74. Компетенция и акты Совета Федерации.

  • •1. Понятие кп рф и его место в системе юр. Дисциплин.
  • •2. Предмет и метод кп.
  • •3. Конституционно-правов. Нормы и их особенности.
  • •4. Конституционно-правовые отношения; субъекты, содержание, объекты.
  • •5. Источники кп как отрасли права.
  • •6. Кп рф как учебная дисциплина.
  • •7. Кп как наука.
  • •8. Понятие и сущность Конституции.
  • •9. Типы и виды Конституций соврем. Гос-в.
  • •10. Юр. Св-ва Конституции.
  • •11. Основные функции Конституции.
  • •12. Концептуальные особенности Конституции рф 1993 г.
  • •13. Внутренняя структура и содержание Конституции рф 1993 г.
  • •14. Поправки и пересмотр Конституции рф.
  • •Прямое действие Конституции рф.
  • •16. Механизм реализации Конституции рф.
  • •17. Конституционно-правовой статус человека и гражданина.
  • •18. Принципы кпс человека и гражданина в рф.
  • •19. Нормативно-правовые основы кпс человека и гражданина в рф (внутренние и международные акты по правам человека и гражданина).
  • •20. Гражданство рф: понятие и правовые основы.
  • •21. Принципы гражданства рф.
  • •22. Основания и порядок приобретения гражданства.
  • •23. Основания и порядок прекращения гражданства.
  • •24. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц.
  • •25. Конституционные права и свободы человека и гражданина в рф: понятие и классификация.
  • •26. Гражданские права и свободы человека и гражданина в рф.
  • •27. Политические права и свободы человека и гражданина в рф.
  • •28. Экон., социальные и культурные права и свободы чел. И гражданина в рф.
  • •29. Права и свободы человека и гражданина рф в сфере правосудия.
  • •30. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в рф.
  • •31. Конституционные обязанности граждан рф: понятие и содержание.
  • •32.Конституционные гарантии прав н свобод человека и гражданина в рф: Понятие и классификация.
  • •33. К. Гарантии гражд. Прав и свобод чел. И гражданина в рф.
  • •34. К. Гарантии полит. Прав и свобод чел. И гражданина в рф.
  • •35. К. Гарантии экон., соц. И культ. Прав и свобод.
  • •36.К. Гарантии прав и свобод чел. И гражданина в сфере правосудия:
  • •37. Юр. Механизм защиты прав и свобод чел. И гражданина в рф.
  • •38. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в рф.
  • •39. Понятие и форма гос. Устройства рф.
  • •40. Принципы гос. Устройства рф: понятие и содержание.
  • •41. Конституционно-правовой статус рф как суверенного государства.
  • •42. Юрид. Природа соврем. Рф как федеративного государства.
  • •43. Субъекты рф : понятие и виды.
  • •44. Кп статус республики в составе рф.
  • •45. Кп статус края, области, города федерального значения.
  • •46. Конституционно-правовой статус автономная область, автономный округ
  • •47. Государственные символы рф.
  • •48. Компетенция рф и её s: конституц. Основы и соотношение.
  • •49. Законодат. Рф и её субьектов: конституционные основы и соотношение.
  • •50. Понятие конституцианного строя и его основ.
  • •51.Конституционные принципы рф.
  • •52. Избирательное право рф: понятие и источники.
  • •53. Принципы избирательного права рф
  • •54. Избирательная система и избирательный процесс в рф.
  • •55. Референдум в рф: понятие, виды, правовое регулирование.
  • •56. Федеральные органы гос. Власти рф: понятие, виды, соотношение.
  • •57. Институт президентства в России: политико-юридическая природа
  • •58. Порядок избрания и вступление в должность Президента рф .
  • •59. Конституционные функции и полномочия Президента рф.
  • •60. Конституционные полномочия Президента рф: понятие, классификация.
  • •61. Конституционные полномочия Президента рф в сфере законодательной власти.
  • •62. Конституционные полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти.
  • •63.Конституционные полномочия Президента рФв сфере судебной власти
  • •64. Конституционные полномочия Президента рф в иных сферах государственной деятельности
  • •65. Акты Президента рф: понятие, виды, юр. Природа, порядок опубликования и вступления в силу.
  • •66. Прекращение полномочий Президента рф: понятие, виды.
  • •67. Отрешение Президента рф от должности: основания и конституционный механизм.
  • •68. Система (механизм) обеспечения деятельности Президента рф: понятие, конституционные основы, структура.
  • •70.Президентский совет: организационно-правовой статус.
  • •71. Администрация Президента рф: понятие, правовы основы, внутренняя структура.
  • •72. Федеральное собрание — парламент рф: понятие, стр-ра, конституционные функции.
  • •73. Совет Федерации (сф) фс рф: порядок образования, внутренняя структура.
  • •74. Компетенция и акты Совета Федерации.
  • •75. Конституционно-правовой статус члена сф.
  • •76. Государственная Дума (гд) фс рф: порядок образования, начало работы, внутренняя структура.
  • •77. Компетенция и акты гд.
  • •78. Прекращение полномочий гд.
  • •79. Организация работы гд (Регламент).
  • •80. Организация работы сф (Регламент).
  • •81. Статус депутата гд фс рф.
  • •82. Счетная палата (сп) рф: порядок образования, состав, задачи.
  • •83 Законы в рф: понятие, виды, соотношение.
  • •84. Законодательный процесс связанный с принятием фз.
  • •85. Законодательный процесс, связанный с фкз.
  • •86. Порядок опубликования и вступления в силу фкз и фз.
  • •87. Виды фз, подлежащих обязательному рассмотрению в сф.
  • •88. Правительство рф: порядок образования и состав.
  • •89. Компетенция Правительства рф.
  • •90. Акты Правительства рф.
  • •91. Прекращение полномочий Правительства рф.
  • •92. Федеральные органы исполнительной власти рф.
  • •93. Судебная власть в рф: понятие, принципы, формы осуществления.
  • •94. Фед. Органы судебной власти рф: конституционно-правовой статус.
  • •95. Конституционный контроль: понятие и формы.
  • •96. Конституционный Суд рф: порядок образования, состав, внутренняя структура.
  • •97. Компетенция и акты кс рф.
  • •98. Основы организации гос. Власти в республиках как субъектах рф.
  • •99. Основы организации гос. Власти в краях, областях, городах фед. Значения, автономной области и автономных округах.

Акты Совета Федерации Российской Федерации и законодательный процесс

совет федерация россия парламент

Конституция РФ содержит перечень законов, принимаемых на уровне Федерации, — федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ.

Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ (ст. 102, 103), принимает постановления. Постановления принимаются палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если Конституцией РФ не предусмотрен иной порядок.

Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечается недостаточно активная работа Правительства РФ, содержатся обращения к Государственной Думе с призывом принять необходимые законодательные акты.

Проекты правовых актов, например «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в части осуществления страхования судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов), вносимых на рассмотрение Совета Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок и в течение 24 часов с момента принятия направляются на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки.

Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания.

Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

  • 1) законодательная инициатива и предварительное рассмотрение;
  • 2) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой;
  • 3) рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий;
  • 4) повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации;
  • 5) повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ;
  • 6) повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ;
  • 7) подписание и обнародование законов Президентом РФ.

Законодательный процесс регулируется Конституцией РФ (ст. 104-108), Регламентами палат Федерального Собрания.

Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива — представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право.

Согласно ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают:

  • 1) Президент РФ;
  • 2) Совет Федерации;
  • 3) члены Совета Федерации;
  • 4) депутаты Государственной Думы;
  • 5) Правительство РФ;
  • 6) законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
  • 7) Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения;
  • 8) Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения;
  • 9) Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам своего ведения.

Субъекты, не наделенные Конституцией РФ правом законодательной инициативы (граждане, общественные объединения, государственные органы), могут вносить законопроекты через субъектов права законодательной инициативы, указанных в Конституции РФ.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

  • 1) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее-законопроектов);
  • 2) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации, законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства СССР;
  • 3) поправок к законопроектам.

Вторая стадия законодательного процесса — законопроект вместе с поправками к нему рассылается Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Государственной Думы не позднее, чем за 15 дней до его рассмотрения во втором чтении.

Принятый Государственной Думой федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

Третья стадия законодательного процесса — рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими документами направляется всем членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации назначает комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по данному закону.

В отношении федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключение комитета формулируется одно из следующих решений: одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон и не вносить его на рассмотрение палаты или рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон. Председатель Совета Федерации может согласиться с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой федеральный закон на рассмотрение Совета Федерации, а может отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой. Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о не включении в повестку дня заседания Совета Федерации рассмотрение

федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, если Президент РФ, Правительство РФ или оба члена Совета Федерации, представляющие один субъект Федерации, настаивают на рассмотрении федерального закона Советом Федерации и если не истек четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации.

По федеральным законам, которые в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации, ответственный комитет вправе принять одно из следующих решений: рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой; рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить.

Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, и проекта постановления, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

По результатам обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить федеральный закон.

Федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается одобренным Советом Федерации, если он не был им рассмотрен в течение 14 дней.

По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении федерального закона Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. На очередном заседании Совета Федерации рассмотрение федерального закона должно быть завершено принятием решения об одобрении или отклонении данного федерального закона.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Федеральный закон считается отклоненным Советом Федерации, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета федерации.

В постановлении Совета Федерации об отклонении федерального закона может содержаться перечень разделов, глав, статей по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии.

Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума принимает его с учетом всех предложений Совета Федерации, ответственный комитет Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона без обсуждения.

Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

Постановление Совета Федерации об отклонении или одобрении принятого Государственной Думой федерального закона в пятидневный срок направляется в Государственную Думу.

Четвертая стадия законодательного процесса? принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок со дня подписания постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.

Полномочия и правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы

Основной задачей палат Федерального Собрания является законодательная деятельность. Предметы их ведения закреплены в ст. 102 и 103 Конституции РФ.

Выделяют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания:

  • 1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат;
  • 2) по принятию федеральных законов;
  • 3) связанные с организацией деятельности палат.

Обе палаты имеют собственную компетенцию, и ни одна из них не может вмешиваться в полномочия другой.

Согласно ст. 102 Конституции РФ к полномочиям (ведению) Совета Федерации относятся:

  • а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
  • в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  • г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;
  • д) назначение выборов Президента РФ;
  • е) отрешение Президента РФ от должности;
  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава се аудиторов.

Данный перечень не является закрытым: полномочия Совета Федерации определяются и другими статьями Конституции РФ, федеральными законами, а также Регламентом Совета Федерации. Так, например, к полномочиям Совета Федерации в соответствии с Конституцией РФ относятся также право одобрять федеральные законы, принятые Государственной Думой (ст. 105), участвовать в принятии поправок к Конституции РФ, вносить запрос в Конституционный Суд РФ принимать Регламент Совета Федерации, решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности и др.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» дополнил полномочие Совета Федерации об утверждении указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения правом утверждать соответствующие указы о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению.

Регламентом Совета Федерации добавлены полномочия по утверждению планов международных связей этой палаты с парламентами других государств, рассмотрению внешнеполитических вопросов, направлению представителей палаты в Конституционный Суд РФ, по назначению на должность судей Экономического суда СНГ и др.

Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» к ведению Совета Федерации отнесено назначение и освобождение от должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к полномочиям (ведению) Государственной Думы относятся:

  • а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ;
  • д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;
  • е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • ж) объявление амнистии;
  • з) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку полномочия Государственной Думы определяются также и другими статьями Конституции РФ, федеральными законами, Регламентом палаты.

Так, например, в Конституции РФ содержатся полномочия принимать федеральные законы (ст. 105), Регламент Государственной Думы, решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ст. 101), вносить запрос в Конституционный Суд РФ. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» конкретизировал полномочие Государственной Думы о принятии федеральных законов правом принимать законы по вопросам обеспечения режима военного положения, а также правом решать вопросы прекращения или приостановления действия международных договоров РФ с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и государствами, союзными с ним (ними).

Регламентом Государственной Думы добавлены полномочия по утверждению планов международных связей этой палаты с парламентами других государств, рассмотрению внешнеполитических вопросов, участию в консультациях при назначении и отзыве Президентом РФ дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях, направлять в Конституционный Суд РФ представителей палаты и др.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. В задачи Счетной палаты РФ согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» входят:

  • – организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • – определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  • – оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • – финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • – анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • – контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России;
  • – регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах контрольных мероприятий.

Совет Федерации и Государственная Дума назначают большинством голосов по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Ограничением статуса члена Счетной палаты РФ является запрет на занятие любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Счетная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата Палаты. Специальным компетентным органом, принимающим решения, является Коллегия Счетной палаты РФ, состоящая из Председателя, заместителя, всех аудиторов Палаты.

По итогам ревизий и проверок Счетной палаты РФ составляется отчет, за достоверность которого должностные лица данного органа несут персональную ответственность. О результатах ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций.

По вопросам, отнесенным к их исключительному ведению Конституцией, Совет Федерации и Государственная Дума принимают большинством голосов от общего числа членов или депутатов соответствующих палат постановления, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией. Так, отдельные постановления принимаются квалифицированным большинством от общего числа членов Совета Федерации.

Постановления Совета Федерации и Государственной Думы относятся к подзаконным актам, которые принимаются на основании и во исполнение законов, и могут быть нормативными и ненормативными актами.

Под нормативным актом понимается официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). К таким актам следует отнести, например, постановления о принятии Регламента палаты или внесении в него изменений.

Ненормативный акт – это акт, который не содержит общеобязательных юридических норм, издан в отношении конкретного юридического или физического лица. Здесь имеются в виду постановления о назначении на должность или освобождении от нее, других действиях единовременного характера.

Кроме постановлений Совет Федерации и Государственная Дума принимают заявления и обращения по общеполитическим и социально-экономическим вопросам, рассматриваемым в том же порядке, что и постановления палаты.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Собрания определяется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», согласно которому на территории Российской Федерации применяются только те акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста акта в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если в самих актах палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

  • Судьи Экономического суда СНГ в соответствии с п. 7 Положения об Экономическом суде СНГ, утвержденного Соглашением о статусе Экономического суда СНГ 6 июля 1992 г., назначаются на должность в порядке, установленном для назначения на должность судей Верховного Суда РФ.

АКТЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1. Статья «АКТЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к ведению СФ в соответствии с ч. 2 статьи 102 Конституции РФ. СФ согласно ст.68 Регламента СФ принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также по вопросам организации деятельности палаты.

По общеполитическим и социально-экономическим вопросам палата также может выступать с заявлениями и обращениями, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов СФ и оформляются постановлениями палаты. Порядок принятия А. регулируется ч. 3 ст. 102 Конституции РФ и ст. 69 Регламента СФ. Палата может принять проект акта СФ в целом, принять проект акта СФ за основу, отклонить проект акта СФ или отложить его обсуждение.

В принятый за основу проект акта СФ комитетом СФ, членами СФ могут вноситься поправки в установленные палатой сроки путем направления предложений в комитет СФ, ответственный за подготовку рассмотрения вопроса. Этот комитет СФ сводит поступившие поправки в таблицу и разделяет их на рекомендуемые к принятию и рекомендуемые к отклонению с обоснованием таких решений. На заседании палаты поправки могут рассматриваться и приниматься как пакетом, так и каждая из них в отдельности. Поправка (пакет поправок) считается принятой, если за нее проголосовало большинство от общего числа членов СФ. Принятие А. в целом может осуществляться сразу после рассмотрения поправок или может быть отложено на более позднее время, в т. ч. и на следующее заседание палаты. В соответствии со ст. 70 Регламента СФ каждый проект акта СФ, вносимый на рассмотрение СФ, проходит юридическую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата СФ и визируется его должностными лицами. А., принятые СФ, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются в комитете СФ, ответственном за рассмотрение этого акта СФ, а также должностными лицами Правового управления Аппарата СФ и направляются для представления на подпись Председателю СФ, регистрации и рассылки.

2. Статья

КОМИССИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К. – координационный орган Правительства РФ. Образована постановлением Правительства РФ от 2 июня 2004 года № 264 «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности» в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в целях совершенствования законопроектной деятельности Правительства РФ.

Председателем К. является по должности Заместитель Председателя Правительства РФ — Руководитель Аппарата Правительства РФ или Министр РФ — Руководитель Аппарата Правительства РФ.

К. действует в составе председателя К., заместителя Руководителя Аппарата Правительства РФ (заместитель председателя К.), директора Департамента обеспечения законопроектной деятельности Правительства РФ (заместитель председателя К. — ответственный секретарь), полномочных представителей Правительства РФ в палатах ФС РФ, полномочного представителя Правительства РФ в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ, директора Правового департамента Правительства РФ, статс-секретарей — заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, статс-секретаря — заместителя генерального директора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», статс-секретаря — заместителя генерального директора Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

По согласованию в состав К. входят: помощник Президента РФ — начальник Государственно-правового управления Президента РФ или его заместитель, полномочные представители Президента РФ в палатах ФС РФ, полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ, начальник Управления Президента РФ по внутренней политике или его заместитель, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Уполномоченный по правам человека в РФ, Первый заместитель Председателя ГД ФС РФ, заместитель Председателя СФ ФС РФ, руководитель аппарата Счетной палаты РФ, заместитель Председателя Верховного Суда РФ, заместитель Генерального прокурора РФ, заместитель Председателя Следственного комитета РФ, заместитель Председателя Центрального банка РФ, руководителей Торгово-промышленной палаты РФ, Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», председателя Экспертного совета при Правительстве РФ, председателя правления Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».

В заседаниях К. вправе принимать участие представители Совета Федерации и Государственной Думы ФС РФ, руководители (заместители руководителей) высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

В заседаниях К. по решению ее председателя могут принимать участие представители федеральных служб, федеральных агентств, иных органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, руководители (их заместители) стратегических акционерных обществ, стратегических предприятий и государственных корпораций при рассмотрении вопросов, относящихся исключительно к их компетенции.

Целью участия представителей палат ФС РФ в заседаниях К. является выработка согласованной с федеральными органами государственной власти позиции по законопроектам, имеющим важное политическое и социально-экономическое значение.

Основными задачами К. являются: совершенствование законопроектной деятельности Правительства РФ; повышение качества законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; формирование позиции Правительства РФ по законопроектам (законам), рассматриваемым палатами ФС РФ; организация взаимодействия в законодательном процессе Правительства РФ с др. субъектами права законодательной инициативы, а также обеспечение их участия в работе по формированию планов и программ законопроектной деятельности Правительства РФ; оказание субъектам РФ содействия по вопросам законотворческой деятельности.

Для решения возлагаемых на нее задач К. рассматривает концепции развития законодательства РФ, вносит предложения о приоритетных направлениях научно-исследовательских работ в законопроектной сфере, выполняемых по заданию Правительства РФ; рассматривает проекты планов законопроектной деятельности Правительства РФ, рассматривает и утверждает планы подготовки законопроектов, разработка которых предусмотрена федеральными конституционными законами и федеральными законами, и обеспечивает согласованность действий федеральных органов исполнительной власти по их реализации; рассматривает и утверждает концепции и технические задания на разработку законопроектов; заслушивает отчеты о ходе выполнения федеральными министерствами текущих планов законопроектных работ; разрабатывает предложения и рекомендации по совершенствованию порядка реализации Правительством РФ права законодательной инициативы; вносит предложения о приоритетных направлениях участия Правительства РФ в законодательной деятельности; рассматривает ход подготовки проектов законодательных актов, вносимых Правительством РФ в ГД; предварительно рассматривает законопроекты, вносимые на заседания Правительства РФ; рассматривает проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства РФ.

Решения, принимаемые К. по вопросам своего ведения, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти. При необходимости на основании решений К. подготавливаются проекты постановлений или распоряжений Правительства РФ, представляемые в установленном порядке в Правительство РФ.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: нормативно-правовая база организации и деятельности, порядок формирования, структура, компетенция, обеспечение деятельности. Акты Совета Федерации и порядок их вступления в силу

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. №229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Кандидатом для избрания в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин РФ, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта РФ, органом гос. власти которого осуществляется его избрание членом Совета Федерации. Избранный член СФ обязан сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ или депутата представительного органа муниципального образования.

Полномочия члена СФ начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании. Избранный член СФ приступает к осуществлению своих полномочий на десятый день со дня вступления в силу решения о его избрании.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания СФ являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Гос. Думы, за исключением заслушивания посланий Президента РФ или Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Члены СФ осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Заседания СФ проводятся в городе Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению СФ место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

СФ избирает из своего состава Председателя СФ, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. СФ образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. СФ вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии. Комитеты и постоянные комиссии СФ являются постоянно действующими органами палаты. Каждый член СФ, за исключением Председателя СФ, его первого заместителя и заместителей, обязан состоять в одном из комитетов СФ. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее 7 и не более 15 членов СФ, в состав комиссии палаты — не менее 11 и не более 25 членов СФ. Состав комитета, комиссии утверждается палатой.

Полномочия СФ определены Конституцией РФ. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения СФ федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Гос. Думой, определяется Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в СФ осуществляется по двум основным направлениям: 1) СФ совместно с Гос. Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним; 2) в порядке реализации права законодательной инициативы СФ самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые Гос. Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты гос. границы РФ.

Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней СФ его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Гос. Думой и Советом Федерации.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся: — утверждение изменения границ между субъектами РФ;

  • — утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; -решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
  • — назначение выборов Президента РФ;
  • — отрешение Президента РФ от должности;
  • — назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • — назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • — назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации, равно как и каждый член СФ, обладает правом законодательной инициативы. По вопросам ведения Совета Федерации палата принимает постановления. Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы СФ, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению СФ.

Статус члена СФ определяется Конституцией РФ, согласно которой члены СФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *