Определения

Добавлю определений из Приложения 13 ИКАО Расследование авиационных происшествий и инцидентов
В тех случаях, когда нижеуказанные термины употребляются в Стандартах и Рекомендуемой практике по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, они имеют следующие значения:
Авиационное происшествие. Событие, связанное с использованием воздушного судна, которое, в случае
пилотируемого воздушного судна, имеет место с момента, когда какое-либо лицо поднимается на борт
воздушного судна с намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули
воздушное судно, или, в случае беспилотного воздушного судна, происходит с момента, когда воздушное судно
готово стронуться с места с целью совершить полет, до момента его остановки в конце полета и выключения
основной силовой установки и в ходе которого:
а) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или серьезное телесное повреждение в результате:
– нахождения в данном воздушном судне; или
– непосредственного соприкосновения с какой-либо частью воздушного судна, включая части, отделившиеся от данного воздушного судна; или
– непосредственного воздействия струи газов реактивного двигателя,
за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены в результате естественных причин,
нанесены самому себе, либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены
безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам
экипажа; или
b) воздушное судно получает повреждения или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:
– нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного
судна и
– обычно требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента,
за исключением случаев отказа или повреждения двигателя, когда повреждены только один двигатель
(включая его капоты или вспомогательные агрегаты), воздушные винты, законцовки крыла, антенны,
датчики, лопатки, пневматики, тормозные устройства, колеса, обтекатели, панели, створки шасси, лобовые
стекла, обшивка воздушного судна (например, небольшие вмятины или пробоины), или имеются
незначительные повреждения лопастей несущего винта, лопастей хвостового винта, шасси и повреждения,
вызванные градом или столкновением с птицами (включая пробоины в обтекателе антенны радиолокатора);
или
с) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно
невозможен.
Примечание 1. Только в целях единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется ИКАО как телесное повреждение со смертельным исходом.
Примечание 2. Воздушное судно считается пропавшим без вести, когда были прекращены официальные поиски и не было установлено местонахождение обломков.
Примечание 3. Информация о типе беспилотной авиационной системы, в отношении которой необходимо проводить расследование, содержится в п. 5.1.
Примечание 4. Инструктивный материал по определению повреждений воздушного судна содержится в дополнении G.
Инцидент. Любое событие, кроме авиационного происшествия, связанное с использованием воздушного судна,
которое влияет или могло бы повлиять на безопасность эксплуатации.
Примечание. Типы инцидентов, представляющих основной интерес для Международной организации
гражданской авиации с точки зрения изучения путей предотвращения авиационных происшествий, перечислены в дополнении С.
Предварительный отчет. Сообщение, используемое для незамедлительного распространения сведений,
полученных на начальных стадиях расследования.
Причины. Действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному
происшествию или инциденту. Определение причин не предполагает возложения вины или установления
административной, гражданской или уголовной ответственности.
Расследование. Процесс, проводимый с целью предотвращения авиационных происшествий, который включает сбор и анализ информации, подготовку заключений, включая установление причин и/или сопутствующих факторов, и, если необходимо, выработку рекомендаций по обеспечению безопасности.
Рекомендация по обеспечению безопасности. Предложение полномочного органа по расследованию происшествий, сделанное на основе информации, полученной при расследовании, с целью предотвращения авиационных происшествий или инцидентов, которое ни при каких обстоятельствах не ставит своей целью определение вины или ответственности за авиационное происшествие или инцидент. Помимо рекомендаций по обеспечению безопасности, вытекающих из результатов расследования авиационных происшествий и инцидентов, рекомендации по обеспечению безопасности могут вытекать из различных источников, включая исследования по обеспечению безопасности полетов.
Серьезный инцидент. Инцидент, обстоятельства которого указывают на имевшую место высокую вероятность
авиационного происшествия в связи с использованием воздушного судна, который, в случае пилотируемого
воздушного судна, происходит с момента, когда какое-либо лицо поднимается на борт воздушного судна с
намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули воздушное судно,
или, в случае беспилотного воздушного судна, происходит с момента, когда воздушное судно готово стронуться
с места с целью совершить полет, до момента его остановки в конце полета и выключения основной силовой
установки.
Примечание 1. Разница между авиационным происшествием и серьезным инцидентом заключается только в последствиях.
Примечание 2. Примеры серьезных инцидентов приводятся в дополнении С.
———- Добавлено в 20:29 ———-

А может кто-то может выложить правильную форму (англоязычн.,хотелось бы)

Организация расследования авиационных происшествий и инцидентов в Российской Федерации

Общие положения, касающиеся цели и порядка расследования авиационных происшествий или инцидентов с гражданскими, государственными и экспериментальными ВС в Российской Федерации, изложены в ВК РФ (гл. XIV).

Более детально правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданским ВС России или с гражданским ВС иностранного государства на территории РФ изложены в Правилах расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. № 609 (далее — Правила).

Правила разработаны в соответствии с воздушным законодательством РФ, межправительственным Соглашением о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства от 30 декабря 1991 г. с учетом Стандартов и рекомендаций Приложения 13 к Чикагской конвенции и являются нормативным правовым актом РФ, регулирующим деятельность в области расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими ВС.

Правила включают в себя определения и классификацию авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими ВС, устанавливают порядок проведения расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими ВС России и гражданскими ВС иностранных государств на территории РФ, участия уполномоченных представителей Российской Федерации в расследовании авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими ВС России на территории других государств, учета указанных событий, а также разработки рекомендаций и мероприятий по их предотвращению.

Авиационное происшествие или инцидент с гражданским ВС России либо с гражданским ВС иностранного государства на территории РФ подлежат обязательному расследованию.

В соответствии с положениями Приложения 13 в ст. 95 ВК РФ и в Правилах указывается, что:

  • — целями расследования авиационного происшествия или инцидента являются установление причин авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем;
  • — установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента.

Процесс расследования авиационного происшествия или инцидента включает в себя сбор и анализ информации, проведение необходимых исследований, установление причин авиационного происшествия или инцидента, подготовку отчета и заключения, разработку рекомендаций, разбор (слушание) по результатам расследования.

На рис. 7.7 приведена классификация авиационных событий в соответствии с Правилами. Как видим, данная классификация существенно отличается от принятой ИКАО.

Рис. 7.7. Классификация авиационных событий

Полномочному органу по расследованию авиационных происшествий, в соответствии с Приложением 13 к Чикагской конвенции, предоставляется независимость в проведении расследования и неограниченные полномочия на его проведение.

Примечание: Полномочия и ответственность за организацию и проведение расследования авиационных происшествий с гражданскими ВС в Российской Федерации возложены на Межгосударственный авиационный комитет (МАК), а авиационных инцидентов — на Росавиацию.

Ниже приведены определения авиационных событий в соответствии с Правилами.

Авиационное происшествие — событие, связанное с использованием ВС, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:

а) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом в результате нахождения в данном воздушном судне, за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены вследствие естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа;

Примечание. Для единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как телесное повреждение со смертельным исходом.

  • б) воздушное судно получает повреждение или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:
    • — нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики ВС;
    • — требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента.
  • в) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен.

Примечание. Воздушное судно считается пропавшим без вести, когда были прекращены его официальные поиски и не было установлено местонахождение ВС или его обломков.

Авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа) — авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа. К катастрофам относятся также случаи гибели кого-либо из лиц, находившихся на борту, в процессе их аварийной эвакуации из ВС.

Авиационное происшествие без человеческих жертв (авария) — авиационное происшествие, не повлекшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа.

Авиационный инцидент — событие, связанное с использованием ВС, которое имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования ВС, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием.

Серьезный авиационный инцидент — авиационный инцидент, обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие.

Для серьезных авиационных инцидентов характерны следующие признаки:

  • — выход ВС за пределы ожидаемых условий эксплуатации;
  • — возникновение значительных вредных воздействий на экипаж или пассажиров (дыма, паров едких веществ, токсичных газов, повышенной или пониженной температуры, давления и т. п.);
  • — значительное снижение работоспособности членов экипажа;
  • — значительное повышение психофизиологической нагрузки на экипаж;

  • — получение серьезных телесных повреждений каким-либо лицом, находящимся на воздушном судне;
  • — значительное ухудшение характеристик устойчивости и управляемости, летных или прочностных характеристик;
  • — возникновение реальной возможности повреждения жизненно важных элементов ВС в результате взрыва, пожара, нелокализованного разрушения двигателя, трансмиссии и т. п.;
  • — разрушение или рассоединение элементов управления;
  • — повреждение элементов ВС, не относящееся к авиационному происшествию.

Серьезное телесное повреждение — телесное повреждение, полученное лицом во время авиационного происшествия или инцидента, причинившее тяжкий или опасный вред здоровью, а также не опасный для жизни вред здоровью, являющийся тяжким по последствиям, и которое:

  • а) требует госпитализации более чем на 48 часов в течение семи дней с момента получения повреждения;
  • б) привело к перелому любой кости (за исключением простых переломов пальцев рук, ног или носа), вывихам в крупных суставах конечностей и позвонков или сдавливанию мягких тканей с синдромом раздавливания;
  • в) связано с разрывами биологических тканей, вызывающими сильное кровотечение, повреждение нервных стволов, мышц или сухожилий;
  • г) привело к повреждению любого внутреннего органа, а также проникающим ранениям и ушибам глазного яблока, сопровождающимся расстройством зрения;
  • д) связано с получением термических, химических и других ожогов второй или третьей степени независимо от площади поражения, или любых ожогов, поражающих более 5 % поверхности тела или ожогов верхних дыхательных путей;
  • е) связано с подтвержденным фактом воздействия инфекционных, отравляющих веществ или проникающей радиации;
  • ж) привело к сотрясению головного и спинного мозга средней и тяжелой степени, внутричерепным кровоизлияниям травматического характера;
  • з) повлекло за собой прерывание беременности.

Чрезвычайное происшествие — событие, связанное с эксплуатацией ВС, но не относящееся к авиационному происшествию, при котором наступило одно из следующих последствий:

  • — гибель кого-либо из находившихся на борту ВС в результате умышленных или неосторожных действий самого пострадавшего или других лиц, не связанная с функционированием ВС;
  • — гибель какого-либо лица, самовольно проникшего на воздушное судно и скрывавшегося вне зон, куда открыт доступ пассажирам и членам экипажа;
  • — гибель членов экипажа или пассажиров в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после вынужденной посадки ВС вне аэродрома;
  • — гибель или телесные повреждения со смертельным исходом любого лица, находящегося вне ВС, в результате непосредственного контакта с ВС, его элементами или газовоздушной струей силовой установки;
  • — разрушение или повреждение ВС на земле, повлекшее нарушение прочности его конструкции или ухудшение летно-технических характеристик в результате стихийного бедствия или нарушения технологии обслуживания, правил хранения или транспортировки;
  • — угон ВС, находящегося на земле или в полете, или захват такого судна в целях угона.

Повреждение ВС на земле — событие, связанное с обслуживанием, хранением и транспортировкой ВС, при котором судну причинены повреждения, не нарушающие его силовые элементы и не ухудшающие летно-технические характеристики, устранение которых возможно в эксплуатационных условиях.

Примечание. Как видим, приведенные определения авиационных событий (за исключением понятий «авиационное происшествие» и «серьезное телесное повреждение») существенно отличаются от определений, принятых ИКАО.

Организация обеспечения безопасности полетов требует также проведения и решения специфических задач.

Мероприятий по обеспечению безопасности полетов — действий, направленных на предотвращение авиационных происшествий и инцидентов.

Выявления причин (фактор) авиационного происшествия или инцидента — действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или инциденту.

Расследование — процесс, проводимый с целью предотвращения авиационных происшествий и инцидентов, который включает сбор и анализ информации, подготовку заключений, включая установление причин и выработку рекомендаций по обеспечению безопасности полетов.

Расследование авиационных происшествий с ВС России и ВС иностранных государств на территории РФ организует и проводит Международный авиационный комитет (МАК) с участием Росавиации, Мин- промторга России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ. В соответствии с этим МАК формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного происшествия.

Если в процессе расследования авиационного происшествия не требуется проведение дополнительных исследований, срок расследования не должен превышать 30 суток. Срок расследования продлевается по ходатайству председателя комиссии.

Комиссия проводит расследование авиационного происшествия с привлечением необходимых специалистов, руководствуясь ВК РФ, указами Президента и постановлениями Правительства РФ, Правилами и другими актами воздушного законодательства РФ, регулирующими деятельность в области гражданской авиации и использовании воздушного пространства.

Комиссия по расследованию авиационного происшествия имеет статус государственной комиссии. Комиссия состоит из председателя, заместителей председателя и членов комиссии. Специалисты, привлекаемые к работе комиссии, могут входить в состав ее рабочих органов (подкомиссий и рабочих групп) или использоваться в качестве экспертов.

Для работы в составе комиссии, ее рабочих органов или в качестве экспертов могут привлекаться работники органа, назначившего комиссию по расследованию, полномочные представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, работники организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе научно-исследовательских и конструкторских организаций, организаций разработчиков, изготовителей и эксплуатантов авиационной техники, аэропортов, авиаремонтных организаций, авиационнотехнических баз и центров, учебных заведений, организаций ОВД, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, медицинских учреждений. Специалисты, участвующие в расследовании, должны иметь соответствующую квалификацию и не должны быть связаны с непосредственной ответственностью за авиационное происшествие.

Председатель, заместители председателя и члены комиссии, ее рабочих органов и эксперты не могут представлять интересы страховой компании.

Информация о кандидатах в состав комиссии передается органу, организующему расследование, в минимально короткие сроки после получения от него запроса.

Руководитель организации, независимо от ее организационно-правовых форм и формы собственности, в адрес которой направлен запрос на выделение специалистов для участия в расследовании, по согласованию направляет их в распоряжение комиссии на время, необходимое для выполнения работ в интересах расследования авиационного происшествия.

Комиссия осуществляет свою деятельность под руководством председателя.

Представители правоохранительных органов координируют свою работу, связанную с расследованием авиационного происшествия, с председателем комиссии и могут присутствовать на ее заседаниях.

Комиссия по расследованию авиационного происшествия пользуется правами, установленными воздушным законодательством РФ, в том числе имеет право:

— беспрепятственно проходить на борт потерпевшего бедствие ВС для выяснения обстоятельств авиационного происшествия;

  • — обследовать потерпевшее бедствие воздушное судно, его составные части, имущество, находящееся на борту потерпевшего бедствие ВС либо вовлеченное в авиационное происшествие извне, независимо от принадлежности этого имущества, а также средства и объекты обеспечения полетов ВС;
  • — поручать юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности проведение исследований и работ, связанных с расследованием авиационного происшествия;
  • — привлекать для решения задач, требующих знаний в соответствующих областях науки и техники, работников организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  • — опрашивать очевидцев авиационного происшествия, лиц, которые имеют или могут иметь отношение к авиационному происшествию, получать необходимую информацию от правоохранительных органов;
  • — изучать все вопросы разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ремонта потерпевшего бедствие ВС, подготовки лиц из числа авиационного персонала, ОрВД, выполнения и обеспечения полетов ВС;
  • — затребовать и получать от соответствующих органов исполнительной власти, а также от граждан и юридических лиц документы и материалы по вопросам, связанным с данным авиационным происшествием;
  • — проводить исследования психофизиологического состояния членов экипажа потерпевшего бедствие ВС, а также соответствующих лиц из числа авиационного персонала.

При расследовании авиационного происшествия с ВС иностранного государства на территории РФ участниками расследования могут быть:

  • — представитель государства регистрации;
  • — представитель государства разработчика;
  • — представитель государства изготовителя;
  • — представитель государства эксплуатанта;
  • — представитель государства, граждане которого погибли или получили серьезные телесные повреждения (по запросу);
  • — представитель государства, оказавшего техническую или иную помощь в расследовании (по просьбе государства, назначившего расследование).

Степень участия уполномоченных представителей государств и их советников определяется Приложением 13 к Конвенции ИКАО и дает им право по согласованию с председателем комиссии и под его контролем:

  • — посещать место авиационного происшествия;
  • — осматривать воздушное судно или его части;
  • — получать информацию, содержащую показания свидетелей, и предлагать тематику их опроса;
  • — иметь доступ к относящимся к делу вещественным доказательствам;
  • — получать относящиеся к делу документы;
  • — участвовать в считывании записей полетной информации;
  • — участвовать в мероприятиях по расследованию за пределами места авиационного происшествия, таких как осмотр и исследования агрегатов, технические консультации, испытания и моделирование в целях расследования;
  • — принимать участие в совещаниях;
  • — делать заявления в отношении различных аспектов расследования.

Уполномоченный представитель и его советники обязаны предоставлять государству, проводящему расследование, всю имеющуюся у них соответствующую информацию и не должны распространять информацию о ходе и результатах расследования без согласия государства, проводящего расследование.

Если государство, граждане которого погибли при авиационном происшествии, обращается с мотивированной просьбой об участии в расследовании, ему может быть разрешено назначить своего эксперта, которому предоставляется право:

  • — посещать место авиационного происшествия;
  • — знакомиться с соответствующей фактической информацией;
  • — оказывать содействие и предоставлять информацию, касающуюся опознания погибших.

В случае необходимости получения дополнительных сведений, оборудования или привлечения экспертов орган, назначивший расследование, направляет соответствующий запрос любому государству через его органы расследования с просьбой направить такие сведения, оборудование или экспертов для обеспечения расследования.

Уполномоченные представители иностранных государств, их советники и эксперты в состав комиссии не входят.

Координация действий комиссии и представителей иностранных государств, разрешение всех вопросов, возникающих у последних в связи с проведением расследования, возлагается на председателя комиссии.

Все вопросы, связанные с участием в расследовании представителей иностранных государств, решаются председателем комиссии через уполномоченных представителей этих государств.

Региональные управления (РУ) Росавиации места события и места базирования организации — владельца (эксплуатанта) ВС, потерпевшего авиационное происшествие, а также организация-владелец (эксплуатант) и организация гражданской авиации места события обязаны принять участие в расследовании авиационного происшествия и осуществлять координацию действий с местными органами исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению работы комиссии по расследованию авиационного происшествия.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, командование воинских частей, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны оказывать всемерное содействие комиссии по расследованию авиационного происшествия, в том числе выделять в распоряжение комиссии необходимые силы и средства, принимать меры по обеспечению охраны места авиационного происшествия, созданию безопасных условий для работы на месте авиационного происшествия, обеспечивать транспортировку и проведение необходимых работ и исследований авиационной техники в интересах расследования.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с привлечением организаций гражданской авиации создают членам комиссии по расследованию авиационного происшествия и привлекаемым к расследованию авиационного происшествия специалистам все необходимые условия для проведения работ на месте авиационного происшествия, в том числе обеспечивают одеждой, обувью, средствами индивидуальной зашиты, транспортными средствами и средствами связи, необходимым снаряжением, расходными материалами, проживанием и питанием.

Работы на месте авиационного происшествия, проводимые в целях расследования, в соответствии с воздушным законодательством РФ, приравниваются к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *