Содержание
- Как увеличить эффективность?
- Часть первая — прокачиваем себя и коллектив
- Часть вторая — создаем настоящую команду
- Как добиться увеличения предложений работников в организации (привести численность в соответствие с ее реальными потребностями), не прибегая к дополнительному найму со стороны?
- Способы повышения эффективности управленческого труда
- Управленческий труд и способы повышения его эффективности
- Выделяют 3 вида управленческого труда:
- Основные современные черты управленческого труда:
Как увеличить эффективность?
Для того, чтобы понять как улучшить эффективность работы персонала, надо разобраться с возможными причинами низкой результативности работников.
К основным преградам, которые мешают сотрудникам работать эффективнее, можно отнести:
1. Отсутствие мотивации (внутренней и внешней).
Увеличение эффективности персонала во многом основано на внешних и внутренних стимулах. Мотивация – была, есть и будет главной движущей силой в направлении достижения новых результатов.
Чаще всего, внимание уделяется внешней системе мотивации (материальному поощрению, признанию заслуг) и обходится стороной внутренняя мотивация самого сотрудника.
Внутренняя мотивация основывается на самоанализе достигнутых результатов. Самое верное решение – это давать персоналу самостоятельно оценивать свою работу. В идеале результат должен совпадать с оценкой руководителя. При таком подходе человек чувствует, то только он может повлиять на свои достижения, а полученное вознаграждение является заслуженным.
2. Отсутствие обучения.
Возможности обучаться выступает в роли мотивационного фактора для развития и роста персонала.
Для руководства это еще и инвестиция в:
- борьбу с конкурентами;
- развитие лояльности и удовлетворенности своих клиентов;
- продажи – не сотрудники ищут клиентов, а клиенты хороших специалистов.
3. Отсутствие контроля.
Сегодня компании разделились на два лагеря: тех, кто контролирует процесс и тех, кто контролирует результат. Контроль деятельности должен быть, но какой – зависит от сферы деятельности фирмы.
4. Негативная корпоративная среда.
Корпоративная культура создает социально-психологические условия труда. Она представляет собой среду, которая вдохновляет, мотивирует, поддерживает.
Попадая в неблагоприятную обстановку, у сотрудника появляется два возможных пути выхода из нее: первый – это непосредственный уход из такого коллектива, и второй – это адаптация к среде. Даже хорошие сотрудники заражаются вирусом неуважения к руководству, халатности, безответственности, лени. Иногда, единственным путем выхода из ситуации является увольнение персонала, который не разделяет миссию компанию и тянет коллектив назад.
5. Отсутствие целей и KPI.
Внедрение системы KPI проводится с целью оценки эффективности работы сотрудников. Причиной плохих результатов может быть отсутствие целей или их некорректная постановка.
Цели и метрики измерения результата являются неделимыми. Для того, чтобы сотрудники достигали цели – они должны их сами ставить. Через постановку цели приходит осознание к чему стремится и как этого достичь.
Спущенные сверху цели не находят должного отклика, полного вовлечения не происходит.
6. Неоправданные ожидания.
Как правило, хорошие сотрудники приступают к работе с большим энтузиазмом. Они прошли собеседование, узнали о деятельности компании, и согласились со всеми условиями. Но весь запал пропадает, когда на деле все оказывается совсем не так.
Завышение ожиданий соискателя плохо отражается не только на его дальнейшей работе, но и на репутации компании. Поэтому стоит быть всегда предельно честными с соискателями и своими сотрудниками. “Золотые горы” прибавляют привлекательности лишь на первом этапе, а потом приносят только ущерб.
Часть первая — прокачиваем себя и коллектив
Начните с себя
Руководитель — душа коллектива. Как полководец в армии. Вы либо можете повести за собой людей, либо нет. Если нет — вы плохой руководитель и идти дальше бесполезно. Поэтому самый профессиональный, замотивированный и дисциплинированный человек в команде — это босс.
Как этого добиться? Помните фильм “Александр” с Колином Фарреллом про Александра Македонского? Там есть сцена, которая может служить уроком каждому начальнику. В ней наставник говорит молодому Александру: “Первое правило войны: делай то, что приказываешь своим людям. Не больше и не меньше!”
Вы всегда должны быть в гуще событий, особенно в сложных ситуациях. Ничто так не расхолаживает коллектив, как начальник, приезжающий на работу к обеду подписать бумаги. Уж если ему наплевать, думают подчиненные, то нам — тем более.
Далее — профессионализм. Самый прокачанный спец в команде — это руководитель. Он должен навскидку отвечать на большинство рабочих вопросов подчиненных. Не можете навскидку — бегите гуглить. Но не оставляйте вопросы без ответов и не давайте сотрудникам вариться в собственном соку.
Для того, чтобы стать профи, нужно постоянно учиться. Семинары, книги, обучающие видео — все пойдет в дело. Идеально, если обучение войдет в привычку. Час в день — на обучение. Ищите новые веяния, подсматривайте новшества конкурентов, словом, держите руку на пульсе.
И последнее — мотивация лидера. Для себя вы можете работать ради чего угодно, но подчиненные должны думать, что вы трудитесь ради идеи. Человек, по-настоящему любящий свое дело и верящий в него, вызывает восхищение у любого. Восхищение и зависть. Все хотят заниматься любимой работой. Поэтому еще раз: ваш главный мотиватор — светлые идеалы. Это должны видеть подчиненные. А теперь переходим к первому киту эффективного коллектива.
Мотивация
Мотивация — это желание работать. Замотивировать сотрудника — значит предложить ему цель, ради которой он станет трудиться. Бывает материальная и символическая. Примеры материальной мотивации:
- деньги. Не будем лукавить — это самый мощный мотиватор в мире. Можно сколько угодно кормить соловья (сотрудника) баснями о великой цели, но за копейки он работать не будет. Сама по себе большая зарплата — не мотиватор, к любым деньгам быстро привыкают. Деньги начинают мотивировать, когда работник чувствует связь между хорошей работой и суммой на банковском счете. Поработал ударно — получил премию. Сдал проект раньше срока — прибавка к окладу. Вот так это работает;
- карьера. В принципе это тоже деньги, но с примесью статуса. Быть старшим менеджером круче, чем простым. А получать за это в два раза больше денег — вообще красота;
- бонусы и привилегии. Компенсация стоимости проезда, питание, корпоративная сотовая связь — все это тоже хорошие мотиваторы.
Символическая мотивация:
- вклад в общее дело. Когда сотрудник чувствует, что от него что-то зависит, к нему прислушиваются, его идеи воплощаются в жизнь, это сильно повышает лояльность и эффективность работы;
- командный дух. Если работник понимает, что коллектив — его вторая семья, он старается больше. Отшельники и одиночки работают менее эффективно бывают и исключения;
- простое человеческое спасибо. Похвалы за успешную работу, одобрение руководителя и коллег мотивирует не по-детски.
Это были примеры положительной мотивации, а есть еще и отрицательная. Тоже бывает материальная и символическая. Наказать рублем и лишить премии — отрицательная мотивация. Заставляет быть внимательнее и ответственнее относиться к своим обязанностям. Выговор, замечание — способ заставить работать лучше, не прибегая к финансовым инструментам.
К мотивации можно применить творческий подход. Например, выбирать лучшего сотрудника недели и поощрять его. Только лучший сотрудник недели — это скучно. Пусть лучше это будет “Монстр маркетинга месяца”. И наоборот “Свинюшка недели” — антипремия самому неаккуратному работнику, чей стол вечно завален хламом.
Дисциплина
Железная дисциплина серьезно повышает эффективность коллектива. Даже если рассуждать математически, то получится, что чем больше сотрудники пинают валяют дурака, тем меньше они работают. Но это не главное. Если с дисциплиной в отделе бардак, то бардак будет и в головах у сотрудников. Перечислим главные правила дисциплины. Мы подсмотрели их на режимных предприятиях советского образца — там с дисциплиной все в порядке:
- внутренний трудовой распорядок. Это режим работы. Рабочее время — с 9:00 до 18:00, обед с 13:00 до 14:00. Два перерыва по 10 минут в течение рабочего дня. Напечатать на листочках и развесить в отделах, строго следить за соблюдением. Хочешь задержаться или уйти раньше — все только с письменного согласия начальника;
- субординация. Старший менеджер подчиняется начальнику отдела, а ему — менеджеры по продажам. Вассал моего вассала — не мой вассал. Через голову прыгать нельзя. Приказы не обсуждаются;
- должностные инструкции. Это документ, в котором подробно перечислены права и обязанности сотрудников. Они у каждого свои: у менеджеров, у маркетологов, у бухгалтера. Можно скачать из интернета типовые инструкции и переделать их под свою специфику;
- замещение отсутствующего руководителя. Начальник уехал в отпуск и в офисе праздник — все дружно забросили дела и зависают в соцсетях? Чтобы этого не произошло — назначайте исполняющего обязанности. Приказом, под роспись работников. Пусть знают, что в отсутствие начальника отдела должны подчиняться старшему менеджеру;
- дресс-код. А почему бы нет? Никто не говорит, что нужно по полной закрутить гайки и заставлять сотрудников ходить исключительно в костюмах. Но запретить шорты, треники и глубокие декольте — вполне разумно.
В дисциплине главное — система. Здесь тоже нужна мотивация на соблюдение правил. Штрафа за опоздание, выговоры за невыполнение распоряжений — все это должно быть систематизировано. Главное правило — никаких исключений. Если что-то можно, то можно всем и всегда. Нельзя — значит нельзя никому и никогда. Точка.
Профессионализм
Насколько бы сотрудники не были трудолюбивы и ответственны, они не будут работать эффективно, если не умеют. Их нужно научить. Это системная работа и проводить ее нужно в несколько этапов:
- Первичный инструктаж при приеме на работу. Проводится для введения новичка в курс дела. Лучше, если инструктаж проведет непосредственный руководитель. Нужно рассказать, чем тут занимаются, как происходит рабочий процесс и что вообще за работа.
- Чтение должностных инструкций. Не нужно сразу направлять человека в гущу событий. Дайте ему денек-другой на изучение нормативной документации. А вместе с ней подсуньте почитать дельные книги, например, по маркетингу и основам продаж. Потом устройте небольшое собеседование и посмотрите, как новичок усвоил материал.
- Работа под присмотром опытного сотрудника. Помогает новичку адаптироваться в коллективе и быстрее освоить обязанности. На роль наставника выбирайте самого грамотного работника, который сможет не только показать, но и рассказать и объяснить.
- Обучение в учебных центрах. Повышение квалификации нужно проводить постоянно. Чем чаще, тем лучше. Единственное, на что нужно обратить внимание — качество обучения. Сейчас из каждой дырки лезут желающие научить вас и ваших сотрудников всему и сразу. Поэтому тщательно подходите к выбору курсов. Хорошее обучение стоит приличных денег. Спикеры имеют хорошие отзывы, их работы легко найти в интернете. Молодые мальчики и девочки, которые бесплатно готовы поделиться своими знаниями, на эту роль не годятся.
- Посещение семинаров, конференций и выставок. Если к вам в город едет известный бизнесмен и хочет почитать лекции — не упускайте эту возможность. Езжайте на мероприятие сами, посылайте сотрудников — хотя бы несколько человек. Так они наберутся новых мыслей и будут фонтанировать свежими идеями.
- Заведите в офисе небольшую библиотеку. Тематику литературы подбирайте исходя из рода вашей деятельности. Для продажников подойдут книги по маркетингу и SMM, для копирайтеров — литература по написанию статей. Пусть каждый сотрудник имеет доступ к книгам.
Часть вторая — создаем настоящую команду
Ну хорошо. Вы выполнили первую часть работы и прокачали сотрудников по отдельности. Теперь они замотивированы, обучены и имеют железную дисциплину. Но от всего этого не будет толку, если коллектив не работает как единый организм. Для этого сотрудников нужно сплотить в настоящую команду. Вот несколько рабочих способов:
- ставьте перед сотрудниками общую цель. Работники должны понимать, что если каждый будет тянуть одеяло на себя, общий результат от этого проиграет. Для этого грамотно распределите между сотрудниками обязанности. Каждый отвечает за свой участок работы;
- разработайте систему корпоративных ценностей. Здесь вполне можно стремиться к идеалу. “Стать лучшим интернет-магазином в сегменте”, “Предоставить клиентам лучший сервис в стране”, “Заработать миллиард рублей за квартал”. Чем круче — тем лучше. Пусть это станет девизом команды. Можно заказать баннер и поставить его на видном месте в офисе. У наших коллег стоял такой: “Качество — это возвращение заказчика, а не продукции”;
- проводите совместный досуг. Речь не только о корпоративах, банкетах и вечеринках в честь дня рождения директора. Совместные спортивные мероприятия, выезды на природу или на экскурсии потрясающе сплачивают коллектив. Можно даже посмотреть сквозь пальцы на то, что половину понедельника коллеги обсуждают насыщенные выходные — это будет только плюс;
- проводите планерки, летучки, совещания и оперативки. Чем больше вы общаетесь напрямую с коллективом, тем лучше. На совещаниях давайте высказаться всем желающим. Пусть даже новички знают, что их мнением дорожат и всегда дадут слово. Так никто не выпадет из обсуждения и все будут чувствовать причастность к общей идее;
- устраивайте мозговые штурмы. Совместное решение задачи сплачивает коллектив на раз. Да и сами сотрудники привыкают работать совместно, а не поодиночке.
Соблюдая эти несложные правила, вы серьезно повысите эффективность работы коллектива. Запомните: мотивация, дисциплина, профессионализм, команда. И вперед, к новым свершениям!
Как добиться увеличения предложений работников в организации (привести численность в соответствие с ее реальными потребностями), не прибегая к дополнительному найму со стороны?
а) использовать сверхурочную работу;
б) использовать лизинг рабочей силы;
в) использовать гибкое рабочее время;
г) использовать контракты на конкретную работу.
12. Укажите, какому психотипу неформальной группы соответствует поведение работника, который делая добро своим коллегам, жалеет об этом:
а) «молчун»;
б) «ложный альтруист»;
в) «агрессист»;
г) «максималист».
13. Адаптация — это:
а) приспособление работника к новым профессиональным, социальным и организационно-экономическим условиям труда;
б) взаимное приспособление работника и организации путем постепенной врабатываемости сотрудника в новых условиях;
в) приспособление организации к изменяющимся внешним условиям;
г) освоение работником новой профессии.
14. Укажите, какой из предложенных последовательностей этапов делового общения является правильным:
а) обсуждение проблемы; установление контакта; ориентация в ситуации; принятие решения.
б) установление контакта; ориентация в ситуации; обсуждение проблемы; принятие решения.
в) ориентация в ситуации; обсуждение проблемы; установление контакта; принятие решения.
г) ориентация в ситуации; установление контакта; обсуждение проблемы; принятие решения.
15. Наиболее достоверным методом оценки способностей кандидата выполнять работу, на которую он будет нанят, является:
а) психологические тесты;
б) проверка знаний;
в) проверка профессиональных навыков;
г) графический тест.
16. К преимуществам внутренних источников найма относят:
а) низкие затраты на адаптацию персонала;
б) появление новых идей, использование новых технологий;
в) появление новых импульсов для развития;
г) повышение зарплаты работникам.
17. Что следует понимать под текучестью персонала?
а) все виды увольнений из организации;
б) увольнения по собственному желанию и инициативе администрации;
в) увольнения по сокращению штатов и инициативе администрации;
г) увольнение по собственному желанию и по сокращению штатов.
18. Какие методы наиболее эффективны для обучения техническим приемам (ремонт несложной бытовой техники, электродвигателей, прием коммунальных платежей, расчет процентов по вкладам)?
а) инструктаж;
б) ротация;
в) ученичество и наставничество;
г) лекция;
19. Укажите, какая стратегия поведения в конфликтной ситуации соответствует правильному разрешению конфликта в коллективе:
а) сотрудничество;
б) компромисс;
в) приспособление;
г) уклонение.
20. Укажите, какой из предложенных порядков динамики производственного конфликта является правильным:
а) повод; осознание противоречий; конфликтные действия сторон; разрешение конфликта.
б) осознание противоречий; повод; конфликтные действия сторон; разрешение конфликта.
в) конфликтные действия сторон; повод; осознание противоречий; разрешение конфликта.
г) повод; конфликтные действия сторон; осознание противоречий; разрешение конфликта.
Тестовые задания к I этапу междисциплинарного экзамена
по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной
Деятельности»
1. Правовое регулирование экономических отношений в условиях рыночной экономики необходимо для:
а) обеспечения прав и интересов предпринимателей;
б) обеспечения прав и интересов государства;
в) обеспечения прав и интересов участников экономических отношений;
г) обеспечения защиты в суде.
2. Предпринимательской деятельностью является:
а) самостоятельная, осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке;.
б) деятельность по получению дохода и прибыли;
в) осуществляемая на страх и риск деятельность по зарабатыванию средств к существованию на основании закона;
г) деятельность по получению прибыли от продажи товара или оказанию услуг.
3. Юридическим лицом признается:
а) организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
б) организация, которая владеет, пользуется и распоряжается собственностью по своему усмотрению;
в) организация, которая осуществляет имущественные и личные неимущественные права;
г) организация, которая имеет право обращаться в суд за защитой нарушенных своих прав.
4. Добровольное объединение граждан, созданное на основе членства для осуществления совместной производственной деятельности — это:
а) предприятие;
б) артель;
в) общество;
г) учреждение.
5. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое общество имеет участия акций более:
а) 10 %;
б) 20 %;
в) 30 %;
г) 50 %.
6. Устав является учредительным документом для:
а) полного товарищества;
б) общества с ограниченной ответственностью;
в) общества с дополнительной ответственностью;
г) унитарного предприятия.
7. В соответствии с разделительным балансом осуществляется такой вид реорганизации как:
а) выделение;
б) слияние;
в) присоединение;
г) преобразование.
8. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если они не исполнены:
а) в течение 3-х месяцев;
б) в течение 6-ти месяцев;
в) в течение 9-ти месяцев;
г) в течение года.
9. Укажите, какой из предложенных порядков ликвидации юридического лица является правильным:
а) составление промежуточного ликвидационного баланса; внесение записи о ликвидации в единый реестр; публикация о ликвидации в органах печати; письменное уведомление кредиторов о ликвидации; осуществление расчетов с кредиторами.
б) публикация о ликвидации в органах печати; письменное уведомление кредиторов о ликвидации; составление промежуточного ликвидационного баланса; осуществление расчетов с кредиторами; внесение записи о ликвидации в единый реестр.
в) письменное уведомление кредиторов о ликвидации; осуществление расчетов с кредиторами; составление промежуточного ликвидационного баланса; внесение записи о ликвидации в единый реестр; публикация о ликвидации в органах печати.
г) составление промежуточного ликвидационного баланса; письменное уведомление кредиторов о ликвидации; осуществление расчетов с кредиторами; публикация о ликвидации в органах печати; внесение записи о ликвидации в единый реестр.
10.Договор считается заключенным с момента:
а) направления оферты;
б) получения оферты;
в) отправления акцепта;
г) получения акцепта.
11. Договор, условия которого определяются одной из сторон в стандартных формах, является:
а) предварительным договором;
б) договором присоединения;
в) публичным договором;
г) договором в пользу третьих лиц.
12. Условия, которые устанавливаются диспозитивными нормами и вступают в силу, если стороны не установили иных условий, называются:
а) существенные условия;
б) случайные условия;
в) обычные условия;
г) необходимые условия.
13. Договор, при котором коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, является:
а) предварительным договором;
б) договором присоединения;
в) публичным договором;
г) договором в пользу третьих лиц.
14. Конкурсное производство — это:
а) объявление конкурса на право продажи какого либо товара;
б) процедура, которая применяется к должнику, признанному арбитражным судом банкротом;
в) производство дела в суде;
г) отчуждение имущества должника.
15. По своей сути мировое соглашение — это:
а) соглашение, когда продавец и покупатель договорились о цене товара;
б) межгосударственное соглашение о мире и ненападении;
в) соглашение между двумя и более сторонами о заключении, изменении или расторжении прав и обязанностей;
г) компромисс, являющийся результатом взаимных уступок кредиторов и должника и в той или иной степени устраивающий обе стороны.
16. Экономические споры — это:
а) споры между предпринимателями по поводу их прав;
б) разногласия между государством и предпринимателями;
в) неурегулированные разногласия между субъектами экономических (хозяйственных) отношений по поводу их прав и обязанностей в сфере этих отношений;
г) неурегулированные споры между участниками хозяйственных отношений по поводу оплаты услуг.
17. Дисциплинарная ответственность — это:
а) материальная ответственность работника;
б) юридическая ответственность, наступающая за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, уголовного наказания;
в) юридическая ответственность, наступающая за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, административного наказания;
г) это юридическая ответственность, наступающая за нарушение трудовой дисциплины и выражающаяся в наложении на работника, совершившего дисциплинарный проступок, дисциплинарного взыскания.
18. Недобросовестная конкуренция — это:
а) установление монопольно высоких цен;
б) создание искусственного дефицита товаров на рынке;
в) разглашение коммерческой тайны без согласия ее владельца;
г) раздел рынка по объему продаж и закупок.
19. Совместительство – это:
а) выполнение работы в свободное от основной работы время у одного работодателя;
б) выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности);
в) выполнение в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы;
г) выполнение дополнительной работы по той же профессии (должности) путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.
20. Трудовой договор вступает в силу:
а) со дня издания приказа о приеме на работу;
б) со дня, определенного сторонами трудового договора;
в) со дня его подписания сторонами трудового договора;
г) со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от дня подписания трудового договора сторонами.
Приложение № 2
Способы повышения эффективности управленческого труда
Я подсчитала экономию времени и средств от применения современных информационных технологий в управлении. Возьмём динамику управленческих затрат ООО «Яркий мир» по годам. Выясним, как информационные технологии позволяют повысить эффективность управленческого труда при правильном их применении.
Работа ООО «Яркий мир» в большей степени связана с новейшими компьютерными технологиями. Определим перечень решаемых задач, порядок их осуществления и определим как повлияло внедрение новейших компьютерных технологий на снижение затрат в управлении.
Согласно ниже представленному рисунку, в «Ярком мире» у директора в непосредственном подчинении находится пять человек (рисунок ):
- -Начальник отдела по персоналу
- -Финансовый директор
- -Начальник отдела закупок
- -Начальник отдела обслуживания
- -Начальник по продажам
РИСУНОК 3.2- Структура подразделения ООО «Яркий мир»
Для успешного осуществления управленческих функций в ООО «Яркий мир» необходимо осуществлять некоторую работу. Эти работы сведены ниже в таблицу. В таблице указаны ответственные за выполнение работы и затраты времени. Так как затраты времени разнесены по годам, то из таблицы можно наглядно видеть влияние внедрения новейших информационных технологий.
В таблице указаны не все работы, а только лишь основные, самые затратные во времени.
Основные обязанности ответственных лиц |
Затраты времени, в часах |
Темпы роста |
|||
1. Начальник отдела по персоналу |
86% |
74% |
|||
Составление базы данных возможных кандидатур на существующие позиции |
100% |
66% |
|||
Разработка системы и процедуры внутреннего рекрутмента компании |
100% |
33% |
|||
Составление описания должностных обязанностей и полномочий стандартных позиций в компании |
100% |
80% |
|||
Ведение делопроизводства и кадровой документации |
87% |
64% |
|||
Формирование отдела по работе с персоналом. |
100% |
100% |
|||
Руководство подбором персонала в объеме, предусмотренном текущими запросами компании.. |
78% |
86% |
|||
2. Финансовый директор |
97% |
70% |
|||
Осуществление анализа и оценки финансовых рисков |
88% |
57% |
|||
Осуществление взаимодействие с кредитными организациями. |
92% |
45% |
|||
Осуществление контроля за состоянием, движением и целевым использованием финансовых средств. |
400% |
75% |
|||
Принятие мер по обеспечению платежеспособности и увеличению прибыли компании. |
83% |
80% |
|||
Организация разработки информационной системы по управлению финансами. |
60% |
13% |
|||
Обеспечивает предоставление необходимой финансовой информации внутренним и внешним пользователям. |
88% |
53% |
|||
Руководство деятельностью финансовых подразделений компании. |
83% |
40% |
|||
Организация работы по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности компании. |
50% |
67% |
ТАБЛИЦА 3.2 — Распределение обязанностей на месяц
В этом подразделении я встаю на место руководителя и активно использую свой опыт, полученный мною за курс изучения дисциплины «Управление человеческими ресурсами». Мной активно проводится политика маркетинговых исследований, в процесс управления внедряются современные информационные системы. Выше в таблице указаны результаты внедрения современных информационных систем (таблица 3.2).
За три года были внедрены мною следующие программы:
- — 1С: Зарплата и управление персоналом 8 КОРП
- — Электронный журнал учёта клиентов
- — Разработанная отделом программирования система CLASS для контроля оплаты
- — Электронная система исследования рынка (в режиме опроса клиентов)
- — База данных автоматического формирования счетов, договоров и служебных записок, выданных материалов
Из таблицы выберем итоговые значения по каждому сотруднику и на основе этих данных построим график. Ниже на рисунке этот график представлен (рисунок 3.3).
РИСУНОК 3.3- Динамика управленческих затрат
На рисунке представлено наглядно экономия времени от внедрения современных информационных систем. Проанализируем изменения затрат времени.
В первую очередь это, конечно же, повлияло внедрение во всей ООО «Яркий мир» локальной вычислительной сети. Появление локальной сети в большей степени повлияло на сокращение времени обслуживания. Так же значительно повысилась производительность финансового директора и начальника отдела по персоналу.
С разработкой системы «Class», сотрудниками отдела программирования для всей компании сократило время регистрации клиентов. Ранее эта регистрация производилась записями в специальных журналах. Затем производились неоднократные сверки с бухгалтерией. Система «Class», использует возможности сети. Подразделения, работающие с клиентами, производят регистрацию клиентов в этой системе. Контроль над оплатой стал возможен в результате интеграции этой системы с программным продуктом «1С-Бухгалтерия». Кроме того, в этой программе реализована система автоматического формирования приказов, ведомостей, справок, разнообразных отчётов и запросов. В приложении приведены рисунки с экрана работающего компьютера в системе «Class».
Соответственно ещё сильнее сократилась трудоёмкость операций, описанных в таблице. Это всё и повлияло на изменения кривых на рисунке.
В результате больше времени остаётся у руководителей на стратегическое планирование своей деятельности, на более скрупулезное изучение своей деятельности и конкурентов, на исследование рынка, на участие в различных мероприятиях.
Управленческий труд и способы повышения его эффективности
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Государственный университет управления»
Институт управления в промышленности, энергетике и строительстве
Кафедра промышленного бизнеса
Курсовая работа
по дисциплине «Менеджмент»
«Управленческий труд и способы повышения его эффективности»
Выполнила Е.В. Семченко
Руководитель работы
к.э.н., профессор А.А. Опекунова
Москва — 2013
Введение
1. Сущность управленческого труда
1.1 Сущность, цели и задачи организации управленческого труда
1.2 Характеристика управленческого труда и его особенности
1.3 Виды управленческого труда
2. Управленческий труд в современном обществе
2.1 Характеристика управленческого труда в современных условиях
2.2 Требования к современному руководителю и критерии оценки его деловых качеств
3. Анализ управленческого труда на примере ООО «Аудит»
3.1 Характеристика ООО «Аудит»
3.2 Организация управленческого труда в ООО «Аудит»
Заключение
Список используемых источников
Введение
Управленческий труд — это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации. Эффективность труда — это соотношение результатов к затратам и поэтому, чтобы эффективность увеличивалась надо минимизировать затраты и увеличить результативность.
Изучение способов эффективности управленческого труда, безусловно, актуально в наши дни. В современном мире в человеческой деятельности имеет место быть черта коллективного характера, а также возросла роль эффективности организации и управления людьми. Также актуальна проблема внутригрупповых отношений и использования воспитательных и психологических воздействий на общество.
Сложно переоценить роль организаций в жизни общества, ведь вся жизнь людей протекает в рамках различных организаций. Семья, школа, коллектив, в котором проходит работа или учёба — это различные типы организаций. Но в этой курсовой работе главное внимание уделено деловым организациям, которые занимаются хозяйственной и коммерческой деятельностью, то есть предприятиям, фирмам, компаниями.
Основной отличительной чертой работы этих предприятий в настоящее время состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях. И поэтому, чтобы выжить и сохранить способность к развитию, организации должны постоянно адаптироваться к окружающей их среде. Это факт накладывает определённые требования и условия к системе управления организацией. Ведь ей следует отвечать современным рыночным условиям: быть достаточно гибкой, иметь адекватные сложные технологии производства, принимать во внимание серьёзную конкуренцию на рынке товаров (услуг), учитывать требования к уровню качества обслуживания, принимать во внимание непостоянство внешней среды и некоторые другие особенности. Современные предприятия и организации стремятся увеличить эффективность своей деятельности, чтобы повысить свою конкурентоспособность и преуспевать в часто меняющихся условиях современной экономики. В свою очередь успешная деятельность организаций во многом зависит от стоящего перед ним руководства, которому следует правильно организовать процесс труда для достижений своих целей. Любая организация представляет собой единое целое, поэтому если работа руководства не будет организовано должным образом, то он не сможет грамотно распоряжаться своим временем, и как следствие, временем своих подчиненных. Это негативно отразиться на работе всей организации, и чтобы этого не допустить, управленец должен эффективно спланировать и организовать свою работу, чтобы избежать потери времени и некачественного управления. Поэтому описанию эффективности управленческой деятельности посвящено много научных работ. Тем не менее, многие предприятия и организации в современной практике ещё не достигли высокой эффективности, и поэтому они имеют множество проблем различного характера, например, экономического, политического и т.п. В особенности важно для них повысить эффективность высшего управленческого звена в системе управления. Однако каждая отрасль научного знания рассматривает эту проблему с различных сторон: социальных, психологических, экономических и т. д. С точки зрения экономики, эффективность можно трактовать, как соотношением затрат на выпуск единицы товара (услуги) или иначе как механизм управления издержками. Такой подход подходит и для управленческой науки, в которой эффективность можно определить с помощью производной от издержек при достижении необходимого результата. Вот, например, эффективность в социальных системах представляется весьма затруднительной, ведь критерии её очень разнообразны.
Следует учесть все подходы для определения наиболее эффективных способов принятия решений и правильную организацию труда управленца.
Задачи курсовой работы:
1. Выявить характеристики управленческого труда;
2. Рассмотреть особенности управленческого труда;
3. Изучить факторы, влияющие на повышение эффективности управленческого труда;
4. Проанализировать необходимость усовершенствования управленческого труда в организации ООО «Аудит».
Объект: управленческий труд.
Предмет: способы повышения эффективности управленческого труда.
Целью курсовой работы является изучение управленческого труда и нахождение способов повышения её эффективности.
>1.1 Сущность, цели и задачи организации управленческого труда >4. Время для переговоров с сотрудниками своего коллектива, для участия в собраниях, заседаниях. >- организовать проведение совещаний. >5. В помещение должно находиться оборудование, которое постоянно необходимо в процессе работы, а оборудование, которое не требуется в постоянном процессе не должно находиться на рабочем месте. >Рис. 1.1.-Межличностная коммуникационная сеть руководителей и подчиненных >3. Передача информации исполнителям. >6. Доступность и применение технических средств. >1.2 Характеристика управленческого труда и его особенности >Организация менеджмента строиться на функциях, обязанностях, ответственности, полномочиях и компетенции. Деятельность руководителя идёт поэтапно, исходя из процессов управления:
Выделяют 3 вида управленческого труда:
— эвристический;
— административный;
— операторный.
Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений, в основном стратегического характера — управленческих, экономических, технических. Он в более полной мере отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность.
Эвристический труд по своему содержанию состоит из аналитических и конструктивных видов операций.
Аналитические операции состоят в получении и преобразовании информации для принятия решений. К числу таких операций, в зависимости от различных критериев, можно отнести следующие примеры: получение информации из разных источников и использование её для достижений своих целей, проведение различного рода устных бесед и опросов, так же можно отнести наблюдения, анализ полученной информации и оценка существующих положений современных вещей.
Конструктивные операции связаны с подготовкой и принятием разного рода решений. Они различаются в зависимости от разных характеристик сложности решений, а также от соответствующих методов их индивидуального и коллективного поиска.
Административный труд является уделом в основном руководителей и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Этот труд осуществляется в трёх формах:
— распоряжения;
— контроль работы подчиненных, их поощрение или наказание;
— организация обмена информацией.
Процесс административного труда складывается из реализации следующих операций:
— служебно-коммуникационных (получение информации в результате делового общения и переговоров);
— распорядительных (все решения записываются в письменной форме, например, указания, распоряжения, письменные приказы и т. д.);
— координационных (обсуждение и решение необходимых вопросов подразделений на совещаниях и заседаниях, составления плана-графика выполнения работы с указанием исполнителей и сроков);
— контрольно-оценочных (контроль исполнения приказов, заданий, поручений, оценка работы подразделений и исполнителей, поощрения и взыскания).
Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он охватывает такие виды деятельности как документационная; первично-счетная и учетная; коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая. Как показывают исследования, информационные и документационные операции занимают у них больше половины рабочего времени. Однако в результате использования руководителями и специалистами технических средств и развития научно технического прогресса совершенствования организации управления существенно меняется содержание их труда, повышается в их работе удельный вес творческих операций.
Выводы:
Каждому руководителю для увеличения эффективности следует составить план расхода времени, рационально организовать своё рабочее место, уметь правильно использовать информацию и знать приоритетность целей. Главной особенностью управленческого труда является использование информационных потоков для достижения своей цели, предметом труда являются люди, участвующие в управленческом процессе, средством труда является вычислительная и организационная техника, а результатом — управленческие решения. Так же выделяют 3 вида управленческого труда: эвристический, административный и операторный.
>2.1 Характеристика управленческого труда в современных условиях >- необходимостью учета неопределенности внешней среды.
Основные современные черты управленческого труда:
В современном обществе требования к руководителю изменились. В связи с научно- техническим прогрессом и новыми методами и стратегиями управления, современный руководитель должен обладать рядом свойств, которые бы увеличили бы его эффективность в современных условиях. Для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т. е. владеть наукой и искусством управления. Эффективность работы всего предприятия во многом зависит от способности ее владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения. Множество руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции, научно-технического прогресса, а также нестабильной экономической и политической обстановки приспосабливаются к ситуации. Чтобы руководитель успешно и эффективно управлял своими подчинёнными, он должен иметь определённые качества и навыки. Эти требования завышены, так как на руководителя возложена большая ответственность и от его действий во многом зависит эффективность самой организации. В руководителе должно быть много хороших качеств, так как он дает пример своим сотрудникам.
Рассмотрим основные свойства современного руководителя:
1. Социальная направленность деятельности. Современный руководителю должен иметь широкий кругозор. Ему следует хорошо разбираться в разных сферах деятельности, ведь очень часто они переплетаются, например, знание налогового кодекса необходимо для ведения бизнеса, а так же и других законодательных и нормативных актах.
2. Высокая компетентность и ответственность в своей профессиональной деятельности. Это требование обусловливает необходимость получения руководителем специального образования в области управления. Управленец должен хорошо разбираться в сфере той организации, в которой он работает. Ведь он не просто управляет людьми, а ставит перед ними определённые задачи, которые связаны с производством и её технологиями. Так же ему необходимо научиться быстро принимать решения и нести ответственность за них, а так же умело и грамотно перераспределять ответственность и полномочия между другими подчинёнными. Так же современному руководителю следует знать деловую этику, психологию, философию и т.д., чтобы правильно преподносить информацию и найти к каждому сотруднику определённый подход. Они должны обосновывать цели деятельности и заставлять людей верить в необходимость их достижения.
3. Организаторские способности. Современный руководитель должен уметь из совершенно или мало знакомых людей, сделать команду. Он должен так организовать процесс производства, чтобы люди слажено и совместно работали, выполняя свои определённые функции. Конечно, бывает так, что руководителю легче самому выполнить работу, чем объяснять задачи и методику выполнения своему сотруднику. Но тогда сотрудник ничему не научиться и в следующий раз руководителю снова придётся выполнять эту работу. Поэтому можно создать такие условия, чтобы сотрудники друг другу помогали. Руководителю следует поощрять активность и инициативы людей.
4. Высокие моральные качества. Современный руководитель должен быть примером подражания для своих подчинённых. Самый лучший руководитель — это руководитель, который заслужил уважение своих людей. Для этого конечно необходимо иметь такие качества, как справедливость, толерантность, тактичность, эрудированность и т. д. Управленец должен так же общаться и не по деловым вопросам, интересоваться здоровьем сотрудников, их семьёй и т. п., ведь очень часто личные дела влияют на работу подчинённого. Руководитель должен быть внимательным и терпеливым, ведь никому бы не понравилось, если бы его руководитель каждый раз срывался на него из-за каких-то мелочей. Если человек несправедлив, неадекватен и груб, то с ним общаться не хочется, не то, что работать. Такой руководитель создаст напряжённую и некомфортную атмосферу, вследствие, чего эффективность труда снизиться
5. Эмоционально-волевые черты характера. Воля человека всегда приводит его к победе. Это очень важная и сильная черта, которая может горы свернуть, было бы желание. Руководитель должен обладать такими волевыми качествами как решительность, настойчивость, целеустремлённость, дисциплинированность и т. д. Важную роль занимает чувство ответственность за свои решения и результаты деятельности руководимого им коллектива. Так же важно, чтобы руководитель мог замечать не только чужие недостатки и ошибки, но и свои. Умение признать их и исправить в себе заслуживает уважения. Управленец должен всегда контролировать ситуацию, а в экстренных ситуациях уметь быстро принимать правильные решения
6. Интеллектуальные способности. Ум и креативность следует развивать каждому из нас, но для руководителя эти качества ещё важнее развить. Управленец должен так же обладать и логичностью мышления и способность оперативно прогнозировать сложившуюся ситуацию. Он должен мыслить шире и уметь определять будущее развитие, то есть уметь мыслить на несколько шагов вперёд. Руководитель должен постоянно пополнять свои знания, развиваться, иметь желание познать, как можно больше. Ему следует мыслить нестандартно, постоянно искать новые пути для самосовершенствования себя и своих подчинённых.
7. Умение поддерживать свой авторитет. Авторитет основывается на формальном статусе менеджера и завоеванном уважении. Уважение к личности является неотъемлемой частью авторитета. Авторитет для руководителя играет свою роль в общении с подчинёнными. Авторитет во многом облегчает управление и располагает к себе людей, поэтому авторитет следует оберегать и повышать. Очень трудно оставаться авторитетным лидером и быть частью команды. Самая большая сложность найти в этом баланс и умело преподносить себя в разных ситуациях. Многие не смогли найти компромисс и потеряли умение хорошего руководителя. Причиной является боязнь потерять хорошие взаимоотношения с сотрудниками, увеличив свой авторитет. Поэтому здесь действует одно из правил жизни — надо всегда уметь выбирать «золотую середину».
8. Имидж руководителя — важная составляющая его авторитета. Элементами имиджа являются внешность руководителя, его манеры, культура общения. Как говориться в пословице «встречают по одёжке, а провожают по уму». Руководитель должен выглядеть презентабельно, чтобы ему хотелось доверять, и был виден его профессионализм. Он должен зарекомендовать себя другим организациям, как внешне приятного, опрятного руководителя с интеллигентными и культурными качествами.
9. Крепкое здоровье. Стрессоустойчивость для современного руководителя — чрезвычайно необходимая вещь. Каждый день они сталкиваются с высокими нервными и физическими напряжениями. Причинами профессиональных заболеваний, как правило, является нарушение сна, высокий стресс на работе и в следствие повышенная нервная возбудимость и т. д. Многие управленцы достаточно пренебрежительно относятся к своему здоровью, пытаясь произвести впечатление на окружающих, не учитывая, что их здоровье является одним из факторов эффективного управления. Поэтому так важно, чтобы руководитель заботился о своём здоровье, вёл здоровый образ жизни. Ведь здоровье высококомпетентного, опытного руководителя — это общественная ценность для коллектива, организации и государства.
В современном обществе повысились требования к личности менеджера. Мировая практика подготовки и переподготовки менеджеров включает активные методы обучения.
Требования к современному руководителю:
1. Для руководителя необходима вера в свое дело, смелость, целеустремленность, решительность и умение показать эти качества своим подчиненным.
2. Должен уметь ценить время подчиненных.
3. Быть строгим и требовательным, но не придирчивым.
4. Должен уметь принимать критику и критиковать, а также уметь поощрять и наказывать.
5. Быть приветливым и тактичным, иметь чувство юмора.
6. Уметь вести дебаты и переговоры.
Современный руководитель должен соблюдать вышеперечисленные указания, чтобы повысить эффективность организаций. Он должен в полной мере раскрыть свои способности и постоянно совершенствовать свои навыки. Большое значение для руководителя имеет умение наладить контакты со всеми уровнями управления, а также с подчиненными в своем отделе. Это требует высокой компетенции, эрудированности, тактичности и толерантности.
Чтобы взять человека на должность руководителя, нужно чтобы он соответствовал определённым критериям, поэтому так важно знать какими качествами он должен обладать и как должен планировать своё время. Для этого как раз и оценивают деловые качества управленцев. Те менеджеры, которые добиваются наилучших результатов в работе своих подчиненных, основную массу своего времени (более 70%) тратят на взаимодействие с подчиненными и коллегами по работе, мотивацию персонала, его обучение и развитие. Чтобы так менеджеры и расходовали своё время, они должны обладать определёнными навыками и умениями.
Большинство специалистов разделяют деловые качества на три группы:
— профессиональные;
— личные;
— деловые.
Профессиональным качеством можно назвать знание своего дела, то есть современный руководитель должен обладать определёнными знаниями и практическими навыками в той сфере, в которой он работает. Он должен уметь правильно организовывать и планировать, как своё время, так и своих подчинённых. К требованиям для современного руководителя обычно относят окончание высшего образования, знание английского языка, так как многие российские компании сотрудничают с зарубежными организациями, опыт в сфере его деятельности, хорошая эрудиция и т. д. Ему так же следует иметь широкий кругозор, стремится к совершенствованию себя и других, а также иметь представление о развитии деловой этики в разных странах.
Р. Катц выделяет три вида этих профессиональных качеств:
— техническое мастерство (наличие и способность применять конкретные знания и навыки работы, например, в области бухгалтерского учета, финансов, использования оборудования и т.п.);
— мастерство общения (умение работать с другими людьми, понимать и мотивировать их, разрешать конфликты);
— концептуальное мастерство (умение анализировать сложные ситуации, определять проблемы, а также альтернативные подходы к их решению и выбирать среди них наиболее оптимальные).
К личным качествам руководителя можно отнести следующие качества: справедливость принятых решений, наличие моральных качеств, высокий уровень культуры, хорошее и доброжелательное отношение к другим людям, уверенность в себе, нестандартное мышление, изобретательность, коммуникабельность, умение доверять своим подчиненным, готовность к сотрудничеству, умение находить «общий язык» с представителями других компаний и наличие этических норм. Эти качества должны быть развиты у каждого сотрудника, но у управленца они должны быть развиты ещё сильнее и больше, ведь на нём лежит намного больше ответственности и обязательств.
К этическим нормам управленца можно отнести следующее:
1. Управленец должен заботиться об окружающей среде и минимизировать загрязнения на производстве.
2. Управленец должен руководствоваться общепринятыми правилами и нормами, проводить конкуренцию честными путями, соблюдая правила рыночной игры.
3. Созданные трудом блага должны распределяться так, чтобы не усугублять расслоение общества.
К деловым качествам можно отнести умение планировать и организовывать деятельность организации, ставить цели и распределять задачи между сотрудниками, а так же контролировать и регулировать осуществление поставленных функций. Современный руководитель должен обладать силой убеждения и уметь ловко и непринуждённо координировать своих сотрудников. Очень цениться в управленце стратегическое мышление, правильная оценка обстоятельств, целеустремлённость, инициативность и оперативность в решении проблем.
Качества современного руководителя:
1. Интеллектуальные способности. К этому следуем отнести ум и креативность, логичность мышления, образованность, рассудительность, знание своего дела, хорошая эрудиция, постоянное саморазвитие.
2. Черты характера личности. К этому можно отнести наличие моральных качеств, высокий уровень культуры, инициативность и энергичность, терпение и стрессоустойчивость, смелость и уверенность в себе.
3. Приобретенные умения. К ним относят силу убеждения, самосовершенствование и постоянная тяга к новым знаниям, умение разбираться в людях, завоёвывать доверие и авторитет, создание определённого имиджа.
Выводы:
В настоящее время все большее число предприятий пытается отойти от прежних внутрифирменных командно-иерархических отношений и упрочить свои позиции путем лучшего использования сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития предприятия и его целей, построению структуры организации и менеджмента, процессу разработки и принятия управленческих решений, работе с персоналом и оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих. Требования к современному руководителю изменились, так как средства труда усовершенствовались в связи с научно-техническим прогрессом.
3. Анализ управленческого труда на примере ООО «Аудит»
3.1 Характеристика ООО «Аудит»
Общество с ограниченной ответственностью «Аудит» существует на рынке 14 лет (с 1999 года). Оно сотрудничает с разными компаниями и является участником разнообразных профессиональных объединений.
ООО «Аудит» оказывает следующие услуги:
— управленческий консалтинг;
— бюджетирование;
— реорганизация предприятий;
— разработка бизнес-планов и инвестиционных проектов, их экспертиза;
— финансово-экономический анализ;
— обязательный и инициативный аудит;
— ведение, восстановление, постановка и автоматизация бухгалтерского учета;
— оценка имущества, бизнеса, интеллектуальной собственности, земли, товарных знаков и т.д.;
— юридические услуги;
— судебное представительство по различным категориям дел.
Основной целью деятельности общества, как и многих других коммерческих предприятий и организаций, является получение прибыли.
Общество интенсивно увеличивает сумму прибыли с каждым годом, путём развития эффективности управленческого труда и других показателей.
Эта организация имеет линейный тип организационной структуры. Здесь действует единоличное руководство, которое осуществляет высший руководитель и от него идёт многоуровневая, иерархичная система.
Преимущества линейной структуры управления:
— четкая система взаимных связей функций и подразделений;
— четкая система единоначалия — один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
— ясно выраженная ответственность;
— быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих,
— согласованность действий исполнителей;
— оперативность в принятии решений;
— простота организационных форм и четкость взаимосвязей.