Содержание

Кадастровый учет объектов недвижимости

Согласно Федеральному Закону №122 , в Российской Федерации был создан и продолжает функционировать Государственный кадастр недвижимости (ГКН). Это образование или свод информативных данных, который постоянно пополняется, изменяется и систематизируется.

В рамках кадастрового учета производится контроль эксплуатирования участков землепользования, строительных объектов, а также жилых площадей. В реестре регистрируются и территориальные разграничения субъектов РФ.

Определенные виды имущества не могут быть зарегистрированы в ГКН. К таким относятся: космические объекты, производственные комплексы, включающие в себя отдельные предприятия, участки недр, водные и воздушные суда.

Целями кадастрового учета являются:

  1. Гарантирование гражданам их юридических прав на конкретный объект.
  2. Предоставить налоговой службе страны информацию для начисления земельного и имущественного налогов.
  3. Использовать информацию для управления субъектами государства.
  4. Включить объекты кадастра в экономический оборот страны, чем спровоцировать рост ВВП.

В результате регистрации имущественный объект получает индивидуальный номер, указываемый в кадастровом плане, согласно которому и ведется дальнейший учет.

Основания для приостановления осуществления кадастрового учета

Приостановление кадастрового учета может произойти в ряде случаев:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

  1. Заявка не соответствует утвержденной форме и содержанию.
  2. Расположение объекта совпадает с местонахождением другого помещения (частичное или полное совпадение кроме случаев, когда имущество относится к преобразуемой недвижимости).
  3. Если существуют противоречия между информацией, которая предоставлена заявителем, и данными, имеющимися в кадастровой службе.
  4. Граница участка землепользования имеет пересечения с территориальной зоной, муниципальным образованием или границей соседствующего участка.
  5. Предоставлен не весь пакет документации для постановки недвижимости на учет.
  6. Если к объекту недвижимости нет доступа.

При наличии подобных обстоятельств, сотрудниками кадастровой службы проводится проверка на предмет ошибок в ГКН и только потом выносится решение о приостановке регистрации до устранения препятствий.

Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета

Окончательно решение относительно регистрации объекта выносится кадастровым регистрирующим органом. Для перерыва в регистрировании, сотрудник ведомства сначала должен убедиться в наличии законных оснований для совершения этих действий. Только в этом случае принимается решение о приостановке.

В документе должны содержаться:

  1. Основания приостановления осуществления кадастрового учета.
  2. Возможные причины появления этих оснований.
  3. Действующие ссылки на законодательные акты, обосновывающие обозначенные причины.
  4. Рекомендации по устранению препятствий.

Вынесенный акт можно оспорить в судебном порядке. Обжалование осуществляется путем подачи претензии на действия сотрудника ведомства. Заявление в суд могут подать собственник объекта или представитель.

Сроки приостановления осуществления кадастрового учета

На проверку заявки и сопутствующей документации, ведомству, как и при отказе, отводится 20 дней. Уведомить собственника лично исполнительный орган обязан не позже рабочего дня, следующего за тем, когда было принято решение. Извещение отправляется заказным письмом с описью вложения, а может быть послано на электронный адрес, если таковой прописан в заявке. В этом случае информирование производится не позднее пятого рабочего дня с момента вынесения решения.

Если основанием приостановки стала доработка документации, то заявителю возвращается квитанция об уплате госпошлины. У себя ведомство оставляет заверенные копии предоставленных бумаг.

Срок на исправления отводится в соответствии с основаниями приостановления, однако он не должен превышать трех месяцев. Время, предоставленное на внесение поправок, начинает считаться с момента вынесения решения о приостановке.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по приостановлению осуществления кадастрового учета

Вопрос: Меня зовут Евгений Павлович. Порядка трех недель назад подал заявление на постановку в качестве кадастрового объекта своего загородного дома совместно с земельным участком. До этого заказал у специализирующейся фирмы межевание и изготовление соответствующего плана. Оплатил за эту услугу крупную сумму денег.

Сделаю небольшое отступление, дом расположен в пределах сельского поселения, и от соседских построек мой участок отделяет более двух метров по всему периметру.

Вчера получил решение об отказе. Основанием стало то, что мой участок имеет пересечения с границей соседнего участка.

На устранение недочетов предоставили три месяца. Как мне поступить дальше? Может стоит обратиться в суд? Имею ли я право предъявить претензии фирме, выполнившей межевание?

Ответ: Добрый день. В вашей ситуации следует сделать запрос в Росреестр относительно расположения другого участка и сравнить его координаты с вашими. Еще один вариант – это возможная ошибка при межевании специалиста, который осуществлял съемки. Для этого вам следует обратиться в эту фирму и потребовать разъяснений.

В любом случае приостановка регистрации была определена верно, на основании ст. 26 №221-ФЗ от 24.07.2007 г. Обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета результатов не принесет.

Наиболее правильным вариантом будет устранение препятствий для постановки на учет и повторная подача соответствующей заявки. Предъявить претензии конторе по межеванию можно только в том случае, если у вас имеется соответствующий договор на оказание услуг и квитанции об их оплате.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Информация обо всех имущественных объектах страны вносится и систематизируется в процессе кадастровой регистрации.
  2. Приостановление осуществления кадастрового учета производится в соответствии с перечнем оснований, прописанных в федеральном законе.
  3. Приостановление регистрационного процесса выполняется только после того, как будут определены основания для этого действия.
  4. В акте должна содержаться информация об основаниях приостановки, а также пояснение причин их возникновения. В документе прописываются действующие ссылки на те законодательные акты, которые стали основополагающими для принятия решения.
  5. На проверку заявления и документации отводится 20 дней, после чего в течение пяти суток заявитель должен быть уведомлен о приостановке регистрации.
  6. Извещение может быть вручено лично, послано по почте или направлено в электронный ящик заявителя.
  7. Срок, данный на исправление, должен соответствовать основаниям и не может превышать трех месяцев с момента принятия решения.
  8. Принятое решение заявитель или его полномочный представитель может обжаловать в судебной инстанции, путем подачи соответствующей претензии.

Список законов

  • Федеральный Закон №122

Вам будут полезны следующие статьи

  1. Принципы ведения ГКН
  2. Кадастровый номер объекта недвижимости
  3. Получение денег при продаже квартиры
  4. Кадастровая стоимость квартиры

Остались вопросы? Задайте их профессиональным юристам прямо сейчас!

Получите консультацию по телефонам горячих линий:

  • Москва МО: >+7 (499) 553-09-05
  • Санкт-Петербург и ЛО: >+7 (812) 448-61-02
  • Общероссийский: >+8 (800) 550-38-47

Позвоните прямо сейчас и решите свою проблему — это быстро и бесплатно!

Зачем нужна регистрация права собственности

Основной целью процесса регистрации права собственности является определение правового статуса конкретного недвижимого имущества.

Согласно статье 165 Гражданского кодекса РФ, при отсутствии регистрации в случаях, где она необходима, имущественные сделки считаются недействительными, поскольку юридически государство может признать возникновение или же прекращение (в результате отчуждения имущества) права на собственность только на основании этой процедуры.

О важности процедуры оформления права на имущество говорит тот факт, что сделка совершается не в момент подписания договоров купли-продажи, а в момент государственной регистрации.

Договор купли-продажи вступает в силу исключительно после ее заключения. До этого никто из участников не обязан передавать другому имущество или денежные средства. А кроме того, необходимость процедуры максимально снижает риск пострадать от действий мошенников.

Раньше только наличие свидетельства о регистрации давало возможность осуществить продажу имущества, так как при его отсутствии совершать любые сделки с недвижимостью не представлялось возможным.

С 2017 года, после создания Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), такой документ, как свидетельство о регистрации, был упразднен. Вместо него правообладатель может в любое время запросить выписку из ЕГРН. Этот документ равносилен свидетельству. Госпошлина за него исчисляется в размере 750 рублей.

Стоит отметить, что благодаря ЕГРН вся информация о недвижимости теперь хранится в электронной базе данных, а это значительно сокращает сроки оформления прав на жилье.

Регистрацией прав на жилье занимается Росреестр. Только этот орган исполнительной власти вправе оформлять закрепление прав на собственность. Однако принять документы может также и многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МФЦ).

В Росреестр или МФЦ представляются следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность участника сделки, обратившегося в Росреестр;
  • договор, подтверждающий сделку, связанную с приобретением недвижимости;
  • акт приема-передачи;
  • документы, подтверждающие права продавца на владение недвижимым имуществом;
  • свидетельство о регистрации продаваемого жилья;
  • сведения о прописанных в данной квартире людях;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины;
  • если лицо, совершающее сделку со стороны продавца, состоит в официальном браке – согласие второго супруга на сделку (обязательно заверенное нотариусом);
  • заявление участника сделки — продавца о том, что в браке не состоит;
  • если оформление жилья происходит впервые (или же осуществлялась перепланировка собственности), необходим кадастровый паспорт.

В разных ситуациях могут потребоваться дополнительные документы. Их список можно и нужно заранее уточнить у государственного регистратора.

Отказать в приеме документов заявителю могут только при одном условии – если у него отсутствует документ, удостоверяющий личность.

Сам процесс относительно недолог – в зависимости от того, куда были поданы документы, он составляет от 7 (через Росреестр) до 9 (через МФЦ) рабочих дней.

Приостановка регистрации

Не всегда процесс регистрации проходит гладко. В некоторых случаях возможна его приостановка. Самой частотной причиной «заморозки» является отсутствие одного или нескольких документов.

Максимальный срок приостановки закрепления прав на собственность, в соответствии с 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», равен шести месяцам. Возможны и случаи, когда регистрация прерывается по весьма серьезным основаниям.

Важно: государственная регистрация прав собственности может быть приостановлена только при наличии законных оснований.

Рассмотрим вероятные причины подробнее. Их несколько:

  1. Перечень документов, поданных в Росреестр, не полон (не хватает одного или нескольких документов).
  2. Данные, указанные в документах, не верны или расходятся (ошибки в именах, фамилиях, адресах и т.п.).
  3. Представитель Росреестра по объективным причинам сомневается в возможности проведения данной процедуры (на недвижимость наложен арест или заявитель является представителем, действующим по доверенности, но его полномочия недостаточно подтверждены).

Кроме того, возможны случаи, когда регистрация приостанавливается или полностью прекращается по решению суда или же один из участников сделки решил самостоятельно прекратить процесс (этот вариант развития событий рассмотрим подробнее чуть ниже).

Независимо от того, на каком основании пришлось прервать процесс, заявитель получает письменное уведомление о приостановке, а в ЕГРН вносится соответствующая запись. Если в оговоренный срок не устранить причины, побудившие государственного регистратора «заморозить» регистрацию, то в самом процессе заявителю будет отказано.

Обратите внимание: уведомление о приостановлении оформления права собственности подготавливается регистратором в самый день принятия решения о приостановке, а выдача его заявителю производится не позднее, чем в следующий рабочий день после дня принятия такого решения.

Сроки приостановки

Во всех вышеперечисленных случаях срок, на который возможна приостановка регистрации права собственности, – 30 дней. На уведомлении о приостановлении указывается не только дата начала приостановки, но и срок ее окончания, за который необходимо устранить причины для продолжения процесса.

Как правило, тридцати дней вполне достаточно для исправления недостоверных данных или переукомплектования пакета документов. Но что делать, если причина более серьезна и времени не хватает?

В этом случае, в Росреестр подается заявление с просьбой продлить срок и указанием уважительных оснований для этого. Регистратор, опираясь на российское законодательство, может продлить срок до трех месяцев, о чем заявитель также будет уведомлен.

Следует заметить, что в частных случаях, например, при приостановке оформления прав на недвижимое имущество, подвергнутое аресту, срок становится неопределенным – до момента снятия этого ареста.

Сроки для возобновления регистрации

В случае если причиной приостановки было отсутствие одного или нескольких документов, регистрация возобновится сразу, как только эти документы будут предоставлены заявителем.

Как только заявитель устранит причины, по которым была произведена «заморозка» регистрации (донесет недостающие документы, исправит ошибки в заявлении и т.д.), регистрация права собственности возобновится. Нужно иметь в виду, что в срок процесса с момента возобновления обязательно будет включен период до приостановления. Дата возобновления исчисляется с момента подачи недостающего документа. Она указывается в расписке о приеме.

Если же приостановка была произведена по инициативе одного из заявителей, то ее возобновление будет напрямую зависеть от заявителя-инициатора. Он должен подать в МФЦ или Росреестр заявление с просьбой возобновить процедуру. С этого момента происходит возобновление процесса оформления.

Если приостановление регистрации права собственности было произведено по инициативе государственного регистратора, то по устранении причин подавать заявление не нужно. Возобновление процесса начнется автоматически с момента подачи недостающего документа/исправления имеющихся.

Устранение причин приостановки

После того, как заявителю было выдано уведомление о приостановлении регистрации права собственности, для возобновления процесса необходимо устранить причины. Поэтому дальнейшие действия заявителей будут зависеть именно исходя из этих причин.

Если основанием послужил неполный пакет документов, то следует предоставить недостающие документы регистратору. Важно не затягивать, так как срок, на который возможна приостановка, составляет 30 дней.

Если по истечении этого периода заявитель не донесет отсутствующий документ, государственный регистратор будет вынужден отказать в регистрации.

Случается, что приостановка происходит из-за ошибок в документации. Например, когда в заявлении указаны неверные фамилии участников сделки или адреса записаны ошибочно. Тогда заявителю достаточно исправить заявление. После предоставления верного документа регистрация возобновится.

Наложение ареста на жилье также может стать довольно серьезным поводом для приостановки регистрации. Чтобы проверить, так ли это, собственнику следует запросить в ЕГРН выписку.

Если действительно имеет место арест, необходимо устранить его причины – погасить долги или выплатить налоги. Тогда суд снимет арест, и можно будет возобновить процедуру регистрации собственности.

Приостановка регистрации прав по инициативе заявителя

Не всегда оформление прав на собственность доводится до логичного завершения. Даже если все документы в порядке, закон не исключает приостановку или даже прекращение процесса по инициативе одного из заявителей. Чаще всего это происходит из-за нарушения обговоренных условий, например:

  • невыплата причитающейся суммы стороной, приобретающей недвижимое имущество;
  • серьезные препятствия, связанные с выселением лиц, проживающих на жилплощади – объекте сделки;
  • фактическое несоответствие продаваемой недвижимости условиям, прописанным в договоре.

Приостановить данную операцию может любая сторона и в любое время до принятия регистратором положительного решения. Для этого нужно подать заявление через МФЦ или в Росреестр. В заявлении указываются сроки приостановки, а также причина, по которой такая приостановка нужна. По умолчанию (если срок не указан), процесс приостанавливается на полгода.

Возобновить регистрацию можно будет также по заявлению.

Несколько иная картина при регистрации ипотечного жилья – в этой ситуации приостановление регистрации прав, равно как и ее возобновление происходит после подачи общего заявления. В качестве обязательного приложения необходимо письменное согласие кредитной организации.

Регистрация права собственности является обязательной процедурой, венчающей приобретение недвижимости после ее покупки, получения в дар или в наследство. Отказ от этого процесса влечет за собой невозможность проведения любого рода сделок с приобретенной недвижимостью, будь то обмен, продажа или же последующее включение в завещание.

Поэтому в случае возникновения любых препятствий, мешающих государственному регистратору успешно завершить регистрацию, необходимо в кратчайшие сроки устранить причины приостановления. Тогда собственник сможет в полной мере вступить в права владения приобретенным недвижимым имуществом.

>Жилищный Консультант>Отказ в осуществлении кадастрового учета 1552

В 2007 году в России появился Государственный кадастр недвижимости или ГНК. Это понятие объединяет в себе базу данных, касающихся участков землепользования, строящихся объектов, жилищ, границ субъектов РФ, которые периодически поступали в Кадастровую палату.

В процессе оформления объектов, данные постоянно вносились в базу и систематизировались. При регистрации необходимо указать основную информацию об объекте и дополнительную. Основные данные:

  1. Характеристика имущества.
  2. Стоимость.
  3. Владельцы.
  4. Местоположение.

Дополнительные данные:

  1. Координаты объекта.
  2. Указание, к какому месту осуществлена привязка строения или участка землепользования.

После регистрации объекту присваивается индивидуальный кадастровый номер.

Такой учет нужен затем, чтобы подтвердить законные права владельца на конкретное имущество, а также позволить ИФНС исчислять налоги точнее, основываясь на реальных данных.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Регистрированию в госкадастре не подлежат:

  • космические объекты;
  • морские и воздушные суда;
  • места недропользования;
  • предприятия, как часть имущественного комплекса.

Регламентируется функционирование госкадастра Федеральным законом №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Основания для отказа в осуществлении кадастрового учета

Отказ в осуществлении кадастрового учета выполняется согласно списку причин:

  1. Имущество, относительно которого подано заявление, не принадлежит к объектам недвижимости и не подлежит регистрации в ГКН.
  2. Строение является частью имущественного комплекса.
  3. Имущество выделено из недвижимого комплекса, относительно которого в кадастре имеются только временные сведения.
  4. Заявитель не имеет права подавать заявку на регистрацию.
  5. Время, отведенное на устранение препятствий, ставших причиной для приостановки регистрационных действий, закончилось.
  6. Техническая документация на объект была заверена неуполномоченным сотрудником.
  7. Отсутствует документация, требующаяся для проведения регистрирования.

Когда в качестве объекта выступает участок землепользования, основанием для отказа может стать произвольное изменение его границ. Отказать могут и из-за его принадлежности к категории земель, использование которых запрещено федеральным законодательством. Основанием также может стать отсутствие согласования его границ.

Что касается жилых помещений, то отказное решение принимается тогда, когда жилплощадь не является изолированной от соседствующих строений.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета

Решение об отказе принимается органом кадастрового учета. Ведомству дается 18 календарных дней с момента предоставления заявки на приостановление и отказ в осуществлении кадастрового учета.

Отказной документ должен содержать четкое обоснование и действующую ссылку на законодательный акт, ставший причиной отказа. Если заявителю отказано по причине отсутствия некоторых документов или их неподходящему виду, то в акте должны присутствовать рекомендации по доработке этих бумаг.

В том случае, если решение было принято из-за неправильной формы заявления, то возвращается не только этот документ, но и квитанция об уплате госпошлины, которая может быть предоставлена повторно с новой заявкой.

Заявитель либо его законный представитель имеет право на обжалование полученного ответа в судебном порядке. Обратиться в суд может и кадастровый инженер, который оформлял межевой и технические планы, а также акт обследования имущества.

Уведомление об отказе в осуществлении кадастрового учета

Независимо от обстоятельств, кадастровый орган должен выдать заявителю отказной документ в течение пяти рабочих дней с момента прошествия двадцати пяти дней после получения сотрудниками кадастровой палаты заявки на регистрацию. Получить уведомление может как сам заявитель, так и его законный представитель.

В том случае, если вручить решение заявителю лично не представляется возможным, сообщение о его принятии направляется гражданину по почте с составлением описи вложения и уведомлением о вручении. Когда в заявке обозначен электронный адрес, сообщение направляется туда.

Если в рамках отказа присутствуют рекомендации по доработке документации, то сотрудник ведомства делает копии бумаг, заверяет их подписью полномочного должностного лица и передает заявителю по почте или лично.

Вопрос: Добрый день, хотела бы получить небольшую консультацию. Месяц назад приобрела комнату в коммунальном помещении. Сделка была проведена в законном порядке. После этого, появилась необходимость поставить жилплощадь на учет в кадастровой службе. Я собрала все бумаги и подала их в Кадастровую палату. Неоднократно я узнавала о ходе дела, но информацию о рассмотрении моего заявления я получила только через полтора месяца.

Было принято отрицательное решение. Основанием стало то, что комната в коммунальной квартире не относится к изолированным помещениям и, соответственно, поставить ее на регистрационный учет в ГКН не представляется возможным. Ссылок на законодательные акты не было.

Законен ли отказ? Могу ли я оспорить это решение и как это сделать? Лидия.

Ответ: Здравствуйте, Лидия. Ваши права в данной ситуации были нарушены несколько раз. Прежде всего время, отведенное на принятие решения, составляет 18 рабочих дней, а не полтора месяца. Далее вас должны были уведомить о дне получения документации лично либо по почте. В самом решении даются действующие ссылки на те законодательные акты, которые стали основанием для.

Комната в коммунальной квартире, согласно ст. 41 ЖК РФ, также считается самостоятельным объектом собственности, изолированным и обособленным. Владелец жилплощади вправе распоряжаться помещением по своему усмотрению,в том числе и ставить на учет в ГКН. Поэтому данный факт не может стать причиной отказа.

Учитывая все эти факторы, вы имеете право на оспаривание отказа в осуществлении кадастрового учета в судебной инстанции. Для этого потребуется собрать обязательную документацию и подать в суд исковое заявление с обоснованием своих требований.

В заключение можно сказать следующее:

  1. Кадастровый учет требуется для обобщения и систематизации всей информации, касающейся недвижимых помещений, объектов землепользования, разграничения субъектов РФ.
  2. В регистрации может быть отказано по ряду оснований, прописанных в федеральном законе.
  3. Отказ в осуществлении кадастрового учета выносится исполнительным органом. В бумаге должны содержаться основания для его принятия с указанием ссылок на правоустанавливающие акты.
  4. Уведомление вручается заявителю или направляется по почте с описанием вложения.
  5. Собственник или его уполномоченный представитель имеет право оспорить принятое решение путем направления в судебную инстанцию своей претензии относительно действий сотрудника ведомства.
  • Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
  • Статья 41 ЖК РФ
  1. Состав и порядок внесения сведений ГКН об объекте недвижимости
  2. Приостановление осуществления кадастрового учета
  3. Разрешение жилищных споров в административном порядке
  4. Приватизация

Получите консультацию по телефонам горячих линий:

  • Москва МО: >+7 (499) 553-09-05
  • Санкт-Петербург и ЛО: >+7 (812) 448-61-02
  • Общероссийский: >+8 (800) 550-38-47

Позвоните прямо сейчас и решите свою проблему — это быстро и бесплатно!

>Обжалование в судебном порядке постановки на кадастровый учет земельного участка

2012-10-14 Рубрика: Статьи

Основания для обжалования постановки земельного участка на кадастровый учет (для снятия земельного участка с кадастрового учета)

Основанием для обжалования постановки земельного участка на кадастровый учет является нарушение процедуры постановки земельного участка на кадастровый учет, установленной ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Как правило, при обжаловании постановки на кадастровый учет заинтересованные лица ссылаются на основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, которые закреплены в ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Одним из таких оснований является несогласование границ земельного участка, о кадастровом учете которого предоставлено заявление. Ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предписывает в обязательном порядке согласовывать местоположения границ земельного участка с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. К заинтересованным лицам отнесены: лица, обладающие смежными земельными участками на праве собственности, пожизненно наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, аренды. Сведения о таком согласовании должны содержаться в межевом плане, который является обязательным документом, представляемым заявителем для кадастрового учета.

Положения ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» подтверждаются также нормой п. 4 ст. 69 ЗК РФ, согласно которой при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. При этом отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства.

Как отмечено в Письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития РФ от 09.10.2009 г. за N 14-8005-ВК, в состав приложения к межевому плану может быть включена заверенная органом, осуществляющим ведение фонда данных, копия акта согласования границ земельного участка (с приложенной копией схемы границ земельного участка), а также при необходимости копии документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц на участие в согласовании. При отсутствии в данном акте согласования границ земельных участков подписей заинтересованных лиц в приложение к межевому плану включаются заверенные в вышеуказанном порядке копии документов, подтверждающих извещение в установленном порядке таких заинтересованных лиц.
Наличие не снятых при согласовании местоположения границ земельных участков обоснованных возражений, которые подтверждаются соответствующими документами, включенными в землеустроительное дело либо записями в акте согласования, свидетельствует об отсутствии согласования местоположения границы со стороны соответствующего заинтересованного лица.

Срок для обжалования решения о постановке на кадастровый учет

ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не содержит срока для обжалования решения о постановке земельного участка на кадастровый учет. Учитывая судебную практику по данному вопросу, можно сделать вывод, что по делам данной категории суды применяют сроки, установленные в ст. 256 ГПК РФ.

Так в соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (Решение Советского районного суда г. Владивостока Приморского края от 01.03.2011 г. по делу № 2-424/11).

При этом некоторые суды указывают, что по делам данной категории подразумевается, что заявитель должен узнать о нарушении своих прав не позднее проведения межевания земельного участка и постановки его на кадастровый учет (Постановление Федерального арбитражного суда северо-западного округа от 30.08.2011 г. по делу N А56-17637/2010).
Пропуск предусмотренного трехмесячного срока при отсутствии уважительных причин для его восстановления является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления (Постановление Президиума ВАС от 19.04.2006 N 16228/05).

Какой документ обжалуется

При оспаривании заинтересованным лицом постановки земельного участка на кадастровый учет обжалуется решение о постановке земельного участка на кадастровый учет. В просительной части, как правило, заявители просят:

— признать незаконными действия кадастровых органов по постановке на кадастровый учет земельного участка;

-обязать кадастровые органы снять земельный участок с государственного кадастрового учета (исключить из государственного кадастра сведения о земельном участке).

Ответчиком по заявлению выступает уполномоченный орган в области кадастрового учета. В настоящее время уполномоченным органом в области кадастрового учета является Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, которая является правопреемником федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Воронежской области.

Обжалование действий органа кадастрового учета как способ установления определенности в границах земельных участков (Сергеева С.)

В настоящее время особенно актуальным является вопрос об установлении границ ранее учтенных земельных участков. Острота проблемы обусловлена тем, что ранее учтенные земельные участки на протяжении нескольких лет ставились на кадастровый учет в соответствии с «описательным» методом.

Данный метод реализуется посредством «привязки» границ земельного участка к относительно постоянным ориентирам, таким как дорога, река и т.д. В результате постановка на кадастровый учет происходит, участку присваивается кадастровый номер, но в системе координат участок не существует, и, как следствие, орган кадастрового учета не видит границы этого участка в своей базе.

Смежный землепользователь либо любое другое лицо при наличии соответствующих оснований может отмежевать себе часть ранее учтенного земельного участка, но уже имеющую границы в системе координат. При этом очевидно происходит наложение, и законные интересы правообладателя ранее учтенного участка нарушаются. Каким образом можно разрешить данную ситуацию? Одним из способов защиты является обжалование действий органа кадастрового учета, признание данных действий незаконными, обязание органа кадастрового учета аннулировать запись в государственном кадастре недвижимости о земельном участке, который накладывается на ранее учтенный земельный участок.

Рассмотрим, какие проблемы могут возникнуть при доказывании заявления с указанными требованиями. Во-первых, соблюдение срока на обжалование. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление о признании недействительными ненормативных актов может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину (организации) стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В то же время постановка на кадастровый учет — это процесс, который, как правило, происходит без привлечения внимания смежных землепользователей. Правообладатель ранее учтенного земельного участка обнаруживает, что у него появился «сосед», когда последний начинает осваивать этот земельный участок. В этот момент и обнаруживается, что участок один, а правообладателей у него несколько.

Ключевым моментом здесь является дата, с которой подлежит исчисление трехмесячного срока. Если буквально читать ст. 198 АПК РФ, то днем, когда гражданину или организации, т.е. правообладателю ранее учтенного земельного участка, стало известно о нарушении прав и законных интересов, является день освоения новым «соседом» земельного участка.

Однако если анализировать судебную практику, то имеет место и другая позиция в этом вопросе. В частности, как следует из Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.08.2014 по делу N А53-18577/2013, одним из оснований подателя жалобы являлся пропуск срока на обжалование действий кадастровой палаты, который необходимо исчислять с даты совершения указанным органом оспариваемых действий, то есть с момента вынесения решения о постановке на государственный кадастровый учет новых земельных участков.

В отношении данного довода в первую очередь необходимо исследовать, надлежащим ли способом происходила постановка на кадастровый учет нового земельного участка. Следует обратить внимание, каким образом согласовывались границы земельного участка. Если это происходило в частном порядке, то в листе согласования границ должна стоять отметка смежного землепользователя. Если согласование происходило через публичное уведомление, то необходимо проследить всю процедуру такого уведомления. Если речь идет о земельных участках сельскохозяйственного назначения, то ранее этот порядок устанавливался в соответствии с ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в настоящее время он определен ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Особое внимание стоит уделить и тому обстоятельству, в каком периодическом издании было опубликовано объявление. Так, согласно п. 8 ст. 39 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ, извещение должно быть опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. Названия газет, где происходит такое опубликование, могут быть определены через обращение к Уставу муниципального образования, на территории которого выделяются земельные участки. На данный нюанс, в частности, было обращено внимание в Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по делу N А35-9523/2012.

В любом случае, даже если срок пропущен, заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Кроме того, исходя из положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (от 04.11.2005) любое заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде — органе государственной системы правосудия. Не допускается при рассмотрении спора установление чрезмерных правовых или практических преград.

Таким образом, хотя срок на обжалование и может выступать самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но тем не менее он не является непреодолимым препятствием к доступу на судебную защиту и может быть либо восстановлен судом, либо может быть принято правовое обоснование своевременного обращения в суд.

Вторым фактором, на который следует обратить внимание, является непосредственно само обоснование того, что, несмотря на отсутствие границ ранее учтенного земельного участка в системе координат, они существуют и должны были быть внесены в государственный кадастр недвижимости. Наличие кадастрового номера и соответствующая постановка на кадастровый учет свидетельствуют об индивидуализации ранее учтенного земельного участка в силу закона.

Так, согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества, с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости). Статус участка как ранее учтенного предполагает, что он существовал как объект гражданских прав ранее, и изначально при постановке на государственный кадастровый учет участка должны были быть определены границы земельного участка.

Таким образом, необходимо исходить из того, что границы ранее учтенного участка, несмотря на отсутствие их в системе координат, существуют и изначально формировались в соответствии с действовавшим на момент постановки законодательством.

Третьим и основным обстоятельством является правовое обоснование незаконных действий органа кадастрового учета. В данном случае имеет место нарушение п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 7, п. 3 ст. 45 ФЗ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 9 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости. Согласно п. 9 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42, сведения о ранее учтенных земельных участках в реестре должны соответствовать сведениям о таких земельных участках, содержащимся в документах государственного земельного кадастра. Данный Порядок устанавливает также структуру, состав кадастровых сведений, правила внесения кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости и ведения кадастровых дел.

Таким образом, законодатель однозначно закрепляет обязанность по внесению соответствующих сведений о ранее учтенном участке в государственный кадастр недвижимости. Неисполнение органом кадастрового учета данной обязанности является основанием для признания его действий незаконными.

Кроме того, одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости, закрепленных в п. 1 ст. 4 названного Закона, является осуществление государственного кадастра недвижимости на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее — кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Следовательно, орган кадастрового учета обязан включать сведения о ранее учтенном участке в государственный кадастр недвижимости, при этом включение сведений в государственный кадастр недвижимости означает, в соответствии с п. 1 ст. 7 ФЗ N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», указание следующих уникальных характеристик объекта недвижимости:

— вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

— кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

— описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

— площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Обладая информацией о наложении границ указанных земельных участков, руководствуясь принципами государственного кадастрового учета, учитывая назначение государственного кадастра недвижимости как официального информационного ресурса, содержащего сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, орган кадастрового учета не имеет правовых оснований осуществлять кадастровый учет до урегулирования заинтересованными лицами вопроса о границах соответствующих земельных участков.

Выводы о том, что при постановке на кадастровый учет орган кадастрового учета должен исполнять обязанность по проверке уже имеющихся в государственном земельном кадастре сведений в отношении ранее учтенного участка, подтверждаются материалами судебной практики (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 июня 2011 г. по делу N А66-6702/2010; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 июля 2010 г. N А33-14279/2009; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 августа 2011 г. по делу N А66-6796/2010).

Кроме того, в Определении ВАС от 31.10.2011 по делу N ВАС-11647/2011 при аналогичных обстоятельствах дела судом отмечено: «…управление должно было проверить уже имеющиеся сведения в государственном земельном кадастре в отношении принадлежащего заявителю земельного участка, поставленного на кадастровый учет как ранее учтенный участок.

Орган кадастрового учета имел возможность обнаружить наложение границ спорного земельного участка и участка общества, при этом, в силу части 1, пункта 2 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ, ответчик обязан был принять решение о приостановлении осуществления кадастрового учета спорного участка.

Неисполнение данной обязанности ответчика привело к нарушению принципа сопоставимости кадастровых сведений и, как следствие, нарушению прав общества…»

Таким образом, из анализа судебной практики, а также норм законодательства однозначно следует вывод о том, что орган кадастрового учета обязан, во-первых, иметь в государственном кадастре недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке; во-вторых, обязан сопоставлять эти сведения со сведениями о других земельных участках, и, в-третьих, в случае обнаружения наложения орган кадастрового учета обязан приостановить постановку на кадастровый учет земельного участка, накладывающегося на ранее учтенный земельный участок. Несоблюдение указанных обязанностей является достаточным основанием для признания действий органа кадастрового учета незаконными.

Разумеется, что матрицы для решения всех спорных вопросов в данной области не существует, но приведенные в данной статье выводы помогают правообладателю ранее учтенного земельного участка при обращении в суд иметь развернутые доводы в обоснование своей позиции.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *