Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства

1. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

2. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

3. Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

4. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 81

1. Общий порядок предоставления земельных участков предусмотрен в статье 34 Земельного кодекса. Особенности предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства установлены в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Крестьянское (фермерское) хозяйство ведется отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющими производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, владении или в собственности земельных участков .

См.: Волков Г.А. Земельная правосубъектность крестьянского хозяйства // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1993. N 6. С. 63 — 67.

Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Возглавляет крестьянское хозяйство один из его дееспособных членов. В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет деятельность без образования юридического лица и признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

При предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Претендент должен обладать опытом работы в сельском хозяйстве, иметь сельскохозяйственную квалификацию либо пройти специальную подготовку.

2. Особенности предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства установлены в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» .

С изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 22 нояб. 2000 г. N 137-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801; 2000. N 48. Ст. 4632.

Законом предусмотрено зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ограничения предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков (статьи 12 — 15), особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков (статьи 28 — 31), а также порядок организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (статьи 32 — 34).

3. Порядок предоставления земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства предполагается урегулировать в федеральном законе о личном подсобном хозяйстве.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» был принят Государственной Думой РФ 11 декабря 1998 г. и одобрен Советом Федерации РФ 24 декабря 1998 г., однако в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции РФ отклонен Президентом РФ .

Письмо Президента РФ от 6 янв. 1999 г. N Пр-16 «Об отклонении Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» // Российская газета. 1999. 4 февр. N 21.

На основании Постановления Государственной Думы РФ от 19 октября 1999 г. N 4397-II ГД создана специальная комиссия. В работе указанной комиссии участвуют представители Совета Федерации РФ на основании Постановления Совета Федерации РФ от 11 ноября 1999 г. N 458-СФ.

В настоящее время особенности предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства установлены в отдельных нормативных правовых актах.

В соответствии со статьей 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. «О социальном развитии села» семьям, переселяющимся в трудонедостаточные районы для работы в сельском хозяйстве, а также специалистам народного образования, культуры, здравоохранения, связи, бытового и других сфер обслуживания, физической культуры и спорта оказывается безвозмездная помощь для организации личного подсобного хозяйства.

С изм. и доп., внесенными Законом РФ от 28 апр. 1993 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 411; Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 21. Ст. 748.

Условия участия граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в коопхозе установлены в статье 3 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» . Коопхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов. В паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, которые остаются в собственности (владении, аренде) крестьянских (фермерских) или личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд.

С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 7 марта 1997 г. N 47-ФЗ и от 18 февр. 1999 г. N 34-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120; 1999. N 8. Ст. 973.

В Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлены правила наследования земельных участков крестьянского (фермерского) хозяйства. При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается по наследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства, либо для обслуживания жилого дома, либо для индивидуального садоводства и животноводства (статья 26).

Отдельные отношения по предоставлению земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства урегулированы в ранее изданных указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, которые в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу РФ.

Указом Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» предписано органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга обеспечивать выделение земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства из фондов перераспределения земель по мере поступления заявок в первую очередь военнослужащим, уволенным в запас, и членам их семей.

С изм. и доп., внесенными Указом Президента РФ от 25 янв. 1999 г. N 112.

Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» установлено, что членам казачьих обществ, взявшим на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной и иной службы, переселившимся в приграничные районы Российской Федерации, предоставляются бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства (п. 2).

С изм. и доп., внесенными Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 882.

В Указах Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и от 7 марта 1996 года N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» предусмотрено право собственников земельных долей увеличить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства путем выделения земельного участка в натуре в счет земельной доли.

С изм. и доп., внесенными Указами Президента РФ от 24 дек. 1993 г. N 2287 и от 25 янв. 1999 г. N 112.

С изм. и доп., внесенными Указом Президента РФ от 25 янв. 1999 г. N 112.

Отдельными постановлениями Правительства РФ предусмотрено формирование целевых земельных фондов для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и для предоставления земель казачьим обществам. Земли из соответствующих целевых земельных фондов предоставляются в том числе для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства .

См.: Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования (п. 2), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 249, с изм. и доп., внесенными Постановлением Правительства РФ от 18 сент. 1995 г. N 931 // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1060; 1995. N 39. Ст. 3772;

Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования (п. 8), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 3023.

4. Отношения по предоставлению гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота в настоящее время регулируются преимущественно законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Планируется установить правовые основы регулирования данных отношений в Федеральном законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Примером регулирования отношений по предоставлению гражданам земельных участков для сенокошения и выпаса скота может служить Постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 23 июня 1999 г. N 176-П «Об утверждении Положения о порядке предоставления и изъятия земель на территории Краснодарского края» , в котором урегулирован порядок предоставления пастбищных, сенокосных земельных участков и земельных участков для индивидуального огородничества.

С изм. и доп., внесенными Постановлением Законодательного собрания Краснодарского края от 23 мая 2001 г. N 1035-П // Кубанские новости. 2001. 31 мая. N 89.

Земельные участки для сенокошения и выпаса скота предоставляются гражданам и юридическим лицам из муниципальных земель в аренду сроком до 5 лет. Предоставление земельных участков для указанных целей производится на основании решения соответствующего органа местного самоуправления. Земельные участки для индивидуального огородничества предоставляются гражданам из земель муниципального запаса в аренду сроком до 3 лет.

1. Комментируемая статья отражает особенности установления порядка и условий предоставления земель сельскохозяйственного назначения разным категориям лиц. ЗК предусматривает, что этот вопрос регулируется как на основе норм Кодекса, так и ряда федеральных законов.

В настоящее время действует следующий порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Лицо, желающее вести крестьянское хозяйство, может претендовать на земельный участок лишь в том случае, если оно удовлетворяет требованиям, установленным в ст. 3 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими 16 лет. Членами хозяйства могут быть также граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек.

Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

Чтобы получить землю для организации крестьянского хозяйства следует соблюсти следующие условия. В соответствии со ст. 11 названного Закона для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством РФ. Статья 12 названного Закона предусматривает, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления. В заявлении должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду), условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно), срок аренды земельных участков, обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства) и предполагаемое местоположение земельных участков. К заявлению прилагается соглашение о создании фермерского хозяйства.

Орган местного самоуправления на основании заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение 14 дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного решения.

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Федерации.

Статья 13 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» допускает возможность выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий для создания фермерского хозяйства. Так, гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для создания или расширения фермерского хозяйства. Условия и порядок выдела земельного участка определяются в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

2. Действует следующий порядок предоставления земельных участков для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций. Правовой режим земель, которые используются для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируется Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Согласно ст. 12 этого Закона места размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений определяются путем территориального зонирования. При зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.

В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.

Заказчиками разработки схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления. Порядок финансирования разработки указанных схем определяется органами местного самоуправления.

Обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками по месту их жительства ст. 13 названного Закона рассматривает как обязанность органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления ведут регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных и дачных земельных участков. Очередность предоставления земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ преимущественное право на получение земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка, определяет потребности в таких участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимых земель для общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях.

Процедура выбора и предоставления земельных участков для указанных целей заключается в следующем.

Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.

Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления, принимая во внимание пожелания граждан и с их согласия, формирует персональный состав членов некоммерческого объединения.

После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность. Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.

Статья 15 названного Закона определяет ограничения предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков. На территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых, особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).

3. В законодательстве определен порядок предоставления земельных участков для личного подсобного хозяйства. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях при условии наличии свободных участков (п. 3 ст. 3 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве»).

Особенность правового режима земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства заключается в том, что для ведения хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок должен использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта РФ. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

4. Некоторые вопросы предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота урегулированы Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Так, согласно ст. 10 названного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном ст. 34 ЗК. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *