Содержание

>Документы и законы регламентирующие соблюдение требований пожарной безопасности: 123-ФЗ, ППР 390

О пожарной безопасности

В России требования пожарной безопасности являются неотъемлемой составляющей любого строящегося либо сдаваемого в эксплуатацию здания. Все нормы, определенные для строений, регламентированы настоящим законодательством Российской Федерации. Если будет выявлено не соответствие требованиям пожарной безопасности, то здание не будет принято в эксплуатацию, кроме того на владельца уже эксплуатируемого объекта при нарушениях может быть наложен штраф сотрудниками государственной инспекции.

Документы и законы, регламентирующие пожарную безопасность

Все предусмотренные правила, а также виды ответственности за несоблюдение установленных порядков, регламентируются следующими нормативно правовыми актами:

  1. ФЗ № 69 от 21.12.1994 года (последняя редакция от 29.07.2017) «О пожарной безопасности». Данный документ о требованиях ПБ устанавливает основные правила эксплуатации зданий, а также порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации (пожара или задымления). Обращение граждан с огнем при отдыхе на природе. Курение в специально отведенных местах.
  2. ФЗ № 123 от 22.07.2008 года (последняя редакция от 29.07.2017) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В тексте этого нормативно правового акта отражены положения о классификации пожаров, показатели и различные цифры огнестойкости конструкций, а также общие принципы, по которым здания вводятся в эксплуатацию и используются в последующем.
  3. Постановление действующего Правительства РФ (ППР) № 390 от 25.04.2012 года (последняя редакция от 30.12.2017) «О противопожарном режиме». В тексте нормативного акта присутствует информация о правилах противопожарного режима в Российской Федерации. Все, что связано с действиями граждан, сотрудников компаний, а также иных должностных лиц при противодействии возникновению чрезвычайных ситуаций (пожаров).
  4. Приказ МЧС № 645 от 12.12.2007 года (в последней редакции от 22.06.2010) «Об утверждении норм пожарной безопасности». Предоставление информации по пожарной безопасности работникам компаний, а также их действия при возникновении чрезвычайной ситуации (пожара).
  5. КоАП РФ статья № 20.4 (последняя действующая редакция административного кодекса от 23.04.2018) «Нарушение требований пожарной безопасности». В тексте документа отражена информация об ответственности за несоблюдение установленных правил действующим законодательством.

Общие требования пожарной безопасности (правила обращения с огнем, курение в специальных зонах, наличие и доступ к эвакуационным выходам, а также установка пожарной сигнализации в организациях, обращение граждан с огнем) обязательны для соблюдения, как физическими, так и юридическими лицами. При нарушении установленных действующим законодательством правил, граждане или предприниматели могут быть привлечены к ответственности в соответствии с КоАП РФ Статья 20.4 за нарушение требований соблюдения пожарной безопасности.

Если на практике знать все эти руководства, то имеется возможность свести к минимуму возможные чрезвычайные происшествия, которые, как правило, возникают из-за незнания гражданами действующих норм права, а также правил пожарной безопасности. Найти и скачать все актуальные документы относительно установленных правил и порядка действий можно по ссылкам:

Даже поверхностное изучение нормативных актов в значительной мере позволит многим россиянам пересмотреть свое отношение к пожарной безопасности и действиям, связанным с огнем.

Как использовать нормативные акты в повседневной жизни

Действующее законодательство на российской территории, обязывает граждан, а также юридических лиц к тому, чтобы в строгом порядке выполнялось соответствующее соблюдение требований по пожарной безопасности, в противном случае за нарушение предусматривается соответствующее наказание. Рассмотрим более подробно, как руководствоваться нормами права в повседневной жизни:

  • знать положения и требования, прописанные в действующем российском законодательстве;
  • лично соблюдать правила и при необходимости пресекать любое нарушение требований в сфере пожарной безопасности со стороны иных лиц;
  • при необходимости сразу сообщать о выявленном нарушении или чрезвычайной ситуации в соответствующие службы;
  • для предпринимателей, а также сотрудников знать основные требования пожарной безопасности при ведении трудовой деятельности;
  • не совершать на работе действий (курение в неподходящем месте, загромождение эвакуационных выходов, отсутствие огнетушителей, либо иные нарушения), которые нарушают требования пожарной безопасности в организации;
  • также каждый гражданин Российской Федерации должен знать, какие требования по пожарной безопасности нужно соблюдать.

Соблюдение установленных правил в действующих компаниях

В каждой компании трудятся сотрудники, при этом предварительно руководитель учреждения оборудует свои производственные площади, соблюдая нормативные требования пожарной безопасности. Рассмотрим более детально, как соблюсти установленные законодательством требования:

  1. При открытии и последующей работе компании соблюдать предусмотренные законодательством меры противопожарной безопасности.
  2. Следить за тем, чтобы установленные законом правила соблюдались всеми сотрудниками компании (при необходимости накладывать штрафы).
  3. Регулярно поддерживать соблюдение правил безопасности, а не только в те моменты, когда готовится очередной визит ответственного инспектора.
  4. Брать во внимание основные нормативные документы и их положения, а также руководствоваться ими регулярно.

При соблюдении данных требований, руководителя компании, а также его сотрудников не ожидает какого-либо наказания, что предусмотрено действующим законодательством на территории РФ.

Какая предусмотрена ответственность

Все положения действующих законов, регламентирующие пожарную безопасность, должны соблюдаться физическими и юридическими лицами. Это позволит свести количество чрезвычайных происшествий к минимальному значению. В ином случае при выявлении несоответствия требованиям или не соблюдение правил, грозит тем, что к гражданину или предпринимателю будет применена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности:

  • для простых граждан накладывается санкция от двух до трех тысяч рублей;
  • если речь касается различных должностных лиц, а также граждан, которые находятся на государственной службе, то размер штрафа составит 15-30 тысячи рублей;
  • при условии, что речь идет о нарушении со стороны предпринимателя или учредителей компании, то на них накладывается санкция в размере 200-400 тысяч рублей;
  • что касается индивидуальных предпринимателей, то на них за нарушения накладываются санкции в размере 30-40 тысяч рублей;
  • при неправомерных действиях в зонах повышенной опасности возникновения пожара, размеры штрафов увеличиваются;
  • также существенно повышаются санкции, при условии, что неправомерные действия повлекли за собой возникновение пожара.

Важно. Все штрафы за нарушение требований пожарной безопасности, регламентированы настоящими законами страны, а именно КоАП РФ.

Нюансы противопожарной безопасности

В любом направлении действующего российского законодательства присутствуют отдельные моменты, на которые необходимо обращать внимание. В данном случае особого внимания заслуживают следующие нюансы:

  • лишь соблюдение установленных правил всеми гражданами позволит свести чрезвычайные ситуации и пожары к минимуму;
  • предприниматели должны ответственно относиться к установленным правилам, а не пытаться откупиться от должностных лиц, так как от этого зависят жизни его сотрудников, а также непосредственно его личная сохранность;
  • не добропорядочное отношение к установленным правилам граждан, а также должностных лиц может привести к негативным последствиям;
  • любой пожар легче предотвратить, соблюдая установленные правила, нежели бороться с его последствиями.

Если в своей жизни каждый гражданин или юридическое лицо будет заострять на данных моментах внимание, то высока вероятность свести к минимуму число пожаров в стране, а также количество граждан, пострадавших от них.

Нововведения 2018 года

Каждый год в России к действующим нормативно правовым актам применяются поправки и вносятся коррективы. 2018 год не станет исключением. Планируется внесение следующих изменений и нововведений:

  1. Будет проведено полномасштабное занятие с руководителями образовательных учреждений по пожарной безопасности.
  2. В Приказ МЧС № 645 будет внесено около 20 нововведений, относительно действий сотрудников, а также взаимодействия с иными службами.
  3. 31 июля 2018 года вступит в силу новая редакция Федерального закона 123.
  4. 3 июля 2018 года вступит в силу новая редакция КоАП РФ.
  5. Нововведения затронут методы проверки противопожарной безопасности в частных и государственных организациях.
  6. Некоторые коррективы будут внесены в нормы пожарной безопасности, которые действуют в стране.
  7. Дополнительно планируется увеличение санкций при выявлении правонарушений в отношении противопожарной безопасности.

Важно. Сразу после вступления новых поправок в законную силу, каждому гражданину и юридическому лицу рекомендуется ознакомиться с нововведениями, чтобы избежать возможных последствий и нарушений.

123-ФЗ

МЧС РФ завершило подготовку законопроекта по техническому регулированию, объединяющие правила безопасности, ранее указанных в ГОСТах, СНиПах и НПБ. Технический регламент требований пожарной безопасности от 22.07.2008 года объединяет в нормативную документацию и устанавливает новые понятия и требования.

Задачи федерального положения о пожаробезопасности 123-ФЗ

Цель создания 123-ФЗ о пожарной безопасности:

  • установление главных положений и общих требований;
  • разработка инновационного механизма исполнения и контроля установленных норм.

Задачи:

  • гарантирование сохранности территорий, объектов, строений, зданий, сооружений, а также автотранспорта, оборудования и другого имущества;
  • формирование минимального уровня требований к защите различной продукции;
  • введение оценки рисков и страхование на добровольной основе.

Таким образом, 123-ФЗ содержит сведения о требованиях, подлежащих к выполнению о поддержки минимального уровня риска в качестве предупреждения возгораний на объектах, в т. ч. на производственных площадях.
Пожарная декларация к 123-ФЗ в основном касается застройщиков сооружений и ответственных за подготовку документации и выдается после прохождения соответствующей экспертизы. Если сооружение не будет соответствовать огнестойкости, уровню задымленности, скорости распространения огня и другим параметрам, то в выдаче документа будет отказано. Соответственно, объект не будет допущен к эксплуатации, если иное не предусмотрено действующим Законодательством РФ.
Дополнительно 123-ФЗ с изменениями содержит следующие указания:

  • реализовать требования по дополнительному оснащению медицинских и социальных объектов;
  • ужесточить требования к электромагнитной устойчивости защитной системы;
  • ввести обязательный мониторинг пожарной безопасности на всех социально значимых объектах.

Примечательно, что действующий статус Федерального закона 123 о пожарной безопасности предполагает:

  • выбрать владельцу актуальный метод защиты объекта из приведенных в документе классификаций;
  • застраховать собственность и имущество третьих лиц.

Согласно комментариям к федеральному закону 123, документ включает условия:

  • полное выполнение установленных законом требований к пожарной безопасности;
  • риски не должны превышать утвержденные нормы;
  • сооружения, к которым не предъявляются нормативы, допускается вводить в эксплуатацию при соответствии минимальному риску возгорания.

Действующая редакция ФЗ-123

123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности принят в работу субъектами РФ в 2009 году и до 2017 года неоднократно подвергался корректировками дополнениям. Появление документа привело к административным и техническим последствиям для собственников зданий, т. е. по новым правилам ответственность переложена на владельцев объектов.
В последней редакции 123-ФЗ от 29.07.2017 года претерпели изменения следующие статьи:

  1. Статья 1 123-ФЗ содержит положения о техническом контроле зданий, сооружений, имущества, а также производственных мощностей и изделий общего назначения.
  2. Статья 4 123-ФЗ включает требования, отражающие полный перечень документов в 123-ФЗ о противопожарной защите:
    • решения о планировке и объемах;
    • применение строительных материалов для возведения конструкций;
    • способы по ограничению распространения огня;
    • эвакуация;
    • первичные методы и средства тушения пожаров;
    • система индивидуальной защиты лиц;
    • пожарная сигнализация;
    • аварийное оповещение о возгорании;
    • нормативы о вентиляционной и аварийной системах и т.д.
  3. Обновленная статья 6 123-ФЗ в пункте 1 указывает на идентификацию сооружений, а также условия защиты, разделенные на классы. Классификация учитывает функции и конструктивные нюансы объектов, влияющих на пожароопасность и риск возгорания. Производственные мощности идентифицируются на основании рисков взрыва и возгорания.
  4. Статья 89 123-ФЗ об эвакуации гласит, что выходы из подвальных и полуподвальных помещений категории с В1 по В4, Г, Д осуществляются в вестибюль здания первого этажа строения типа ф5. Пункт №9 о требованиях пожарной безопасности к эвакуационным выходам упразднен.
  5. Статья №87 больше не содержит сведений о классе огнестойкости, предъявляемой к зданиям.

Документ также содержит ряд таблиц, указывающие на технические требования об огнестойкости сооружений, расстоянии от резервуаров со взрывоопасными веществами, конструктивные особенности объектов и т. п. Но основное внимание заслуживает таблица 21 «Степень огнестойкости здания из 123-ФЗ», в которой прописаны 5 степеней огнестойкости и пределы строительных конструкций. Примечательно, что пятый класс не нормируется.
Ознакомиться с таблицами из 123-ФЗ можно по этой . Для просмотра полного перечня нажмите кнопку со следующей таблицей:

Скачать действующие документы

Федеральный закон №123 о пожарной безопасности – это:

  1. новый подход к ответственности юридических лиц;
  2. принципиальное обновление к живучести пожаробезопасных систем.

ФЗ 123 в 2018 году содержит перечень документов добровольного применения к 123-ФЗ (Приказ 474) утвержден 16 апреля 14 г., на основании которого владельцы строений самостоятельно выполняют требования, предъявляемые к пожаробезопасности.
Скачать ФЗ 123 в редакции №9 от 29.07.17 (срок действия до 31.07.18):

Скачать ФЗ 123 с последними изменениями в редакции №10 от 29.07.17 (начало действия с 31.07.18) можно тут: Для обзора изменений редакций закона и их сравнения, на сайте «консультант плюс» нажмите на кнопку в самом низу, как указано на скриншоте:
На данный момент проектные и монтажные организации должны заниматься подготовкой мероприятий по работе в новых условиях, а именно: ознакомиться с требованиями нормативных актов и актуализировать технические решения с экономическим обоснованием. Значение Федерального закона 123 о пожарной безопасности с изменениями сложно переоценить, а реализация нововведений обеспечит должный уровень предупреждения пожаров в России.
Постатейные комментарии к ФЗ 123 доступны к скачиванию здесь:

ППР 390

В РФ имеются правила противопожарного режима, которые обязательны для каждого гражданина и каждой организации. Соблюдение норм постановления Правительства РФ № 390 (ППР 390), которым эти правила утверждены, гарантирует защиту помещений от возникновения пожаров и возможность избежать ненужных трат, возмещая ущерб, нанесенный огнем.

Описание постановления

Правила противопожарного режима утверждены в РФ постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390-П. Нормативный акт состоит из 21 главы, каждая из которых подробно описывает требования противопожарного режима относительно различного рода объектов.

Кроме этого постановление содержит 7 приложений, в которых имеются не только образцы документов, но и нормы обеспечения и оснащения зданий/сооружения средствами противопожарной безопасности.

Постановление о противопожарном режиме издано во исполнение ст. 16 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-Ф. Сразу же в первой статье постановления законодатель уточняет, что руководитель организации должны утвердить инструкцию о мерах по пожарной безопасности и назначить ответственное лицо за особый противопожарный режим на каждом объекте, который имеется у них в собственности или пользовании.

Какие задачи решает нормативный акт?

Основной задачей данного акта является объединение правил противопожарной безопасности на различных объектах в одном постановлении. Так же ППР 390 с целью обеспечения противопожарной безопасности устанавливают:

  • систему поведения граждан на объектах;
  • варианты организации производства;
  • порядок содержания помещения и прилегающей территории.

Законодатель довольно тщательно прописывает правила организации помещений, в зависимости от количества человек, круглосуточности пребывания работников, наличия/отсутствия предметов интерьера, которые могут затруднить выход из здания и т.д., а также уточняет

Например, в п. 23 содержатся ограничения, которые должны быть соблюдены абсолютно на всех объектах защиты. Нельзя:

  • хранить на чердаках, в подвалах или иных закрытых помещениях легковоспламеняющиеся жидкости, порох и т.д.;
  • «захламлять» чердаки, вентиляционные люки, подвалы;
  • убирать двери эвакуационных выходов, которые были предусмотрены технической документацией;
  • проводить уборку здания с использованием легковоспламеняющихся жидкостей;
  • устанавливать на лестничных клетках внешние блоки кондиционеров и т.д.

За нарушение требований Пунктов ППР РФ 390 законодателем предусмотрено наказание по статье 20.4 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает штрафы за нарушения противопожарного режима. Градация сумм штрафа связана с категорией правонарушителей; например, для юридического лица его размер значительно выше, чем для гражданина.

Последние изменения

Противопожарный режим 2018 года обусловлен последними изменениями в ППР 390, которые были внесены в 2017 году постановлением Правительства РФ N 1717. Документ был опубликован 15.01.2018 и с этого же дня вступил в силу и стал обязательным на всей территории РФ.

Изменения правил вводят следующие новшества:

  1. Владельцам дачных участков вменяется в обязанность убирать траву и мусор на территории участков, согласно имеющейся документации.
  2. Запрет на посев колосовых культур в определенных местах, например, в границах полос отвода
  3. Владельцы угодий должны ограждать свои наделы от зарастания сорняками и производить своевременный сенокос.
  4. Инструкцию по поведению граждан в период уборки зерновых культур.
  5. Запрет на хранение в большом количестве сена и дров, которые могут легко воспламениться.
  6. Правила противопожарного режима на железной дороге.

ППР 390 с изменениями в 2018 касаются в основном, поведения дачников для соблюдения противопожарного режима и вопроса введения особого противопожарного режима для полос отвода и охранной зоны железных дорог.

Скачать и посмотреть последнюю редакцию ППР 390

Последняя редакция правил противопожарного режима ППР N 390 доступна для скачивания:

Для того, чтобы посмотреть все изменения документа, нужно перейти на сайт консультант плюс:

1) После того, как документ откроется, он будет выглядеть следующим образом:

2) Находим подраздел «Список изменяющих документов» и нажимаем на него.

3) Система выдает список изменений документа с момента его официального опубликования. Нас интересует ППР 390 от 25.04 2012 с изменениями от 30.12.2016 № 1717.

4) После того, как нажимаем на № 1717, открываются последние правила противопожарного режима в РФ.

Осталось только ознакомиться с последними изменениями.

Для справки! В тексте ППР 390 консультант плюс уже включает все изменения, пользователю достаточно выбрать нужную главу и пункт для изучения. Внизу нормативных положений имеется информация о дате изменения и номере акта.

Как смотреть все редакции закона

Система Консультант плюс допускает возможность сравнения редакций документа для того, чтобы наглядно видеть все изменения. Для этого необходимо на главной странице документа в верхнем правом углу выбрать вкладку «Редакции».

После нажатия на нее откроется еще одно окно, в котором необходимо выбрать нужную редакцию для сравнения и отметить ее галочкой. Далее в левой части страницы выбираем опцию «Сравнить с предыдущей редакцией».

После этого открывается окно сравнения двух редакций. Все изменения, внесенные в документ выделяются цветом.

Скачать бесплатно ППР 390 с изменениями можно также на сайте консультанта, нажав на кнопку «Экспорт в WORD», выделенное гиперссылкой и сохранив его в нужном месте на электронном устройстве.

Таким образом, нарушение противопожарного режима карается законодателем в КоАП РФ, а при наличии большого ущерба от действий граждан или организации им грозит и уголовная ответственность. Для того, чтобы не нарушать нормы законодательства, необходимо знать ппр 390 и следить за последними изменениями в документе.

Документы

Статистика по документам и выполнению поручений

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2012 г. № 390

МОСКВА

О противопожарном режиме

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 № 113, от 23.06.2014 № 581, от 06.03.2015 № 201, от 10.11.2015 № 1213, от 06.04.2016 № 275, от 18.08.2016 № 807, от 20.09.2016 № 947, от 21.03.2017 № 316, от 28.09.2017 № 1174, от 18.11.2017 № 1393, от 30.12.2017 № 1717, от 21.12.2018 № 1622, от 24.12.2018 № 1644, от 07.03.2019 № 248, от 20.09.2019 № 1216)

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования, за исключением пунктов 6, 7, 9, 14, 16, 89, 130, 131 и 372 Правил, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 25 апреля 2012 г. № 390

ПРАВИЛА противопожарного режима в Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее — объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

2. В отношении каждого объекта защиты (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты защиты (далее — руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 № 113; от 20.09.2016 № 947)

3. Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

4. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

5. (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

6. В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

7. В здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объекте с массовым пребыванием людей, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 № 113)

8. На объекте защиты с ночным пребыванием людей (за исключением торговых,производственных и складских объектов защиты, жилых зданий, объектов с персоналом, осуществляющим круглосуточную охрану) руководитель организации организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.06.2014 № 581, от 06.03.2015 № 201, от 20.09.2016 № 947, от 20.09.2019 № 1216)

9. На объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

10. Руководитель организации обеспечивает (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

11. Руководитель организации обеспечивает здания для летнего детского отдыха телефонной связью и устройством для подачи сигнала тревоги при пожаре. Не допускается размещать:

a) детей в мансардных помещениях зданий и сооружений IV и V степеней огнестойкости, а также класса конструктивной пожарной опасности С2 и С3;

б) более 50 детей в помещениях зданий и сооружений IV и V степеней огнестойкости, а также класса конструктивной пожарной опасности С2 и С3;

в) детей на этаже с одним эвакуационным выходом.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

12. На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

13. На объекте защиты с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к маломобильным группам населения (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха, а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), руководитель организации организует подготовку лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты, к действиям по эвакуации указанных граждан в случае возникновения пожара. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

14. Руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте защиты требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 № 113; от 20.09.2016 № 947)

Запрещается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках, за исключением мест, специально отведенных для курения табака в соответствии с законодательством. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947, от 20.09.2019 № 1216)

Руководитель организации обеспечивает размещение на указанных территориях знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено».

Места, специально отведенные для курения табака, обозначаются знаками «Место для курения».

15. Собственниками индивидуальных жилых домов, в том числе жилых помещений в домах блокированной застройки, расположенных на территориях сельских поселений, в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее — территория садоводства или огородничества), к началу пожароопасного периода обеспечивается наличие на земельных участках, где расположены указанные жилые дома, емкости (бочки) с водой или огнетушителя. (С 1 января 2019 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1622)

Хранение огнетушителя осуществляется в соответствии с требованиями инструкции по его эксплуатации.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 № 113)

16. На территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». (С 1 января 2019 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1622)

17. В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

171. Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. (С 1 января 2019 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1622)

Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

(Пункт дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1717)

18. Запрещается на территориях общего пользования, прилегающих к объектам защиты, в том числе к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, оставлять емкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, горючими газами. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947; с 1 января 2019 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1622)

19. Запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на территории садоводства или огородничества устраивать свалки горючих отходов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947; с 1 января 2019 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1622)

20. Руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 № 1216)

21. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 248)

В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 № 248)

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

22. Руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями.

23. На объектах защиты запрещается: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

a) хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности в сфере технического регулирования; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

б) использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов;

в) размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

г) (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

е) (Утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

ж) размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, а также заваривать люки на балконах и лоджиях квартир; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

з) проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

и) остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам;

к) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;

л) устраивать в производственных и складских помещениях зданий (кроме зданий V степени огнестойкости) антресоли, конторки и другие встроенные помещения из горючих материалов; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

м) устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров;

н) загромождать и закрывать проходы к местам крепления спасательных устройств; (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 № 113)

о) изменять (без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный документацией класс функциональной пожарной опасности зданий (сооружения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений — помещения или группы помещений, функционально связанные между собой). (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947)

24. Руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 № 113; от 20.09.2016 № 947)

25. Не допускается в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.

26. Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) должны быть очищены от мусора и посторонних предметов.

27. Руководитель организации обеспечивает сбор использованных обтирочных материалов в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой и удаление по окончании рабочей смены содержимого указанных контейнеров.

28. Специальная одежда лиц, работающих с маслами, лаками, красками и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, хранится в подвешенном виде в металлических шкафах, установленных в специально отведенных для этой цели местах.

29. В зданиях с витражами высотой более одного этажа не допускается нарушение конструкций дымонепроницаемых негорючих диафрагм, установленных в витражах на уровне каждого этажа.

30. Руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обеспечивает:

a) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности;

б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях.

31. При проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях IV и V степеней огнестойкости допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах, а при проведении указанных мероприятий для детей ясельного возраста и детей с нарушением зрения и слуха — только на 1-м этаже. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2014 № 113)

В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток.

На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия.

При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев и повреждение изоляции проводов, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены. (В р

Комментарии к положениям пункта 72.3 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.

Статистика типовых и массовых нарушений требований пожарной безопасности в Московской области, причин их возникновения, руководство по соблюдению требований пожарной безопасности (по результатам анализа типовых и массовых нарушений требований пожарной безопасности): № п/п Типовые и массовые нарушения требований пожарной безопасности Причины возникновения типовых нарушений требований пожарной безопасности Руководство по соблюдению обязательных требований, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным Возможные последствия несоблюдения указанных требований пожарной безопасности 1 2 3 4 5 1 Вопреки требованиям части 1 статьи 91 и части 11 статьи 85 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здание, сооружение, их помещения не защищены системами противопожарной защиты зданий, сооружений (автоматическими системами пожарной сигнализации и (или) пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, системами противодымной защиты). Зачастую, на объектах защиты бюджетных учреждений и организаций (подведомственных органам государственной власти и местного самоуправления) нарушение указанных требований пожарной безопасности сопряжено с отсутствием денежных средств в бюджете соответствующего уровня. В коммерческих организациях это часто связано с «халатным» отношением к исполнению своих должностных обязанностей ответственных должностных лиц, руководителей и учредителей предприятий (высокий уровень издержек по соблюдению обязательного требования по сравнению с уровнем возможной ответственности). В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Так, Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации изложен в приложении «А» СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», а объекты защиты, на которых в обязательном порядке должна предусматриваться автоматическая система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара указаны в Таблице 2 Свода правил СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности». В свою очередь, перечень объектов защиты (в том числе отдельных помещений и участков зданий, сооружений), подлежащих защите автоматическими системами противодымной вентиляции и дымоудаления утвержден СП 7.13130.2013 «Свод правил отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности». Согласно вышеизложенных требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, в целях пресечения противоправного поведения, связанного с нарушением требований части 1 статьи 91 и части 11 статьи 85 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», на объектах защиты (зданиях, сооружениях) подлежащих оснащению системами противопожарной защиты (автоматическими системами пожарной сигнализации и (или) пожаротушения, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, системами противодымной защиты), необходимо выполнить монтаж указанных систем противопожарной защиты (либо монтаж какой-либо определённой автоматической системы, исходя из требований вышеуказанных нормативных документов по пожарной безопасности). При этом стоит учитывать, что монтаж систем противопожарной защиты зданий, сооружений выполняется специализированными организациями, имеющими разрешение (лицензию) на выполнение данного вида работ (услуг) в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Наличие систем противопожарной защиты зданий, сооружений на объекте защиты в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности является составной частью его обеспечения пожарной безопасности, при этом их правомерное отсутствие может быть обосновано оценкой пожарного риска, не превышающего допустимых значений, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Позднее обнаружение возникновения пожара в здании, сооружении способствует боле активному развитию горения, что может привести к возможной гибели людей в случае возможного возникновения пожара в здании, сооружении. 2 Вопреки требованиям пункта 24 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственными должностными лицами организаций не проводятся с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах зданий, с составлением соответствующего протокола испытаний. В коммерческих и бюджетных организациях это часто связано с «халатным» отношением к исполнению своих должностных обязанностей ответственных должностных лиц и руководителей предприятий. Отсутствие должного уровня знаний нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности у ответственных должностных лиц и руководителей организаций. Отсутствие необходимого оборудования и материалов для проведения испытаний. В соответствии с требованиями пункта 24 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие. Согласно вышеизложенных требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, в целях пресечения противоправного поведения, связанного с нарушением требований пункта 24 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственным должностным лицам организаций, использующих (эксплуатирующих) здания и сооружения с наличием таких лестниц и ограждений на кровле, надлежит провести эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений по методике испытаний, изложенной в разделе 6 ГОСТ.Р 53254- 2009 «Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения Кровли», а также соблюдать периодичность проведения указанных испытаний в дальнейшей деятельности предприятия. При этом, привлечение к проведению указанных испытаний специализированных организаций, имеющих разрешение (лицензию) на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности, не является обязательным. Отсутствие сведений (информации) в распоряжении руководителя и ответственных должностных лиц о результатах проведенных испытаний наружных металлических лестниц зданий влияет на правильность принятия управленческих решений по эвакуации из зданий и сооружений предприятия, в результате чего, возможно получение травм и возникновение определенных сложностей (нештатных ситуаций)при эвакуации людей в случае возможного пожара на объекте защиты (обрушение конструкции наружной металлической лестницы здания, сооружения, нарушение целостности отдельных ее элементов и т.д.). 3 Вопреки положениям пункта 35 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, зачастую запоры на дверях эвакуационных выходов зданий, сооружений не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа. В коммерческих и бюджетных организациях это часто связано с «халатным» отношением к исполнению своих должностных обязанностей ответственных должностных лиц и руководителей предприятий. Отсутствие должного уровня знаний нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности у ответственных должностных лиц и руководителей организаций. Зачастую, причинами возникновения данного нарушения, также, является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности в зданиях с массовым пребыванием людей (психиатрические больницы со стационаром, наркологические больницы со стационаром и т.д.), что порождает неоднозначность трактовки обязательного требования. В соответствии с требованиями пункта 35 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. В целях пресечения противоправного поведения, связанного с нарушением требований пункта 35 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственным должностным лицам организации необходимо в кратчайшие сроки организовать работу по оснащению дверей эвакуационных выходов эксплуатируемых (используемых) зданий, сооружений запорными устройствами, обеспечивающими возможность их свободного открывания изнутри без ключа (шпингалетами, щеколдами, засовами и т.д.) и запретить приказом (распоряжением) по организации закрывание указанных дверей на замки, иные запоры, которые требуют наличие ключа для их открывания. Длительное невыполнение обязанности, предусмотренной пунктом 35 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, связано с риском для жизни людей, находящихся в здании, сооружении, в случае возникновения пожара, иной чрезвычайной ситуации в нем. Несоблюдение указанного требования пожарной безопасности в определенных случаях влечет причинение вреда жизни и здоровью эвакуирующихся из здания людей в случае возможного пожара, а также не исключены случаи гибели людей, так как зачастую закрытыми на замки оказываются двери эвакуационных выходов, ведущих непосредственно наружу. 4 В нарушении требований, предусмотренных пунктом 33 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, зачастую на объектах защиты допускается самовольная перепланировка путей эвакуации, в результате чего нарушается их проектная ширина (выгораживание дополнительных помещений в центральных поэтажных коридорах, холлах, фойе и т.д., устройство различных коммуникаций), а также допускается применение для облицовки пола, стен и потолков путей эвакуации строительных (отделочных) материалов, характеристики пожарной опасности которых не соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. В коммерческих и бюджетных организациях это часто связано с «халатным» отношением к исполнению своих должностных обязанностей ответственных должностных лиц и руководителей предприятий. Отсутствие должного уровня знаний нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности у ответственных должностных лиц и руководителей организаций. В соответствии с требованиями пункта 33 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями статьи 84 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При проведении каких-либо работ на путях эвакуации зданий, сооружений, связанных с их текущим ремонтом, а также с их эксплуатацией, необходимо руководствоваться решениями, принятыми в проектной документации здания, разработанной и утвержденной в установленном порядке, независимо от срока ввода здания, сооружения в эксплуатацию в соответствии с градостроительным законодательством РФ (соблюдать установленную ширину и высоту, протяженность участков путей эвакуации здания, сооружения, требования проектной документации к облицовке стен, полов и потолков путей эвакуации зданий, сооружений и т.д.). Руководителю организации, а также ответственным должностным лицам в процессе эксплуатации объекта защиты надлежит обеспечить соблюдение проектных решений путей эвакуации и эвакуационных выходов. В соответствии с требованиями п. 4.3.2 Свода правил СП 1.13130.2009″Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: — Г1, В1, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; — Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; — Г2, РП2, Д2, Т2 — для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; — В2, РП2, Д3, Т2 — для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов. Показатели пожарной опасности строительных (отделочных) материалов указываются в сертификатах пожарной безопасности на них, полученных в рамках обязательной и добровольной сертификации продукции. Несоблюдение указанных требования пожарной безопасности и проектных решений путей эвакуации зданий, сооружений в определенных случаях влечет причинение вреда жизни и здоровью эвакуирующихся из здания людей в случае возможного пожара, а также не исключены случаи их гибели, в результате нарушения установленного режима эвакуации. 5 Вопреки требованиям пункта 74 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, зачастую противопожарные расстояния между зданиями и сооружениями производственных предприятий и складских комплексов используются для стоянки транспортных средств, складирования различных материалов и тары, в том числе горючих. В коммерческих и бюджетных организациях это часто связано с «халатным» отношением к исполнению своих должностных обязанностей ответственных должностных лиц и руководителей предприятий. Отсутствие должного уровня знаний нормативных правовых актов и нормативных документов в области пожарной безопасности у ответственных должностных лиц и руководителей организаций. Согласно требований пункта 74 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары. В целях пресечения противоправного поведения, связанного с нарушением требований пункта 74 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, руководителю организации надлежит издать приказ (распоряжение) по организации, которым запретить установку транспортных средств, складирование различных материалов и тары, а также сжигание горючих отходов в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, в границах территории предприятия. Вместе с тем распоряжением (приказом) по организации, так же следует определить территорию стоянки транспортных средств в границах территории предприятия, с учетом изложенных требований законодательства РФ о пожарной безопасности. Размещение различных горючих материалов и тары, а также транспортных средств в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями влечет риск перехода огня при пожаре в одном из зданий, сооружений по указанным материалам, таре и транспортным средствам на здания, сооружения (имущество) третьих лиц и нанесению им материального ущерба, а также способствует возникновению угрозы жизни и здоровья людей, находящихся в зданиях, сооружениях третьих лиц, на которых возможен переход огня при пожаре.

Комментарии к положениям пункта 72.3 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390.

С 01 марта 2017 года, далее ежегодно, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Данное требование Правил противопожарного режима в Российской Федерации применимо к земельным участкам, правообладателями которых в установленном законом порядке являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, границы которых прилегают (на незначительном (ничтожном) расстоянии), либо совпадают с границами лесных участков (земельных участков лесного фонда, земельных участков лесопарковых зон,на которых находятся лесные насаждения и т.д.). При этом обязанность по устройству защитных минерализованных полос и очистке от горючих материалов и предметов на полосе шириной не менее 10 метров, возлежит на правообладателе земельного участка, границы которого прилегают (на незначительном (ничтожном) расстоянии), либо совпадают с границами лесных участков. Устройство защитной минерализованной полосы и очистка от горючих материалов и предметов на полосе шириной не менее 10 метров осуществляется в границах земельного участка, который прилегает (на незначительном (ничтожном) расстоянии), либо границы которого совпадают с границами лесных участков.

В свою очередь, границы принадлежащего земельного участка можно уточнить в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития РФ от 27.02.2010 № 75 «Об установлении Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости», а также справочно, посредством публичной кадастровой карты в сети «Интернет».

Объекты сельскохозяйственного производства

Для сельскохозяйственного сектора пункт 213 изложен в новой редакции, которым предписывается запрет сеять колосовые культуры в границах полос отвода и охранных зонах железных дорог, а также в границах полос отвода и придорожных полосах автомобильных дорог. Копны скошенной на этих полосах травы необходимо размещать на расстоянии не менее 30 метров от хлебных массивов.

Также правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения должны принимать меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения на сенокосах.

Пункты 220 — 222 изложены в следующей редакции:

220. В период уборки зерновых культур и заготовки кормов запрещается:

а) курить вне специально оборудованных мест и производить работы с применением открытого огня в хлебных массивах и вблизи от них, а также возле скирд сена и соломы;

б) использовать в работе уборочные агрегаты и автомобили (моторную технику), имеющие неисправности, которые могут послужить причиной пожара;

в) использовать в работе уборочные агрегаты и автомобили (моторную технику) без капотов или с открытыми капотами, а также без защитных кожухов;

г) использовать в работе уборочные агрегаты и автомобили (моторную технику) без искрогасителей, за исключением случаев применения системы нейтрализации отработанных газов, а также без первичных средств пожаротушения;

д) выжигать пыль в радиаторах двигателей уборочных агрегатов и автомобилей (моторной техники) паяльными лампами или другими способами;

е) заправлять уборочные агрегаты и автомобили (моторную технику) в полевых условиях вне специальных площадок, оборудованных средствами пожаротушения и освещенных в ночное время.

221. В период уборки радиаторы двигателей, валы битеров, соломонабивателей, транспортёров и подборщиков, шнеки и другие узлы и детали уборочных агрегатов и автомобилей должны очищаться от пыли, соломы и зерна по мере необходимости, но не реже двух раз за смену.

222. Скирды (стога), навесы и штабеля грубых кормов размещаются (за исключением размещения на приусадебных участках):

а) на расстоянии не менее 15 метров до оси линий связи;

б) на расстоянии не менее 50 метров до зданий, сооружений и лесных насаждений;

в) за пределами полос отвода и охранных зон железных дорог, придорожных полос автомобильных дорог и охранных зон воздушных линий электропередачи.

Кроме того, изменениями учтено (п. 238), что во время погрузки грубых кормов и волокнистых материалов в кузов автомобиля двигатель его должен быть заглушен. Движение автомобиля может быть разрешено только после осмотра места стоянки автомобиля и уборки сена (соломы), находящегося вблизи выпускной трубы.

С сельскохозяйственным секторов в части пожарной безопасности всё.

Объекты транспортной инфраструктуры

Пункты 278 и 279 изложены в новой редакции:

278. Полосы отвода и охранные зоны железных дорог (в том числе переведённых на консервацию) должны быть очищены от валежника, порубочных остатков и кустарника (за исключением деревьев и кустарников, отнесённых к художественно-ландшафтному оформлению дорог и сооружений, а также к защитным лесополосам), шпал железнодорожных деревянных отработанных и бракованных, а также других горючих отходов. Указанные материалы следует своевременно вывозить с полосы отвода.

В полосах отвода и охранных зонах дорог, а также на участках железнодорожных путей и автомобильных дорог не разрешается выбрасывать горячие шлак, уголь и золу, а также горящие окурки и спички во время движения железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта.

279. Разлитые на железнодорожных путях легковоспламеняющиеся и горючие жидкости должны засыпаться песком, землей и удаляться с учётом требований законодательства Российской Федерации в области охраны природы.

Ну и наконец пункты 282 и 283 были подредактированы:

282. Запрещается складирование сена, соломы и дров:

а) на расстоянии менее 50 метров от мостов, путепроводов, путевых сооружений и путей организованного движения поездов, а также лесных насаждений;

б) на расстоянии менее 15 метров от оси линий связи;

в) в пределах охранных зон воздушных линий электропередачи.

283. Запрещается в границах полос отвода и придорожных полосах автомобильных дорог, в границах полос отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов выжигать сухую травянистую растительность, разводить костры, сжигать хворост, порубочные остатки и горючие материалы, а также оставлять сухостойные деревья и кустарники.

Всё.

Применение постановления Правительства № 390

  • Постановление Правительства РФ № 390 «О противопожарном режиме»
  • Применение постановления Правительства № 390
  • Сферы применения постановления

Действие данного постановления распространяется на широкий круг объектов. Все они объединены под общим термином «объект защиты». В отношении каждого из таких объектов для их владельцев или эксплуатирующих организаций устанавливаются следующие требования:

  • наличие утвержденной инструкции по обеспечению пожарной безопасности;
  • соответствие указанной инструкции положениям 123-ФЗ и требованиям постановления Правительства № 390;
  • обучение всех сотрудников предприятия или иных лиц, допущенных на объект, мерам пожарной безопасности. Такое обучение организуется в форме ознакомления с инструкцией о пожарной безопасности и освоения пожарно-технической информации в минимальном объеме;
  • назначение на объекте лица, которое является ответственным за состояние пожарной безопасности;
  • наличие информационных и навигационных противопожарных табличек внутри объекта;
  • выполнение других требований, предусмотренных разделом I постановления о противопожарном режиме.

Сферы применения постановления

Постановление № 390 содержит требования к следующим типам объектов в части установления противопожарного режима:

  • коммерческие предприятия;
  • территории;
  • системы отопления и снабжения тепловыми ресурсами;
  • жилые постройки;
  • организации научного и образовательного профиля;
  • общественные помещения для организации культурных и зрелищных массовых мероприятий;
  • здания торговых предприятий;
  • организации медицинского профиля;
  • объекты промышленного производства;
  • объекты производства продукции сельского хозяйства;
  • компоненты инфраструктуры транспорта;
  • другие объекты, указанные в постановлении.

В приложениях к данному документу приведены нормы по наличию противопожарного оборудования на различных типах объектов.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *