Содержание

Как организовать перевозки пассажиров на маршрутном такси

Городской драйв – явление не проходящее. Люди всегда будут куда-то ехать. И среди всех видов автомобильного транспорта наибольший интерес для их перемещений вызывают маршрутки.

Более демократичный, чем такси и более маневренный, чем крупные городские автобусы. Да и стартовых вложений по сравнению с другими видами транспортного бизнеса требуется немного. И сегодня мы расскажем, что надо для начала собственного дела в виде маршрутных перевозок.

Как начать перевозку

Перевозка пассажиров – официальная предпринимательская деятельность и для старта надо вначале зарегистрироваться в одном из качеств:

  • Индивидуальный предприниматель.
  • Общество с ограниченной ответственностью.

После этого можно приступать к началу оформления и получения разрешения — лицензии на маршрутные автобусные перевозки, как получить которую мы и расскажем ниже.

О том, что такое маршрутка, и как организовать перевозки таким транспортом, расскажет данное видео:

Необходимые документы

Для оформления лицензии на перевозки пассажиров в количестве более восьми человек надо обратиться в отделение Федеральной транспортной службы. Вот комплект документов, которые необходимо при этом иметь у себя на руках:

  • Свидетельство регистрации ИП или ООО и его устав, подтверждение постановки на налоговый учет.
  • Выписки из единых госреестров.
  • Подтверждение юридического адреса предприятия и его банковские реквизиты.
  • Договор на аренду стоянки или гаража.
  • Договор на техническое обслуживание автомобилей.
  • Договор на проведение медосмотров водителей перед выходом на маршрут.
  • Паспорт директора предприятия.
  • Полный комплект документов водителей (права, трудовая книжка, медсправка).
  • Подтверждение регистрации авто в ГИБДД.
  • ОСАГО на каждое авто.
  • Документы на машину (ПТС, талоны техосмотров).

Данная лицензия выдается на пять лет и в дальнейшем требует подтверждения.

О процедуре оформления лицензии на перевозку пассажиров в маршрутном такси (стоячих и сидячих), расскажем далее.

Процедура

При правильной организации дела маршрутный бизнес по перевозке пассажиров может довольно скоро окупиться и начать приносить доход. Кроме комплекта документов для начала маршрутных перевозок понадобятся:

  • Микроавтобусы.
  • Водители.
  • Помещения для гаража и офиса.

Но обо всем по порядку:

  1. Первое, чем надо озаботиться – это выбор маршрута. Здесь можно вклиниться в уже существующий пассажиропоток и бороться с конкурентами или попробовать освоить новый в борьбе с бюрократией. В общем, без тщательного расчета и некоторого риска не обойтись.
  2. Затем рассчитать размер необходимых инвестиций и найти их источники.
  3. Подбор автомобилей. Можно выбрать между дешевыми и простыми в ремонте и обслуживании, но быстро приходящими в негодность «Газелями» и более дорогими и надежными импортными моделями.
  4. Оформление обязательной страховки и организация техобслуживания и ремонта маршруток.
  5. Аренда офиса и гаража.
  6. Набор персонала. Вам понадобится: по два водителя на маршрутку, диспетчер, бухгалтер и механик. Это необходимый минимум.
  7. После этого можно регистрировать предприятие.
  8. И последний этап – получение лицензии с использованием уже готового комплекта документов.

Далее мы расскажем про правила пассажирских перевозок детей и взрослых маршрутными автобусами (такси).

О том, как наказывают нерадивых водителей маршруток в Питере, расскажет данное видео:

Правила перевозки пассажиров в маршрутном такси

Для обеспечения безопасности пассажиров необходимо безальтернативно соблюдать правила по перевозке, которые утверждены постановлением правительства. Можно напомнить наиболее важные из них:

  • Остановка маршруток для посадки или высадки пассажиров производится в местах, обозначенных как остановки или по требованию граждан, если это не противоречит дорожным правилам.
  • Водитель маршрутки обязан соблюдать ПДД, следовать строго по установленному маршруту, производить посадку и высадку пассажиров.
  • Запрещается перевозить количество пассажиров выше установленного.
  • Запрещается движение маршрутки при неплотно закрытых дверях.
  • Запрещается управление авто водителю, который не обозначен в маршрутном листе.
  • Плата за проезд назначается на основании утвержденных тарифов.
  • Принимает плату и выдает билеты на проезд водитель маршрутки.
  • Водитель обязан следить за техническим состоянием своей машины и содержать ее в чистоте.

Ниже вы найдете бланк маршрутного листа для перевозки детей, который также можете .

Маршрутный лист для перевозки детей (бланк)

маршрутный лист для перевозки детей — 1маршрутный лист для перевозки детей — 2

Затратная часть

Начало маршрутного бизнеса – дело затратное. Для старта потребуются крупные вложения, величина которых, конечно же, будет зависеть от размаха начинания. То есть от первоначального количества планируемых к выходу на маршрут машин. Но все же структура затрат будет примерно одинакова.

Итак, по убыванию:

  • Покупка маршруток. Это будет самая большая трата, даже если вы остановитесь на эконом варианте с «Газелями». Существенно сократить ее можно только арендой авто.
  • Зарплата для сотрудников. И если водители получают проценты от поездок, то обслуживающему персоналу (диспетчерской службе, бухгалтерии, механикам) надо платить даже в неудачные дни.
  • Оплата страховки.
  • Затраты на техобслуживание и ремонт.
  • Оплата аренды гаража (стоянки) и офиса.

Ну и стоимость топлива, которую можно сократить переходом на газ.

Налогообложение

Для пассажирских автоперевозчиков наиболее приемлемым видом налогообложения является ЕНВД, фактическим критерием, при начислении которого выступает количество посадочных мест. Определяется оно на каждую маршрутку по техпаспорту за исключением места водителя и кондуктора, если таковое предусмотрено. Если в ПТС данная информация отсутствует, решение принимает территориальный орган технического надзора за пассажирским транспортом.

Применение налога на вмененный доход не является обязательным для маршрутчиков и при желании можно остановиться на упрощенной системе налогообложения.

О том, как сейчас происходит контроль за выполнением правил перевозки пассажиров маршрутным такси, расскажет данный видеосюжет:

Перевозка пассажиров в автобусах особо малой и малой вместимости в режиме маршрутного такси

Седьмая часть Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕНЫ
Первым заместителем
Министра транспорта РФ
А.П.НАСОНОВЫМ
29 сентября 1997 года

160. Перевозки в режиме маршрутного такси организуются Перевозчиком по согласованию с органами местного самоуправления на всех видах сообщений (внутригородских, пригородных, междугородных) с использованием автобусов особо малой и малой вместимости, а также легковых автомобилей. Перевозки организуются с целью предоставления населению транспортных услуг повышенной комфортности за счет:

  • перевозки пассажиров только на местах для сидения;
  • повышенной скорости сообщения по сравнению с маршрутными перевозками автобусами общего пользования;
  • остановок в пути следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута с соблюдением Правил дорожного движения;
  • приближения остановочных пунктов к местам скопления пассажиров и организации маршрутов по улицам и дорогам, местным проездам, позволяющим безопасно эксплуатировать автобусы малой и особо малой вместимости.

161. При наличии на маршрутах устоявшихся пассажиропотоков движение организуется по расписаниям.
Если конечный пункт маршрута является основным по пассажирообразованию, а на протяжении маршрута наблюдается неустойчивый по интенсивности пассажиропоток, движение организуется по оперативным интервалам по мере накопления пассажиров.
162. Перевозки выполняются для обслуживания транспортных связей вокзалов, аэропортов, больничных комплексов, кладбищ с центральными районами города; торговых и культурных центров между собой и с жилыми массивами, жилых массивов с местами массового отдыха и т.п.
163. Перевозки осуществляются на направлениях, совмещенных с маршрутами других видов транспорта, дополняя их в часы «пик» и осуществляя основные перевозки в межпиковое время, а также для транспортных связей в ночное время как на самостоятельных, так и на совместных маршрутах.
164. На остановочных пунктах городских и пригородных маршрутов для сведения населения вывешиваются указатели времени работы автобусов.
На остановочных пунктах в междугородном сообщении вывешиваются расписания движения.
165. На автовокзалах, автостанциях и автопавильонах (с кассовой продажей билетов на междугородные таксомоторные маршруты) вывешиваются расписания отправления автобусов по всем маршрутам, проходящим через данный остановочный пункт; таблицы стоимости проезда пассажиров; основные извлечения из настоящих Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Продажа билетов на проезд пассажиров в автобусах особо малой и малой вместимости

166. Билеты на проезд пассажиров в автобусах особо малой и малой вместимости городских и пригородных маршрутов продаются водителями, а в отдельных пунктах через специально уполномоченных на то лиц.
Для пассажиров междугородных маршрутов продажу билетов производят на остановочных пунктах в кассах, а где кассовая продажа билетов не организована — через водителей непосредственно при посадке пассажиров в автобус до отправления его от остановочного пункта.
На начальных и конечных остановочных пунктах междугородных маршрутов производится предварительная продажа билетов на проезд в автобусах особо малой и малой вместимости.
167. Формы билетов для проезда в этих автобусах утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по представлению Министерства транспорта РФ.

Условия проезда

168. В автобусах особо малой и малой вместимости городских, пригородных и междугородных маршрутов перевозчик обязан предоставить пассажирам места для сидения. Проезд пассажиров сверх количества мест для сидения запрещается.
169. Посадка пассажиров в эти автобусы междугородных маршрутов на автовокзалах и остановочных пунктах с кассовой продажей билетов производится по предъявлении билетов, приобретенных в кассах. Билеты действительны только на указанный день и рейс.
Посадка пассажиров на междугородные маршруты в начальном пункте отправления производится не позднее чем за 10 минут до отправления автобуса.
170. Высадка пассажиров из автобуса производится по требованию пассажира в любом месте пути следования с соблюдением Правил дорожного движения.
171. Проезд лиц в нетрезвом состоянии не допускается.
172. В случае снятия автобуса с линии в связи с неисправностью, аварией и т.п. выданные пассажирам билеты действительны для проезда в другом автобусе того же маршрута.
173. При следовании в автобусах особо малой и малой вместимости городских, пригородных и междугородных маршрутов пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет включительно, если он не занимает отдельного места.
Для занятия отдельного места ребенку в возрасте до 5 лет приобретается билет по действующему тарифу. При следовании вместе с пассажиром нескольких детей в возрасте до 5 лет на каждого ребенка, кроме одного, провозимого бесплатно, приобретаются билеты по действующему тарифу.
174. В случае опоздания, болезни или отказа пассажира от поездки в автобусе междугородного маршрута он имеет право вернуть билет и получить обратно стоимость проезда в порядке, установленном в п. п. 76 — 82.

Опубликовано 26 июля 2005

Ключевые слова: пассажирские перевозки, правила пассажирских перевозок, правила перевозок пассажиров, перевозки пассажиров, проезд в маршрутках, перевозки пассажиров газелью, пассажирские перевозки газелью

Какие предъявляются требования к пассажирскому автобусу

Первое на что всегда следует обращать внимание при провозе людей на автобусах – это безопасность. Причем безопасность, как людей в салоне, так и всех остальных участников движения на автомагистралях – пешеходов, водителей и пассажиров в других автотранспортных средствах передвижения, собственная безопасность, как шофера автобуса.

Недаром на такую работу берутся исключительно люди с высокими показателями стрессоустойчивости, внимательности, профессионализма и надлежащей квалификации. Но кроме водителей, должному уровню безопасности должны соответствовать также и сами автобусы.

В каких нормативных документах прописаны

Такое ответственное дело, как массовая перевозка людей на автобусном автотранспорте, всегда должна осуществляться по правилам и нормативам, что обозначены для этого в законе.

Каким бы ни был автобус, городского значения или дальнего следования, все правила провоза касаются как водителей, так и пассажиров.

Законодательными документами, на основании которых могут проконтролировать Правила провоза на автобусах пассажиров и их багажа, являются следующие:

  1. Закон федерального значения №220-ФЗ от 13.07.15 г. Он полностью координирует все нормативы, касающиеся перевозок людей на автобусах по регулярным маршрутам.
  2. Правилам провоза пассажиров в автобусном транспорте и багажа, которые утверждались правительственным Постановлением РФ №112 от 14.02.02 г., в которое вносились поправки 28.04.15 г. в частности Раздел 3 (далее – Правила).
  3. Устав автотранспорта и городского наземного электротранспорта регламентирует порядок провоза багажа и людей в автобусах (далее – Устав ).
  4. Дополнительно деятельность транспортных компаний, работающих с пассажирами, может регулироваться Постановлениями, приказами, инструкциями и письмами, изданными Ространснадзором.

Изменения в нормативные документы могут вноситься путем изданий новых федеральных законов на местах по регионам страны. Так, уже сегодня внесен к рассмотрению Госдумой проект закона №985164-6, который будет менять содержание ст. 3.1 Устава.

Различные меры ответственности за нарушение Правил и распорядка Устава можно найти в административно-правовом Кодексе РФ. Например, в ст. 12.19 КоАП РФ – о нарушении правил автобусных остановок.

Требования к автобусам для перевозок в городе

Для заказных автобусов или нерегулярных маршрутов устанавливаются свои правила и тарификация оплаты за оказание услуги провоза людей.

Существуют также свои требования к автобусам для перевозки пассажиров в 2018 году, которые заключаются в наличии определенной документации, которая должна иметься у перевозчика, обязанностей водителей и самого технического состояния автобусного средства передвижения.

Документация

Документы у водителя городского пассажирского автотранспорта (автобуса) должны иметься при себе следующие:

  • соответствующая категории перевозок лицензия компании-перевозчика;
  • водительское удостоверение водителя с категорией D (D, DE, D1 и прочее);
  • полис ОСАГО (неограниченный, открытый);
  • путевые листы на осуществление в течение дня определенного количества рейсов по заданному городскому маршруту;
  • справка о прохождении водителем медкомиссии;
  • диагностическая карта техосмотра транспортного средства;
  • свидетельство о регистрации ТС с присвоенными ему госномерами;
  • техпаспорт автобуса.

Отсутствие тех или иных бумаг при выявленных нарушениях Правил провоза пассажиров в городском транспорте может спровоцировать большие штрафы, выписанные патрульной дорожной службой, как самому водителю-нарушителю, так и компании, в которой он трудоустроен. Поэтому будет лучше, если вся документация будет присутствовать у водителя.

Водители

Все водители обязаны подчиняться тому расписанию или графику, а также заказным маршрутам, которые проходят через транспортную компанию, согласно основным правилам осуществления ее деятельности.

Так, например, рейсовые автобусы следуют расписанию, которое должно в обязательном порядке быть согласованно с органами местного самоуправления – транспортным отделом в исполкоме того города, по которому курсирует автобус.

Те же автобусы, что работают время от времени ходят обычно по нерегулярным маршрутам и называются они заказными.

Каждый водитель, осуществляющий те или иные поездки по городу, обязан учитывать следующие правила:

  1. Соблюдать график перемещения автобуса по заданному маршруту и не отклоняться от него (как от графика, так и от маршрута).
  2. Прямой обязанностью водителя считается следование всем Правилам автодорожного движения.
  3. При посадке и высадке людей водитель должен всегда смотреть в зеркало бокового видения, нет ли пассажиров в дверных проемах, только после этого закрывать двери.
  4. Если в салоне нет сопровождающего маршрут кондуктора или цифрового валидатора для платежей электронными проездными в виде пластиковых карточек, водитель обязан брать оплату с пассажиров.
  5. Посадку и высадки людей нужно производить исключительно при полной остановке автомашины.
  6. Водители обязаны соблюдать все правила в отношении провоза и сбора оплаты льготных категорий граждан.
  7. Разрешается в таком виде транспорта перевозить людей стоя.
  8. При наличии габаритного багажа, превышающего трехмерные параметры более 180 см, взимается дополнительная плата за занятое в автобусе место.
  9. В рейсовых автобусах водитель обязан сообщать наименование остановочных пунктов, если для этого не предусмотрена встроенная в панель управления автобусом автоматизированная система оповещения.

При этом водитель должен следить также за тем, чтобы пассажиры не прислонялись к дверям, не сломали их, были осторожны при входе и выходе из транспорта. Ручная кладь не берется во внимание. Она должна соответствовать размерам, не превышающим 115 см.

Техническое состояние транспорта

Перевозка людей городским транспортом подразумевает также, что автобусы будут соответствовать всем техническим требованиям, которые предъявляются такой категории перевозок законодательством и Правилами:

  1. Тип, марка, конструкция, мощность – все должно соответствовать виду автобусов, предназначенных для ежедневной перевозки людей по внутригородским маршрутам.
  2. Масса и габариты автобуса должны соответствовать всем нормативам свободного прохождения по дорогам страны.
  3. Для перемещения по городу в вечернее время в салоне обязательно должны зажигаться все лампочки.
  4. Динамики для уведомления об остановках должны работать также по всему салону.
  5. Все механизмы дверей и окон должны быть исправны.
  6. Обязательно в зимнее время должно быть налажено отопление автобусов.

Наличие нумерации посадочных мест для автобусов с регулярными маршрутами не обязательны. Потому что продажа таких билетов не производиться строго по посадочным местам.

Требования безопасности при перевозке людей на автотранспорте освещаются в статье: требования безопасности при перевозке людей.

О правилах перевозки пассажиров в общественном транспорте .

Для междугородних

Провоз людей междугородского назначения имеет практически те же самые требования, что и автобусов, следующих по внутригородским регулярным маршрутам.

Неважно, заказной ли это транспорт или следующий по графику, все надлежащие документы должны быть у перевозчика в обязательном порядке.

Также водители должны следовать всем правилам, касающимся выполнения своих правил, а сам автобус должен соответствовать техническому состоянию, безопасному для движения и провоза людей.

Если какого-то документа не будет при водителе, то это существенно может затруднить не только саму поездку, но и ведение отчетной документации самой транспортной компании.

Например, путевые листы водители всегда предъявляют на тех или иных автостанциях, пунктах остановки по маршрутам, где ставятся соответствующие отметки, что водитель вовремя прибыл на временную стоянку.

Так, и маршрут легко рассчитать и расход топлива и сделать все отчеты вовремя для налоговой инспекции.

Для следования по междугородним рейсам понадобиться наличие следующих документов в пути:

  • лицензия – копия от компании-перевозчика, заверенная у нотариуса;
  • путевка, подтверждающая заказанный маршрут;
  • водительское удостоверение с соответствующей категорией группы D – не просроченное (пользоваться можно в течение 10 лет, далее следует продлевать период действия);
  • справка от медкомиссии о том, что водитель годен к управлению автобусом;
  • полис ОСАГО, в который должна быть вписана фамилия водителя, водителей, если их несколько;
  • иагностическая карта или любой другой документ, могущий подтвердить, что техосмотр был пройден вовремя;
  • технический паспорт на автобус, где отражаются все параметры, которым должно соответствовать транспортное средство в реальности;
  • свидетельство о регистрации государственных номеров техники.

Если автобус не является личным имуществом водителя, тогда, скорее всего ему выдадут копию страхового полиса ОСАГО, заключенного со страховщиком на основе открытого полиса.

Такой вид страхового продукта позволяет ездить с полисом всем водителям компании на данном автотранспорте в неограниченном количестве.

Другими словами, вписывать в такой полис всех водителей, коры е будут садиться за руль автобуса, не нужно, если ОСАГО неограниченное.

Ответственность водителей за перевозку людей из города в город заключается в следующем:

  1. Отслеживание осуществления мер безопасности пассажиров.
  2. Посадка и высадка производится только при полной остановке машины.
  3. Проверка билетов осуществляется водителем, если при нем не предусмотрено наличие экспедитора.
  4. Допускается в пригородных или междугородних транспортных средствах, автобусах, провоз людей в стоячем положении, только если расстояние между конечными пунктами составляет не более 70 км. В остальных случаях стоя перевозить людей из города в город запрещено.
  5. Весь багаж должен быть складирован в нижнем или верхнем багажном отделении, который должен быть предусматриваться по конструкции автобуса дальнего следования.
  6. Никаких отклонений от маршрута не должно быть без согласия на то транспортной компании.

Если маршруты имеют протяженность более 500 км, то по Правилам обязательно автобус должен обслуживаться двумя водителями за один рейс.

Автобусы, следующие по межгороду, обязательно должны соответствовать своим техническим и конструктивным нормативам:

  1. Тип и марка должны обязательно соответствовать целям – перевозка пассажиров.
  2. Все весовые и габаритные параметры транспорта должны соответствовать нормативам дорог в России.
  3. Пассажиры могут проехать стоя в автобусе только в том случае, если для этого внутренняя конструкция салона позволяет делать это – есть поручни для того чтобы держаться или облокачиваться, имеется свободное пространство и т.д.
  4. Приспособления и механизмы для открытия и закрытия окон, дверей, люков должны быть исправны.
  5. Наличие нумерации посадочных мест обязательно.
  6. Динамики для того, чтобы пассажиры могли слышать названия остановочных пунктов должны работать все, если по модели автобуса таковые предусмотрены в салоне.
  7. Для перевозок пассажиров в зимнее время должна исправно работать печка или отопительная система, в зависимости от модели автобуса.

Любые перевозки большого количества людей в транспорте междугороднего назначения исключены, если ионии превышают допустимые нормы, прописанные в технической документации автобуса.

На международных маршрутах

Перевозка пассажиров между странами всегда обусловлена пересечением границ, а потому требования к таким маршрутам будут несколько отличаться от требований, предъявляемых городскому или междугороднему автотранспорту.

Тоже самое касается и требований к водителям, документации, которая должна быть у них и прохождению ими проверочной и регистрационной процедуры на таможне.

Техническое состояние таких автобусов должно соответствовать повышенным требованиям безопасности и комфорта для пассажиров.

Вся документация должна быть действительной, без каких-либо просрочек по срокам ее действия.

Бумаги должны быть оформлены надлежащим образом через государственные и другие службы, уполномоченные выдавать разрешительную документацию транспортникам:

  • лицензия на перевозку людей по заграничным маршрутам;
  • путевые листы;
  • полис «Зеленая карта», служащий в качестве обязательного автострахования гражданской ответственности водителей;
  • действующее водительское удостоверение нужной категории группы D;
  • справка о своевременном прохождении медицинского обследования, который обязаны проходить шофера, трудоустроенные в транспортных компаниях, не реже чем 1 раз в 2 года;
  • документы, подтверждающие прохождение техосмотра в надлежащие сроки;
  • гражданский паспорт водителя, загранпаспорт, а при пересечении границ с визовым режимом – дополнительно должна быть оформлена соответствующая виза;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • техническая документация данной модели автобуса – техпаспорт.

При случае, обязательно нужно иметь копию распечатанного международного договора с той или иной страной, куда въезжает российский автобус, касательно условий автострахования гражданской ответственности водителей, перемещающихся из России в другие страны.

Вне зависимости, осуществляется ли поездка по регулярному международному маршруту, специальному (заказному), либо же – нерегулярному, осуществляющемуся изредка, все водители должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляются к ним как к сотрудникам транспортной компании, осуществляющим дальние перевозки людей.

Нужно сразу отметить, что провоз пассажиров за границу крайне редко осуществляется одним водителем. Чаще всего шоферов должно быть как минимум двое, которые бы сменяли друг друга в пути.

Все требования к обязанностям водителя должны соблюдаться им так же как и при перевозке людей в городском или междугороднем транспорте, но только он еще должен знать процедуру прохождения проверки на таможне, когда требуется высадить пассажиров для проверки с собаками , как заполнять бумаги и прочее.

Так как зачастую международные перевозки людей на автобусах осуществляются на довольно-таки дальние расстояния, то и требования к таким автобусам должны быть соблюдены в усиленном режиме.

К ним относятся следующие технические и конструктивные нормы:

  1. Мощность, тип, марка – все должно соответствовать категории автотранспорта перевозящего большое количество людей и багажа на дальние рейсы.
  2. Вес автобуса, а также его габариты должны соответствовать параметрам не только дорог в России, но также и магистралей, эстакад, подмостовыми проездными частями, тоннелями и прочими особенностями автодорожной инфраструктуры зарубежных стран.
  3. Обычно такие автобусы могут быть снабжены элементами повышенного комфорта, например, туалетом.
  4. Все окна, двери, поручни, механизмы сидений и люков должны быть в исправном состоянии.
  5. Все номера посадочных мест должны быть четко прописаны.
  6. Освещение должно работать по всему салону, равно как и отопительная система для перевозок пассажиров в холодный сезон.

Наличие пассажиров в определенном количестве не должно превышать установленных в техническом паспорте машины норм.

В противном случае уже на границе за превышение количества людей в салоне автобуса транспортную компанию, от имени которой осуществляется провоз людей за границу, могут оштрафовать.

Требования к автобусам в зимнее время

Полное отключение, равно как и неисправность печек и иных отопительных систем пассажирских автобусов, запрещается по Правилам.

Любой пассажир будет иметь полное право пожаловаться на транспортную компанию тогда, когда он ехал в автобусе с обледеневшими окнами.

Кроме этого также в обязательном порядке необходимо перед зимним сезоном сменить шины на колесах автобусов на надлежащие, также следует проверить, хорошо ли закрываются окна, люки и двери.

Перед эксплуатацией автобусов любого значения (дальнего следования или городского пассажирского транспорта) в зимний период техник нужно осматривать досконально. При необходимости производиться капитальный ремонт.

Любые организации поездок с туристической, общегражданской или иной целью должны оформляться соответствующим образом.

Если транспортная компания прошла тендер или конкурс на осуществление регулярных маршрутов, то она должна иметь соответствующее свидетельство, дающее ей право на определенный срок пускать свои автобусы по конкретным направлениям.

Кроме этого всегда должен соблюдаться стандартный набор документации при курсировании автобусов внутри города, между городами, регионами и областями, а также между странами.

А для этого одновременно водительский состав и техническое состояние автобусов также должны соответствовать Уставу и Правилам.

Тарифы на пассажирские перевозки автомобильным транспортом показаны в статье: тарифы на пассажирские перевозки автомобильным транспортом.

По каким правилам осуществляются перевозки пассажиров в маршрутном такси, смотрите на странице.

Какие правила регулируют перевозки детей на ЖД транспорте, узнайте из информации.

Видео: О вступлении в силу дополнительных требований к автобусам, используемым при перевозке детей

Предыдущая статья: Требования безопасности при перевозке людей Следующая статья: Треугольник для перевозки детей

Правила перевозки пассажиров в автобусе

В России существует много компаний, осуществляющих перевозку пассажиров автобусами. В сферу их деятельности входят городские, пригородные и междугородние перевозки. Имеется возможность совершать на автобусе туристические поездки в другие страны. Законодательство России содержит нормативы, в которых содержатся требования к автобусным пассажирским перевозкам.

Основные моменты:

Законодательной базой, регламентирующей правовую деятельность всех компаний, занимающихся этим бизнесом, является:

1. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

2.Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. № 7.

3.ФЗ от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ.

4. ФЗ от 15 ноября 1995 г. № 196-ФЗ.

Выполнение этих правил является обязательным для всех юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в этой области.

Правила утверждаются, вводятся в действие, отменяются Министерством транспорта РФ. Оно также обладает правом вносить изменения и дополнять их.

Кто попадает под категорию

В первую очередь должен быть гарантирован профессионализм водителей, осуществляющих перевозку пассажиров наземным путем. Это регулируется законом «О безопасности дорожного движения».

Предъявляются требования и к поведению пассажиров автобуса.

Во время поездки они становятся участниками дорожного движения, и их правильное поведение также обеспечивает безопасность.

Координированность действий транспортных работников и их клиентов, которые являются пассажирами, обеспечивает нормальную перевозку в автобусном транспортном средстве.

Соблюдение правил перевозок гарантирует не только сохранение здоровья и жизни пассажиров, но и отсутствие причинения вреда их имуществу.

Что сказано в законодательной базе

Постановлением Правительства РФ № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. В частности они определяют правила, которыми следует руководствоваться при пассажирских перевозках автобусом.

Главные требования предъявляются к профессиональным качествам водителя автобуса. Соответствие указанным требованиям контролируется законом «О безопасности дорожного движения». Определены требования, которые относятся к самому транспортному средству – его техническому состоянию.

Новые правила перевозки пассажиров автобусами

Основа закона, определяющего безопасность пассажиров, осуществляющих поездку в автобусе, остается неизменной. Но регулярно в него вносятся изменения и дополнения. Они являются результатами анализа, статистики происшествий с участием пассажирских автобусов и пожеланий пассажиров и водителей.

Изменения и дополнения, вносимые в законодательство, относятся к различным видам маршрута, назначения поездки, правил поведения пассажиров и должностных лиц в этом виде транспортного средства.

Автобус, предназначенный для перевозки пассажиров, должен соответствовать следующим требованиям:

техническое состояние должно быть исправным;

в наличии должен иметься сертификат о соответствии;

путевой талон должен содержать разрешение на осуществление дорожного движения;

соответствие нормам экологии;

в наличии должна иметься аптечка, содержащая необходимый перечень медицинских средств для оказания первой помощи;

должны иметься два огнетушителя, один из которых находится около водителя, а второй – в пассажирском салоне;

в наличии должны иметься противооткатный упор и устройство для открытия доступа к аварийному выходу;

наличие знака аварийной остановки;

в автобусах междугородного сообщения должны иметься отсеки, в которые помещают крупногабаритный багаж;

снаружи должны быть размещены знаки о том, что совершаются рейсовые пассажирские перевозки;

наличие указания маршрута следования;

внутри салона должна иметься хорошо различимая надпись «Запасной выход»;

наличие валидаторов для считывания с карточек информации;

в кабине водителя должны иметься навигатор и видеорегистратор;

правила перевозки должны быть размечены на видном месте.

Водитель автобуса должен обладать способностью концентрации внимания и быстрого принятия решений при наступлении нестандартных ситуаций. Помимо профессиональных качеств предъявляются требования к его самочувствию в день поездки.

Требования к водителю автобуса включают:

наличие в водительском удостоверении необходимой категории;

соблюдение маршрута следования и расписания остановок;

предъявлять инспектору ГИБДД необходимые документы;

при длительных поездках участвовать в грамотном размещении багажа пассажиров в предназначенных для этого отсеках;

следить за необходимым запасом топлива;

около железнодорожных путей при необходимости производить незапланированную остановку;

остановку автобуса для посадки и высадки производить на расстоянии не ближе, чем 50 см от края дороги или тротуара;

объявлять название очередной остановки;

продавать билеты на совершение поездки только во время остановки;

по возможности помогать при посадке пассажиров с ограниченными возможностями и женщинам с колясками.

Требования предъявляются также к самому водителю.

Перед началом рейса он должен пройти предрейсовый контроль и медицинский осмотр.

При наличии высокого давления и плохого самочувствия водитель к рейсу не допускается. Не должны быть признаки состояния в нетрезвом виде. При общении с пассажирами водитель должен проявлять вежливость.

Пассажир, во время поездки ставший участником дорожного движения, должен также подчиняться определенным правилам:

Приобретать билет в начале осуществления перевозки.

При длительной поездке занимать место, указанное в билете.

Находясь в салоне соблюдать порядок – не курить и не беспокоить остальных пассажиров.

Не перевозить опасные вещества.

Не высовываться в открытое окно.

Устанавливать багаж, взятый с собой в салон, таким образом, чтобы он не мешал другим пассажирам.

Правила перевозок пассажиров автобусом отличаются в зависимости от того, где они осуществляются и в какое время. Правила перевозки пассажиров в автобусах в ночное время предполагают небольшую скорость.

Посадка и высадка

Пассажиры автобусов осуществляют посадку и высадку через служебные двери. Кроме них имеются запасные выходы и аварийные люки. Они могут использоваться только при возникновении опасности, например, пожара.

Все двери должны иметь возможность открываться изнутри с легкостью. Над запасным выходом должна иметься надпись «Запасной выход», а над аварийным – «Аварийный выход».

В маломестных автобусах должны иметься как минимум две двери. Их необходимое количество определяется наличием пассажирских мест. В автомобилях большой вместимости выходных дверей должно быть больше.

При необходимости контроля со стороны водителя оплаты за проезд высадка пассажиров на остановке осуществляется через переднюю дверь. Посадка и высадка возможна только при полной остановке автобуса.

Междугороднего сообщения

Междугородние перевозки, осуществляемые с помощью автобусов, предполагают расстояние от десятков до нескольких тысяч километров. Ввиду длительности поездок сидения в салоне имеют повышенную комфортабельность.

Билеты на такие поездки следует приобретать заранее в специальных кассах.

Пригородного направления

С 1 июля 2018 года ведены новые правила установки тахометра в пригородные автобусы. Этот прибор позволяет осуществлять контроль соблюдения водителем автобуса режима труда и отдыха.

Нововведение касается не только больших автобусов, но микроавтобусов типа «Газели», имеющих 8 пассажирских мест или более.

Регулярные рейсы по пригородным маршрутам осуществляются согласно расписанию, которое может быть различным в зависимости от времени года.

Особые требования предъявляются, когда осуществляется организованная перевозка групп детей. Это могут быть загородные экскурсии, перевозка групп детей в летний лагерь. Такие перевозки осуществляются только при наличии официальных сопровождающих.

При количестве автобусов в количестве более трех, колонна автобусов с детьми должна сопровождаться машинами, принадлежащими Госавтоинспекции. Снаружи на автобусе должен быть знак «Перевозка детей».

Перед тем, как осуществлять перевозку детей по пригородному маршруту большим количеством автобусов, в ГИБДД должно быть получено разрешение. Если перевозка осуществляется одним или двумя автобусами, то подается уведомление.

Экскурсионного назначения

При использовании автобусов не для регулярных рейсов, а для экскурсий, к конструкции транспортного средства и водителю предъявляются такие же требования. Пассажиры экскурсионного автобуса являются организованной группой.

Правила перевозки пассажиров в автобусах по заказу указываются в договоре.

Их прибытие должно закончиться не позднее 15 минут до начала поездки в назначенном месте. Экскурсовод или сопровождающий должен иметь список участников экскурсии.

Движение экскурсионных автобусов по согласованным предварительно маршрутам, имеющим большую протяженность, возможно в период с 6 до 22 часов.

Договора на экскурсионные перевозки оформляют при получении заявки.

В договоре указывают:

место назначения;

маршрут передвижения;

предусмотренные остановки;

количество пассажиров;

сведения о лице, ответственным за перевозку;

время использования автобуса.

При регулярных перевозках по одному маршруту это указывается в договоре.

В зимнее время

При осуществлении перевозки пассажиров зимой запрещено полное отключение отопления салона. При неисправности отопительной системы автобус не может начать рейд. Обледенение оконных стекол является поводом для жалобы пассажира на транспортную компанию.

Перед началом зимнего сезона необходимо совершить замену летних шин на резиновую с шипами. Это является средством предохранения от наступления ДТП в связи с изменившимися погодными условиями. Отсутствие указателя «Ш» может привести к выплате штрафа.

Перед поездкой необходимо проверить техническое состояние автобуса – плотное закрытие дверей и окон. Устройство для отопления не должно выделять токсичных веществ. Его расположение должно исключать контакт с пассажирами.

В служебном транспорте

Любая организация или предприятие могут приобрести для своего пользования служебный автобус, которым имеется возможность распоряжаться самостоятельно.

По распоряжению генерального директора служебный автобус может быть использован для осуществления местных командировок, служебных поездок, доставки работников по домам, выезда на природу для проведения кооператива.

Но при этом нельзя забывать, что служебный автобус должен подчиняться общим правилам эксплуатации, обеспечивающим безопасность при перевозке людей.

Штраф за нарушение

Административное наказание в виде штрафа может последовать в случае нарушения правил установки тахографа. За несоответствие требованиям к самому прибору, его отсутствию или незаконной корректировки конструкции согласно ст. 11.23 КоАП в 2018 году на должностное лицо налагается штраф от 5 000 до 10 000 рублей.

Нарушение водителем режима труда и отдыха карается штрафом от 1 000 до 3 000 рублей.

При нарушении правил компанией, являющейся транспортером, она может лишиться лицензии на проведение такого рода деятельности.

Уважаемые жители поселка и района, убедительная просьба не садитесь к нелегальным перевозчикам.

О фактах незаконных перевозок пассажиров информировать ОГИБДД МО МВД России «Бурейский» по телефонам: 8(41648)-22194.

Помните, что садясь в автобус или автомобиль к нелегальному перевозчику, главная цель которого заработать на вас, вы становитесь заложником и даже соучастником его незаконных действий.

  1. Деятельность по оказанию услуг перевозки пассажиров легковым такси регулируется следующими нормативными правовыми актами:

— Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ);

— Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав);

— Федеральный закон от 21.04.2011 №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — №69-ФЗ);

— Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1);

— Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее – Правила перевозки пассажиров).

Устав определяет следующие понятия, используемые в Правилах перевозки пассажиров:

пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

перевозчик (фрахтовщик) — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом является одним из видов деятельности, для осуществления которого требуется наличие лицензии. Лицензирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы.

Правила перевозки пассажиров легковым такси в Российской Федерации предусматривают определенный перечень требований, предъявляемых к водителю и используемому автомобилю.

  1. Требования, предъявляемые к легковому такси

Автомашины, осуществляющие таксомоторные перевозки, должны отвечать требованиям, утвержденным Правилами перевозки пассажиров.

Легковое такси должно быть оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

В салоне автомобиля, предоставляющего услуги легкового такси, должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются потребителю по его требованию.

Разрешение на право оказания услуг легковым такси, выдаваемое уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта, должно находиться в салоне и предъявляться по требованию пассажира (№69-ФЗ).

  1. Информация, которая должна быть размещена в легковом такси

В соответствии с Правилами перевозки пассажиров на передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:

а) полное или краткое наименование фрахтовщика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

  1. Договор перевозки (фрахтования)

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.

Заказ может приниматься с использованием любых средств связи. При этом предварительно согласовывается время отправления, вид транспортного средства и стоимость предоставления услуги. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ в журнале регистрации и сообщить фрахтователю (потребителю) номер заказа.

По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает заказчику местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров.

Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

  1. Оплата услуг

Плата за пользование легковым такси определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

Водитель такси выдает пассажиру в салоне транспортного средства проездной документ (кассовый чек или квитанцию) для проезда в общественном транспорте, подтверждающий оплату пользования услуг легкового такси.

Указанная квитанция (чек) должна содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование, серия и номер квитанции на оплату пользования легковым такси;

б) наименование фрахтовщика (перевозчика);

в) дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси;

г) стоимость пользования легковым такси;

д) фамилия, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов.

В реквизите «дата выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси» указываются число, месяц и год оформления квитанции на оплату пользования легковым такси.

В реквизите «стоимость пользования легковым такси» цифрами и прописью указываются взысканные с пассажира средства в рублях и копейках за пользование легковым такси. В случае, если плата за пользование легковым такси осуществляется на основании тарифов за расстояние перевозки и (или) время пользования легковым такси, указываются показания таксометра, на основании которых рассчитывается стоимость пользования легковым такси.

В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

  1. Защита прав пассажиров, пользующихся услугами легкового такси

Договор фрахтования является разновидностью договора оказания услуг, поэтому правоотношения в этой области регулируются Законом №2300-1. Исполнитель (фрахтовщик) обязан оказать услугу в надлежащие сроки и надлежащего качества. Если в договоре фрахтования нет пункта о качестве оказываемых услуг, перевозчик обязан оказать услугу, соответствующую требованиям, обычно предъявляемым к услугам такого рода.

Пассажир, которого не устроило качество перевозки, вправе предъявить требования в соответствии со ст. 29 Закона №2300-1 и по своему выбору потребовать:

  • Устранения недостатков услуги в процессе поездки;
  • Уменьшения цены услуги после обнаружения в ней недостатков или прибытия в пункт назначения;
  • Возмещения расходов, понесенных в процессе перевозки, по устранению недостатков услуги своими силами или третьими лицами.

Также пассажир вправе потребовать возмещения убытков, понесенных им вследствие оказания перевозчиком услуги ненадлежащего качества.

Помимо права на оказание услуг по перевозке надлежащего качества пассажир имеет следующие права:

  • Право на безопасность оказываемой услуги (ст. 7 Закона №2300-1). В случае, если при перевозке пассажира был причинен вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, исполнитель будет нести имущественную ответственность (ст. 14 Закона №2300-1);
  • Право на информацию об исполнителе и оказываемой услуге (ст. 8-10 Закона №2300-1).

Транспортный устав обязывает транспортные компании незамедлительно сообщать потребителю информацию о стоимости услуги, о времени прибытия транспорта, стоимости перевоза багажа и пр. Непредставление достоверной информации может привести к тому, что пассажир понесет убытки, и исполнитель обязан не только нести ответственность за непредставление информации, но и возместить пассажиру понесенные убытки.

  • Право на оказание услуги в указанные сроки (ст. 27, 28 Закона «О защите прав потребителей»).
  1. Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, удостоверяются коммерческими актами и актами общей формы.

Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров и багажа, предъявляются перевозчикам в письменном виде по месту их нахождения.

К претензии прилагаются следующие документы, подтверждающие право заявителя на предъявление претензии, или их копии, заверенные в установленном порядке:

а) коммерческий акт — в случае порчи, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа;

б) акт общей формы — в случае просрочки доставки багажа либо прекращения перевозки пассажиров и багажа по заказу по инициативе перевозчика;

в) договор фрахтования или заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа (квитанция об оплате услуг) — в случае непредоставления транспортного средства для осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу.

Перевозчики (фрахтовщики) обязаны рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии.

При предъявлении претензий к фрахтовщикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа или предоставлением транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, иски могут быть предъявлены в случаях полного или частичного отказа фрахтовщиков удовлетворить претензии пассажира либо в случаях неполучения от фрахтовщиков ответов на претензии в течение тридцати дней со дня получения ими соответствующих претензий.

В случае неудовлетворения претензии, порядок предъявления искового заявления к перевозчикам, вытекающего из договоров перевозки, предъявляется в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия (ст. 30 ГПК РФ).

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров фрахтования, составляет один год. Указанный срок

исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска.

  1. Любой гражданин в случае нарушения его прав как потребителя может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы (надзор за нарушениями в области транспортной безопасности);
  • Управление Роспотребнадзора по г. Москве и его территориальные отделы в административных округах (нарушение прав пассажиров при оказании транспортных услуг, недоведение информации об услуге и т.д.);
  • Государственная инспекция безопасности дорожного движения (нарушение правил дорожного движения);
  • Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы (непредоставление квитанции (чека) об оплате пассажиру);
  • Органы полиции (в случае совершения неофициальных перевозок).

ВАЖНО! ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК

С 01.01.2017 в соответствии с новой редакцией п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является: «нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей Вы можете обратиться в

Правила перевозки пассажиров регламентируются правилами дорожного движения и соблюдаться они должны неукоснительно. Перевозка пассажиров может осуществлять различными видами транспорта, и наиболее распространенным из них является автотранспорт. Многие люди используют автомобили и автобусы, потому как это быстро, надежно и комфортно. Безопасность поездки зависит не только от водителя, но и от пассажиров. Команда издания «АвтоФемида» решила ознакомить вас с правилами перевозки пассажиров в автобусах.

Пассажирские перевозки в автобусе

В сегменте пассажирских перевозок автобус — один из самых популярных видов общественного транспорта.

Междугородние перевозки людей должны полностью соответствовать нормативам и правилам перевозки автобусами и должны быть безопасные и комфортные. Безопасность транспортных услуг по перевозке пассажиров также зависят от исправности транспортных средств. Уважающая себя транспортная компания не допустит на маршрут автобус, техническое состояние которого вызывает сомнения. Правила перевозки автобусами четко определяют, что транспортное средство, допущенное на маршрут, должно полностью соответствовать всем нормам безопасности.

Правила перевозки пассажиров в автобусах регулируются нормативными документами, начиная от правил дорожного движения до законов РФ о перевозках и, прежде всего, следующими нормативными актами:

  • Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;
  • Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденными Приказом министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7;
  • Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

В сегменте пассажирских перевозок автобус — один из самых популярных видов общественного транспорта

Регламентированные нормы, установленные законодательством, должны исполняться всеми предприятиями, оказывающими услуги междугородних перевозок:

  • наличие лицензии для этого вида деятельности;
  • соблюдение движения автобуса установленному расписанию, согласованному с органами местной исполнительной власти;
  • требования к автобусам для перевозки пассажиров;
  • соответствие маршрутам следования, расписанию следования, порядок продажи билетов и пр.;
  • установленный порядок при транспортировке багажа, ручной клади;
  • основные требования ответственности перевозчиков и пассажиров;
  • предоставление услуг гражданам льготных категорий.

Поскольку безопасность — основной критерий при перевозке людей на междугороднем транспорте, перевозки должны осуществлять профессиональные водители, обладающие опытом работы.

Общие положения перевозок в автобусе

Общие правила перевозки пассажиров в автобусах

  • пассажиром признается физлицо, которое заключило договор перевозки, или физлицо, в отношении которого был заключен договор фрахтования (п. 12 ст. 2 Устава);
  • перевозчик – это юрлицо или предприниматель, принявшие на себя обязанности согласно договору перевозки о доставке гражданина в определенный пункт назначения (п. 13 ст. 2 Устава);
  • контролирует исполнение законодательства в области перевозок и ее территориальные подразделения на основании Приказа Минтранса № 542 от 28 декабря 2017 года “Об утверждении…” (ст. 3.1. Устава);
  • автобусное сообщение бывает 4-х видов – городское, пригородное, междугороднее и международное (ч. 1 ст. 4 Устава);
  • перевозки делятся на 3 вида – регулярные, по заказам и перевозки легковым такси;
  • обязательным требованием является наличие у водителя автобуса оформленного путевого листа с указанием обязательных реквизитов, представленных в Приказе Минтранса № 152 от 18 сентября 2008 года “Об утверждении…”;
  • договор о регулярных перевозках является публичным, то есть должен быть заключен с любым пожелавшим его заключить лицом (ч. 1 ст. 19 Устава);
  • регулярные перевозки осуществляются только по заранее установленным расписаниям и маршруту (п. 3 Правил).

Обязательные требования при перевозке пассажиров на междугородних маршрутах

  • количество пассажиров в автобусе не должно быть большим, чем число мест для сидения (перевозка пассажиров стоя на междугородних линиях категорически запрещена);
  • места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности (эксплуатация междугородних автобусов без ремней безопасности категорически запрещена);
  • наличие подголовников сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации;
  • багаж пассажиров (за исключением ручная клади), если в наличии есть отсеки багажа, размещается в этих отсеках;
  • на маршрутах движения, которые имеют протяженность более 500 км, обязательно присутствие 2-х водителей;
  • запрещено отклоняться от фиксированных маршрутов движения, делать остановки, не предусмотренные графиком;
  • запрещено превышение скорости, установленной режимом движения общественного транспорта;
  • посадка и высадка пассажиров должна производиться только после выполнения полной остановки транспорта;
  • начинать движение водитель имеет право только при закрытых дверях, открывать двери до полной остановки автобуса запрещено.

В автобусах на междугородних линиях должны быть указаны:

  • номера мест;
  • указатели аварийных выходов и правила пользования этими выходами;
  • свод правил для пассажиров о пользовании транспортным средством.

Уважаемые пассажиры! Знайте, что Ваша безопасность зависит и от Вас. Строго соблюдайте правила пользования общественным транспортом.

Обязанности водителя

К управлению автобусом допускается водитель, который заключил трудовой договор с юрлицом, ИП, сведения о котором включены в реестр маршрутов транспортных перевозок (п. 1 ч. 1 ст. 34.1. ФЗ № 220). Права водителя регламентируются должностной инструкцией, утвержденной исполнительным органом перевозчика, с которой и нужно сверяться для уточнения прав.

Обязанностей гораздо больше, чем прав, и они, в основном, едины во всех случаях:

  • соблюдать график движения согласно установленному маршруту;
  • перед выездом – осуществить проверку внешнего и внутреннего состояния автобуса, наличия топлива в баке, состояние шин, зеркал заднего вида, работоспособность аварийных выходов и др.;
  • проходить предрейсовый медицинский осмотр;
  • иметь при себе и предъявлять по требованию дорожной полиции водительское удостоверение соответствующей категории;
  • быть в форменной одежде водителя, если таковая предусмотрена;
  • выключать двигатель при остановке автобуса более, чем на 5 минут;
  • в сложных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность движения;
  • другие обязанности.

Автобус должен находиться на праве собственности или ином законном основании у перевозчика

Требования к автобусу следующие:

  • он должен находиться на праве собственности или ином законном основании у перевозчика (ч. 2 ст. 34.1. ФЗ № 220);
  • обязательно на лобовом стекле, на заднем окне и на правой стороне кузова автобуса должен размещаться указатель маршрута (п. 29 Правил);
  • указатель на лобовом стекле должен содержать названия начального и конечного пункта;
  • указатель на правой стороне кузова должен содержать не только названия начального и конечного пункта, но и названия основных промежуточных пунктов остановки;
  • высота указателя, размещаемого на лобовом стекле, должна быть не более 14 см (п. 31 Правил);
  • также на ветровом стекле или на правой стороне кузова должна быть размещена информация о перевозчике (п. 36 Правил) – его краткое или полное наименование.

Внутри автобуса должна быть размещена информация, предусмотренная п. 37 Правил, а именно:

  • название, адрес нахождения, номер телефона перевозчика;
  • ФИО водителя и кондуктора;
  • название, адрес и телефон контролирующего органа;
  • номера мест для сидения (кроме автобусов, билеты на которые не предусматривают конкретные номера для сидения);
  • цена проезда и провоза клади;
  • указатели мест для людей с детьми и с ограниченными возможностями;
  • указатели месторасположения огнетушителей, кнопок экстренной остановки ТС, аварийных выходов;
  • правила использования ТС или выписка из таковых.

Автобус также должен соответствовать всем требованиям безопасности, установленным в 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года “О безопасности…” и проходить техосмотр каждые полгода (пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 170 от 1 июля 2011 года “О техническом…”).

Что пассажиру автобуса запрещено

  • провозить огнестрельные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, зловонные и едкие вещества;
  • провозить предметы и вещи габаритом более 100Х50Х30 см.;
  • провозить длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж);
  • провозить огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в не завернутом виде;
  • провозить предметы и вещи, загрязняющие одежду пассажиров и салон автобуса;
  • провозить животных, птиц (кроме в клетках и корзинах);
  • находиться в салоне автобуса в пачкающей одежде;
  • препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобус;
  • курить;
  • открывать окно без разрешения водителя, высовываться в окна,
  • распивать спиртные напитки и находиться в салоне в нетрезвом состоянии;
  • ставить детей и помещать на сиденья вещи;
  • приводить в действие сигналы тормоза, механизмы открывания дверей (кроме необходимости предотвращения несчастных случаев);
  • отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

Нарушение правил поведения при движении транспорта и правил перевозки опасных грузов может быть небезопасно как для самого нарушителя, так и для его попутчиков. Не допускайте нарушения правил сами и способствуйте предупреждению нарушений другими пассажирами.

Правила перевозки пассажиров в автомобиле

В ПДД 2019 года правила перевозки пассажиров выделены в отдельный раздел, который называется «Перевозка людей»

В ПДД 2019 года правила перевозки пассажиров выделены в отдельный раздел, который называется «Перевозка людей».

Сразу же хочу сказать, что в этой статье не будут рассматриваться пункты 22.1-22.6 правил дорожного движения, относящиеся к перевозке пассажиров в кузове грузового автомобиля. Об этом речь пойдет в отдельной статье, а сегодня будут рассмотрены лишь правила перевозки пассажиров в салоне автомобиля или автобуса.

Посадка и высадка пассажиров

Рассмотрим пункт 22.7 ПДД:

22.7. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

Обратите внимание, посадку и высадку пассажиров можно осуществлять только после полной остановки автомобиля. Неоднократно я наблюдал ситуацию, когда водитель легкового автомобиля трогается с места еще до того, как была закрыта пассажирская дверь.

Естественно, в данном случае нарушаются не только правила перевозки пассажиров, т.к. пассажиры ко всему прочему не успевают пристегнуться. Штрафы за неправильную перевозку пассажиров будут рассмотрены чуть позже в этой статье.

Превышение допустимого количества пассажиров

Пункт 22.8 правил дорожного движения:

22.8. Запрещается перевозить людей:

  • вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
  • сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

Рассмотрим этот пункт поподробнее:

  1. Запрещается перевозить людей вне кабины легкового автомобиля. Этот пункт нарушается водителями хоть и не часто, но достаточно регулярно. Любители экстрима пытаются перевозить пассажиров и в багажнике, и на крыше автомобиля и на капоте. Естественно, в случае гибели подобных пассажиров при ДТП вся вина ляжет только на халатного водителя.
  2. Запрещается перевозить лишних пассажиров. Для легковых автомобилей число пассажиров ограничено числом мест для сидения, для автобусов — количеством, предусмотренным его технической характеристикой.

Использование ремней безопасности

Пункт 2.1.2 ПДД обязывает водителя не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности. Замечу, что это относится лишь к транспортным средствам, оборудованным ремнями, однако с 1 января 2012 года ремни станут обязательнымидля всех транспортных средств.

Что касается перевозки детей в возрасте до 12 лет, то для них необходимо использовать детские удерживающие устройства, или иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка. Отмечу, что на передних сиденьях автомобиля можно перевозить ребенка только с помощью специальных удерживающих устройств (иные средства использовать нельзя). На заднем сиденье мотоцикла ребенка перевозить нельзя ни при каких условиях.

Штрафы за непристегнутый ремень безопасности пассажира

В настоящее время за непристегнутый ремень безопасности пассажира могут быть наложены 2 штрафа:

  1. 1 000 рублей на водителя автомобиля (статья 12.6 КоАП);
  2. предупреждение или 500 рублей на самого непристегнутого пассажира.

Подробнее об этом Вы можете узнать в статье «Штраф за непристегнутый ремень безопасности».

Штраф за превышение допустимого количества пассажиров

Штраф за перевозку лишнего пассажира в настоящее время составляет также 500 рублей (статья 12.23 КоАП).

Отмечу, что если в легковом автомобиле, рассчитанном на 5 человек, будут ехать 6 человек, то скорее всего для лишнего пассажира не окажется и ремня безопасности.

Т.е. на водителя автомобиля будут наложены 2 административных штрафа по 500 рублей:

  • за непристегнутого пассажира;
  • за превышение допустимого количества пассажиров.

Перевозка детей

Штраф за перевозку лишнего пассажира в настоящее время составляет также 500 рублей (статья 12.23 КоАП)

Правилами организованной перевозки групп детей автобусами установлено, что для осуществления такой перевозки используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет (требование вводится с 1 июля 2018 г.), который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:

  • имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года на дату начала организованной перевозки группы детей;
  • не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;
  • прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утверждены приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7);
  • прошедшие предрейсовый медицинский осмотр (порядок утвержден приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).

Об осуществлении организованной перевозки групп детей одним или двумя автобусами необходимо подать уведомление в районное подразделение ГИБДД по месту начала перевозки. Порядок подачи уведомлений утвержден приказом МВД России от 30.12.2016 № 941.

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом

В соответствии с условиями договора перевозчик обязуется доставить пассажиров в точку назначения с обеспечением им мест в поезде, а пассажиры должны оплатить проезд согласно установленным тарифам (п. 1 ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ).

По правилам перевозки пассажиров:

  • при перевозке ж/д транспортом все пассажиры должны получить равный доступ к предоставляемым услугам (п. 47 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа ж/д транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 19.12.2013 № 473);
  • перевозка пассажиров транспортом общего пользования выполняется скоростными, скорыми или пассажирскими поездами в вагонах, предназначенных для целей перевозки пассажиров;
  • перевозчики и владельцы инфраструктур обязаны обеспечивать безопасность пассажирских перевозок (абз. 1 ст. 80 устава ж/д транспорта).

Перед предъявлением перевозчику иска необходимо соблюсти претензионный порядок (ст. 121 устава ж/д транспорта).

Перевозка пассажиров авиатранспортом

В данном случае кроме собственно перелета перевозчик обеспечивает регистрацию пассажиров, их перевозку к самолету, выход из воздушного транспорта и доставку в здание аэровокзала, а также погрузку, выгрузку багажа, его доставку (п. 93 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок…», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82).

По правилам перевозки пассажиров воздушным транспортом перевозчик:

  • В данном случае кроме собственно перелета перевозчик обеспечивает регистрацию пассажиров, их перевозку к самолету, выход из воздушного транспорта и доставку в здание аэровокзала, а также погрузку, выгрузку багажа, его доставку

    предоставляет пассажирам на борту воздушного судна установленный комплекс услуг в соответствии с правилами конкретного перевозчика;

  • информирует пассажиров об условиях полета и мерах безопасности на борту самолета;
  • предоставляет прохладительные напитки и питание в соответствии с нормативами;
  • обеспечивает первую медпомощь (п. 95 авиационных правил).

Отдельно правилами перевозки пассажиров авиатранспортом регламентированы условия перевозки:

  • несовершеннолетних и детей;
  • недееспособных граждан;
  • пассажиров, находящихся в кресле-коляске или на носилках, не способных передвигаться самостоятельно;
  • пассажиров, лишенных слуха или зрения;
  • трансфертных пассажиров.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *