стаж может засчитываться военная служба в составе Вооруженных Сил не только бывшего СССР, но и Российской Федерации, а также в составе Объединенных Вооруженных Сил СНГ. Указано, что учитывается служба в других, помимо Вооруженных Сил, воинских формированиях, созданных в соответствии с законодательством РФ (это, например, Федеральная пограничная служба, внутренние войска, железнодорожные войска, войска гражданской обороны). Установлено, что учитывается служба в министерствах и ведомствах РФ, в которых законом предусмотрена военная служба.
2. Под исполнением обязанностей военной службы понимается, в частности, также нахождение военнослужащего на лечении; следование к месту службы, лечения и обратно; нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестное отсутствие — до признания военнослужащего безвестно отсутствующим или объявления умершим в установленном законом порядке. Исполнением обязанностей военной службы считается прохождение военных сборов (см. п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ. // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475). Соответственно такие периоды засчитываются в общий трудовой стаж как военная служба.
3. По правилам комментируемой статьи учитывается, в частности:
служба в милиции, исправительно — трудовых учреждениях, военизированной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (органы общественного порядка) в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должности стажеров); служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания; служба в качестве военных строителей в военно — строительных отрядах (частях); время работы офицеров и лиц начальствующего состава в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением их на военной службе либо в кадрах (действующем резерве) Министерств внутренних дел (охраны общественного порядка) РФ и бывшего СССР; время перерыва в службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в предусмотренных законодательством случаях незаконного увольнения их со службы и последующего восстановления на службе.
4. Комментируемая статья не выделяет военную службу по контракту и по призыву (бывшую срочную военную службу). И та и другая включаются в общий трудовой стаж для назначения трудовой пенсии.
5. Военная служба засчитывается в общий трудовой стаж по общему правилу в одинарном размере, за исключением случаев, предусмотренных ст. 94 Закона.

Военная служба

государственный служба военный правоохранительный

Военная служба — вид федеральной государственной службы представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Федеральный закон » О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года// СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063

В соответствии со статьей ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба — особый вид федеральной службы, исполняемый гражданами в Вооруженных Силах РФ, в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны (далее другие войска), инженерно — технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности РФ, органах федеральной пограничной службы РФ, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях. Федеральный закон » О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта1998года// СЗ РФ. 1998. №13. Ст.1475

Военная служба представляет собой особую разновидность федеральной государственной службы. Регламентация статуса военной службы отнесена к исключительному ведению Федерации, что означает осуществление военно-служебных обязанностей только на федеральном уровне — в Вооруженных Силах РФ, ведомственных войсках, вспомогательных воинских формированиях, а также в федеральных органах исполнительной власти, действующих в сфере обороны и безопасности. Принципы национальной правовой системы России несовместимые с созданием войск и воинских формирований, находящихся в подчинении субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти обеспечивают организацию осуществления гражданами военно-служебных обязанностей — воинский учет, подготовку и призыв на военную службу.

Организация военной службы — это комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в целях реализации гражданами воинской обязанности, предусмотренной ст. 59 Конституции. Воинская обязанность граждан предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О военном положении» предусмотрено, что прохождение военной службы в РФ возможно не только гражданами РФ, но и иностранными гражданами.

Федеральным законом » О воинской обязанности и воинской службе» предусмотрено две разновидности военной службы: по призыву и на добровольной основе — по контракту.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, сроки службы устанавливаются с учетом образования, участия в боевых действиях и других обстоятельств — в пределах 12 — 24 месяцев. Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу. Призыву подлежат также граждане этого возраста, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки негосударственные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может заключить первый контракт о прохождении военной службы на меньший срок при условии, что общая продолжительность его военной службы по призыву и по первому контракту составит три года или 5 лет в соответствии со ст. 38 Закона о воинской обязанности. Федеральный закон » О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года//СЗ РФ. 1998.№13. Ст. 1475

С военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, не ранее чем за один месяц до истечения срока военной службы может быть заключен контракт о прохождении военной службы на срок от 6 месяцев до одного года.

Новый контракт о прохождении военной службы может заключаться военнослужащим, являющимся гражданином, на срок три года, 5 лет, 10 лет или на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и 5 лет военной службы после его окончания.

С гражданином, состоящим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, контракт о прохождении военной службы может быть заключен на срок от 6 месяцев до одного года.

Военнослужащий, проходивший военную службу по контракту и поступивший в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования, а также поступивший в адъюнктуру или военную докторантуру, заключает контракт о прохождении военной службы на время обучения в указанном образовательном учреждении, в адъюнктуре или военной докторантуре и 5 лет военной службы после окончания учебы.

Альтернативная гражданская служба представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами России взамен военной службы по призыву, как это предусмотрено в статье 5 Конституции Российской Федерации. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются также Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе», Указ Президента от 1 июля 2003 г.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям, вероисповеданию, или он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционным промыслом.

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе.

Местом прохождения гражданами альтернативной гражданской службы могут быть организации, подведомственные различным органам: федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации, а также Вооруженным Силам РФ.

Сроки альтернативной гражданской службы: в структурах силовых ведомств — 36 месяцев, а в гражданских организациях и ведомствах — 42 месяца. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор на период пребывания в этой организации.

Представление к увольнению в связи с возникшим правом на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы направляется работодателем соответствующему должностному лицу в трехдневный срок со дня подачи гражданином заявлении о досрочном увольнении.

Граждане прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил РФ, но на военные сборы не призываются.

Таким образом, деятельность военнослужащих (военная служба) носит государственный характер. Поэтому военной службе присущи все основные признаки государственной службы: деятельность в составе государственных органов и организаций; военнослужащие, выполняя специфические задачи, в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства; взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядок прохождения военной службы определяются государством; военнослужащие обеспечиваются соответствующими видами довольствия, представляющими собой форму вознаграждения за труд. Основная функция военной службы — обеспечение обороны и безопасности страны.

Общие правила комплектования

Правила общего характера комплектования Вооруженных Сил РФ осуществляются основываясь на законе федеральной направленности «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и специальных положениях о порядке прохождения военной службы. Комплектование личным составом осуществляется с учетом конкретных задач и, что не менее важно функций, которые выполняются федеральным органом власти исполнительного характера.

Определение 1

Под комплектованием в свою очередь понимается установленная государством и при этом регулируемая законодательными документами система обеспечения потребности какой-либо соответствующей организации в составе личного характера, а также в оружии, военной и, что самое главное специальной технике, и каких-либо средствах материального типа. В данной теме под комплектованием будет пониматься только комплектование органа власти личным составом.

Виды комплектования войск

Также стоит отметить, что в исторической литературе отмечают сразу несколько видов комплектования вооруженных сил.

Определение 2

Армия наемного характера – это специальные войска, которые состоят из профессиональных воинов нанимавшихся государствами, а также различными городами и определенными отдельными феодалами. Они существовали с древности, в 15-18 веке это была основа вооруженных сил в Западной Европе.

Определение 3

Ополчение – это конкретная категория военнообязанных в России в 1874–1917 году (не служившие на действительной службе и старше возраста запасников), которые в военное время призываются для выполнения различных задач вспомогательного типа.

Определение 4

Вербовкой называется процесс в ходе которого осуществляется наем людей на службу военного характера. В России такой процесс применялся ограниченно до 18 века. Во многих государствах капиталистического порядка вооруженные силы комплектуются полностью или же частично по найму.

Определение 5

Рекрутская повинность – определенный способ комплектования русской регулярной армии в 17-19 века. Рекрутской повинности подлежали податные сословия (мещане, крестьяне и др.), которые выставляли от своих общин какое-либо конкретное число рекрутов. В 1874 году заменена воинской повинностью. Что же касается термина «рекрут», то он заменен словом «новобранец».

Определение 6

Повинность воинской направленности называется установленная тем или иным законом обязанность населения нести службу военного характера в вооруженных силах своей страны.

Замечание 1

В России повинность воинской направленности сначала осуществлялась в форме определенных ополчений, с 1705 года – рекрутской повинности, с 1874 года – всеобщей воинской повинности, а с 1924 года по настоящее время – в форме обязанности воинского порядка.

Цель комплектования – по большей части заключается именно в обеспечении военной организации государства военнослужащими, поступающими в добровольном порядке на службу военной направленности на контрактной основе в количестве, которое требуется для укомплектования тех или иных вакантных должностей замещаемых солдатами, а также сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами) и офицерами.

На данный момент задачами комплектования военной организации государства составом личного характера являются:

  • в то время, которое является мирным – пополнение определенных воинских частей (кораблей), различных соединений, каких-либо учреждений, а также заведений личным составом до установленных штатами норм и накопление военно-обученного запаса (то есть резерва) личного состава;
  • во время войны – восполнение потерь и, что самое главное обеспечение людскими ресурсами новых воинских формирований.

В соответствии с конкретными требованиями закона Федеральной направленности «Об обороне» комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащими в ходе:

  • призыва граждан Российской Федерации на службу военного характера по какому-либо экстерриториальному принципу;
  • добровольного поступления граждан (зарубежных граждан) на службу военной направленности.

17 статьей частью 3 отмеченного Федерального закона предусмотрено, что комплектование иных войск, каких-либо воинских формирований и, что самое главное органов осуществляется на конкретных принципах, и в порядке, который в свою очередь установлен для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Система комплектования организации

Определение 7

Специальная система комплектования организации военной направленности государства военнослужащими – это ее внутренняя структура, совокупность определенных элементов определяющих признаки основного характера в соответствии с которыми осуществляется процесс по поступлению граждан (военнослужащих) на военную службу и состояние граждан в запасе.

Одними из самых главных элементов системы комплектования являются:

  • источники комплектования;
  • различные требования, которые предъявляются к конкретным лицам, которые поступают на военную службу по контракту;
  • определенные способы комплектования;
  • специальные принципы комплектования;
  • какие-либо особенности подготовки офицеров, прапорщиков, сержантов, а также старшин.

Стоит рассмотреть каждый элемент по отдельности.

Под конкретным источником комплектования военнослужащими подразумевают именно тех граждан, которые в свое время подлежат призыву или поступают на службу военной направленности с соблюдением конкретных установленных законом требований: возраст, состояние здоровья, отношение к гражданству, подготовка профессионально-психологического характера и др. Такие требования по большей части устанавливаются именно законодательством федеральной направленности и при этом конкретизируются руководителем федерального органа власти исполнительного порядка, в котором предусмотрена военная служба.

Также важно, что различают такие виды источников комплектования:

  • граждане, которые уже достигли возраста совершеннолетия и призываемые на военную службу;
  • граждане, которые достигли возраста совершеннолетия и поступающие на службу военного характера по определенному контракту;
  • граждане, которые поступают в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;
  • граждане, окончившие учреждения высшего профессионального образования и при этом поступающие на службу военной направленности по призыву, и по контракту на должности какого-либо офицерского состава.

Конкретные требования, которые в свое время предъявляются к тем или иным гражданам, поступающим на военную службу закреплены в специальных нормах действующего законодательства, и делятся на общие (то есть предъявляемые ко всем гражданам, которые решили пойти на военную службу), и специальные (предъявляемые к лицам, поступающим на военную службу в какие-либо отдельные органы федеральной направленности исполнительной власти). Требования общего характера по большей части закреплены именно в Федеральном законе «О военной службе, а также воинской обязанности», специальные – в законах федеральной направленности «О федеральной службе безопасности», «О внешней разведке», «О государственной охране» и др.

К требованиям общего характера имеют отношение:

  • владение государственным языком Российской Федерации;
  • возраст: так как процесс призыва осуществляется в рамках конкретного возраста, а именно от 18 до 27 лет, что касается первого контракта, то он подлежит процессу заключения в возрасте от 18 до 40 лет (с достаточно высококвалифицированными специалистами в отдельных органах власти – до 65 лет);
  • требования медицинской направленности;
  • прохождение определенных мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
  • уровень профессионального образования и, что не менее важно профессиональной подготовки.

Особый характер службы военной направленности в каких-либо иных органах федеральной направленности исполнительной власти подразумевает и наличие определенных требований к гражданам, которые решили поступить на военную службу.

Например, для конкретных органов федеральной службы безопасности в качестве специальных требований выступают:

  • наличие гражданства Российской Федерации – на основании 16 статьи закона Федеральной направленности «О федеральной службе безопасности», сотрудником органов федеральной службы безопасности вполне может быть какой-либо гражданин Российской Федерации, который не обладает гражданством зарубежного государства;
  • способность по каким-либо своим качествам личного, а также профессионального характера исполнять возложенные на него обязанности;
  • соответствие того или иного гражданина квалификационным требования к конкретным профессиональным знаниям и, что не менее важно навыкам;
  • необходимость согласия для прохождения процесса проверки с целью определения пригодности гражданина к службе в органах службы безопасности федеральной направленности.

Определение 8

Способ комплектования – это конкретный установленный законом порядок определения граждан на службу военного характера.

В соответствии с законом Федеральной направленности «О военной службе, а также о воинской обязанности» используются два специальных способа комплектования личным составом: добровольное поступление граждан на службу военного порядка и обязательный воинский призыв.

Замечание 2

Специальные принципы комплектования, как и иные элементы системы комплектования осуществляют необходимые действия по характеризации порядка достижения основной цели комплектования – обеспечить ту или иную потребность вооруженных формирований в личном составе. Удовлетворение конкретных потребностей армии в личном составе осуществляется в том числе принадлежностью определенного источника комплектования к территории. Основываясь на этом выделяют такие принципы комплектования: территориальный, экстерриториальный, а также смешанный.

Законодательство Российской Федерации в свое время указывает на то, что комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими осуществляется именно на основе призыва граждан Российской Федерации на службу военной направленности по экстерриториальному принципу. Принцип комплектования для граждан, которые поступили на военную службу по контракту, законодательством не указывается.

Особенности подготовки сержантов, старшин, а также прапорщиков и офицеров как определенный элемент системы комплектования – это процесс в ходе которого осуществляются необходимые действия по обучению командного состава различных категорий порядку и, что самое главное специальным способам руководства личным составом. Подготовка прапорщиков (которых также еще называют мичманами) осуществляется именно в военных образовательных учреждениях среднего и, конечно, высшего образования профессионального характера, в которые зачисляются именно те лица, которые желают проходить военную службу по контракту и прошедшие установленные испытания. Что касается воинского звания прапорщика (мичмана), то важно заметить, что оно присваивается военнослужащему, который успешно завершил обучение в данном учебном учреждении по установленной программе подготовки.

Подготовка офицеров осуществляется в специальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Присвоение определенного воинского звания лейтенанта осуществляется после окончания военного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Гражданам, которые в свое время окончили образовательные учреждения высшего профессионального образования, воинское звание офицера присваивается в тоже время, когда происходит и назначение на воинскую должность офицера.

Вывод 1

Основываясь на вышеперечисленных вопросах можно подвести итог и сделать следующие выводы.

  1. Комплектование организации военной направленности государства – это установленная государством и при этом регулируемая специальными нормами военного права система пополнения Вооруженных Сил Российской Федерации, и каких-либо других органов федеральной направленности исполнительной власти, в которых в свое время предусмотрена служба военного характера, подготовленным в военном отношении личным составом в мирное, и военное время.
  2. Система комплектования организации и военного порядка государства военнослужащими, которые проходят военную службу по контракту – это структура внутреннего порядка, а также совокупность элементов определяющих одни из самых важных признаков в соответствии с которыми осуществляется процесс поступления граждан (военнослужащих) на военную службу по контракту.
  3. К главным элементам системы комплектования военной организации государства военнослужащими на контрактной основе имеют отношение определенные источники комплектования; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; специальные принципы комплектования; способы комплектования; особенности подготовки офицеров, а также прапорщиков.

Военнослужащие и приравненные к ним лица.

Особенности административной ответственности военнослужащих и некоторых других в данном случае приравненных к ним лиц предопределены тем, что на них распространяется действие дисциплинарных уставов, и за многие административные правонарушения они несут не административную, а дисциплинарную ответственность.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О статусе военнослужащих»//Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331. к военнослужащим относятся:

  • — офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
  • — офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента РФ;
  • — сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О воинской обязанности и военной службе»//Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1475. воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

  • — воинский учет;
  • — обязательную подготовку к военной службе;
  • — призыв на военную службу;
  • — прохождение военной службы по призыву;
  • — пребывание в запасе;
  • — призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях только за правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. ст. 17.7, 18.1 — 18.4, 19.5, 19.7.2 и 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы)) КоАП РФ. За все остальные предусмотренные КоАП РФ правонарушения они несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495.

Другими особенностями административной ответственности военнослужащих является то, что:

  • — к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста;
  • — к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы не может применяться административное наказание в виде административного штрафа.

Особенности административной ответственности установлены также в отношении имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Специальные звания присваиваются в соответствии с законодательством о государственной службе.

Судьи, прокуроры, депутаты и некоторые другие должностные лица.

Хотя эта категория особых субъектов административной ответственности прямо в КоАП РФ не названа, ответственность ряда должностных лиц, замещающих значимые государственные и муниципальные должности, также отличается существенными особенностями, которые в основном связаны с предоставлением им дополнительных гарантий Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность: учебно-практическое пособие / под ред. С.Е. Чаннова. М.: Волтерс Клувер, 2010. 400 с..

административная ответственность правонарушение правоспособность

Пенсионное обеспечение военнослужащих и иных приравненных к ним лиц

Особые условия военной службы, связанные с повышенной опасностью для жизни и здоровья, физическими и нервно-эмоциональными перегрузками, невозможностью по условиям службы обеспечить полноценный отдых, требуют повышенного внимания к социальной защите данной категории граждан. Пенсионное обеспечение — один из важнейших элементов социальной защищенности военнослужащих.

Правила пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц установлены Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих). Этот закон распространяется:

  • • на граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах СССР, РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, во внутренних и железнодорожных войсках РФ, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности, пограничной службе, органах внешней разведки, других воинских формированиях РФ;
  • • лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органах но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Эти лица имеют специальные звания или классные чины и по терминологии Федерального закона «О системе государственной службы Российской

Федерации» относятся к гражданам, замещающим должности федеральной государственной службы иных видов (до 1 января 2016 г. — должности 11равоохран ительной службы).

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих распространяется также на членов семей перечисленных лиц.

Прокурорские работники, сотрудники таможенных органов также обеспечиваются пенсиями применительно к правилам, установленным Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих.

Данным законом установлены следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

  • • пенсии за выслугу лет;
  • • пенсии по инвалидности;
  • • пенсии по случаю потери кормильца.

Особенностью назначения пенсий военнослужащим и приравненным к ним категориям граждан (в отличие от страховых пенсий) является правило о том, что такие пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения граждан со службы.

Пенсия за выслугу лет по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих назначается военнослужащим, если они на день увольнения со службы имеют выслугу 20 лет и более. При этом возраст военнослужащего и причина увольнения со службы значения для пенсионного обеспечения не имеют.

Закон учитывает и интересы лиц, которые к моменту увольнения со службы не имеют требуемой для назначения пенсии выслуги лет, но ранее приобрели длительный трудовой стаж в тех или иных организациях. Такие лица приобретают право на пенсию по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих при одновременном наличии следующих условий:

  • • если они уволены со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями;
  • • если они на день увольнения достигли 45-летнего возраста;
  • • если они имеют общий трудовой стаж 25 календарных лет или более;
  • • если из общего трудового стажа не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная и (или) правоохранительная служба.

Выслуга лет — это разновидность специального стажа. Правила ее исчисления установлены Правительством РФ. Выслуга лет исчисляется как календарный период прохождения службы, а служба в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении. Так, например, засчитывается за три месяца выслуги один месяц службы на работах, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; один месяц службы на атомных надводных кораблях, на подводных лодках засчитывается за полтора месяца выслуги. Дополнительная льгота установлена Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»: военнослужащим, проходившим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции — один день службы за три дня.

Пенсия лицам, которые на день увольнения со службы имеют выслугу 20 лет и более, установлена в следующем размере: за выслугу 20 лет — 50% денежного довольствия и за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3% денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм.

Лицам, не имеющим к моменту увольнения со службы 20-летней выслуги, но удовлетворяющим указанным выше требованиям в отношении возраста, основания увольнения и трудового стажа, размер пенсии рассчитывается иначе: за общий трудовой стаж 25 лет — 50% денежного довольствия и за каждый год стажа свыше 25 лет — 1% денежного довольствия.

В сумму денежного довольствия входит оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Закон предусматривает возможность увеличения пенсии за выслугу лет и выплату надбавок к пенсии.

Право на пенсию по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих имеют лица, на которых этот закон распространяется, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы. Лицо приобретает право на пенсию по данному закону и в том случае, если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Размер пенсии зависит от группы инвалидности и причины инвалидности. Для лиц, на которых распространяется действие Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, причиной инвалидности может быть военная травма или заболевание, полученное в период военной службы. Инвалидность считается наступившей вследствие военной травмы, если она стала результатом ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Заболевание, полученное в период прохождения службы, — это увечье в результате несчастного случая либо заболевания, если они не связаны с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Пенсия инвалидам вследствие военной травмы, отнесенным к инвалидам I и II группы, установлена в размере 85%, III группы — в размере 50% сумм денежного довольствия. Пенсия инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, назначается: инвалидам I и II группы — в размере 75%, III группы — 30% денежного довольствия. При определенных условиях выплачиваются надбавки к пенсии по инвалидности.

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает обеспечение семей погибших или умерших военнослужащих пенсией по случаю потери кормильца. Право на пенсию имеют члены семьи, чей кормилец был лицом, на которое распространяется действие данного закона. Пенсия назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы. Пенсия может быть назначена, если кормилец умер и позднее этого срока, но лишь в том случае, когда смерть наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы. Пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена и семьям пенсионеров из числа лиц, на которых распространяется Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих. В этом случае пенсия назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены его семьи, если они состояли на его иждивении (в отношении нетрудоспособных детей и некоторых других членов семьи требование о состоянии на иждивении не применяется). Круг членов семьи, имеющих право на пенсию но случаю потери кормильца но Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих, аналогичен установленному Законом о страховых пенсиях. Однако есть особенности в условиях установления права на пенсию для отдельных членов семьи. Так, супруги лиц, погибших вследствие военной травмы, занятые уходом за детьми умершего, не достигшими восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от возраста, трудоспособности и от того, работает супруга или нет. Кроме того, родителям умерших от военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, пенсия по случаю потери кормильца назначается по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).

Исчисление размера пенсии по случаю потери кормильца производится исходя из денежного довольствия кормильца. Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца. Семьям лиц, умерших вследствие военной травмы, пенсия назначается в размере 50% сумм денежного довольствия на каждого нетрудоспособного члена семьи. Семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, размер пенсии составляет 40% денежного довольствия на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Закон предусматривает начисление к пенсии по случаю потери кормильца надбавки на уход за пенсионером. Еще один вид надбавки касается детей-инвалидов и инвалидов с детства I и II группы.

Наряду с названными надбавками и увеличением отдельных видов пенсий Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих предусматривает в определенных случаях повышение пенсий, которое распространяется в равной мере на все виды пенсии, назначаемых по этому закону. Так, предусмотрено повышение пенсий Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, участникам Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите Родины, участникам боевых действий за границей, лицам, награжденным медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и ряду других лиц.

Судебная практика

Гражданин 3. обратился в суд с иском о признании права на пенсию по случаю потери кормильца — сына, проходившего военную службу но призыву и погибшего при выполнении задач военной службы, в назначении которой ему было отказано на том основании, что сам 3. является получателем пенсии за выслугу лет как военнослужащий, а ст. 3 Закона о государственных пенсиях (в действовавшей на тот момент редакции) получение двух пенсий в этом случае не предусмотрено.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что лишение истца, являющегося военным пенсионером, возможности на получение пенсии по случаю потери кормильца, если последний погиб при исполнении обязанностей военной службы, не согласуется с конституционными принципами пенсионного обеспечения, закрепленными в положениях ст. 2, 19 (ч. 1 и 2), 39 Конституции РФ.

Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, сослался на то, что закрепление права на получение двух пенсий, как выходящего за рамки общеустановленного правового регулирования, является льготой, предоставление которой непосредственно из Конституции РФ не вытекает и является прерогативой законодателя.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала, что приведенные выводы суда кассационной инстанции основаны на неверном толковании норм, регулирующих возникшие правоотношения.

Возможность одновременного получения пенсии за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца предоставляется родителям только тех военнослужащих, которые проходили службу по контракту и погибли вследствие военной травмы (ч. 3 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих). Следовательно, граждане, относящиеся к одной и той же категории социальной защищенности (родители погибшего военнослужащего), оказались в неравном положении из-за характера их профессиональной деятельности. Так, лица, получающие трудовую пенсию по старости или по инвалидности, предусмотренную Законом о трудовых пенсиях, имеют право па получение второй пенсии по случаю потери кормильца на основании Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, а лица, получающие пенсию за выслугу лет на основании Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих лишены возможности на получение второй пенсии — пенсии по случаю потери кормильца, что порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения.

Таким образом, выводы суда первой инстанции правомерны и согласуются с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.06.2010 № 122-ФЗ в поди. 3 и. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении.

Назначение, пересмотр размера и выплата пенсии. Назначение и выплата пенсий по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих возложены на пенсионные органы тех министерств (ведомств), в которых проходят службу военнослужащие и служащие правоохранительных органов. Пенсия назначается со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении.

Пенсия выплачивается полностью независимо от наличия у пенсионера заработка или другого дохода. Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от предпринимательской деятельности, не выплачивается только надбавка к пенсии, предусмотренная для неработающих пенсионеров, имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Размер пенсии подлежит пересмотру в следующих случаях:

  • • одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий;
  • • с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, установленного ч. 2 ст. 43 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих (поскольку с 1 января 2012 г. денежное довольствие учитывается для исчисления пенсии не в полном размере).

Дополнительные социальные гарантии для пенсионеров из числа военнослужащих, которые на день увольнения со службы имеют выслугу 20 лег и более, и членов их семей могут устанавливать за счет средств собственных бюджетов органы государственной власти субъектов РФ.

Пенсии но государственному пенсионному обеспечению военнослужащим, проходившим военную службу но призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и членам их семей. В соответствии со ст. 8 Закона о государственном пенсионном обеспечении военнослужащим указанной категории, ставшим инвалидами, назначается пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению. Условия, при которых может быть назначена пенсия, аналогичны условиям, установленным для назначения пенсии по инвалидности по Закону о пенсионном обеспечении военнослужащих.

Размер пенсии по инвалидности зависит от причины наступления инвалидности и группы инвалидности. При наступлении инвалидности вследствие военной травмы размер пенсии составляет от 175 до 300% размера социальной пенсии, установленной Законом о государственном пенсионном обеспечении. При наступлении инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы, размер пенсии составляет от 150 до 250% размера социальной пенсии.

Если на иждивении инвалида находятся нетрудоспособные члены семьи, то размер пенсии увеличивается на определенную устанавливаемую законом сумму на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам его семьи в случае гибели (смерти) военнослужащего:

  • • в период прохождения военной службы но призыву;
  • • не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы;
  • • позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

В определенных законом случаях право нетрудоспособных членов семьи на пенсию связывается с состоянием их на иждивении погибшего (умершего).

Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца (военная травма или заболевание, полученное в период военной службы) и составляет 200 или 150% размера социальной пенсии.

Достигшие возраста 55 и 50 лет родители, а также вдовы военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, имеют право на одновременное получение двух пенсий: пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии по старости (инвалидности) или социальной пенсии или пенсии за выслугу лет (инвалидности), предусмотренной Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих.

  • См.: Пункт 2 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; и. 1 ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службев таможенных органах Российской Федерации».
  • См.: Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчислениявыслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившимвоенную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либослужбу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учрежденияхи органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
  • См.: Постановление Минтруда России от 15.04.2003 № 17 «Об утверждении разъяснения “Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальнойэкспертизы причин инвалидности”».
  • См.: Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2011 № 25-В10-9.

