Статья 16. Права сотрудника таможенного органа

1. Сотрудник таможенного органа имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой в таможенном органе должности, критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) посещение для исполнения должностных обязанностей организаций независимо от форм собственности;

4) принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с его должностными обязанностями;

5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе;

6) продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;

7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт 8 пункта 1 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

См. текст подпункта в предыдущей редакции

8) дополнительное профессиональное образование за счет средств, предусмотренных на содержание Федеральной таможенной службы;

9) пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет;

10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11) объединение в профессиональные союзы;

12) участие в собраниях сотрудников таможенных органов;

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ в подпункт 13 пункта 1 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

13) применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Права и обязанности сотрудников таможенных органов

Права сотрудников таможенных органов — это специальные служебные права, предоставленные им для успешного осуществления служебной деятельности. Права, предоставленные государственным служащим Федеральным законом «Об основах государственной службы в РФ», принадлежат на общих основаниях и сотрудникам таможенных органов. Некоторые права сотрудников таможенных органов предусмотрены в ТК РФ. В обобщенном виде права сотрудника таможенного органа закреплены в ст. 16 Федерального закона «О службе в таможенных органах». Конкретные служебные права сотрудника таможенных органов определяются должностной инструкцией.

Сотрудники таможенных органов имеют следующие права, относящиеся к существу служебной деятельности:

• право на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности сотрудника по занимаемой в таможенном органе должности;

право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

• право посещения в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей организации независимо от форм собственности;

• право на принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с должностными обязанностями;

• право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенных органах;

• право на продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;

• право на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание ФТСРФ.

Обязанности сотрудников таможенных органов — это установленные правовыми актами для обязательного постоянного исполнения функции и правомочия по занимаемой должности. Сотрудник таможенных органов выполняет свои обязанности в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством, присягой и контрактом. При исполнении служебных обязанностей сотрудник таможенных органов находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность.

Общеслужебные обязанности сотрудников таможенных органов, как и государственных служащих других государственных органов, закреплены в Федеральном законе «Об основах государственной службы в РФ». Общие обязанности сотрудника таможенного органа закреплены в ст. 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах»:

• обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных законов — непреклонное требование, предъявляемое ко всем государственным служащим;

• обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; j

• исполнять приказы, распоряжения, указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей;

• соблюдать правила внутреннего распорядка в таможенном органе;

поддерживать уровень квалификации;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.

Ответственность должностных лиц таможенных органов

За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей, в соответствии с гражданским и бюджетным законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом и иными федеральными законами. При проведении таможенного контроля не допускается причинение вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Взаимодействие таможенных органов с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, на основе специально разрабатываемых совместных технологических схем государственного контроля.

Также, в рамках таможенного законодательства, таможенные органы осуществляют взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности, уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, таможенными перевозчиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

Взаимодействие ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями осуществляется в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач и повышения эффективности выполнения ими своих функций. Одной из форм взаимодействия является заключение соглашений о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями (порядок заключения вышеуказанных соглашений определяется Приказом ФТС России от 30 сентября 2011 г. № 1981 «Об утверждении Регламента организации работ по соглашениям о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями»).

Региональные таможенные управления (РТУ) взаимодействует с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами. Таможня и таможенный пост осуществляют свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, физическими и юридическими лицами.

Взаимодействие налоговых и таможенных органов направлено на повышение эффективности администрирования в установленных сферах деятельности путем совершенствования информационного обмена и организации оперативного взаимодействия при проведении налоговых и таможенных проверок, в том числе при проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Также таможенные органы взаимодействуют с Федеральной службой судебных приставов при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов (Приказ ФТС России от 23 апреля 2008 г. № 474).

Следователи территориальных и транспортных прокуратур взаимодействуют с таможенными органами и пограничными контрольно-пропускными пунктами в следующих формах: взаимная информация о фактах контрабанды, примененных преступниками новых способах сокрытия товаров от таможенного контроля, проведение совместных действий но пресечению преступной деятельности контрабандистов, выполнение поручений и запросов следователя как внутри страны, так и за ее пределами.

Таможенные органы взаимодействуют с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзором), Пограничной службой ФСБ России и др.

Таможенные органы вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции. Так, на таможенные органы с 2011 г. возложены функции по проведению транспортного контроля, осуществлению санитарнокарантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора. Теперь товары, на которые имеются все необходимые документы и не требуется дополнительной проверки и досмотра, будут ввозиться, минуя процедуры проверки со стороны Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Должностные лица таможенных органов, которым этими ведомствами передаются образцы всех необходимых штампов и сведения из разрешительных документов, смогут сами выдавать разрешение на ввоз по результатам проведенного ими самостоятельно документального контроля.

При выявлении нарушения законодательства таможенные органы обязаны в установленном порядке передать информацию соответствующим государственным органам. Например, при необходимости конфискации предмета или орудия совершения административного расследования дело передается в районный суд. А дела по нарушениям таможенных правил, квалифицируемые по составам, указанным в ч. ч. 1,2 ст. 23.1 КоАП РФ, совершенные военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Правомочия таможенных органов при осуществлении таможенного контроля

В соответствии с таможенным законодательством таможенный контроль производится исключительно таможенными органами. Ст. 95 ТК ТС

Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями (УДЛ таможенных органов).

Таможенные органы при выполнении возложенных на них функций по осуществлению таможенного контроля обладают законодательно установленными полномочиями, в том числе:

  • — принимают меры, предусмотренные таможенным законодательством, в целях его соблюдения;
  • — запрашивают документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, а также устанавливают срок их представления, который должен быть достаточным для представления требуемых документов и сведений;
  • — при проведении выездной проверки получают доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированной системы проверяемого лица;

— проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

  • — требуют от физических и юридических лиц подтверждение полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;
  • — принимают решения о назначении таможенной экспертизы в случае необходимости специальных познаний для возникающих при проведении проверки разъяснений;
  • — проводят инвентаризацию товаров при проведении выездной таможенной проверки;
  • — изымают товары и документы, накладывают арест на товары при наличии законодательно установленных оснований при проведении выездной таможенной проверки;
  • — осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено законодательством государства-члена к ведению таможенных органов, выявляют и устанавливают лица, их подготавливающие и совершающие, а также обеспечивают собственную безопасность;
  • — получают от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций;
  • — предъявляют в арбитражные суды иски и заявления о принудительном взыскании на товары в счет уплаты таможенных пошлин и налогов, а также об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин и налогов;
  • — устанавливают и поддерживают официальные отношения консультативного характера с участниками ВЭД и иными лицами, работающими в околотаможенной сфере (таможенными представителями, перевозчиками, владельцами СВХ, уполномоченными экономическими операторами и др.) и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного контроля.

Если, при реализации определенных форм таможенного контроля, возникает необходимость в содействии таможенным органам, то, для участия в конкретных действиях (например, при применении технических средств таможенного контроля) может быть привлечен на договорной основе не заинтересованный в результатах контроля специалист Ст.102 ТК ТС.

Оплата услуг такого специалиста производится либо за счет средств лица, в отношении которого, или товаров которого, проводятся контрольные действия в случае обнаружения нарушений таможенного законодательства, либо за счет бюджетных средств государства, таможенный орган которого проводил этот контроль. таможенный риск контроль экспорт

Товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, подлежат идентификации таможенными органами.

Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков и пр.

Порядок применения и изготовления средств идентификации, а также их стандарт устанавливаются законодательством государств-членов Таможенного союза.

В качестве средств идентификации для таможенных целей признаются пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные и таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.

Средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. В последнем случае таможенному органу необходимо незамедлительно сообщить об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

Решением КТС установлена форма акта об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом. Решение КТС от 18.09.2010 № 260

Для проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенное законодательство Таможенного союза разрешает государствам-членам устанавливать максимальный срок его проведения в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, но рекомендует ограничиться тремя годами. Ст.99 ТК ТС Таможенное же законодательство России устанавливает срок осуществления таможенного контроля после выпуска товаров — три года. Ст.164 ФЗ № 311-ФЗ

Права и обязанности сотрудников таможенных органов

Принятие таможенными органами и их должностными лицами решений, совершение ими действий осуществляются в пределах их компетенции и в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации.

Соблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, осуществлении ими действий (бездействии) обеспечивается правом обжалования, прокурорским надзором, а также ведомственным контролем деятельности таможенных органов, в том числе контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и вышестоящих должностных лиц таможенных органов.

Обязанности:

  • 1. При исполнении должностных обязанностей должностные лица таможенных органов обязаны:
  • 1) соблюдать права и законные интересы граждан, участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
  • 2) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
  • 3) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, установленные для федерального государственного гражданского служащего или сотрудника таможенного органа.
  • 2. Исполнение должностных обязанностей должностным лицом таможенного органа осуществляется в соответствии с его должностным регламентом. Должностной регламент утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе Российской Федерации.
  • 3. Должностное лицо таможенного органа не вправе исполнять данное ему поручение (приказ, распоряжение), не соответствующее таможенному законодательству Таможенного союза и (или) законодательству Российской Федерации. При получении такого поручения указанное должностное лицо должно представить в письменной форме обоснование несоответствия данного поручения (приказа, распоряжения) положениям таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при его исполнении, и получить от руководителя подтверждение данного поручения (приказа, распоряжения) в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме должностное лицо таможенного органа обязано отказаться от его исполнения.
  • 4. В случае исполнения должностным лицом таможенного органа поручения (приказа, распоряжения), не соответствующего таможенному законодательству Таможенного союза и (или) законодательству Российской Федерации, должностное лицо и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 13. Правоограничения и ответственность сотрудников таможенных органов

Правоограничения сотрудников таможенных органов — это установленные законом запреты на осуществление несовместимых со статусом сотрудника таможенных органов действий или состояний. Перечень ограничений прав сотрудника таможенных органов установлен в Федеральном Законе РФ от 21.07.97 г. “О службе в таможенных органах Российской Федерации”.

Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью означает невозможность одновременно занимать другую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях и организациях, быть депутатом представительных органов в субъектах РФ, органов местного самоуправления. Сотрудникам таможенных органов разрешено заниматься оплачиваемой педагогической, научной и иной творческой деятельностью.

За добросовестное исполнение должностных обязанностей к сотрудникам таможенных органов могут применяться такие поощрения, как благодарность; премирование; награждение ценным подарком; награждение Почетной грамотой Государственного таможенного комитета Российской Федерации; награждение нагрудными знаками “Почетный таможенник России”, “Отличник таможенной службы”; досрочное присвоение очередного специального звания; награждение именным оружием; присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности; досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Сотрудники таможенных органов могут быть представлены председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации к государственным наградам Российской Федерации, почетным званиям Российской Федерации.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

  • — замечание;
  • — выговор;
  • — строгий выговор;
  • — предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
  • — увольнение из таможенных органов.

7.2. Категории лиц, работающих (служащих) в таможенной системе Российской Федерации

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий таможенных органов лицами, находящимися на должностях государственной службы в таможенных органах.

Личный состав таможенных органов РФ представлен тремя категориями лиц, к числу которых относятся (рис. 7.3):

— федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов;

  • — сотрудники таможенных органов;
  • — работники бюджетной сферы.

Рис. 7.3. Виды государственной службы в таможенных органах

Из трех категорий лиц личного состава государственную службу в таможенных органах РФ проходят лишь две категории: государственные гражданские служащие и сотрудники таможенных органов.

1. Федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов представляют государственную гражданскую службу РФ. Лиц, имеющих статус федеральных государственных гражданских служащих, в таможенных органах более половины. На сентябрь 2012 г. их штатная численность составляла 44 552 единицы или 58,5% от общей численности личного состава таможенных органов. Служащие гражданской службы реализуют, прежде всего, контрольно-надзорную функцию таможенных органов, которая выражается в проверке соответствия подконтрольного объекта правилам, установленным законодательством РФ о таможенном деле. Федеральные государственные гражданские служащие проходят службу в таких структурных подразделениях таможенных органов, как отделы таможенных операций и таможенного контроля, валютного контроля, контроля за уплатой таможенных платежей, таможенной статистики и др. Правовые основы профессиональной деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». На них распространяется общеправовой режим регулирования в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, без особенностей и изъятий.

Правовой статус федерального государственного гражданского служащего таможенных органов определен в гл. 3 Федерального закона № 79-ФЗ. Гражданский служащий — это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. Гражданским служащим присваиваются классные чины.

Гражданский служащий имеет право на:

  • 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  • 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  • 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом;
  • 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  • 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  • 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  • 9) защиту сведений о гражданском служащем;
  • 10) должностной рост на конкурсной основе;
  • 11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;
  • 12) членство в профессиональном союзе;
  • 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;
  • 14) проведение по его заявлению служебной проверки;
  • 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
  • 16) медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ;
  • 17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
  • 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом;
  • 19) выполнение с предварительного уведомления представителя нанимателя иной оплачиваемой работы, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Гражданский служащий обязан:

  • 1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;
  • 2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • 3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
  • 4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • 5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  • 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • 9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
  • 10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;
  • 11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами;
  • 12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта;
  • 13) указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента РФ;
  • 14) не исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами;
  • 15) проходить обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
  • 2. Сотрудники таможенных органов представляют правоохранительную службу РФ. На сентябрь 2012 г. штатная численность сотрудников таможенных органов составляла 19 753 единицы или 24,2% от общей численности личного состава таможенных органов. Сотрудники таможенных органов выполняют правоохранительную функцию таможенных органов. Они в основном проходят службу в структурных подразделениях, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, административными расследованиями, силовым обеспечением.

В рамках осуществления правоохранительной деятельности таможенные органы выполняют следующие функции: проводят неотложные следственные действия по отдельным экономическим преступлениям в области таможенного дела (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ); рассматривают дела об административных правонарушениях — нарушениях таможенных правил (ст. 23.8 КоАП РФ). Кроме того, в числе мер административного принуждения в отношении виновных лиц они могут осуществлять доставление (п. 10 ст. 27.2 КоАП РФ) и административное задержание (п. 6 ст. 27.3 КоАП РФ). Правовые основы профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов определены Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Правовой статус сотрудника таможенных органов определен в ст. 3, 16, 17 Федерального закона № 114-ФЗ. Сотрудники таможенных органов — это граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания.

Сотрудник таможенного органа имеет право на:

  • 1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой в таможенном органе должности, критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
  • 2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • 3) посещение для исполнения должностных обязанностей организаций независимо от форм собственности;
  • 4) принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с его должностными обязанностями;
  • 5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе;
  • 6) продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;
  • 7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
  • 8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание ФТС России;
  • 9) пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет;
  • 10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
  • 11) объединение в профессиональные союзы;
  • 12) участие в собраниях сотрудников таможенных органов;
  • 13) применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных законодательством РФ о таможенном деле;
  • 14) иные права в соответствии с законодательством РФ.

Сотрудник таможенного органа обязан’.

  • 1) обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;
  • 2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  • 3) выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;
  • 4) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
  • 5) соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;
  • 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
  • 7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;
  • 8) пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательством РФ.

Сравнение прав и обязанностей федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов позволяет говорить о сходстве между ними по большинству позиций. Это объясняется их принадлежностью к единому социально-правовому институту — государственной службе. Вместе с тем можно наблюдать отличия. Например, в отличие от федеральных государственных гражданских служащих сотрудники таможенных органов имеют право на применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных законодательством РФ о таможенном деле. Кроме того, сотрудники таможенных органов могут ознакомиться с материалами своего личного дела лишь до внесения их в личное дело, в то время как федеральные государственные гражданские служащие имеют право на ознакомление с документами как до внесения их в личное дело, так и с материалами личного дела. Различия между правовыми статусами двух категорий государственных служащих таможенных органов объясняются их принадлежностью к различным видам государственной службы с различным целевым предназначением.

Что касается третьей категории лиц личного состава таможенных органов РФ — работников бюджетной сферы, то они не проходят государственную службу и состоят не в служебных, а в трудовых отношениях в таможенных органах РФ. На сентябрь 2012 г. штатная численность работников таможенных органов составляла 12 496 единиц или 17,3% от общей численности личного состава таможенных органов. Работники бюджетной сферы — это главным образом обеспечивающий персонал таможенных органов (водители автотранспорта, административно-хозяйственный персонал). Они включаются в личный состав таможенных органов в целях обслуживания деятельности федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов, технического обеспечения деятельности таможенных органов. Включение данной категории лиц в личный состав таможенных органов РФ определено ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Регулирование трудовых отношений с работниками таможенных органов и их профессиональной деятельности осуществляется законодательством РФ о труде (Трудовым кодексом РФ и иными законами).

Таким образом, специфика таможенной службы заключается также в том, что она сочетает в себе два вида государственной службы — гражданскую и правоохранительную. Гражданскую службу проходят федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов, а правоохранительную — сотрудники таможенных органов. Возможность образования в одном государственном органе нескольких видов государственной службы предусмотрена ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 58-ФЗ. Разделение государственных служащих таможенных органов на категории сотрудников таможенных органов и федеральных государственных гражданских служащих отражает многомерную систему разделения труда в сфере государственного управления таможенным делом в России. Такая дифференциация позволяет более детально разграничить труд государственных служащих по уровню сложности, специализации, квалификации и ответственности, а тем самым и правовой статус государственных служащих.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *