Общие права ребенка в семье

В современном мире, за воспитанием несовершеннолетнего следят не только его родители, но и специальные правовые органы. При малейшем нарушении процесса воспитания, родителей могут оштрафовать.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:
+7 (499) 350-66-97 Москва, Московская область
+7 (812) 627-16-82 Санкт-Петербург, Ленинградская область
Остальные регионы: онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Для прочей уверенности, родителям стоит помнить о том, что их дети несут по отношению к ним определенный уровень ответственности, поэтому в статье речь пойдет о правах и обязанностях ребенка перед родителями.

Также, в случае, если ваши воспитанники достигли совершеннолетия, полезно будет узнать какие обязанности совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных родителей регламентированы Конституцией РФ.

Как такового, отдельного права для детей в семье не существует. При обсуждении этой темы, юристы опираются на “Декларацию прав ребенка”.

В ней прописаны основные правовые положения несовершеннолетних, которые распространяются, абсолютно на всех детей, независимо от их расы, национальности, вероисповедания, социального положения и других общественных критериев.

В семье должны соблюдаться следующие детские права:

  1. Право знать людей, которые являются ему биологическими родителями.
  2. Совместно проживать со своими родителями и воспитываться ими (за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка, существует угроза его жизни и здоровью).
  3. Воссоединиться со своей семьей, независимо от места их проживания (за исключением специальных учреждений).
  4. Уважение со стороны общества и родителей, получать защиту прав от специальных органов, в случае агрессии в семье (в нашей стране эту функцию осуществляют органы опеки и попечительства).
  5. Получать материальное содержание от своей семьи или выплаты от государственных организаций.
  6. Владеть имущественными ценностями своих родителей (при условии совместного проживания и согласия владельца ценностей).
  7. Выражать собственное мнение, принимать участие в решении семейных вопросов и помогать в трудных ситуациях.

Помимо этого, есть и другие прописные права, не связанные с семейным бытом. А именно:

  • безвозмездная медицинская помощь в больницах;
  • предоставление образовательной программы, возможность посещать учебные заведения;
  • иметь собственное имя, фамилию и отчество;
  • получить гражданство страны, по праву рождения;
  • быть защищенным от информации и агитации, которая тем или иным способом, может негативно повлиять на моральное состояние, образовательный процесс и воспитание;
  • не имея или лишившись своей семьи, малыш может рассчитывать на заботу и содержание от государства.

Обязанности ребенка по отношению к родителям

Помимо прав, каждый человек имеет и ряд обязательств, перед своими близкими людьми, окружающим социумом и государством.

Если обязанности взрослых людей перед детьми не вызывают вопросов и подкрепляется общественным сознанием, то обязанности детей по отношению к родителям, чаще всего, не совсем понимаются большинством.

Несовершеннолетний, обязан не нарушать права остальных членов семьи и общества.

К соблюдению семейных традиций, нормам воспитания и правилам внутри семьи, с юридической точки зрения, его принудить нельзя. Для выполнения определенных обязательств в семье до восемнадцати лет человека следует приучать на воспитательной основе, а не требовать исполнения, согласно закону.

Отношения между родственниками, складываются на основе их изначального отношения друг к другу и воспитания. Если обстановка в семье, сложилась уважительная и спокойная, то проблем с тем, чтобы напомнить об обязанностях ребенка, ему самому, не должно возникнуть.

В случае, когда с самого начала, воспитанию не придавали должного значения или делали это не правильно, поможет только специалист по семейным делам или психолог, но никак не юридические основы и принуждение.

Итак, на основе этого, сделаем вывод, что в обязанности ребенка к родителям, входит лишь то, чтобы не нарушать их гражданские права и свободу.

Содержание родителей детьми

Если дети, не достигшие восемнадцати лет, не имеют каких-либо серьезных обязательств перед своей семьей, то достигнув совершеннолетия, они их приобретают официально. Причем, все обязанности формально прописаны в государственных документах и взрослого человека можно привлечь к ответственности за неисполнение закона.

В семейном кодексе Российской Федерации, существует отдельная статья, которая описывает отношения между родителями и детьми, с точки зрения закона (Статья 87 СК РФ).

Чтобы у вас не возникло вопросов, максимально подробно разберем пункты этой статьи.

Дееспособные дети, достигшие совершеннолетия, обязаны обеспечивать своих родителей, если они являются нетрудоспособными и нуждаются в помощи.

Чаще всего, люди, вступившие в пенсионный возраст, испытывают материальную нужду и недостаток денежных средств. Лишь небольшой процент пенсионеров, продолжает занимать свои рабочие места или устраивается на менее сложную работу.

Именно поэтому, был создан закон, который раскрывает обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей.

Под действие закона, попадают граждане, вступившие в пенсионный возраст (у мужчин — 60 лет, женщин — 55 лет) и не имеющие возможности, к заработку денег. Он обязывает их детей, ежемесячно выплачивать пособие на проживание и питание.

Размер алиментов, назначают судебные органы, учитывая заработную плату и наличие детей у плательщика.

Те же условия, относятся не только к пенсионерам, но и к людям, имеющим определенную группу инвалидности, вследствие чего, не имеющие способность к работе.

Алиментные выплаты, назначаются по трем критериям:

  • коммунальная плата, квартирная плата, аренда жилья;
  • обеспечение питания;
  • покупка лекарственных средств.

Чтобы требовать выплат с детей, необходимо предусмотреть несколько обязательных условий. А именно:

  • совершеннолетие;
  • подтверждающие документы, в которых указана родственная связь (Свидетельство о рождении);
  • дееспособность и психическое здоровье плательщика;
  • доказательство нужды родителей, в материальной помощи.

Взыскание платы, может происходить как при согласовании с плательщиком (на добровольной основе), так и через судебный процесс. Для последнего варианта, необходимо подать исковое заявление в суд, на выплату алиментов.

Если же у истца, имеется несколько детей, которые не хотят добровольно выплачивать материальную помощь, то сумма выплат, разделяется между ними, в соответствии со следующими критериями:

  • наличие детей на содержании;
  • заработная плата и общее финансовое положение;
  • дееспособность.

Статья «Права ребенка и их защита»

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

— какие права имеет ребенок, только родившись;
— от кого нужно защищать ребенка;
— какие типичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
— кто обязан защищать права ребенка;

Права ребёнка

Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

  • Ребёнок имеет право на семью.

  • Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

  • Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

  • Ребёнок имеет право на равенство.

  • Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

  • Ребёнок имеет право на собственное мнение.

  • Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

  • Ребёнок имеет право на получение информации.

  • Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

  • Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

  • Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

  • Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

    На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

    Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

    Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного . А это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Типичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее – в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа­лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
Наиболее типичные нарушения прав таких детей — невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме. В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

  1. Прокуратура

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

  1. Суд.

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (если ребенку есть уже 14 лет), так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

  1. Родитель, приемный родитель, опекун.

  2. Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

  3. Органы опеки и попечительства.
    При нарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

  4. Комиссия по делам несовершеннолетних.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *