52. Понятие и особенности службы в органах внутренних дел.

Действующая система государственной службы сложилась в начале 90-х годов ХХ века.

Понятие «государственная служба» в юридической литературе толкуется по-разному: как социально-правовой институт; систему органов государства; вид деятельности человека.

В качестве правового института государственная служба представляет собой совокупность норм, регулирующих государственно-служебные отношения. Являясь комплексным, он объединяет в себе нормы различных отраслей права: государственного (конституционного), административного, финансового, уголовного, трудового. «Причем наибольший удельный вес имеют нормы административного права, которые, как известно, носят организационный характер — устанавливают правовое положение государственного служащего, порядок приема на службу, условия ее прохождения и прекращения».

Как система органов государства или структурное звено организации, на которые возложены выполнение исполнительных и распорядительных функций, государственная служба представляет собой структурное образование, наделенное определенным объемом компетенции и властных полномочий, необходимых для реализации возложенных на нее.

Как род деятельности государственная служба есть «исполнение функции по обеспечению полномочий государственных органов на профессиональной основе и существует наравне с другими видами общественно полезной деятельности».

Таким образом, государственная служба рассматривается в различных смысловых значениях: как совокупность норм; как организационно-структурное образование; как род общественно-полезной деятельности.

Для определения места службы в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации важно рассмотреть ее с позиции выполняемых функций и общественно полезной деятельности.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации относится к числу наиболее урегулированных правом разновидностей государственной службы (Закон Российской Федерации «О милиции», а также на Положение о службе в органах внутренних дел). Однако ни в законе, ни в Положении не определено ни понятия государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, ни ее место в системе государственной службы Российской Федерации.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает три вида государственной службы: государственную гражданскую, военную и правоохранительную службу.

В соответствии со статьей 7 указанного федерального закона, правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

На основании данной статьи можно выделить следующие признаки правоохранительной службы:

1. Служба осуществляется гражданами на должностях правоохранительной службы.

2. Осуществляется гражданами на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях.

3. Эти органы осуществляют функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

4. В процессе службы этим гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

В законодательстве Российской Федерации нет определений ни правоохранительной деятельности, ни правоохранительных органов. Изучение действующих нормативных актов показывает, что «однозначно правоохранительными признаны следующие органы: органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности Российской Федерации, таможенные органы. В качестве основного вида деятельности выделяется борьба с преступностью».

В соответствии с принципом разделения властей различается государственная служба в законодательных, исполнительных и судебных органах власти. Исходя из принципа федерализма и разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, государственная служба включает в себя федеральную государственную службу и государственную службу субъектов Российской Федерации. Учитывая особенности построения государственно-служебных отношений, выделяются гражданская и милитаризованная государственная служба. По специфике профессиональной деятельности государственная служба подразделяется на следующие виды: таможенную, налоговую, военную, службу в органах внутренних дел и др.

Государство исторически возникает из необходимости создать в обществе порядок, чтобы жизнь людей проходила в условиях безопасности. Поэтому для федеральной государственной службы, наряду с общими функциями, свойственно выполнение специфических функций, среди которых выделяются защита прав и свобод человека, обеспечение личной и общественной безопасности, охрана общественного порядка и собственности, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений и др.

Принадлежность органов внутренних дел к исполнительной власти означает, что они осуществляют свои полномочия на основе тех принципов, которые «закреплены в Конституции Российской Федерации и относятся к организации и деятельности всех органов Российского государства. Это:

— формирование органов внутренних дел соответствующими органами власти;

— самостоятельность;

— территориальная организация структуры;

— сочетание принципов централизма децентрализации (применительно к милиции общественной безопасности);

— разграничение предметов ведения с другими правоохранительными органами и иными государственными институтами;

— осуществление государственно-властных полномочий в интересах охраны и защиты прав и свобод граждан, общества, государства и др.».

Служба в органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется «на должностях рядового и начальствующего состава, устанавливаемых министром внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях высшего начальствующего состава, устанавливаемых Президентом Российской Федерации, по обеспечению полномочий Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности, охраны собственности и общественного порядка; предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и административных правонарушений, а также по предоставлению услуг гражданам и организациям».

Особый порядок прохождения государственной службы в органах внутренних дел определяется специальным законодательством, а также ведомственными нормативными правовыми актами.

Служба в органах внутренних дел основывается на принципах, которые образуют определенную целостность и единство. Закрепляя основополагающие начала, принципы указывают на основные исходные положения, качественные свойства, содержание и значение данного вида государственной службы и призваны обеспечивать стабильность государственно-служебных отношений и необходимую эффективность деятельности служащих органов внутренних дел. Они либо прямо закреплены в правовых нормах, либо вытекают из них. В статье 2 Положения о службе в органах внутренних дел определены следующие принципы: уважение и соблюдение прав и свобод личности и гражданина; законность; гуманизм; гласность; подконтрольность и подотчетность сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления; соблюдение служебной дисциплины; справедливое вознаграждение за труд; продвижение по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации.

Кроме того, анализ законодательства позволяет относить к принципам службы в органах внутренних дел: приоритет федеральных интересов; осуществление государственно-служебной деятельности на территории всего государства; единство системы органов внутренних дел Российской Федерации; единоначалие; профессионализм и компетентность; политическую нейтральность; ответственность за принимаемые решения; социальную и правовую защищенность.

Нормативного определения понятия государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации на сегодня еще не сформулировано, но в научной литературе выработано два подхода: государственная служба в органах внутренних дел — профессиональная деятельность (выполнение должностных обязанностей) государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий этих органов.

Служба в органах внутренних дел Российской Федерации как разновидность федеральной государственной службы осуществляется на должностях рядового и начальствующего состава на всей территории Российской Федерации через созданные территориальные органы.

Государственные служащие органов внутренних дел, наделенные государственно-властными полномочиями, способны совершать действия, влекущие юридические последствия, в отношении субъектов, не связанных с ними служебными отношениями.

Законодательство обязывает их принимать меры по предотвращению и пресечению противоправных действий, задержанию лиц по подозрению в их совершении и другие меры, непосредственно связанные с государственным принуждением, что, несомненно, связывается на их правовом положении как представителей федеральной исполнительной власти.

Принципы в ОВД

Немаловажное значение при осуществлении сотрудниками ОВД своих должностных обязанностей имеют принципы государственной службы в системе МВД России. В ст. 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» отражены следующие принципы основ организации государственной службы Российской Федерации и основ правового положения государственных служащих Российской Федерации:

  • 1. Принцип верховенства Конституции России и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражает требование ч. 2 ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Конституция предполагает формирование такой системы, в которой высшей юридической силой обладает главный закон государства — его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать.
  • 2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия обязывает государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Это новое положение в российском законодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание личности высшей ценностью и неотвратимость предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан.
  • 3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и ее субъектами. Статьей 5 Конституции РФ закреплено федеративное устройство государства. Это предполагает последовательное раскрытие в текущем федеральном законодательстве единства основ организации государственной службы. В тоже время это предполагает разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности государственной службы. Исходя из Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» субъекты Федерации вправе издавать свои акты по вопросам государственной службы, учитывающие местные условия, включая национальные особенности. Такими актами устанавливаются, например, порядок подбора лиц для замещения государственных должностей категории «Б», порядок и условия проведения аттестации, конкурса, порядок ведения личных дел.
  • 4. Принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей власти, независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (исполнительного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государственной службе.
  • 5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена лишь российским гражданством, возрастом и другими требованиями, установленными для государственных служащих.
  • 6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, является одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Благодаря этому создаются реальные условия для исполнительской дисциплины во всех звеньях государственного механизма.
  • 7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, означает, что в отношении всех государственных служащих федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации должны использоваться общероссийская система государственных должностей и квалификационных разрядов (званий, рангов), единый порядок прохождения государственной службы, общие перечни прав и обязанностей, ограничений и гарантий, общие (с точки зрения организации и методики) системы подготовки кадров и контроля их компетентности.
  • 8. Принцип профессионализма и компетентности — основной критерий, который используется при отборе кандидата на вакантную государственную должность. Предпочтение отдается наиболее достойному, имеющему лучшую подготовку, больший стаж работы по специальности, показавшему на деле свои организаторские способности.
  • 9. Принцип гласности предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и решение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия. Подлинной подконтрольности государственных служащих не может быть без расширения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности для контроля. Ни один работник государственных органов не может оставаться вне контроля, вне критики.
  • 10. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, исполнение своих должностных обязанностей закреплен в законодательстве, что позволяет укреплять государственную дисциплину, формировать чувство личной ответственности государственных служащих за порученное дело.
  • 11. Принцип внепартийности и внеконфессиональности государственной службы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий и движений, государственные служащие не могут при исполнении должностных полномочий руководствоваться решениями политических партий и движений, иных общественных, а также религиозных объединений. Задачи и функции, выполняемые государственными служащими, требуют от них политической и религиозной беспристрастности.
  • 12. Принцип стабильности кадров в государственных органах означает относительное постоянство кадров, минимизацию их текучести при стабильном штатном составе. Это одно из важных условий качественного функционирования государственных органов.

Изложенный перечень принципов государственной службы в этом федеральном законе имеет отношение ко всем видам государственной службы, в том числе и для государственно-служебных отношений органов внутренних дел. Это основополагающие принципы, на которых строится вся система государственно-служебных отношений.

Государственно-служебные отношения в органах внутренних дел Российской Федерации (исходя из анализа законодательства) строятся на основе следующих принципов: 1) принципов, имеющих отношение ко всем видам государственной службы (их можно именовать принципами-приоритетами), 2) специальных принципов, подчёркивающих своеобразие государственно-служебных отношений в этих органах. К последним можно отнести: принцип единоначалия, гуманизма; принцип взаимодействия с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами; принцип соблюдения служебной дисциплины; продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации и др.

Таким образом, принципы для государственной службы в органах внутренних дел имеют существенное значение. Во-первых, с помощью этих юридических категорий происходит развитие законодательства в области государственной службы. Во-вторых, они позволяют осуществлять на качественной основе анализ и совершенствование механизма административно-правового регулирования государственно-служебных отношений в органах внутренних дел. В-третьих, с их помощью улучшается правотворческая и правоприменительная деятельность органов внутренних дел. В-четвёртых, они способствуют более профессиональному исполнению государственными служащими полномочий органов и подразделений МВД России.

Стр 1 из 2

Г. Москва

2008 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Предназначение Кодекса

Статья 2. Сфера действия Кодекса

Статья 3. Ответственность за нарушение принципов и норм Кодекса

Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел

Статья 4. Гражданский долг и нравственные ценности службы в органах внутренних дел

Статья 5. Профессиональные долг, честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел

Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел

Статья 7. Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел

Глава 3. Профессионально-этические правила поведения сотрудника

Статья 8. Общие правила поведения

Статья 9. Правила поведения при выполнении задач оперативно-служебной деятельности

Статья 10. Профессиональная нравственная деформация и её профилактика

Глава 4. Культура речи и правила служебного общения

Статья 11. Культура речи

Статья 12. Общие правила служебного общения

Статья 13. Особенности общения с посетителями органов внутренних дел

Статья 14. Особенности общения с иностранными гражданами

Глава 5. Руководитель и служебный коллектив

Статья 15. Морально-психологический климат в коллективе

Статья 16. Профессионально-этические требования к руководителю

Статья 17. Неформальные отношения в служебном коллективе

Глава 6. Отдельные проблемы профессиональной этики

Статья 18. Внешний вид и форма одежды

Статья 19. Отношение к служебному удостоверению

Статья 20. Правила обращения со служебной информацией

Статья 21. Оформление и содержание служебных помещений

Глава 7. Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника

Статья 22. Коррупционно опасное поведение и его предупреждение

Статья 23. Коррупционно опасное поведение руководителя

Статья 24. Этический конфликт и этическая неопределённость

Статья 25. Конфликт интересов и его предупреждение

Статья 26. Отношение к ненадлежащей выгоде

Статья 27. Отношение к подаркам и иным знакам внимания

Статья 28. Защита интересов сотрудника


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

От 24 декабря 2008 г. № 1138

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Министр

Генерал армии Р. НУРГАЛИЕВ

Приложение

к приказу МВД России

от 24.12.2008 № 1138

КОДЕКС

Профессиональной этики

Сотрудника органов внутренних дел

Российской Федерации

г. Москва

2008 г.

Министерство внутренних дел Российской Федерации,

исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка,

основываясь на фундаментальных общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга,

олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности российской милиции со стороны народа,

принимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Глава 1. Основные положения

Статья 11. Культура речи

1. Культура речи является важным показателем профессионализма сотрудника милиции и проявляется в его умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли.

2. Культура речи обязывает сотрудника придерживаться следующих речевых норм:

ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;

грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;

содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;

логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;

доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;

лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;

уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.

3. Сотруднику необходимо соблюдать и отстаивать чистоту русского языка. В речи сотрудника неприемлемо употребление:

грубых шуток и злой иронии;

неуместных слов и речевых оборотов, в том числе иностранного происхождения;

вульгаризмов, примитивизмов, слов-«паразитов»;

высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных или национальных групп;

резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека.

4. В речи сотрудника органов внутренних дел исключается использование нецензурной брани, сквернословия и выражений, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям.

5. Сотрудник, изучивший в оперативных целях уголовную лексику, не должен использовать жаргонизмы и другие элементы криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами.

6. В случае служебного общения с гражданами различных национальностей сотруднику рекомендуется использовать русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Предназначение Кодекса

Статья 2. Сфера действия Кодекса

Статья 3. Ответственность за нарушение принципов и норм Кодекса

Г. Москва

2008 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Предназначение Кодекса

Статья 2. Сфера действия Кодекса

Статья 3. Ответственность за нарушение принципов и норм Кодекса

Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел

Принципы государственной службы в органах внутренних дел

Принципами службы в органах внутренних дел являются:

  • 1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел. Т.е строгая иерархия, централизация.
  • 2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел. Строгий отбор производится т.к важна профессиональная подготовленность и особое внимание уделяется возрастному критерию Н.П Маюров «Государственная служба в органах внутренних дел РФ» курс лекций. Санкт-петербург 2014. С 132-138.
  • 3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника. Улучшение работы ОВД связано с решением таких проблем, как совершенствование социальной защищенности, увеличение оплаты труда и т.д

Система должностей и званий

Должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.

Перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом. Должность в органах внутренних дел является структурной единицей; учреждается в установленном законодательством порядке; наделяет государственно — властными полномочиями сотрудника ОВД, а также его обязанностями и правами; включает в себя денежное содержание, устанавливаемое Правительством РФ ФГКОУ ВО уфимский юридический институт «государственная служба в органах внутренних дел», курс лекций, Уфа 2015. с 24.

Должности в органах внутренних дел подразделяются на: 1) Должности высшего начальствующего состава;

  • 2) Должности старшего начальствующего состава;
  • 3)Должности среднего начальствующего состава;
  • 4) Должности рядового состава;

Специальное звание присваивается сотруднику органов внутренних дел в соответствии с замещаемой должностью. При замещении должности рядового состава сотруднику органов внутренних дел присваивается специальное звание рядового полиции, рядового внутренней службы или рядового юстиции. При замещении должностей начальствующего состава устанавливаются следующие предельные специальные звания: старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы; старший прапорщик юстиции — при замещении старшего состава; капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции — при замещении должностей среднего начальствующего состава; полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции — при замещении должностей старшего начальствующего состава; генерал полиции Российской Федерации, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции — при замещении должностей высшего начальствующего состава.

Перечень должностей высшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

Законом «О полиции» и Законом о службе в органах внутренних дел установлены сроки выслуги в специальных званиях:

  • — рядового полиции (внутренней службы или юстиции)— один год;
  • — младшего сержанта полиции (внутренней службы или юстиции)— один год;
  • — сержанта полиции (внутренней службы или юстиции)— два года;
  • — старшего сержанта полиции (внутренней службы или юстиции)— три года;
  • — прапорщика полиции (внутренней службы или юстиции)— пять лет;
  • — младшего лейтенанта полиции (внутренней службы или юстиции)— один год;
  • — лейтенанта полиции (внутренней службы или юстиции)— два года;
  • — старшего лейтенанта полиции (внутренней службы или юстиции)— три года;
  • — капитана полиции (внутренней службы или юстиции)— три года;
  • — майора полиции (внутренней службы или юстиции)— четыре года;
  • — подполковника полиции (внутренней службы или юстиции)— пять лет.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *