Вопросы обеспечения санитарной безопасности в лесах Текст научной статьи по специальности «Право»

О.В. Куликова, В.А. Попкова

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ

O.V. Kulikova,V.A. Popkova

THE ISSUES OF ENSURING SANITARY SAFETY IN FORESTS

Леса являются одной из наиболее разнообразных и широко распространенных экосистем на земле1, источником древесины и продуктов, удовлетворяя тем самым потребности промышленности и общества, выполняют важнейшие средоо-бразующие и средозащитные функции, например, служат объектами биоразнообразия, поглощают углекислый газ.

На долю Российской Федерации приходится 809090 тыс. га, или 20,1% общей площади лесов мира, что делает ее безусловным мировым лидером в данной сфере. Земли лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, составляют около 70% территории суши Российской Федерации и являются важным стабилизирующим природным комплексом страны и единственным возобновляемым природным ресурсом2.

Понятие «санитарная безопасность в лесах» ранее в лесном законодательстве не применялось. Вместе с тем достаточно широко употреблялись понятия «санитарное состояние лесов», «санитарные рубки», «санитарные правила».

Законодатель объединил соответствующие нормы лесного законодательства в правовой институт «санитарная безопасность в лесах». Необходимо обратить внимание на сходство в регулировании отношений, касающихся пожарной и санитарной безопасности в лесах. Как охрана лесов от пожаров основывается на обеспечении пожарной безопасности в лесах, так и защита лесов — с обеспечением санитарной безопасности в них.

Главная особенность санитарной безопасности в лесах состоит в том, что в процессе ее обеспечения осуществляется не только защита лесов от вредных организмов, но и охрана лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Безопасность в той или ной сфере принято определять не основе общих требований, установленных на федеральном уровне3. Кроме того, закреплено понятие «экологическая безопасность», под которой понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий4.

В данном контексте санитарная безопасность в лесах — это состояние защищенности лесов от вредных организмов, загрязнения, захламления и иного подобного рода негативного воздействия.

© Куликова Ольга Валентиновна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kulikovaov.sgap@rambler.ru

© Попкова Вера Александровна, 2014

Аспирант кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая 214 академия); e-mail: kulaginvladimir89@gmail.com

Статья 55 Лесного кодекса РФ содержит перечень мер обеспечения санитарной безопасности в лесах, одной из которых является осуществление лесопатологи-ческого мониторинга. Порядок организации и осуществления мониторинговой деятельности в экологической сфере установлен федеральным законодательством. Понятие и задачи проведения государственного экологического мониторинга сформулированы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», общий порядок его проведения закреплен соответствующим Постановлением Правительства РФ5, а особенности осуществления мониторинга в сфере использования и охраны лесов установлены Лесным кодексом РФ, а также подзаконными нормативными правовыми актами.

Государственный лесопатологический мониторинг составляют проводимые сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в т.ч. об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам (ст. 56 Лесного кодекса РФ). Порядок организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга утвержден Министерством природных ресурсов и экологии РФ6.

При осуществлении лесопатологического мониторинга обеспечиваются: своевременное выявление неудовлетворительного лесопатологического состояния лесов, определение причин его возникновения;

проведение оценки эффективности профилактических, санитарно-оздоровительных мероприятий, авиационных и наземных работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;

подготовка прогноза развития наблюдаемых в лесах патологических процессов и явлений, а также проведение оценки их возможных последствий; с

—I

подготовка, обработка и хранение информации о лесопатологическом со- к стоянии лесов; р

а

подготовка обзоров санитарного и лесопатологического состояния лесов, ре- с комендаций по обеспечению санитарной безопасности в лесах; °

своевременное направление информации о необходимости проведения меро- у

приятий по защите лесов лицам, осуществляющим защиту лесов. с

т

Способами осуществления лесопатологического мониторинга являются: н

н

наземные наблюдения за состоянием объектов лесопатологического монито- й ринга; |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием е

к

лесов; й

лесопатологическая таксация; |

экспедиционные обследования. |

Способы осуществления лесопатологического мониторинга определяются в №

го

соответствии с лесозащитным районированием. В зоне слабой лесопатологи- (

ческой угрозы применяются преимущественно дистанционные наблюдения за ~ санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и при необходимости экс- 4 педиционные обследования, в зоне средней лесопатологической угрозы — дистанционные наблюдения за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов, наземные наблюдения за состоянием объектов лесопатологического мониторинга и лесопатологическая таксация. В зоне сильной лесопатологической угрозы используются все способы лесопатологического мониторинга с преобладанием наземных наблюдений за состоянием объектов лесопатологического мониторинга. 215

Данные государственного лесопатологического мониторинга служат информационной основой для федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, муниципального лесного контроля. Проведение лесопатологического мониторинга обеспечивается: в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, — Федеральным агентством лесного хозяйства;

в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, — соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности;

в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, — Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальных образований, — органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления соответственно7.

На территории Российской Федерации работы по осуществлению лесопатологического обследования лесов ведет ФБУ «Российский центр защиты леса»8, существующий с 1938 г. В ведении центра находятся филиалы, одним из которых является «Центр защиты леса Саратовской области»9. На территории Вольского лесозащитного района Саратовской области, площадь которого составляет 136,5 тыс. га, за последние годы заложено 209 пунктов постоянного * наблюдения.

? Леса России имеют преимущественно естественное происхождение и являются

а. одним из важнейших природных ресурсов. Одной из особенностей российских | лесов является сохранение на огромных территориях естественных лесных эко-I систем, не подверженных антропогенному воздействию. В России сосредоточено

1 около 25% всех малонарушенных лесов мира.

го

| В государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей среды

| Российской Федерации в 2012 году» названы следующие основные причины

| гибели лесов:

2 лесные пожары;

° антропогенные факторы;

» неблагоприятные почвенно-климатические воздействия;

| повреждение вредными организмами;

0 болезни леса;

° повреждение дикими животными.

° При этом от антропогенного влияния погибло 49,809 тыс. га леса.

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах лесное законодатель-

1 ство предусматривает проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, | выраженных в необходимости проведения вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Причем, если лесной участок сдан в аренду, то указанные меры санитарной безопасности осуществляет арендатор этого лесного участка.

Несмотря на конституционную обязанность граждан сохранять природу и

окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и предусмо-

тренную в ст. 8.31КоАП ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах, ежегодно проводимые работы по ликвидации мест захламления и загрязнения свидетельствуют об обратной реакции граждан. Так, в ходе проведения работ по ликвидации мест захламления и загрязнения в заказнике «Беспутская поляна», «Русская лесная дача» и подъездных путей к ним в Ставропольском крае силами лесников и егерей было собрано и утилизировано свыше 12 м3 бытового и строительного мусора10.

Аналогичные работы проводились и на территории Воронежской области, где данные мероприятия включены в областную целевую программу «Леса Воронежской области 2012-2016». Только в 2012 г. было убрано 94 га в Семилукском, Сомовском и Новоусманском лесничествах. В утилизацию было передано более 4 тыс. кг стеклобоя, 740 кг макулатуры, 1 405 кг пластиковых бутылок. Кроме того, на полигоны ТБО для захоронения было вывезено 60 м3 отходов, что по весу примерно сопоставимо с количеством отходов, переданных на утилизацию11.

Полномочия по сбору, вывозу, переработке и утилизации отходов производства и потребления возложены на органы местного самоуправления и распространяются на всю закрепленную за ними территорию независимо от форм собственности и целевого назначения земель.

Требования в сфере защиты лесов от загрязнения, захламления и иного негативного воздействия закреплены Правилами санитарной безопасности в лесах. Так, запрещается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством РФ требований к обращению с отходами производства и потребления, а также загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами. Однако проведенные рейды по выявлению и предупреждению несанкциониро- ш ванных свалок твердых бытовых отходов (ТБО) отражают обратную статистику: н

именно на землях лесного фонда расположено 8% всех выявленных несанкцио- С

а

нированных свалок. Так, ООО «Ривьера», выполняя деятельность по организации т|

о

отдыха и развлечений в пансионатах и домах отдыха, осуществляло лесопользо- к

о

вание на основе договора аренды лесного участка площадью 6,2 га на территории о’ Марксовского лесничества Марксовского района Саратовской области. Данный | земельный участок был предоставлен ООО «Ривьера» на срок до 30 декабря 2053 г. в

Министерством лесного, охотничьего и рыбного хозяйства Саратовской области нн

о

для рекреационных целей. Ю

Однако в ходе проведенной проверки в период с 20 сентября 2012 г. по 2 октября |

2012 г. Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой соблюдения с

к

природоохранного законодательства при использовании вышеуказанного лесного а участка совместно с представителями Управления Росприроднадзора по Сара- д

Ф

товской области и Марксовского лесничества ГКУ СО «Лесничества Саратовской и области» по месту осуществления деятельности ООО «Ривьера» был выявлен факт № несанкционированного сброса и накопления отходов на земельном участке, не 99 оборудованном для этой цели (на незащищенном грунте), в связи с чем общество ^ было привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде 4 штрафа в размере 100 000 руб.12

В данном случае ООО «Ривьера» своими действиями нарушило экологические требования, закрепленные в ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»13, п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»14. 217

Не менее «интересный факт» нарушения действующего законодательства был обнаружен Управлением Росприроднадзора по Саратовской области. В ходе проверки было установлено, что ООО «ЭККО 2003» самовольно использует участок лесного фонда площадью 3,1 га для захоронения твердых бытовых отходов, при этом сумма ущерба, причиненного почвам, составила 3 402 000 руб.15

Действующая система охраны лесов от загрязнения отходами производства и потребления нуждается в доработке. Изменения должны быть ориентированы на устранение пробелов как в лесном законодательстве РФ, так и в иных нормативных правовых актах, регулирующих данный вид отношений.

Лесной кодекс РФ прямо не закрепляет норму, запрещающую размещение отходов производства и потребления на лесных участках. Такой вывод можно сделать только исходя из ст. 25 Лесного кодекса РФ, в которой перечисляются разрешенные виды использования лесов.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» запрещает захоронение отходов, в т.ч. в лесопарковых зонах. Однако данного запрета, на наш взгляд, явно недостаточно. Так, ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ закрепляет категории защитных лесов, одной из которых является лесопарковая зона, что говорит о формальном подходе законодателя к данной проблеме. Закрепив запрет на размещение отходов в одной из категорий земель, законодатель фактически разрешает это делать на других участках леса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, обеспечение охраны и защиты лесов, в т.ч. от загрязнения и засорения отходами производства и потребления, не теряет своей актуальности, а напротив выходит на одно из первых мест при применении природоресурсного * законодательства.

а

gT 1 См.: Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2012 году». URL:

http /www.mnr.gov.ru(датаобращения: 20.02.14). ü 2 См.: Ежегодный доклад «О состоянии и использовании лесов РФ за 2012 год». URL: http//www.rosleshoz.

i gov.ru (дата обращения: 21.02.14).

1 3 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Собр. законодательства

J Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 2.

™ 4 См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 12 марта

о 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133; 2014. № 11, ст. 1092.

и 5 Постановление Правительства РФ от 9 августа 2013 г. № 681 «О государственном экологическом

мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных госу-а. дарственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» // Собр.

^ законодательства Рос. Федерации. 2013. № 33, ст. 4383.

g 6 См.: Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 9 июля 2007 г. № 174 «Об утверждении Поряд-

| ка организации и осуществления лесопатологического мониторинга» // Бюллетень нормативных актов

о федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 31.

7 См.: Постановление Правительства РФ от 29 июня 2007 г. № 414 «Об утверждении Правил санитарной g безопасности в лесах» (в ред. от 1 ноября 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 28,

£ ст. 3431; 2012. № 46, ст. 6339.

g 8 URL: http // www.rcfh.ru (дата обращения: 12.04.2014).

0 9 URL: http//www.rcfh-saratov.ru (дата обращения: 12.04.2014)

S. 10 Проведена очистка лесного фонда Ставропольского края. URL: http//www.rosleshoz.gov.ru/dep/south/

^ press/101 (дата обращения: 21.02.2014).

1 11 Основная часть твердых отходов, находящихся в лесах, — продукты жизнедеятельности человека. й URL: http//www.rosleshoz.gov.ru/dep/center/press/573 (дата обращения: 21.02.2014).

12 См.: Решение Арбитражного суда Саратовской области от 25 февраля 2013 г. URL: ras.arbitr.ru (дата обращения: 21.02.14).

13 См.: Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25 ноября 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 26, ст. 3009; 2013. № 48, ст. 6165.

14 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. № 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03» // Российская газета. 2003. 28 мая.

15 См.: Решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 июля 2012 г. URL:http//ras.arbitr.ru 218 (дата обращения: 21.02.2014).

I. Общие положения

Постановление Правительства РФ
от 29 июня 2007 г. № 414

«Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах»

(с изменениями от 1 ноября 2012 г.)

В соответствии со статьей 55 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила санитарной безопасности в лесах.

Председатель Правительства Российской Федерации

М. Фрадков

Правила санитарной безопасности в лесах

(утв. постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. № 414)

(с изменениями от 1 ноября 2012 г.)

1. Настоящие Правила устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.

Правила санитарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

2. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются:

а) лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы);

б) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг;

в) авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;

г) санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия);

д) установление санитарных требований к использованию лесов.

3. Меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:

а) лесопатологический мониторинг, проведение которого обеспечивается:

в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, — Федеральным агентством лесного хозяйства;

в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, — соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности;

в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, — Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;

б) лесозащитное районирование, лесопатологические обследования, авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия, проведение которых обеспечивается:

в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно;

в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, — Федеральным агентством лесного хозяйства;

в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, — Федеральной службой по надзору в сфере природопользования;

в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, — соответствующими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности.

4. На лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

5. Требования, установленные настоящими Правилами, учитываются при планировании освоения лесов.

6. Документированная информация, получаемая при осуществлении мероприятий по обеспечению санитарной безопасности в лесах, в установленном порядке представляется для внесения в государственный лесной реестр.

7. В случае гибели лесов или ухудшения их санитарного состояния, обусловленных чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного характера, ликвидация последствий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими федеральными законами.

8. Работы по лесопатологическому обследованию и лесопатологическому мониторингу лесов, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, назначению и проведению санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляются в соответствии с методическими документами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства.

II. Лесозащитное районирование

9. Лесозащитное районирование осуществляется в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах и заключается в определении зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы.

10. Критерием для определения зон лесопатологической угрозы служит степень повреждения лесов вредными организмами с учетом целевого назначения лесов, их экологической и хозяйственной ценности.

11. Для каждой зоны лесопатологической угрозы органами государственной власти и органами местного самоуправления, указанными в подпункте «б» пункта 3 настоящих Правил, определяются требования, учитываемые при проведении лесопатологического мониторинга и осуществлении лесозащитных мероприятий, а также устанавливаются критерии для определения мероприятий по защите лесов.

III. Лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг

12. Сбор и анализ информации о санитарном состоянии лесов (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологическом состоянии лесов (степень повреждения (поражения) вредными организмами) проводятся в ходе лесопатологического обследования и лесопатологического мониторинга.

13. Лесопатологическое обследование проводится в целях получения информации о текущем санитарном и лесопатологическом состоянии лесов.

14. Граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом указанные в подпункте «б» пункта 3 настоящих Правил органы государственной власти или органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов (далее — заинтересованные органы).

15. Заинтересованные органы при получении информации, указанной в пункте 14 настоящих Правил, обязаны организовать лесопатологическое обследование с целью уточнения состояния лесных насаждений.

16. При лесопатологическом обследовании для планирования работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов заинтересованными органами обеспечивается учет численности вредных организмов.

17. Заинтересованные органы в 30-дневный срок с даты получения информации, указанной в пункте 14 настоящих Правил, определяют с учетом результатов лесопатологического обследования необходимые мероприятия по защите лесов.

18. Результаты лесопатологического обследования используются при ведении лесопатологического мониторинга.

19. Основными целями лесопатологического мониторинга являются своевременное обнаружение, оценка и прогноз изменений санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах.

20. Для сбора информации о лесопатологическом состоянии лесов осуществляются авиационные и наземные работы с использованием при необходимости данных космической съемки.

21. Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

IV. Локализация и ликвидация очагов вредных организмов

22. Для локализации и ликвидации очагов вредных организмов проводятся авиационные и наземные работы с применением пестицидов, феромонов и энтомофагов.

23. Очагами вредных организмов считаются территории лесов, на которых численность (концентрация) вредных организмов и повреждения, нанесенные ими, угрожают жизнеспособности лесных насаждений. Отнесение территории лесов к очагам вредных организмов осуществляется по результатам лесопатологического обследования или лесопатологического мониторинга.

24. Для решения вопроса о необходимости проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов осуществляется контрольное лесопатологическое обследование, по результатам которого заинтересованными органами принимается решение о сроках и объемах проведения работ или об отсутствии необходимости в их проведении.

25. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

26. Проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с установленным для этих территорий режимом особой охраны.

27. Заинтересованные органы обеспечивают оповещение населения и заинтересованных организаций об ограничении пребывания в лесах на время проведения мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов.

V. Санитарно-оздоровительные мероприятия

28. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

29. Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок.

30. При выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологического обследования.

31. По результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента лесничества или лесопарка и проекта освоения лесов.

32. Санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с учетом требований правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке.

33. При проведении санитарно-оздоровительных мероприятий обеспечивается соблюдение требований по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации.

34. Для лесных растений, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) в красные книги субъектов Российской Федерации, а также включенных в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2007 г. № 162 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 13, ст. 1580), разрешается рубка только погибших экземпляров.

35. Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с установленным для этих территорий режимом особой охраны.

36. Рубка деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий проводится в соответствии с настоящими Правилами, правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах и правилами ухода за лесами, утвержденными в установленном лесным законодательством порядке.

37. Сплошные санитарные рубки лесных насаждений проводятся независимо от их возраста в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки не могут обеспечить сохранение жизнеспособности лесных насаждений и выполнение ими полезных функций.

38. При повреждении лесных насаждений в результате негативного воздействия ветра, снега, вод (когда деревья повалены или сломаны ветром, снегом, при подмывании водой), а также при наличии в них валежной древесины осуществляется очистка лесных насаждений от захламленности.

В первую очередь очистке подлежат лесные участки, где имеется опасность возникновения лесных пожаров и массового размножения насекомых, питающихся тканями стволов деревьев (стволовые вредители).

VI. Санитарные требования к использованию лесов

39. При использовании лесов не допускается:

а) загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;

в) выпас сельскохозяйственных животных на неогороженных лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, без пастуха или без привязи;

г) уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных;

д) уничтожение либо повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах;

е) загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами;

ж) иные действия, способные нанести вред лесам.

40. В лесах запрещаются разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения.

41. При выборочных рубках и уходе за лесами в первую очередь вырубаются погибшие и поврежденные деревья.

42. В очагах вредных организмов, повреждающих (поражающих) древесину, порубочные остатки подлежат обязательному сжиганию с соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке.

43. При разработке лесосек и разрубке трасс под линейные объекты запрещается сдвигание порубочных остатков к краю леса (стене леса).

44. В весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами.

Конкретные сроки (даты) запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной или не обработанной пестицидами заготовленной древесины по лесорастительным зонам и лесным районам устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства.

45. Химическая обработка древесины, предназначенной для сплава, запрещается.

46. Заготовленная древесина, заселенная стволовыми вредителями, до их вылета должна быть обработана инсектицидами или окорена (кора должна быть уничтожена). При заселении заготовленной древесины стволовыми вредителями, в отношении которых применение мер защиты малоэффективно или невозможно, необходима срочная вывозка этой древесины из леса или ее переработка.

47. Для заготовки живицы не предоставляются лесные насаждения, расположенные в очагах вредных организмов, а также ослабленные и поврежденные насаждения.

48. В лесных насаждениях, отведенных для заготовки живицы, до начала ее заготовки вырубаются усыхающие и сухостойные деревья, проводится очистка мест рубок от порубочных остатков.

49. Проведение заготовки живицы, а также заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (коры деревьев и кустарников, хвороста, веточного корма, еловой, пихтовой и сосновой лапы, елей для новогодних праздников, лесной подстилки), заготовки пищевых лесных ресурсов допускается осуществлять способами, исключающими возникновение очагов вредных организмов и усыхание деревьев.

50. Использование пестицидов и агрохимикатов для ведения сельского хозяйства в лесах осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

51. При использовании лесов для рекреационных целей не допускается ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесов.

52. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающим к ним.

VII. Ответственность за нарушение Правил

53. Лица, допустившие нарушение требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

54. Вред, причиненный лесам в связи с нарушением требований настоящих Правил, возмещается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *