Содержание

Объявление о проведении конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве

Объявление

о проведении конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации

по Москве

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве проводит конкурс на замещение нижеперечисленных вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в структурных подразделениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.

Структурные подразделения

Главного управления

Минюста России

по Москве

Должности

Квалификационные требования

Отдел международной правовой помощи

Главный специалист-эксперт

– 1 вакансия

Требования к стажу:

без предъявления требований к стажу.

Требование

к образованию: высшее юридическое образование.

Отдел по делам некоммерческих организаций

Главный специалист-эксперт

– 1 вакансия

Требования к стажу:

без предъявления требований к стажу.

Требование

к образованию: высшее образование.

Ведущий специалист-эксперт

– 2 вакансии

Требования к стажу:

без предъявления требований к стажу.

Требование

к образованию: высшее образование, высшее юридическое образование.

Специалист-эксперт – 1 вакансия

Требования к стажу:

без предъявления требований к стажу.

Требование

к образованию: высшее образование.

Отдел по вопросам адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния и проставления апостиля

Специалист-эксперт – 3 вакансии

Требования к стажу:

без предъявления требований к стажу.

Требование

к образованию: высшее юридическое образование.

Отдел государственной службы и кадров

Ведущий специалист-эксперт

– 1 вакансия

Требования к стажу:

без предъявления требований к стажу.

Требование

к образованию: высшее юридическое образование.

Отдел ресурсного обеспечения

Главный специалист-эксперт

– 1 вакансия

Требования к стажу:

без предъявления требований к стажу.

Требование

к образованию: высшее образование.

Отдел организации

и контроля, координации деятельности территориальных органов, подведомственных федеральных служб

и федеральных бюджетных учреждений Минюста России

Ведущий специалист-эксперт

– 1 вакансия

Требования к стажу:

без предъявления требований к стажу.

Требование

к образованию: высшее образование.

Специалист-эксперт – 2 вакансии

Требования к стажу:

без предъявления требований к стажу.

Требование

к образованию: высшее образование.

Для участия в конкурсе необходимо представить следующие документы:

— личное заявление на имя начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее – Главное управление) (см. образец);

— собственноручно заполненная и подписанная анкета по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005
№ 667-р, с приложением цветной фотографии 3 x 4 cм. без уголка;

— копия паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично при прибытии на конкурс);

— копии документов воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу (копии всех листов);

— копии документов, подтверждающих необходимое профессиональное образование, а также, по желанию гражданина (о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания);

— копия трудовой книжки, заверенная по месту работы (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

— документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению (медицинская справка формы № 001 ГС/у);

— копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования;

— копия идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);

— справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (заполненная с использованием программы «БК+»);

— справка из ИФНС о том, что поступающий на гражданскую службу не занимается предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также не участвует в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке);

— форма представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2867-р;

— согласие на обработку персональных данных (см. образец);

— иные документы, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Начало приема документов для участия в конкурсе 11 апреля 2019 г., окончание – 13 мая 2019 г.

Федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, необходимо представить только зарегистрированное заявление на имя начальника управления, установленной формы, в кадровое подразделение.

Государственный гражданский служащий иного государственного органа, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет заявление, установленной формы, и заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещает должность государственной гражданской службы, анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р, с приложением фотографии.

Документы представляются:

— лично;

— посредством направления по почте по адресу: 117997, г. Москва, ул. Кржижановского, д.13, корп.1, с 11 апреля 2019 г., окончание – 13 мая 2019 г.;

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме.

При проведении конкурса будут использованы поочередно следующие конкурсные процедуры:

— тестирование (тест включает в себя вопросы для оценки уровня владения государственным языком Российской Федерации (русским языком), знаний основ Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о государственной службе и о противодействии коррупции, знаний и умений в сфере информационно-коммуникационных технологий);

— индивидуальное собеседование.

Порядок проведения конкурса:

Тестовое задание включает в себя 40 вопросов, каждый вопрос имеет не менее 4-х вариантов ответов, один из которых является правильным. Всем кандидатам предоставляется равное количество времени для ответа на тест, которое составляет 45 минут. Тестовое задание оценивается по следующим критериям: 28 и более правильных ответов из 40 – кандидат считается успешно прошедшим тестирование и допускается к индивидуальному собеседованию, 27 правильных ответа и менее — кандидат считается не прошедшим тестирование, к индивидуальному собеседованию не допускается и считается не прошедшим конкурс.

Индивидуальное собеседование проводится членами конкурсной комиссии с кандидатом в форме свободной беседы по теме его будущей профессиональной служебной деятельности, с целью определения мотивов поступления на государственную службу, выявления уровня профессиональных знаний и навыков, по результатам которого участникам конкурса проставляются баллы от 0 до 10.

По результатам прохождения кандидатами всех конкурсных процедур конкурсной комиссией принимается решение о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы.

Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личные качества которого получили высокую оценку.

Государственный гражданский служащий имеет права, предусмотренные статьей 14 ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Основные обязанности государственного гражданского служащего предусмотрены статьей 15 указанного Федерального закона.

Эффективность профессиональной служебной деятельности гражданского служащего оценивается по следующим показателям:

выполняемому объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины;

своевременности и оперативности выполнения поручений;

качеству выполненной работы (подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок);

профессиональной компетентности (знанию законодательных, нормативных правовых актов, широте профессионального кругозора, умению работать с документами);

способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;

творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям;

осознанию ответственности за последствия своих действий.

Предполагаемая дата проведения конкурса 04 июня 2019 года.

Место проведения конкурса: 117997, г. Москва, ул. Кржижановского, д.13, корп.1, каб.320, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве

Конкурс на замещение вакантной должности

Скачайте полезные документы:

Положение о кадровой политикеОбразец от экспертаПоложение о проведении конкурса при приеме на работуОбразец от эксперта

Когда проводится конкурс на замещение вакантной должности

Грамотный подбор персонала — один из ключевых факторов успешной работы всего предприятия. Поэтому и подавляющее большинство бюджетных организаций, и коммерческие структуры отбирают претендентов на замещение определенных должностей на конкурсной основе. Закон рассматривает избрание по конкурсу как один из легитимных способов заключения трудового договора (ст. 16 ТК РФ).

★Не путайте понятие «избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности» с обычным избранием на должность путем голосования — процедурой, применяемой в основном к руководящему составу акционерных обществ. В таком порядке может избираться на должность генеральный директор или член совета директоров ПАО, назначаемый по решению общего собрания акционеров (ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ).

В коммерческих организациях к конкурсному отбору обычно прибегают при поиске наиболее подходящего кандидата на ответственную должность: руководителя отдела или филиала, главного бухгалтера, юриста и т.д. Отметим, что в силу ст. 18 ТК РФ трудовые договоры по результатам избрания по конкурсу заключаются с теми работниками, которые входят в соответствующий перечень должностей, указанный в уставе организации. При этом в уставе также должен быть прописан порядок проведения конкурса.

Положение о кадровой политике (фрагмент)

В то же время для целого ряда должностей в сфере образования, науки и государственной гражданской службы необходимость конкурсного отбора закреплена законодательно.

Конкурсный отбор обязаны проходить:

  • государственные служащие (Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
  • научно-педагогические работники (Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ);
  • судьи (Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1);
  • работники таможенной службы (Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ).

Кроме того, законодательством о принципах организации местного самоуправления предусмотрен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Однако в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ, непосредственно регулирующем порядок поступления на муниципальную службу, указано, что заключению трудового договора не «должен», а «может предшествовать конкурс». Столь мягкая формулировка делает условие о конкурсном отборе возможным, но не обязательным. Поэтому на практике органы местного самоуправления уполномочены самостоятельно решать, как будет проходит оценка соискателей на вакантные должности муниципальной службы, и определять порядок их трудоустройства.

Организация, которая не попадает под действие нормативных актов с требованием о конкурсном отборе, может закрепить цели и порядок проведения конкурса локальным актом. Чтобы проводить конкурс для претендентов на отдельные должности, разработайте соответствующее положение и отразите в нем цели и условия отбора, сроки подачи заявлений и анкет, порядок, в котором фиксируются и оцениваются результаты конкурса на замещение вакантной должности. Отдельным разделом пропишите состав конкурсной комиссии и особенности ее работы.

Положение о конкурсе при приеме на работу (фрагмент): состав конкурсной комиссии

Образцы конкурсной документации — объявлений о вакансиях, анкет и заявок на участие, уведомлений, резюме, протоколов — прикрепите к основному документу в виде приложений.

Обратите внимание! Конкурс может быть внутренним, когда к участию допускаются только сотрудники организации, внешним (только для соискателей со стороны) или смешанным.

Конкурс на замещение вакантной должности в госслужбе: особенности и порядок проведения

Чтобы участвовать в конкурсном отборе на позицию государственного служащего, соискатель должен быть старше 18 лет, владеть русским языком и соответствовать законодательно закрепленным квалификационным требованиям (полученное образование, стаж работы по специальности, определенные знания и навыки).

★ Например, к конкурсам на замещение постов руководителя, помощника (советника) и специалиста допускаются только претенденты с высшим образованием, в то время как для участия в отборе на должности обеспечивающих специалистов достаточно среднего профессионального образования по выбранному направлению деятельности.

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Важно! Требования к опыту работы на федеральном уровне устанавливаются президентскими указами, а на региональном — местными нормативными актами. Перечни необходимых знаний и навыков разрабатываются с учетом задач, стоящих перед конкретной организацией или ведомством, и закрепляются локальными актами.

Конкурс на замещение вакантных должностей государственной службы проходит в 4 этапа:

  1. Подготовительный. Принимается решение о проведении конкурса, устанавливаются сроки, размещаются объявления о поиске претендентов. На официальном сайте ведомства выкладывается информация о предстоящем конкурсе: требования к соискателям, перечень необходимых документов, место и сроки их приема.
  1. Аналитический. Рассматриваются все полученные от соискателей отклики и документы: анкеты, копии паспортов и трудовых книжек, медицинские справки. На этом этапе отсеиваются претенденты, документы которых не соответствуют заявленным работодателем требованиям.
  1. Проведение конкурсных испытаний и оценка результатов. Основной этап, на котором претенденты проходят отбор, а комиссия оценивает и сравнивает результаты.
  1. Выбор победителя и заключение служебного контракта. Претендента, показавшего в процессе отбора лучший результат, принимают на государственную службу. Если он становится чиновником впервые, ему в обязательном порядке установят испытательный срок продолжительностью от месяца до года, и только при успешном прохождении испытания присвоят классный чин.

Важно! Соискатели, которым отказали в трудоустройстве, могут обжаловать решение комиссии (ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

★ Закон позволяет не проводить конкурс при назначении на младшие должности гражданской службы, выборе претендентов из ранее сформированного кадрового резерва и в ряде других случаев. А в отдельных ситуациях, например, при заключении срочного служебного контракта или при назначении государственного служащего на руководящую должность по решению президента или правительства РФ, конкурсный отбор в принципе не нужен.

Перечень случаев, когда конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы не проводится или может не проводиться

Не допускаются к участию в конкурсе на должность госслужащего:

  • родители, супруги, дети и другие близкие родственники будущего начальника;
  • лица, не имеющие гражданства РФ;
  • недееспособные или ограниченно дееспособные граждане.

Существуют и другие основания для отказа в допуске, например, наличие заболеваний, препятствующих выполнению должностных обязанностей государственного служащего, наличие неснятой или непогашенной судимости или предоставление неверных сведений о себе. Поэтому все документы, поданные претендентами для участия в конкурсе, сначала внимательно изучаются.

Вывод

Конкурсный отбор на должность позволяет не только поднять ее престиж, но и привлечь наиболее высококвалифицированных кандидатов, объективно оценить уровень их профессиональных компетенций и сделать процесс трудоустройства более прозрачным. Поступление на определенные должности государственной службы проходит исключительно по конкурсному принципу в силу законодательных требований, в то время как коммерческие структуры сами решают, какие должности сделать конкурсными.

13) Организация и порядок проведения конкурсов в системе государственной службы

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется в основном по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Организация поступления граждан на гражданскую службу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы», а также иными нормативными правовыми актами.

Конкурс в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не проводится:

а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы РФ категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

б) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

в) при заключении срочного служебного контракта;

д) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс может не проводиться:

а) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа;

б) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе:

на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе:

наименование вакантной должности гражданской службы,

требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности,

условия прохождения гражданской службы,

место и время приема документов, подлежащих представлению,

срок, до истечения которого принимаются указанные документы,

предполагаемая дата проведения конкурса,

место и порядок его проведения,

другие информационные материалы.

Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

а) личное заявление;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;

в) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, квалификацию и стаж работы:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную нотариально или кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов об образовании и о квалификации, а также по желанию гражданина копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровой службой по месту работы (службы);

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

е) иные документы.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в ином государственном органе, представляет в этот государственный орган заявление на имя представителя нанимателя и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету с приложением фотографии. Форма анкеты утверждается Правительством Российской Федерации.

С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке.

Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Документы представляются в государственный орган в течение 21 дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе.

Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе.

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных, образовательных и других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

В состав конкурсной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором образован общественный совет, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.

Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании.

При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением.

По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Если конкурсной комиссией принято решение о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, не ставшего победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, то с согласия указанного лица издается акт государственного органа о включении его в кадровый резерв этого органа для замещения должностей гражданской службы той же группы, к которой относилась вакантная должность гражданской службы.

Сообщения о результатах конкурса направляются в письменной форме кандидатам в 7-дневный срок со дня его завершения. Информация о результатах конкурса также размещается в указанный срок на официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Конкурс на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы

В настоящее время открытых вакансий в МЧС России нет. По вопросам трудоустройства в территориальные органы и организации МЧС России следует обращаться в кадровые подразделения субъектов.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

Федеральный государственный гражданский служащий (далее — гражданский служащий) вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе кадровое подразделение организует:

размещение объявления о приеме документов на официальном сайте МЧС России (территориального органа МЧС России) в сети Интернет для участия в конкурсе с включением следующей информации о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, подлежащих представлению, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы, которое также может публиковаться в периодическом печатном издании;

проверку представленных документов и достоверности сведений, представленных гражданином или гражданским служащим (проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы);

проверку соответствия квалификационным требованиям (уровень и характер знаний и навыков, образование, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы гражданина (гражданского служащего) по специальности);

с согласия гражданина (гражданского служащего) проведение процедуры оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в кадровое подразделение:

  1. личное заявление;
  2. собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р, с приложением фотографий, выполненных на матовой бумаге в черно-белом изображении, без уголка (две фотографии 4×6 см);
  3. копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
  4. документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:
    • копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность;

    • копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина — о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

  5. д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

  6. е) иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о гражданской службе.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе в центральном аппарате МЧС России (территориальном органе МЧС России), в котором он замещает должность гражданской службы, подает заявление на имя представителя нанимателя.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы в ином государственном органе, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет заявление на имя представителя нанимателя и собственноручно заполненную, подписанную и заверенную кадровым подразделением государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № 667-р, с приложением фотографии.

Документы для участия в конкурсе представляются в соответствующее кадровое подразделение в течение 21 дня со дня объявления об их приеме.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину (гражданскому служащему) в их приеме.

При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи:

  • с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы;
  • с несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения;
  • отказом от проведения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой проводится конкурс, связано с использованием таких сведений.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу (участию гражданского служащего в конкурсе), он информируется в письменной форме о причинах отказа в участии в конкурсе.

Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По завершении первого этапа конкурса, после принятия представителем нанимателя решения о дате, времени и месте проведения второго этапа конкурса, конкурсная комиссия на замещение вакантной должности гражданской службы в МЧС России проводит второй этап конкурса.

Не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса кадровое подразделение направляет сообщение о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе.

При проведении конкурса гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе (далее — кандидаты), гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы.

Второй этап конкурса состоит из двух стадий.

На первой стадии конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, проводит сравнительный анализ документов, представленных кандидатами на замещение вакантной должности гражданской службы и определяет методы проведения конкурса по каждой вакантной должности гражданской службы.

Вторая стадия конкурса проводится с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Применение всех перечисленных методов не является обязательным. Необходимость, а также очередность их применения при проведении конкурса определяется конкурсной комиссией. В случае выявления победителя конкурса одним из методов (например, индивидуальным собеседованием) конкурс может считаться завершенным.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных и других требований к вакантной должности гражданской службы в соответствии с должностным регламентом по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе.

Индивидуальное собеседование проводится в форме свободной беседы с кандидатом по теме его будущей профессиональной служебной деятельности, в ходе которой члены конкурсной комиссии задают кандидату вопросы.

Конкурсная комиссия оценивает кандидата в его отсутствие по полноте и правильности ответов на вопросы, использованной аргументации, умению доказывать, убеждать, отстаивать свою правоту, степени владения навыками публичного выступления, умению полемизировать, культуре высказываний, знанию русского языка и степени владения им.

Анкетирование проводится на основе специально разработанных вопросов, связанных с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При анкетировании конкурсная комиссия оценивает кандидатов по результатам заполнения анкеты. Конкурсная комиссия оценивает анкету в отсутствие кандидата по содержанию ответов, которые кандидат дал на вопросы анкеты.

Реферат пишется на тему, связанную с исполнением должностных обязанностей и полномочиями по должности, на замещение которой претендуют кандидаты. Темы рефератов определяются подразделением, имеющим вакантную должность гражданской службы, по которой объявлен конкурс.

Кандидаты на конкретную вакантную должность гражданской службы пишут рефераты на одну и ту же тему и располагают одним и тем же временем для его подготовки.

Конкурсная комиссия оценивает реферат в отсутствие кандидата по качеству и глубине изложения материала, полноте раскрытия вопросов.

Тестирование кандидатов проводится по единому перечню вопросов, который составляется в соответствии с квалификационными требованиями к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, по которой проводится конкурс.

Кандидатам на конкретную вакантную должность гражданской службы предоставляется одинаковое количество времени для подготовки письменного ответа.

Оценка тестирования проводится по количеству правильных ответов. При равном количестве набранных правильных ответов кандидатам выдаются дополнительные тесты с фиксированным временем на ответы.

Вопросы, включаемые в перечень вопросов для тестирования и анкету, разрабатываются подразделением, имеющим вакантную должность гражданской службы, по которой объявлен конкурс.

Если в результате проведения конкурса не был выявлен победитель среди кандидатов, отвечающий квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие претендента и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы, включения в кадровый резерв либо отказа претенденту в таком назначении.

По результатам конкурса издается приказ МЧС России (территориального органа МЧС России) о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

В случае принятия решения о включении кандидата в кадровый резерв издается приказ МЧС России (территориального органа МЧС России).

Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в 7-дневный срок со дня его завершения. Информация о результатах конкурса также размещается в указанный срок на официальном сайте МЧС России (территориального органа МЧС России) в сети Интернет.

Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве МЧС России (архивах территориальных органов МЧС России), после чего подлежат уничтожению.

Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для получения информации по вопросам кадровой политики необходимо обращаться в отдел по работе с кадрами и комплектованием: +7 (499) 989-55-89, (499)-995-56-14.

Адрес электронной почты: info@mchs.gov.ru

«Отдел кадров коммерческой организации», 2012, N 6

ПРОВОДИМ КОНКУРС НА ЗАМЕЩЕНИЕ ВАКАНТНОЙ ДОЛЖНОСТИ

Одним из немаловажных факторов успешной деятельности организации является грамотный подбор персонала. Как правило, он осуществляется по результатам собеседования, которое может проводиться в несколько этапов. По сути собеседование можно назвать конкурсом, проводимым с целью оценки профессионального уровня претендентов на определенную должность. Избрание по конкурсу на замещение вакантной должности — один из видов заключения трудового договора, установленных ст. 16 ТК РФ. В данной статье рассмотрим, в каком порядке может проводиться такой конкурс в коммерческих организациях, какими документами он должен устанавливаться и в чем заключаются его особенности.

Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

— избрания на должность;

— избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

— назначения на должность или утверждения в должности;

— направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

— судебного решения о заключении трудового договора.

Также трудовые отношения между работодателем и работником возникают при фактическом допущении последнего к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Чтобы избежать путаницы понятий «избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности» и «избрание на должность», внесем ясность.

Такое основание заключения трудового договора, как избрание на должность, применяется, как правило, для руководящего состава организации: директора, членов совета директоров или другого выборного органа. Например, согласно п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон N 208-ФЗ) единоличный орган (директор, генеральный директор) и (или) коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) избираются общим собранием акционерного общества, если решение данного вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета). В основном срок полномочий на выборной должности директора (генерального директора) ограничен, поэтому в результате избрания с ним заключается срочный трудовой договор.

Избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности может проводиться на любую должность. Это могут быть должности руководителей филиалов, заместителей руководителя, начальников отделов, таких специалистов, как главный бухгалтер, юрист, и др. Законодательно обязанность по проведению конкурса на замещение определенных должностей установлена для:

V государственных служащих — Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О

государственной гражданской службе Российской Федерации»;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V муниципальных служащих — Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации» и законы субъектов РФ;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V научно-педагогических работников — Федеральный закон от 22.08.1996

N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V судей — Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской

Федерации»;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V работников таможенной службы — Федеральный закон от 21.07.1997

N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; и др.

В силу ст. 18 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

Таким образом, если на организации не распространяются нормы указанных или иных нормативных правовых актов, перечень должностей и порядок проведения конкурса должны определяться в уставе (положении) организации. При этом непонятно, какое положение имеется в виду: положение как учредительный документ, так как в силу ст. 52 ГК РФ юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, кроме устава может действовать на основании положения, или положение как локальный нормативный акт организации. Если в данной норме говорится о положении как учредительном документе, то требование о наличии перечня и порядка проведения конкурса создает для работодателя коммерческой организации определенные сложности, поскольку придется вносить соответствующие изменения в устав. Но если руководствоваться, например, п. 3 ст. 11 Закона N 208-ФЗ, в уставе акционерного общества помимо наименования общества и места его нахождения должны указываться сведения:

V о типе общества (открытое или закрытое);

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о количестве, номинальной стоимости, категориях (обыкновенные,

привилегированные) акций и типах привилегированных акций, размещаемых

обществом;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о правах акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о размере уставного капитала общества;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о структуре и компетенции органов управления общества и порядке

принятия ими решений;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о порядке подготовки и проведения общего собрания акционеров;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V о филиалах и представительствах;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────

V иные положения, предусмотренные данным Федеральным законом и иными

федеральными законами.

Исходя из этого устав не регулирует трудовые отношения (за исключением отношений с руководителем общества, его образования и порядка прекращения полномочий), а определяет правовое положение юридического лица и отношения между участниками и этим лицом.

Кроме этого, регулирование трудовых отношений осуществляется ТК РФ, законами РФ и субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими указанные нормы.

Примечание. В силу ст. 275 ТК РФ в учредительных документах (соглашении сторон) должен указываться срок действия срочного трудового договора с руководителем организации. А если заключению трудового договора предшествует процедура проведения конкурса, избрания или назначения на должность, она также может быть установлена учредительными документами организации.

Смысл ст. 18 ТК РФ заключается в том, что определение перечня должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка конкурсного избрания на эти должности в уставе (положении) порождает обязанность работодателя заключить трудовой договор с лицом, выигравшим конкурс. Данная обязанность возникает у работодателя, только если перечень и порядок проведения конкурса определены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.

Таким образом, работодатель может установить и перечень должностей, подлежащих замещению, и порядок проведения конкурса любым локальным нормативным актом, например положением о проведении конкурса, утвержденным приказом руководителя.

Цели и задачи конкурсного отбора

Итак, несмотря на первоначальные трудности, с которыми придется столкнуться работодателю при разработке приемов и методов конкурсного испытания, конкурсный отбор персонала на замещение вакантной должности имеет свои преимущества перед простым собеседованием. Проведение конкурса способствует:

— поднятию престижа должности с целью привлечения наиболее квалифицированного работника;

— привлечению большего количества кандидатов;

— карьерному росту сотрудников;

— объективности оценки кандидатов;

— четкой организации процесса приема.

Основной целью проведения конкурса является отбор кандидатов, наиболее подходящих для замещения вакантных должностей, соответствующих квалификационным требованиям, установленным Единым тарифно-квалификационным справочником, должностными инструкциями и условиями конкурса.

К основным задачам проведения конкурса можно отнести формирование высокопрофессионального кадрового состава и совершенствование работы по подбору и расстановке кадров. Для достижения поставленных задач при установлении конкурсной процедуры разрабатываются:

1. Процедура оповещения о проведении конкурса.

2. Порядок создания и определения полномочий конкурсной комиссии.

3. Механизм и методы проведения конкурсных испытаний.

4. Критерии оценки конкурсантов по итогам конкурса.

5. Порядок информирования о результатах конкурса.

Порядок проведения конкурса

Итак, конкурс на замещение должностей может объявляться в случае появления вакансий, образования новых должностей или кадровых передвижений при отсутствии полноценного резерва. При этом в организации может быть утвержден перечень работников, имеющих право выступить с инициативой о проведении конкурса (директор организации, начальники подразделений, начальник отдела кадров, руководитель филиала и др.).

Конкурс может быть:

— внутренним — если в нем могут участвовать только сотрудники организации;

— внешним — участие в нем принимают только внешние претенденты;

— смешанным — участвуют и те, и другие.

Рассмотрим примерный порядок проведения конкурса для коммерческой организации, используя при этом положения, утвержденные нормативными правовыми актами РФ.

Итак, проведение конкурса можно разделить на несколько этапов.

1. Подготовительный этап. Определяются должности, на замещение которых будет проводиться конкурс, издается приказ о проведении конкурса, сроках его проведения, составе конкурсной комиссии, о задачах конкурсной комиссии и отдела кадров в рамках проведения конкурса. После издания приказа конкурсная комиссия совместно с отделом кадров разрабатывают процедуру и критерии конкурсного отбора. Комиссия в дальнейшем действует на основании положения о ней.

2. Объявление конкурса. На данном этапе составляется объявление о проведении конкурса, решается вопрос о способах его размещения. Объявление можно разместить на сайте организации, различных сайтах вакансий и предложений по трудоустройству граждан, в периодических печатных изданиях. Кроме этого, поиск кандидатов можно поручить кадровым агентствам. Если работодатель предполагает участие в конкурсе сотрудников организации, информация о конкурсе доводится до их сведения путем размещения на внутреннем сайте или любым другим способом. Данная работа, как правило, осуществляется отделом кадров. В объявлении о проведении конкурса указываются:

— наименование, местонахождение организации и краткие сведения о ней (вид деятельности);

— наименование вакантной должности;

— требования, предъявляемые к кандидату;

— место и время приема заявок с прилагаемыми к ним документами;

— перечень прилагаемых документов, требования к их оформлению;

— срок, до истечения которого принимаются документы;

— дата, время, место и порядок проведения конкурса.

Примечание. Срок, до которого собираются документы, может не устанавливаться. В этом случае прием документов заканчивается, когда набирается достаточное количество претендентов.

К документам, представляемым для участия в конкурсе, относятся:

— личное заявление;

— собственноручно заполненная и подписанная анкета (автобиография);

— копия паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

— копии документов, подтверждающих необходимые профессиональное образование, стаж работы и квалификацию;

— копия трудовой книжки;

— копии документов о профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, присвоении ученой степени и ученого звания, заверенные кадровыми службами по месту работы (службы);

— резюме;

— согласие на обработку персональных данных.

К сведению. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий, совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации или без их использования, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта этих данных на их обработку (ст. ст. 3, 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»).

3. Прием конкурсных заявок. Их прием и регистрацию осуществляют работники отдела кадров. Они также дают разъяснения по оформлению заявки и прилагаемых документов, проверяют правильность оформления заявок и прилагаемых к ним документов и оказывают иную помощь. Необходимо предоставить каждому претенденту возможность ознакомиться с условиями трудового договора, общими сведениями и основными показателями деятельности предприятия.

До конкурса иногда проводят проверку поданных документов на достоверность содержащихся в них сведений. В случае обнаружения обстоятельств, препятствующих замещению вакантной должности, кандидату может быть отказано в участии в конкурсе. К таким обстоятельствам относятся:

— несоответствие претендента квалификационным требованиям к вакантной должности;

— признание кандидата недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

— лишение его права занимать должности, по которым проводится конкурс;

— наличие заболевания, подтвержденного медицинским заключением и препятствующего исполнению должностных обязанностей.

Если кандидат не в полном объеме представил документы или неправильно их оформил, ему можно дать время для исправления ошибок. В противном случае ему также может быть отказано в участии в конкурсе.

Если в результате проведения третьего этапа конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности, работодатель может принять решение о проведении повторного конкурса. При наличии двух и более кандидатов, допущенных к участию в конкурсе, формируются списки кандидатов и все документы передаются в конкурсную комиссию.

Участникам конкурса, допущенным к его прохождению, рассылаются уведомления о дате, времени и месте проведения следующего этапа конкурса, остальным — уведомления об отказе в участии в конкурсе.

Примечание. Комиссия также может рассматривать документы, не предусмотренные перечнем, такие как рекомендации, характеристики с предыдущих мест работы.

4. Проведение конкурса. На данном этапе конкурсная комиссия оценивает профессиональный уровень кандидатов, их соответствие квалификационным требованиям. Кроме этого, оцениваются личные качества кандидата, опыт предыдущей работы, профессиональные навыки. Проведение конкурса также может состоять из нескольких этапов:

1) анализ представленных документов. Исходные документы дают возможность выявить соответствие образования, квалификации, стажа практической работы, личных качеств кандидата требованиям;

2) предварительное собеседование с кандидатами. В результате составляется психологический портрет каждого кандидата, дается первичная оценка его личности. В ходе собеседования члены комиссии имеют право задавать участникам конкурса любые вопросы, имеющие отношение к новой работе;

3) проведение тестирования и выполнение практических заданий. С кандидатами проводится профессиональное и психологическое тестирование по заранее подготовленному перечню теоретических вопросов, составленных в соответствии с квалификационными требованиями к должности и положениями должностной инструкции. Тесты используются для проверки уровня знаний и навыков, умственных способностей, выявления психологических качеств. Кроме этого, кандидатам могут быть предложены такие практические задания, как подготовка доклада, решение тематических задач;

4) заключительное собеседование. Его цели — детальное ознакомление с личностью кандидата, мотивами его устройства на работу, оценка его способностей и возможности к адаптации на новом месте. В ходе заключительного собеседования члены комиссии формируют окончательную оценку профессиональной подготовленности кандидата, его умения общаться с людьми и т. д. Со своей стороны, кандидаты имеют право изложить свою концепцию деятельности на предлагаемой должности, обосновать свое преимущественное право на ее замещение;

5) принятие решения о победе кандидата.

Примечание. При прохождении конкурсных процедур всем кандидатам предоставляются равные условия.

После заключительного собеседования члены конкурсной комиссии проводят обсуждение каждой кандидатуры, а затем голосование.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 общего числа ее членов. Решения комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Кандидат, получивший большинство голосов, считается победившим в конкурсе. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссией принимается и обсуждение проводится в отсутствие кандидата. Комиссия может принять одно из следующих решений — кандидат:

— соответствует требованиям для назначения на вакантную должность;

— не соответствует требованиям, предъявляемым для замещения вакантной должности;

— соответствует требованиям для включения в кадровый резерв.

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются протоколом, который ведется секретарем комиссии, подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

5. Заключительный этап. Участники конкурса информируются о его результатах, оформляются трудовые отношения с победителем конкурса.

Информация о результатах конкурса размещается на сайте организации, а кандидатам, участвовавшим в конкурсе, в течение семи дней (другого срока на усмотрение работодателя) направляются уведомления в письменной форме о результатах конкурса — о победе либо об отказе им в назначении на должность и (или) о включении в кадровый резерв.

На основании протокола заседания комиссии руководитель организации издает приказ о приеме на работу и заключении трудового договора с победителем конкурса. В случае отказа кандидата, победившего в конкурсе, заключить трудовой договор на вакантную должность комиссия может предложить должность другому кандидату, получившему наибольшее количество голосов. Если же в результате конкурса не были выявлены кандидаты, полностью отвечающие предъявляемым к должности требованиям, председатель конкурсной комиссии может принять решение о проведении повторного конкурса. Документы участников конкурса возвращаются по их письменному заявлению.

Если по результатам конкурса одинаковое количество голосов получили несколько конкурсантов, на этом же заседании проводятся их повторное обсуждение и голосование. Если и в результате повторного голосования голоса распределились так же, материалы с результатами голосования передаются руководителю организации, который принимает окончательное решение.

Положение о проведении конкурса

Итак, если в организации прием работников на определенные должности осуществляется по результатам прохождения конкурса, порядок его проведения следует закрепить в локальном нормативном акте — положении. При разработке положения о проведении конкурса на замещение вакантной должности предлагаем включить в этот документ следующие разделы:

1. Общие положения. В этом разделе можно указать:

— цели и задачи проведения конкурса;

— основания проведения конкурса (приказ руководителя);

— работников, имеющих право выступить с инициативой о проведении конкурса.

2. Порядок формирования и работы конкурсной комиссии. Здесь прописываются:

— состав комиссии, ее полномочия;

— порядок оформления результатов;

— полномочия председателя;

— и др.

3. Подготовка к проведению конкурса. В этом разделе отражаются:

— перечень должностей, в отношении которых проводится (не проводится) конкурс;

— способы и сроки размещения объявления о проведении конкурса;

— перечень документов, предъявляемых кандидатами;

— обязанности работников отдела кадров (других работников) по подготовке конкурса.

4. Проведение конкурса. Указываются:

— этапы проведения процедуры конкурса;

— критерии оценки кандидатов;

— методы, применяемые с целью проверки квалификации и личных качеств кандидатов.

5. Заключительные положения:

— порядок принятия решения конкурсной комиссией;

— порядок оформления результатов;

— способ и сроки уведомления конкурсантов;

— др.

Кроме этого, в качестве приложений к положению можно разработать образцы конкурсной документации: объявления о проведении конкурса, заявления на участие, уведомления об участии (отказе в участии) в конкурсе, анкеты, резюме, протокола комиссии и т. д.

В заключение отметим, что конкурсный прием персонала на вакантные должности предоставляет более широкие возможности при осуществлении процесса подбора кадров и дает лучшие результаты по сравнению с обычным приемом работников. Поэтому даже в коммерческой организации для замещения некоторых должностей целесообразно установить методику конкурсного испытания.

Л. В.Куревина

Эксперт журнала

«Отдел кадров

коммерческой организации»

Подписано в печать


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *