Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте

Министерство Образования Российской Федерации

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра общей экологии и безопасности жизнедеятельности

Реферат

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему:

«Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте»

Выполнил:

ст.гр. МХЖ-062

Городецкий Д.В.

Проверил:

доцент Шилинговский И.Г.

Новокузнецк 2010

Введение…………………………………………………………………….3

1 Причины возникновения пожаров на железнодорожном транспорте..4

2 Обеспечение пожарной безопасности…………………………………..4

3 Правила пожарной безопасности в пассажирских поездах……………6

4 Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта……8

5 Повышение эффективности противопожарной деятельности ОАО «РЖД»………….……………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………….19

Введение

Из множества видов транспорта безопаснее всего мы чувствуем себя в поездах. В отличие от самолетов они не падают и юзом на обледенелых дорогах не идут. Меж тем это самообман. По статистике, в железнодорожных авариях гибнет людей гораздо больше, чем в авиационных катастрофах. Просто обычно это не такие массовые и потому не такие громкие происшествия, как в авиации. Отсюда и иллюзия безопасности.

Пожар в поезде ничуть не безопаснее падения самолета с высоты десять тысяч метров, поэтому необходимо изучать и исполнять правила пожарной безопасности. Такие инструкции пишутся не чернилами, а кровью тысяч жертв.

В 2009 на стационарных объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» зарегистрировано 174 пожара, что на 7,5% меньше, чем в 2008 году. Основные причины – неосторожное обращение с огнём, технические неисправности локомотивов, неисправности электрооборудования и недосмотр за бытовыми приборами.

1 Причины возникновения пожаров на железнодорожном транспорте

Основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте является неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, печей вагонов – теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всего количества пожаров и взрывов. Примерно по 10% приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки (вызывающие самовозгорание, трение упаковочной проволоки и т.п.), на попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав. Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры электросварки и прочие причины.

Следует отметить, что наибольшее количество пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80% общего количества пожаров на железнодорожном транспорте). Это вызывает необходимость разработки более эффективных мероприятий по предупреждению пожаров в грузовых и пассажирских вагонах, а также на локомотивах.

2 Обеспечение пожарной безопасности

Для обеспечения пожарной безопасности в грузовом подвижном составе важное значение имеет постоянный контроль за качеством подготовки вагонов к перевозкам грузов, особенно пожаро и взрывоопасных грузов, а также за выполнением грузоотправителями требований Правил погрузки и перевозок в вагонах, в том числе при сопровождении проводниками. При осмотре и подготовке вагонов под погрузку особое внимание необходимо обращать на исправность кузова и крыши, на плотность прилегания дверей и люков, на исправность запоров. Тщательного осмотра и приёмки в поездах требуют вагоны, загруженные особо опасными и легковоспламеняющимися грузами. При обнаружении щелей и отверстий в кузове вагона, не плотностей в дверях, люках, печных разделках и т.п. неисправности немедленно устраняют или производят перегрузку грузов в исправные вагоны.

В подвижном составе необходимо на станциях формирования поездов проверить исправность отопительных устройств, осветительных приборов и электропроводки, а в пути следить за соблюдением пассажирами Правил пожарной безопасности, особенно в отношении провоза опасных грузов, запрещённых к перевозке в пассажирских вагонах.

При перевозке электрооборудования особое внимание обращают на состояние междувагонных электросоединений, осевого шкива, подвески генератора, запоров крышек аккумуляторных ящиков, карданно-редукторного привода, наличие и исправность различных предохранительных устройств, заземляющих элементов и других средств защиты.

Все обнаруженные при осмотре и приёмке вагонов неисправности должны быть устранены до подачи вагонов под посадку пассажиров.

На локомотивах, дизель- и электропоездах необходимо следить за исправным состоянием электрических сетей и электрооборудования, а также вспомогательных устройств и оборудования. Особую осторожность надо проявлять в аккумуляторных помещениях тепловозов и электровозов, не допуская там применения открытого огня.

Перед отправлением в рейс локомотивная и поездная бригада обязаны тщательно проверить наличие и исправность противопожарного оборудования и других средств защиты, установленных противопожарными нормами.

На предприятиях и складах, не представляющей особой пожарной опасности, проводят общие мероприятия по предупреждению пожаров и взрывов:

  • ограничивают суточной нормы расход горючего и легковоспламеняющихся жидкостей, используемых в процессе производства;

  • собирают в металлические ящики бывшие в употреблении обтирочные и другие материалы, пропитанные маслом, керосином, мазутом и т.п.;

  • убирают помещения и удаляют из них все горючие отходы производства после окончания работ, строго контролируют состояние электрических сетей светильников, электрооборудования и нагревательных приборов;

  • следят за тем, чтобы после окончания работы все огнедействующие приборы и освещение, кроме дежурного, были выключены;

  • содержат в чистоте чердачные помещения.

3 Правила пожарной безопасности в пассажирских поездах

В противопожарных целях в поездах нельзя перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества и курить где либо, кроме нерабочего тамбура Я видел остов в пять минут вместе с третью пассажиров сгоревшего вагона. Один заядлый курильщик перевозил в нем банку ацетона, его единственная сигарета стоила жизни полутора десяткам людей.

Находясь в поезде — не курите, не перевозите горючие вещества, не подсвечивайте себе спичками и зажигалками, не включайте кипятильники в бритвенные розетки, при малейшем запахе дыма вызывайте проводника, нет его — идите в соседний вагон, не бойтесь потревожить ночной покой людей.

Используйте для тушения пожара подручные средства, в том числе воду из туалетов и бака для кипячения воды, и огнетушители, висящие в коридорчиках перед туалетами.

При угрозе пожара немедленно покидайте вагон через тамбурные двери и аварийные выходы. В крайнем случае вышибайте оконные стекла подручными предметами.

Пожар в поезде страшен не пламенем, а в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Вы вначале отравляетесь и теряете сознание и лишь потом сгораете. И происходит это отравление в считанные минуты, а при интенсивном сгорании — секунды.

Не мешкайте. В движущемся поезде перейдите в соседний, желательно в сторону движения, вагон. В остановившемся — выходите из вагона, по возможности со стороны, где нет железнодорожных путей.

При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой тряпкой — полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как у пола дыма бывает меньше.

В целях безопасности, находясь в поезде, надо:

  • Укладывать детей в вагоне на самые безопасные места — на нижние полки, в сторону движения поезда.

  • На боковых полках ложиться ногами в сторону движения, чтобы при экстренном торможении не сломать шейные позвонки.

  • Знать, где располагаются и как действуют аварийные, выходы.

  • Убрать с пола и столика острые и т.п. опасные вещи.

  • Полностью, до фиксации, открыть или закрыть дверь купе.

Нельзя:

  • Перегружать верхние багажные полки.

  • Высовывать голову из открытых окон.

В момент аварии надо:

  • Ухватиться за выступающие детали полок.

  • В момент падения сгруппироваться, закрыть голову руками.

  • После аварии немедленно покинуть вагон, взяв с собой теплые вещи, одеяло, документы.

  • Оказать первую помощь нуждающимся.

Нельзя:

  • Выпрыгивать из поезда до его полной остановки.

  • Выходить в сторону, где располагается встречный путь.

  • Уходить после аварии далеко от поезда.

Из-за большого количества электроприборов и электропроводов на железнодорожном транспорте повышена опасность возникновения пожаров. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте обязаны соблюдать и сотрудники (проводники, электромеханики, обслуживающий персонал), и пассажиры.

Правильные действия работников способны предотвратить появление пожара и максимально быстро ликвидировать очаг возгорания, обеспечить безопасность пассажиров.

Кто отвечает за безопасность

За пожарную безопасность поезда отвечает проводник, начальник поезда и проездной электромеханик. Все сотрудники железнодорожного транспорта проходят подготовку по пожарной безопасности.

Кроме этого, раз в полгода знания правил безопасности проверяет специальная комиссия. Сведения о прохождении проверки заносятся в журнал и удостоверение проводника. Если сотруднику не удалось пройти проверку, он может быть отстранен от выполнения своих прямых обязанностей.

Проводник может включать и эксплуатировать электроприборы, обесточить их во внештатной ситуации. А вот производить ремонт может только электромеханик.

Проводник на железнодорожном транспорте следит за исправностью проводки и электроприборов, отопительными устройствами и кипятильником. Соблюдает правила пожарной безопасности и смотрит за тем, чтобы их не нарушали пассажиры. При возникновении пожара может принять ряд действий по ликвидации очага и эвакуации людей, находящихся в вагоне.

Подготовка поезда к рейсу

Перед отправлением состава в рейс он проходит обязательную проверку. В ходе проверки обязательно проверяется:

  • исправность электроприборов;
  • отсутствие повреждения электропроводки и целостность изоляции;
  • работоспособность отопительных устройств и кипятильника;
  • наличия воды в кипятильнике и котле;
  • наличие средств пожаротушения, а также их исправность;
  • исправность измерительных приборов;
  • открывание дверей и откидывание площадок;
  • исправность противопожарной системы;
  • работа вытяжки над плитой;
  • работа автоматических систем, в том числе подачи топлива.

Пожарная безопасность предусматривает осмотр всех помещений. Не должно быть никаких посторонних предметов, особенно поблизости с котлами, плитами и иными электрическими устройствами, а горюче-смазочные и легковоспламеняющиеся материалы необходимо правильно хранить.

Основные правила

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте предусматривают ряд запретов. Категорически запрещено эксплуатировать электроприборы и отопительные устройства, которые вышли из строя. Нельзя оставлять без присмотра работающие электроприборы.

Для пожарной безопасности на железнодорожном транспорте также запрещено:

  • хранить легковоспламеняющиеся предметы и материалы рядом с котлами, обогревателями, плитами и кипятильниками;
  • класть складируемые вещи на расстоянии менее 50 см от светильников;
  • перевозить в пассажирских вагонах жидкости, что легко возгораются;
  • применять газовые плиты и примусы для приготовления пищи;
  • использовать легковоспламеняющиеся жидкости для разжигания котлов и печей;
  • эксплуатировать котел или кипятильник без воды;
  • использовать розетки и электрические устройства, не соответствующие требования электросхемы;
  • разводить открытый огонь;
  • включать электроприборы при неисправности измерительных устройств (амперметра и вольтметра);
  • применять неисправные аккумуляторные батареи или производить их зарядку неправильным способом;
  • сушить вещи на обогревающих устройствах, кипятильниках и над плитами;
  • производить ремонт электромеханического регулятора напряжения на ходу поезда;
  • заменять вышедшие из строя лампочки лампочками меньшего номинала.

Пассажирам и работникам железнодорожного транспорта запрещается курить в неустановленных местах. Проходы и тамбуры не должны быть загромождены, так как это может препятствовать эвакуации пассажиров в случае возгорания в вагоне. Если поезд движется, нельзя выбрасывать мусор и продукты горения после чистки котлов или печек. Это необходимо делать при остановке поезда в специально отведенных местах.

В случае появления механических повреждений, например, трещин, в отопительных устройствах или плитах, а также нарушения электроснабжения необходимо прекратить их использование. Пожарная безопасность пассажирских вагонов заключается в строгом соблюдении прописанных правил и рекомендаций.

Ответственность пассажиров и внимательность проводников позволяют избежать неприятных ситуаций при стоянии или передвижении поезда.

Особенности тушения возгораний

Даже если правила безопасности на железнодорожном транспорте соблюдаются, существует вероятность образования пожара. Безопасность людей в поезде в таком случае полностью зависит от правильных действий сотрудников железнодорожного транспорта.

При обнаружении возгорания или задымленности дежурный проводник обязан разбудить проводника, который отдыхает, а после этого остановить поезд стоп-краном.

Производить остановку движущегося состава нельзя на акведугах, виадугах, в тоннелях, над путепроводами и в иных местах, где невозможно произвести высадку пассажиров.

Проводник должен отключить электроснабжение: при достаточном естественном освещении – полностью, а ночью − оставив аварийное освещение. Напарник проводника обязан сообщить о случившемся по внутренней связи остальным сотрудникам поезда.

Ради пожарной безопасности пассажиров на железнодорожном транспорте один из проводников занимается организацией эвакуации. Перед оповещением об эвакуации необходимо открыть все возможные двери.

В случае невозможности эвакуации пассажиры перемещаются в соседний вагон в безопасные условия. Пассажирам должны быть вручены средства индивидуальной защиты, которые находятся в каждом вагоне.

Второй проводник начинает ликвидировать очаг возгорания при помощи огнетушителей и иных противопожарных средств. Для тушения пожаров подвижного состава на железнодорожном транспорте используются порошковые огнетушители, так как пенные содержат воду, которая приводит к короткому замыканию электросети. Их использование допускается только при отключении электроснабжения.

Сотрудники железнодорожного транспорта других вагонов после извещения о пожаре должны взять огнетушители и отправиться в горящий вагон тушить огонь, а также проследить за эвакуацией пассажиров.

Важно не допускать появления и распространения паники среди людей, а обеспечить их организованную высадку в безопасное место.

Тушение пожаров на железнодорожном транспорте сопровождается сложностями при перевозке легковоспламеняющихся и взрывоопасных, а также ядовитых веществ. В таком случае все действия работников должны согласовываться с экологическими и специализированными службами.

Соблюдение правил пожарной безопасности позволяет сократить вероятность возникновения опасных ситуаций на железнодорожном транспорте, а обученные проводники способны спасти жизнь пассажирам при возникновении пожара.

Опубликовано: 07 Апреля 2013

Железная дорога является важным звеном народного хозяйства. На его долю приходится до 70% перевозок всеми видами транспорта.
Сортировочные и грузовые станции с развитой сетью железнодорожных путей являются наиболее пожароопасными. Ежедневно в больших парках перерабатывают несколько десятков тысяч единиц вагонов с грузами.
Среди разнообразия грузов есть и с опасными легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ), горючими жидкостями (ГЖ), сжиженными газами, ВГ, СДЯВ. Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте является чрезвычайно важной и ее нужно постоянно поддерживать в надлежащем состоянии.
Характеристика пожарной опасности железнодорожных станций и подвижного состава
— большое количество единиц подвижного состава (крытых грузовых вагонов, полувагонов, платформ, контейнеровозов, цистерн и др..) с различными горючими, легковоспламеняющимися, пожароопасными жидкостями, сжиженными газами, взрывчатыми и отравляющими веществами, твердыми горючими материалами;
— высокая плотность застройки участковых, сортировочных и грузовых станций и заполнения подвижным составом;
— наличие на грузовых, сортировочных и участковых станциях большого количества различных типов сложившихся железнодорожных эшелонов, стоящих параллельно на пути;
— отсутствие разрывов между эшелонами, что способствует быстрому распространению огня на большие площади;
— развитая сеть железнодорожных путей, заполненных эшелонами, препятствующих прокладке рукавных линий к месту пожара;
— отсутствие подъездных путей и наличие препятствий для пожарных машин в случае возникновения чрезвычайной ситуации на гонках (лесные массивы, овраги, насыпи, болотистая местность, пашня и т.п.);
— слабая и недостаточно мощная сеть противопожарного водоснабжения, а иногда и полное ее отсутствие.
Опасными в противопожарном смысле является сортировочные парки, где скапливаются вагоны. Пожарная опасность увеличивается при нарушении технологического процесса расформирования и формирования эшелонов. Соединения вагонов с превышением специально установленных скоростей приводит к повреждению грузов, аварийного разрыва и утечки огнеопасных жидкостей и газов.
Сегодня для наружного противопожарного водоснабжения на тупиковых водопроводных сетях железнодорожных станций устанавливают гидранты диаметром 100 мм, а также создают водоемы емкостью 50 м3. В рабочих парках также создают специальные площадки с постами, на которых хранят пожарное оборудование, у крайних железнодорожных путей устанавливают пожарные гидранты. Также при возникновении пожаров используют источники городской водопроводной сети и соседних объектов. В резервуарах водонапорных башен на железнодорожных станциях постоянно сохраняют запас воды для тушения пожаров.
Опасными для людей являются пассажирские вагоны. Такая высокая опасность вызвана вследствие значительной пожарной нагрузки конструкциями и облицовочными материалами (в купейном вагоне оно составляет до 200 кг/м2 и 170 кг/м2 — в плацкартном), большим количеством пассажиров в сочетании с ограниченными возможностями для эвакуации их и наличием источников для возникновения пожаров (до 40% — неосторожное обращение с огнем пассажиров и обслуги, 25% — неисправность электрооборудования).
На безопасность пассажиров влияют:
— скорость развития пожара, в пассажирских вагонах по коридору достигает 5 м/мин, по купе — 2,5 м/мин. В течение 15-20 мин огонь полностью охватывает вагон;
— высокий температурный режим — до 950°С, а температура пламени превышает 1000°С;
— выделение токсичных продуктов горения, в частности углерода оксида, хлористого и цианистого водорода, концентрация которых уже на 4-й минуте после возгорания в вагоне превышают предельно допустимые. Для эвакуации пассажиров до блокирования основных выходов огнем, остается только 1,5-2 мин. Упомянутые факторы угрожают пассажирам, возможна паника.
Пожар может мгновенно распространиться на наружные поверхности вагона, затем на смежные, а также на соседние эшелоны и здания и сооружения, которые находятся возле вагонов.
В грузовом подвижном эшелоне твердых горючих материалов огонь распространяется за 20 мин, не дольше.
Через 30-40 минут в грузовом подвижном эшелоне твердых горючих материалов пол прогорает, и горючие материалы выпадают на железнодорожный путь. Вследствие этого на 12-15°С повышается температура на поверхности ходовой части вагонов и рельсов, и через 15-20 минут пути деформируются, из-за чего эвакуация подвижного состава становится невозможной. Высота пламени при горении твердых горючих материалов достигает 6-10 м, а в отдельных случаях повышается до 20 м, плотность теплового потока на расстоянии 9-10 м достигает 30-40кВт/м2, температура пламени превышает 1000°С. Скорость распространения огня вдоль подвижного состава составляет 1,4 м/мин, подвижным составом на соседних путях — 0,4 м/мин, в первые 10 мин свободного горения подвижного состава — 3,1-4 м/мин, а следующие 10-50 мин — 7-8 м/мин.
Чрезвычайно опасные ситуации могут возникнуть во время транспортировки в грузовом подвижном эшелоне взрывчатых веществ и боеприпасов.
Под воздействием открытого пламени и высокой температуры на железнодорожные цистерны с легковоспламеняющимися жидкостями (ЛВЖ) и горючими жидкостями (ГЖ) вспыхивает промасленный слой на их поверхности. Неплотности и неисправности запорной арматуры на цистернах с легковоспламеняющимися веществами и сжиженными углеводородными газами приводят к возгоранию паров жидкости над горловинами цистерн, а также газов над избыточными клапанами.
Железнодорожные цистерны с нефтепродуктами обычно взрываются через 16-24 мин после начала воздействия на них открытого пламени. Высота факела в случае взрыва легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и горючих жидкостей (ГЖ) в цистернах достигает 50 м. В результате взрыва одной железнодорожной цистерны происходит увеличение площади пожара до 1500 м2, в зависимости от состояния балласта железнодорожных путей и рельефа местности.
Быстрее огонь распространяется в случае разлива легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и горючих жидкостей (ГЖ) из железнодорожных цистерн вследствие аварии, столкновений или аварий поездов. При этом цистерны повреждаются или опрокидываются, через что площадь пожара может достичь 10-35 тыс. м2. Огонь распространяется не только на ближние поезда, но и на соседние складские, производственные здания, иногда — даже на жилые дома. Если продукт попадает в слив канализации или сточных канав, огонь может повлиять на объекты, расположенные в километре от места происшествия.
Горение железнодорожных цистерн со сжиженными углеводородными газами может сопровождаться взрывами с выбросом огненного шара радиусом до 120-150 м и последующим факелом пламени до 60 м. Обломки цистерн и емкостей результате взрыва разлетаются на расстояние до 150 м, а в отдельных случаях — до 450 м. Иногда взрывом срывает цистерну с железнодорожной платформы и отвергает ее на расстояние до 60 м. Все это приводит к возникновению новых очагов пожара, и повторного воспламенения горючих жидкостей.
Во время пожаров возможно также повреждение цистерн и емкостей с ядовитыми газами и веществами, что приводит к загазованности территории и затрудняет борьбу с бедствием, а также обусловливает необходимость в эвакуации населения из прилегающих к месту происшествия районов.
Чрезвычайно опасные пожары в подвижном составе на электрифицированных участках железных дорог, поскольку провод и арматура контактной сети находятся под напряжением 3300 или 27500 В. Действие пламени в течение 8-10 мин приводит к их обрыву, и столкновения с ними напрямую или через какие-то предметы могут вызвать несчастье. Поэтому участники тушения пожара должны особенно строго соблюдать правила техники безопасности.
Двери и люки вагонов, контейнеры, а также упаковку груза на открытом подвижном составе раскрывают только после установления по перевозочным документам рода груза и подготовки средств пожаротушения.
При установке площади пожара на станциях учитывают следующие условия:
— разливка легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) на площади 2800-3000 м2 (для станций, где накапливают и транспортируют жидкости) или 1450-1500 м2 (для других станций);
— наличие в очаге пожара шести (для станций, где накапливают и транспортируют легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), горючие жидкости (ГЖ)) или трех (для других станций) железнодорожных цистерн;
— наличие на соседних путях поездов, в том числе с восемью (для станций с накоплением и транспортировкой легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ), горючих жидкостей (ГЖ)) или четырьмя (для других станций) железнодорожными цистернами.
Для обеспечения пожарной безопасности на железнодорожном транспорте необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности иначе халатность может привести не только к материальному ущербу, но и к жертвам следи людей.

>Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте

В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций

Целостная система обеспечения пожарной безопасности в отрасли успешно функционирует более 90 лет. В 1918 г. на железнодорожных станциях и отдельных объектах были созданы пожарные команды и пожарные посты. В начале 1921 г. для проведения срочных противопожарных мер и борьбы с пожарами на сети дорог в системе Наркомата путей сообщения организованы надзорные органы и в мае этого же года постановлением Совета труда и обороны организованы первые семь пожарных поездов на станциях Москва, Бологое, Вологда, Смоленск, Курск, Самара и ЕкатеринбургВ.Н. Ветров
Генеральный директор ФГП ВО ЖДТ России

Комплексный подход

Обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, как составной части транспортной безопасности, требует комплексного подхода со стороны органов владельцев инфраструктуры.

Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта функционирует на базе органов управления и подразделений Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», предназначенных для выполнения задач по противопожарной защите отрасли. Положение о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации утверждено приказом Росжелдора от7 февраля 2008 г. № 46 (зарегистрирован в Минюсте № 11 237).

Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №1301 ФГП ВО ЖДТ России включено в перечень стратегических предприятий и реализует уставные задачи по предупреждению и тушению пожаров на железнодорожном транспорте на основании требований Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных документов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 г. № 540 утверждено новое Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, которым закреплены основные задачи предприятия в области обеспечения пожарной безопасности транспортного комплекса.

ФГП ВО ЖДТ России аккредитовано в Ространснадзоре в качестве экспертной организации, привлекаемой к осуществлению государственного надзора в области ЧС, пожарной и промышленной безопасности на транспорте. Также мы имеем аккредитацию МЧС России как экспертная организация.

Предприятие имеет допуски от саморегулируемых организаций на выполнение работ по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию систем противопожарной защиты зданий и сооружений, является членом некоммерческого партнерства «Пожарная безопасность на транспортном комплексе», президентом которого является заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Борисович Черток. Участие в работе партнерства позволяет активно использовать потенциал профессионального и бизнес-сообщества в сфере обеспечения пожарной безопасности отрасли.

Обеспечивая противопожарную защиту перевозочного процесса, ФГП ВО ЖДТ России выполняет одно из основных лицензионных условий деятельности ОАО «РЖД». Легитимность деятельности ФГП ВО ЖДТ России по предупреждению и тушению пожаров на железнодорожном транспорте Российской Федерации подтверждена лицензией МЧС России от 24 сентября 2008 г. № 115 346.

Работники ведомственной пожарной охраны имеют возможность постоянно контролировать состояние пожарной безопасности объектов и подвижного состава. У них больше возможностей по сравнению с государственными надзорами своевременно выявлять нарушения требований пожарной безопасности и принимать соответствующие меры вплоть до прекращения эксплуатации объекта. Этим минимизируются риски возникновения пожаров.

Пожарные поезда являются основой отраслевой системы оперативного реагирования на пожары. Объемы работы, выполняемые предприятием, значительно выше показателей аналогичной деятельности пожарной охраны в других сегментах экономики.

Сегодня на сети железных дорог развернуты и находятся в постоянной готовности 307 пожарных поездов. В это число входят 67 специализированных поездов с вооружением для ликвидации течей и перекачки опасных грузов.

Совместно с ОАО «РЖД» схема дислокации пожарных поездов приведена в соответствие с параметрами перевозочного процесса. В текущем году организованы три новых пожарных поезда на Октябрьской (ст. Лужская-сортировочная), Приволжской (ст. Котельниково) и Свердловской (ст. Верхнекондинская) железных дорогах.

Численность органов управления и подразделений Ведомственной пожарной охраны железнодорожного транспорта составляет около 9,3 тыс. единиц, из них более 8,5 тыс. — в пожарных поездах. Все пожарные поезда приведены к единым нормативам по численности работников.

Факторы пожарной опасности

Железнодорожный транспорт относится к наиболее безопасным видам транспорта. Вместе с тем потенциальные аварийные ситуации несут значительную угрозу жизни и здоровью людей, а также большого материального ущерба. Это обусловлено большой протяженностью коммуникаций и значительным количеством перевозимых опасных грузов (около 3 тыс. наименований).

Особо опасными, на наш взгляд, являются аварии железнодорожных цистерн при перевозке ими легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов. Такие аварии зачастую сопровождаются пожаром, взрывами и разливом горящего продукта на большой площади. Нет необходимости говорить о возможных трагических последствиях, если такой пожар произойдет в черте населенного пункта.

В целях повышения готовности ведомственной пожарной охраны к реагированию на аварийные ситуации подобного рода мы разработали и ввели в действие соответствующие рекомендации, в которых определили порядок выполнения обязательных действий в период локализации и ликвидации таких ЧС.

Практические вопросы ликвидации пожаров и ЧС отрабатываются в период пожарно-тактических учений и занятий. Следует отметить, что только в 2012 г. проведено более 400 крупных учений с привлечением служб экстренного реагирования и взаимодействующих с нами организаций.

Придавая важное значение профессиональному развитию руководителей и должностных лиц, мы ввели в практику обучения проведение так называемых деловых игр, в ходе которых при решении поставленной задачи отрабатываются организационные вопросы ликвидации конкретной чрезвычайной ситуации на конкретном объекте, навыки проведения расчетов площади разлива горючих жидкостей, геометрических размеров взрывоопасных зон, сил и средств, необходимых для ликвидации пожара, а также вопросы взаимодействия и управления силами на пожаре.

По итогам учений, занятий и деловых игр совместно с владельцем инфраструктуры разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на повышение противопожарной защищенности перевозочного процесса и объектов.

Противопожарная деятельность

ФГП ВО ЖДТ России осуществляет деятельность в области обеспечения пожарной безопасности по договорам с организациями железнодорожного транспорта и проводит профилактику на подведомственных объектах в соответствии с конкретными перечнями (в основном ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК»). Кроме того, по договорам с 322 организациями ФГП ВО ЖДТ России обеспечивает в противопожарном отношении их деятельность на железнодорожном транспорте, подлежащую лицензированию в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 г. №134.

В соответствии с требованиями п. 12 Положения о ВПО определены должностные лица ведомственной пожарной охраны, в функции которых входит проведение профилактической работы по предупреждению пожаров, контроль за обеспечением пожарной безопасности и пожарный надзор на железнодорожном транспорте. Заместитель генерального директора ФГП ВО ЖДТ России является по должности главным инспектором по пожарному надзору на железнодорожном транспорте, а заместители директоров филиалов ФГП ВО ЖДТ России — главными инспекторами по пожарному надзору на железной дороге (или на участке пожарно-профилактического обслуживания). К указанным должностным лицам также отнесены руководители и специалисты пожарных отделов (секторов) управления предприятия, отрядов филиалов ФГП ВО ЖДТ России, начальники пожарных поездов (команд) и их заместители, старшие инструкторы по противопожарной профилактике на линии, а также начальники караулов (отделений) пожарных поездов (команд). Всего в профилактической работе задействовано более 2,3 тыс. специалистов, что позволяет обеспечить требуемое качество обслуживания профилактируемых объектов.

В 2011 г. силами ВПО пожарная профилактика осуществлялась более чем на 77 тыс. стационарных объектов и 49 тыс. единиц подвижного состава ОАО «РЖД», а также более чем на 1,5 тыс. стационарных объектов и 24 тыс. единиц подвижного состава ОАО «Федеральная пассажирская компания». По своим объемам профилактическая работа ФГП ВО ЖДТ России значительно превышает объемы аналогичной работы других ведомственных пожарных охран, созданных в Российской Федерации.

Деятельность ВПО по профилактике и тушению пожаров на железнодорожном транспорте позволила удержать обстановку с пожарами под контролем и не допустить снижения основных показателей обстановки с пожарами. В результате совместных усилий с ОАО «РЖД», Ространснадзором и МЧС России удалось переломить тенденцию роста показателей гибели людей. С 2006 г. на стационарных объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» отмечается снижение случаев гибели людей. Зарегистрировано существенное снижение количества пожаров в вагонах с грузами.

Проводимая структурная реформа железнодорожного транспорта оказывает существенное влияние на динамику основных показателей по пожарам и их последствиям. Ежегодно на железнодорожном транспорте происходит более 200 пожаров, более половины из которых — в подвижном составе. За период с 2006 г. по настоящее время на объектах и в подвижном составе зарегистрировано 1343 пожара, на которых погибли 40 человек. На объектах и в железнодорожных подвижных составах, находящихся в ведении ОАО «РЖД», произошло 1200 пожаров.

На сегодня созданы крупные дочерние компании ОАО «РЖД», коренным образом изменена система организации пригородных пассажирских перевозок, в связи со структурной реформой на железнодорожном транспорте на рынке оказания услуг с каждым годом увеличивается количество более мелких предприятий, организаций и собственников вагонов. Вызывает беспокойство, что доля пожаров на подведомственных им объектах и в подвижном составе существенно возросла.

Межведомственное взаимодействие

Вопросы межведомственного взаимодействия в области предупреждения и тушения пожаров на объектах железнодорожного транспорта определены соответствующим соглашением между Минтрансом России. МЧС России, Росжелдором, Ространснадзором и ФГП ВО ЖДТ России от 2007 г.

Для осуществления информационного обмена в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте и обеспечения пожарной безопасности между МЧС России и Минтрансом России в 2009 г. заключено соответствующее соглашение. Сбор и обмен информацией осуществлялся между Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России, службой ответственного дежурного Минтранса России, единой дежурно-диспетчерской службой Ространснадзора, дежурной службой Росжелдора, а также дежурно-диспетчерской службой ФГП ВО ЖДТ России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информационный обмен осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, обеспечивающей сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Приказом МЧС России № 240 от 2008 г. пожарные поезда включены в состав сил и средств местных и территориальных гарнизонов пожарной охраны и привлекаются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на объектах, не входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта, в соответствии с установленным в гарнизонах порядком.

За последние 5 лет по запросу МЧС России пожарные поезда принимали участие в тушении 3373 пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики, в том числе в тушении 1426 крупных лесных (торфяных) пожаров.

Комплексное применение пожарных поездов позволило эффективно бороться с массовыми природными пожарами летом 2010 г. Всего в этих целях было задействовано 172 пожарных поезда, из которых 21 поезд функционировал в автономном режиме в течение длительного времени.

Пожарные поезда востребованы, их деятельность в течение 2012 г. была результативной и эффективной. Пожарные поезда 764 раза привлекались ктушению пожаров. Также 303 раза пожарные поезда оказывали помощь подразделениям МЧС России в тушении природных пожаров, пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики страны. В ходе тушения спасены 20 человек и материальных ценностей на сумму более 104 млн руб. От уничтожения огнем сохранено более 30 единиц подвижного состава, включая 13 локомотивов, атакже 59 стационарных объектов.

Успешно ликвидированы крупные и сложные пожары, в том числе 30 января на перегоне Бурея — Домикан Забайкальской железной дороги, 28 мая на станции Нижний Новгород-сортировочный и многие другие.

Индивидуальная защита

Приказом Минтранса России от 23 января 2009 г. № 12 утверждено Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Пожарные поезда отнесены данным приказом к силам и средствам указанной функциональной подсистемы. Все пожарные поезда аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, по итогам аттестации более 5,5 тыс. работников подтвердили статус «Спасатель».

Обеспечение безопасности работников пожарных поездов при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций является приоритетной задачей, и этому мы уделяем особое внимание.

С 2004 г. закуплено и поставлено в пожарные поезда более 7 тыс. комплектов боевой одежды пожарного 1-го уровня защиты. Завершается техническое перевооружение газодымозащитной службы — в подразделения закуплены около 2 тыс. дыхательных аппаратов со сжатым воздухом, более 1,6 тыс. воздушных баллонов и 165 компрессоров для заправки. Для обеспечения работы личного состава в агрессивных средах в каждый пожарный поезд в необходимом количестве закуплены костюмы изолирующие химические КИХ-4.

Силами пожарных поездов за 5 лет ликвидировано 1039 чрезвычайных ситуаций, из них с химически опасными веществами — 779.

В ходе ликвидации последствий аварийных ситуаций работники пожарных поездов 239 раз изолировали опасные грузы от воздействия кислорода воздуха и источников зажигания, 154 раза производили их нейтрализацию, 60 раз осаждали опасные пары, а также более 1 тыс. раз обеспечивали пожарную безопасность при ликвидации аварийных ситуаций и сопровождали опасные грузы. С использованием имеющегося специального оборудования работники пожарных поездов 346 раз осуществляли перекачку опасных грузов в исправные цистерны, чем обеспечили минимизацию потерь от происшествий.

Новые пожарные поезда

Самое главное, что благодаря ОАО «РЖД» целенаправленно решается проблема обновления железнодорожного подвижного состава пожарных поездов: вагонов — насосных станций и цистерн-водохранилищ.

При непосредственном участии ФГП ВО ЖДТ России разработана концепция нового пожарного поезда. Мы подготовили предложения для проектирования с учетом опыта и практики применения пожарных поездов при тушении пожаров на стационарных объектах и в подвижном составе.

Применен модульный принцип комплектования поезда подвижным составом целевого назначения исходя из особенностей участка обслуживания и характера выполняемых задач. Большое внимание уделено рациональному размещению людей, пожарной техники и оборудования. За счет использования спецоборудования достигается большая степень механизации работ по тушению пожаров — применение приводных катушек для пожарных рукавов, установка в подкузовном пространстве электролебедки для разбора завалов и др. Новая цистерна-водохранилище обеспечит доставку к месту пожара большего объема воды.

Над созданием нового железнодорожного подвижного состава работали коллективы ОАО «ВНИКТИ», Воронежского вагоноремонтного завода — филиала ОАО «Вагонреммаш», ОАО «Рузхиммаш». К изготовлению контейнера для специализированной платформы для тушения в тоннелях привлечена организация из Санкт-Петербурга — научно-промышленное объединение «СОПОТ». Действенную помощь оказали специалисты ВНИИПО МЧС России и Академии ГПС МЧС России.

29 августа 2011 г. состоялась презентация нового пожарного поезда, и президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин вручил нам символический ключ. Первый новый поезд заступил на боевое дежурство на станции Адлер и обеспечивает противопожарную защиту объектов Сочи-2014. В его состав дополнительно введена специальная платформа, на которой размещены контейнер с насосной установкой с подачей 200 л/с, запас пенообразователя Ют, 2 км пожарных напорных рукавов, установки комбинированного пожаротушения «Пурга-200» и «Пурга-30», а также радиоуправляемый пожарный робот LUF-60. По своим тактическим возможностям этот пожарный поезд не имеет аналогов в мире.

Всего в течение 2011 и 2012 гг. новым подвижным составом обеспечены пожарные поезда станций Лужская-сортировочная, Выборг, Бологое, Перово, Юдино. Иваново, Котельниково, Верхнекондинская, Первая Речка, Иртышское, Хабаровске и Каменск-Уральский. До конца текущего года новые вагоны — насосные станции и цистерны-водохранилища поступят в пожарные поезда станций Смоленск, Черняховск, Круглое Поле, Нефтяная и Таловая.

В целом до 2020 г. весь парк вагонов пожарных поездов должен быть обновлен.

В новых пожарных поездах сосредоточены новейшие инновационные технологии тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Все пожарные поезда оснащены системами спутниковой навигации.

Опубликовано: Каталог «Пожарная безопасность»-2013
Посещений: 28454

Автор

Ветров В. Н.Генеральный директор ФГП ВОЖДТ России

Всего статей: 3

В рубрику «Пожарная безопасность» | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *