Содержание
- Сертификат формы А
- Статья 1.2. КоАП РФ. Задачи законодательства об административных правонарушениях
- Комментарий к Ст. 1.2 КоАП РФ
- Сертификат происхождения товара формы «А»
- Приложение N 2. Требования к оформлению сертификатов о происхождении товара формы «А»
- Сертификат происхождения товара по форме СТ-1
- Оформление сертификата СТ-1
- Раздел 7. Требования и порядок заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1
Сертификат формы А
- Условия ИНКОТЕРМС 2010
- Основные правила интерпретации таможенных кодов
- Сертификат формы А
- Сертификат СТ 1
- Заполнение CMR
- Заполнение AWB
- Паспорт валютной сделки
- Внешнеэкономический контракт — образец
- Нотификация
- Двойное назначение товаров
- Класс решения по ТН ВЭД
- Банковская гарантия
Внешнеторговый документ — это документ, содержащий информацию о различных сторонах деятельности в области внешней торговли.
Правильно заполненный сертификат происхождения товаров по форме «А», является одним из условий получения тарифных преференций на размер взимаемой пошлины.
Требования к оформлению сертификатов о происхождении товаров по форме «А», основывается на Письме ГТК России от 09.06.2003 N 07-48/23459, О сертификатах происхождения товара формы «А»
Условия для предоставления преференций следующие:
- Наличие правильно оформленного сертификата Форма А.
- Соблюдение условия — ПРЯМАЯ ЗАКУПКА, то есть прямой контракт с резидентом страны производства (независимо от того в какую страну производится оплата за товар).
- Соблюдение условия – НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОТГРУЗКА, то есть товар поставляется / отгружается непосредственно из страны производства (есть 3 исключения: первое — транзит на территории третьей страны, если прописан в контракте транзитный путь; второе – товар находился под таможенным контролем на территории третьей страны, и нужно переписывать в сертификате 12 графу – куда направляются товар; третье – товар на территории третьей страны находился в виде выставки или аукциона, что так же необходимо отразить в контракте).
- Товар есть в ПРЕФЕРЕЦИАЛЬНОМ ПЕРЕЧНЕ и произведен на оборудовании данной страны (согласно приложения 4 к Решению Комиссии ТС от 27 ноября 2009 г. № 130).
Требования к оформлению сертификатов о происхождении товара по форме «А»
Общие положения.
Бланк декларации-сертификата о происхождении товара по форме «А» (далее — сертификат) изготавливается типографским способом на бумаге с защитной сеткой или защитным цветовым полем (образцы сертификата на английском и русском языках прилагаются).
Примечания с требованиями по заполнению сертификата могут быть напечатаны типографским способом на оборотной стороне бланка как на языке, на котором заполняется сертификат, так и на любом другом языке, либо могут полностью или частично отсутствовать.
Сертификат должен быть заполнен с помощью печатающего устройства компьютера или на пишущей машинке (за исключением отдельных обозначений, указанных ниже).
В сертификате не допускается наличие каких-либо подчисток и помарок.
Вносимые в сертификат исправления могут быть произведены путем зачеркивания ошибочных данных и впечатывания необходимых сведений. Каждое такое исправление заверяется печатью компетентного органа, уполномоченного выдавать сертификаты.
В одном сертификате возможно заявление сведений о нескольких товарах.
В обязательном порядке в сертификате должен быть проставлен справочный (регистрационный) номер, а также заполнены графы 1, 5 (в случае указания нескольких товаров в сертификате), 7, 8, 9, 11, 12.
Неиспользованное место в графах 5, 6, 7, 8, 9, 10 должно быть перечеркнуто с целью предотвращения внесения в них каких-либо дополнительных сведений.
Графа, расположенная в правом верхнем углу сертификата — Указывается справочный (регистрационный) номер сертификата. Допускается рукописное написание справочного (регистрационного) номера сертификата. Указывается наименование страны, в которой сертификат выдан.
Графа 1 — Указываются наименование и адрес лица, которое является экспортером (поставщиком) товара (продавца товара по контракту или иного лица, если ему переданы права на поставку товара, в том числе производителя товара.
Графа 2 — Указываются наименование и адрес лица, которое получает товар. В случае, если конкретный получатель товаров на момент выдачи сертификата не определен, в графе указывается «to order» («по распоряжению») или название государства — участника Соглашения о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12 апреля 1996 года, импортирующего товар, на языке, на котором заполняется сертификат.
Допускается также, что наименование и адрес конкретного получателя товара будут допечатаны позже после записи «to order» («по распоряжению») или названия государства — участника Соглашения о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12 апреля 1996 года, импортирующего товар, на языке, на котором заполняется сертификат.
Графа 3 — Указываются сведения о маршруте транспортировки товаров и транспортных средствах (насколько это известно).
Графа 4 — Используется для специальных отметок.
В случае выдачи взамен поврежденного либо утраченного сертификата его дубликата в графе 4 уполномоченным органом страны происхождения товара делается отметка «duplicate» («дубликат»). При этом срок действия дубликата сертификата исчисляется с даты выдачи оригинала сертификата.
В случае если сертификат выдан после отправки товара, то в графе делается отметка «issued retrospectively» («выдан впоследствии»).
При аннулировании по каким-либо причинам уполномоченным органом страны происхождения товара ранее выданного сертификата в графу 4 вновь выданного сертификата вносится запись «issued instead» («выдан взамен») с указанием номера и даты выдачи аннулированного сертификата.
Допускается, что графа может быть незаполненной.
Графа 5 — В случае заявления в одном сертификате сведений о нескольких товарах перед каждым товаром указывается его порядковый номер в сертификате.
Допускается, что графа может быть незаполненной.
Графа 6 — Указываются данные о количестве грузовых мест и маркировке. Если в сертификате указываются сведения о нескольких товарах, то данные приводятся без интервалов между ними или эти интервалы перечеркиваются. Допускается запись «no marks» («без маркировки»).
Допускается, что графа может быть незаполненной.
Графа 7 — Указываются коммерческое наименование товара, его модель, марка, модификация, артикул, другие данные, позволяющие провести однозначную идентификацию товара с заявленным для целей таможенного оформления, а также расфасовка, вид упаковки и количество мест товара.
Если для описания товаров в поле графы не хватает места, допустимо использование дополнительных листов, которые должны быть заверены печатью компетентного национального органа, выдавшего сертификат (оттиск печати в графе 11 должен совпадать с оттиском печати на дополнительном листе), с указанием справочного (регистрационного) номера сертификата. Заполнение описания товара на оборотной стороне сертификата не допускается.
В случае наличия в этой графе ссылки на спецификацию к контракту копия последней также должна быть заверена печатью национального компетентного органа, выдавшего сертификат.
Если в сертификате указываются сведения о нескольких товарах, то описания товаров приводятся без интервалов между ними или эти интервалы перечеркиваются.
Графа 8 — Указывается критерий происхождения товара:
«Р» — товар полностью произведен в стране экспорта;
«Y» (с указанием процентной доли стоимости сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или неизвестного происхождения, использованных при производстве товара, в стоимости экспортируемого товара, определяемой на базе цены франко-завод изготовителя, например, «Y15%») — товар подвергнут обработке или переработке;
«Pk»- товар произведен в одной из стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим государства — участника Соглашения о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12 апреля 1996 года, и был подвергнут обработке или переработке в других (одной или нескольких) таких странах.
Критерий происхождения товара должен быть обозначен для каждого товара, заявленного в графе 7 сертификата.
Если в сертификате заявлены различные товары, часть из которых классифицируется в одной четырехзначной товарной позиции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, то в графе 8 допустимо указание одного буквенного обозначения критерия происхождения для всех товаров данной четырехзначной товарной позиции.
Графа 9 — Указывается вес товара (брутто) или иные данные о количестве товара.
Если в сертификате заявлено несколько товаров, то данные о весе (брутто) или иные данные о количестве товара приводятся для каждого отдельно поименованного товара.
Графа 10 — Указываются номер и дата счета-фактуры (инвойса) или счета-проформы. В графе может быть указан как один общий счет-фактура (инвойс) или счет-проформа для всех заявленных в сертификате товаров, так и при необходимости несколько счетов-фактур (инвоисов) или счетов-проформ для некоторых отдельно поименованных товаров.
Если на момент выдачи сертификата данные о счете-фактуре (инвойсе) или счете-проформе получателю сертификата, указанному в графе сертификата 1, неизвестны, допускается, что графа 10 может быть незаполненной.
Графа 11 — Графа содержит данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с национальным законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата.
Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.
Подпись рассматривается в качестве дополнительной информации, подтверждающей достоверность сертификата.
Графа 12 — В верхней строке указывается наименование страны происхождения товара.
В средней строке указывается наименование страны назначения товара.
В нижней строке указывается место и дата заполнения сертификата. Сведения, приведенные в сертификате, подписываются в данной графе уполномоченным лицом экспортера (поставщика), указанного в графе 1. Наличие печати экспортера (поставщика) в графе является обязательным требованием.
Доклад Р. А. Аксюка на публичном обсуждении результатов правоприменительной практики таможенных органов Северо-Кавказского таможенного управления, ноябрь 2018 г.
Под тарифной преференцией понимается – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с Договором о Союзе и предусматривающими применение режима свободной торговли международными договорами Союза с третьей стороной.
Следует учитывать следующее:
- в отношении сертификатов о происхождения товаров формы «СТ-1» действуют Правила определения страны происхождения товаров утвержденные Соглашением от 20 ноября 2009 г. «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» в отношении тех стран которые подписали данное соглашение и находящихся в торговом обороте между этими государствами, к которым применяется торговый режим, предусмотренный Соглашением о создании зоны свободной торговли;
- в отношении сертификатов о происхождения товаров формы «СТ-2» действуют Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные в соответствии с Соглашением, заключенным между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г. (далее – Соглашение), и Протоколом от 22 июля 2011 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28 августа 2000 г;
- в отношении сертификатов о происхождения товаров формы «А» действуют Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Соглашением, заключенным между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 г. «О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран».
Вышеуказанным Соглашениями установлены требования, при соблюдении которых предоставляются тарифные преференции, в частности к ним следует относить, требования к оформлению и заполнению сертификатов о происхождении товаров.
За 2018 г. Минераловодской таможней было принято 157 решений об отказе в предоставлении тарифных преференций за 2017 г. принято 87 решений. К основным причинами отказа в предоставлении тарифных преференций следует отнести нарушения требований оформления и заполнения сертификатов:
- в графе 13 сертификата о происхождении товаров формы «СТ-1» отсутствует подпись заявителя;
- в графе 8 сертификата о происхождения товаров формы «СТ-1» указаны сведения о товаре не соответствующие декларируемым и не позволяющие провести однозначную идентификацию товара относительного декларируемого;
- в графе 13 сертификата о происхождения товаров формы «СТ-1» использовано факсимиле подписи лица;
- в графе 1 сертификата о происхождения товаров формы «СТ-1» наименование грузополучателя/экспортера, отличается от наименования указанного в графе 2 декларации на товары, а также сведений содержащихся в товаросопроводительных документах представленных при таможенном оформлении;
- в сертификате о происхождении товаров формы «СТ-1» не указан критерий происхождения товаров;
- в графе 11 сертификата формы «А» отсутствует дата выдачи сертификата и место удостоверения сертификата, в графе 12 сертификата формы «А» отсутствует место и дата заполнения сертификата, наименования страны назначения товара.
Во всех указанных случаях участниками внешнеэкономической деятельности были предоставлены сертификаты о происхождения товаров оформленные с нарушением требований к оформлению и заполнению сертификатов.
В целях получения правильно оформленного сертификата о происхождении товаров, непринятого таможенным органом страны ввоза, участники ВЭД могут и должны обратится в уполномоченный орган страны выдавшей сертификат, за получением нового сертификата о происхождении товаров оформленного в соответствии с международными договорами. Данное право также распространяется на сертификаты о происхождении товаров получение за пределами сроков установленных статьей 446 ТК ЕАЭС, при условии, что тарифная преференция изначально была предоставлена при таможенном оформлении товара в свободное обращение. Срок получение новых сертификатов о происхождения товаров не может превышать 3-х годичный срок установленный статьей 310 ТК ЕАЭС.
Доклад И. В. Князевой на публичном обсуждении результатов правоприменительной практики таможенных органов Северо-Кавказского таможенного управления, ноябрь 2018 г.
Судебная практика по спорам, связанным с отказом таможенных органов в предоставлении преференциального режима, является немногочисленной и в большинстве случаев положительной для таможенных органов.
Что касается Минераловодской таможни, то за 2017 год участником ВЭД в суде оспаривались три решения об отмене тарифных преференций, по результатам судебного разбирательства решения таможни признаны законными, в удовлетворении требований заявителя судом отказано. В 2018 году решений вступивших в законную силу не имеется.
Анализ рассмотрения судами дел данной категории сводится к следующему.
Суды отмечают, что принятие таможенным органом решения об отказе в предоставлении тарифных преференций возможно только при наличии таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара, а также при наличии доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации сертификата, доказательств наличия существенных нарушений требований к форме и содержанию сертификата.
Так, в частности, суды указывают, что в случае, если таможенным органом не оспаривается по существу страна происхождения ввезенных товаров, то сертификат о происхождении товара не может быть признан ненадлежащим или фальсифицированным лишь по тому основанию, что в нем к примеру не указан его регистрационный (референтный) номер при отсутствии иных нарушений в оформлении и заполнении представленного обществом сертификата, а также в случае выявления нарушений в его оформлении и заполнении, но при наличии письма уполномоченного органа, подтверждающего факт выдачи такого сертификата.
Как мы видим, одним из существенных моментов для получения тарифных преференций является проверка преференциального сертификата. И такая проверка должна и может проводиться участником ВЭД при его получении, чтобы в дальнейшем при проведении таможенными органами таможенного (ведомственного) контроля не оказаться в ситуации отмены преференциального режима, поскольку обязанность таможенных органов отказывать в предоставлении тарифных преференций в случае предоставления сертификата, не соответствующего требованиям к его оформлению, закреплена таможенным законодательством.
Как восстановить тарифные преференции и вернуть излишне уплаченные (взысканные) пошлины, налоги?
Для ответа на вопрос о том, как восстановить тарифные преференции в первую очередь необходимо ознакомиться с обоснованием принятого таможенным органом решения.
Не удастся восстановить тарифные преференции, если в качестве обоснования решения об отказе в предоставлении тарифных преференций указаны следующие обстоятельства:
- не соблюдается правило непосредственной закупки;
- не соблюдается правило прямой поставки;
- не соблюдаются критерии происхождения товара из конкретной страны;
- товар не включен в перечень товаров, которым в ЕАЭС предоставляются тарифные преференции (для товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран);
- товар включен в перечень изъятий из режима свободной торговли (для товаров, происходящих из Республики Сербии);
- в отношении товаров в РФ установлена вывозная таможенная пошлина (для товаров, происходящих из Республики Сербии);
- товар подлежит одновременно лицензированию и квотированию (для товаров, происходящих из Республики Сербии);
- товар указан в списке товаров, облагаемых таможенными пошлинами (для товаров, происходящих из стран СНГ).
Во всех остальных случаях тарифные преференции подлежат восстановлению.
Основная информация о восстановлении тарифных преференций:
- Преференциальный режим восстанавливается до истечения 1 (одного) года со дня регистрации декларации на товары (п. 3 ст. 63 ТК ТС и ст. 446 ТК ЕАЭС).
- Для восстановления тарифных преференций декларанту необходимо обратиться в таможенный орган с заявлением о восстановлении тарифных преференций, составленным в произвольной форме (приказ ФТС России от 02.08.2012 № 1565 «Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций»).
- Заявление подается в таможню, в регионе деятельности которой осуществлялось таможенное декларирование товаров. К Заявлению прикладываются оригиналы документов, подтверждающих страну происхождения товаров (приказ ФТС России № 1565).
Сроки рассмотрения обращения декларанта и принятия решения по тарифным преференциям
- Срок рассмотрения таможенным органом заявления о восстановлении тарифных преференций – 30 рабочих дней (приказ ФТС России № 1565).
- Если при рассмотрении заявления таможенный орган запрашивает у декларанта, дополнительные документы, срок принятия решения будет равен 15 рабочим дням со дня предоставления запрошенных документов. (приказ ФТС России № 1565).
- Решение по тарифным преференциям направляются таможенным органом сопроводительным письмом декларанту в течение 5 (пяти) рабочих дней после их принятия (приказ ФТС России № 1565).
Как вернуть излишне уплаченные пошлины и налоги после восстановления тарифных преференций.
Датой восстановления тарифных преференций является дата совершения юридически значимых действий – принятие решения о восстановлении тарифных преференциях. Дата принятия решения будет указана в самом решении.
В соответствии со статьями 147 и 148 ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ст. 398 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – переходные положения) возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случае восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций.
Статья 1.2. КоАП РФ. Задачи законодательства об административных правонарушениях
1. Кодекс определяет задачи законодательства об административных правонарушениях, исходя из принципов, провозглашенных Конституцией Российской Федерации и закрепленных в ее нормах.
Одним из важнейших среди принципов демократического правового государства является приоритет прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов. Поэтому задачей законодательства об административных правонарушениях в комментируемой статье определяется защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина. Эта задача получает свою конкретизацию в закрепленных в разд. I Кодекса принципах равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения, обеспечения законности при применении мер административного принуждения, презумпции невиновности (см. комментарии к ст. ст. 1.4 — 1.8), языка производства, открытого рассмотрения дел (см. комментарии к ст. ст. 24.2, 24.3). Защита прав и свобод граждан отражена в нормах Кодекса, регулирующих статус лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего и других лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении. Одной из важнейших гарантий прав граждан и юридических лиц является предусмотренное Кодексом право на судебное обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях.
2. В комментируемой статье указывается, что задачей законодательства об административных правонарушениях является охрана здоровья граждан, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды. В этой связи значительная часть норм Особенной части Кодекса непосредственно направлена на обеспечение и защиту прав граждан в указанных выше сферах. Наряду с нормами, устанавливающими ответственность за нарушения избирательных и иных политических прав граждан, а также их трудовых прав (см. гл. 5), многочисленные нормы последующих глав Особенной части содержат составы административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан. Предусмотрена административная ответственность должностных лиц за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, к питьевой воде, к организации питания населения, условиям обучения и воспитания. Под страхом административной ответственности запрещается пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. С защитой прав граждан и охраной их здоровья связаны нормы гл. 8 Особенной части Кодекса — об административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, за нарушения экологических требований.
3. Охрана всех форм собственности также рассматривается в качестве одной из основных задач законодательства об административных правонарушениях. Так, в гл. 7 Кодекса предусмотрена административная ответственность за уничтожение и повреждение, за мелкое хищение чужого имущества, при этом имеется в виду как государственная, так и частная собственность.
4. С задачами охраны собственности связаны задачи защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений. Эту задачу призваны реализовывать многие нормы Кодекса об административной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности, правил охраны электрических сетей, правил, направленных на защиту населения и территории страны от опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных растений и животных, правил безопасности движения всех видов транспорта, правил в области связи, защиты информации и т.п.
Охране экономических интересов предпринимателей призваны способствовать нормы, устанавливающие административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, нарушение законодательства о рекламе, неправомерное ограничение свободы торговли, фиктивное банкротство и т.д.
5. В связи с необходимостью охраны общественного порядка и общественной безопасности в соответствующих главах Особенной части предусмотрена административная ответственность граждан за мелкое хулиганство, за нарушение правил ношения и хранения оружия и патронов к нему, за нарушение правил пожарной безопасности, самоуправство и т.п. Установлена также административная ответственность физических и юридических лиц за административные правонарушения против институтов государственной власти и порядка управления.
6. В комментируемой статье подчеркивается, что законодательство об административных правонарушениях должно способствовать предупреждению административных правонарушений. Эта задача также нашла отражение в нормах Кодекса, которые предусматривают открытость производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение дел о правонарушениях, совершенных лицами от 16 до 18 лет, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав с применением мер воспитательного воздействия. Предусмотрена также возможность освобождения от административной ответственности лица при малозначительности совершенного им административного правонарушения (ст. 2.9).
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Комментарий к Ст. 1.2 КоАП РФ
1. Задачи представляют собой определяющую категорию, от которой зависит не только объем полномочий отдельных органов, но также и их функции, а также иные аспекты деятельности. Задачи законодательства позволяют определить основные направления его реализации, а также разрешение задач таким образом, который позволит достичь целей принятия соответствующих нормативных актов. Указанные задачи являются общими и характерны для различных видов законодательства.
2. Задачами российского законодательства об административных правонарушениях являются:
— защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина — по смыслу настоящей статьи указанные положения объединяют в себе две самостоятельные задачи, однако их содержание свидетельствует о единстве данного положения, поскольку защита личности обеспечивается именно путем обеспечения охраны ее прав и свобод, их восстановления в случае нарушения, а также профилактика таких нарушений. Следует также заметить, что законодательство об административных правонарушениях в большинстве случаев предусматривает реализацию данной задачи посредством активной деятельности уполномоченных органов государственной власти и иных субъектов, что не препятствует использованию субъектами, права которых нарушаются, иных способов защиты, в первую очередь предусмотренных гражданским законодательством;
— охрана здоровья граждан по своей сути представляет частный случай реализации первой задачи — защиты личности, охраны ее прав и свобод, поскольку именно в качестве специального права Конституция РФ предусматривает право на охрану здоровья гражданина. В рамках законодательства об административных правонарушениях охрана здоровья граждан обеспечивается посредством осуществления контроля и надзора за деятельностью уполномоченных на обеспечение охраны здоровья граждан органов;
— обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и достигается за счет реализации деятельности по обеспечению безопасных условий существования человека специально уполномоченными органами, а также иными субъектами. Необеспечение указанных условий является предметом реализации норм КоАП РФ и иных нормативных актов об административных правонарушениях;
— защита общественной нравственности обеспечивается посредством профилактики и предотвращения правонарушений, посягающих на общественную нравственность;
— охрана окружающей среды обеспечивается по двум основным направлениям: с одной стороны, посредством введения мер ответственности за нарушение правил использования и охраны природных объектов и ресурсов, с другой — посредством закрепления мер государственной ответственности за совершение деяний, признанных правонарушениями;
— обеспечение установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности — решение указанной задачи имеет непосредственную связь с административными правонарушениями и наказанием за их совершение. Административные нормы непосредственно направлены на регламентацию порядка осуществления деятельности органов государственной власти в части осуществления ими функций государства, в связи с чем обеспечение предусмотренного настоящей статьей порядка составляет одну из основных задач административного законодательства.
3. Немаловажное место в системе задач законодательства об административных правонарушениях занимает комплекс экономических задач. В состав данного комплекса входят защита собственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений. Роль настоящего Кодекса и иных нормативных актов сводится не только к обеспечению единого экономического пространства на территории Российской Федерации, но и режима законности в части обеспечения права собственности отдельных субъектов и государства в целом, порядка взимания налогов и иных обязательных сборов. Следует заметить, что речь в данном случае идет о законодательстве об административных правонарушениях, которое призвано регламентировать перечень административных правонарушений в экономической сфере и меры ответственности за их совершение с учетом всех обстоятельств совершения указанного деяния. Решение рассматриваемого комплекса задач связано не только с пресечением подобных деяний и восстановлением законности, но, в первую очередь, их предупреждением, т.е. профилактикой административных правонарушений.
Эффективная деятельность по предупреждению административных правонарушений способствует повышению общего уровня правовой грамотности населения, а также способствует сокращению количества совершенных правонарушений. Не всегда предусмотренное действующим законодательством наказание позволяет исправить нарушителя и пресечь совершение им подобных деяний в будущем. Однако профилактическая деятельность позволяет не допустить совершения правонарушений отдельными субъектами.
Положения настоящей статьи призваны определить наиболее важные задачи законодательства об административных правонарушениях. Однако их перечень может корректироваться применительно к каждой конкретной практической ситуации и эффективности реализации отдельных задач.
Сертификат происхождения товара формы «А»
Совершение внешнеторговых операций нередко связано с сертификацией продукции. Одним из самых востребованных является сертификат происхождения товаров. На сегодняшний день существует три вида сертификатов: общей формы, формы СТ-1 и формы «А». Форма сертификата зависит от страны назначения товара.
Сертификат формы «А» — документ, удостоверяющий, что товар был произведен на территории России. Применение данного сертификат было введено в рамках генеральной системы преференций при экспорте товаров в страны ЕС, США, Канаду, Турцию и Японию. От страны происхождения товара зависит ввозная таможенная пошлина. Однако с 2014 года Россия была признана развитой страной и исключена из преференциальных стран Евросоюза. В большинстве случаев иностранная компания сама просит предоставить ту или иную сертификацию.
Перечень документов для оформления сертификата «А»
Сертификат оформляется Торгово-Промышленной Палатой или компаниями, получившие специальную лицензию на сертификацию продукции. Средний срок оформления составляет от 3 до 5 дней. Для получения сертификата необходимо представить заявление вместе со следующими документами и сведеньями:
- Регистрационные документы компании-экспортера
- Внешнеторговый контракт
- Инвойс (счет-фактура)
- Документы, подтверждающие российское производство товара (технологические схемы, происхождение материалов, входящих в состав товаров)
- Техническая документация (паспорт изделия, сертификат качества, инструкции по эксплуатации)
Особенности сертификата «А»
- Документ заполняется на английском языке
- Исправления не допускаются, ни в каком виде
- Выдается на одну партию товаров
- Срок действия – 1 год
- Бланки изготовлены на специальной бумаге с использованием нескольких степеней защиты
Образец заполнения сертификата «А»
1. Грузоотправитель/экспортер.
2. Грузополучатель/ импортер.
Первые две графы включают наименования и адреса сторон. Указанные данные должны быть идентичны сведениям в инвойсе и в контракте.
3. Вид транспорта и маршрут. Указывается, каким видом транспорта будет перевозиться товар, его номер, а также маршрут следования.
4. Для служебного использования. Данная графа заполняется государственными органами только в случае потери оригинала сертификата и замены дубликатом.
Следующие три графы представляют собой таблицу и содержат сведенья о товаре. Все данные указываются согласно товаросопроводительным документам.
5. Порядковый номер товара
6. Маркировка и номера упаковок – сведенья берутся из инвойса
7. Количество мест и вид упаковки. Описание товара. В графу записывается сокращенное коммерческое название продукции. Коды и описание товара.
8. Критерий происхождения. Всего классифицируют два критерия происхождения товара, и каждый имеет свой индекс. «P» — экспортируемая продукция полностью произведена на территории РФ. Индекс «Y» — экспортируемые товары, содержащие компоненты иностранного происхождения, подвергнуты достаточной обработке, отвечающей правилам происхождения. Также следует указать долю стоимости компонентов иностранного происхождения.
9. Вес брутто. В зависимости от товара вес может указываться как в метрических единицах (килограммы, литры), так в количественных показателях.
10. Номер и дата счета. Счетом будет считаться инвойс (счет-фактура)
11. Удостоверение – подтверждает, что сертификат был выдан ТПП. Указывается наименование организации, выдавшей сертификат, а также дата и место оформления сертификата, заверенные подписью уполномоченного лица и печатью организации.
12. Декларация экспортера, где заявитель указывает страну отправления и страну назначения, а также заверяются подписью руководителя. Копия сертификата заверяется печатью компании-экспортера.
Образец (бланк) сертификата происхождения А .doc (35 кб)
Заявка на экспертизу страны происхождения товара и оформление сертификата происхождения .doc (29 кб)
Компания «АГАПАС-ЭКСПОРТ» предлагает услуги по таможенному оформлению товару, в том числе оформление необходимой сертификации товаров. Получить подробную консультацию можно у наших специалистов по телефону +7 (499) 703-18-15. Или оставьте заявку на нашем сайте, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Приложение N 2. Требования к оформлению сертификатов о происхождении товара формы «А»
Графа, расположенная в правом верхнем углу сертификата
Указывается справочный (регистрационный) номер сертификата. Допускается написание от руки справочного (регистрационного) номера сертификата.
Указывается наименование страны, в которой сертификат выдан.
Графа 1
Указываются наименование и адрес экспортера (поставщика) товара, продавца товара по контракту или производителя товара.
Графа 2
Указываются наименование и адрес получателя или покупателя.
Допускается, что графа может быть незаполненной.
Графа 3
Указываются сведения о маршруте транспортировки товаров и транспортных средствах (насколько это известно).
Графа 4
Используется для специальных отметок.
В случае выдачи дубликата сертификата взамен поврежденного либо утраченного в графе 4 уполномоченным органом страны-бенефициара делается отметка «duplicate». При этом срок действия дубликата сертификата исчисляется с даты выдачи оригинала сертификата.
В случае, если сертификат выдан после отправки товара, в графе делается отметка «issued retrospectively» или «issued retroactively».
При аннулировании по каким-либо причинам уполномоченным органом страны-бенефициара ранее выданного сертификата в графу 4 вновь выданного сертификата вносится запись «issued instead» или иная запись, которая позволяет установить, что сертификат выдан взамен, с указанием номера и даты выдачи аннулированного сертификата.
Допускается, что графа может быть незаполненной.
Графа 5
В случае заявления в одном сертификате сведений о нескольких товарах перед каждым товаром указывается его порядковый номер в сертификате.
Допускается, что графа может быть незаполненной.
Графа 6
Указываются данные о количестве грузовых мест и маркировке. Если в сертификате указываются сведения о нескольких товарах, данные приводятся без интервалов между ними или эти интервалы перечеркиваются. Допускается запись «no marks» или «N/M».
Допускается, что графа может быть незаполненной.
Графа 7
Указываются коммерческое наименование товара, вид обработки (например, свежие, сушеные, соленые и др.), его модель, марка, другие данные, позволяющие провести однозначную идентификацию товара с заявленным для целей таможенного декларирования, а также расфасовка, вид упаковки и количество мест товара.
Если для описания товаров в поле графы не хватает места, используются дополнительные листы, выполненные на таких же бланках, что и основной лист сертификата, которые должны быть заверены подписью и печатью уполномоченного органа страны-бенефициара, удостоверившего сертификат, и иметь тот же регистрационный номер, что и основной лист сертификата.
В случае наличия в этой графе ссылки на спецификацию к контракту копия последней также должна быть заверена печатью уполномоченного органа страны-бенефициара.
Если в сертификате указываются сведения о нескольких товарах, описания товаров приводятся без интервалов между ними или эти интервалы перечеркиваются.
Графа 8
Указывается критерий происхождения товара:
«P» — товар полностью произведен в стране-бенефициаре;
«Y» (с указанием процентной доли стоимости материалов, не происходящих из стран-бенефициаров и (или) неизвестного происхождения, в цене продукта на условиях франко-завод, например, «Y15%») — товар подвергнут достаточной обработке или переработке;
«Pk» — товар произведен в одной из стран-бенефициаров и был подвергнут обработке или переработке в других (одной или нескольких) странах-бенефициарах.
Критерий происхождения товара должен быть обозначен для каждого товара, заявленного в графе 7 сертификата.
Если в сертификате заявлены различные товары, часть из которых классифицируется в одной четырехзначной товарной позиции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, в графе 8 допустимо указание одного буквенного обозначения критерия происхождения для всех товаров данной четырехзначной товарной позиции.
Графа 9
Указывается вес товара (брутто) или иные данные о количестве товара. Если в сертификате заявлено несколько товаров, данные о весе (брутто) или иные данные о количестве товара приводятся для каждого отдельно поименованного товара.
Графа 10
Указываются номер и дата счета-фактуры (инвойса) или счета-проформы. В графе может быть указан как один общий счет-фактура (инвойс) или счет-проформа для всех заявленных в сертификате товаров, так и при необходимости несколько счетов-фактур (инвойсов) или счетов-проформ для некоторых отдельно поименованных товаров.
Допускается, что графа может быть незаполненной.
Графа 11
Графа содержит данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать уполномоченного органа страны-бенефициара, а также подпись должностного лица указанного органа.
Допускается указание данных о дате, месте удостоверения сертификата и наименовании уполномоченного органа страны-бенефициара на языке страны происхождения товара.
Допускается указание даты и места удостоверения сертификата способом, отличным от печатного.
Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.
Подпись рассматривается в качестве дополнительной информации, подтверждающей подлинность сертификата.
Графа 12
В верхней строке указывается наименование страны происхождения товара.
В средней строке указывается наименование государства — члена Таможенного союза.
В нижней строке указывается место и дата заполнения сертификата. Сведения, приведенные в сертификате, подписываются в этой графе уполномоченным лицом экспортера (поставщика), указанного в графе 1. Наличие печати экспортера (поставщика) в графе не является обязательным требованием.
Допускается указание данных о месте и дате заполнения сертификата на языке страны происхождения товара.
Допускается указание даты и места удостоверения сертификата способом, отличным от печатного.
Сертификат происхождения товара по форме СТ-1
При работе на внешнеторговую деятельность многие иностранные компании просят предоставить сертификацию на товар, в том числе сертификат СТ-1.
Перечень стран, в отношении которых действуют преференции, и оформляется сертификат СТ-1: | |||
Азербайджан | Молдова | ||
Армения | Таджикистан | ||
Грузия | Туркменистан | ||
Кыргызстан | Узбекистан |
Сертификат формы СТ-1 – документ, подтверждающий страну происхождения товара. Данный документ предоставляется при экспорте продукции в страны СНГ, и освобождает иностранную компанию от уплаты импортных пошлин. Так как между Россией, Казахстаном и Беларусью действует упрощенная система таможенного оформления, то сертификат СТ-1 в данные страны не требуется.
Для получения сертификата нужно документально подтвердить российское происхождение товара и его соответствие всем параметрам происхождения.
Оформление сертификата СТ-1
Сертификат происхождения товара оформляется и выдается Торгово-Промышленной Палатой или компаниями, имеющие специальную лицензию. Срок оформления сертификата займет от 3 до 5 дней. В зависимости от номенклатуры товара могут потребоваться различные документы. Однако существует общий список, который включает:
- Заявление;
- Внешнеторговый контракт;
- Регистрационные документы;
- Сведенья, подтверждающие российское производство товара (паспорт изделия, сертификат качества, инструкция по эксплуатации);
- Состав продукции с обозначением каждого компонента и страны его происхождения;
- Счет-фактура (входящая и исходящая), товарно-транспортная накладная.
Особенности сертификата СТ-1
При оформлении сертификата СТ-1 следует помнить про такие важные аспекты, как:
- Заполнение сертификата производится на русском языке;
- Предназначен только для одной партии товаров;
- Срок действия 12 месяцев со дня выдачи;
- Бланки изготовлены на специальной бумаге и имеют несколько степеней защиты.
Образец заполнения сертификата СТ-1
Ниже приведен общий порядок заполнения сертификата СТ-1. Документ состоит из 13 граф. Вся информация, указанная в сертификате берется из предоставленных документов, и заполняется либо удостоверяющей организацией, либо самим декларантом (экспортером).
1. Грузоотправитель/экспортер
2. Грузополучатель/импортер
Первые две графы включают наименования и адреса сторон, содержащиеся в товаросопроводительных документах – контракт, счет-фактура. Если грузоотправитель и экспортер не являются одним юридическим лицом, то следует написать, что грузоотправитель действует по поручению экспортера.
3. Вид транспорта и маршрут следования. Например, «автотранспортом из Екатеринбурга в Ташкент»
4. Регистрационный номер сертификата. Указывается форма и номер бланка, страна, выдавшая сертификат и страна, для которой предназначен товар.
5. Для служебных отметок – заполняется при необходимости государственными органами страны экспорта, транзита или получателя товара.
6. В шестой графе указывается порядковый номер товара.
7. Количество мест и вид упаковки
8. Описание товара. В данной графе записывается коммерческое наименование товара и сведенья, в соответствии с которыми можно провести однозначную идентификацию товара.
9. Критерий происхождения. Всего определяют три критерия, в соответствии с которыми в графе может быть проставлено:
«П» — товар полностью произведен в России
«Д 0000» — товар, подвергнутый достаточной обработке, где цифры это товарная позиция по ТН ВЭД поставляемой продукции
«К» — страна происхождения товара определена по кумулятивным признакам
10. Количество товара – количественные или весовые параметры товара. Важно, чтобы фактическое количество поставляемого товара не превышало указанного более чем на 5 %.
11. Номер и дата счета-фактуры указываются на основе представленных документов, содержащие финансовые и количественные характеристики поставки.
12. Удостоверение, содержит данные: наименование, адрес, печать уполномоченного органа, а также подпись, ФИО уполномоченного лица и дату выдачи сертификата
13. Декларация заявителя, где экспортер подписывается, что вся представленная информация соответствует действительности и товары произведены в стране-участнице СНГ.
Образец (бланк) сертификата происхождения СТ-1 .doc (31 кб)
Компания «АГАПАС-ЭКСПОРТ» предлагает услуги по таможенному оформлению товаров, в том числе оформление необходимой сертификации товаров. Получить подробную консультацию можно у наших специалистов по телефону 8 (499) 703-18-15. Или оставьте заявку на нашем сайте, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Раздел 7. Требования и порядок заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1
размер шрифта
СОГЛАШЕНИЕ Правительств государств — участников стран СНГ от 20-11-2009 О ПРАВИЛАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ В… Актуально в 2018 году
7.1. Сертификат формы СТ-1 оформляется в печатном виде на русском языке на специальном защищенном бланке формата A4 (210 x 297 мм) плотностью не менее 25 г/м2, изготовленном типографским способом.
7.2. Копия сертификата формы СТ-1, а также любые связанные с ним документы, подтверждающие происхождение товаров, хранятся в уполномоченном органе, выдавшем сертификат, не менее 3 лет.
7.3. В сертификате не допускаются использование факсимиле подписей лиц, наличие подчисток, а также исправлений и/или дополнений, не заверенных в установленном порядке.
Исправления и/или дополнения в сертификат вносятся путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания или внесения от руки скорректированных сведений, которые заверяются подписью уполномоченного лица и печатью уполномоченного органа, выдавшего сертификат формы СТ-1.
7.4. Заполнение сертификата формы СТ-1 должно отвечать следующим требованиям:
графа 1 <*> — «Грузоотправитель/экспортер (наименование и адрес)». При заполнении графы допускается указывать наименование грузоотправителя/экспортера согласно свидетельству о его государственной регистрации либо документу, подтверждающему фактическое место нахождения грузоотправителя/экспортера.
<*> В графах 1 и 2 сертификата формы СТ-1 указываются такие же наименования и адреса грузоотправителя/экспортера и грузополучателя/импортера соответственно, которые содержатся в других товаросопроводительных документах, связанных с отгрузкой товара (внешнеторговый договор/сделка, счет-фактура, таможенная декларация и др.).
В случае если грузоотправитель и экспортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что грузоотправитель (наименование и адрес) действует «по поручению» экспортера (наименование и адрес);
графа 2 <*> — «Грузополучатель/импортер (наименование и адрес)». При заполнении графы допускается указывать наименование грузополучателя/импортера согласно свидетельству о его государственной регистрации либо документу, подтверждающему фактическое место нахождения грузополучателя/импортера.
<*> В графах 1 и 2 сертификата формы СТ-1 указываются такие же наименования и адреса грузоотправителя/экспортера и грузополучателя/импортера соответственно, которые содержатся в других товаросопроводительных документах, связанных с отгрузкой товара (внешнеторговый договор/сделка, счет-фактура, таможенная декларация и др.).
В случае если грузополучатель и импортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что грузополучатель (наименование и адрес) действует «по поручению» импортера (наименование и адрес);
графа 3 — «Средства транспорта и маршрут следования (насколько это известно)». Указываются средства транспорта и маршрут следования, насколько это известно;
графа 4 — указываются регистрационный номер сертификата, страна, выдавшая сертификат, и страна, для которой этот сертификат предназначен.
Допускается внесение регистрационного номера от руки или проставление штампом;
графа 5 — «Для служебных отметок». Впечатываются, вносятся от руки или проставляются штампом служебные отметки государственных контролирующих органов стран вывоза, транзита и/или получения товара, а также при необходимости следующие записи: «Дубликат», «Выдан взамен сертификата», «Выдан впоследствии», а также другие записи, предусмотренные настоящими Правилами.
Записи, вносимые в данную графу от руки, заверяются в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 7.3 настоящих Правил;
графа 6 — «Номер». Указывается порядковый номер товара;
графа 7 — «Количество мест и вид упаковки». Указываются количество мест и вид упаковки;
графа 8 — «Описание товара». Указываются коммерческое наименование товара и другие сведения, позволяющие провести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления.
В случае недостаточности места для заполнения графы 8 допускается применение дополнительного листа (листов) о происхождении товара (бланк дополнительного листа представлен в приложении 3, являющемся неотъемлемой частью настоящих Правил), заполняемого в установленном порядке (заверенного подписью, печатью и имеющего тот же регистрационный номер, который указан в графе 4 сертификата).
В случае перемещения партии товаров со значительным номенклатурным перечнем наименований при условии, что все товары классифицируются в одной товарной позиции и имеют одинаковый критерий происхождения, допускается вместо оформления дополнительного листа (листов) сертификата использовать товаросопроводительный документ (счет-фактура, счет-проформа, транспортная накладная/коносамент либо иной документ, отражающий количественные характеристики товара), в котором приведен полный перечень товаров. Данный товаросопроводительный документ, на первом листе которого проставляются регистрационный номер и дата выдачи соответствующего сертификата, предоставляется таможенным органам страны ввоза одновременно с сертификатом. Сведения о происхождении товаров в товаросопроводительном документе удостоверяются тем же уполномоченным органом, который выдал сертификат. При этом в графе 8 сертификата делается ссылка на соответствующий товаросопроводительный документ с указанием его реквизитов и количества листов, из которых он состоит;
графа 9 — «Критерий происхождения». Указываются следующие критерии происхождения товаров:
«П» — товар, полностью произведенный в государстве — участнике Соглашения;
«Д1905» — товар, подвергнутый достаточной обработке/переработке, с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по ТН ВЭД конечной продукции, например — 1905;
«К» — товар, страна происхождения которого определена на основе кумулятивного принципа.
Если в сертификате заявлены товары, классифицируемые в различных товарных позициях по ТН ВЭД и имеющие различные критерии происхождения, то в графе 9 указываются критерии происхождения дифференцированно для всех заявленных товаров;
графа 10 — «Количество товара». Указываются масса брутто/нетто (кг) и/или другие количественные характеристики товара согласно ТН ВЭД. Фактическое количество поставленного товара не должно превышать количество, указанное в сертификате, более чем на 5%.
Масса нетто указывается с учетом первичной упаковки, неотделимой от товара при розничной торговле.
В случае выдачи сертификата на периодические издания по долгосрочным внешнеторговым договорам/сделкам, когда груз идет от одного и того же грузоотправителя одному и тому же грузополучателю, заполнение графы не обязательно. При этом режим свободной торговли предоставляется по фактическому количеству ввезенных периодических изданий;
графа 11 — «Номер и дата счета-фактуры». Указываются сведения о счете-фактуре, или счете-проформе, или ином документе, отражающем финансовые и/или количественные параметры товара (при осуществлении долгосрочных внешнеторговых договоров/сделок, когда груз идет от одного и того же грузоотправителя одному и тому же грузополучателю, заполнение графы не обязательно);
графа 12 — «Удостоверение». Заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату выдачи сертификата, а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат.
Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица от руки или проставление штампом;
графа 13 — «Декларация заявителя». Указываются страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной обработке/переработке, дата декларирования сведений о стране происхождения товара, а также проставляются печать заявителя, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного лица заявителя.
Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица от руки или проставление штампом.
В том случае, когда товар вывозится (ввозится) физическим лицом — резидентом одного из государств — участников Соглашения, сертификат формы СТ-1 заполняется с учетом следующих особенностей:
графа 1 — указываются фамилия, инициалы грузоотправителя и его адрес;
графа 2 — указываются при наличии данных фамилия, инициалы грузополучателя, его адрес, а также делается отметка «Для свободного обращения».
Допускается, что грузоотправителем и грузополучателем может быть одно и то же физическое лицо;
графы 5 и 11 при отсутствии данных могут оставаться незаполненными;
графа 13 заверяется подписью грузоотправителя с указанием даты декларирования сведений о стране происхождения товара, а также фамилии и инициалов грузоотправителя.
7.5. Заполнение сертификата на оборотной стороне бланка не допускается.
—