Особенности технической эксплуатации автомобилей

Согласно последним социальным исследованиям, количество автотранспорта на 1 тыс. человек в России составляет 350 шт. Эта цифра увеличивается с каждым годом, вместе с числом ДТП на дорогах. Основные проблемы возникают из-за простейшего незнания правил технической эксплуатации автомобилей.

Техническая эксплуатация автомобилей — что это такое

Такое понятие, как техническая эксплуатация автомобильного транспорта, делится на:

  • теоретическую (научную) часть;
  • производственную.

Знаете ли вы? В Великобритании при появлении первых представителей автомобильной промышленности на улицах городов власти очень опасались за безопасность движения, поэтому ввели довольно строгие правила — авто должно было передвигаться со скоростью 2–3 км/ч, а о его появлении на дороге предупреждал заблаговременно посланный человек с красного цвета флагом в руках.

Наука об использовании машин изучает:

  1. Способы улучшения регулярности перемещения пассажиров и грузов за счёт правильной и безопасной эксплуатации машины.
  2. Учёт и оптимизация затрат на материалы и ремонт авто.
  3. Способы минимизации вредного влияния автомобилей на природную среду и человека.

На практике правила технической эксплуатации — это свод предписаний и действий, производя которые техническая служба предприятия поддерживает транспорт в действующем состоянии при разумной трате денег и усилий.

Теоретические и нормативные основы

Основные мероприятия по техническому пользованию машинами включают в себя:

  • оценку при закупке предприятием нового или б/у транспорта;
  • обслуживание авто;
  • правила по заправке, хранению и уборке;
  • ремонт;
  • покупку и продажу механических частей;
  • эвакуацию в случае поломки;
  • действия, направленные на улучшения технического оснащения;
  • сбор и уничтожение отходов;
  • обучение правилам технической эксплуатации работников предприятия.

Нормативами, определяющими основные понятия технической эксплуатации, являются:

  1. Работоспособность. Состояние транспорта, при котором механизм, проявляя эффективность, может выполнять возложенные на него задачи.
  2. Отказ. Нарушение производительности, при котором машина не может осуществлять свою деятельность.
  3. Восстанавливаемая или невосстанавливаемая машина. Это понятие определяет состояние транспорта и то, способен ли он на продолжение своей деятельности после ремонта.
  4. Исправность и неисправность. Состояние, при котором авто может нормально осуществлять возложенные на него задачи и не может.
  5. Наработка. Включает в себя соотношение срока пользования транспорта с его пробегом.
  6. Транспортная надёжность. Отрезок времени, на протяжении которого эксплуатируемый механизм способен сохранять свою нормальную функциональность.
  7. Ресурс. Продолжительность времени пользования машиной между её покупкой и началом поломок.
  8. Надёжность. Способность машины сохранять рабочее состояние.
  9. Пригодность к ремонту. Возможность восстановить рабочее состояние авто.

Правила технической эксплуатации транспортных средств

Правила пользования транспортными средствами включают в себя основные условия, касающиеся обеспечения безопасности пассажиров и грузов во время их перевозок. Их обязаны выполнять индивидуальные предприниматели и юридические лица. Согласно этим требованиям пользователи, чья деятельность связана с перевозками, обязаны выполнять мероприятия, обеспечивающие безопасность при передвижениях ТС по дорожному полотну.

Знаете ли вы? В Италии очень высокие штрафы за езду без ремня безопасности. Но представители этой нации придумали решение проблемы: они начали продавать футболки, на которых нарисована защитная перевязь.

Основные направления правил пользования транспортом:

  1. Перечень организационных мероприятий относительно гарантированной безопасности при перемещении машин.
  2. Требования к профессиональным навыкам работников технической службы предприятия.
  3. Мероприятия, предусматривающие проверку нормального технического состояния механизмов.
  4. Условия, которые должны быть соблюдены при перевозках, для обеспечения безопасности.

Основные её задачи

Следует выделить две основные задачи эксплуатация автотранспорта:

  1. Предоставление отделу предприятия, занимающегося перевозками, нужного количества исправного транспорта.
  2. Поддержка автомобилей, числящихся на балансе предприятия в рабочем состоянии.

Важно! Задача, которая стоит перед инженером, занимающимся техническим пользованием транспорта, — это своевременная оценка состояния механизмов во время их эксплуатации, понимание, как их содержать в нормальном состоянии при рациональном использовании денежных средств организации, в которой он работает.

Первый пункт выполняется при помощи таких действий:

  • обеспечение постоянных безопасных перевозок грузов с максимальным использованием полезных свойств автотранспорта;
  • поддержка технических характеристик машин в нормальном состоянии;
  • рациональное использование технических и денежных средств.

Для поддержания авто в оптимальном состоянии следует предпринимать такие меры:

  1. Комплектование и предоставление в техническую службу исправного автотранспорта и запасных деталей к нему.
  2. Грамотная оценка при покупке новых машин.
  3. Своевременный ремонт авто и правильное обслуживание.
  4. Возможная модернизация автотранспорта.
  5. Приём на работу специалистов по вождению и ремонту машин.

Эталонные условия

Эталонными называются условия, при которых эксплуатируется не улучшенная модель машины, прошедшая капитальный ремонт недавно или ей до этого осталось пройти 50% пробега. Климат в районе эксплуатации должен быть умеренный, окружающая среда — не агрессивная, а дорожное полотно — в нормальном состоянии. При этом на предприятии, где числится это авто, должны существовать условия для нормального текущего ремонта.

Если условия пользования автомобилем не являются эталонными (то есть не выполняется одно из вышеперечисленных условий), затраты на капитальный ремонт и обслуживание машины увеличиваются, а время её безотказной и долговечной работы уменьшается.

Для расчёта и корректировки этих условий существует ряд коэффициентов:

  • условия работы транспорта;
  • модель;
  • климат;
  • количество пройденных километров;
  • количество единиц авто на предприятии.

Оценка производительности автомобилей с учётом срока эксплуатации

Для того чтобы оценить производственную возможность машины, надо знать, какой износ у её механизмов. Износом называется комплекс различных факторов, которые влияют на стоимость авто из-за поломок, аварий и других проблем, возникающих в процессе эксплуатации.

Износ может быть:

  • физический;
  • моральный.

Моральный износ — это понижение цены, предлагаемой за конкретное авто, из-за применения более дешёвых материалов при его создании или выпуска более новой модели подобного транспорта.

Физическим называется износ, который произошёл из-за:

  • долговременной эксплуатации;
  • агрессивного природного влияния;
  • аварий;
  • неправильного ухода.

Важно! Формулы для подобных вычислений есть в интернете, но чтобы получить достоверные результаты, расчётами должен заниматься специалист.

Есть ряд методов, благодаря которым можно определить степень износа авто, — это расчёт:

  1. Поэлементного состояния авто.
  2. Отчисления амортизации.
  3. Экспертного состояния.
  4. Совокупностей возраста, уровня износа и проведённых ремонтов.
  5. Возраста и оставшихся ресурсных возможностей.

Видео: расчет износа автомобиля

Техническая эксплуатация машин — это наука, занимаясь которой можно с минимальными финансовыми потерями и трудовыми затратами использовать возможности транспортного отдела на любом предприятии.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения в организации эксплуатирующей транспорт

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона РФ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязаны:

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями БДД;
  • не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений;
  • соблюдать режим труда и отдыха водителей;
  • анализировать и устранять причины ДТП и нарушений ПДД;
  • организовывать медосмотры водителей и мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
  • обеспечивать техническую исправность транспорта;
  • обеспечивать исполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • осуществлять своевременное техническое обслуживание транспортных средств;
  • оснащать транспортные средства тахографами.

В связи с тем что организация всех вышеперечисленных мероприятий требует определенного уровня знаний, возникает вопрос — кто этим должен заниматься? Изначально, всю полноту ответственности за выполнение требований по обеспечению БДД в организации в первую очередь несет руководитель этой организации. Но если руководитель не компетентен в каких-либо вопросах, то эти полномочия он может передать подготовленному сотруднику организации, назначить его приказом ответственным за обеспечение БДД, определить его обязанности должностной инструкцией. В должностной инструкции сотрудника должны быть перечислены его обязанности как ответственного за БДД, перечислены его права и ответственность. И уже этот сотрудник, назначенный приказом, организовывает работу по обеспечению БДД. В случае если организация не является перевозчиком, то контролирующим органам не важно какую должность занимает сотрудник ответственный за обеспечение БДД, главное чтобы его ответственность была закреплена приказом, обязанности он выполнял в соответствии с утвержденной должностной инструкцией и чтобы его знания и умения соответствовали определенным критериям. В классическом виде эти обязанности могут быть распределены между следующими должностными лицами:

  • Начальник (руководитель) – выполняет функции по обеспечению БДД в организации (ответственный за БДД);
  • Механик (ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, контролер технического состояния ТС) – выполняет функции по контролю технического состояния автотранспорта, ежедневному выпуску на линию или в рейс;
  • Диспетчер – ведет путевую документацию, контроль соблюдения режима труда и отдыха.

В случае, если деятельность организации не связана с перевозкой пассажиров и грузов, и в зависимости от количества автомобилей и структуры организации, все эти функции могут быть возложены как на одного так и на нескольких сотрудников.

Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения в организации перевозчике

Эта информация касается организаций, родом деятельности которых, согласно уставных документов, является перевозка пассажиров или грузов, и организаций неперевозчиков но осуществляющих перемещение пассажиров и грузов для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны:

  • назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Если организация является перевозчиком то требования к специалисту ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, к его уровню знаний и умений, перечислены в Приказе Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать:

  • нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;
  • основы трудового законодательства;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
  • назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
  • правила технической эксплуатации транспортных средств;
  • методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
  • организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
  • порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь:

  • разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
  • анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;
  • осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;
  • разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;
  • организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;
  • информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
  • устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
  • контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров;
  • организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях;
  • контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей; организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;
  • организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Исходя из этих требований понятно что в организации занимающейся перевозкой пассажиров или грузов нельзя назначить ответственным за обеспечение БДД любого сотрудника организации. В соответствии с пунктом 16.3 приказа № 287 к специалисту ответственному за БДД предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
  • наличие диплома о высшем образовании по любому другому направлению подготовки и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
  • требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

С аттестацией всё понятно, её никто не отменял. Так же понятно что у ответственного за БДД обязательно должно быть высшее образование. Единственный нюанс это когда высшее образование не профильное. В этом случае требуется «дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения».

Контролер технического состояния автотранспортных средств

Контролер технического состояния автотранспортных средств должен знать:

  • нормативные акты по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;
  • нормативные акты в области безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте;
  • устройство, технические характеристики, конструктивные особенности, назначение и правила эксплуатации автотранспортных средств;
  • технические требования, предъявляемые к транспортным средствам;
  • основы транспортного и трудового законодательства;
  • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

Контролер технического состояния автотранспортных средств должен уметь:

  • контролировать техническое состояние автотранспортных средств.

Что касается образования и стажа работы то согласно пункта 14.3 приказа № 287 к контролёру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Опять же, если у контролёра образование не профильное, то требуется диплом о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств.

Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта

Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен знать:

  • основы транспортного и трудового законодательства;
  • нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;
  • порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;
  • схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • требования завода — изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;
  • графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • основы экономики, организации труда и производства;
  • расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;
  • маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;
  • правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта должен уметь:

  • организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;
  • принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);
  • инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
  • обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;
  • принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;
  • заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления;
  • рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;
  • выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;
  • составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
  • координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;
  • принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
  • проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;
  • обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;
  • осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;
  • организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.

В соответствии с пунктом 16.3 приказа № 287 к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессиям или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
  • требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Проанализировав требования ко всем перечисленным профессиям становится понятно что особые требования предъявляются к уровню образования специалистов в организациях занимающихся перевозочной деятельностью. Требование по аттестации предъявляются только к ответственному за обеспечение БДД. Повторюсь что эти требования касаются только перевозчиков. Требования к специалистам организаций неперевозчиков не изменились. Им, как и прежде, достаточно иметь удостоверение о прохождении курса в 82 часа.

В связи с этими изменениями появилась соответствующая статья 12.31.1. в КоАП РФ: «Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей».

Подведем краткий итог. Если в организации есть готовые специалисты соответствующие всем требованиям по уровню образования и прошедшие аттестацию, то обязательно необходимо что бы этот специалист был назначен приказом и что бы его обязанности были прописаны в его должностной инструкции. Примерные образцы этих документов можно найти в разделе «Документы БДД».

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту putevoji@list.ru, и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССАМ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

размер шрифта

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА (НАПОЛЬНЫЙ БЕЗРЕЛЬСОВЫЙ КОЛЕСНЫЙ ТРАНСПОРТ)-… Актуально в 2018 году

4.1. Организация управления эксплуатацией транспортных средств

4.1.1. Общее руководство организацией безопасной эксплуатации транспортных средств осуществляется работодателем или по его поручению, оформленному приказом по организации, главным инженером (техническим директором).

4.1.2. Ответственность за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств, надзор и контроль за использованием их по назначению должна возлагаться на одного из заместителей руководителя организации с подчинением ему транспортной службы организации.

4.1.3. Ответственность за содержание и обустройство дорог, проездов, переездов, площадок, проходов и т.д. на территории организации должна быть возложена на заместителя руководителя организации по социальным и бытовым вопросам и на архитектора (смотрителя) или на лицо, исполняющего в организации функции архитектора.

4.1.4. Транспортная служба организации (транспортный отдел совместно с транспортным цехом) должна:

а) в установленном порядке разрабатывать, утверждать и обеспечивать структурные подразделения и объекты производства работ с применением транспортных средств директивной и технической документацией (стандартами предприятия, положениями, инструкциями) по надлежащему техническому содержанию и безопасной эксплуатации транспортных средств;

б) разрабатывать маршруты для безопасного движения транспортных средств и работников по территории организации и в производственных корпусах, цехах, на участках и обеспечивать через соответствующие службы надлежащее обустройство и содержание этих маршрутов;

в) обеспечивать совместно со службой охраны труда, службой подготовки кадров обучение, проверку знаний по безопасности труда на транспорте и порядок допуска работников к выполнению работ.

4.1.5. Ответственность за безопасную эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств следует возлагать:

а) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация всех видов транспортных средств осуществляется централизованно, т.е. силами только транспортных цехов, — на руководителей транспортных цехов;

б) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация транспортных средств осуществляется децентрализованно или имеет смешанную структуру, — на руководителей цехов, отделов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства.

В этом случае структурные подразделения свои транспортные средства должны представлять на ежегодный технический осмотр в транспортный цех в соответствии с утвержденным в организации графиком.

4.1.6. Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, обеспечивают:

а) организацию содержания транспортных средств и выпуск их на линию в технически исправном состоянии и укомплектованными в соответствии с требованиями раздела Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации <*> (медицинской аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами, запасным колесом, буксирным тросом), что должно подтверждаться подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск транспортного средства на линию;

б) проведение инструктажа, обучение и проверку знаний работников по охране и безопасности труда согласно требованиям п. 1.3 ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»;

в) допуск к управлению транспортными средствами водителей, прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение, медицинское освидетельствование и имеющих соответствующие удостоверения на право управления транспортными средствами соответствующей категории, что должно подтверждаться выдачей водителю путевого листа;

г) отстранение от управления транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории;

д) проведение постоянного надзора и контроля за соблюдением правил технической эксплуатации и ремонта транспортных средств, за стоянием условий и охраны труда с устранением выявленных нарушений и отклонений;

е) контроль за выполнением работниками инструкций по охране и безопасности труда.

<*> Утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531).

4.1.7. Работодатель обеспечивает в установленном порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасной эксплуатации транспортных средств, в региональных или иных аттестационных комиссиях органов государственного управления на транспорте:

а) работников, ответственных за техническое состояние транспортных средств;

б) работников, ответственных за безопасную эксплуатацию транспортных средств;

в) работников, замещающих ответственных за техническое состояние или безопасную эксплуатацию транспортных средств, на время их отпуска, командировки, болезни и в других случаях.

4.1.8. Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, разрабатывают в установленном порядке и выдают работникам, обеспечивающим эксплуатацию транспортных средств, должностные инструкции, регламентирующие их обязанности, права и ответственность.

4.1.9. Работники транспортных организаций, ответственные за техническое состояние транспортных средств и за их безопасную эксплуатацию, не реже одного раза в пять лет проходят обучение и аттестацию, как правило, в учебных заведениях системы Минтранса России <*>.

<*> Пункт 3 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 г. N 13/11. (Зарегистрировано в Минюсте России 18 апреля 1994 г. Регистрационный N 548).

Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, хранится в его личном деле.

4.1.10. Выполнение обязанностей ответственного за безопасную эксплуатацию транспортных средств и ответственного за техническое состояние транспортных средств в структурных подразделениях, имеющих небольшое количество транспортных средств, может быть возложено на одного работника.

4.1.11. При небольших объемах работ по транспортному обслуживанию ответственность за безопасную эксплуатацию транспортных средств и за техническое состояние транспортных средств может возлагаться на начальников смен, участков.

4.1.12. Работник, ответственный за техническое состояние транспортных средств:

а) выдает водителям и принимает от водителей ключи (ключ — марку) от транспортных средств, проверяет наличие у водителей удостоверения на право управления транспортным средством данной категории <*>, путевого листа по общеустановленной форме для всех типов транспортных средств, кроме электротранспорта <**>;

б) производит регистрацию технического состояния выпускаемых на линию транспортных средств в специальном журнале <***>;

<*> Приложение 5.

<**> Приложение 6.

<***> Приложение 7.

в) разрабатывает графики профилактических осмотров и технического обслуживания транспортных средств, организует и контролирует их выполнение;

г) проверяет (совместно с водителем) техническое состояние выпускаемого на линию (возвращающегося с линии) транспортного средства, обращая особое внимание на внешний вид, исправность рулевого управления и тормозной системы, приборов освещения, указателей поворота, звукового сигнала;

д) обеспечивает подготовку транспортных средств к техническому осмотру и их представление на технический осмотр. Транспортные средства, не прошедшие технический осмотр в определенные сроки, считаются неисправными и их эксплуатация не допускается. Эксплуатация таких транспортных средств может быть возобновлена после прохождения техническою осмотра <*>;

е) требует от ремонтных служб организации своевременного и качественного выполнения ремонтно — профилактических работ транспортных средств.

<*> В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873).

4.1.13. Работник, ответственный за безопасную эксплуатацию транспортных средств:

а) оформляет и выдает выезжающим на линию водителям и принимает от водителей по возвращении с линии путевые листы с регистрацией в журнале учета выдачи путевых листов <*>;

б) осуществляет контроль за соблюдением правил технической эксплуатации транспортных средств;

в) обеспечивает проведение ежеквартального инструктажа водителей транспортных средств по охране труда и безопасности дорожного движения с регистрацией в журнале проведения инструктажа;

г) проверяет у водителей транспортных средств при выдаче путевого листа наличие удостоверения на право управления транспортным средством данной категории и не допускает к управлению транспортным средством водителей, не имеющих соответствующего удостоверения.

При этом:

водитель транспортного средства, зарегистрированного в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения и имеющего государственный регистрационный знак, должен иметь удостоверение, выданное органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения;

водитель транспортного средства, зарегистрированного в организации и имеющего регистрационный знак организации, может иметь удостоверение на право вождения промышленного транспортного средства организации, выданное экзаменационной комиссией организации и не дающее ему права выезда за пределы территории организации;

д) производит учет дорожно — транспортных происшествий;

е) разрабатывает и выдает водителям памятку водителя транспортного средства <**>.

<*> Приложение 8.

<**> Приложение 9.

4.1.14. В организации создается Служба безопасности движения <*> с возложением на нее контрольных функций и организации повышения профессиональной подготовки водителей транспортных средств.

<*> Приложение 10.

4.1.15. Работников Службы безопасности движения не рекомендуется включать в штаты транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, или подчинять руководителям этих структурных подразделений.

4.1.16. Служба безопасности движения организации может быть самостоятельным структурным подразделением с подчинением заместителю руководителя организации, ответственному за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств, или входить в состав транспортного отдела.

4.1.17. В организациях с незначительным объемом транспортных работ для выполнения функций Службы безопасности движения может быть назначен инженер по безопасности движения, или эти обязанности могут быть возложены на работника соответствующей квалификации по совмещению с другими обязанностями.

4.1.18. Работникам, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств, не разрешается:

а) выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, при которых в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации запрещается их эксплуатация;

б) допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортными средствами данной категории;

в) направлять для движения по дорогам с асфальтовым или цементо — бетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.

4.2. Организация безопасного движения транспортных средств

4.2.1. Под организацией безопасного движения транспортных средств следует понимать комплекс мероприятий, направленных на предупреждение причин возникновения дорожно — транспортных происшествий в процессе перемещения грузов транспортными средствами на территории организации.

4.2.2. Движение транспортных потоков на территории организации должно осуществляться в соответствии с утверждаемой руководителем организации Схемой движения транспортных средств, устанавливаемой на щитах на видных местах: у въездных ворот, в транспортом цехе, на магистральных развязках и в других местах интенсивного движения транспортных средств.

В этих же местах следует устанавливать знаки, организующие в нужном режиме движение транспорта и работников.

4.2.3. Схема движения транспортных средств, дорожная разметка, дорожные знаки, светофорное регулирование должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 10807-78* «Знаки дорожные. Общие технические условия», ГОСТ 13508-74* «Разметка дорожная», ГОСТ 23457-86* «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения» и Правил дорожного движения Российской Федерации <*>.

<*> Утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531).

4.2.4. Транспортирование по территории организации негабаритных грузов, ширина которых более 2,5 м, высота более 3,8 м, а также грузов, перевозка которых не согласуется с установленными дорожными знаками, допускается по письменному разрешению Службы безопасности движения организации и под руководством работника, ответственного за перевозку этого груза.

4.2.5. Для обслуживания основных технологических потоков между корпусами, цехами, участками в организации должны быть разработаны маршруты движения транспортных средств, которые должны быть внесены в Схему движения транспортных средств.

4.2.6. Скорость движения транспортных средств по территории организации, в производственных и других помещениях устанавливается администрацией в зависимости от конкретных условий (интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза и др.) и в общем случае не должна превышать 10 км/ч по территории, 5 км/ч в производственных и других помещениях.

4.2.7. Скорость движения транспортных средств на поворотах, при въезде и выезде из ворот, при выезде из-за угла здания, при переезде через железнодорожные пути, на перекрестках, в местах интенсивного движения работников, при движении задним ходом не должна превышать 3 км/ч.

4.2.8. Стоянка в помещении транспортного средства с работающим двигателем внутреннего сгорания не допускается.

При прекращении движения двигатель транспортного средства должен быть заглушен и запущен вновь непосредственно перед началом движения.

4.2.9. При ограниченном обзоре или в стесненных условиях движение транспортного средства должно осуществляться по командам работника, находящегося вне транспортного средства и визуально наблюдающего за обстановкой в зоне движения или маневра транспортного средства.

4.2.10. Техническое состояние транспортных средств, находящихся в эксплуатации, должно соответствовать требованиям ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки». Транспортные средства должны использоваться в соответствии с их назначением и областью применения.

4.2.11. Каждое транспортное средство в организации должно быть закреплено за конкретным водителем.

4.2.12. Водитель транспортного средства во время работы на территории организации должен иметь при себе удостоверение на право управления транспортным средством, документы на перевозимый груз и путевой лист, которые он обязан предъявлять по требованию работников Службы безопасности движения организации.

4.2.13. Перевозка людей транспортными средствами, не оборудованными соответствующим образом, не допускается. Проезд разрешается только сопровождающему груз работнику при условии, что для него оборудовано место для сидения, расположенное ниже уровня борта не менее чем на 300 мм.

4.2.14. Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, оборудованный для перевозки людей, водитель обязан проинструктировать пассажиров о требованиях безопасности при движении, о порядке посадки и высадки пассажиров, о способах подачи сигналов водителю в случае необходимости.

4.2.15. Перед выездом водитель должен быть проинформирован непосредственным руководителем об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

4.2.16. При направлении в рейс двух и более транспортных средств среди водителей должен быть назначен старший, отвечающий в рейсе за соблюдение правил дорожного движения и охраны труда.

4.2.17. При сменной передаче техническое состояние транспортного средства проверяется механиком (мастером) или другим лицом, ответственным за выпуск транспортного средства на линию, совместно с водителями (закончившим смену и приступающим к работе). Исправность транспортного средства подтверждается соответствующей записью в журнале и путевом листе с указанием времени передачи транспортного средства.

4.2.18. При работе на автопоезде сцепка автопоезда, как правило, должна производиться сцепщиком под руководством работника, координирующего подачу водителем автомобиля для сцепки с прицепом (прицепами) и работу сцепщика. В исключительных случаях допускается сцепку выполнять водителю при условии, что он твердо освоил операции безопасной сцепки автопоезда. Сцепка и расцепка должны производиться на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. Продольная ось тягача и продольная ось прицепа при этом должны располагаться на одной прямой.

4.2.19. Перевозка людей на безбортовых платформах, на грузе (размещенном выше или на уровне бортов, на длинномерном грузе или рядом с ним), на цистернах, прицепах, полуприцепах, в кузовах самосвалов, специализированных транспортных средств (рефрижераторах и др.), а также перевозка людей в кабине, салоне сверх количества, указанного в паспорте на данное транспортное средство, не допускается.

4.2.20. Не допускается движение транспортного средства при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, бортах транспортного средства.

4.2.21. Места разгрузки транспортных средств (самосвалов) у траншей, силосных ям, откосов, оврагов и т.п. должны оборудоваться колесоотбойными брусами.

Если колесоотбойный брус не устанавливается, то минимальное расстояние подъезда к откосу для разгрузки должно быть в письменной форме под роспись в задании (наряде) на производство работ доведено до водителя как обязательное для исполнения требование или работы должны производиться под руководством специально выделенного работника.

4.2.22. В местах заправки транспортных средств топливом запрещается: курить и пользоваться открытым огнем; производить ремонтные и регулировочные работы на транспортом средстве; производить заправку транспортного средства при работающем двигателе; допускать перелив или пролив топлива.

4.2.23. В зимнее время запрещается выпускать на линию транспортные средства с неисправным устройством для обогрева кабины, а также перевозить людей (грузчиков и работников, сопровождающих груз, и др.) в открытом кузове.

4.2.24. Транспортные средства с двигателем, работающем на газовом топливе, должны подвергаться тщательному осмотру при выпуске на линию и по возвращении с линии для проверки герметичности и исправности газовой аппаратуры.

Устранение неисправностей газовой аппаратуры должно производиться на посту ремонта и регулировки газовой аппаратуры или в специальной мастерской.

4.3. Требования безопасности при эксплуатации транспортных средств

4.3.1. Перед пуском двигателя транспортного средства необходимо убедиться в том, что транспортное средство заторможено стояночным тормозом, рычаг переключения передач (контроллер) находится в нейтральном положении, транспортное средство отключено от системы подогрева (если таковая имеется) и пуск двигателя не создаст опасности для работников, находящихся у транспортного средства.

4.3.2. Пуск двигателя транспортного средства производится поворотом ключа замка зажигания, ключ — марки или другого штатного устройства пуска двигателя.

4.3.3. Использование пусковой рукоятки для пуска двигателя транспортного средства разрешается в исключительных случаях, при этом: пусковая рукоятка должна поворачиваться снизу вверх; пусковую рукоятку нельзя брать в обхват. Рекомендуется для ручного пуска установить позднее зажигание.

4.3.4. Покидая кабину транспортного средства, водитель обязан принять меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства (выключить зажигание, подачу топлива, установить рычаг переключения передач (контроллер) в нейтральное положение, затормозить транспортное средство стояночным тормозом, а на уклоне, кроме того, поставить под колеса транспортного средства специальные упоры), и убедиться в личной безопасности, выходя на проезжую часть дороги.

4.3.5. При подъеме транспортного средства домкратом под домкрат устанавливается прочная подкладка достаточных размеров, обеспечивающая его устойчивость и исключающая проседание домкрата. Под неподнимаемые колеса транспортного средства должны быть установлены упоры (башмаки).

4.3.6. При вынужденной остановке транспортное средство должно быть отведено на обочину или на край проезжей части дороги и на расстоянии 15 — 30 м позади него должен быть выставлен знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

4.3.7. Водителю транспортного средства не разрешается:

а) подавать транспортное средство на погрузочно — разгрузочную эстакаду, не оборудованную ограждениями или колесоотбойным брусом;

б) осуществлять движение транспортного средства (автомобиля — самосвала) с поднятым кузовом;

в) допускать к ремонту транспортного средства посторонних лиц (грузчиков и других лиц);

г) выполнять какие-либо работы под транспортным средством, поднятом только домкратом без установки под транспортное средство козелков;

д) использовать в качестве подставки под поднятое транспортное средство, а также в качестве подкладок под домкрат случайные предметы (камни, кирпичи и т.п.);

е) осуществлять подачу бензина в карбюратор при неисправной топливной системе непосредственно из емкости шлангом или другим аналогичным способом;

ж) применять легковоспламеняющиеся жидкости для мойки двигателя, узлов и деталей транспортного средства;

з) курить и пользоваться открытым огнем в непосредственной близости от приборов системы питания бензинового двигателя транспортного средства или двигателя транспортного средства, работающего на газовом топливе.

4.3.8. При подкачке шин колес, снятых с транспортного средства, необходимо установить в окно диска колеса предохранительную вилку, колесо укладывать замочным кольцом вниз.

4.3.9. При движении на поворотах водитель автомобиля — цистерны, емкость которой заполнена менее чем на 75% объема, обязан для исключения опрокидывания снизить скорость транспортного средства до минимального значения, обеспечивающего безопасное прохождение поворота.

4.3.10. Перед подачей транспортного средства назад водитель должен убедиться в том, что этому маневру ничто и никто не препятствует. В условиях ограниченной обзорности и (или) плохой видимости водитель транспортного средства для выполнения маневра должен прибегнуть к помощи другого работника, находящегося вне транспортного средства.

4.3.11. При остановке или стоянке транспортного средства в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.

4.3.12. Буксировка неисправного транспортного средства должна осуществляться в соответствии с требованиями раздела 20 Правил дорожного движения Российской Федерации <*>.

<*> Утверждены Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531).

4.3.13. В зимнее время года при устранении неисправностей, при заправке транспортного средства топливом водитель должен работать в рукавицах. Для подогрева двигателя и других агрегатов и систем транспортного средства не допускается пользование открытым огнем.

4.3.14. Пробку радиатора на горячем двигателе транспортного средства необходимо отворачивать осторожно, не допуская интенсивного прорыва пара. Эта операция должна выполняться в рукавицах или с использованием ветоши.

4.3.15. При обнаружении утечки газа на транспортном средстве, двигатель которого работает на газовом топливе, водитель обязан немедленно остановить двигатель, закрыть все вентили и принять меры к устранению неисправности.

4.3.16. При длительной стоянке транспортного средства с двигателем, работающем на газовом топливе, расходные вентили системы питания должны быть закрыты, а оставшийся в топливной магистрали газ должен быть выработан до остановки двигателя, после чего должно быть выключено зажигание, выключена кнопка массы и закрыт магистральный вентиль.

Во избежание гидравлического удара открытие вентилей газовой системы питания (магистрального и расходных) должно производиться медленно.

4.3.17. При завершении заправки баллонов транспортного средства, двигатель которого работает на газовом топливе (при наполнении баллонов газом), сначала необходимо закрыть вентиль на заправочной колонке, затем наполнительный вентиль системы питания на транспортном средстве.

Отсоединение газонаполнительного шланга от баллонов, установленных на транспортном средстве, должно производиться после закрытия обоих вентилей.

4.3.18. Работа двигателя транспортного средства на смеси двух топлив (бензина и газа) не допускается.

4.3.19. Перед въездом погрузчика в автофургон, автоприцеп водитель погрузчика должен убедиться в том, что автофургон (автоприцеп) заторможен, под колеса подложены упоры и любое перемещение автофургона (прицепа) исключено. Для автоприцепа, не сцепленного с тягачом, может оказаться необходимым применение опорных стоек для исключения возможного опрокидывания автоприцепа.

4.3.20. При захвате груза на вилы погрузчика необходимо обеспечить его устойчивое положение для перемещения. Обрабатывая груз, центр тяжести которого водителю не представляется возможным определить, погрузчик должен маневрировать с предельной осторожностью, для чего необходимо:

а) установить ширину вил соответственно ширине груза;

б) подвести вилы под груз настолько глубоко, насколько возможно;

в) поднять вилы на высоту, достаточную для перемещения груза;

г) наклонить вилы назад настолько, чтобы стабилизировать груз на вилах.

4.3.21. При движении погрузчика его грузоподъемное устройство должно быть отклонено назад, а захватное устройство должно обеспечивать высоту подъема груза от уровня дорожного полотна не менее величины дорожного просвета погрузчика и не более 0,5 м для погрузчиков на колесах с пневматическими шинами и 0,25 м для погрузчиков на колесах с грузовыми шинами.

4.3.22. При движении погрузчика с грузом запрещается резко тормозить, изменять наклон грузоподъемного устройства, опускать или поднимать груз.

4.3.23. Перемещение погрузчиком крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, необходимо производить в сопровождении сигнальщика.

4.3.24. При штабелировании грузов погрузчик к штабелю должен приближаться медленно на необходимое расстояние, грузоподъемник с грузом приводится примерно в вертикальное положение и груз поднимается вверх несколько выше штабеля, затем погрузчик или выдвижные вилы погрузчика подаются вперед и груз укладывается на место, опуская вилы. После того как водитель убедится в том, что груз хорошо уложен на свое место в штабеле, вилы отводятся и опускаются в транспортное положение и погрузчик отъезжает от штабеля.

4.3.25. При снятии груза со штабеля погрузчик необходимо остановить в 0,3 м от штабеля, подвести вилы погрузчика под нужный груз, следя за тем, чтобы центр тяжести груза располагался посередине грузозахватного приспособления, приподнять груз, подать вилы или погрузчик назад, привести груз в транспортное положение и убедившись, что путь для движения свободен, произвести перемещение груза.

4.3.26. Перевозка людей на погрузчике или электрокаре запрещается кроме случая, когда в их конструкции и в технической документации завода — изготовителя предусмотрено и оборудовано дополнительное посадочное место.

4.3.27. Перевозка легковоспламеняющихся жидкостей, кислот, щелочей транспортными средствами с электрическим приводом, аккумуляторные батареи которых располагаются под грузовой платформой, не допускается.

4.3.28. Подведение подъемной платформы электрокара (при работе на электрокаре с подъемной платформой) под груз следует производить до упора, избегая при этом ударов.

4.3.29. Горячие грузы (температура выше 70 град. C) должны перевозиться на транспортных средствах, оборудованных металлическим кузовом.

4.3.30. Пылящие грузы должны перевозиться на бортовых транспортных средствах с уплотненными кузовами и с соблюдением мер, исключающих их распыление при движении.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *