В соответствии с Федеральным законом от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и в целях упорядочивания процедуры проведения служебных проверок в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 24.02.2012 № 85 «Об утверждении Порядка организации и проведения служебных проверок в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 марта 2012 г., регистрационный № 23962).

Министр В.А. Пучков

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2016 № 22, ст. 3089

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 ноября 2016 г.
Регистрационный № 44274

Порядок
проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
(утв. приказом МЧС России от 17 октября 2016 г. № 550)

1. Порядок проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Порядок, МЧС России соответственно) определяет правила организации и проведения служебной проверки в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах МЧС России, учреждениях и организациях МЧС России, подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее — подразделение МЧС России) в отношении сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее — сотрудник).

2. Служебная проверка проводится по решению Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Министр), первого заместителя Министра, статс-секретаря — заместителя Министра, заместителя Министра, начальника (руководителя) подразделения МЧС России (заместителя), наделенного правом наложения дисциплинарных взысканий (далее — должностное лицо, назначившее проверку) при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия факта несоблюдения им ограничения, нарушения запрета или несоблюдения обязанности, связанных со службой в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее — федеральная противопожарная служба), а также по заявлению сотрудника.

3. Должностное лицо, назначившее проверку, назначает должностное лицо или должностных лиц, ответственных за ее организацию и проведение. Служебная проверка проводится перед применением дисциплинарного взыскания в отношении конкретного сотрудника.

4. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения МЧС России по профилактике коррупционных и иных правонарушений может быть принято Министром, первым заместителем Министра, статс-секретарем — заместителем Министра, начальником структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, осуществляющего функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

5. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения МЧС России по профилактике коррупционных и иных правонарушений проводится должностными лицами структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, осуществляющего функции по профилактике коррупционных и иных правонарушений, либо должностными лицами МЧС России по поручению Министра, первого заместителя Министра, статс-секретаря — заместителя Министра.

6. При проведении служебной проверки должностные лица, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.

7. При проведении служебной проверки должны быть полно, объективно и всесторонне установлены:

1) факты и обстоятельства совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

2) вина сотрудника;

3) причины и условия, способствовавшие совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

5) наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в федеральной противопожарной службе.

8. При проведении и по окончании служебной проверки запрещается разглашать сведения личного характера, выявленные или ставшие известными должностному лицу, проводившему служебную проверку.

9. В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения, указанная информация направляется в уполномоченные и (или) правоохранительные органы для принятия процессуального решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

10. Результаты служебной проверки оформляются в виде письменного заключения и докладываются должностному лицу, назначившему проверку.

II. Организация проведения служебной проверки

11. Основанием для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке начальнику (руководителю) подразделения МЧС России или его заместителю информация о дисциплинарном проступке сотрудника или происшествии с его участием, которая может содержаться в обращениях граждан и организаций, сообщениях судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, рапортах сотрудников, заявлениях (рапортах) федеральных государственных служащих и работников подразделений МЧС России, а также в публикациях средств массовой информации.

12. Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по подразделению МЧС России о проведении служебной проверки комиссией. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать:

причину и основания для назначения служебной проверки;

сроки проведения служебной проверки;

состав комиссии (председатель, члены комиссии) по проведению служебной проверки;

должностное лицо, на которое возлагается контроль за проведением служебной проверки.

13. В состав комиссии, в случае комиссионного проведения служебной проверки, включаются должностные лица МЧС России, обладающие необходимыми знаниями и опытом.

14. Должностному лицу не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии следующих оснований:

если он является подчиненным по службе сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка;

если он состоит в близком родстве или свойстве с сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка;

если имеются иные обстоятельства, дающие основания предполагать его прямую или косвенную заинтересованность в исходе служебной проверки.

15. При наличии оснований, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, должностное лицо, которому поручено проведение служебной проверки, обязано обратиться к должностному лицу, назначившему проверку, с письменным рапортом об освобождении его от участия в проведении служебной проверки.

16. В случае установления в ходе служебной проверки факта совершения дисциплинарного проступка сотрудниками подразделений МЧС России, не находящихся в подчинении должностного лица, назначившего проверку, решение о порядке ее дальнейшего проведения принимается вышестоящим руководителем.

17. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

18. На период временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске или в командировке сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, на основании рапорта должностного лица, проводящего служебную проверку, решением должностного лица, назначившего проверку, или лица, исполняющего его обязанности, срок проведения служебной проверки приостанавливается.

19. В случае выявления в ходе служебной проверки обстоятельств, влияющих на объективность результатов служебной проверки, должностное лицо, назначившее проверку, может продлить срок ее проведения, но не более чем на 30 дней.

20. Служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения.

21. В случае, если последний день служебной проверки приходится на нерабочий день, то днем окончания срока проведения служебной проверки считается предшествующий ему рабочий день.

III. Полномочия участников служебной проверки

22. Должностные лица, проводящие служебную проверку, имеют право:

предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, давать письменные объяснения на имя должностного лица, назначившего проверку (приложение № 1), а также иную информацию по существу вопросов служебной проверки;

предлагать сотрудникам, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения;

выезжать на место совершения дисциплинарного проступка, происшествия;

вносить начальнику (руководителю) подразделения МЧС России предложения об отстранении от занимаемой должности сотрудника на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по занимаемой должности;

истребовать в установленном порядке из подразделений МЧС России документы, относящиеся к предмету проверки, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации;

изымать в установленном порядке служебные документы, относящиеся к предмету проверки, на основании акта (приложение № 2);

знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, приобщать их копии к материалам служебной проверки;

ходатайствовать о проведении исследования, инвентаризации и ревизии;

привлекать должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.

23. Приведенный в пункте 22 настоящего Порядка перечень мероприятий не является исчерпывающим и дополняется должностным лицом, назначившим проверку, в ходе ее проведения в зависимости от конкретной ситуации.

24. Должностные лица, проводящие служебную проверку, обязаны:

соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в служебной проверке;

обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

25. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

представлять заявления, ходатайства и иные документы;

обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц, проводящих служебную проверку, должностному лицу, назначившему проверку;

ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки (далее — заключение), если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и (или) иную охраняемую законом тайну;

обжаловать заключение в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

IV. Порядок проведения служебной проверки

26. Непосредственный начальник (руководитель) должностного лица, проводящего служебную проверку, или председатель комиссии, в случае комиссионного проведения служебной проверки, осуществляет контроль за своевременностью и полнотой проведения служебной проверки.

27. Должностное лицо, проводящее служебную проверку, или председатель комиссии, в случае комиссионного проведения служебной проверки, разрабатывает план проведения служебной проверки, который утверждается должностным лицом, назначившим проверку, либо осуществляющим контроль за ее проведением.

28. Должностные лица, проводящие служебную проверку, обязаны:

разъяснить заявителям и лицам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для их реализации;

своевременно доложить должностному лицу, назначившему проверку, о поступивших заявлениях, ходатайствах и проинформировать о них заинтересованных лиц;

документально подтвердить время совершения дисциплинарного проступка (происшествия), обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, как отягчающие, так и смягчающие его вину;

проверить выполнение требований руководящих документов МЧС России о направлении в соответствующие подразделения МЧС России информации

о дисциплинарном проступке, допущенном сотрудником или происшествии с его участием;

изучить личное дело сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка;

осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные, деловые и моральные качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок;

изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о ранее совершенных им дисциплинарных проступках, поступавшие жалобы на его неправомерное поведение;

предложить сотруднику дать объяснение по существу вопроса (при необходимости изложить вопросы в письменном виде), а в случае отказа от дачи письменных объяснений составить соответствующий акт (приложение № 3), подписанный комиссией в составе не менее 3 человек;

опросить очевидцев дисциплинарного проступка (происшествия);

использовать результаты мониторинга социально-психологического климата в служебном коллективе;

немедленно доложить должностному лицу, назначившему проверку, о выявленных нарушениях служебной дисциплины и законности, требующих незамедлительного пресечения;

предложить проведение профилактических мероприятий;

подготовить по результатам служебной проверки заключение и представить его на утверждение должностному лицу, назначившему проверку;

ознакомить сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, с заключением.

V. Оформление результатов служебной проверки

29. Результаты служебной проверки представляются должностному лицу, назначившему проверку, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через 3 рабочих дня после ее завершения. Заключение должно быть подписано должностным лицом, проводившим проверку, или председателем комиссии и членами комиссии.

Должностное лицо, назначившее проверку, не позднее 5 дней со дня представления заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки.

30. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

31. В вводной части указываются:

должность, инициалы, фамилия должностного лица, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием должности, фамилий и инициалов председателя комиссии и членов комиссии);

основания проведения служебной проверки;

должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, и лиц, чья вина установлена в ходе ее проведения, а также год рождения, образование, стаж службы в системе МЧС России и в занимаемой должности.

32. В описательной части указываются:

факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

сущность совершенного дисциплинарного проступка или случившегося происшествия, их последствия и другие существенные обстоятельства;

какими материалами подтверждается или исключается вина сотрудника;

обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника (количество поощрений, взысканий, наличие или отсутствие не снятых дисциплинарных взысканий).

33. Резолютивная часть должна содержать.

заключение о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в совершении дисциплинарного проступка (происшествия);

выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению дисциплинарного проступка (происшествия);

предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания;

предложения о направлении информации в уполномоченные и (или) правоохранительные органы для принятия процессуального решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения;

предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины;

рекомендации предупредительно-профилактического характера.

34. Заключение подписывается лицом, проводившим служебную проверку, или полным составом комиссии (в случае проведения служебной проверки комиссией), и утверждается должностным лицом, назначившим проверку.

35. Заключение служебной проверки, проведенной по факту гибели (смерти) сотрудника, получения им телесных повреждений и иного повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей, а также при наличии в нем вывода об увольнении сотрудника из МЧС России, согласовывается с кадровым подразделением и утверждается должностным лицом, назначившим проверку.

36. Окончанием служебной проверки является дата утверждения заключения.

37. В случае отказа сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, от ознакомления с заключением либо подписи в ознакомлении с заключением составляется соответствующий акт (приложение № 3), который подписывается комиссией в составе не менее 3 человек.

38. Копия заключения приобщается к материалам личного дела сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка.

39. Проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания (в случае выявления дисциплинарного проступка) готовится должностным лицом, проводившим служебную проверку, или председателем комиссии, приобщается к заключению и представляется с материалами служебной проверки должностному лицу, назначившему ее проведение. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания объявляется сотруднику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия сотрудника на службе.

40. По окончании служебной проверки должностное лицо, проводившее служебную проверку, или председатель комиссии формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя:

документ (либо его копия), послуживший основанием для назначения служебной проверки;

копию приказа о назначении служебной проверки;

план проведения служебной проверки;

объяснения сотрудников и иных лиц, иные документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения служебной проверки;

заключение;

материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении;

копия ответа лицу, чье обращение послужило поводом к проведению служебной проверки.

Приложение № 1
к Порядку проведения служебной
проверки в Министерстве Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных
бедствий

(Рекомендуемый образец)

(наименование должности, фамилия и инициалы должностного лица,

назначившего служебную проверку (в дательном падеже))

ОБЪЯСНЕНИЕ

г. _________________ «_____»_________20___г.

Я,______________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии))

Дата рождения __________________________________________________________

Место рождения _________________________________________________________

Место службы (работы) и номер служебного (рабочего) телефона

Специальное звание _____________________________________________________

Должность ______________________________________________________________

По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее:

(содержание вопросов, ответы на вопросы, текст пояснения)

Объяснение написано собственноручно или объяснение с моих слов записано

верно, мною прочитано.

___________________________________ ___________ _________________________

Должность, место службы, звание (подпись) (фамилия и инициалы)

«___»_________20___г.

Объяснение получил:

___________________________________ ___________ _________________________

Должность, место службы, звание (подпись) (фамилия и инициалы)

«___»_________20___г.

Приложение № 2
к Порядку проведения служебной
проверки в Министерстве Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных
бедствий

(Рекомендуемый образец)

(наименование подразделения МЧС России)

г. _________________ «_____»_________20___г.

АКТ

(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии))

сегодня ___________ в __________________________________________________

(время) (место составления акта, номер служебного кабинета)

в присутствии __________________________________________________________

(должность, инициалы, фамилия)

составил акт изъятия ___________________________________________________

(указываются изымаемые документы)

Составлен в двух экземплярах.

1-й экземпляр передан должностному лицу, ответственному за хранение

служебных документов,

_________________________ ___________________ ___________________________

(должность) (подпись, дата) (инициалы, фамилия)

2-й экземпляр приобщен к материалам служебной проверки

(место хранения изъятых документов, инициалы, фамилия, должность члена

комиссии, ответственного за их хранение)

_________________________ ___________________ ___________________________

(должность) (подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Содержание данного акта подтверждают следующие должностные лица:

(должность) (подпись, дата) (инициалы, фамилия)
(должность) Настоящий акт составил (подпись, дата) (инициалы, фамилия)
(должность) (подпись, дата) (инициалы, фамилия)

Приложение № 3
к Порядку проведения служебной
проверки в Министерстве Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных
бедствий

(Рекомендуемый образец)

(наименование подразделения МЧС России)

г. _________________ «_____»_________20___г.

АКТ

Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт о том, что сотрудник:

(должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество (при наличии))

отказался от объяснений (удостоверения своей подписью факта ознакомления

с приказом о проведении служебной проверки, заключением по результатам

проведения служебной проверки и иными документами), мотивировав свой

отказ __________________________________________________________________

(указываются мотивы отказа либо делается запись, «ничем свой отказ не

Ведомственные нормативные правовые акты МЧС России

Ведомственные нормативные правовые акты

Приказ МЧС России от 25.03.2019 № 170 «Об организации деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений в системе МЧС России»

приказ МЧС России от 27.04.2009 № 266 «О мерах по реализации Постановлений Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 195 и от 5 марта 2009 г. № 196»;

Приказ МЧС России от 29.06.2010 № 299 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 09 августа 2010 г., регистрационный № 18088);

Приказ МЧС России от 02.07.2010 № 314 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного служащего Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 02 августа 2010 г. регистрационный № 18018);

Приказ МЧС России от 31.08.2010 № 409 «Об утверждении Положения о комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 октября 2010 г., регистрационный № 18744);

Приказ МЧС России от 02.12.2010 № 613 «О комиссиях территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»;

Приказ МЧС России от 06.12.2011 № 729 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности комиссии территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2011 года, регистрационный № 22898);

Приказ МЧС России от 07.07.2011 № 354 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается, письмо от 09.08.2011 № 01/57086-ДК);

Приказ МЧС России от 10.04.2012 N 190 «О порядке поступления обращений и заявлений, являющихся основаниями для проведения заседаний комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с «Порядком поступления обращения гражданина, замещавшего в МЧС России должность федеральной государственной гражданской службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с федеральной государственной гражданской службы», «Порядком поступления заявления федерального государственного гражданского служащего МЧС России о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей») (Зарегистрировано в Минюсте России 21.05.2012 N 24275);

Приказ МЧС России от 15.04.2013 № 252 «О работниках, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, и гражданах, претендующих на замещение таких должностей» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 июля 2013 г., регистрационный № 28899);

Приказ МЧС России от 21.11.2013 № 745 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и работниками, замещающими эти должности» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 марта 2013 г., регистрационный № 31583);

Приказ МЧС России от 21.11.2013 № 746 «Об утверждении Положения об осуществлении в системе МЧС России проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и работниками, замещающими эти должности» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 января 2014 г., регистрационный № 31193);

Приказ МЧС России от 15.07.2014 № 364 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в МЧС России и федеральными государственными служащими МЧС России сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 2014 г., регистрационный № 33563);

Приказ МЧС России от 15.07.2014 № 365 «Об утверждении Порядка принятия решения об осуществлении контроля за расходами федеральных государственных служащих и работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный № 33964);

Приказ МЧС России от 11.09.2014 № 503 «Об утверждении Перечня должностей в МЧС России, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных служащих МЧС России и работников, замещающих должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте МЧС России» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 09 октября 2014 г., регистрационный № 34272);

Приказ МЧС России от 18.09.2014 № 520 «О реализации в МЧС России постановления Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации»;

Приказ МЧС России от 05.06.2015 N 286 «Об утверждении перечня должностей в МЧС России, при замещении которых федеральным государственным служащим МЧС России и работникам, замещающим отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.07.2015 N 38225);

Приказ МЧС России от 22.10.2015 № 565 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 ноября 2015 г., регистрационный № 39773);

Приказ МЧС России от 24.11.2015 № 611 «Об утверждении порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, сообщения указанными работниками о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принятия ими мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов»;

Приказ МЧС России от 17 октября 2016 г. № 550 «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

Приказ МЧС России от 06.02.2017 № 38 «Об утверждении Порядка сообщения федеральными государственными служащими Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 марта 2017 г., регистрационный № 45817);

Приказ МЧС России от 20.03.2017 № 120 «Об утверждении Положения об аттестационной комиссии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 апреля 2017 г., регистрационный № 46332);

Приказ МЧС России от 30.08.2018 № 359 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в системе МЧС России».

Вы здесь:

Объяснительная записка используется в случаях, когда необходимо объяснить причины и мотивы какого-либо поступка со стороны сотрудника. Как правило, в таком документе объясняются причины прогулов, опозданий или невыполнении определенных задач. Существует несколько видов объяснительной записки, каждый из которых имеет свои цели и содержит определенную информацию.

Цели и применение объяснительной записки

Каждая объяснительная записка является официальным документом, в котором объясняются ужероизошедшие поступки разного (как правило – негативного) характера. Такой документ может составляться отдельно или служить приложением к другим бумагам в качестве пояснения по их отдельным пунктам.

Одним из видов документа является объяснительная записка в школу, при составлении которой имеются свои особенности. Например, в ней может отсутствовать дата составления, а подзаголовок вида «Об опоздании…» или «О нарушении» обычно отсутствует. Также подпись составителя записки ставится без указания его должности.

Рядовые граждане и большинство сотрудников различных организаций сталкиваются с этим документом именно в виде объяснения по поводу проступков или нарушений на работе. Таким образом работники объясняют возникновение различных нештатных ситуаций, нарушение дисциплины и свои проступки.

Такая записка служит не только объяснением со стороны сотрудника, но и способом самозащиты работодателя в случае, когда он решает применить дисциплинарное взыскание или другой вид наказания. Только при наличии объяснительной руководство может аргументировать необходимость принять подобные меры.

Основной целью документа служит проведение внутреннего расследования при определенных нарушениях, а также принятие правильного решения со стороны начальства. В зависимости от сложившейся ситуации провинившийся сотрудник должен понимать, как писать объяснительную и какую информацию в ней указывать.

Стандартными случаями, в которых работодатель может затребовать такой документ согласно ТК РФ, являются:

  • прогул или опоздание со стороны сотрудника;
  • появление на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • в компаниях, где действует строгий дресс-код – появление на работе в несоответствующей требованиям одежде;
  • аморальное или непристойное поведение;
  • нарушение правил охраны труда или пожарной безопасности;
  • кражи материальных ценностей;
  • неполное или некачественное выполнение своих прямых обязанностей.

Как писать объяснительную

Такой документ оставляется в вольной форме, поэтому единый образец объяснительной не регламентирован законодательством, но при его составлении основные элементы записки необходимо оформлять соответствующим образом, располагая их в определенном порядке:

  1. В начале документа должна быть «шапка», содержащая должность, фамилию и инициалы адресата в дательном падеже (в большинстве случаев – это директор организации).
  2. Пишется заголовок «Объяснительная записка» (в документе указывается без кавычек).
  3. В левом углу ниже заголовка ставится дата составления документа и номер, который указывается ответственным лицом (директором или сотрудником кадровой службы).
  4. Далее идет своего рода «подзаголовок», начинающийся словами «Касательно…», «По поводу…», «О..» или «Об…», где вместо многоточия указывается повод написания записки.
  5. Основа документа – текст, в котором составитель излагает факты и причину возникшей ситуации именно в таком порядке.
  6. В конце документа составитель подписывает документ и указывает свою фамилию с инициалы и должность.

Такая объяснительная записка, образец которой можно скачать (писать документ полностью от руки не обязательно) может и не составляться. Закон предусматривает право провинившегося сотрудника отказаться от этого, но фактически положения дел это не меняет. Руководитель имеет право наказать работника даже без такого документа. Подробнее о том, как написать объяснительную записку об опоздании на работу можно ознакомиться здесь.

Нюансы

Когда и как писать объяснительную на работе – зависит от особенностей ситуации. В Трудовом кодексе говорится, что такой документ должен быть написан в течение двух дней с момента, когда этого затребовало руководство. Несмотря на то, что сотрудник имеет право не писать объяснительную записку, лучше таким правом не пользоваться и честно изложить все факты.

При этом не стоит пытаться оболгать других работников, указывать недостоверные факты или перекладывать вину на кого-то. В процессе служебного расследования это может обнаружиться. В результате таких действий составители часто наживают себе врагов среди коллег, к тому же путаница в фактах и обстоятельствах иногда вынуждает руководство «копать глубже». Как следствие – в этих случаях раскрываются дополнительные обстоятельства и нарушения.

Пример объяснительной записки, в которой в качестве оправдания фигурируют слова «я не знал» или «меня не учили» – не самый лучший. Да и оправданий в таком документе быть не должно: здесь уместны лишь лаконичные объяснения по существу. К тому же сослаться на неосведомленность по меньшей мере глупо, так как при приеме на работу каждый сотрудник знакомится со всевозможными правилами и инструкциями, а подписывая договор о трудоустройстве человек обязуется эти правила соблюдать.

Объяснительная записка образец

Скачать образец объяснительной об ошибке в работе, в формате Word.

Скачать пример объяснительной об отсутствии на работе.

Вам также может понадобиться

Объяснительная записка об опоздании на работу.

Перебирал старые бумаги, наткнулся на объяснительную- шутку инспектора ГПН реально имевшую место в 2001 году. В пожарке всегда ценили хорошую шутку. Стилистика полностью сохранена.

Начальнику ОГПН N-ского района

Майору вн.сл.

Объяснительная

Я, инспектор ОГПН N-ского района лейтенант вн.сл. HFT и мой хороший приятель (то же работает в пожарке) поехал на проверку объектов расположенных на территории Недрозерского с/о. Объектом нашего наблюдения так же стала турбаза «Полет».
На данном оъекте нас встретили хорошо предложили покушать, а так как мы не ели целый день, то конечно согласились. Мы сели за стол и тут откуда я не знаю появилась бутылка водки «Гжелка», вернее, что это водка я понял потом, вначале я думал, что это минеральная вода, так как часто видел рекламу по телевизору. Я тут же налил по стакану минеральной воды себе и своему приятелю. Где-то я читал, что перед едой надо выпивать стакан воды, поэтому мы сразу выпили эти стаканы. После того как мы выпили по второму стакану я стал понимать, что мы пили водку . На этом этапе у меня потерялась память. Очнулся я уже когда на полу стояли три пустые бутылки, в которых я думал минеральная вода. Поужинав мы отъехали от базы и поехали навестить моего дядю, который живет в Новом поселке. У дяди мы посмотрели на гусей и он предложил нам попить воды, на что мы конечно согласились, т.к очень хотелось пить. Оказывается, что под словом вода, скрывался другой напиток, который я распознал после второго стакана, но было уже поздно, память просто покинула меня. Сегодня утром Вы сказали мне, что от меня раздается запах алкоголя, и я понял, что вчера мы пили водку. Во всем случившимся прошу винить директора базы Алексея Дмитриевича, моего дядю и нашего водителя Иванова С.В. который не поторопил нас домой, когда мы поужинали. Мы с приятелем ни в чем не виноваты, поэтому карательных мер попрошу к нам не принимать.
инспектор ОГПН N-ского района лейтенант вн.сл. HFT
P.S. Если Вы все же захотите нас наказать, то вспомните кто подписал распоряжение и Вас замучает совесть хотя не премия и была.
Еще один рапорт найденный на просторах интернета.
Начальнику РОГПН Управления по ЦАО ГУ МЧС РФ по г.Москве подполковнику вн. службы
Рапорт
Докладываю Вам, 16 ноября 2006 года; Вы опять отобрали у меня план-график; и я опять вынужден производить отчет о проделанной работе рапортами, на что мне приходиться тратить драгоценное рабочее время и теперь уже выданную Вами мне 13.11.2006 года бумагу за каждый лист которой по Вашему указанию я должен отчитываться расписками. Таким образом, по Вашему указанию докладываю Вам чем я занимался, прибыв во 2 РОГПН Управления по ЦАО ГУ МЧС РФ по г. Москве, по адресу: 1-й Красногвардейский проезд, д. 13, кабинет №29: -Вошел в отдел в 08 часов 52 минуты 34 секунды,-
-Переоделся в военную форму одежды в рабочем/кабинете, на что ушло 5 минут 26 секунд, -Сходил в туалет по малой нужде, на что ушло 451 секунд, -прибыл на совещание в 09 часов ОО минут 00 секунд.
Не получив от Вас ни каких распоряжений по причине Вашего отсутствия после окончания совещания в 09 часов 33 минугы 56 секунд я приступил к выполнению распоряжения вышестоящего начальника, члена комиссии, созданной приказам №273 от 10 ноября 2006 года, начальника отдела кадров и воспитательной работы Управления по ДАО ГУ МЧС РФ по г. Москве, полковника внутренней службы Вязовика Г.Ю. по подготовке подробных письменных ответов на поставленные им устные вопросы на трех часовой беседе приводимой им 15.11.2006г. в его рабочем кабинете с 10 часов 00 минут 00 секунд по 12 часов 59 минут 26 секунд и для предоставления ответов по его указанию к 12 часам 30 минутам 16.11.2006г.
Сообщаю Вам, что в 09 часов 57 минут 36; секунд я вспомнил, что на беседе у Вязовика Г.Ю. мне было выдано новое удостоверение в котором звание капитан, а форма не переоборудована, и так как я мог быть остановлен патрулем я немедленно, то есть в 09 часов 57 минут 36 секунд приступил к оборудованию форменной одежды, а именно:
— отпорол погоны старшего лейтенанта с кителя — на это потребовалось 2 минуты 20 секунд, пришил правый погон капитана на китель — на это потребовалось 12 минут 40 секунд,
— пришил левый погон капитана на китель — наэто потребовалось 22 минуты 00 секунд (времени ушло
больше, так как во время пришивания погона нитка оказалась короче нужной длины, поэтому ушло время на поиск нитки у себя в тумбочке — на это потребовалось I минута 20 секунд, потом сломалась иголка — запасной у меня не было, обратившись к товарищам по службе мне все отказались дать иголку, так как Вы стравливаете меня с личным составом и мне пришлось идти в ближайший магазин и покупать иголку- на это ушло 20 м;инут 40 секунд)’ оборудование погон на бушлат— на это потребовалось 17 минуты 24 секунды,
— оборудование погон на рубашку — на это потребовалось 12 минут 00 секунд
Итого приведение формы одежды в соответствие с документами я закончил в 11 часов 02 минуты 00 секунд.

Немедленно в 11 часов 02 минуты 00 секунд я продолжил подготовку подробных письменных ответов на поставленные Вязовиком Г.Ю. устных вопросов, до 12 часов 43 минут 26 секунд в этот момент я очень сильно захотел в туалет «по большой нужде», но подойдя к туалету в 12 часов 43 минуты 30 секунд я обнаружил, что туалет, занят кем то из сотрудников, и так как мне очень сильно хотелось в туалет я выбежал из отдела забыв; даже надеть верхнюю форму одежды и направился в столовую, в которой находился туалет, при этом я заметил, что сотрудники отдела постоянно Вами приставляемые ко мне в качестве свидетелей (кто из ,них конкретно не помню, так как очень сильно хотел в туалет) бросились за мной в погоню, но я оторвался от преследователей (так как очень сильно хотел в туалет). В туалете я находился с 12 часов 44 минут 35 секунд до 13 часов 15 минут 00 секунд, в это период времени, а именно в 13 часов 03 минуты 00 секунд у меня зазвонил сотовый телефон (как потом выяснилось звонил дежурный по отделу с телефона Хлудова М.Н.), я стал доставать телефон и случайно уронил его в унитаз, сами понимаете с чем, поэтому ответить на звонок я не смог, путем невероятных усилий и большого мастерства мне удалось очень хитроумным способом достать свой телефон, но на это потребовалось время 12 минут 00 секунд, В 13 часов 15 минут 00 секунд наступило обеденное время и так как я находился в столовой, я решил пообедать, но из-за большой очереди в столовой мне удалось закончить обед в 14 часов 40 минут 15 секунд, и я прибыл в отдел в 14 часов 45 минут 00 секунд и сразу же я приступил к прерванной по физиологическим потребностям работе по написанию ответов на вопросы Вязовика Г.Ю.
Однако начиная с 15 часов 02 минут 45 секунд Вы стали заходить в кабинет и требовать отчет о проделанной работе на что я сообщил Вам чем я занимаюсь, тогда Вы приказали мне ознакомить Вас с ответами на вопросы Вязовика Г.Ю., и даже сделали несколько попыток подсмотреть что я печатаю в компьютере, но так как по Вам. так же как и по мне проводится служебная проверка по приказу №273 от
10.11.2006г. и Вы являетесь заинтересованным лицом я отказался Вам показывать, то что я напечатал, тогда Вы стали требовать от меня расписки за бумагу, которую Вы мне выдали, так как Вы очень сильно волновались не использую ли я бумагу в неслужебных целях, хочу успокоить Вас и сообщить, что для написания ответов Вязовику Г.Ю. я использовал свою личную бумагу, которую купил в магазине, она
другой марки и плотности и отличается от Вашей бумаги Тогда Вы стали требовать от меня написать объяснительную, где я находился ;в 13 часов 00 минут 00 секунд, и опять приставили ко мне двух свидетелей, чтобы зафиксировать якобы факт моего отказа от дачи объяснений, на что я пояснил, что я не отказываюсь, а что я просто не успел и обязательно по готовности Вам передам все объяснительные и
расписки. После этого Вы дали указание держать дверь в рабочий кабинет №29 открытой и запретили мне ее закрывать и ушли к себе: в кабинет. Но так как из-за открытой двери образовался сильный сквозняк, я ее закрыл, чтобы не простудиться. После этого Вы несколько раз забегали в мой кабинет и опять открывали дверь, отдавая приказ ее не закрывать и стали требовать от меня объяснений, почему я
не выполняю Вашего указания /не закрывать дверь. Тем самым Вы постоянно мешали мне сосредоточиться над ответами на устные вопросы Вязовика Г.Ю. Все это происходило до 15 часов 49 минут 36 секунд, после чего Вы видимо устали измываться надо мной и покинули отдел. Закончив зеты на вопросы Вязовика Г.Ю. в 15 часов 55-минут 05 секунд я решил позвонить Вязовику Г.Ю. и сообщить, что я подготовил ответы на его вопросы, однако рабочий телефон отдела был занят и мне пришлось в 16 часов 00 минут 15 секунд убыть из отдела для того, чтобы позвонить с таксофона, я созвонился с Вязовиком Г.Ю. и сообщив, что я подготовил ответы, попросил чтобы он позвонил Вам чтобы Вы отпустили меня к нему. Вернувшись; в отдел в 16 часов 30 минут 00 секунд я продолжил написание расписок и рапортов чем я занимался. В 17 часов 00 минут 25 секунд я решил позвонить еще раз Вязовику Г.Ю., но опять рабочий телефон был занят и так как к этому времени мой сотовый телефон заработал, я попытался позвонить Вязовику Г.Ю. и узнать какое принято решение, так как от Вас указаний следовать в Управление но: ЦАО не поступало. Однако внутри отдела связь была неустойчивой и постоянно прерывалась, я решил позвонить на ушице и выйдя из отдела в 17 часов 03 минуты 12 секунд находясь в нескольких метрах от отдела, стал звонить Вязовику Г.Ю. Дозвонившись через некоторое время я узнал, что моя поездка к нему перенесена на 10 часов 00 минут 17.11.2006 года, после чего я сразу же в 17 часов 22 минуты прибыл в отдел и продолжил подготовку данного рапорта, а также расписки в получении от Вас бумаги. В 17 часов 44 минуты 40 секунд я прервал эту работу и прибыл на вечернее совещание в 17 часов 45:минут 00 секунд. На совещании Вы продолжили требовать от меня расписки в получении бумаги, а также отчет за каждый лист, сообщая, что данные расписки Вам нужны, чтобы я не мог сказать, что Вы мне не выдаете бумагу. После окончания совещания в 18 часов 00 минут я взял рабочую тетрадь прихода ухода, сообщив это дежурному Шестакову А.А, чтобы сделать в ней отметку в кабинете №29, так как моя ручка перестала писать, а запасная находилась в кабинете, занес данную тетрадь к себе в кабинет, увидев, что эта тетрадь находится в моем кабинете Вы стали очень сильно возмущаться, спрашивая о том, как я посмел взять в руки данный с Ваших слов документ, и занести его в рабочий кабинет, да еще и делать копии с данного документа. Далее Вы вызвали дежурного по отделу Шестакова А.А.. и начали задавать ему вопросы с явно выраженным намерением запугать его, что Вам собственно и удалось сделать, так как Шестаков А.А. побледнел и у него от ужаса в предположении что он наверное этим поступком- совершил преступление пропал дар речи, поэтому на Ваши вопросы о том как он (Шестаков А.А.) — дежурный смог передать рабочую тетрадь прихода-ухода в руки Шестеркину В.Ю., каким образом Шестеркин В.Ю. смог вынести из дежурной комнаты данный с Ваших слов документ, Шестаков А.А. не смог нечего ответить, поэтому я стад успокаивать Шестакова А.А. сказав ему, что он не совершал; ни каких противоправных действий и за это его не накажут, а просто у начальника такой способ воспитания подчиненных, выраженный в запугивании. После этого с лица Шестакова А.А. пропала белизна испуга, щеки порозовели и по его внешнему виду было ясно, что он после моих слов успокоился и пришел в себя, в его глазах читалась благодарность, за проявленную с моей стороны поддержку. Увидев это Вы удалились в кабинет тем самым, предоставив наконец мне возможность дописать данный рапорт и расписку, которую я закончил писать в 18 часов 07 минут.
Инспектор РОГПН
Управления по ЦАО ГУ МЧС РФ по г. Москве
капитан вн. службы Шестеркин В.Ю.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *