Содержание

Перевозка опасных грузов: основные правила, нюансы, документы

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что относится к опасным грузам
  • Какие существуют правила перевозки опасных грузов
  • Как получить разрешение на перевозку опасных грузов
  • Какие требования предъявляются к авто при перевозке опасных грузов
  • Какие требования должен соблюдать водитель при перевозке опасных грузов
  • В чем преимущества обращения к специалистам для перевозки опасных грузов

Опасными грузами называются любые вещества, которые потенциально могут навредить людям и окружающей среде. Поэтому существует целый ряд документов, в которых закреплены правила того, как должна осуществляться перевозка опасных грузов. Подробнее об этом вы узнаете из нашей статьи.

Что относится к опасным грузам

Груз считается опасным, если при неправильном обращении с ним могут возникнуть такие последствия, как:

  1. взрыв;
  2. возгорание;
  3. разрушение автомобиля, который его перевозит;
  4. материальный ущерб;
  5. причинение вреда окружающей среде;
  6. получение людьми травм;
  7. смерть животных.

Однако транспортировка таких грузов – довольно распространенная услуга, поскольку часто предприятиям бывает необходимо перевезти вредные вещества из одного места в другое.

Согласно государственному стандарту, опасными грузами следует считать:

  • сжатые, сжиженные или растворенные газы;
  • едкие и коррозийные соединения;
  • элементы с высокой взрывоопасностью;
  • радиоактивные элементы;
  • жидкости, которые легко загораются;
  • вещества с ядовитыми или инфекционными свойствами;
  • соединения, способные к самовозгоранию;
  • пероксиды.

Для каждой описанной выше группы веществ существуют строгие правила, касающиеся их хранения и перемещения. Их можно найти в ГОСТ по перевозке опасных грузов, а также в международном соглашении по дорожным перевозкам ОГ. Соблюдение законодательно закрепленных стандартов не является обязательным только в двух случаях: если вещества перемещаются внутри завода, который их производит, согласно технологической схеме; и если перевозкой занимаются уполномоченные органы.

Читайте также: Ответственность транспортных компаний за груз

Правила перевозки опасных грузов

Водитель, находящийся за рулем автомобиля с опасным грузом, должен быть как можно более внимательным и осторожным. Требования, которых он обязан придерживаться во время езды, описаны в Постановлении Правительства РФ от 12.04.2011 г.

Таким образом, постановление о перевозке опасных грузов автомобильным транспортом обязательно к исполнению как водителями, так и компаниями, которые организуют доставку вредных веществ.

Появление в России данного документа связано с тем, что наша страна является одним из участников международного соглашения ДОПОГ. Его соблюдение обязательно и при международных перевозках опасных грузов. Транспортное средство может пересечь границу Европейского союза только в том случае, если его технические характеристики соответствуют указанным в соглашении требованиям, а водитель прошел специальную подготовку и имеет подтверждающий это документ.

Что собой представляет разрешение на перевозку опасных грузов

Водитель, находящийся за рулем машины с опасным грузом, должен иметь при себе следующие документы:

  1. лицензию, которая подтверждает, что данный груз допущен к транспортировке;
  2. документ о прохождении ТО;
  3. маршрутный лист;
  4. справку о прохождении водителем соответствующей подготовки;
  5. в случае доставки грузов из категории особо опасных – разрешение от Министерства транспорта или ОВД.

Лицензию на перевозку ОГ выдает Управление государственного автодорожного надзора.

Для этого компания должна обратиться туда с заявлением, которое содержит все основные данные:

  • описание груза;
  • маршрут перемещения;
  • список сотрудников, отвечающих за перевозку.

Также вместе с заявлением перевозчик должен предоставить аварийную карточку, утвержденный руководством маршрутный лист и свидетельства, подтверждающие пригодность транспорта для транспортировки данного типа груза, и допуск водителя к работе с ним.

Читайте также: Как перевезти лодку: нюансы перевозки и советы профессионалов

Требования к авто при перевозке опасных грузов

Чтобы обеспечить безопасность перевозки опасных грузов, были утверждены некоторые нормы, которым должны соответствовать используемые для этого транспортные средства. Только при наличии у автомобиля всех необходимых характеристик можно получить разрешение на его использование. Вот основные правила:

  1. Если ТС предполагается использовать для перевозки опасных веществ, его нужно правильно оборудовать. В ГОСТ закреплены требования к емкостям и самим автомобилям, причем для каждого вида груза они индивидуальны. Соответствие транспорта заявленным критериям должно быть подтверждено специальным документом.
  2. Автомобиль, который регулярно перевозит ОГ, придется также оборудовать выпускной трубой, вынесенной в сторону перед радиатором. Иногда это технически невозможно, тогда труба устанавливается с правой стороны, но вне зоны топливного соединения. Важно, чтобы емкость с грузом была так или иначе изолирована от источников тепла и электроэнергии.
  3. Автомобиль должен иметь особый внешний вид: его красят краской определенного цвета и маркировкой об опасности. Веществам, которые легко горят, соответствует оранжевый цвет; способным к самовозгоранию – красно-белый; газам и соединениям, которые переходят в газообразное состояние, контактируя с водой, – синий.
  4. Множество требований предъявляется к электросети транспортного средства:
  • Напряжение не должно превышать 24 Вт.
  • Провода должны иметь бесшовную оболочку, которая защищает их от воздействия внешних факторов.
  • Предохранители должны быть исправными.
  • Проводку необходимо прочно закрепить и обеспечить защиту от нагрева и механических повреждений.
  • Аккумулятор обязательно располагать в отсеке, где имеется вентиляция. Также электрическую цепь дополняют механическим или дистанционным выключателем, который располагают возле аккумулятора.
  • Лампы внутри кузова необходимо ограждать решеткой. Запрещается наличие наружных проводов, а также использование ламп, которые на цоколях имеют резьбу.
  • Автомобиль должен быть заземлен цепочкой, поглощающей статическое напряжение.
  • Если речь идет о фургоне, его корпус должен быть выполнен из прочного материала, полностью закрыт и обеспечен собственной вентиляцией. Для обивки не разрешается использовать материалы, которые легко загораются. Если опасный груз находится в открытом кузове, его укрывают огнеупорным брезентом.
  • Что касается цистерн, они должны быть закреплены достаточно хорошо на случай опрокидывания ТС. Для этого трубопроводы дополняют усилительными кольцами или колпаками.
  • В автомобиле, который перевозит опасные вещества, в обязательном порядке находится набор вспомогательных инструментов.
  • Машину оборудуют желтыми огнями с собственным источником электричества. По периметру ТС наносится информация о характере груза.
  • Каждый автомобиль может иметь только один прицеп.

Маркировка при перевозке опасных грузов

Автомобиль, который осуществляет перевозку опасного груза, должен иметь соответствующий цвет, а также необходимые знаки и надписи.

Для едких соединений используются цистерны желтого цвета. С обеих сторон они дополняются продольными черными полосами. На полосе пишется предупреждение: «Едкий материал». Особые условия касаются перевозки аммиака и метанола. Окрашивать кузов в данных случаях необязательно, но необходимо нанести на него надписать: «Огнеопасно. Аммиачная вода» или «Яд – метанол».

Знак, сообщающий о нахождении в кузове опасного груза, состоит из двух треугольников. В верхнем располагается символ, который говорит о принадлежности вещества к тому или иному классу. В нижний помещаются дополнительные сведения, такие как особенности совместимости или номер ОГ по международному стандарту.

Для надписей установлена минимальная высота шрифта, при которой сообщение легко разглядеть с любого расстояния и под любым углом, – 15 см. К надписи прилагаются знаки нового образца. Они имеют форму квадрата со стороной 10 см для транспортных пакетов и 25 см – для контейнеров. Если пространство не позволяет разместить знак соответствующего размера, можно уменьшить его до 5 см.

Существуют также стандарты, касающиеся изображений на автомобилях, используемых для перевозки опасных грузов:

  1. Если транспортируется взрывоопасное вещество, внутри знака должна быть нарисована темная бомба.
  2. Газу, который не является легковоспламеняющимся, соответствует белый или черный газовый баллон.
  3. Жидкие и газообразные вещества, которые легко загораются, обозначаются черным или белым пламенем.
  4. При перевозке ядовитых соединений используется изображение черепа и двух скрещенных костей.

Символ в виде пламени в черном круге свидетельствует о том, что автомобиль перевозит окислители или пероксиды. Три серпа – это обозначение веществ инфекционного типа. Схематический рисунок черного трилистника говорит о наличии в емкости радиоактивных элементов. Если машина перевозит коррозийные и едкие вещества, на ней изображают пробирку с вытекающими каплями. В зависимости от типа вещества капли на знаке могут попадать на руку или на металлический лист.

Все эти знаки наносятся на обе стороны автомобиля, а также сзади. Цистерна маркируется на торцах, а при наличии нескольких отсеков знак должен быть на каждом из них.

Читайте также: Как перевезти вещи в другой город без лишней головной боли

Требования к таре опасного груза

Требования безопасности при перевозке опасных грузов меняются в зависимости от типа вещества. Например, если перевозятся химические вещества, необходимо поместить их в тару, с материалом которой они не будут вступать в реакцию и не разрушат его. Это может быть стекло, пластик, металл или картон.

Можно выделить несколько требований к упаковке, которые актуальны вне зависимости от типа груза:

  • соответствие государственному стандарту;
  • герметичность;
  • устойчивость к влаге и механическим воздействиям;
  • непроницаемость;
  • надежное крепление;
  • маркировка по правилам ГОСТ и ДОПОГ.

Требования к водителю при перевозке опасных грузов

Обычно разрешение на перевозку опасного груза получает человек, который в организации отвечает за безопасность. Крайне редко водитель работает один: обычно у него есть сопровождающий, а иногда машины движутся колонной.

В обязанности сопровождающего входит:

  1. проинструктировать водителей перед поездкой;
  2. проконтролировать и зафиксировать в документах прием и выдачу груза;
  3. проследить за соблюдением всех норм безопасности.

По закону доставка опасных веществ может осуществляться только теми ТС, которые имеют паспорт безопасности. Документ оформляется с учетом того, какой груз необходимо перевезти, и несколько раз копируется.

Еще одно условие состоит в том, что водитель должен пройти специальный обучающий курс. Там сотрудникам подробно рассказывают обо всех правилах транспортировки опасных грузов. Водители изучают:

  • общее описание опасных веществ;
  • то, как маркируется тара и транспорт в зависимости от категории груза;
  • принципы оказания первой помощи в случае ДТП и утечки вещества;
  • ключевые правила обращения с ОГ в экстренных условиях;
  • правила заполнения различных документов.

На обучение по стандартам ДОПОГ принимают только водителей, которые уже имеют как минимум трехлетний стаж работы. Получив документ об окончании курсов, работник может заниматься перевозкой опасных грузов, как по России, так и в другие европейские страны. Содержание курсов варьируется в зависимости от того, с какими веществами водитель будет работать.

В транспорте, который перевозит ОГ, не должны присутствовать посторонние люди. Также нельзя дополнительно перевозить какие-либо товары, которые не указаны в накладной. Если случаются какие-то неполадки, водитель обязан остановиться и сообщить о случившемся в компанию, а также в ГИБДД. На место остановки немедленно выезжает специальный транспорт, способный обеспечить безопасность. Водитель в это время должен выделить место своей остановки красными огнями или знаками аварийной стоянки.

Если автомобиль перевозит опасный груз, водителю запрещается:

  1. обгонять другие автомобили, если они едут быстрее 30 км/ч;
  2. заправляться на обычных заправках;
  3. резко начинать движение, поскольку это может повредить груз;
  4. курить в самом автомобиле и рядом с ним;
  5. оставлять ТС без присмотра;
  6. выключать двигатель и сцепление при движении с горы.

В случае аварии водитель отвечает за то, чтобы как можно быстрее вызвать пострадавшим скорую помощь и оперативно ликвидировать последствия ДТП.

Читайте также: Особенности маркировки грузов при их перевозке

Подробнее про ДОПОГ и нововведения

Основным документом, который регулирует транспортировку опасных грузов с помощью автомобилей, является Постановление Правительства № 272 от 14.04.2011, в котором учтены все нормы, обозначенные в Международном соглашении о дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Впервые это соглашение было опубликовано еще в 1968 году, но существенно изменялось несколько раз. На данный момент действует версия ДОПОГ, датированная 2017 годом.

Ключевые правила, касающиеся перевозки опасных грузов автотранспортом, совпадают с правилами, касающимися их доставки по железной дороге. Речь идет об аварийных карточках, маркировках, информационных табличках и картах. В оснащение специального транспорта входят:

  • хотя бы один противооткатный упор;
  • два отдельных предупреждающих символа с подсветкой;
  • особая форма для членов экипажа.
  1. В машине обязательно должна быть износостойкая система торможения с аналогом на случай ДТП.
  2. Для автомобилей, которые весят больше 16 тонн, обязательным требованием является также наличие антиблокировочной тормозной системы.
  3. Необходимо также наладить систему ограничителей электроцепей, в том числе и для того, чтобы водитель мог прямо из своей кабины отключить аккумулятор.
  4. Каждая машина может иметь лишь один прицеп, причем нужно использовать специальный бампер с расстоянием от его крепления до цистерны в 1 дециметр.

В 2017 году были существенно пересмотрены Приложения к ДОПОГ. В них были зафиксированы следующие изменения:

  • Договор подписали еще несколько государств.
  • Более четко описаны условия перевозки горючих веществ в бензобаках, баллонах и контейнерах. Конкретно обозначены нормативы вместительности.
  • Список терминов, обозначающих опасные грузы, увеличился до 3534 пунктов.
  • С рядом оговорок разрешено использование контейнеров из мягких материалов.
  • Изменился формат документов, которые необходимы для законной перевозки опасных грузов. Так, с 01.07.2017 запрещено использование директив ДОПОГ 2013 и 2015 годов.
  • Для тар с литиевыми элементами питания теперь необходимо использовать новые символы опасности.
  • Транспорту, перевозящему ОГ, разрешили передвигаться через любые тоннели.
  • Внесен ряд поправок в процесс проведения водительских экзаменов.
  • Цистерны для пероксида водорода и его растворов запрещены к использованию.
  • Полностью изменена глава IX, ч. 2.
  • Были исправлены требования к перевозке батарей из лития.
  • Многие нововведения коснулись правил использования для транспортировки ОГ автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и техники на литиевых батареях.

Маршрут перевозки опасных грузов

Для начала компания должна получить разрешение на перевозку вредных веществ, а затем согласовать маршрут, по которому будет двигаться машина. Обычно такие перевозки необходимо согласовывать с ГИБДД.

Разрешение необходимо получить в следующих случаях:

  • если три и более автомобиля движутся колонной;
  • если груз относится к категории особо опасных;
  • если маршрут проходит по сложным участкам дороги или при плохой погоде;

Представители ГИБДД стараются свести к минимуму передвижение транспорта с ОГ по городу. Лучше как можно чаще задействовать объездные дороги или, по крайней мере, избегать очень людных мест.

Чтобы организации выдали разрешение на перевозку опасных грузов, необходимо передать в ГИБДД следующие документы:

  1. Свидетельство о соответствии ТС необходимым требованиям.
  2. Маршрут передвижения автомобиля, который сотрудники инспекции могут скорректировать.
  3. Дополнительное разрешение на перемещение особо опасных веществ.

Планировать маршрут обязательно при перевозке всех категорий ОГ, но не в каждом случае нужно передавать его в ГИБДД.

Основные правила построения маршрута таковы:

  • Автомобиль не должен проезжать через места отдыха горожан и природные заказники, двигаться вблизи объектов культурного наследия.
  • Запрещается также прокладывать маршрут вблизи крупных заводов и фабрик, особенно производящих опасные вещества.
  • В маршруте должна быть информация обо всех остановках, в том числе на дозаправку.

Одна копия маршрута отдается водителю или сопровождающему, еще одна остается в компании. Также копию необходимо передать сотрудникам ГИБДД. Если какие-то обстоятельства повлекли за собой изменение маршрута, новые данные необходимо занести во всех документы.

Читайте также: Проблемы переезда в другой город и способы их решения

О наказании за перевозку опасного груза без разрешения

Водители, которые перевозят опасные грузы с нарушением установленных правил, могут быть наказаны:

  1. наложением штрафа;
  2. конфискацией имущества, в том числе самого автомобиля;
  3. лишением водительских прав;
  4. изъятием лицензии и допуска к управлению ТС.

Неправильная транспортировка ОГ влечет в основном административные наказания. Уголовное дело может быть заведено в случае, если вещества перевозятся нелегально или водитель сел за руль пьяным.

Не менее важно, что за несоблюдение норм перевозки опасных грузов наказывают в равной степени как водителя, так и компанию, на которую он работает, в частности, человека, ответственного за данный груз.

За доставку веществ, считающихся опасными, без соответствующего разрешения налагаются штрафы:

  • водитель транспорта заплатит от 2 до 2,5 тысячи рублей;
  • компания-перевозчик – от 400 до 500 тысяч рублей;
  • сотрудник, ответственный за отправку груза, – от 15 до 20 тысяч рублей.

И компании, и сами водители должны серьезно относиться к планированию и осуществлению транспортировки опасных грузов. На них лежит ответственность не только за то, чтобы в целости доставить товар, но и за то, чтобы от перевозимых вредных веществ никто не пострадал. Первое, о чем необходимо побеспокоиться, – о безопасности людей, которые оказываются рядом с автомобилем. А чтобы эту обеспечить отсутствие опасности, необходимо в точности соблюдать порядок перевозки опасных грузов, утвержденный на законодательном уровне.

Меры предосторожности при перевозке опасных грузов

Особую осторожность должны соблюдать водители, которые двигаются в колонне. Правила в данном случае такие:

  1. Каждый автомобиль должен ехать на расстоянии не менее 50 метров от предыдущего.
  2. Сопровождающий должен внимательно контролировать движение по сложным участкам дороги, например, в горной местности. При плохой проходимости минимальное расстояние между ТС увеличивается до 300 метров.
  3. Если видимость ограничена настолько, что обзор составляет менее 300 метров, колонна может остановиться. Решение принимается в зависимости от типа груза (подробная инструкция на этот случай должна быть в сопроводительных документах).
  4. В кабине автомобиля должен находиться экспедитор.
  5. Среди водителей выбирается ответственный, который следит за соблюдением правил перевозки.
  6. Автомобили с особо опасным грузом не могут совершать остановки в черте города.
  7. Перед тем как колонна начнет движение, необходимо убедиться, что каждая машина заправлена достаточно, чтобы проехать как минимум 500 километров.
  8. В некоторых случаях колонну должна возглавлять машина ГИБДД с включенными проблесковыми маячками.

Читайте также: Аренда Газели с водителем на один день

Плюсы обращения к специалистам для перевозки опасных грузов

В наше время сфера услуг настолько развита, что с любой проблемой человек может обратиться к специалистам, которые исправят ее быстро и качественно. Каждый сам решает, что пытаться делать самому, а что доверить профессионалам. Но есть ряд ситуаций, в которых без посторонней помощи не обойтись, и одна из них – необходимость перевозки опасного груза.

Если организации нужно доставить из одного места в другое вещества, которые требуют особых условий транспортировки, самое логичное решение – обратиться в компанию, которая не первый год занимается подобной деятельностью и знает все ее особенности. Профессиональные перевозчики не только обеспечивают сохранность и безопасность специфических грузов, но и гарантируют соблюдение оговоренных сроков доставки.

Для целого ряда отечественных фирм перевозка опасных грузов автомобильным транспортом является основным видом деятельности. У каждой из них есть определенная география доставки, то есть перечень регионов, в которых она работает. Также каждая компания предлагает свой перечень веществ, для перемещения которых она может создать необходимые условия.

Крупные организации, работающие в этом направлении, имеют целый парк автомобилей, способных перевозить разные виды и объемы грузов. Поэтому они могут в течение короткого времени предоставить подходящее транспортное средство в том регионе, где находится заказчик.

Сотрудниками таких компаний являются профессиональные водители, которые прошли курсы по перевозке опасных грузов и получили соответствующее разрешение. Только таким специалистам можно доверить доставку опасных веществ и быть уверенным, что товар останется в целости и сохранности и никто не пострадает. Помимо этого, каждый автомобиль имеет систему спутниковой навигации, оформлен в соответствии с требованиями к обозначению ТС с опасным грузом и оснащен всеми средствами, которые обеспечивают безопасность таких перевозок.

В связи с вышесказанным можно выделить целый ряд причин, почему транспортировку опасного груза стоит доверить компании-перевозчику:

  • опыт работы в данном направлении;
  • точность соблюдения срока подачи автомобиля и доставки товара в конечную точку;
  • экологическая и коммерческая безопасность перевозок;
  • компетентные сотрудники;
  • надежность самой организации;
  • предоставление гарантий.

Менеджер фирмы, которая перевозит по России вредные вещества, как никто другой знает, что такое опасные перевозки. Сотрудники отвечают за сохранность товара, полученного от заказчика, и за то, чтобы его транспортировка не привела к негативным последствиям для природы и человека. Чтобы гарантировать безопасность оказываемых услуг, менеджеры контролируют целый ряд важных вещей:

  1. в каком состоянии находятся транспортные средства, используемые для перевозок;
  2. правильно ли оснащены автомобили;
  3. имеется ли у каждого водителя информационная карта, где описаны все меры, которые ему необходимо будет предпринять для ликвидации последствий аварии;
  4. верно ли заполнена накладная на груз, в том числе номер и название перевозимого вещества, особенности упаковки, отправитель и получатель;
  5. промаркирована ли тара и сам транспорт в соответствии с государственными стандартами;
  6. достаточно ли подготовлены водители, имеют ли они действующие свидетельства ДОПОГ.

Опасные грузы. Законодательное регулирование автомобильных перевозок

Опасные грузы в силу присущих им свойств при наличии определенных факторов при перевозке могут послужить причиной взрыва, пожара, повреждения технических средств, устройств, сооружений и других объектов, причинить материальный ущерб и вред окружающей среде, а также привести к гибели, травмированию, отравлению людей, животных.

Опасные грузы. Законодательное регулирование автомобильных перевозок опасных грузов.

Перевозка опасных грузов — это деятельность, связанная с перемещением опасных грузов от места их изготовления или хранения к месту назначения с подготовкой груза, тары, транспортных средств и экипажа, приемом груза, осуществлением грузовых операций и краткосрочным хранением грузов на всех этапах перемещения.

Опасные грузы автомобильные перевозки – это сложный организационный процесс, предполагающий неукоснительное выполнение множества требований. Приглашаем пройти такое обучения у опытных специалистов в Екатеринбурге.

Крайне важно при организации транспортировки опасных веществ обеспечить сохранность и безопасность. Эффективное решение этих задач позволяет своевременно доставить опасные вещества к месту назначения, защитить персонал, занятый в погрузке, разгрузке и транспортировке, участников дорожного движения, а также сам груз, транспортное средство и окружающую среду от чрезмерной опасности.

Международные законы и соглашения, которые регулируют перевозку опасных грузов автомобильным транспортом:

  • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), принято в Женеве 30 сентября 1957 года под эгидой Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций и вступило в силу 29 января 1968 года.
  • Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (в т.ч перевозки опасных грузов), принято в Женеве 1 июля 1970 года под эгидой Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.
  • Конвенция о дорожном движении (в т.ч перевозках опасных грузов), совершена в Женеве 16 сентября 1949 года.
  • Конвенция о дорожном движении(в т.ч перевозках опасных грузов), совершена в Вене 8 ноября 1968 года и вступила в силу 21 мая 1977 года.
  • Конвенция о дорожных знаках и сигналах, совершена в Вене 8 ноября 1968 года и вступила в силу 6 июня 1978 года.
  • Конвенция о договоре международной перевозки опасных грузов (КДПГ).

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом регулируется следующими законами Российской Федерации:

  • Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». ФЗ № 127 от 24.07.1998 г.
  • «О безопасности дорожного движения» — Федеральный закон от 10.12.95 г. № 196-ФЗ.
  • «О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов» — постановление Правительства РФ 03.02.94 г. № 76.
  • «Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации» — утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.97 г. № 322.
  • «Правила дорожного движения Российской Федерации» — утверждены постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 г. № 1090, в редакции постановления Правительства РФ от 08.01.96 г. № 3.
  • «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» — утверждены постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 г. № 1090.
  • «Об организации и проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в Российской Федерации» — постановление Совета Министров — Правительства РФ от 30.08.93 г. № 874.
  • «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 10-115-96)» — утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 18.04.95 г. № 20.
  • «О мерах по обеспечению безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом» — постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.94 г. № 372.
  • Правила физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. № 264.
  • «Инструкция по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильных транспортом» — утверждена приказом МВД СССР от 23.09.85 г. № 181.
  • ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки».
  • ГОСТ Р 50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования».
  • ГОСТ 21561076 «Автоцистерны для транспортирования сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 МПа (18 кгс/см). Общие технические условия».

К действиям по наведению порядка при перевозке опасных грузов можно отнести вступившие в силу с 11 августа 2007 года изменений, установленных ФЗ № 210-93 от 24 июля 2007 г. Они предусматривают штрафы за нарушения водителем правил перевозки опасных грузов, связанные с отсутствием необходимого комплекта документов или с несоответствием конструкции транспортного средства требованиям нормативных актов.

Так, исходя из рамок ответственности, предусмотренной статьей 12.21, пунктом 1, водитель должен иметь свидетельство ДОПОГ-ADR, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке грузов ДОПОГ-ADR и согласование маршрута перевозки. Также необходимы аварийная карточка системы информации об опасности и элементы системы информации об опасности.

Конструкция транспортного средства должна отвечать правилам перевозки и оснащаться средствами для ликвидации происшествий при перевозке опасных грузов. При несоблюдении этих норм и других условий перевозки закон устанавливает штраф для водителя 2–2,5 тыс. руб. или лишение прав управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев. Ответственность должностных лиц, не организовавших соответствующим образом перевозку опасного груза, измеряется в пределах 15–20 тыс. руб. Штрафные санкции в отношении юридических лиц могут составлять 400–500 тыс. руб.

Что является опасным грузом?

Согласно своему названию, опасным признается тот груз, который при его перевозке, погрузке-разгрузке, нарушении тары самого груза, может нанести вред окружающей среде, другим участникам дорожного движения или может вызвать возникновение опасных ситуаций.

Еще в середине прошлого века в Европе было принято, действующее до сих пор, международное соглашение о правилах безопасного передвижения опасных грузов в рамках международной безопасности. А в связи с бурным развитием химической, нефтегазовой промышленности и фармакологии, меры по увеличению безопасности на дорогах, поддержали почти 50 стран, в том числе и наша страна. Международное соглашение называется ДОПОГ на перевозку опасных грузов, в России также используется аббревиатура ПОГАП (правила перевозки опасных грузов автотранспортом).

Классификация грузов

Согласно международному соглашению, все опасные грузы делятся на классы, в зависимости от своих свойств:

  1. Кл.1: грузы взрывоопасные.
  2. Кл.2: грузы газообразные.
  3. Кл.3: грузы легковоспламеняющиеся твёрдые.
  4. Кл.4: грузы самовозгорающиеся; грузы, способные при взаимодействии с водой выделять горючие газы; грузы окисляющие.
  5. Кл.5: грузы — органические пироксиды.
  6. Кл.6: грузы ядовитые, токсичные, инфекционные.
  7. Кл.7: грузы радиоактивные.
  8. Кл.8: грузы коррозионные, едкие.
  9. Кл.9: прочие.

Чёткое понимание, к какому классу относится груз, нужно для того, чтобы быстро подобрать тару и упаковку, пройти необходимую подготовку к транспортировке, получить сопутствующую документацию и провести специальный инструктаж для водителя.

Основные правила перевозки опасных грузов автотранспортом

Единые международные правила перевозки опасных грузов — это своего рода шпаргалка, для приведения к одному формату самого процесса оформления груза, подготовки транспорта и водителя, для разработки безопасного маршрута.

ДОПОГ охватывает весь план перевозки:

  • технические требования к автотранспорту, таре, упаковке, к методам погрузки-разгрузки;
  • юридические требования к документальному взаимодействию между отправителем, получателем и перевозчиком груза;
  • специальные требования к водителю и другим лицам, задействованным в подготовке и транспортировке груза;
  • информационные требования к маркировке, знакам, описи и классификации груза.

Чтобы процесс перемещения опасных грузов был максимально безопасным, правила периодически дополняются.

Согласно правилам ДОПОГ, классификацию грузов производит сам отправитель. На территории России отправитель вынужден обратиться в Федеральное Ведомство по испытаниям и исследованиям материалов, которое выдаст соответствующую документацию.

Перечень необходимых документов

Во время перевозки ОГ у водителя или у лица, сопровождающего груз, при себе должен быть пакет документов, необходимый для такого рода деятельности. Он включает в себя:

  • маршрутный лист (1 экземпляр), по которому двигается автотранспорт с опасным грузом, согласно нормам безопасного движения;
  • лицензия ТС на осуществление данного вида перевозок;
  • аварийная карточка, как документ, содержащий всю информацию о характеристиках перевозимого опасного груза;
  • товарно-накладная документация на перемещение груза;
  • разрешительный документ на право управления данным ТС водителем и свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя;
  • контактные данные компании отправителя, получателя и перевозчика;
  • разрешительная документация, выданная Министерством Транспорта или других уполномоченных органов на перевозку особо опасных грузов.

Маршрут

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом происходит по строго установленному маршруту. Нередко на стационарных постах ГИБДД можно увидеть стоящие автоцистерны. Как правило, эти машины нарушили установленный путь следования. Для водителя и компании перевозчика такие нарушения становятся очень дорогостоящими – потеря времени, нарушение сроков доставки и, соответственно, штраф.

Ещё до начала поездки, перевозчик должен согласовать с Госавтоинспекцией маршрут перевозки опасного груза, практически в каждом конкретном случае. Но существуют и общие требования для всех перевозчиков ОГ.

Так на маршруте опасного груза не должны встречаться места и зоны общественного отдыха, природные заповедники и объекты культурного наследия. Запрещено прокладывать пути следования опасных грузов вблизи от учебно-воспитательных, оздоровительных учреждений и крупных промышленных предприятий, производящих опасные вещества и изделия.

Маршрутный лист должен содержать в себе всю информацию о пункте назначения, местах планируемых остановок, стоянок и заправок АЗС. Он выписывается в трёх экземплярах: один берёт с собой водитель или лицо, сопровождающее груз; второй остаётся в компании; третий предназначен для ГИБДД.

Погрузка и разгрузка

Для обеспечения максимальной безопасности сотрудников, осуществляющих погрузку-разгрузку опасных грузов и для сохранности самих грузов, во избежание возникновения опасных ситуаций, необходимо соблюдать ряд требований.

Перед началом погрузочно-разгрузочных работ необходимо проинструктировать работников, согласно имеющейся на предприятии (складе) инструкции, по вопросам мер профилактики и мер первой медицинской помощи в случае нарушения упаковки, разгерметизации тары ОГ, протечки, розлива опасных веществ.

В местах погрузки должны присутствовать представители отправителя, в местах разгрузки – представителя получателя, а именно, специалисты, способные обезвредить возможную опасную ситуацию.

Манипуляции с опасными грузами осуществлять максимально с использованием погрузочной техники, машин и механизмов, желательно с дистанционным управлением. При ручных работах опасные грузы переносить на спине, плечах и перед собой. Бросать, волочить ОГ запрещено. Размещать рядом грузы разных классов опасности нельзя, также как и совместно размещать опасные и неопасные грузы.

Требования к автомобилю

Автомобильный транспорт, которым будет проводиться транспортировка ОГ, также должен быть соответствующим образом подготовлен и технически оборудован.

Прежде всего, у такого транспорта должна быть выпускная труба глушителя, вынесенная перед радиатором и обязательно с наклоном. Конструктивно топливный бак должен находиться вдали от аккумулятора, защищённый перегородкой. Вся электрика должна быть изолирована специальным материалом. Напряжение всего электрического оборудования автомашины не может быть больше 24 вольт.

Обязательным условием выхода на линию с опасным грузом выступает система электрического заземления и наличие, усиленного против удара бампера. Отдельного внимания заслуживает тормозная система, она должна быть износоустойчивой, с аварийным аналогом, а для машин массой более 16 т, с противоблокировочной системой. В целях усиления мер безопасности, автомашины, предназначенные для перевозки ОГ, могут оборудоваться специальным устройством, которое позволяет отключать аккумулятор прямо из кабины.

Автомашина с ОГ может быть только с одним прицепом.

Кроме технических требований, для передвижения опасных грузов, автотранспорт должен быть оснащён:

  • усиленными мерами противопожарной безопасности;
  • наличием средств индивидуальной защиты для водителей;
  • установленными сигнальными средствами мигающего оранжевого цвета;
  • наличием маркировки, сигнальных табличек и наклеек, предупреждающих об опасности;
  • специфичным окрасом кузова и цистерны.

Оборудование автомобиля для перевозки опасных грузов должно быть в соответствии с нормами и требованиями ДОПОГ и не противоречить общим правилам перевозки грузов.

Как подготовить автотранспорт к перевозке?

Как правило, специализированный автотранспорт для перевозки ОГ, уже приобретается технически оснащённым для этого. Производители такого рода машин предусматривают все тонкости и нюансы конструктивных особенностей и стараются угодить своим покупателям.

Тщательный технический осмотр ТС перед рейсом, а также надёжная система крепления грузов являются основами безопасного движения.

Что касаемо подготовки автомобильного транспортного средства к транспортировке ОГ, то следует обратить внимание на информационные надписи, таблички, наклейки, согласно классу опасности груза. Особо важными являются коды экстренных мер. Из комбинации цифр и букв специалисты, прибывшие на место аварии, получают информацию о мерах, необходимых для ликвидации опасных последствий. Все надписи и маркировки должно быть хорошо видно, поэтому высота шрифта должна быть 15 см, в крайних случаях при невозможности размещения, не менее 5 см.

Требования к водителю

Помимо общего стажа вождения не менее 3 лет, будущий водитель-перевозчик ОГ должен пройти специальные курсы, так как перевозка опасных грузов может осуществляться только водителем, получившим свидетельство ДОПОГ. Перед рейсом водитель должен пройти обязательный медицинский осмотр.

Водитель должен быть дисциплинированным, организованным, соблюдающим особые меры предосторожности – не курить в транспорте и ближе, чем в 50 метрах от него, не допускать возможность открытого огня вблизи с опасным грузом. Он должен помнить, что резко трогаться с места и резко тормозить с ОГ на борту запрещено, с горки двигаться с выключенным сцеплением и двигателем нельзя, оставлять машину без присмотра также опасно. Обгонять и опережать другие транспортные средства, двигающиеся со скоростью более 30 км/ч, автотранспорту с опасным грузом строго запрещено.

Кроме того, водители, перевозящие опасные грузы, должны помнить и всегда соблюдать общепринятые нормы вождения и правила ПДД.

Как пройти обучение на перевозку грузов?

До 2013 года система обучения водителей для перевозки ОГ сводилась к одной лекции и экзамену в тот же день. Но данная система не показала себя эффективной. Министерством Транспорта было принято решение усложнить обучение: курсы проходят 4 дня и разбиты на классы опасности.

Программа курса:

  1. Общеобразовательный курс.
  2. Основной курс по транспортировке ОГ в цистернах.
  3. Спецкурс по 1-му классу опасности.
  4. Спецкурс по 7-му классу опасности.
  5. Допкурс по 2-му классу опасности, перевозка в цистернах.
  6. Допкурс по 3-му классу опасности.
  7. Допкурс по 5, 6, 7, 8-м классам опасности, перевозка в цистернах.

Курсанты проходят классификацию опасных грузов и изучают их характеристики, знакомятся с общепринятыми знаками маркировки, учатся оказывать первую медицинскую помощь в случаях ДТП и контакте с опасными веществами. Также в ходе занятий, водители получают базовые знания, необходимые для составления отчётной документации, а в случае экстренной ситуации, как правильно себя вести и как передать сигналы о помощи.

Обучающиеся на следующий день после прохождения курсов сдают экзамены в присутствии специальной комиссии и получают свидетельства, согласно пройдённым программам. Свидетельство, полученное после курсов, действительно для работы в течение 5 лет.

Требования к грузу

Перед началом процесса перевозки, отправитель должен самостоятельно оценить опасный груз по международной классификации. Если груз подходит под знак «опасно», то он должен получить аварийную карточку, спецдопуск и приложить все усилия для обеспечения максимально безопасного передвижению груза по автодорогам.

Перевозчик обязан также быть внимательным и не соглашаться на «сделки с совестью» в случае нарушений. Требований по перевозке ОГ достаточно много, и некоторые перевозчики в погоне за рублём закрывают на некоторые вещи глаза

В зависимости от химического состава, для каждого вида ОГ необходимо выбирать упаковку и тару, которая обеспечит одновременно его сохранность и качество, соблюдение температурных и иных условий перевозки и безопасность доставки.

Тара должна быть в соответствии с ГОСТом, прочной, водо- и светонепроницаемой, герметичной, хорошо закреплённой и промаркированной, согласно требованиям по перевозке опасных грузов.

Разрешение на перевозку опасных грузов

Для получения данного разрешения необходимо обратиться в Управление Государственного Автодорожного Надзора с письменным заявлением о выдаче документа.

В заявлении описывается класс груза и его характеристики, прикладывается аварийная карточка. Обязательно докладывается маршрут самой перевозки, с указанием точки отправления и точки доставки, мест планируемых остановок, стоянок и АЗС, и прикладывается список лиц, ответственных за транспортировку. На основании заявления, при наличии допуска самого автотранспорта и водителя к перевозке опасных грузов и соблюдении всех требований, согласно международным стандартам и российскому законодательству, перевозчику выдаётся лицензия на транспортировку опасного груза.

Ответственность при отсутствии разрешения

Нередко бывает, что в погоне за прибылью, предприниматели и организации, занимающиеся перевозкой опасных грузов, сознательно идут на нарушения и пытаются отправить опасный груз с нарушением закона, нелегально, под видом обычного рейса. Обычно это касается твёрдых веществ в крытых машинах.

Так, например, на приёме у нашего юриста побывал водитель со стажем, который пришёл проконсультироваться по поводу сложившейся ситуации на работе по перевозке полной машины – фуры лакокрасочных изделий. Работодатель неоднократно, а именно 4 раза в течение 3 месяцев, пытался загрузить машину краской, не имея на то специального разрешения, да и у водителя нет допуска для таких перевозок.

Водитель отказывался брать такой груз. Назрел конфликт, и водитель вынужден был уволиться, не желая нарушать правила ПДД и особые правила перевозки опасных грузов, рисковать «остаться без прав и средств к существованию». Юрист подтвердил, что относительно краски-эмали, то её перевозка в одной машине до 1000 литров не требует специальных разрешительных документов, а полная фура краски требует допуска по всей строгости закона:

  • ответственность водителя выражается в денежном штрафе от 2 до 2,5 т. р. и лишении прав до 6 месяцев;
  • ответственность для компании-перевозчика и отправителя предусматривает штраф от 400 до 500 т. р., конфискацию груза и ТС; изъятие допуска и лицензии по перевозкам ОГ и наложение штрафа на должностное лицо, ответственное за перевозку от 15 до 20 т. р.

Недобросовестных перевозчиков немало, поэтому передвигающиеся на большие расстояния крытые фуры находятся под усиленным вниманием сотрудников ГИБДД, их чаще других машин останавливают на стационарных постах с целью проверки грузов.

Безопасность – превыше всего! Такое убеждение должно быть у всех участников процесса по перевозке опасных грузов. Каждый из них должен знать какие грузы относятся к опасным, какие особые условия транспортировки требуются для них. Насколько бывают опасными последствия халатного отношения к этому вопросу, мы часто узнаем из новостей по телевизору. Несоответствие документов и содержимого автомашин, неправильные маркировки и неподходящая тара, усталость водителей от многочасовых поездок без выходных и нарушения правил дорожного движения приводят к ужасающим последствиям.

Особо важно для отправителя груза работать с надёжной и ответственной фирмой-перевозчиком, которая с особой тщательностью соблюдает все правила и нормы закона, щепетильно подбирает кадры для работы с ОГ. Качественное обучение водителей на специальных курсах ДОПОГ — это обязательная составляющая безопасности на дорогах. Но одного обучения мало, водитель – перевозчик должен быть серьёзным специалистом и ответственным человеком!

Ольга Панфилова, Экономист 129 статей на сайте В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда. Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов. Активный автолюбитель. Водительские права категории «В». Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах. Пожалуйста, ! (9 оценок, среднее: 4,11 из 5)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *