Содержание
- Пожарная безопасность на судне
- I. Общие положения
- II. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна
- III. Поддержание конструктивных элементов судовой противопожарной защиты, систем пожаротушения и пожарной сигнализации, противопожарного оборудования и снабжения в постоянной готовности
- Правила пожарной безопасности на судах
Пожарная безопасность на судне
По сравнению с обеспечением пожарной безопасности на объектах, расположенных на суше, где на помощь руководству, работникам организаций приходят подразделения МЧС России, правила и требования пожарной безопасности к судам, находящимся в плавании, гораздо жестче.
Обеспечение пожарной безопасности возложено на владельца судна и экипаж во главе с капитаном. Экипаж должен приложить все силы, чтобы не допустить возгорание на борту, выполнить действия при пожаре для его ликвидации; а судовладелец – подготовить судно с инженерно-технической стороны дела, укомплектовать огнетушителями, обучить экипаж.
Требования нормативных документов
Учитывая, что водный транспорт, будь это морские суда, осуществляющие торговые перевозки по всему Мировому океану, разработку, добычу полезных ископаемых, включая такие горючие жидкости, как нефть, газовый конденсат; или речной флот, работающий на внутренних водных путях нашей страны, относится к специфической, с точки зрения пожарной безопасности, категории защищаемых объектов, поэтому для ее обеспечения существуют и особые нормативные документы, учитывающие различные нюансы назначения судов, ситуаций с ними:
- «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ», в котором в статье 34 говорится о том, что подготовка судна к плаванию – это обязанность судовладельца. При этом оно считается пригодным к плаванию, если удовлетворяет, в том числе требованиям пожарной безопасности.
- «Кодекс торгового мореплавания РФ», требованиям подчиняется которого весь морской транспорт, что ходит под российским флагом. Он устанавливает всеобъемлющие правила для морских судов как в период их плавания по морским, так и по внутренним водным путям.
Исходя из определений этих официальных документов судами считаются самоходные, несамоходные плавучие сооружения, в том числе:
- морские, речные суда – пассажирские, грузовые, рыболовецкие, включая вспомогательные, маломерные, прогулочные; танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, баржи;
- суда смешанного типа река-море;
- паромы;
- дноуглубительные / дноочистительные снаряды;
- плавучие краны, доки, другие технические сооружения подобного рода;
- морские плавучие платформы по разведке, добыче полезных ископаемых на шельфе.
В них также определено, что состав экипажа судна – это капитан, лица командного состава (помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты, врачи), судовая команда.
Более конкретные требования пожарной безопасности, касающиеся всех аспектов надлежащего поддержания противопожарного судов в различных ситуациях, изложены в следующих нормативных документах:
- Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ, утвержденные приказом Минтранса РФ № 158 от 24.12.2002.
- ППБ СРС 01-2009 Правила пожарной безопасности на строящихся и ремонтируемых судах.
- Правила пожарной безопасности при проведении огневых работ на судах, находящихся у причалов морских портов, судоремонтных предприятий, утвержденные постановлением Минтранса РФ № 12 от 12.02.2004.
- ГОСТ Р 55230-2012 – о требованиях пожарной безопасности к судовым, тепловозным, промышленным двигателям.
- Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ, в том числе международных договоров РФ об обеспечении ПБ при эксплуатации морских судов, судов внутреннего водного, смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, утвержденный приказом Минтранса РФ № 154 от 30.04.2013.
На основании этого официального документа, именно представители этой Федеральной службы выполняют функции федерального пожарного надзора на судах, а не представители МЧС РФ.
Противопожарные системы и оборудование
На флоте, неважно морской он или речной, обеспечение ПБ закладывают еще на стадии проектирования судов любого типа, класса; воплощая проектные решения на стадии строительства, а затем оборудования, комплектации, а именно:
- Производится огнезащита металлических конструкций судна, в предусмотренных проектной документацией местах.
- Выполняются противопожарные перегородки / переборки между пожарными отсеками / помещениями судов.
- Устанавливаются противопожарные ворота, двери, люки, в том числе с частичным заполнением противопожарным (огнестойким) стеклом, в проемах таких переборок.
- В местах прохождения коммуникаций через противопожарные переборки все проемы, отверстия заделываются, герметизируют, в том числе водостойкими огнезащитными штукатурками, огнестойкой пеной.
- Устанавливаются огнезадерживающие клапаны на вентиляционных системах судна, огнепреградители на трубопроводах закачки топлива, жидких горючих грузов.
- Прокладываются трубопроводы стационарных систем пожаротушения судна, кабельные трассы автоматической пожарной сигнализации, СОУЭ – оповещения о пожаре.
Для своевременного обнаружения мест возникновения очагов горения, их локализации в отсеках, оперативной ликвидации на судах используются следующие виды, типы систем сигнализации, оповещения, установок тушения пожаров, являющихся важной составной частью их конструкции, оборудования:
- Автоматическая сигнализация о точном месте обнаружения очага возгорания с максимальными или максимально-дифференциальными типами тепловых пожарных извещателей, датчиками дыма, а также газовыми пожарными извещателями, выбираемыми на стадии проектирования в зависимости от назначения защищаемых отсеков/помещений судна; предстоящей пожарной нагрузки – видов, количества перевозимых в них грузов.
- Ручные пожарные извещатели для сообщения от члена экипажа судна, первым визуально обнаружившего признаки пожара, дублирования тревожного сигнала.
- Световые, звуковые пожарные извещатели, оборудование речевого оповещения/громкоговорящей корабельной связи.
- Водяные установки пожаротушения со спринклерными оросителями, устанавливаемыми для защиты кают экипажа, пассажиров, коридоров, камбуза, общественных помещений, например, кают-компании; дренчерными оросителями – для грузовых отсеков, вспомогательных помещений. Это основной вид установок пожаротушения на судах, как, впрочем, и на суше, учитывая доступность, универсальность такого огнетушащего вещества, как вода.
- Пенные установки пожаротушения для защиты машинных отделений, где установлены дизельные двигатели; электрогенераторных помещений; насосных отделений судна; грузовых трюмов, отсеков с наличием ГЖ, ЛВЖ.
- Ограниченно для защиты отдельных особо важных, небольших по площади технических помещений управления, жизнеобеспечения судна используют газовые, порошковые системы пожаротушения.
- Система внутреннего противопожарного водоснабжения / водопровода, с установленными в рассредоточенных местах судна пожарными кранами, укомплектованными рукавами, стволами.
Вся аппаратура контроля и управления противопожарными системами судна устанавливается, концентрируется в помещении главного командного пункта (рубке) управления, выполняющем функции пожарного поста, откуда капитаном передаются необходимые команды с помощью системы громкоговорящей связи, возглавляется борьба экипажа с возникшим пожаром; организацией, проведением эвакуации пассажиров в безопасные места; отработкой плана действий при авариях и катастрофах.
Кроме стационарных средств тушения пожаров, помещения корабля укомплектовываются порошковыми, углекислотными, хладоновыми огнетушителями, для определения их необходимого количества производится расчет необходимого количества огнетушителей; или оснащение первичными средствами пожаротушения, пожарным инвентарем и ручным инструментом, необходимыми для оперативного устранения небольшого по площади очага возгорания, производится по нормам положенности.
Правила противопожарного режима
Даже правильно спроектированное, оснащенное всеми необходимыми инженерными системами, техническим противопожарным оборудованием, средствами для борьбы с пожарами судно остается крайне опасным и уязвимым при возникновении очага возгорания в нем объектом защиты.
Автономность судна, наличие на борту значительных объемов пожарной нагрузки, включая пожароопасные грузы; затрудненность эвакуации людей из-за стесненности основных эвакуационных путей и выходов, ограниченности путей вывода в безопасные места требуют от судовладельца, экипажа во главе с капитаном серьезного подхода, выполнения всех правил и требований ПБ, строгого соблюдения противопожарного режима как во время плавания, так и находясь в порту.
Наиболее частыми причинами пожаров на судах являются:
- Нарушения противопожарного режима – курение вне отведенных мест, неправильная эксплуатация или использование самодельных электроприборов.
- Нарушения правил ПБ при проведении различных работ, связанных с использованием открытого огня, в том числе без оформления наряда-допуска на выполнение огневых работ.
- Механические повреждения электрооборудования, электропроводки судна.
- Нарушения мер ПБ, ошибки при складировании ЛВЖ, ГЖ, горючих сыпучих материалов в грузовых трюмах, отсеках.
- Разгерметизация трубопроводов подачи топлива с последующим контактом с горячими рабочими механизмами машин, источниками открытого пламени.
- Нарушения правил ПБ при эксплуатации котлов, печей.
Суда внутреннего водного транспорта РФ (ВВТ РФ), работа экипажей на их борту должны отвечать требованиям «Правил ПБ на судах внутреннего водного транспорта РФ», причем экземпляр этих правил обязательно входит в судовые документы, отражающие пожарную безопасность судна, и должен находиться на борту любого судна.
Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности на судне возложена на судовладельца, что эксплуатирует его от своего имени, независимо от того, его он собственник или использует его на другом законном основании. На практике ответственным за пожарную безопасность судна является капитан.
Судовладельцам, капитанам судов этими правилами вменены в обязанность организация, проведение следующих основных противопожарных мероприятий:
- Инструктажи по пожарной безопасности с командным составом, рядовыми членами экипажей судов.
- Обучение их практическим навыкам борьбы с огнем на борту судна, с использованием имеющегося арсенала противопожарных систем, установок, оборудования, первичных средств.
- Создание аварийных партий/групп из членов судовой команды для борьбы за живучесть судна при возникновении пожара. Количество, число членов таких партий/групп прямо зависит назначения, типа судна, численности экипажа.
- Ознакомление пассажиров с противопожарным режимом на судне, планами эвакуации при пожаре, действиями по эвакуации при поступлении сигнала пожарной тревоги.
- Создание, размещение в наиболее посещаемом или проходном месте на судне стенда (уголка) по пожарной безопасности, где на плакатах, планах-схемах наглядно отражены действия при возникновении пожара; приемы обращения с первичными средствами; характерные нарушения правил ПБ на судах; места размещения средств пожаротушения и другая необходимая информация.
«Правила ПБ на судах ВВТ РФ» в своих разделах дают подробную, исчерпывающую информацию о требованиях ПБ в период эксплуатации – при перевозке пассажиров, при стоянках у причалов и на рейдах; в пунктах приема и отстоя, при проведении пожароопасных ремонтных работ; а также для судов, перевозящих взрывопожароопасные, нефтеналивные грузы.
>Правила пожарной безопасности на морских судах
Рекомендованы
Постановлением Минтранса РФ
от 31 октября 2003 года N 10
I. Общие положения
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают общие требования пожарной безопасности на находящихся в эксплуатации морских судах всех типов и назначений независимо от их конструктивных особенностей и силовых установок, а также на судах смешанного плавания (река-море), совершающих плавание по морским путям, и являются обязательными для всех судовладельцев, членов экипажей судов и других лиц, временно находящихся на судне.
2. Для целей настоящих Правил применяются следующие основные понятия:
судно — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207);
судовладелец — лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;
пожарная безопасность — состояние объекта (судна), при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей;
противопожарный режим — комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации объекта (судна), направленных на обеспечение пожарной безопасности;
общесудовая тревога — тревога, объявляемая по указанию капитана судна (а в чрезвычайных ситуациях — вахтенным персоналом с последующим докладом капитану) в случаях необходимости подготовки судна к предотвращению предполагаемой опасности, поступления внутрь судна забортной воды, возникновения на судне взрыва, пожара, утечки газа или обнаружения первых признаков пожара — дыма и запахов гари;
оперативный план тушения пожара — предварительно составленный план, предусматривающий организацию тушения пожара, оптимальный и запасные варианты применения сил и средств тушения пожара в конкретном аварийном помещении (отсеке) судна;
центральный пост управления — пост управления, в котором сосредоточены средства управления и индикации следующего:
стационарной системой сигнализации обнаружения пожара;
автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализацией обнаружения пожара;
панелью индикации противопожарных дверей;
закрытием противопожарных дверей;
панелью индикации водонепроницаемых дверей;
открытием и закрытием водонепроницаемых дверей;
вентиляторами;
сигнализацией общей/пожарной тревоги;
системой связи, включая телефоны; микрофоном системы громкоговорящей связи.
(Правило II-2/3.9 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., далее — СОЛАС-74);
пожарный пост:
а) место, где сосредоточены пусковые устройства противопожарных систем, извещатели пожарной сигнализации для определенной части судна (отсека, главной вертикальной зоны, отдельных помещений);
б) хорошо видимое и доступное место, где расположены первичные средства тушения пожара и предметы противопожарного снабжения (пожарный кран, рукав и рукавный ключ, ствол, насадки, пожарный топор и др.).
3. Пожарная безопасность судов обеспечивается:
конструкцией судов, их оборудованием и снабжением;
поддержанием в рабочем состоянии и готовности к немедленному использованию противопожарного оборудования и средств для борьбы с пожаром;
выполнением экипажем требований по эксплуатации судового оборудования;
организационными мероприятиями по созданию системы противопожарной защиты судна;
соблюдением противопожарного режима на судне;
выполнением специальных требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ.
4. Требования к конструкции, оборудованию и снабжению судов, для обеспечения пожарной безопасности установлены главой II-2 СОЛАС-74, Международным кодексом по системам противопожарной безопасности (резолюция 73-й сессии Комитета по безопасности на море Международной морской организации (ИМО) MSC.98(73) от 07.12.2000*), частью VI тома I Правил классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства 1999 г. издания (далее — правила Регистра), издаваемых им с учетом даты постройки судна в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: от 05.12.2000″. — Примечание изготовителя базы данных.
5. Правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, противопожарных систем и средств устанавливаются специальными инструкциями, которыми комплектуются суда в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и правилами Регистра с учетом рекомендаций Руководства по техническому обслуживанию, ремонту и инспекциям противопожарных систем и средств (приложение к циркулярному письму ИМО от 13 мая 1998 г. MSC/Circ.850*).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. — Примечание изготовителя базы данных.
Выполнение требований указанных правил должно предусматриваться системами управления безопасностью судовладельческих организаций в соответствии с требованиями СОЛАС-74 и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (резолюция Ассамблеи ИМО А.741(18) от 05.11.1993*).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: от 04.11.1993. — Примечание изготовителя базы данных.
6. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна, поддержание противопожарного режима на судне осуществляются в соответствии с требованиями СОЛАС-74, Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (далее — ПДНВ-78), предусматривающей требования к компетентности, профессионализму и квалификации членов экипажей судов и их оценку, и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.
7. Специальные требования пожарной безопасности, зависящие от специфических особенностей судов, типов силовых установок, а также подлежащих выполнению при перевозке различных грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ, устанавливаются соответствующими нормативными документами.
8. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна возлагается на судовладельца.
Если судно передано другому предприятию для ремонта или отстоя, то противопожарные мероприятия и ответственность за его пожарную безопасность могут быть возложены на предприятие, принявшее судно для ответственного хранения на время ремонта или отстоя, если это условие установлено договором судовладельца и предприятия.
9. За противопожарную безопасность несет ответственность:
судна, находящегося в эксплуатации или ремонте при наличии судового экипажа, — капитан судна;
ремонтируемого судна при отсутствии судового экипажа — судоремонтное предприятие, что должно быть предусмотрено договором судовладельца и судоремонтного предприятия;
судна, находящегося в доке, — предприятие, производящее доковые работы независимо от наличия экипажа на судне, находящегося в доке.
10. Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности при проведении ремонтных работ подразделениями судоремонтного предприятия возлагается на предприятие, производящее эти работы.
11. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, а также ремонтных и других видов работ, производимых силами судового экипажа или ремонтными бригадами, взятыми в рейс, возлагается на капитана судна.
12. О всех случаях пожара, принятых мерах по спасению людей и ликвидации пожара, последствиях, вызванных пожаром, капитан судна обязан сообщать судовладельцу и администрации морского порта регистрации судна (капитану морского порта).
13. Контроль выполнения эксплуатационных требований в отношении пожарной безопасности судна осуществляет капитан морского порта в соответствии с требованиями правила 19 главы I СОЛАС-74, статьей 5 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (далее — МАРПОЛ 73/78), статьей X ПДНВ-78, главой V Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и рекомендациями резолюции Ассамблеи ИМО А.742(18) от 05.11.1993.
II. Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна
14. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. N 900, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 33, ст.4119), прошедшие соответствующую противопожарную подготовку в морских учебных заведениях по программам, одобренным Министерством транспорта Российской Федерации, учитывающие, в том числе, обязательные требования для подготовки и квалификации лиц командного и рядового состава специализированных судов определенных типов (Глава V ПДНВ-78).
15. Лица, не являющиеся пассажирами и членами экипажа судна (подменные и ремонтные бригады, практиканты и т.п.), до выполнения возложенных обязанностей должны пройти инструктаж и приобрести знания:
о символах, знаках безопасности и сигналах аварийно-предупредительной сигнализации;
о подаче сигнала при обнаружении дыма или пожара, нахождении и использовании индивидуальных спасательных средств, путях эвакуации и месте сбора;
об использовании переносных огнетушителей и действиях по открытию и закрытию противопожарных дверей;
о методах и приемах первой медицинской (доврачебной) помощи.
16. На судах, имеющих на борту пассажиров, в срок не более 24 часов после выхода из порта должен быть проведен учебный сбор и противопожарный инструктаж всех пассажиров, ознакомление с местами нахождения и правилами пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами.
На пассажирских судах, заходящих в промежуточные порты и принимающих на борт новых пассажиров, должна проводиться периодическая радиоинформация о мерах и правилах пожарной безопасности.
17. Все вновь прибывшие члены экипажа судна должны пройти первичный инструктаж о мерах пожарной безопасности на рабочем месте.
Обучение и инструктаж по использованию спасательных средств и их снабжения и по использованию средств пожаротушения должны проводиться на судне как можно скорее, но не позднее чем через 2 недели после прибытия члена экипажа на судно, однако, если член экипажа приписан к судну в соответствии с определенным графиком, такое обучение должно проводиться не позднее чем через 2 недели после того, как он впервые прибудет на судно. Индивидуальный инструктаж может касаться различных частей судовых спасательных средств и судовых средств пожаротушения, однако все судовые спасательные средства и судовые средства пожаротушения должны быть рассмотрены в течение 2 месяцев (правило III 19/4.1 СОЛАС-74).
Проведение инструктажа возлагается капитаном судна на лиц командного состава и оформляется записью в журнале инструктажа, хранящегося у старшего помощника капитана.
18. Противопожарная подготовка на судне обязательна для всех членов экипажа. Она должна проводиться непрерывно в соответствии с планами технической учебы, утверждаемыми капитаном судна, и включать изучение:
устройств и конструктивных особенностей судна;
организации пожаротушения на судне;
схем противопожарной защиты;
мест сбора и обязанностей отдельных членов экипажа;
стационарных и переносных средств пожаротушения, правил их эксплуатации, поддержания в исправности и готовности к действию;
аварийных дыхательных устройств;
личных обязанностей по борьбе с пожаром и личных процедур безопасности.
Также должны проводиться периодические практические учения (в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям) в соответствии с расписаниями по пожарной тревоге, согласно оперативным планам тушения пожаров, задачам и функциям аварийных партий (групп) по отработке операций по организации борьбы с пожарами и эффективному использованию средств пожаротушения.
Практические занятия проводятся по учебным тревогам, объявляемым по указанию капитана судна.
19. На судне должны проводиться общесудовые и частные учения по борьбе с пожаром.
Общесудовые учения подразделяются на подготовительные, зачетные и показательные.
Частные учения проводятся в составе аварийных партий.
20. Общесудовые учения проводятся со всем экипажем под руководством капитана судна по заранее подготовленному плану, к разработке которого привлекается весь командный состав судна. В зависимости от натренированности экипажа общесудовые учения проводятся в простых или сложных условиях с применением средств имитации: с задымлением помещений и принятием мер предосторожностей, исключающих возможность аварий на судне (а при стоянке в порту — с информацией капитана порта), а также вводных команд и инструктажей, определяющих сложность учебных задач.
21. Частные учения проводятся командирами аварийных партий по планам, утвержденным старшим помощником капитана судна, как по общесудовым тревогам, так и без объявления их.
22. Занятия по противопожарной подготовке должны проводиться не реже одного раза в месяц.
На пассажирских судах проведение экипажем учений по борьбе с пожаром и оставлению судна должно осуществляться не реже одного раза в неделю.
23. Члены экипажа, в обязанности которых входит разведка пожара, должны пройти обучение по устройству судна, использованию дыхательных аппаратов и изолирующих противогазов.
Данные о проведении учебных сборов, подробное описание учений по оставлению судна и по борьбе с пожаром, учений со спасательными средствами и содержание проводимых на судне учебных занятий должны заноситься в судовой журнал. Если учебный сбор, учение или учебное занятие не были проведены в полном объеме в назначенное время, то в судовом журнале должна быть сделана запись, поясняющая обстоятельства и объем проведенного учебного сбора, учения или учебного занятия. (Правило III/19.5 СОЛАС-74).
25.* При перевозке опасных грузов до принятия их на борт экипаж должен получить информацию о взрыво- и пожароопасности груза, знать запрещенные и рекомендуемые огнегасительные средства, иметь в наличии и уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты, уметь использовать специальные средства тушения пожара применительно к принятому к перевозке грузу.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
26. Организация противопожарной подготовки членов экипажа непосредственно на судне и ответственность за ее качество возлагается на капитана судна.
27. На судне в центральном посту управления либо в рулевой рубке или на видных местах в коридорах и вестибюлях должны быть вывешены планы общего расположения судна с указанием для каждой палубы:
размещения постов управления;
расположения огнестойких и огнезадерживающих конструкций;
помещений, защищаемых системой пожарной сигнализации;
помещений, защищаемых стационарными системами пожаротушения, с указанием местонахождения приборов и арматуры для управления их работой, а также расположения пожарных кранов;
средств доступа в различные отсеки, на палубы и т.п. с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей;
систем вентиляции, включая устройства управления вентиляторами, с указанием расположения заслонок и опознавательных номеров вентиляторов;
размещения противопожарного снабжения и аварийных дыхательных устройств;
местонахождения инструкций по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок для тушения и локализации пожара.
28. Документация, содержащая сведения, перечисленные в п.27, должна быть сформирована в буклет (брошюру), один экземпляр которого должен храниться у каждого лица командного состава и один в легкодоступном месте.
Специально защищенный буклет от воздействия морской среды должен постоянно храниться снаружи надстройки в брызгозащищенном укрытии, окрашенном в красный цвет и обозначенном специальным знаком (Fire plans), установленным правилами Регистра.
Требования к оформлению планов, включаемых в буклеты, а также размещению буклетов установлены Правилами Регистра.
29. На судне должна быть разработана схема управления подразделениями судового экипажа в аварийных ситуациях (включая борьбу с пожаром) с образованием командных пунктов, постов, аварийных партий (групп) и назначением их командиров в соответствии с судовым расписанием по заведованиям.
Типовая схема управления с распределением обязанностей и ответственности приведена в отдельной инструкции об организации и действиях экипажа по борьбе за живучесть судна и охрану человеческой жизни на море.
30. На аварийные партии возлагается разведка пожара, осмотр отсеков (после пожара и взрыва), герметизация помещений, эвакуация людей, вынос раненых из аварийных помещений, постановка пластырей, заделка пробоин, удаление воды (в том числе скопившейся в результате тушения пожара), борьба с дымом и паром, ликвидация повреждений судовых систем и оборудования, разборка завалов, перекачка жидких грузов, взаимодействие с подразделениями Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательными подразделениями, экипажами судов, оказывающих помощь.
31. В порту, при увольнении экипажа на берег, ежедневно должна формироваться стояночная аварийная партия, способная обеспечить борьбу с пожаром и взаимодействие с подразделениями Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательными подразделениями и экипажами других судов.
Стояночные аварийные партии создаются из расчета не менее 1/5 численности экипажа при стоянке у причала и 1/3 — при стоянке на рейде.
Командиром стояночной аварийной партии назначается вахтенный помощник капитана, заместителем — вахтенный механик.
32. При формировании стояночных аварийных партий должны учитываться требования безопасности, устанавливаемые капитанами морских портов в соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3833) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2002 г. N 705 «О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 39, ст.3802).
33. В системе противопожарной защиты судна должен применяться сигнал пожарной (общесудовой) тревоги в виде непрерывного звонка громкого боя в течение 25-30 сек. Сигнал должен дублироваться по трансляции (громкоговорящим средствам связи) с указанием места возникновения пожара.
При выходе из строя звонка громкого боя сигнал тревоги подается паровым свистком, тифоном или сиреной.
Отбой тревоги объявляется по трансляции (громкоговорящим средствам связи).
34. На судне должно быть разработано и постоянно корректироваться в соответствии с изменениями в составе экипажа расписание по пожарной тревоге, входящее составной частью в общее расписание по тревогам, включая шлюпочную, химическую, «Человек за бортом», «Радиационная опасность», «Борьба с разливами нефтепродуктов».
Типовая форма расписания по тревогам приведена в отдельной инструкции (п.29).
35. При стоянке судна в порту должно разрабатываться ежедневное расписание по общесудовым тревогам, включая пожарную, вывешиваемое на видном месте у трапа судна.
Типовая форма стояночного расписания приведена в отдельной инструкции (п.29).
36. Каждому члену экипажа судна должна быть выдана каютная карточка, содержащая описание сигналов тревог и выписку его обязанностей по тревогам, включая пожарную, с указанием места прибытия (сбора).
Каютная карточка должна быть прикреплена над койкой члена экипажа или на видном месте при выходе из каюты.
37. У спальных мест пассажиров или на видном месте при выходе из пассажирской каюты должна быть вывешена каютная карточка, содержащая полную информацию о действиях пассажира по тревогам, включая пожарную, местах сбора и использовании спасательных средств.
38. На судне должны быть разработаны и утверждены капитаном судна оперативные планы борьбы с пожарами для всех грузовых помещений, отсеков машинного отделения, кладовых горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, блоков жилых и служебных помещений, кладовых взрывчатых веществ (крюйт-камер), лабораторий, зрительных залов, постов управления и других помещений, подробный перечень которых определяет капитан судна.
39. Оперативные планы хранятся в папке руководящих документов по борьбе с пожаром на главном командном пункте и у командиров аварийных партий согласно схеме управления подразделениями экипажа судна в аварийных ситуациях (п.29).
Командирам аварийных групп должны быть выданы выписки из оперативных планов, в которых указываются команды и действия группы по тушению пожара.
Состав, содержание и примерный оперативный план приведены в отдельной инструкции (п.29).
40. На пассажирском судне должны быть разработаны «Схемы путей эвакуации» с указанием всех возможных путей эвакуации пассажиров и экипажа из различных помещений и отсеков, включая использование иллюминаторов и производство вырезов в конструкциях судна.
Количество схем путей эвакуации и места их расположения на видных и хорошо освещенных местах в различных помещениях судна определяются капитаном судна.
На пассажирском судне полный комплект схем путей эвакуации должен быть оформлен в виде стенда, расположенного в вестибюле судна, с указанием значения сигналов тревог, изложением инструкции по использованию индивидуальных спасательных средств и рисунками по тексту изложения.
Организация эвакуации людей при пожаре определяется отдельной инструкцией и учитывается судовым расписанием по тревогам.
41. Для размещения и хранения противопожарного снабжения на судне должны быть оборудованы специальные кладовые и пожарные посты, размещаемые и комплектуемые согласно правилам Регистра.
Количество пожарных постов устанавливается правилами Регистра в зависимости от размерений и конструктивных особенностей судна. Расположение пожарных постов заносится в план общего расположения (п.27) и приводится в расписании по тревогам.
42. Над местом расположения пожарного поста должна быть помещена надпись красными буквами на белом фоне «Пожарный пост» и на видном месте — опись хранящегося снабжения.
Отсутствие на штатных местах оборудования, указанного в описи, не допускается.
43. Условия хранения противопожарного снабжения (включая температурный режим) должны отвечать требованиям правил Регистра и инструкциям по эксплуатации и применению конкретных изделий и материалов.
III. Поддержание конструктивных элементов судовой противопожарной защиты, систем пожаротушения и пожарной сигнализации, противопожарного оборудования и снабжения в постоянной готовности
44. На судне не должна нарушаться целостность противопожарных переборок и теплоизоляция на них. Не допускается неисправность противопожарных дверей и заслонок, механизмов управления ими как дистанционных, так и в местах установки.
45. На каждой противопожарной двери в районе ручного привода должна быть помещена надпись на русском и английском языках, поясняющая порядок закрытия и открытия двери. Нарушения плавности хода, плотности прилегания дверного полотна к раме, наличие препятствий, затрудняющих закрытие и открытие, не допускаются.
Правила пожарной безопасности на судах
Обеспечить пожарную безопасность на водном транспорте любого назначения очень важно. Каждое судно имеет не менее десяти смежных помещений с разной степенью пожароопасности, в материалах судна и отсеков есть горючие вещества. Эвакуация людей затрудняется, поскольку пути вывода ограничены.
При пожаре тепло очень быстро перекидывается на смежные помещения из-за наличия легко нагревающихся элементов в сооружении (например, пластмассы) и высокой теплопроводности металлических конструкций.
Самые распространенные причины возникновения пожара на судне:
- нарушение правил пожарной безопасности (курение в неустановленных местах, неаккуратное обращение с электроприборами и огнем);
- повреждения проводки или электрических устройств;
- наличие большого количества легковоспламеняющихся материалов;
- несоблюдение правил по проведению огнеопасных работ (сварка и другие действия, связанные с открытым огнем);
- разбрызгивание топлива на горячие поверхности механизмов;
- возникновение искр при работе котлов, печей и ударах;
- попадание разрядов статического и атмосферного электричества.
Ответственным за обеспечение ПБ судна и его оснащение противопожарными и сигнальными приборами является владелец транспорта. За противопожарную безопасность судна, находящегося в плавании, отвечает капитан. Если судно нуждается в восстановлении, то все обязательства ложатся на ремонтную организацию.
Правила пожарной безопасности на судах морского флота
Первым, главным, мероприятием является проведение детального инструктажа персонала и работников судна. В том случае, если водный транспорт служит для перевозки пассажиров, то в течение суток после отплытия они тоже должны ознакомиться с правилами пожарной безопасности, изучить места размещения спасательных устройств на судне, а также проработать правила пользования средствами спасения на воде.
Противопожарная подготовка на судне является обязательной для всех членов экипажа и включает в себя изучение:
- конструкции судна;
- схем противопожарной защиты;
- организации тушения пожара;
- средств пожаротушения и правил их использования;
- точек сбора членов экипажа;
- личных мер безопасности.
Для членов экипажа периодически устраиваются практические учения.
Наиболее посещаемые места должны быть оборудованы стендами, изображающими:
- расположение огнестойких и огнезадерживающих конструкций;
- схему размещения пунктов управления противопожарными средствами;
- помещения, оборудованные системой пожарной сигнализации;
- пути эвакуации и средства доступа в разные помещения;
- помещения, оснащенные стационарными системами пожаротушения, устройства управления ими, местонахождение пожарных кранов;
- системы вентиляции и всех ее элементов;
- мест хранения инструкций по техобслуживанию и использованию всех противопожарных средств.
На судне должны формироваться специальные группы людей, находящиеся на стационарных контрольных постах. Их функции – разведка пожара, герметизация помещений, эвакуация людей и т. д.
Обязательно наличие на судне центрального поста, на котором установлены:
- система оповещения и обнаружения пожара постоянного использования;
- автоматическая дождевальная система тушения пожара;
- панель индикации противопожарных и водонепроницаемых дверей;
- система управления открытием/закрытия водонепроницаемых дверей и закрытия противопожарных дверей;
- вентиляторы;
- система сигнализации и связи;
- микрофон системы громкоговорящей связи.
Противопожарная система должна быть оснащена тревожным сигналом оповещения, представляющим собой непрерывный громкий звонок длительностью 25 – 30 сек, который дублируется посредством громкоговорителей.
Мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность судов:
- конструирование судов согласно установленным правилам;
- снабжение судов противопожарным оборудованием и другими средствами;
- хранение противопожарной техники в специальных местах с открытым доступом (пожарные посты), работоспособность и полная исправность оборудования;
- выполнение всех правил и требований членами экипажа;
- соблюдение противопожарного режима на судне;
- знание и четкое следование специальным требованиям при перевозке грузов, погрузочным / разгрузочным и другим работам.
Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта
Правила пожарной безопасности должны знать и выполнять все владельцы судов и члены экипажа. Для этого проводится обучение всех присутствующих на судне по разным направлениям, и четыре вида инструктажа: вводный, первичный, повторный и внеплановый. Перевозка веществ и материалов высоких классов пожаро- и взрывоопасности предусматривает изучение членами экипажа дополнительных правил.
Организация мероприятий по обеспечению на судах противопожарного режима, а также следование установленным правилам пожарной безопасности при протекании технологических процессов в периоды работы, ремонта или отстоя судна, должна выполняться специальными службами судовладельца, судоремонтных предприятий или порта. Если такой службы нет, данные функции исполняет технический персонал со специальной подготовкой.
Каждое судно должно иметь места (машинное отделение, рулевая рубка, коридоры жилых помещений, палубы), оснащенное плакатами со схемами:
- позиций управления средствами пожаротушения;
- размещения пожарных кранов и оборудования;
- путей эвакуации;
- точек удаленного закрытия трубопроводов топливных емкостей;
- помещений, оборудованных стационарными системами пожаротушения.
Места, отведенные для курения, должны обеспечиваться металлическими урнами с водой табличками с соответствующими надписями.
На судах внутреннего водного пользования запрещается:
- использовать открытый огонь;
- курить, если это не специально отведенные места;
- применять непредусмотренные правилами электроприборы;
- хранить горючие жидкости или склонные к воспламенению материалы в открытых бутылках, лаки и краски – вне малярных кладовых, самовоспламеняющиеся материалы – ворохом или связанными;
- сушить около отопительных электроприборов вещи;
- делать барьеры на проходах и доступах к средствам пожаротушения.
Правила пожарной безопасности на судах речного флота
Ответственность за оснащение судна лежит на его владельце, а за пожарную безопасность во время эксплуатации – на капитане или командире.
Пожарная безопасность на речных судах гарантируется выполнением следующих требований:
- прохождением всеми членами экипажа первичного инструктажа в соответствующей организации и последующих – на рабочем месте;
- проведением ежегодного повторного инструктажа;
- проведением разъяснительной работы с членами экипажа по вопросам пожарной безопасности;
- соблюдением правил пожарной безопасности;
- регулярной проверкой, направленной на определение наличия пожарного оборудования и степени готовности его рабочего состояния;
- подготовкой и, в случае необходимости, выполнением вспомогательных мероприятий по укреплению пожарной безопасности судна;
- оформлением графика дежурств по пожарной тревоге, подготовкой карточек, вывешиваемых в каюте каждого члена экипажа, с обязанностями в случае пожара.