Военнослужащие и приравненные к ним категории граждан в системе пенсионного обеспечения России

История развития законодательства свидетельствует о том, что со времени укрепления централизованного российского государства военная служба стала рассматриваться как особый вид государственной службы. Ее особенности заключались в том, что, выполняя обязанности по защите Отечества, военнослужащие рискуют своей жизнью; их деятельность, уклад жизни и быта детально регламентированы; на них возлагается повышенная юридическая ответственность за несение воинских обязанностей; ограничены в политических, социально-экономических и других правах.

В связи с этим Российское государство разрабатывало и проводило политику социальной защиты «воинов», «служивых людей». Среди государственных мер поддержки военных были законодательно закрепленные возможности продвижения по службе за выслугу лет и отличия, государственное страхование жизни и здоровья, гарантированное пенсионное обеспечение по ранению, болезни, старости1Мельников В.П.. Холстова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. М.. 2004. С. 222. 223..

Современное российское законодательство продолжает эти традиции, предоставляя повышенную социальную защищенность лицам, проходящим военную службу.

Военнослужащие — это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов или военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ или Объединенных Вооруженных силах СНГ, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности, пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ и других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с российским законодательством.

К военнослужащим законодательство относит лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, органах по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Условия пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей определяются Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Этот Закон предусматривает три вида пенсионного обеспечения для военнослужащих и членов их семей: пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца.

Эти правовые нормы распространяются на:

  • сотрудников таможенных органов и членов их семей в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
  • прокуроров и следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины, и членов их семей в соответствии со ст. 44 Закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, регламентировано Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который предусматривает для призывников и членов их семей два вида пенсий — по инвалидности и по случаю потери кормильца.

3.3. Категории граждан, приравненные к военнослужащим, и их семьи

  • •Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский университет
  • •Рецензенты:
  • •Введение
  • •1. Понятие права социального обеспечения
  • •Функции социального обеспечения
  • •Социальное обеспечение и социальная зашита
  • •2. Организационно-правовые формы социального обеспечения
  • •3. Виды социального обеспечения
  • •2) Негосударственное (за счет средств юридических и физических лиц).
  • •Вопросы для самоконтроля:
  • •1. Предмет права социального обеспечения
  • •2. Метод права социального обеспечения
  • •3. Система права социального обеспечения
  • •Вопросы для самопроверки:
  • •1. Понятие и виды трудового стажа
  • •2. Исчисление трудового стажа
  • •3. Доказательства трудового стажа
  • •Вопросы для самоконтроля:
  • •Тема 4 Государственное обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации Учебные вопросы:
  • •Введение
  • •1. Основы социального страхования в Российской Федерации
  • •Управление системой обязательного социального страхования в Российской Федерации
  • •2. Пенсионная реформа в Российской Федерации
  • •3. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации
  • •1) Лица, производящие выплаты физическим лицам;
  • •Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
  • •4. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации
  • •5. Единые пенсионные службы
  • •Вопросы для самоконтроля:
  • •1. Виды трудовых пенсий.
  • •2. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.
  • •3. Порядок исчисления трудовых пенсий.
  • •4. Назначение, выплата и доставка трудовых пенсий.
  • •Вопросы для самоконтроля:
  • •Тема 6 Трудовая пенсия по старости Учебные вопросы:
  • •Введение
  • •1. Понятие трудовой пенсии по старости
  • •2. Основания, определяющие право на пенсию по старости
  • •Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости
  • •О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей судов гражданской авиации
  • •Назначение досрочных пенсий педагогическим работникам
  • •Досрочные пенсии по старости медицинским работникам
  • •Досрочные пенсии по старости многодетным матерям
  • •Досрочные пенсии по старости, назначаемые некоторым категориям инвалидов
  • •Пенсионное обеспечение граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  • •3. Порядок исчисления трудовой пенсии по старости.
  • •Вопросы для самоконтроля:
  • •1. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению
  • •2. Условия назначения пенсий
  • •3. Пенсии (за выслугу лет) федеральным государственным служащим
  • •4. Особенности назначения государственной пенсии по старости некоторым категориям граждан
  • •4.1. Гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия
  • •4.2. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф
  • •4.3. Государственная пенсия по инвалидности
  • •5. Особенности назначения, перерасчета и индексации пенсий федеральным государственным гражданским служащим
  • •6. Понятие социальной пенсии
  • •Размеры социальных пенсий
  • •Вопросы для самоконтроля:
  • •Понятие пенсии по инвалидности.
  • •2. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности.
  • •3. Порядок признания граждан инвалидами.
  • •4. Структура и размер трудовых пенсий по инвалидности.
  • •Вопросы для самоконтроля:
  • •2. Категории военнослужащих, имеющих право на государственные пенсии. Круг лиц, приравненных к военнослужащим в целях пенсионного обеспечения.
  • •2.1. Понятие пенсии за выслугу лет
  • •2.2. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям
  • •3. Виды пенсий военнослужащим. Пенсии по инва­лид­ности, пенсии по случаю потери кормильца.
  • •3.1. Пенсия по инвалидности военнослужащим
  • •3.2. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
  • •3.3. Категории граждан, приравненные к военнослужащим, и их семьи
  • •4. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий военнослужащим
  • •4.1. Процедура обращения за пенсией
  • •4.2. Особенности процедуры обращения за пенсией военнослужащих и их семей
  • •4.3. Особенности назначения пенсий военнослужащим и их семьям
  • •4.4. Особенности выплаты пенсий военнослужащим и членам их семьей
  • •4.5. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
  • •4.6 Право военно­слу­жа­­щих на трудовую пенсию
  • •Вопросы для самоконтроля:
  • •Тема 10
  • •1. Пожизненное ежемесячное содержание судей
  • •2. Дополнительное обеспечение для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
  • •3. Дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией
  • •Размеры доплат по закону от 4 марта 2002г.
  • •4. Назначение, выплата и перерасчет пенсий отдельным категориям граждан
  • •4.1. Особенности процедуры обращения за пенсией
  • •Федеральных государственных гражданских служащих
  • •4.3. Назначение пенсий
  • •4.5. Выплата пенсии
  • •4.6. Особенности выплаты пенсий федеральным государственным гражданским служащим
  • •4.7. Перерасчет государственных пенсий
  • •4.8. Особенности перерасчета пенсий федеральных государственных гражданских служащих
  • •4.9. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
  • •5. Индексация пенсий отдельным категориям граждан
  • •5.1. Особенности индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих
  • •Вопросы для самоконтроля:
  • •Тема 11 Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения Учебные вопросы:
  • •Понятие пособий и их классификация
  • •2. Виды и содержание пособий по системе социального обеспе­чения
  • •2.1. Пособие по временной нетрудоспособности
  • •2.2. Пособие по беременности и родам
  • •2.3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности
  • •2.4. Единовременное пособие при рождении ребенка
  • •2.5. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
  • •2.6. Ежемесячное пособие на ребенка
  • •2.7. Пособия для граждан из числа детей-сирот
  • •2.8. Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом
  • •2.9. Ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
  • •2.10. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы
  • •2.11. Социальное пособие на погребение
  • •Вопросы для самоконтроля:
  • •Тема 12 Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение Учебные вопросы:
  • •Введение
  • •1. Принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
  • •Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда
  • •Виды страхового возмещения
  • •1.3. Порядок освидетельствования и переосвидетельствования застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы
  • •1.4. Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию
  • •2. Медицинская помощь и лечение
  • •2.1. Законодательство о медицинской помощи
  • •2.2. Виды медико-социальной помощи
  • •3. Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
  • •Права семьи
  • •Права женщин
  • •Права несовершеннолетних
  • •Права военнослужащих
  • •Права граждан пожилого возраста
  • •Права инвалидов
  • •Права граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях
  • •Права лиц, задержанных, заключенных под стражу и осужденных
  • •4. Лекарственная помощь
  • •5. Санаторно-курортное лечение
  • •Вопросы для самоконтроля:
  • •Тема 13-1 Социальная помощь и обслуживание граждан Учебные вопросы:
  • •1. Понятие социального обслуживания
  • •2. Законодательство о социальном обслуживании
  • •3. Принципы социального обслуживания
  • •4. Виды социального обслуживания
  • •Стационарное обслуживание
  • •Полустационарное обслуживание
  • •Надомное обслуживание
  • •Социально-консультативная помощь
  • •Реабилитационное обслуживание
  • •Реабилитация инвалидов
  • •Реабилитация детей
  • •Реабилитация лиц, попавших в чрезвычайную ситуацию
  • •Государственный сектор социального обслуживания
  • •Муниципальный сектор социального обслуживания
  • •Стационарное социальное обслуживание
  • •Полустационарное обслуживание
  • •Социальная помощь на дому
  • •Содержание детей в детских учреждениях
  • •Срочное социальное обслуживание
  • •Социально-консультативная помощь
  • •Порядок оплаты социальных услуг
  • •Вопросы для самоконтроля:
  • •Виды льгот по системе социальной поддержки
  • •Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
  • •Меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
  • •Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
  • •Меры социальной поддержки ветеранов труда
  • •2. Льготы для инвалидов
  • •Вопросы для самоконтроля:
  • •Литература Основная
  • •Дополнительная
  • •Нормативные правовые акты Федеральные конституционные законы
  • •Федеральные законы
  • •Указы Президента Российской Федерации
  • •Постановления Правительства Российской Федерации
  • •Определения и Постановления Конституционного Суда рф
  • •Постановление Пленума Верховного Суда рф
  • •Постановления министерств
  • •Приказы министерств России
  • •Другие нормативные документы министерств и ведомств


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *