При какой численности работников освобожденный председатель профкома

Осуществляет финансовые операции, заключает договоры и соглашения в пределах полномочий, предоставленных ему профсоюзным комитетом, президиумом с последующим информированием.

2.9. Открывает и закрывает в установленном порядке счета в банках и является распорядителем по этим счетам.

Выдает доверенности на действия от имени первичной профсоюзной организации.

2.11. Формирует и руководит аппаратом первичной профсоюзной организации, утверждает штатное расписание, устанавливает должностные оклады, а также компенсационные, стимулирующие и иные выплаты работникам аппарата в соответствии с рекомендациями вышестоящего профсоюзного органа, заключает и расторгает трудовые договоры с работниками аппарата.

Так, устав профсоюза, как правило, устанавливает статус председателя профорганизации как единоличного исполнительного органа; определяет его компетенцию и срок полномочий; содержит порядок оформления трудовых отношений и их прекращения и т.п. В настоящее время широко доступны образцы трудовых договоров, разработанные специалистами различных профорганизаций и проверенные на практике.Председатель профорганизации в силу ст.

Трудовые отношения с председателем профсоюзной организации.

  • Трудовые проблемы профсоюзов

Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.Указанная статья содержит перечень работодателей — физических лиц.

ВниманиеОрганизует учет членов Профсоюза, подготовку статистической и финансовой отчетности по формам, утвержденным в Профсоюзе.

2.13. Определяет обязанности заместителя (заместителей) председателя первичной профсоюзной организации, заключает и расторгает с ним (ними) трудовой договор в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.

Организует учет и обеспечивает сохранность документов первичной профсоюзной организации, в том числе по кадровому составу, передачу их в соответствии с номенклатурой дел на архивное хранение.

2.15. Осуществляет другие полномочия, в том числе делегированные профсоюзным комитетом и президиумом.

В отсутствие председателя первичной профсоюзной организации его функции осуществляет заместитель председателя.

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРВОАНИЯ Статья 273 ТК РФ в целях регулирования трудовых отношений вводит термин “руководитель организации”. Таковым является физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

В уставах профсоюзов председатель профорганизации, как правило, указывается в числе органов соответствующей организации. ИнфоКонкретное содержание трудового договора с председателем профорганизации определяется в соответствии с нормами ТК РФ: все условия трудового договора, отнесенные ст. 58 ТК РФ к обязательным, должны быть в него включены. Кроме того, в трудовой договор могут включаться согласованные сторонами условия, основанные на положениях устава, иных учредительных и руководящих документов профорганизации, и иные условия, отражающие специфику работы.
Содержание указанных документов непосредственно влияет на регулирование трудовых отношений с председателем профорганизации. Так, устав профсоюза, как правило, устанавливает статус председателя профорганизации как единоличного исполнительного органа; определяет его компетенцию и срок полномочий; содержит порядок оформления трудовых отношений и их прекращения и т.п.

Статья 23. председатель первичной профсоюзной организации

Необходимость заключения трудового договора с председателем профорганизации и порядок наделения ее представителей полномочиями осуществлять права и обязанности работодателя, как правило, закрепляется в уставах профсоюзов. Если работник, избранный на должность председателя ППО состоит в трудовых отношениях с предприятием (организацией, учреждением и т.п.).

в котором действует данная первичка, то факт его избрания на выборную профсоюзную должность является основанием для освобождения его от прежней работы в данной организации на срок приобретенных им полномочий председателя ППО (опять же при условии, что ППО является юридическим лицом и может вступить в трудовые отношения с председателем).
Председатель профсоюзной организации любого уровня, от первички и до общероссийского профсоюза, представляя интересы наемных работников, в большинстве случаев при этом сам является наемным работником для возглавляемой им профорганизации. В данной статье рассмотрим условия возникновения и особенности регулирования трудовых отношений между профорганизацией и ее председателем.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения основываются на соглашении между работником и работодателем. Соглашение касается личного выполнения работником за плату трудовой функции и подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных законодательством, иными нормативными правовыми актами, колдоговором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

ВажноВ заключение отметим, что в настоящее время получила распространение практика заключения трудовых договоров между председателями профорганизаций, действующими на общественных началах, и вышестоящими профорганизациями. Например, если ППО не является юридическим лицом или по иным причинам не может иметь в своем штате оплачиваемую должность освобожденного председателя, но при этом нуждается в свободном от иных трудовых обязанностей руководителе, вышестоящая профсоюзная организация может ввести в свой штат должность своего представителя в ППО (наименование условное) и заключить трудовой договор с председателем ППО, работающим на общественных началах.

Подпись на документах, оформляющих трудовые отношения, в том числе трудовой договор, со стороны профсоюзной организации ставит, как правило, один из членов выборного коллегиального профоргана, уполномоченный на это решением данного органа.Необходимость заключения трудового договора с председателем профорганизации и порядок наделения ее представителей полномочиями осуществлять права и обязанности работодателя, как правило, закрепляется в уставах профсоюзов.Если работник, избранный на должность председателя ППО состоит в трудовых отношениях с предприятием (организацией, учреждением и т.п.). Структура и органы первичной профсоюзной организации 4.1. Первичная профсоюзная организация самостоятельно решает вопросы своей организационной структуры. 4.2.

>Освобожденный председатель профсоюзной организации при какой численности Русавская Нина | Банковское право | 21.07.2018 09:07 0 Comments

Текст книги «Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»»

3. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, предусмотренный ТК РФ

Статья 371. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 372. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права

Работодатель в предусмотренных настоящим Кодексом случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.

Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

4. Образцы документов для учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов организации Председателю профсоюзного комитета АО «Вымпел» Сидорову И. И.

Штамп АО «Вымпел»

Исх. № 31 от 01.01.2004 г.

Уведомление

Направляю на рассмотрение профсоюзного комитета с целью учета его мнения в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ, проект Правил внутреннего трудового распорядка организации.

Приложение: Проект Правил внутреннего трудового распорядка организации на 52 листах.

Генеральному директору АО «Вымпел» А. В. Иванову

Штамп профкома

Исх. № 12 от 05.01.2004 г.

Заключение профсоюзного комитета на проект Правил внутреннего трудового распорядка АО «Вымпел»

Профсоюзный комитет АО «Вымпел» на заседании 4.01.2004 г. рассмотрел предложенный работодателем проект Правил внутреннего трудового распорядка и принял решение не согласиться с предложенным проектом в связи с тем, что Правилами устанавливается дополнительный вид дисциплинарного взыскания – предупреждение об увольнении, не предусмотренное ст. 192 ТК РФ. Согласно ч. 3 ст. 192 ТК РФ применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральным законодательством, не допускается.

Предлагаем провести по данному вопросу консультации в срок до 08.01.2004 г.

Заключение профсоюзного комитета получил «__» _________ 2004 г.

Генеральный директор А. В. Иванов ___________ (подпись)

Протокол разногласий

Санкт-Петербург «__» ______________ 2004 г.

Работодатель АО «Вымпел» и профсоюзный комитет АО «Вымпел» провели консультации в связи с возникшими разногласиями по проекту Правил внутреннего трудового распорядка. Работодатель считает вправе устанавливать такую меру, как предупреждение об увольнении, так как она не отнесена к мерам дисциплинарного взыскания, а является мерой дисциплинарного воздействия на работников. Профсоюз настаивает на исключении из Правил возможности применения такой меры к работникам, как предупреждение об увольнении.

Генеральный директор

АО «Вымпел»

А. В. Иванов ______ (подпись)

«___» __________ 2004 г.

Председатель профсоюзного комитета АО «Вымпел»

Сидоров И. И. ________ (подпись)

«___» __________ 2004 г.

Штамп Профкома АО «Вымпел»

Исх. № 14 от 15.01.2004 г.

В Государственную инспекцию труда Санкт-Петербурга
Заявление

Профсоюзный комитет АО «Вымпел» обращается в государственную инспекцию по труду в связи с отказом работодателя устранить нарушение трудового законодательства в Правилах внутреннего трудового распорядка организации. Упомянутыми Правилами, принятыми работодателем несмотря на возражения профкома, устанавливается дополнительный вид дисциплинарного взыскания для работников АО «Вымпел» в виде предупреждения об увольнении. Прошу рассмотреть законность данного положения Правил и обязать работодателя внести изменения в указанный локальный нормативный акт организации.

Председатель профкома АО «Вымпел» И. И. Сидоров 15.01.2004 г. 5. Определение Президиума ВС РФ от 19 ноября 2003 года (о доплатах при многосменном режиме работы)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Москва 19 ноября 2003 г.

Дело № 48пв-03

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе … рассмотрел гражданское дело по заявлению ОАО «Омолонская золоторудная компания» о признании незаконным пункта 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» по надзорной жалобе Чертовского Ф. Ф. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2002 года.

Заслушав доклад судьи …, объяснения представителей Министерства труда и социального развития Российской Федерации …, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации …, заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, полагавшего надзорную жалобу удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:

как следует из п. 9 обжалуемого Постановления, им предусматривались доплаты за работу в вечернюю смену в размере 20 %, а за работу в ночную смену – 40 % часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене.

Устанавливалось также, что указанная доплата за работу в ночную смену должна производиться в случае, если не менее 50 процентов ее продолжительности приходится на ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра). Кроме того, этим же пунктом Постановления за работу в многосменном режиме предусматривались дополнительные отпуска, которые вводились сверх других дополнительных отпусков, предусмотренных для соответствующих категорий работников. По утверждению заявителя, введение оспариваемым пунктом Постановления нового вида дополнительных отпусков и увеличение, по сравнению с трудовым законодательством, количества часов работы, подлежащих дополнительной оплате, противоречит действующему трудовому законодательству. В частности, расходы работодателя, связанные с оплатой дополнительных отпусков за многосменный режим работы, как и их предоставление, а также с доплатой за работу в многосменном режиме, трудовым законодательством не предусмотрены и в связи с этим подлежат оплате за счет прибыли предприятия, находящейся в его распоряжении, т. е. за счет его имущества, что нарушает права заявителя. Решением от 21 мая 2002 года Верховный Суд Российской Федерации удовлетворил требование заявителя и признал пункт 9 названного Постановления незаконным и недействующим со дня вступления данного решения в законную силу.

В кассационном порядке решение не обжаловалось.

Принятое по делу решение о признании незаконным пункта 9 Постановления в части дополнительной оплаты в размере 40 процентов за каждый час работы в ночную смену и в размере 20 процентов за каждый час работы в вечернюю смену не основано на действующем законодательстве.

Суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о том, что расходы работодателя, связанные с доплатами за работу в многосменном режиме работы, подлежат оплате за счет прибыли предприятия, т. е. за счет имущества, остающегося в его распоряжении, поскольку доплаты не предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации, чем нарушаются его права и законные интересы.

С указанными доводами нельзя согласиться.

В настоящее время отношения, связанные с налогообложением прибыли, регулируются главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 255 Кодекса предусмотрено, что к расходам на оплату труда, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время и работу в многосменном режиме, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поэтому нет оснований считать, что права и законные интересы заявителя, а также имущественные интересы акционеров ОАО «Омолонская золоторудная компания» нарушаются при применении п. 9 Постановления в части доплат за вечерние и ночные смены, поскольку дополнительная оплата за вечернюю и ночную смены должна относиться на затраты организации в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации к действующему законодательству относятся акты, принимаемые органами государственной власти: законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Согласно статье 423 Трудового кодекса Российской Федерации постановления Правительства бывшего СССР применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации. В силу названной нормы к действующему законодательству относится и постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства».

Статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации регулируется оплата труда за работу в ночное время. Это время определено Трудовым кодексом Российской Федерации как время с 22 часов до 6 часов (статья 96). Исходя только из этих норм, суд первой инстанции делает вывод, что размеры оплаты за работу в ночные и вечерние смены в статьях Трудового кодекса Российской Федерации не определены и, следовательно, доплаты за многосменный режим работы не должны производиться. Между тем статья 103 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает режим работы в две, три и четыре смены, следовательно, предусматривает вечерние и ночные смены. Условия работы в вечерние и ночные смены являются отклонением от нормальных условий труда и требуют повышенной оплаты. Доплаты за работу в ночную смену и за работу в вечернюю смену, связанные с режимом и условиями труда, относятся к выплатам компенсирующего характера в соответствии с Кодексом, которые в силу статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации определяются как выплаты за работу, отклоняющуюся от нормальной, и подлежат повышенной оплате. Ссылка суда первой инстанции на то, что в соответствии с частью второй статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации конкретные размеры повышения в настоящее время устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором, трудовым договором, сделана без учета положения части первой той же статьи Кодекса о том, что указанные размеры повышения должны быть не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Названное Постановление и является таким нормативным правовым актом, в пункте 9 которого установлены конкретные размеры повышения доплат за работы в многосменном режиме.

В надзорной жалобе заявителя Чертовского Ф. Ф., не принимавшего участия в данном деле, указывается, что с признанием судом недействующим данного пункта Постановления утрачено нормативное регулирование вопросов повышения доплат за работу в вечернюю и ночную смены, в связи с чем эти вопросы отданы на усмотрение работодателей, чем нарушаются интересы лиц, работающих в многосменном режиме, в том числе и его интересы, поскольку в ОАО «Саратовинтерьерстекло» он работает по трехсменному графику (с 8.00 часов до 16 часов, с 16 часов до 24 час., с 0 час. до 8 час.) и доплаты за работу в вечернюю и ночную смены с принятием Верховным Судом Российской Федерации данного решения остались не урегулированными.

Указанные доводы в соответствии с частью 1 статьи 376 ГПК РФ явились основанием для принятия надзорной жалобы к рассмотрению по существу. Поскольку выводы суда первой инстанции о признании незаконным п. 9 Постановления в части дополнительной оплаты работы в многосменном режиме основаны на неправильном применении норм материального права, решение в этой части подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 387, 390 ГПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации определил:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2002 года о признании незаконным и недействующим п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» в части установления доплаты в размере 40 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночной смене и 20 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в вечерней смене отменить и вынести новое решение об отказе ОАО «Омолонская золоторудная компания» в удовлетворении требования о признании незаконным и недействующим п. 9 названного Постановления в указанной части.

К статье 12

1. Трудовой кодекс РФ

Статья 82. Обязательное участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя

При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по пункту 2, подпункту «б» пункта 3 и пункту 5 статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса.

При проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 81 настоящего Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.

В организации коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного профсоюзного органа данной организации в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя.

2. Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

(извлечение)

22. При рассмотрении споров о расторжении по инициативе работника трудового договора, заключенного на неопределенный срок, а также срочного трудового договора (пункт 3 статьи 77, статья 80 ТК РФ) судам необходимо иметь в виду следующее:

б) трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника и до истечения двухнедельного срока предупреждения об увольнении по соглашению между работником и работодателем.

Если заявление работника обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию либо наличие иных уважительных причин, в силу которых работник не может продолжать работу, например направление мужа (жены) на работу за границу, к новому месту службы), а также в случаях установленного нарушения работодателем законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора, работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. При этом необходимо иметь в виду, что названные нарушения могут быть установлены, в частности, органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, профессиональными союзами, комиссиями по трудовым спорам, судом;

23. При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя. При этом необходимо иметь в виду, что: …

в) увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по пункту 2, подпункту «б» пункта 3 и пункту 5 статьи 81 Кодекса производится с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации в соответствии со статьей 373 Кодекса (часть вторая статьи 82 ТК РФ). При этом исходя из части второй статьи 373 Кодекса увольнение по указанным основаниям может быть произведено без учета мнения выборного профсоюзного органа данной организации, если он не представит такое мнение в течение семи рабочих дней со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов, а также в случае если профсоюзный орган представит свое мнение в установленный срок, но не мотивирует его, т. е. не обоснует свою позицию по вопросу увольнения данного работника;

г) представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, кроме случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы (часть третья статьи 39 ТК РФ);

д) участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений в период разрешения коллективного трудового спора не могут быть уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа (часть вторая статьи 405 ТК РФ).

24. В случаях, когда участие выборного (соответствующего вышестоящего выборного) профсоюзного органа при рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя, является обязательным, работодателю надлежит, в частности, представить доказательства того, что:

а) при увольнении работника по пункту 2 статьи 81 Кодекса (сокращение численности или штата работников) были соблюдены сроки уведомления, установленные частью первой статьи 82 Кодекса, выборного профсоюзного органа данной организации о предстоящем сокращении численности или штата работников, а также обязательная письменная форма такого уведомления;

б) при расторжении трудового договора с работником вследствие его недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, в состав аттестационной комиссии при проведении аттестации, которая послужила основанием для увольнения работника по подпункту «б» пункта 3 статьи 81 Кодекса, входил представитель от соответствующего выборного профсоюзного органа (часть третья статьи 82 ТК РФ);

в) в случае увольнения работника, являющегося членом профсоюза, по пункту 2, подпункту «б» пункта 3 и пункту 5 статьи 81 Кодекса проект приказа, а также копии документов, являющиеся основанием для принятия указанного решения, направлялись в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации; работодатель провел дополнительные консультации с профсоюзным органом в тех случаях, когда профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым увольнением работника; был соблюден месячный срок для расторжения трудового договора, исчисляемый со дня получения работодателем мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (статья 373 ТК РФ). Решая вопрос о законности увольнения в тех случаях, когда оно произведено с согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа, необходимо иметь в виду, что работодатель, в частности, должен представить доказательства того, что профсоюзный орган дал согласие по тем основаниям, которые были указаны работодателем при обращении в профсоюзный орган, а затем в приказе об увольнении.

25. Поскольку в силу части пятой статьи 373 Кодекса работодатель вправе расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа и возможность перерыва или приостановления этого срока не предусмотрена законом, временная нетрудоспособность работника, нахождение его в ежегодном отпуске и другие обстоятельства не влияют на течение данного срока.

Учитывая, что Кодекс не установил срок, в течение которого работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником, согласие на увольнение которого дано вышестоящим выборным профсоюзным органом, судам применительно к правилам части пятой статьи 373 Кодекса следует исходить из того, что увольнение также может быть произведено не позднее одного месяца со дня получения согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение.

26. В случае несоблюдения работодателем требований закона о предварительном (до издания приказа) получении согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа на расторжение трудового договора либо об обращении в соответствующий выборный профсоюзный орган за получением мотивированного мнения профсоюзного органа о возможном расторжении трудового договора с работником, когда это является обязательным, увольнение работника является незаконным и он подлежит восстановлению на работе.

27. При рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь в виду, что при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны самих работников. В частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы либо того обстоятельства, что он является членом профессионального союза или руководителем (его заместителем) выборного профсоюзного коллегиального органа организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденным от основной работы, когда решение вопроса об увольнении должно производиться с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа организации либо соответственно с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа.

При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника.

Из вашего вопроса следует, что это была чисто общественная работа, без освобождения от основной работы, соответственно, без принятия на работу на должность председателя в профсоюз (например, в качестве совместителя), без оплаты труда за счет средств профсоюза, поэтому, строго говоря, увольнение невозможно, потому что не возникли трудовые отношения с работодателем. Посмотрите также внимательнее ваш устав. 3. В соответствии с ч. 3 ст. 374 ТК РФ, члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

О выплатах неосвобожденным профсоюзным работникам

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОМИТЕТ БЕЛОРУССКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ МЕСТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И КОММУНАЛЬНО-БЫТОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ П р е з и д и у м постановление 12 октября 2015 г. Минск Протокол № 3 О доплатах неосвобожденным председателям профкомов, казначеям профкомов, другим профсоюзным активистам В целях выработки единых подходов материального поощрения неосвобожденных председателей профкомов, казначеев профкомов, других профсоюзных активистов, повышения их заинтересованности в более продуктивной работе Президиум республиканского комитета профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1.
Установить за счет средств первичных организаций профсоюза ежемесячные доплаты неосвобожденным председателям профкомов в следующих размерах, при численности членов профсоюза: до 150 чел. — до 4 базовых величин от 151 до 250 чел. — до 6 базовых величин от 251 до 500 чел. — до 8 базовых величин от 501 до 1000чел.
Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), ст. 6 (п. 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950), а также ст. 14 (п. 1) Международного пакта от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах», государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной. Если работник будет уволен и обратится в суд, то суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ должен вынести законное и обоснованное решение.

Работа неосвобожденного председателя профкома

Из вопроса следует, что работник обратился к руководителю с заявлением о предоставлении ему как председателю профкома одного дня для участия в профсоюзной учебе 17.02.2014. Решение по данному заявлению работодателем принято не было.

Принимая во внимание требования Федерального закона N 10-ФЗ, ТК РФ и коллективного договора организации, предусматривающих обязанность работодателя предоставить профсоюзным работникам свободное от работы время для выполнения общественных обязанностей в интересах работников и профсоюзной учебы, причина отсутствия работника на рабочем месте является уважительной (см. Апелляционное определение Астраханского областного суда от 31.07.2013 по делу N 33-2371/2013).

В то же время работодателю следует проверить факт участия работника в профсоюзной учебе в день, когда работник отсутствовал на работе. Кроме того, в силу ч. 5 ст.
Статьей 193 ТК РФ закреплен ряд положений, направленных на обеспечение объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием увольнения, и на предотвращение необоснованного применения дисциплинарного взыскания. Решение работодателя о признании конкретной причины отсутствия работника на работе неуважительной и, как следствие, увольнение его за прогул могут быть проверены в судебном порядке. В соответствии с п. 6 ст. 25 Федерального закона N 10-ФЗ члены профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия в работе их выборных органов. Согласно ч. 3 ст.
В свою очередь, работник должен иметь доказательства, подтверждающие факт его участия в профсоюзной учебе, а также что он является не освобожденным от основной работы профсоюзным работником (председателем профкома первичной профсоюзной организации). Судебная практика применения ч. 3 ст. 374 ТК РФ свидетельствует, что суды также учитывают, были ли приняты работником меры для согласования с работодателем заявления об отсутствии на рабочем месте в течение рабочего времени, а также наступили ли какие-либо негативные последствия для работодателя в связи с отсутствием работника на рабочем месте (см.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.04.2013 N 33-5155/2013). А.
ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, а именно прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены). Заключая трудовой договор, работник обязуется добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка организации (ст. 21

ТК РФ). Эти требования предъявляются ко всем работникам. Их виновное неисполнение, в частности совершение прогула, может повлечь расторжение работодателем трудового договора по рассматриваемому основанию, что является одним из способов защиты нарушенных прав работодателя.

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(Рекомендации по заключению,

примерные формы трудового договора и дополнительного соглашения)

Ставрополь 2014 год

РЕКОМЕНДАЦИИ

по заключению трудового договора с председателем

профсоюзной организации1

I. Общие положения

1. Рекомендации по заключению трудового договора с председателем профсоюзной организации (далее – Рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Устава Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее соответственно – Устав Профсоюза, Профсоюз) в целях оказания методической помощи при заключении и оформлении трудового договора с председателем профсоюзной организации.

В настоящих Рекомендациях используются следующие основные понятия:

председатель профсоюзной организации (далее — председатель) – физическое лицо, которое избрано в соответствии с уставными документами на выборную должность на оплачиваемую работу и осуществляет руководство профсоюзной организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа;

профсоюзная организация – территориальная (местная – городская, районная), первичная профсоюзная организация с правами территориальной, являющаяся в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Устава Профсоюза, уставными документами структурным подразделением Профсоюза;

работодатель — юридическое лицо (профсоюзная организация), вступившее в трудовые отношения с работником (председателем);

уставные документы – Устав Профсоюза, положение о территориальной организации Профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, а также решения руководящих органов Профсоюза, профсоюзной организации.

2. В соответствии со статьей 67 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 01.01.2001 г. ) (далее – ТК РФ) трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (примерные формы трудового договора и дополнительного соглашения к трудовому договору с председателем профсоюзной организации прилагаются к настоящим Рекомендациям – приложения № 1 и № 2).

3. Содержание трудового договора составляет совокупность его условий, которые состоят из обязательных и дополнительных условий.

4. К обязательным условиям при заключении или оформлении трудового договора с председателем профсоюзной организации согласно статье 57 ТК РФ относятся: место работы, трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием); дата начала работы и срок полномочий председателя (срок трудового договора); условия оплаты труда; режим рабочего времени и времени отдыха; условие об обязательном социальном страховании председателя; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

5. Трудовой договор может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие обязательства сторон и устанавливаемые в договорном порядке, к которым могут относиться, в частности, условия о видах дополнительного социального страхования (медицинского, социального, пенсионного, в том числе негосударственного пенсионного страхования), об улучшении социально-бытовых условий председателя и членов его семьи, об уточнении применительно к условиям работы председателя прав и обязанностей председателя и профсоюзной организации, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

6. Трудовой договор не может содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий председателя, установленных трудовым законодательством. Невключение в трудовой договор каких-либо прав и (или) обязанностей председателя и профсоюзной организации, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также вытекающих из условий коллективного договора, соглашения, не может рассматриваться как отказ сторон от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

7. В соответствии с частью первой статьи 57 ТК РФ в письменной форме трудового договора должны быть указаны следующие сведения:

фамилия, имя, отчество председателя и наименование работодателя – профсоюзной организации в соответствии с уставными документами, т. е. полное наименование сторон — «работодателя» и «работника»;

сведения о документах, удостоверяющих личность председателя (паспорт);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН профсоюзной организации как юридического лица);

сведения о представителе профсоюзной организации, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями (фамилия, имя, отчество; должность уполномоченного лица; документ, предоставляющий соответствующие полномочия – постановление конференции (собрания), постоянно действующего выборного коллегиального профсоюзного органа)2;

место и дата заключения трудового договора.

При этом недостающие сведения могут быть внесены непосредственно в текст трудового договора, тогда как недостающие условия должны определяться приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

8. Учитывая особенности правового положения профсоюзных организаций, от имени «работодателя» — профсоюзной организации трудовой договор подписывает лицо, уполномоченное соответствующим руководящим органом профсоюзной организации.

В соответствии со статьей 20 ТК РФ права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (профсоюзной организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами профсоюзной организации и локальными нормативными актами.

Полномочие на подписание трудового договора с председателем от имени профсоюзной организации устанавливается решением соответствующего руководящего органа профсоюзной организации: конференции, собрания первичной профсоюзной организации, постоянно действующего выборного коллегиального органа, в котором указывается лицо, которое наделяется правом подписать трудовой договор с председателем на определенных условиях (например, председательствующий на конференции (собрании), член постоянно действующего выборного коллегиального органа).

Условия трудового договора с председателем (обязательные и дополнительные) определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Устава Профсоюза соответствующими выборными коллегиальными профсоюзными органами.

9. В трудовом договоре должна быть указана дата, когда председатель избран конференцией (собранием) на должность председателя профсоюзной организации со ссылкой на дату и номер постановления об избрании. Указание на дату избрания является обязательным условием договора, так как это связано с исчислением срока полномочий председателя, а значит, и срока трудового договора.

Обязательным условием трудового договора является также дата начала работы, которая может не совпадать с датой заключения трудового договора.

Датой начала работы председателя может являться дата избрания на должность или следующий за датой избрания день, если иное не предусмотрено при избрании (постановлением об избрании).

10. Статьей 59 ТК РФ установлено, что с работником заключается срочный трудовой договор в случае избрания его на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу. Следовательно, трудовые отношения в этом случае возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность.

Трудовой договор с председателем является срочным трудовым договором и заключается на срок полномочий председателя, определенный уставными документами. При этом полномочия председателя могут быть прекращены по определенным основаниям до истечения установленного уставными документами срока полномочий, т. е. срочный трудовой договор может быть прекращен досрочно.

11. Трудовым законодательством установлен исчерпывающий перечень документов, предъявляемых лицом, поступающим на работу, при заключении трудового договора: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

II. Права и обязанности председателя и профсоюзной организации

12. В содержании письменной формы трудового договора необходимо определить права и обязанности председателя и профсоюзной организации.

Согласование и четкое определение прав и обязанностей председателя и профсоюзной организации создает определенность относительно содержания трудовой функции и объема выполняемых должностных обязанностей, возможность правильного решения спорных вопросов, способствует эффективной организации труда.

13. Права и обязанности работника и работодателя могут быть как общими, так и дополнительными, характерными только для каждой из сторон трудового договора.

Профсоюз на основе законодательства Российской Федерации самостоятельно определяет перечень, объем и содержание своих прав и обязанностей, которые он предполагает использовать в своей деятельности, и закрепляет их в своих уставных документах.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *