Комментарий к постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»

Утверждена постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63

Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне

Документ разработан в соответствии с законом «О государственной тайне» и определяет порядок допуска должностных лиц и граждан (далее – граждане) Российской Федерации к государственной тайне (далее – гостайна) как по основной работе, так и по совместительству и при командировании в другие организации. Документ обязателен для применения государственными органами и органами местного самоуправления, но представляет интерес и для бизнеса. Формы, утвержденные Инструкцией, помогут коммерческим организациям оформить порядок работы со сведениями, составляющими коммерческую тайну: утвердить правила обращения с секретной информацией, учесть круг лиц, имеющих к ней доступ.

Общие положения

В Инструкции определено, что доступ граждан к сведениям, составляющим гостайну, разрешается только при наличии у них допуска по соответствующей форме.

Если у гражданина есть допуск к сведениям более высокой степени секретности, то он допускается к сведениям более низкой степени секретности.

Допуск граждан к государственной тайне оформляется по месту работы (службы).

Обязательства гражданина перед государством по соблюдению гостайны отражаются в трудовом договоре (контракте) (если он заключен) или оформляются в виде расписки (форма 2 к Инструкции).

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением упомянутого допуска, осуществляются (п. 8 Инструкции):

  • органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений;
  • федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, в случае если граждане принимаются в федеральный орган исполнительной власти.

Военные комиссариаты по месту воинского учета граждан оформляют допуск к гостайне лиц, которые (п. 5 Инструкции):

  • пребывают в запасе и поступают на военную службу по контракту;
  • подлежат призыву на военную службу (в том числе по мобилизации);
  • подлежат призыву на военные сборы;
  • не пребывают в запасе и подлежат призыву для прохождения военной службы.

Работа граждан со сведениями, составляющими гостайну, накладывает на них определенные обязательства (п. 7 Инструкции):

  • по нераспространению доверенных им сведений;
  • дачу письменного согласия на частичное, временное ограничение их прав (ст. 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»);
  • дачу письменного согласия на проведение проверочных мероприятий в их отношении;
  • определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
  • принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

Гражданину может быть отказано в допуске к сведениям, составляющим гостайну в случаях (п. 12 Инструкции):

  • признания по решению суда недееспособным, ограниченно дееспособным, рецидивистом;
  • нахождения под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления;
  • наличия неснятой судимости за государственные или иные тяжкие преступления;
  • наличия у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянного проживания его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформления указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявления в результате проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • уклонения гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных сведений о себе.

Должностное лицо, принявшее решение о допуске гражданина к гостайне, может принять решение о прекращении такого допуска в случаях (п. 15 Инструкции):

  • расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
  • однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой гостайны;
  • возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа в допуске к гостайне.

Гражданин может обжаловать решение о прекращении допуска к гостайне в вышестоящую организацию или в суд. Но при этом гражданин не освобождается от ранее взятых им обязательств по неразглашению сведений. Персональную ответственность за подбор граждан, допускаемых к государственной тайне несут руководители организаций.

Формы допуска граждан к гостайне

Форма допуска

Категория граждан

первая форма

граждане, допускаемые к сведениям особой важности

вторая форма

граждане, допускаемые к совершенно секретным сведениям

третья форма

граждане, допускаемые к секретным сведениям

Кто принимает решение о допуске граждан к гостайне (п. 13 Инструкции)

Лицо

Категория граждан

военный комиссар

граждане, пребывающие в запасе и подлежащие призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы

должностные лица, обладающие полномочиями по назначению на должность

руководители госорганов и государственных организаций

руководитель организации –
заказчика работ

руководители негосударственных организаций

Порядок оформления допуска к государственной тайне

Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к гостайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3 к Инструкции). Эта номенклатура разрабатывается режимно-секретным подразделением организации и подписывается его руководителем.

Кадровые подразделения (работники, ведущие кадровую работу) организации готовят материалы для оформления допуска граждан к гостайне. Запрещается направлять граждан в режимно-секретные подразделения и органы безопасности по вопросам, связанным с оформлением допуска к гостайне.

Граждане, которым оформляется допуск к гостайне, должны представить документы (п. 28 Инструкции):

  • собственноручно заполненную анкету (форма 4);
  • документы, удостоверяющие личность;
  • документы, подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т. п.);
  • справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Работники кадрового подразделения должны (п. 29 Инструкции):

  • ознакомить гражданина, оформляемого на допуск к гостайне, с нормами законодательства Российской Федерации о гостайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
  • сверить сведения, указанные гражданином в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • уточнить при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;
  • довести до гражданина, оформляемого на допуск к гостайне, обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о гостайне.

Анкету гражданина должен подписать работник кадрового подразделения, затем заверить печатью организации или кадрового подразделения.

Режимно-секретное подразделение организации (п. 31 Инструкции):

  • разрабатывает рекомендации для кадрового подразделения по порядку оформления на работу (службу) граждан;
  • запрашивает карточки (форма 1 к Инструкции) в режимно-секретных подразделениях тех организаций, в которых оформляемые на работу (службу) граждане работали (служили) в течение последних 5 лет;
  • анализирует материалы, представляемые кадровым подразделением и полученные от режимно-секретных подразделений с прежних мест работы (службы) граждан, оформляемых на работу (службу), на предмет выявления оснований для отказа гражданину в оформлении допуска к гостайне;
  • оформляет, учитывает и хранит карточки (форма 1 к Инструкции), копии трудового договора (контракта) и расписки, содержащие обязательства граждан по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (форма 2 к Инструкции);
  • осуществляет контроль за исполнением установленных требований по допуску граждан к гостайне;
  • осуществляет учет предписаний на выполнение задания (форма 5 к Инструкции) и справок о соответствующей форме допуска (формы 6–8 к Инструкции);
  • проводит инструктаж граждан, допускаемых к гостайне;
  • направляет в орган безопасности документы, перечисленные в пункте 33 Инструкции:

    а) письмо с обоснованием необходимости оформления допуска. При этом в письме указывается: должность, на которую оформляется гражданин, ее порядковый номер в номенклатуре должностей, дату и номер согласования номенклатуры должностей, количество работников, подлежащих оформлению на допуск к гостайне и допущенных к гостайне по указанной должности. Также в письме надо указать форму и номер ранее имевшегося у гражданина допуска, дату окончания проведения проверочных мероприятий и наименование органа безопасности, который их проводил, причину переоформления допуска (если допуск переоформляется), отсутствие медицинских противопоказаний;

    б) анкета, заполненная гражданином не ранее чем за месяц до направления материалов в орган безопасности;

    в) карточка, зарегистрированная в журнале учета карточек на допуск граждан к гостайне(форма 9, форма 10);

    г) учетная карточка на допуск к гостайне;

    д) списки на оформляемого гражданина и его родственников.

Органы безопасности могут запрашивать в организациях и дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.

После прекращения допуска к гостайне копия трудового договора (контракта) или расписка, содержащая обязательства гражданина по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о гостайне (форма 2 к Инструкции), и карточка (форма 1 к Инструкции) хранятся в режимно-секретном подразделении до истечения срока наложения ограничений на права гражданина, но не менее 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

Оформление допуска к гостайне при работе по совместительству

При необходимости оформления гражданину, имеющему допуск к гостайне, такого же допуска для работы по совместительству в другой организации по соответствующему запросу изготавливается дубликат карточки (форма 1 к Инструкции), который направляется в запрашивающую организацию (п. 49 Инструкции).

Режимно-секретное подразделение в месячный срок направляет в орган безопасности по месту расположения своей организации уведомление, в котором указывает адрес и наименование организации, в которую направлен дубликат карточки (форма 1).

После того как организация, в которой гражданин работает по совместительству, получит дубликат карточки, она оформляет гражданину допуск к гостайне и в месячный срок направляет в орган безопасности по месту своего расположения уведомление с приложением учетной карточки на допуск к гостайне (форма 10 к Инструкции). На обороте учетной карточки указывают: форму и номер допуска к гостайне, дату окончания проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, дату решения о допуске гражданина.

Документы, которые необходимо предъявить для доступа к гостайне в принимающей организации

Документ

Порядок оформления

предписание на выполнение задания (форма 5 к Инструкции)

подписывается руководителем организации, а в органах госвласти – должностным лицом, уполномоченным руководителем соответствующего органа, заверяется печатью организации (органа) и регистрируется в журнале учета выдачи предписаний на выполнение заданий (форма 14 к Инструкции)

справка о допуске по соответ­ствующей форме (формы 6–8 к Инструкции)

подписывается руководителем режимно-секретного подразделения и заверяется печатью организации и регистрируется в журнале учета выдачи справок о допуске (форма 13). Выдается командируемому на время разовой командировки или на период выполнения задания, но не более чем на год, под расписку. По окончании срока действия справка возвращается по месту ее выдачи, подшивается в отдельное дело и хранится не менее 5 лет

Переоформление допуска к гостайне

В случае перехода граждан на другое место работы (службы) происходит переоформление допуска к гостайне. Переоформление допуска производится: по первой форме через 10 лет, а по второй и третьей через 15 лет с даты окончания проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Случаи переоформления допуска к гостайне по всем формам (с проведением органами безопасности проверочных мероприятий), независимо от срока действия, перечислены в пункте 61 Инструкции. Например, при возвращении из длительной, свыше 6 месяцев, заграничной командировки.

В каких случаях допуск к гостайне не переоформляется – определено в пункте 63 Инструкции:

  • при вступлении гражданина в брак с лицом, имеющим допуск к гостайне, оформленный с проведением органами безопасности проверочных мероприятий;
  • при смене гражданином фамилии, имени или отчества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Если переоформлять допуск к гостайне не надо, гражданин допускается к гостайне и назначается на должность. А режимно-секретное подразделение не позднее чем через месяц направляет в орган безопасности уведомление с приложением учетной карточки на допуск к гостайне (форма 10), на обороте которой указываются форма и номер допуска, дата окончания проведения проверочных мероприятий, наименование органа безопасности, а также дата решения о допуске.

Кадровое подразделение обязано в 10-дневный срок информировать режимно-секретное подразделение обо всех изменениях в биографических данных гражданина, допущенного к гостайне, для решения вопроса о целесообразности переоформления ему такого допуска и внесения соответствующих изменений в карточку (форма 1 к Инструкции).

Доступ к гостайне граждан при их командировании в другие организации

Доступ командированных граждан к сведениям, составляющим гостайну, осуществляется по письменному разрешению руководителя принимающей организации, а в органах госвласти – должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего органа.

Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью: Лукичев К.Е. — К вопросу о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне // Вопросы безопасности. – 2012. – № 2. – С. 103 — 118. DOI: 10.7256/2306-0417.2012.2.249 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=249
К вопросу о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне

Лукичев Константин Евгеньевич
кандидат юридических наук
доцент, кафедра налогового права, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Lukichev Konstantin Evgen’evich
PhD in Law
Associate professor of the Department of Taxation Law at Finance University under the Government of the Russian Federation

Lukichev.lkl@gmail.com

Аннотация.

Организация защиты государственной тайны в Российской Федерации напрямую связанна с вопросами допуска должностных лиц и граждан к охраняемой информации. Вместе с тем, достаточно сложно бывает разобраться в вопросах допускной работы лицам, не имеющим специальных знаний и навыков. В статье через призму нормативно закрепленных предписаний рассматривается процедура допускной работы, оцениваются изменения, вносимые законодателем, проводится анализ возможных корректировок. Также в работе рассматриваются особенности допуска к государственной тайне иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иных отдельных категорий граждан.

Ключевые слова: государственная, номенклатура, допуск, тайна, постановление, защита, секрет, режим, форма, доступ

Дата направления в редакцию:

10-12-2019

Дата рецензирования:

10-12-2019

Дата публикации:

1-12-2012
Arrangement of protection of the state secret in the Russian Federation is closely connected with the question about granting access to the state secret to officials and citizens of the Russian Federation. Sometimes it is very difficult to define whether to grant access or not to persons who do not have special knowledge or skills. Based on the analysis of legally fixed decrees, the author of the article views the procedure for granting access and evaluates all changes in legislation as well as possible corrective actions. The author of the article also touches upon the question of granting access to the state secret to foreign citizens and non-residents as well as certain categories of Russian citizens.
state, nomenklatura, access, secret, decree, defense, secret, regime, form, access

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне регламентирован Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – «Закон о ГТ»).

Его 21 статьей закреплен принцип добровольности допуска граждан к государственной тайне. Однако этот принцип, на наш взгляд, носит декларативный характер, поскольку, если должность, на которую претендует лицо, связана с необходимостью работы с секретными сведениями, а у лица отсутствует допуск к ним и оно отказывается от прохождения процесса оформления допуска, ему должно быть отказано в приеме на работу. И в то же время насильно принудить гражданина к прохождению процедуры допуска к секретным сведениям никто не может.

Помимо указанного закона требования о необходимости получения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, мы встречаем и в иных законодательных актах. Например, ст. 8 Федерального закона РФ от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке» предусматривает, что лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки Российской Федерации, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Статья 7 (ч. 2) «Защита сведений о федеральной службе безопасности» Федерального закона «О федеральной службе безопасности» предусматривает, что граждане Российской Федерации, принимаемые на военную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности, а также допускаемые к сведениям об органах федеральной службы безопасности, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

В 1995 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября № 1050 в реализацию Закона о ГТ, имевшего, правда, на то время весьма короткую правоприменительную практику, была утверждена Инструкция «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» , которая подробно регулировала процедуру оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

6 февраля 2010 г. утверждена новая Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (далее — «Инструкция 63»).

Инструкция 63 разработана в целях совершенствования законодательства о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне и полностью соответствует Закону о ГТ. Работа по выпуску новой редакции осуществлялась в соответствии с Планом работы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны на 2009 год, хотя сбор и анализ потребностей правоприменителей по изменению тех или иных ее положений велась последние 5 лет. Головным разработчиком проекта выступил Центр лицензирования, сертификации и защиты гостайны ФСБ России.

В итоговой редакции инструкции учтены замечания и предложения органов защиты государственной тайны, а также практика работы органов безопасности и результаты мероприятий официального контроля соблюдения режима секретности.

Как мы знаем, в соответствии с Законом о ГТ допуск к государственной тайне предусматривает принятие решения соответствующим руководителем о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований для отказа гражданину в допуске к государственной тайне. Органы безопасности проводят проверочные мероприятия в отношении граждан, оформляемых на допуск к особой важности и совершенно секретным сведениям. В отношении значительной части граждан, оформляемых на допуск к секретным сведениям, проверочные мероприятия не проводятся.

Теперь попробуем разобраться в наиболее интересных, на наш взгляд, положениях Инструкции № 63.

Собственно уже само постановление Правительства Российской Федерации, утверждающее инструкцию, содержит ряд интересных нам норм.

Во-первых, им устанавливается, что допуск к государственной тайне, оформленный до вступления в силу настоящего Постановления, действителен до окончания срока действия допуска. Тем самым, разработчики предусмотрели возможность постепенного перехода использованию новых утвержденных формам.

Во-вторых, Федеральной службе безопасности Российской Федерации предоставлено право давать государственным органам, органам местного самоуправления и организациям разъяснения по вопросам применения Инструкции, утвержденной указанным Постановлением. Эта норма, впервые закрепленная в акте федерального уровня, позволяет нам как правоприменителям апеллировать к официальным разъяснениям государственного органа власти, наделенного такими полномочиями. При этом, следует учитывать, что разъяснения может давать исключительно Федеральная служба безопасности Российской Федерации (в лице Центра лицензирования, сертификации и защиты гостайны ФСБ России), а ее территориальные органы руководствуются в своей деятельности этими же разъяснениями.

И, в-третьих, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям предписывается привести свои акты в соответствие с утверждаемой Инструкцией (служебные контракты лиц, допущенных по должности к государственной тайне).

Тут же хотелось бы акцентировать внимание на том, что пунктом 2 Инструкции государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих государственных органах по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

С учетом того, что в перечень должностных лиц, обладающих полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, установленный распоряжением Президента Российской Федерации от 16 апреля 2005 г. № 151-рп, входит ограниченный круг субъектов (на сегодняшний день 31), для всех остальных — Инструкция 63 является актом прямого действия.

В самой Инструкции впервые нормативно закреплены определения ряда понятий:

Определен сам термин «доступ к сведениям, составляющим государственную тайну». Это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну. При этом в отличие от Инструкции 1050, предусматривавшей принятие соответствующего решения руководителем организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне, появляется словосочетание «санкция полномочного должностного лица».

Следующее вводимое понятие — «близкие родственники» — жена (муж), отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. При этом следует иметь в виду, что данное определение не соответствует уже имеющимся в нормативных правовых актах семейного и гражданского законодательства. Так, в предлагаемый инструкцией состав близких родственников не входят бабушки и дедушки, что может вызвать двоякое толкование нормы на практике.

Следующий термин — «постоянное проживание за границей», т.е. проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы. Данное определение практически без изменений перекочевало из валютного законодательства, разделяющее понятия нерезидент и резидент. Следует иметь в виду, что 6 месячный срок считается накопительно, т.е. может прерываться в течение года.

И последний закрепленный термин — «номер допуска к государственной тайне» — номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий — номер соответствующего удостоверения либо учетный номер карточки.

Инструкцией оставлены прежние 3 формы допуска:

первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Следует отметить, что пунктом 6 Инструкции 63 введена четвертая позиция, когда органами ФСБ в обязательном порядке проводится проверка при допуске по третьей форме:

  1. Руководителей организации;
  2. Если возникают обоснованные сомнения в достоверности анкетных данных граждан, допускаемых к секретным сведениям;
  3. Если организация включена в спецсписок ФСБ;
  4. В отношении работников структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лиц, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны.

Этим самым Инструкцией 63 впервые закреплена возможность допуска сотрудников режимно-секретных подразделений по третьей форме, что уже само по себе является сильной новеллой.

На основной план в новой Инструкции выступила номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Если в Инструкции 1995 года номенклатуре был посвящен всего 1 пункт, теперь мы получили довольно детально регламентированный порядок ведения этого документа.

Так, если раньше номенклатура подлежала переработке раз в 5 лет, то теперь предусматривается процедура её пересогласования в такой же временной период. По сути, мы видим простую замену термина, обусловленную тем, что зачастую, номенклатура не претерпевает изменений, и ее переработка не требуется. В этом случае и происходит ее пересогласование. Сохранившийся же пятилетний срок для этого оставлен лишь для обеспечения контроля за актуальностью лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Следует отметить, что по Инструкции 1050 гриф номенклатуры и карточек уже определялся как «секретно». В 63 Инструкции мы имеем отсылку на пункт развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию. Вместе с тем, на сегодняшний день положения Указа Президента Российской Федерации, от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» уже устанавливают обязанность осуществлять переписку по вопросам допуска с грифом секретности.

Что касается самой номенклатуры — тут изменения минимальны: немного изменилось само название (в 63 Инструкции оно короче) и в графе 3 добавилась фраза «по штату», которая определяет количество работников в организации.

Ответственность за разработку номенклатуры возлагается на режимно-секретное подразделение и подписывается в свою очередь его руководителем.

В данном случае хотелось бы акцентировать внимание на следующем. Если в организации допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, небольшое количество работников, разработка номенклатуры вполне логично осуществляется режимно-секретным подразделением. В случае же значительного числа лиц, в отношении которых требуется оформление на допуск, без функциональных специалистов, имеющих представление о процессе движения носителей в подразделении и о лицах, непосредственно участвующих в этом процессе, разработка номенклатуры затруднительна и может в итоге содержать либо неоправданно широкий круг лиц, имеющих доступ, но не работающих с секретами, либо наоборот, значительно затруднит работу (или приведет к ознакомлению с государственной тайной недопущенных к ней лиц).

Наиболее оптимальной представляется такая организация работы на этапе подготовки номенклатуры, при которой в случае необходимости наряду с представителем режимно-секретного подразделения будут принимать участие как руководители структурных подразделений, так и работники кадровых служб.

С целью принятия руководителями органов государственной власти решений о допуске к государственной тайне на основании наиболее полной информации в 63 Инструкции претерпела изменения форма заполняемой гражданином анкеты.

Учитывая возраст наступления уголовной ответственности за преступления, связанные с государственной тайной, Инструкцией, по-сути, установлен минимальный возраст, при котором гражданину может быть оформлен допуск к государственной тайне (16 лет).

Согласно вступившей в силу Инструкции 63 обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в этом трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки. Этим самым отменен механизм заключения типового договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне, являющегося приложением к трудовому договору, предусматриваемого Инструкцией 1050.

В этой связи для государственных служащих представляется необходимым внесение соответствующих поправок в примерную форму служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 года № 159.

Инструкцией 63 закреплен механизм определяющий порядок оформления допуска к государственной тайне гражданам, которым необходим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, при работе по совместительству, а также порядок, в соответствии с которым оформление допуска к государственной тайне гражданам при мобилизации, призыве и гражданам, находящимся в запасе, осуществляется военными комиссариатами по месту их воинского учета.

В соответствии со статьей 21.1 Закона о ГТ члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения в отношении них проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается расписка. Инструкция содержит положения, определяющие порядок оформления допуска к государственной тайне указанной категории граждан.

Инструкцией 63 закреплен новый механизм, определяющий порядок оформления допуска к государственной тайне граждан, участвующих в конкурсах на замещение вакантных должностей, предусматривающих наличие такого допуска. Так, согласно пункту 35 одновременное направление в органы безопасности документов для оформления допуска к государственной тайне на нескольких лиц, рассматриваемых на замещение одной должности, не допускается, кроме случая проведения конкурса на замещение вакантной должности, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Уточнен порядок прекращения допуска к государственной тайне и документального оформления такого решения.

При прекращении допуска граждан к государственной тайне в орган безопасности в месячный срок направляется уведомление о прекращении допуска к государственной тайне, в котором указываются фамилии, имена, отчества граждан (в алфавитном порядке), даты и места их рождения, номера и формы допусков, даты окончания проведения проверочных мероприятий. Уведомления о прекращении допусков по третьей форме, оформленных без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в органы безопасности не направляются.

После прекращения допуска к государственной тайне копия трудового договора (контракта) или расписка, содержащая обязательства гражданина по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и карточка хранятся в режимно-секретном подразделении до истечения срока наложения ограничений на права гражданина, но не менее 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

В случае получения из органа безопасности уведомления о возникновении обстоятельств, которые могут послужить основанием для прекращения гражданину допуска к государственной тайне, соответствующие должностные лица принимают решение о возможности или невозможности дальнейшей работы гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну, о чем информируют орган безопасности. До принятия такого решения гражданин отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Хотелось бы акцентировать внимание и на следующем. С выходом Инструкции 63 не утратило своей силы постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. № 1003, утверждающее Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне. Данное Положение в развитие требований Закона о ГТ определяет особенности допуска к государственной тайне лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов, которые обусловлены особым гражданским статусом этих лиц.

Лица, имеющие двойное гражданство, допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан Российской Федерации.

Указанные лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом «секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности.

Лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, на основании решения Правительства Российской Федерации. При этом к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям лица без гражданства, как правило, не допускаются.

Руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованные в допуске лиц без гражданства к государственной тайне, вносят в Правительство Российской Федерации проект соответствующего решения. К проекту прилагается мотивированное обоснование необходимости допуска, материалы согласования вопроса с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и согласованный с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны перечень сведений, составляющих государственную тайну, к которым предлагается допустить лицо без гражданства. Мотивированное обоснование должно содержать оценку тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну.

При этом иностранные граждане допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1997 г. № 973.

Решение о допуске иностранных граждан к государственной тайне принимается руководителями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений, организаций, уполномоченных Правительством Российской Федерации осуществлять передачу сведений, составляющих государственную тайну, другому государству. Указанное решение согласовывается с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В заключение следует сказать, что выход в свет Инструкции 63 был весьма своевременен, поскольку ряд положений действовавшей Инструкции 1050 потерял свою актуальность в связи с имевшими место поправками в федеральном законодательстве, а также с объективными изменениями в самих регулируемых правоотношениях. Помимо этого, взятый государством курс на совершенствование механизма защиты государственной тайны и, в частности, корректировка уголовного законодательства в этой сфере, выразившееся во внесении изменений в статьи 275, 276 и 283 УК РФ, потребует параллельного переосмысления подходов и к допускной работе.

Библиография

1. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 18.07.2009) «О государственной тайне»
2. Федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ (ред. от 14.02.2007) «О внешней разведке»
3. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 16.10.2010) «О Федеральной службе безопасности»;
4. Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 30.09.2009) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»
5. Указ Президента РФ от 16.02.2005 № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»
6. Распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 № 151-рп (ред. от 28.02.2009) «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне»
7. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне
8. Постановление Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 (ред. от 27.05.2008) «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»
9. Постановление Правительства РФ от 02.08.1997 № 973 (ред. от 24.09.2010) «Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или Международным организациям»
10. Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 № 1050 (ред. от 18.05.2009) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (утратило силу)
11. Лаврентьева О.О. — К вопросу о совершенствовании информационного обеспечения государственной гражданской службы в контексте ее модернизации и противодействия коррупции//Полицейская деятельность, №4-2012
12. Ватель А.Ю. — Административные и этические стандарты в системе государственной службы зарубежных государств//Полицейская деятельность, №2-2012
13. Макаров А.А. — Правовые основы деятельности юрисконсульта в органах внутренних дел//Полицейская деятельность, №2-2012
14. Балабкин С. И. О реформировании органов внутренних дел: текущее состояние//Право и политика, №10-2011
15. Качушкин С. В. Становление института государственной службы в Российской Федерации//Политика и Общество, №8-2011
16. Качушкин С. В. Соотношение понятий «государственная должность» и «государственный служащий»//Политика и Общество, №7-2011
17. Овчинников Н.А. — Административно-правовое регулирование разрешения конфликта интересов и соблюдение требований к служебному поведению как способ обеспечения законности в деятельности сотрудников и гражданских служащих МВД России//Полицейская деятельность, №2-2011
18. Соломатина Е.А. — Правовые и организационные основы функционирования полиции Германии//Полицейская деятельность, №2-2011
19. Куракин А. В., Овчинников Н. А. Административное усмотрение в механизме обеспечения законности служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел//Право и политика, №3-2011
20. А.В. Куракин, М.М. Звягин, В.А Сафронов, М.Н. Шеметов — Таможенные жалобы: понятие, сущность, производство (Часть 2. Окончание)//Право и политика, №4-2010
21. Трегубова Е.В. Правовые запреты в деятельности публичных служащих//Административное и муниципальное право, №6-2009
22. Чаннов С.Е. Применение трудового законодательства к регулированию труда правоохранительных служащих//Право и политика, №1-2010
23. Шевердяев С.Н. О новой редакции принципов служебного поведения государственных служащих//Право и политика, №1-201
24. Несмелов П.В. К вопросу о конфиденциальной информации в административном праве // Полицейская деятельность. — 2012. — 4. — C. 60 — 65.
25. Кабанов П.А. Ознакомление с материалами участников заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, поступившими на рассмотрение: процедурные вопросы // NB: Административное право и практика администрирования. — 2012. — 1. — C. 17 — 23. DOI: 10.7256/2306-9945.2012.1.376. URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_376.html

References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *