Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Вступление

Сущность этого вида юридической ответственности заключается в наложении работодателем (владельцем предприятия или уполномоченным им органом) на работника дисциплинарных взысканий. Также может взыскиваться на лица, виновные в невыполнении или неподобающем выполнении своих трудовых обязанностей, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий, при условии, что соответствующие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным между работником и владельцем предприятия, учреждения, организации (уполномоченным им органом).

Возможность применения к винным в совершении нарушениям экологического законодательства дисциплинарной ответственности предусмотренная ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей естественной среды». Этой же статьей перечисленные основания такой ответственности. Ими является: нарушение прав граждан на экологически безопасную окружающую естественную среду; нарушение норм экологической безопасности; нарушение требований законодательства Украины при проведении экологической экспертизы, в том числе представление завідомо неправдивого экспертного вывода; невыполнение требований государственной экологической экспертизы; финансирование, строительство и внедрение, в производство новых технологий и оборудование без позитивного вывода государственной экологической экспертизы; нарушение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, введении в действие, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений, передвижных средств и других объектов; допущения сверхнормативных, аварийных и залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и других вредных влияний на окружающую естественную среду; превышение лимитов и нарушение других требований использования природных ресурсов; самовольное специальное использование природных ресурсов; нарушение сроков внесения собраний за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей естественной среды; неупотребление мероприятий по предотвращению и ликвидации экологических последствий аварий и другого вредного влияния на окружающую естественную среду; невыполнение распоряжений органов, которые осуществляют государственный контроль в отрасли охраны окружающей естественной среды, и совершения сопротивления, их представителям; нарушение природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении химических средств защиты растений, минеральных удобрений, токсичных радиоактивных веществ и отходов; невыполнение требований охраны территорий и объектов естественно заповедного фонда и других территорий, которые подлежат особенной охране, видов животных и растений, занесенных к Красной книге Украины; отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей естественной среды, а также об источниках загрязнения, укрывательства случаев аварийного загрязнения окружающей естественной среды, или фальсификация сведений о состоянии экологической обстановки или заболеваемости населения; унижение чести и достоинства работников, которые осуществляют контроль в отрасли охраны окружающей естественной среды, посягательства, на их жизнь и здоровье.

1. Применение дисциплинарной ответственности

Перечисленные виды правонарушений в зависимости от конкретных обстоятельств, а также субъекта совершения проступка, могут стать основанием для притягивания виновных не только к дисциплинарной, но и к административнойуголовной ответственности (к одному из этих видов); При этом приведенный/наведенный/ в законе перечень оснований юридической ответственности не исчерпывает. Законодательством Украины может быть установлено дисциплинарную ответственность и за другие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды.

Основания применения дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения предусмотрены и актами законодательства, а именно ст. 65 Кодекса Украины о недрах, ст. 110 Водного кодекса Украины, ст., 98 Лесного кодекса Украины, ст. 40 Закона Украины, «О растительном мире», ст. 81 Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», ст. 42 Закона Украины «Об отходах», ст. 21 Закона Украины «О защите растений», в. 21 Закона Украины, «Об исключительной экономической зоне Украины» и некоторыми другими.

Виды дисциплинарных взысканий и порядок их наложения регулируются Кзпп. Согласно ст. 147 этого кодекса к нарушителям трудовой дисциплины, виновным в невыполнении своих трудовых обязанностей, может быть применено одно из двух мероприятий взыскания: выговор или освобождение от работы.

При этом для отдельных категорий работников уставами и положениями о дисциплине этих категорий работников могут предусматриваться также другие дисциплинарные взыскания. Эти взыскания, в частности, могут быть применены к соответствующим лицам/личности/ при совершении ими дисциплинарных взысканий в отрасли охраны окружающей среды.

Да, в соответствии с п. 4 Положения о рангах государственных служащих, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины, от 19 июня в 1996 г., как запад дисциплинарного влияния к государственному служащему может применяться задержка в присвоении дежурного ранга до одного года.

Частью 3 в. 48 Закона Украины «О прокуратуре» за нарушение закона, неподобающее выполнение служебных обязанностей или совершение позорного поступка, прокуроры и следователи несут ответственность согласно Дисциплинарному уставу прокуратуры Украины, утвержденному Постановлением Верховной Рады Украины от 6 ноября в 1991 г. Статья 9 этого устава кроме мероприятий дисциплинарного взыскания, предусмотренных Кзпп, предусматривает такие специфические взыскания, как понижение в классном чине, понижение в должности, лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Украины»; освобождение с лишением классного чина.

Дисциплинарный устав органов внутренних дел Украины, утвержденный Указом Президиума Верховной Рады Украинской ССР от 29 июля в 1991 г., предусматривает широкий спектр дисциплинарных взысканий лиц рядового и начальственного состава органов внутренних дел, а именно: замечание; выговор; строгий выговор; задержка в npисвоении дежурного специального звания или представлении к его присвоению сроком до одного года; предупреждение о неполном должностном соответствии; понижение в должности; понижение в специальном звании на одну степень; освобождение из органов внутренних дел (п. 15).

Если дисциплинарный проступок в отрасли охраны окружающей естественной среды совершается военнослужащими, то последние несут ответственность согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Украины, утвержденным Законом Украины от 24 марта 1999 г., согласно которому военнослужащие несут ответственность в зависимости от их военных званий. Да, на рядовых (матросов) срочной военной службы могут быть наложены такие взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; лишение дежурного освобождения из расположения военной части или корабля на берег; назначение вне очереди в наряд на работу — до 5 нарядов; лишение военного звания старший солдат (старший матрос) (п. 48). На рядовых (матросов) военной службы по контракту, кроме того, могут быть наложены еще такие взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии; освобождение из военной службы по контракту за служебным несоответствием (п. 49). А сержанты (старшины) срочной военной службы могут, кроме того, быть сниженные в должности; сниженные в военном звании на одну степень; или сниженные в военном звании на одну степень с переводом на низшую должность, а также лишенные сержантского (старшинского) звания (п. 50).

Работники железнодорожного транспорта, которые совершили дисциплинарный экологический проступок, будут нести ответственность согласно Положению о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26 января в 1993 г. Да, в случае установления вины работника железнодорожного транспорта в возникновении катастрофы или аварии с вредными экологическими последствиями, до последнего могут быть, в частности, применены такие специфические мероприятия дисциплинарного взыскания, как лишение машинистов права управления локомотивом с предоставлением работы помощником машиниста, а также лишение свидетельства водителя проворно рельсового транспорту несъемного типа и свидетельства помощника машиниста локомотива с предоставлением работы, не связанной с управлением локомотивом и проворно рельсовым транспортом, сроком до одного года.

Дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения согласно требованиям дисциплинарных уставов или положений о дисциплине несут и некоторые другие категории работников, такие как работники специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб (Устав о дисциплине работников специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября в 2000 г.), работники горных предприятий (Положение о дисциплине работников горных предприятий утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 13 марта в 2002 г.

Дисциплинарные взыскивается органом (служебным лицом), которому/ предоставлено право принятия на работу (избрание, утверждение и назначение, на должность) данного работника. На работников, которые несут дисциплинарную ответственность за уставами, положениями и другими актами законодательства, о дисциплине, дисциплинарные может взыскиваться также вышестоящими органами.

Работники, которые занимают выборные должности, могут быть освобождены только по решению органа, который их избрал, и только из/с/ оснований, предусмотренных законодательством.

Дисциплинарное взыскивается владельцем или уполномоченным им органом непосредственно за выявлением проступка, но не позже одного месяца со дня его выявления, не считая время освобождения работника от работы в связи со временной неработоспособностью или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позже шести месяцев со дня совершения проступка.

Законодательство о труде требует четкого соблюдения процедуры наложения дисциплинарного взыскания. Прежде всего владелец или уполномочен им орган должен затребовать от нарушителя трудовой дисциплины письменных объяснений. Взыскание объявляется в приказе (распоряжении) и сообщается работнику под расписку.

За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть применено лишь одно дисциплинарное взыскание. При избрании вида взыскания владелец или уполномоченный им орган должен учитывать степень тяжести совершенного проступка и причиненный им вред, а и кож обстоятельства, за которых совершенен проступок, и предыдущая работа работника. Взыскание объявляется в приказе (распоряжении) сообщается работнику под расписку.

Законодательство гарантирует работнику возможность обжалования дисциплинарного взыскания и устанавливает порядок такого обжалования (глава XV Кзпп). В случае увольнения с работы, в частности, работник может непосредственно обратиться в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки.

Если на протяжении года со дня наложения дисциплинарного взыскания в виде выговора работника не будет подданный новому дисциплинарному взысканию, то он считается таким, который не имел дисциплинарного взыскания. Если работник не допустил нового ослабления трудовой дисциплины и к тому же проявил себя добросовестно, то взыскание может быть снято до окончанию одного года. В течение срока действия дисциплинарного взыскания мероприятия поощрения к работнику не применяются.

Вывод

Закон «Об охране окружающей природной среды», как и другие законодательные акты, которые регулируют вопрос привлечения к дисциплинарной ответственности, устанавливают правило: субъекты, виновные в совершении дисциплинарного правонарушения (равно как и административного правонарушения или уголовного преступления) обязанные возместить ущерб, причиненный ими в результате нарушения соответствующего законодательства, поскольку применение мероприятий дисциплинарной ответственности не освобождает виновных от компенсации ущерба, причиненного загрязнением окружающей природной среды и ухудшением качества природных ресурсов, то есть от имущественной ответственности.

Если же в результате нарушения возложенных на работника трудовых обязанностей им влечется материальный вред предприятию, учреждению, организации, работник несет материальную ответственность за вред, если последняя причинена его винными противоправными действиями (бездеятельностью). Общие основания и условия такой ответственности предусмотренные в. 130 Кзпп. Соответствующая ответственность, в частности, устанавливается только за прямую действительный вред, лишь в пределах и порядку, предусмотренных законодательством, и за условия, когда такой вред причинен предприятию, учреждению, организации винными противоправными действиями (бездеятельностью) работника. Эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка работника и не должна превышать полный размер причиненного вреда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При наличии отмеченных оснований и условий материальная ответственность может быть возложена независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или криминальной ответственности. Работник, который причинил вред, может добровольно покрыть ее полностью или частично. При согласии владельца или уполномоченного им органу работник может передать для покрытия причиненного вреда равноценное имущество или поправить поврежденное.

Должностные лица и специалисты, которые работают/трудятся/ в сфере охраны окружающей природной среды, виноваты в нарушении требований экологического законодательства, согласно решениям их управленческих органов могут также лишать сия премий за основными результатами хозяйственной деятельности полностью или частично.

Литература

  • 1. Баб’як О. С, биленчук П. Д., Черва Ю. О. Екологичне право Украины: Учебное пособие. — К.: Атика, 2000.- 216 с.
  • 2. Балюк г.И. Экологическое право Украины. Конспект лекции в схемах (Общая и Особенная часть): Навч. Пособие. — К.: Хринком Интер, 2006. — 192 с.
  • 3. Экологическое право. Особенная часть Учебник. Для студентов юридических вузов и факультетов. За редакцией академика Апрн Украины, В.И. Андрейцева. К.: Истина, 2001
  • 4. Экологическое право Украины За редакцией профессоров В. К. Попова и А. П. Гетманы. Харьков, «Право». 2001
  • 5. Экологическое право Украины. Академический курс: Учебник / За заг. редакторша Ю. С. Шемшученко. — К.: ООО «Издательство «Юридическая мысль», 2005. — 848 с
  • 6. Закон Украины “Об охране окружающей среды”. — К., 1991.
  • 7. Сафранов т.А. Экологические основы природопользования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -Львів: “Новый Мир-2000”, 2003. — 248 с.

Виды юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»

В юридической науке выделяется четыре вида юридической ответственности:

  1. административная ответственность;
  2. уголовная ответственность;
  3. гражданско-правовая ответственность;
  4. дисциплинарная ответственность.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливаюется следующие виды ответственности:

  1. имущественная;
  2. дисциплинарная;
  3. административная;
  4. уголовная ответственность.

Замечание

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.

Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Основание юридической ответственности за экологические правонарушения:

  • совершение экологического правонарушения — виновного противоправного деяния (действия или бездействия), нарушающего нормы экологического законодательства.

Исключением из общего правила является возможность привлечения к ответственности за правомерное поведение в случае причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц в результате эксплуатации источников повышенной опасности (объектов атомной энергетики, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений), при этом причинитель вреда возмещает вред в соответствии с положениями действующего гражданского законодательства.

Основание для привлечения лица к имущественной ответственности за экологические правонарушения:

  • причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).

Проблемы привлечения к юридической ответственности за экологические правонарушения:

  1. сложность определения в общем виде состава экологического правонарушения, который можно было бы распространить на экологические преступления, административные правонарушения, деликты и дисциплинарные проступки;
  2. сложность выделения родовых признаков в отношении объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Примеры

Например, у экологических преступлений, за редким исключением, состав материальный, то есть преступление считается оконченным при наступлении вредных последствий, следовательно, в объективную сторону должны быть включены в качестве обязательных признаков вред и причинно-следственная связь между вредом и наступившими последствиями.

Для привлечения к гражданско-правовой ответственности наличие вреда также является обязательным.

В отношении административных правонарушений законодательством установлены формальные составы, иными словами, доказательств факта наличия вреда окружающей среде и причинно-следственной связи не требуется.

Уголовная и административная ответственность

Одним из сложных практических вопросов является квалификация экологических правонарушений как уголовных преступлений или административных проступков. Высказываются мнения о латентности экологической преступности, поскольку в связи с трудностью доказывания умышленного совершения деяний и причинно-следственной связи между действием или бездействием и наступившими последствиями, на практике вместо уголовной ответственности виновное лицо нередко привлекается к административной или гражданско-правовой ответственности.

В УК РФ и КоАП РФ в отношении экологических преступлений и правонарушений можно выявить похожие составы по способам описания диспозиций норм. К таким составам можно отнести, например, ст. 8.1. КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» и ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ». И в том, и в другом случае ответственность наступает за нарушение правил охраны окружающей среды (экологических требований) на различных стадиях хозяйственной деятельности: проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий и иных объектов, с той лишь разницей, что для квалификации деяния как преступления, необходимо наступление вредных последствий в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Определенную ясность при квалификации деяний как экологических преступлений или административных правонарушений вносят разъяснения вышестоящих судов. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» указал, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

Таким образом, главное отличие экологических преступлений от административных проступков заключается в более высокой степени их общественной опасности, кроме того, указанные экологические правонарушения отличаются по признакам их объективной стороны, предмету и формам вины.

Помимо уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения, устанавливается еще два вида ответственности – гражданско-правовая и дисциплинарная.

Гражданско-правовая ответственность

Если речь идет о возмещении вреда окружающей среде, то необходимо говорить о гражданско-правовой ответственности. Как показывается судебная практика и научные источники, сфера применения гражданско-правовой ответственности распространяется и на природоохранные отношения. Гражданско-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности и потому обладает всеми свойственными ей признаками: возможностью применения государственно-принудительного воздействия, а также санкций, являющихся мерами юридической ответственности.

Содержанием гражданско-правовой ответственности является применение к правонарушителю санкций, которые вызывают отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения на правонарушителя новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.

В общем виде гражданско-правовую ответственность можно определить как претерпевание субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущенным неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица.

В теории гражданского права в зависимости от основания возникновения гражданско-правовая ответственность подразделяется на:

  • договорную (по договору);
  • внедоговорную или деликтную (по закону).

Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности или имуществу потерпевшего вреда, не связанного с исполнением или ненадлежащим исполнением нарушителем обязанностей, лежащих на нем в силу договора с потерпевшей стороной, а также в тех случаях, когда исполнением договорных обязанностей причинен вред жизни или здоровью гражданина.

Основанием гражданско-правовой ответственности, как правило, является наличие в действии (бездействии) состава гражданского правонарушения. В некоторых случаях ответственность может наступать и при отсутствии правонарушения со стороны лица, на которое она возлагается, в частности, за действия третьих лиц; поэтому в качестве оснований гражданско-правовой ответственности следует рассматривать не только правонарушения, но и иные обстоятельства, прямо предусмотренные законом или договором.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения наступает при неисполнении трудовых, служебных обязанностей. Применение дисциплинарной ответственности регламентируется ТК РФ и соответствующими специальными нормативными актами локального характера — уставами, правилами внутреннего распорядка, коллективным договором и т.п.

Несмотря на то, что дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, на практике привлечение к ней работников, совершивших дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении требований экологического законодательства, связано, как правило, с привлечением юридического лица — работодателя к административной или гражданско-правовой ответственности. При этом между двумя правонарушениями (дисциплинарным и административным проступками или деликтом и дисциплинарным правонарушением) можно проследить как прямую, так и обратную взаимосвязь: действия работника, нарушившего выполнение своей трудовой функции, причинили вред окружающей среде, нарушили экологические требования, за что юридическое лицо привлекается к административной или гражданско-правовой ответственности (выплачивает штраф, возмещает вред), и, в свою очередь, накладывает дисциплинарное взыскание на виновного работника. Данное положение свидетельствует о нарушении принципа недопустимости двойной ответственности за один совершенный проступок, хотя в части привлечения к так называемой налоговой ответственности, основанием применения которой являются положения НК РФ и административной ответственности в части налоговых правонарушений, правило «двойной ответственности» также действует.

Фактическим основанием дисциплинарной экологической ответственности является дисциплинарный проступок, который предоставляет собой противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с выполнением экологических требований. Необходимо обратить внимание, что дисциплинарный проступок должен находиться в непосредственной связи с трудовой функцией работника, т.е. выражаться в неисполнении им своих должностных обязанностей.

В ст. 192 ТК РФ предусмотрены три разновидности дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Этот перечень не является исчерпывающим: в Федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине может предусматриваться применение иных взысканий к работникам. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение, но его непредоставление не является препятствием для применения взыскания в отношении работника.
Особенностью дисциплинарных взысканий являются сроки их применения — не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Руководитель организации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по заявлению представительного органа организации по правилам, предусмотренным ст. 195 ТК РФ.

В юридической литературе нередко высказывалось мнение о наличии самостоятельной эколого-правовой ответственности, которая включает в себя имущественную, уголовно-правовую, административную и дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения. Но говорить о подобном понимании «эколого-правовой ответственности» можно лишь с точки зрения науки экологического права, как о комплексном институте, включающем в себя положения о различных видах юридической ответственности за экологические правонарушения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *