Содержание
- Служебное делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел
- О государственной тайне (с изменениями на 29 июля 2019 года)
- Базы данных ГИБДД МВД Российской Федерации и их правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
- II. Порядок оформления допуска к государственной тайне
- О контроле за перемещением картографических, типографических, аэрокосмических материалов
- Законодательная база Российской Федерации
- Приказы МВД Российской Федерации
Служебное делопроизводство и режим секретности в органах внутренних дел
режим секретность внутренний правовой
Термин «делопроизводство» в России возник во второй половине XVIII века. С этого времени его употребление фиксируют лингвистические словари. Термин был образован от сочетания слов «производство дела». Вначале он означал решение судебного или административного вопроса и понимался как деятельность, связанная с принятием решений, т. е. с производством дел. Именно это и было заложено в основу понятия «делопроизводство». Значение дела как собрания документов, относящихся к какому-либо вопросу, — более позднего происхождения по сравнению с первым значением. Сиганова Т.В. Делопроизводство и документооборот. Учебное пособие . — Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. — 71 с.
Современную терминологию делопроизводства регламентирует ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», в котором «делопроизводство» определяется следующим образом: отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Наряду с термином «делопроизводство» в последние годы употребляется синонимичный ему термин «документационное обеспечение управления» (ДОУ).
Его возникновение обусловлено изменением организационно-технической базы делопроизводства в связи с внедрением в ДОУ компьютеров, современных информационных технологий создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и использования информации.
Делопроизводство базируется на документировании, под которым понимается регламентированный процесс записи информации на различных носителях с соблюдением определенных норм, установленных правовыми и нормативными актами РФ.
Результатом документирования является документ — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами. Реквизит — это отдельно взятый обязательный элемент любого документа (печать, подпись, дата, номер и т.д.). Совокупность таких элементов позволяет опознать документ, т.е. идентифицировать.
Любой документ, создаваемый в обществе, является элементом системы более высокого уровня и входит в соответствующую систему документации в качестве ее элемента. Под системой документации понимается совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению. Как буквы одного языка составляют алфавит, так и отдельные виды и разновидности документов составляют системы документации. До настоящего времени в документоведении не существует общей непротиворечивой научной классификации систем документации, видов и разновидностей документов . Считается, что каждая сфера деятельности так или иначе имеет свою систему документации (системы медицинской, торговой, научно-технической, финансовой, административной документаций).
В деятельности предприятия или организации самостоятельно функционируют локальные системы кадровой, плановой, бухгалтерской документации. Правила их оформления, хранения и использования строго нормированы.
Они входят в номенклатуру дел отдельным разделом и не входят в административную систему документации, имея свою информационно-поисковую систему.
Отнесение документов к той или иной системе начинается с разделения всех документов на официальные и документы личного происхождения. К последним относятся документы, созданные человеком вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных обязанностей. Они включают личную переписку, воспоминания (мемуары), дневники и немногочисленны с точки зрения видов и разновидностей в системе документации.
Официальные документы создаются в рабочее время от имени юридического лица. Они, как правило, не имеют произвольной формы, а оформляются на бланках.
Все документы организации представляют собой единый документопоток, который «рождается, живет и умирает» по своим законам. Все группы документов в нем подчиняются определенным правилам, которые закреплены инструкциями по делопроизводству, и сложившимися в организации традициями. Соблюдение их обеспечивает бесперебойную работу предприятия.
Организация работы с документами — это создание оптимальных условий для всех видов работ с документами, начиная с создания или по лучения документа и кончая его уничтожением или передачей на архивное хранение. В общем массиве документов организации прослеживаются обособленно три группы: внутренние, предназначенные для решения внутренних проблем и задач предприятия, исходящие, создаваемые для передачи информации, и входящие, получаемые от сторонних организаций и частных лиц.
Для каждой группы документов характерны определенные виды работ (операции), исполнение которых обязательно. Последовательность выполнения операций обеспечивает всестороннее рассмотрение, согласование, утверждение, подписание документа. Нарушение этого процесса может не только лишить документ юридической силы, но и привести к сбою производства, нанести экономический ущерб и т.д.
От четкой организации документационного процесса зависит оперативность работы. Задержка исполнения документов может сделать информацию неактуальной, а значит бесполезной.
Хорошая организация ДОУ дисциплинирует не только работника, но и руководителей, так как исполнение документа напрямую связано с исполнительской дисциплиной как непосредственного исполнителя — конкретного работника, — так и руководителя. Необоснованная задержка документа руководителем ставит в сложное зависимое положение исполнителя и задерживает окончание работы.
Таким образом, организация работы с документами или управление документацией — это, прежде всего, создание условий, обеспечивающих сохранение необходимой информации, своевременное снабжение ею потребителей с наименьшими временными и материальными затратами.
Существует особый порядок работы с конфиденциальными документами, содержащими государственную, служебную или коммерческую тайну.
Работа с конфиденциальными документами определяется инструкциями и положениями, определяющими правила их регистрации, ознакомления и хранения. На основании нормативных актов в организациях разрабатывается перечень соответствующих документов, который вводится в действие приказом директора. Сотрудники, работающие с этой категорией документов, под расписку должны быть ознакомлены с приказом и самим перечнем. Сохранность секретных документов обеспечивается специальными сейфами и самостоятельной системой регистрации.
Должностные лица, допущенные к конфиденциальным сведениям и документам, прежде чем получить доступ к ним, проходят инструктаж о сохранении секретной информации. Инструкция о работе с конфиденциальной информацией составляется с учетом специфики организации и утверждается её руководителем. В качестве методической основы при разработке инструкции целесообразно использовать утвержденное Правительством 03.11.94 «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Федеральных органах исполнительной власти».
Режим секретности — это комплекс мероприятий, проводимых в целях сохранности сведений ограниченного доступа специально уполномоченными государственными органами.
Государственная тайна — это защищенные государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
Служебная тайна — это сведения ограниченного доступа, ставшие известными сотруднику, в ходе служебной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам службы и государства.
Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные.
К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.
К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.
Степеням секретности соответствуют формы допуска сотрудника к государственной тайне:
- * Секретно (С)
- * Совершенно секретно (СС)
- * Особой важности (ОВ)
Порядок допуска:
- ? Сотрудник принимает на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных сведений.
- ? Сотрудник дает согласие на частичное или временное ограничение прав.
- ? Сотрудник дает письменное согласие на проведение проверочных мероприятий.
Также, на носителях сведений, составляющих государственную тайну должны быть определенные реквизиты:
- ? О степени секретности.
- ? Сведения об органе, осуществляющим засекречивание.
- ? О регистрационном номере.
- ? О дате или условии рассекречивания.
Все вышеперечисленное отнесено и к служебному делопроизводству органов внутренних дел и соблюдению режима секретности сотрудником ОВД.
В целях совершенствования делопроизводства в органах внутренних дел Российской Федерации 20 июня 2012 года Министром МВД Колокольцевым В.А. был подписан приказ №615 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации».
В данной инструкции говориться об правилах ведения делопроизводства в ОВД, его сроках и порядке. То есть обеспечить ведения делопроизводства с требованиями Инструкции прилагаемой к приказу.
Так же в данной инструкции говорится и о ВВ МВД, т.к., делопроизводство в данном структурном подразделении МВД было несколько иное, но по выходу данной инструкции делопроизводство во всей структуре МВД стало одинаковым.
Еще одним важным пунктом является то, что в данной инструкции присутствует перечень нормативных актов, которые признаны устаревшими.
Если раскрывать сущность данной инструкции то можно сказать, что она устанавливает требования, обязательные для сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, и содержит единые нормы по подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в деятельности органов внутренних дел документов и по порядку организации делопроизводства.
Инструкция разработана на основе законодательства Российской Федерации, в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477, государственными стандартами Российской Федерации, а также нормативно-методическими документами по делопроизводству и архивному делу.
Положения Инструкции распространяются на организацию работы с документами, в том числе с документами в электронной форме, включая их подготовку, обработку, использование и хранение.
Особенности делопроизводства по документам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, а также организация делопроизводства по шифртелеграммам, обращениям граждан устанавливаются иными нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Подводя итог, можно сделать вывод, что служебное делопроизводство в ОВД, базируется на ФЗ и нормативно-правовых актах РФ. Данными нормативно правовыми актами могут выступать приказ МВД РФ от 20 июня 2012 года №615, постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 477.
>Перечень сведений подлежащих засекречиванию в мвд
О государственной тайне (с изменениями на 29 июля 2019 года)
; (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2017, N 0001201707260037) (вступил в силу с 1 января 2019 года); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2018, N 0001201807300059).________________________________________________________________________________________________________________________________________В настоящем Законе также учтены:;;.____________________________________________________________________Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации (преамбула дополнена с 9 октября 1997 года .____________________________________________________________________В тексте Закона слова «Министерство безопасности Российской Федерации» заменены словами «Федеральная
ДТ МВД России (В.В.Лукьянову) обеспечить по заявкам подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, изготовление форм учетной документации, предусмотренных Инструкцией.5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.Министргенерал армииР.Нургалиев Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации2 ноября 2010 года,регистрационный N 18881Приложение 1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, определяет порядок допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России, порядок оформления допуска кандидатов на службу в органах внутренних дел и военную службу во внутренних войсках МВД России к государственной тайне._______________ Далее — сотрудник.
Базы данных ГИБДД МВД Российской Федерации и их правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
№ 1203 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 11 февраля 2006 г. № 90) , который утвердил перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Правовой основой деятельности МВД России в указанной сфере является также распоряжение Президента РФ от 16 апреля 2005 г.
№ 151-рп , определившее перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870 . Закон РФ «О государственной тайне» к сведениям, включенным в развернутый перечень, исходя из степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений, установил три степени секретности и соответствующие
Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на .
(с изменениями на 29 декабря 2017 года)
Признать утратившим силу (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 1997 года, регистрационный N 1280).Министр обороныРоссийской ФедерацииА.СердюковЗарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации7 февраля 2011 года,регистрационный N 19724 Приложение(с изменениями на 29 декабря 2017 года) 1. Настоящая Инструкция определяет порядок допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей*.________________* определен
II. Порядок оформления допуска к государственной тайне
Далее — «режимно-секретное подразделение».
19. В номенклатуру должностей включаются только те должности, по которым допуск сотрудников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей, в том числе должности сотрудников, допуск которых к государственной тайне обусловлен направлением их в другие организации системы МВД России для выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также сотрудников (кандидатов), направляемых на учебу в образовательные учреждения системы МВД России. Количество сотрудников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях системы МВД России должно быть максимально ограничено. Должность начальника организации системы МВД России включается в номенклатуру должностей вышестоящей организации системы МВД России и в номенклатуру организации системы МВД России, начальником которой он является.
(зарегистрирован в Минюсте России 2 ноября 2010 года, регистрационный N 18881), если по характеру выполняемых должностных обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если лица указанных категорий уволились из организации системы МВД России, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, и на них в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1), действие допуска прекращается ( указанной Инструкции).
В этом случае при назначении их на должности, которые по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривают доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимо переоформление допуска к государственной тайне по соответствующей форме.
Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне (с изменениями на 8 августа 2019 года)
____________________________________________________________________В соответствии со » постановляю:1. Утвердить прилагаемый перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.2.
Правительству Российской Федерации организовать работу по приведению действующих нормативных актов в соответствие с перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне.3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.ПрезидентРоссийской ФедерацииБ.ЕльцинМосква, Кремль 30 ноября 1995 годаN 1203УТВЕРЖДЕНУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 30 ноября 1995 года N 1203(в редакции -см.
)(с изменениями на 8 августа 2019 года)Сведения, отнесенные к государственной тайне Государственные органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне *________________* Наименование графы дополнено .1.
Сведения, раскрывающие план применения Вооруженных Сил Российской
О контроле за перемещением картографических, типографических, аэрокосмических материалов
Начальников региональных таможенных управлений просим довести данное письмо до сведения подчиненных таможенных органов.Заместитель Председателя КомитетаВ.В.Шпагин Приложение 2к письму ГТК Россииот 11.08.97 N 01-15/15278 I. Общие положения1. Развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России (далее по тексту — перечень) разработан в соответствии с , и .2.
В настоящем перечне установлены две степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «совершенно секретно» и «секретно».3. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну и включенных в настоящий перечень, соответствует степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.4.
Гриф
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011г. №342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
сотрудник органов внутренних дел обязан не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
Согласно части первой статьи 26 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне» (далее Закон «О государственной тайне») должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Абзацем третьим части первой статьи 23 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне» определено, что допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны.
В соответствии со статьей 23 Закона «О государственной тайне» допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
При рассмотрении дел, связанных с государственной тайной, прекращением допуска к государственной тайне и привлечение к дисциплинарной ответственности за нарушение режима секретности, подразделения МВД России руководствуются: Законом Российской Федерации от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне»; Федеральным законом от 30 ноября 2011г.
№ 342-ФЗ
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
; постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004г. №3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации; постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010г.
№63
«Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»
; приказом МВД России от 20 августа 2010г.
№ 600 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне»; приказом МВД России от 11 марта 2012г. № 015 «О мерах по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации»; приказом МВД России от 12 сентября 2013г.
Законодательная база Российской Федерации
действует Редакция от 20.08.2010 Подробная информация
Наименование документ | ПРИКАЗ МВД РФ от 20.08.2010 N 600 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА СОТРУДНИКОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ» |
Вид документа | приказ, инструкция |
Принявший орган | мвд рф |
Номер документа | 600 |
Дата принятия | 03.12.2010 |
Дата редакции | 20.08.2010 |
Номер регистрации в Минюсте | 18881 |
Дата регистрации в Минюсте | 02.11.2010 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ПРИКАЗ МВД РФ от 20.08.2010 N 600 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ДОПУСКА СОТРУДНИКОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ»
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, определяет порядок допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России <*>, порядок оформления допуска кандидатов на службу в органах внутренних дел и военную службу во внутренних войсках МВД России <**> к государственной тайне.
<*> Далее — «сотрудник».
<**> Далее — «кандидат».
Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения подразделениями центрального аппарата МВД России, подразделениями, непосредственно подчиненными МВД России, территориальными органами МВД России, а также государственными учреждениями и иными организациями МВД России, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, Главным командованием внутренних войск, оперативно-территориальными объединениями, соединениями, воинскими частями, военными образовательными, иными учреждениями внутренних войск МВД России <*>, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ, сотрудниками (кандидатами), взявшими на себя обязательства исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.
<*> Далее — «организация системы МВД России».
2. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия <*>:
<*> Пункт 3 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 762).
«доступ к сведениям, составляющим государственную тайну» — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного сотрудника со сведениями, составляющими государственную тайну;
«постоянное проживание за границей» — проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы;
«номер допуска к государственной тайне» — номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий — учетный номер карточки (форма 1 <*>).
<*> Данная и последующие соответствующие формы учетной документации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 762).
3. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска к государственной тайне:
первая форма — для сотрудников, допускаемых к сведениям особой важности;
вторая форма — для сотрудников, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
третья форма — для сотрудников, допускаемых к секретным сведениям.
Доступ сотрудников к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у сотрудников допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.
4. Оформление допуска к государственной тайне осуществляется по месту службы (работы).
Оформление допуска к государственной тайне гражданам, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан.
5. Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, сотрудники (кандидаты) могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.
6. Допуск сотрудников (кандидатов) к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:
а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» <*>;
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1768; 1997, N 41, ст. ст. 4673, 8220 — 8235; 2002, N 52 (ч. II), ст. 5288; 2003, N 6, ст. 549; N 27 (ч. I), ст. 2700; N 46 (ч. II), ст. 4449; 2004, N 35, ст. 3607. Далее — «Закон «О государственной тайне».
в) письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий;
г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
е) принятие руководителем организации системы МВД России решения (в письменном виде) о допуске оформляемого сотрудника к сведениям, составляющим государственную тайну.
7. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска сотрудников и кандидатов к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения организации системы МВД России.
8. Допуск сотрудников к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. В случае если имеются сомнения в достоверности предоставленных сотрудниками и кандидатами анкетных данных, руководитель организации системы МВД России может в установленном порядке направить материалы в орган безопасности для проведения проверочных мероприятий.
Руководителям организаций системы МВД России, сотрудникам их структурных подразделений, на которые возложены функции по обеспечению выполнения требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, иных правовых актов и методических документов, определяющих порядок защиты сведений, составляющих государственную тайну <*>, а также сотрудникам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.
<*> Далее — «структурное подразделение по защите государственной тайны».
9. Обязательства сотрудников перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства сотрудников, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2 <*>).
<*> Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63.
10. Основаниями для отказа сотруднику (кандидату) в допуске к государственной тайне могут являться:
а) признание сотрудника (кандидата) судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у кандидата неснятой судимости за эти преступления;
б) наличие у сотрудника (кандидата) медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну <*>;
<*> Подпункт «б» пункта 12 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63.
в) постоянное проживание сотрудника (кандидата) и (или) его близких родственников <*> за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другое государство;
<*> Пункт 3 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63.
г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий сотрудника (кандидата), создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
д) уклонение сотрудника (кандидата) от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
11. Решение о допуске к государственной тайне принимается:
а) Министром внутренних дел Российской Федерации — в отношении первого заместителя Министра, заместителей Министра, начальников подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, деятельность которых координируется и контролируется руководством МВД России <*>, главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, министров внутренних дел, начальников главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации;
<*> Далее — «подразделения, непосредственно подчиненные МВД России».
б) начальником Департамента кадрового обеспечения МВД России <*> — в отношении начальников образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России;
<*> Далее — «ДКО МВД России».
в) начальником Департамента тыла МВД России <*> — в отношении начальников УМТС, баз и складов хранения ресурсов МВД России, а также начальников лечебно-профилактических учреждений, непосредственное руководство которыми осуществляет ДТ МВД России;
<*> Далее — «ДТ МВД России».
г) начальником организации системы МВД России — в отношении своих заместителей и начальников подчиненных организаций системы МВД России;
д) начальником организации системы МВД России — заказчика работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, — в отношении руководителей негосударственных организаций, осуществляющих работу в организации системы МВД России, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну <*>.
<*> Далее — «негосударственная организация».
12. Оформление допуска к государственной тайне указанным в пункте 11 настоящей Инструкции должностным лицам осуществляется организацией системы МВД России, должностное лицо которой принимает решение о допуске к государственной тайне. В организацию системы МВД России (негосударственную организацию), начальнику которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации системы МВД России с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, оформлявшей допуск к государственной тайне, в котором указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.
13. Допуск сотрудника к государственной тайне может быть прекращен по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной тайне, в случае:
а) расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
б) однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
в) возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 10 настоящей Инструкции основанием для отказа сотруднику в допуске к государственной тайне.
14. Решение о прекращении допуска к государственной тайне может быть обжаловано сотрудником в вышестоящую организацию системы МВД России или в суд.
15. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает сотрудника от ранее взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
16. Руководители организаций системы МВД России несут персональную ответственность за подбор сотрудников (кандидатов), допускаемых к государственной тайне.
Приказы МВД Российской Федерации
1. Приказ МВД России от 14.07.2010 № 523 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»
2. Приказ МВД России от 22.11.2013 № 924 «Об утверждении Инструкции по отбору граждан и военнослужащих на военную службу по контракту во внутренние войска МВД России»
3. Приказ МВД России от 14.12.1999 № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации»
4. Приказ МВД России от 09.10.2012 № 924 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России, граждан, призванных на военные сборы во внутренние войска МВД России»
5. Приказ МВД России от 16.05.2012 № 514 «Об утверждении Порядка оплаты проезда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации расходов, связанных с оплатой проезда, членам семей и родителям погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»
6. Приказ МВД России от 22.08.2003 № 667 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозками, а также оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МВД России»
7. Приказ МВД России от 27.05.2005 № 418 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»
8. Приказ МВД России от 08.11.2006 № 895 «Об утверждении Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России»
9. Приказ МВД России от 08.06.2005 № 455 «Об утверждении Инструкции по организации воздушных перевозок в системе МВД России авиацией внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»
10. Приказ МВД России № 93, Министра обороны России № 48 от 15.02.2005 «Об утверждении Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, в которых предусмотрена подготовка кадров для внутренних войск, и в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»
11. Приказ МВД России от 22.08.2001 № 757 «Об объявлении во внутренних войсках МВД России приказа Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 1999 г. № 455»
12. Приказ МВД России от 30.06.2012 № 655 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения»
13. Приказ МВД России от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России»
14. Приказ МВД России от 06.05.2004 № 276
«Вопросы деятельности авиационных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации»
15. Приказ МВД России от 30.12.2011 № 1376 «Вопросы медико-санитарных организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»
16. Приказ МВД России от 18.12.2012 № 1111 «О некоторых вопросах продовольственного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России и некоторых других категорий лиц, а также обеспечения кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время»
17. Приказ МВД России от 18.06.2012 № 590 «Об утверждении инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам»
18. Приказ МВД России от 18.04.2012 № 343 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности внутренних войск МВД России, с указанием сроков хранения»
19. Приказ МВД России от 15.08.2011 № 935″Об организации архивной работы в системе МВД России»
20. Приказ МВД России от 31.05.2011 № 600 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения, создание, хранение и использование которых осуществляется в форме электронных
21. Приказ МВД России от 20.10.2006 № 838
«Об организации статистического учета и отчетности в медицинских подразделениях системы МВД России»
22. Приказ МВД России от 10.02.2014 № 82 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России».
23. Приказ МВД России от 02.09.2013 № 660 «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации»
24. Приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 5 «О медико-психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
25. Приказ МВД России от 9 ноября 2013 г. № 894 «О создании Организационно-методической комиссии Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
26. распоряжением МВД России от 26 ноября 2013 г. № 1/11068 «Вопросы Медицинской аттестационной комиссии МВД России».