Полномочия прокурора по осуществлению в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

Правовую основу прокурорского надзора за органами предварительного следствия составляют Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Закон «О прокуратуре», а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены, в том числе, приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», от 05.09.2011 № 277 № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» и др.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что и является его целью.

Таким образом, прокурорский надзор в данном случае решает две задачи: с одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, и охраняемых законом интересов общества и государства, а с другой – точного, правильного соблюдения закона, что позволяет эффективно осуществлять уголовное преследование, так как в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий, полученные сведения могут утратить свое доказательственное значение.

Анализируя нормы уголовно-процессуального закона можно сделать вывод, что осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного следствия, прокурор обязан:

  1. обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия, независимо от их ведомственной принадлежности;
  2. незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении уголовного дела и уголовного преследования, а также отказе в возбуждении уголовного дела);
  3. в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров – защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;
  4. обеспечить своевременность и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждого сообщения о преступлении;
  5. обеспечить соблюдение законности при применении мер процессуального принуждения;
  6. осуществлять надзор за своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
  7. установить действенный надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела и уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требованиями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного преследования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.

Таким образом, надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия состоит в организации непрерывной надзорной деятельности за законностью производства предварительного следствия, осуществляемой на основе предоставленных прокурору законом полномочий, в т. ч. властно-распорядительного характера, чтобы действия и решения органов предварительного следствия и их должностных лиц соответствовали требованиям уголовно-процессуального законодательства, что, в свою очередь, обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства.

Цели и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в свою очередь определяют объект, предмет и пределы полномочий прокурора в данной сфере.

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства (в части предварительного следствия) относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, является соблюдение:
— прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования;
— установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
— законности проведения предварительного расследования;
— законов при принятии решений органами, осуществляющими предварительное следствие.

Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора.
1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители иные должностные лица органов прокуратуры, которые участвуют в уголовном судопроизводстве и наделены соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Таким образом, при этом, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами предварительного следствия, они, однако. не вправе принимать окончательные процессуальные решения, так как согласно ч. 5 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

2. Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК РФ и Закона «О прокуратуре РФ» и касается исключительно процессуальных аспектов.

3. Решения надзирающего прокурора не всегда являются безусловными для исполнения и, в случаях, установленных УПК РФ, могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного расследования прокурор наделен широким полномочиями, которые складываются как из общих для всей надзорной деятельности прокуратуры полномочий, так и из специальных полномочий, которыми наделяются прокуроры в рамках рассматриваемой отрасли надзора.

Общие полномочия определены в Законе о прокуратуре, в соответствии с которым прокурор вправе беспрепятственно посещать служебные помещения, занимаемые подразделениями дознания и предварительного следствия, иметь доступ к их документам и материалам, а также требовать представления необходимых документов, материалов, в том числе уголовных дел, для проверки статистических и отчетных данных.

При необходимости, руководствуясь ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор может вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов. В случае выявления фактов нарушения законности он вправе ставить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

Специальные полномочия прокурора по своему содержанию являются уголовно-процессуальными, поскольку они регламентированы уголовно-процессуальным законодательством. Основной, но не единственной нормой, определяющей полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве, является ст. 37 УПК.

Анализ положений ст. 37 УПК позволяет сделать вывод о том, что в ней изложены полномочия прокурора, которыми он обладает как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в стадии предварительного расследования.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов следствия на стадии возбуждении уголовного дела.

Надзор за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела, имеющей в уголовном судопроизводстве очень важное значение, должен осуществляться наиболее активно, чтобы максимально приблизить расследование ко времени совершения преступления. На этом направлении прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК).

Порядок осуществления полномочий прокурора в данной сфере предусмотрен приказом ГП РФ от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

Уголовное судопроизводство начинается с регистрации сообщения о преступлении, являющегося, в соответствии со ст. 140 УПК РФ, поводом для возбуждения уголовного дела, поступление которого является юридическим фактом, обязывающим органы следствия принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для возбуждения уголовного дела и вынести соответствующее решение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела нередко допускаются нарушения законности.

В связи с этим прокурор уполномочен систематически проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и учете заявлений и сообщений о преступлениях. Прокурор проводит ежемесячные сверки, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников; знакомится в поднадзорных следственных органах с книгами учета заявлений и сообщений о преступлениях, с журналами учета поступившей информации по телефону и т.д.; с корешками талонов-уведомлений заявителям о принятом заявлении; с книгами учета документации, находящимися в дежурной части, с документами канцелярии (например, журнал регистрации жалоб и заявлений граждан и т.д.); с документами других служб органа (например, в органе внутренних дел в экспертно-криминалистическом подразделении – с журналом учета выездов работников этого подразделения на место происшествия; в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения – с журналом учета дорожно-транспортных происшествий и т.д.).

Осуществляя проверку исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях прокурор обращает внимание на такие обстоятельства, как: полнота, правильность учета и регистрации поступивших сообщений о преступлениях; соблюдение установленных законом сроков их проверки; законность и обоснованность принятого одного из предусмотренных в законе решения: о возбуждении дела, об отказе в возбуждении дела, о передаче сообщения по подследственности или в суд по делам частного обвинения.

При наличии фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор уполномочен выносить мотивированное постановление в порядке п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Следователь, убедившись в том, что в поступившем сообщении о преступлении содержатся признаки преступления и отсутствуют правовые основания к отказу в возбуждении уголовного дела, обязан принять решение о возбуждении уголовного дела, вынести об этом постановление и немедленно уведомить заявителя. После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, он незамедлительно приступает к расследованию.

Прокурор не наделен нравом возбуждения уголовных дел, но он, как указывалось выше, уполномочен выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им в ходе прокурорского надзора нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК).

Копии наиболее важных процессуальных документов обязательно направляются прокурору для осуществления надзора. В стадии возбуждения уголовного дела такими документами являются постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. В случае признания соответствующего постановления незаконным и (или) необоснованным прокурор отменяет его своим мотивированным постановлением.

Так, копия постановления о возбуждении уголовного дела, в соответствии с требованиями ч.4 ст. 146 УПК РФ, незамедлительно предоставляется прокурору. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор должен в срок, не позднее 24 часов с момента получения материалов, отменить его.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. Постановление следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, в свою очередь, должно стать объектом пристального внимания прокурора, как с формальной, так и с содержательной стороны.

Генеральный прокурор возлагает на надзирающих прокуроров безотлагательно рассматривать поступающие от следователей копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности принятого решения, прокуроры должны незамедлительно требовать от следователя представления материалов, обосновывающих принятое решение.

Признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, надзирающий прокурор выносит постановление о его отмене в течение 5 суток с момента получения указанных материалов прокурором.

Кроме того, отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю вышестоящего следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 УПК РФ.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в ходе расследования уголовных дел.

Полномочия прокурора в стадии предварительного расследования можно рассмотреть применительно к отдельным этапам этой стадии: производству следственных и процессуальных действий; привлечению к уголовной ответственности; применению мер процессуального принуждения и мер пресечения; окончанию предварительного расследования.

К наиболее значимым ведомственным организационно-распорядительным документам, определяющим методы реализации прокурором предоставленных ему законом полномочий по осуществлению надзора за предварительным следствием, можно отнести приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28.12.20161 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», от 12.07.2010 № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» и др.

Прокурор осуществляет текущий надзор за законностью и обоснованностью проведения следователем следственных и иных процессуальных действий на основе получаемых копий соответствующих процессуальных документов, направление которых прокурору обязательно в соответствии с требованиями УПК РФ, а также поступающих к нему жалоб и заявлений заинтересованных лиц, посредством обобщения практики расследования преступлений и т.п. Согласно ч. 21 ст. 37 УПК РФ по мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

Ознакомление с материалами уголовного дела, находящимися в производстве у следователя или дознавателя, происходит в целях проверки обеспечения допустимости доказательств, защиты прав участников уголовного процесса, в том числе, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Для решения этих задач прокурор может вызвать следователя или дознавателя и заслушать их как о производстве по уголовному делу в целом, так и по отдельным эпизодам расследования.

В целях обеспечения объективного, полного и качественного производства предварительного следствия прокурор правомочен передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК).

Прокуроры, осуществляющие надзор, акцентируют внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий. Принимает меры к тому, чтобы следственные действия, производство которых в исключительных случаях возможно без судебного решения, проводились в строгом соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК. Обеспечивает незамедлительную проверку каждого случая проведения обыска или выемки в жилище без судебного решения, а также дает правовую оценку фактов незаконных обысков либо противоправного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу или изъятых из оборота.

Ходатайства о производстве следственных и процессуальных действий, производимых на основании судебного решения, следователь согласовывает с руководителем следственного органа, однако решение суда о проведении того или иного следственного и процессуального действия принимается при обязательном участии прокурора.

Осуществляя надзор за исполнением законов, связанных с пресечением и раскрытием преступлений, прокурор проверяет соблюдение требований ч. 3 ст. 7 УПК о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка. В соответствии с положениями ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться при доказывании любого из обстоятельства, входящих в предмет доказывания по уголовному делу. Придя к выводу, что доказательство получено с нарушениями требований УПК, прокурор в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК выносит постановление о признании данного доказательства недопустимым.

Прокурор обеспечивает надзор за соблюдением следователем положений ч. 9 ст. 172 УПК о направлении ему копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверяет соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК, при этом особое внимание уделяя вопросам квалификации содеянного.

В случае приостановления предварительного следствия копия соответствующего постановления направляется прокурору для проверки его законности и обоснованности. Незаконное или необоснованное постановление следователя прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление (ч. 1.1 ст. 211 УПК).

Прокурор, проверяя законность и обоснованность решений о приостановлении производства по уголовным делам на основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК, принимает меры к обеспечению своевременных и эффективных мер по розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

Завершающим этаном прокурорского надзора за органами предварительного расследования является надзор за законностью их действий и решений при окончании производства по уголовным делам.

Под надзором прокурора находится деятельность органов предварительного следствия, связанная с прекращением уголовных дел (уголовного преследования). Следователь, прекращая уголовное дело (уголовное преследование), направляет прокурору только копию постановления. Признав такое постановление следователя незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его своим мотивированным постановлением с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию (ч. 1 ст. 214 УПК РФ). Постановление вместе с материалами дела он незамедлительно направляет руководителю следственного органа.

Важнейший этап надзорной деятельности – поступление к прокурору уголовного дела для утверждения обвинительного заключения либо постановления о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

К полномочиям прокурора относится утверждение обвинительного заключения по уголовному делу, поступившему к нему после завершения расследования (п. 14 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Прокурор, прежде чем утвердить указанный процессуальный акт, обязан изучить материалы дела, удостовериться в том, что: уголовное дело возбуждено законно, обоснованно и с соблюдением требований закона; собранные доказательства достаточны, объективно оценены и удовлетворяют требованиям относимости, допустимости, достоверности; выводы следователя соответствуют установленным в ходе расследования обстоятельствам, квалификация содеянного является правильной, доказательная база является достаточной для рассмотрения дела; в суде разрешены все заявленные по делу ходатайства и жалобы; соблюдены в полном объеме право обвиняемого на защиту и требования о языке судопроизводства; не истек срок расследования и содержания под стражей обвиняемого; приняты меры для обеспечения гражданского иска; с материалами дела ознакомлены все лица, в отношении которых законом это предусмотрено; обвинительное заключение удовлетворяет требованиям уголовно-процессуального закона.

Если расследование по делу проведено качественно и всесторонне и нет оснований для возвращения его следователю для производства дополнительного расследования, прокурор утверждает обвинительное заключение и дело направляет в суд (п. 1 ч. 1 ст. 221 УПК РФ).

При этом установив, что к моменту направления дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных ч. 3 ст. 227 УПК РФ (в ней речь идет о сроке подготовки поступившего дела в суд для рассмотрения его в судебном заседании), прокурор вправе при наличии оснований возбудить перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей до 30 суток (п. 8 ч. 2 ст. 37, п. 2.1 ст. 221 УПК РФ).

При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, прокурор выносит мотивированное постановление о признании таких доказательств недопустимыми и об исключении их из обвинительного заключения или обвинительного акта.

Согласно положениям ст. 221 УПК РФ прокурор вправе не утвердить обвинительное заключение и вернуть уголовное дело следователю, признав тем самым проведённое по уголовному делу расследование неудовлетворительным. В случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, прокурор возвращает дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения или квалификации действий обвиняемого либо для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

В соответствии с ч. 4 ст. 221 УПК РФ предусмотрена возможность обжалования постановления прокурора о возвращении уголовного дела следователю. Окончательное решение по данному вопросу принимает вышестоящий прокурор. Таким образом, направление уголовных дел в суд для рассмотрения по существу, а значит, и оценка законности проведённого следствия, остаётся исключительной прерогативой прокурора.

Помимо реагирования на незаконные процессуальные решения следователей посредством их отмены (как указывалось выше, прокурор вправе отменить незаконное решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении, приостановлении производства по уголовном уделу, вернуть уголовное дело для производства дополнительного расследования), уголовно-процессуальный закон среди полномочий прокурора предусмотрел возможность и обязанность, одновременно, требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием

Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием Комментарии Российская Федерация Приказ Генпрокуратуры РФ от 18 июня 1997 года № 31 Принят Генеральной прокуратурой Российской Федерации

  • В редакции
  • № 13 от 16.03.2006;
  • c изменениями
  • № 39 от 05.07.2002.
  1. Вступление в законную силу нового Уголовного кодекса Российской Федерации, внесение существенных изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс требуют корректировки организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений.
  2. Первостепенное значение приобретают охрана жизни и здоровья, собственности граждан, интересов общества и государства от преступных посягательств. В то же время многие тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства, терроризм, бандитизм, разбойные нападения, остаются нераскрытыми. Распространены нарушения требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств при расследовании уголовных дел.
  3. Допускается применение незаконных методов расследования. Некоторые прокуроры районного звена не выполняют свои профессиональные обязанности о своевременной отмене незаконных постановлений следователей и дознавателей, не проявляют настойчивости и принципиальности в привлечении начальников следственных подразделений и органов дознания к ответственности за ненадлежащий контроль деятельности подчиненных им следователей и дознавателей. Недостаточно используются возможности прокурорского надзора в повышении эффективности оперативно-розыскной работы при раскрытии преступлений. В некоторых аппаратах республиканских, краевых, областных и приравненных к ним прокуратур отсутствует четкая система надзора и контроля, вдумчивый анализ состояния законности при расследовании уголовных дел.
  4. В целях надлежащей организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием приказываю:
  5. 1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам:
  6. 1.1. Обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также об отказе в возбуждении уголовного дела).
  7. 1.2. Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений. Внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального вреда.
  8. 1.3. Обеспечивать своевременную проверку законности решений следователей и дознавателей по каждому сообщению о преступлении. Не допускать промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления, проведения не вызванных необходимостью проверочных действий. Отменять постановления о возбуждении дела в случае признания их незаконными.
  9. В соответствии с требованием п. 1 ст. 211 Уголовно-процессуального кодекса проводить проверки исполнения законов при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях не реже одного раза в месяц. В ходе проверок использовать сводки органов внутренних дел, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, сведения медицинских учреждений и т.п.
  10. Результаты проверок анализировать. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях, фальсификации материалов доследственной проверки принимать меры по привлечению виновных лиц к ответственности, вплоть до возбуждения уголовного дела.
  11. 1.4. При получении сообщения об убийстве, террористическом акте, бандитизме, массовых беспорядках обеспечивать выезд прокуроров или их заместителей либо других ответственных работников прокуратуры на место происшествия.
  12. Принимать меры к проведению качественного осмотра места происшествия, неотложных следственных и оперативно-розыскных действий, организационному обеспечению квалифицированного расследования и раскрытия преступления, к должному взаимодействию следователей и органов дознания. При необходимости определять подследственность уголовного дела, поручать расследование группе следователей.
  13. 1.5. Своевременно проверять законность задержания подозреваемых, предъявления обвинения и применения мер пресечения.
  14. При осуществлении прокурорского надзора за законностью и обоснованностью задержаний и арестов граждан исходить из того, что эти действия, связанные с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, должны проводиться в точном соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства.
  15. 1.6. Ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах, практиковать проверки в нерабочее время. Незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания. При получении заявления задержанного о применении незаконных методов следствия немедленно проводить проверку всех доводов с принятием решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.
  16. 1.7. Пресекать задержание подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях. Устанавливать фактическое время водворения граждан в ИВС по протоколам об административном задержании. В случае нарушений законности решать вопрос об ответственности виновных.
  17. 1.8. Не допускать использования задержания и ареста как средства получения от подозреваемого или обвиняемого признания вины в совершении преступления.
  18. 1.9. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу учитывать в первую очередь имеющиеся для этого основания, предусмотренные ст. ст. 89, 91, ч. 1 ст. 96 Уголовно-процессуального кодекса.
  19. При аресте обвиняемых по мотиву одной лишь опасности преступления строго руководствоваться перечнем преступлений, указанных в ч. 2 ст. 96 Уголовно-процессуального кодекса.
  20. С особой тщательностью рассматривать вопросы о необходимости применения ареста в отношении граждан, которые совершили иные преступления или не нуждаются в изоляции от общества.
  21. Освобождать из-под стражи обвиняемых, когда отпали основания для их ареста.
  22. 1.10. При решении вопроса о санкционировании ареста прокурору (заместителю, помощнику), как правило, допрашивать лицо, подлежащее аресту. Тщательно проверять доводы обвиняемого о невиновности, оказании на него давления, нарушении права на защиту и другие. Обращать внимание на заявления о явке с повинной с выяснением обстоятельств их подачи. В случае, когда лицо, фактически невиновное, было вынуждено обратиться с заявлением о явке с повинной, принимать меры к объективному расследованию происшедшего с привлечением виновных к ответственности.
  23. Перед дачей санкции на арест во всех случаях лично допрашивать несовершеннолетних обвиняемых.
  24. Решение об отказе в санкции на арест с указанием его мотивов излагать на постановлении об избрании меры пресечения или в отдельном документе, который подлежит приобщению к материалам уголовного дела.
  25. 1.11. Не реже одного раза в квартал изучать практику избрания меры пресечения в виде заключения под стражу с точки зрения законности и обоснованности принимаемых решений. Особое внимание обращать на причины оставления на свободе лиц, совершивших впоследствии новые тяжкие и особо тяжкие преступления, скрывшихся от следствия и суда или взятых судом под стражу при вынесении приговора. По каждому факту необоснованного оставления на свободе лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, принимать необходимые меры.
  26. 1.12. Осуществляя надзор за раскрытием преступлений, и в первую очередь тяжких и особо тяжких, акцентировать внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказательств, использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий.
  27. 1.13. Обеспечить немедленную проверку законности по каждому случаю проведения обыска без санкции прокурора.
  28. По всем фактам незаконных обысков либо незаконного изъятия предметов, заведомо не относящихся к делу, принимать меры прокурорского реагирования.
  29. 1.14. Следить за недопустимостью использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.
  30. Исключать из процесса доказывания доказательства, полученные с нарушением требований Конституции Российской Федерации, уголовно-процессуального законодательства.
  31. 1.15. С целью обеспечения объективности расследования приобщать к материалам уголовного дела жалобы и заявления потерпевших, гражданских истцов, их представителей, подозреваемых, обвиняемых, их защитников и представителей, а также ответы должностных лиц о результатах проверки доводов заявителей.
  32. 1.16. В целях предупреждения принятия незаконных решений в обязательном порядке проверять в ходе расследования все уголовные дела.
  33. Безотлагательно отменять постановления о приостановлении и прекращении дел, если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников.
  34. 1.17. Давать согласие на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, изменением обстановки, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех материалов, не ограничиваясь ознакомлением с постановлением следователя или органа дознания.
  35. Выяснять доказанность факта совершения преступления и соблюдение предусмотренных законом условий для прекращения дела.
  36. Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела результатом незаконного воздействия.
  37. 1.18. Средствами прокурорского надзора добиваться повышения ответственности руководителей следственных подразделений и органов дознания за ненадлежащую реализацию своих процессуальных полномочий по осуществлению контроля за законностью действий следователей и дознавателей, за качественным расследованием и раскрытием преступлений.
  38. 1.19. Проверять, реализуются ли в полной мере возможности процессуального взаимодействия следователей и органов дознания. В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» активно использовать предоставленное законом право давать письменные указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий для получения информации о лицах, совершивших преступления, местонахождении похищенного или подлежащего аресту имущества, розыска скрывшихся обвиняемых и подозреваемых, других обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
  39. 1.20. Проверять исполнение законов о мерах по установлению и розыску лиц, совершивших преступления, по делам, приостановленным производством на основании п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 195 Уголовно-процессуального кодекса, не реже одного раза в месяц. Анализировать причины и условия, способствовавшие уклонению обвиняемого от следствия и суда, принимать необходимые меры к их устранению и предупреждению.
  40. 1.21. Ежемесячно проверять достоверность статистических показателей о состоянии преступности, следствия и дознания, соблюдение учетно-регистрационной дисциплины, обеспечить точное отражение в статистических отчетах данных о прокурорском надзоре за расследованием преступлений, оперативно-розыскной деятельностью и на этой основе принимать необходимые управленческие решения.
  41. 2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам сосредоточить усилия на оказании практической помощи подчиненным прокуратурам.
  42. 2.1. Заслушивать на заседаниях коллегий или оперативных совещаниях отчеты прокуроров, их заместителей, руководителей управлений и отделов о работе по надзору за исполнением законов органами следствия и дознания при расследовании уголовных дел, проведении оперативно-розыскной деятельности.
  43. 2.2. Управлениям (отделам), на которые возложен надзор за расследованием преступлений, постоянно взаимодействовать в работе с управлениями по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, за законностью исполнения уголовных наказаний и отделами по делам несовершеннолетних и молодежи с целью совершенствования практики прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений.
  44. 2.3. По делам, представляющим особую сложность в расследовании, по которым преступники не установлены в течение месяца со дня возбуждения дела, практиковать обсуждение хода работы для выработки конкретных согласованных действий по раскрытию преступлений с участием работников, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия.
  45. 2.4. Управлениям (отделам) по надзору за расследованием преступлений, по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам обеспечивать своевременное изучение уголовных дел в отношении лиц, которым в качестве меры пресечения избиралось содержание под стражей, а затем производство по делу было прекращено в стадии следствия или судом, и дел, по которым вынесены оправдательные приговоры. Не позднее чем в месячный срок со дня принятия окончательного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности ареста и привлечения к уголовной ответственности лица, в отношении которого принято решение о прекращении дела по реабилитирующим основаниям. Копии заключений по делам областной подсудности незамедлительно направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а военным прокурорам окружного звена по всем делам — в Главную военную прокуратуру. Вместе с заключением представлять дела на лиц, в отношении которых сроки содержания под стражей продлевались Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями.
  46. 2.5. Систематически изучать, обобщать и распространять положительный опыт прокурорского надзора за расследованием преступлений и оперативно-розыскной деятельностью, регулярно проводить учебно-методические семинары, специальные занятия по вопросам организации и осуществления надзора, изучению методики проверок, форм и методов реагирования на выявленные нарушения законности.
  47. 2.6. Не реже одного раза в полугодие анализировать состояние прокурорского надзора за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью с использованием материалов прокурорской практики, конкретных уголовных дел. По результатам анализа принимать меры, направленные на улучшение его организации.
  48. 3. Управлению кадров, Главному следственному управлению, управлениям по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, по делам несовершеннолетних и молодежи, по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, Второму управлению, Главной военной прокуратуре, Институту повышения квалификации руководящих кадров, Институту повышения квалификации прокурорско-следственных работников, руководителям региональных учебных центров Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимать меры к совершенствованию учебного процесса по повышению квалификации прокурорских работников, осуществляющих надзор за расследованием преступлений и оперативно-розыскной деятельностью, с целью максимального приближения его к потребностям практики. Предусматривать в программах для прокуроров, не имеющих опыта следственной работы, специальные занятия по следственной тактике и методике расследования преступлений.
  49. Практиковать специализированные наборы слушателей с учетом их квалификации, опыта работы, улучшать качество обучения, привлекать к проведению занятий наиболее подготовленных и квалифицированных работников, в том числе и ветеранов, внедрять в учебный процесс современные методы и активные формы обучения, основанные на глубоком изучении практики, передового опыта прокурорского надзора и научных рекомендаций. Регулярно изучать эффективность учебного процесса, применения полученных знаний на практике.
  50. 4. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, учебным институтам Генеральной прокуратуры Российской Федерации проводить исследования по перспективным вопросам прокурорского надзора за расследованием преступлений и оперативно-розыскной деятельностью, а также разработку предложений по совершенствованию законодательства, регламентирующего прокурорский надзор, его полномочия и функции.
  51. Контроль за выполнением Приказа возложить на соответствующих заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.
  52. Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, директорам институтов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
  53. Считать недействующим Приказ и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 21.02.95 N 10.
  54. Генеральный прокурор
  55. Российской Федерации —
  56. Действительный государственный
  57. советник юстиции
  58. Ю.И.СКУРАТОВ

Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

Вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия решаются на основании действующих приказов Генерального прокурора РФ, часть из которых была названа в параграфе 16.1. Система организации прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия в общих своих аспектах совпадает с системой организации прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания (см. параграф 15.2 учебника). Так, в Генеральной прокуратуре РФ организационное и методическое руководство надзором за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия возложено на Главное управление по надзору за следствием, в структуре которого действуют Управление по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета РФ, Управление по надзору за следствием в МВД России и отдел документационного обеспечения.

В рамках осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия можно выделить несколько основных участков, требующих особого внимания прокурора.

Соблюдение прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Приказ Генерального прокурора РФ от 27 ноября 2007 г. № 189 обязывает прокуроров принимать решительные меры реагирования во всех случаях незаконного ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также проникновения в жилище при отсутствии предусмотренных законом оснований (п. 1.8). На всех стадиях досудебного производства особое внимание необходимо обращать на соблюдение права подозреваемого и обвиняемого на защиту. При этом следует иметь в виду, что заявленный данными лицами отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле (п. 1.9).

В защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы, а также в защиту интересов государства прокурором может быть предъявлен гражданский иск в уголовном судопроизводстве. С целью защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, прокуроры должны принимать меры к обеспечению гражданских исков в уголовном деле.

Принимая участие в реабилитации лица, прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред. Данная деятельность прокурора регламентируется указанием Генерального прокурора РФ от 3 июля 2013 г. № 267/12

«О порядке реализации положений части 1 статьи 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

В целях реализации принципа гласности деятельности органов прокуратуры прокуроры должны систематически информировать общественность, в том числе через СМИ, о мерах, принимаемых прокурорами по укреплению законности и усилению защиты конституционных прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве.

Применение мер уголовно-процессуального принуждения. В целях реализации требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства, предусматривающих повышенный уровень гарантий права каждого на свободу и личную неприкосновенность, прокуроры, в частности, должны: своевременно реагировать на необоснованное и незаконное применение к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения; пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях; организовать незамедлительное рассмотрение жалоб на незаконность задержания и нарушения прав задержанных; осуществляя надзор за законностью применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, руководствоваться перечнем тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3, а также правилами медицинского освидетельствования указанных лиц.

Указание Генерального прокурора РФ от 9 ноября 2011 г. № 392/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей» обязывает надзирающих прокуроров при изменении меры пресечения, не связанной с лишением свободы, на более строгую устанавливать, имеются ли достаточные основания полагать, что подозреваемый, обвиняемый предпринимает активные действия, препятствующие нормальному расследованию по уголовному делу, или нарушает ранее данные обязательства (например, о явке по вызову следователя и др.) (п. 1.16).

Следует иметь в виду, что Федеральным законом от 5 июня 2012 г. № 53-ФЗ прокурору возвращено одно из ранее (до 2007 г.) существовавших полномочий: установив, что к моменту направления уголовного дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для решения судом вопросов, связанных с подготовкой к судебному разбирательству в суде первой инстанции, прокурор при наличии оснований вправе и обязан возбудить перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей.

При производстве следственных действий прокуроры должны давать правовую оценку постановлению следователя, руководителя следственного органа о проведении следственных действий без судебного решения в случаях, не терпящих отлагательства, изучать соответствующие материалы, обосновывающие его вынесение. Необходимо акцентировать внимание на данных, свидетельствующих об исключительности обстоятельств, требующих безотлагательного производства следственных действий, при этом исходить из того, что указанные следственные действия производятся без судебного решения, а промедление может повлечь за собой утрату следов преступления, других доказательств, позволит скрыться лицам, его совершившим, негативно повлияет на возмещение причиненного преступлением ущерба (п. 1.6 приказа Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. № 826). Всесторонне должны оцениваться законность и обоснованность производства следственных действий.

Рассматривая в порядке cm. 124 УПК РФ жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, прокуроры должны тщательно проверять изложенные доводы. При выявлении фактов нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства на досудебных стадиях уголовного процесса и удовлетворении жалобы, поданной согласно ч. 2 ст. 123 УПК РФ, в постановлении прокурора должны быть указаны процессуальные действия, необходимые для ускорения рассмотрения дела, и срок их осуществления (п. 1.21 приказа Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. № 826).

Огромное значение с точки зрения обеспечения законности уголовного судопроизводства имеет деятельность прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов на стадии возбуждения уголовного дела.

Приказ Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. № 826 предписывает систематически проверять законность действий и решений следственных органов в ходе досудебного производства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В этих целях надзирающие прокуроры не реже одного раза в месяц должны осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где им необходимо проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, публикациях в СМИ. Кроме того, прокурорам следует использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в обращениях граждан, поступивших в прокуратуру (п. 1.3).

Прокурор вправе отменить постановление следователя или руководителя следственного органа как о возбуждении уголовного дела, так и об отказе в его возбуждении (если признает их незаконными или необоснованными).

Принимая во внимание значение незаконного или необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела с точки зрения доступа пострадавшего лица к правосудию, приказ Генерального прокурора РФ № 147,

МВД России № 209, ФСБ России № 187, СК России № 23, ФСКН России № 119, ФТС России № 596, ФСИН России № 149, Минобороны России № 196, ФССП России № 110, МЧС России № 154 от 26 марта 2014 г. «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях» обязывает прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур обобщать результаты прокурорского надзора за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях и анализировать состояние деятельности на данном направлении не реже двух раз в год.

Проверки исполнения требований УПК РФ и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки) проводятся:

  • 1) в органах внутренних дел, следственных органах Следственного комитета РФ, органах федеральной службы безопасности, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, органах ФССП России, таможенных органах, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — систематически, не реже одного раза в месяц;
  • 2) в воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах — в порядке, определяемом заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором;
  • 3) при наличии сведений о нарушениях законов — безотлагательно.

С целью обеспечения прав граждан на доступ к правосудию, надлежащего надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания, реализации принципа разумного срока уголовного судопроизводства (ст. 6.1 УПК РФ) приказ Генерального прокурора РФ от 12 июля 2010 г. № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства» закрепляет обязанность прокуроров требовать от правоохранительных органов в целях обеспечения неуклонного исполнения уголовно-процессуального законодательства соблюдения сроков рассмотрения сообщений о преступлениях и расследования уголовных дел, предупреждения фактов нарушения разумных сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. При этом особое внимание следует обращать на соблюдение процессуальных сроков проведения доследственных проверок, законность и обоснованность их продления.

Осуществление надзора за соблюдением правил о подследственности регламентировано указанием Генерального прокурора РФ от 19 декабря 2011 г. № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел».

Соблюдение сроков предварительного следствия. Приказ Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. № 826 обязывает прокуроров наладить действенный надзор за исполнением законов в части соблюдения сроков предварительного следствия и своевременным принятием процессуальных решений по уголовным делам. Обеспечивая надзор за соблюдением положений, предусмотренных ст. 6.1 УПК РФ, о разумном сроке уголовного судопроизводства, прокуроры должны ориентировать руководителей следственных органов на незамедлительное представление прокурору копий постановлений о продлении срока предварительного расследования, а также принятых по делу процессуальных решений, а в необходимых случаях запрашивать соответствующие сведения (п. 1.15). Большое внимание при этом следует уделять вопросу о соблюдении требований УПК РФ о приостановлении уголовных дел.

Соблюдение правил УПК РФ о прекращении уголовного дела и уголовного преследования. При осуществлении надзора за законностью прекращения уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования прокуроры должны обращать внимание на фактическое обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав участников уголовного судопроизводства: подозреваемого (обвиняемого) при несогласии с прекращением уголовного дела — на доступ к правосудию (судебное исследование уголовного дела) и потерпевшего — на компенсацию причиненного преступлением ущерба. При этом надзирающие прокуроры не должны допускать прекращения уголовного преследования ввиду истечения сроков давности, если подозреваемый (обвиняемый) по делу установлен и против этого возражает (п. 1.12 приказа Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. № 826).

Принятие решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. При принятии решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, прокуроры должны проверять соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовке процессуальных документов. Так, в целях реализации положений УПК РФ о допустимости доказательств следует выносить мотивированное постановление о признании недопустимыми доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, и об исключении их из обвинительного заключения.

Состояние прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, в том числе результаты рассмотрения требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, эффективность прокурорского реагирования должны обобщаться и анализироваться каждое полугодие заместителями Генерального прокурора РФ, начальниками главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры РФ, прокурорами субъектов

РФ, городов и районов, другими территориальными, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами иных специализированных прокуратур. При этом приказ № 826 требует использовать полномочия, предоставленные п. 2 ст. 4, п. 3 ст. 22 и ст. 24 Закона о прокуратуре, по внесению представлений и информированию руководителей следственного органа о состоянии законности и выявляемых нарушениях, если они носят систематический характер и их устранение требует принятия организационных мер, а также рассмотрения вопросов дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей (п. 1.23 приказа Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2016 г. № 826).

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 02.06.2011 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ»
Вид документа приказ
Принявший орган генпрокуратура рф
Номер документа 162
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 02.06.2011
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ»

Приложения

Приложение N 1
к Приказу Генерального
прокурора Российской Федерации
от 02.06.2011 N 162

Приложение N 1. КНИГА УЧЕТА КОПИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЙ И МАТЕРИАЛОВ ОБ ОТКАЗЕ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА, ПОСТУПИВШИХ

НАЧАТА _________________
ОКОНЧЕНА _______________
ХРАНИТЬ ____________ ЛЕТ

N п/п Наименование следственного органа N материала Дата поступления сообщения о преступлении в правоохранительные органы Дата регистрации в книге регистрации (учета) сообщений о преступлениях Дата принятия процессуального решения Статья УК РФ и процессуальное основание, по которому вынесено процессуальное решение Дата поступления в прокуратуру копии постановления Дата поступления в прокуратуру материала проверки Дата принятия решения по результатам проверки законности отказа в возбуждении уголовного дела. Результат проверки законности принятого решения. Меры реагирования Дата принятия процессуального решения по результатам дополнительной проверки, а также статья УК РФ и процессуальное основание Дата принятия решения по результатам повторной проверки законности отказа в возбуждении уголовного дела. Результат проверки законности принятого решения. Меры реагирования N контрольной карточки <*>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

<*> Контрольные карточки заводятся по материалам проверки сообщения о преступлении, процессуальные решения по которым более двух раз прокурором признавались незаконными. В контрольной карточке фиксируются даты вынесения постановлений об отказе о возбуждении уголовного дела, процессуальные основания и статья УК РФ, а также решения по результатам проверки законности отказа в возбуждении уголовного дела, принятые меры прокурорского реагирования.

Приложение N 2
к Приказу Генерального
прокурора Российской Федерации
от 02.06.2011 N 162

Приложение N 2 КНИГА УЧЕТА КОПИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И МАТЕРИАЛОВ К НИМ, ПОСТУПИВШИХ

НАЧАТА _________________
ОКОНЧЕНА _______________
ХРАНИТЬ ____________ ЛЕТ

N п/п Наименование следственного органа Дата поступления копии постановления о возбуждении уголовного дела, N дела, краткая фабула, в отношении ФИО, статья УК РФ Дата и время поступления материалов уголовного дела Время, дата и решение, принятое прокурором (его заместителем) Дальнейшее движение по материалу <*>
1 2 3 4 5 6

<*> Графа подлежит заполнению в случаях отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела.

Приложение N 3
к Приказу Генерального
прокурора Российской Федерации
от 02.06.2011 N 162

Приложение N 3. КНИГА УЧЕТА КОПИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРЕКРАЩЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА (УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ), ПОСТУПИВШИХ

НАЧАТА _________________
ОКОНЧЕНА _______________
ХРАНИТЬ ____________ ЛЕТ

N п/п Наименование следственного органа N уголовного дела, краткая фабула, статья УК РФ, дата возбуждения ФИО обвиняемого (подозреваемого), мера пресечения, связанная с изоляцией от общества (дата избрания) Срок следствия Дата, процессуальное основание принятого решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) <*> Дата поступления копии процессуального решения Дата поступления материалов уголовного дела, результат проверки законности, принятые меры реагирования Дата, процессуальное основание решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), принятого после отмены прокурором предыдущего процессуального решения Дальнейшее движение по уголовному делу, N контрольной карточки <**>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

<*> Уголовные дела, но которым приняты решения о прекращении уголовного преследования и приостановлении предварительного следствия, подлежат также учету в книге, предусмотренной приложением N 4.

<**> Контрольные карточки заводятся для учета информации о принятых процессуальных решениях, которые прокурорами более двух раз признавались незаконными. В контрольной карточке фиксируется информация о датах и основаниях принятых по делу процессуальных решений, датах и результатах их проверки прокурором, принятых мерах прокурорского реагирования.

Приложение N 4
к Приказу Генерального
прокурора Российской Федерации
от 02.06.2011 N 162

Приложение N 4. КНИГА УЧЕТА КОПИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ, ПРИСТУПИВШИХ

НАЧАТА _________________
ОКОНЧЕНА _______________
ХРАНИТЬ ____________ ЛЕТ

N п/п Наименование следственного органа N уголовного дела, краткая фабула, статья УК РФ, дата возбуждения ФИО обвиняемого (подозреваемого), мера пресечения, связанная с изоляцией от общества (дата избрания) Срок следствия Дата, процессуальное основание принятого решения о приостановлении предварительного следствия Дата поступления копии процессуального решения Дата поступления материалов уголовного дела, результат проверки законности, принятые меры реагирования Дата, процессуальное основание решения о приостановлении предварительного следствия, принятого после отмены прокурором предыдущего процессуального решения Дальнейшее движение по уголовному делу, N контрольной карточки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *