Пленум ВС принял постановление об оспаривании законов

При оспаривании разъяснений суд должен установить смысл разъясняемых положений, учитывая буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, а также их место в системе права, взаимосвязи с другими правовыми нормами, цели и условия принятия соответствующего нормативного правового акта. Пленум отмечает: если разъяснения не соответствуют смыслу разъясняемых им положений – суд должен признать документ недействующим и указать на это в решении.

Пленум ВС дает судам право возложить на административного ответчика обязанность принять новый нормативный правовой акт взамен успешно оспоренного. Но только в случае, если суд выявит «недостаточную правовую урегулированность» административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Эта норма подлежит применению лишь в случаях, когда обязанность по принятию акта предусмотрена НПА с большей юридической силой.

Оспоренный акт или его часть могут быть признаны недействующими, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. А если они были приняты раньше, чем более «сильный» НПА, – со дня вступления последнего в силу.

Содержащиеся в решении выводы 
о несоответствии оспоренного акта закону или иному нормативному правовому акту могут иметь преюдициальное значение при рассмотрении других дел – в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим.

Постановление Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».

×

  • О коллегии
    • Структура коллегии
    • Новости коллегии
    • Видео ММКА
  • Услуги
    • Для физических лиц
      • Уголовные дела
        • Дела по ДТП
        • Дела по наркотикам
        • Дела по убийству
        • Дела по экономике
        • Замена адвоката в уголовном деле
        • Защита адвокатом по уголовным делам
          • Защита на предварительном следствии
        • Как выбрать адвоката
        • Круглосуточные услуги
        • Обжалование отказа возбуждения уголовного дела
        • Обжалование приговора
          • Апелляция
          • Верховный суд
          • Европейский суд по правам человека
          • Кассация
        • Помощь по уголовным делам
        • Участие адвоката в суде
      • Взыскание долгов
        • Взыскание по алиментам
        • Взыскание по договору аренды
        • Взыскание по договору займа
        • Взыскание по договору лизинга
        • Взыскание по договору найма помещения
        • Взыскание по договору оказания услуг
        • Взыскание по договору подряда
        • Взыскание по договору поставки
        • Взыскание по договору хранения
        • Взыскание по кредитному договору
        • Возврат имущества
        • Розыск имущества должника
      • Возмещение вреда
      • Помощь при ДТП
        • Cпоры с ГИБДД
        • Возврат водительских прав
        • Возмещение ущерба по ДТП
        • Судебные дела по ДТП
        • Уголовный адвокат по ДТП
      • Трудовые споры
        • Взыскание долга по зарплате
        • Восстановление на работе
        • Незаконное увольнение
        • Оплата командировок
        • Сокращение штата
        • Споры по отпускам
      • Семейные споры
        • Взыскание алиментов
        • Выделение супружеской доли
        • Лишение родительских прав
        • Определение порядка общения с ребенком
        • Оспаривание отцовства
        • Признание брака недействительным
        • Развод через суд
        • Раздел имущества супругов
        • Расторжение брака
        • Составление брачного договора
        • Установление факта родственных отношений
        • Усыновление
      • Наследство
        • Вступление в наследование
        • Наследство на имущество
        • Наследство супруга
        • Обязательная доля
        • Оспаривание наследства
        • Отказ от наследства
        • Оформление наследства
        • Признание завещания недействительным
      • Жилищные споры
        • Дарение
        • Купля-продажа жилья
        • Приватизация
        • Расселение
          • Капитальный ремонт дома
          • Снос пятиэтажек
        • Рента
        • Служебное жилье в Москве
        • Судебные споры
          • Выделение доли
          • Выселение из квартиры
          • Наследство
          • Определение порядка пользования
          • Права собственности
        • Улучшение жилищных условий
      • Земельные споры
        • Права собственности на участок
        • Приватизация земельного участка
        • Приватизация земельного участка под домом
        • Регистрация сделок с земельными участками
        • Споры о границе земельного участка
      • Банковское право
      • Военное право
      • Защита прав потребителей
      • Медиация
      • Медицинское право
        • Возмещение вреда здоровью
      • Миграционное право
        • Выдворение
        • Гражданство
      • Недвижимость
        • Загородная недвижимость
        • Недвижимость в Москве
        • Проверка юридической чистоты недвижимости
      • Неимущественные права
        • Дееспособность
        • Защита авторских и смежных прав
        • Защита чести и достоинства
      • Оспаривание сделок
      • Страхование
        • Страховые споры при ДТП
          • КАСКО
          • ОСАГО
    • Для юридических лиц
      • Арбитраж
        • Банкротство
        • Восстановление сроков обжалования
        • Исковое заявление в арбитраж
        • Исполнительное производство
        • Обжалование судебных решений
        • Образец фальсификации доказательств
        • Оспаривание правовых актов
        • Представительство в суде юридическим лицам
        • Признание торгов недействительными
      • Безопасность бизнеса
        • Безопасность бизнеса / Due diligence (Дью Дилидженс)
      • Налоговые споры
        • Адвокат по налогам
        • Взыскание налога, пени, штрафа
        • Имущественные налоговые вычеты
        • Профессиональные налоговые вычеты
        • Стандартные налоговые вычеты
      • Юридическое обслуживание
        • Адвокатский аудит
        • Бизнес адвокат
        • Сопровождение бизнеса
      • Взыскание дебиторской задолженности
      • Административные споры
        • Защита в контролирующих органах
      • Договорные отношения
        • Помощь и консультации по заполнению 3-НДФЛ
        • Согласование договора юристом
        • Юридическая экспертиза договоров юристом
      • Защита деловой репутации
      • Компенсация ущерба
      • Корпоративные споры
      • Предпринимательское право
      • Регистрация и ликвидация
        • Защита при отказе в регистрации
        • Ликвидация ИП
        • Ликвидация предприятий
      • Споры по недвижимости
      • Споры по строительному подряду
      • Страховые споры
        • Споры со страховыми компаниями
      • Таможенный адвокат
      • Уголовные споры
      • Урегулирование споров в досудебном порядке
  • Цены
  • Решения судов
  • Правовые кейсы
  • Контакты
  • Помощь онлайн
  • Акции
  • RSS лента
  • Новости коллегии
  • Информационные базы
    • Ведомства и организации
      • ГИБДД
        • ГИБДД Москвы
        • ГИБДД Московской области
        • Новый регламент ГИБДД
        • Реквизиты ГИБДД
        • Таблица штрафов
        • Управления ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ
        • Штрафные стоянки
      • ДЕЗ (Дирекции Единого Заказчка) г. Москвы
      • ИФНС
        • ИФНС Росии по Московской области
        • ИФНС России по г. Москве
        • ИФНС России по г. Санкт-Петербургу
        • Межрегиональные ИФНС
        • ФНС России
      • Компенсационные выплаты по полису ОСАГО
      • МВД
        • ГУВД Москвы
        • ГУВД области
        • Министерство внутренних дел
        • ОВД и УВД области
        • ОВД Москвы
      • Многофункциональные Центры «Мои Документы»
      • Нотариусы Москвы
      • Префектуры административных округов г. Москвы
      • Прокуратуры Москвы
        • Генеральная прокуратура
        • Природоохранительная прокуратура
        • Прокуратура ВАО
        • Прокуратура г. Москвы
        • Прокуратура ЗАО
        • Прокуратура Зеленоградского АО
        • Прокуратура режимных объектов
        • Прокуратура САО
        • Прокуратура СВАО
        • Прокуратура СЗАО
        • Прокуратура ЦАО
        • Прокуратура ЮАО
        • Прокуратура ЮВАО
        • Прокуратура ЮЗАО
      • Телефоны экстренных служб города Москвы
      • Трудовая инспекция
      • Управы районов Москвы
      • ФРС г.Москвы
    • Суды
      • Верховный Суд РФ
      • Другие суды
        • Арбитражные суды
        • Гарнизонные суды
        • Мировые суды
        • Московский городской суд
        • Московский областной суд
        • Районные суды
        • Третейский суд
      • Европейский Суд по правам человека (Страсбург)
      • Конституционный Суд РФ

Обзор постановления Пленума ВС РФ № 48 о мошенничестве, присвоении и растрате

Здравствуй, Регфорум! 30 ноября 2017 года Пленум Верховного Суда РФ принял ожидаемое многими юристами постановление № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».

Почему этого постановления так ждали? В данном случае необходимо поговорить о правовой природе постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Некоторые специалисты, подчеркивая особую значимость данных документов, называют их источником права, то есть способом закрепления правовых норм. На самом деле, это конечно не так, поскольку постановления Пленума Верховного Суда РФ сами по себе не создают правовые нормы, а выполняют лишь функцию толкования существующих норм. Вместе с тем, исходящие от Верховного Суда РФ разъяснительные документы в некоторых случаях могут формировать правоприменительную практику, ориентируя судей на тот или иной подход в области оценки общественно опасных деяний, зачастую серьезно расходящийся с теорий уголовного права.

Что касается ситуации с привлечением наших сограждан к уголовной ответственности по делам о мошенничествах и растратах, то количество необоснованных возбуждений подобных уголовных дел стало переходить всякие разумные границы, в связи с чем на это обратили внимание не только правозащитники, но и представители власти, в том числе и Верховный суд РФ. Вместе с тем, необходимо признать, что пока прилагаемые властями усилия, во-первых, носят хаотичный и бессистемный характер, а во-вторых, мало результативны.

Давая же оценку, непосредственно обсуждаемому Постановлению Пленума Верховного Суда РФ, следует пояснить, что по большому счету ничего кардинально нового для правоприменительной практики по делам указанной категории оно не несет. Дело в том, что до его принятия действовало во многом аналогичное разъяснительное постановление от 2007 года, которое не так уж существенно отличалось от вновь принятого и не смогло поколебать обвинительного подхода при уголовно-правовой квалификации следователями и судьями гражданско-правовых отношений.

Вместе с тем, есть несколько моментов, на которые в обсуждаемом постановлении хотелось бы обратить внимание и которые, исходя из их буквального толкования, в случае неукоснительного исполнения судьями (надо признать, что с этим в судах до последнего времени все было не очень здорово) должны в лучшую сторону повлиять на практику квалификации деяний как преступных.

Так, Верховный Суд РФ отметил, что далеко не всякое неисполнение гражданско-правовых обязательств может быть квалифицировано как мошенничество. Такая квалификация возможна лишь, если умысел на хищение возник до передачи в пользу виновного денежных средств или иного имущества, а не после такой передачи. Более того, завладение чужим имуществом должно быть сопряжено с умышленными действиями, связанными с обманом или злоупотреблению его доверием. В качестве примеров подобных действий в постановлении приводятся использование лицом при заключении договора поддельных документов, в том числе документов, удостоверяющих личность, уставных документов, гарантийных писем, справок, сокрытие лицом информации о наличии задолженностей и залогов имущества, распоряжение полученным имуществом в личных целях вопреки условиям договора и другие.

Впервые Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения по вопросу завладения безналичными денежными средствами, в том числе электронными деньгами. Пленум указал, что такие действия также следует признавать хищением чужого имущества. При этом оконченными действия, по мнению авторов обсуждаемого постановления, надлежит признавать с момента изъятия денег с банковского счета их владельца. Это противоречит общему теоретическому принципу уголовного права об окончании хищения с момента получения у виновного реальной возможности распорядиться похищенным (в том числе в отношении остальных видов имущества такой принцип закреплен в этом же постановлении), однако уже, очевидно, что с учетом данных разъяснений практика пойдет по предложенному Пленумом Верховного Суда РФ пути.

Еще одним важным моментом, на который обратил внимание Верховный Суд РФ, является разъяснение по вопросу того, в каком случае деятельность обвиняемого может быть оценена, как предпринимательская (это с учетом положений уголовно-процессуального законодательства предусматривает особый порядок избрания меры пресечения, позволяющий заключать предпринимателей под стражу, лишь в исключительных случаях). Верховный Суд РФ в очередной раз отметил, что под совершением мошенничества в сфере предпринимательской деятельности следует понимать умышленное неисполнение принятых на себя виновным лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем или членом органа управления коммерческой организации, обязательств по договору в сфере предпринимательской деятельности, сторонами которого являются только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Нормативный правовой акт

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Нормати́вный правово́й акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Определение, данное в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», характеризует нормативный правовой акт следующими признаками: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах с романо-германской правовой системой) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. Высшим нормативным правовым актом в России считается Конституция Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации, нормативные правовые акты вступают в силу только после публикации. Государственные документы публикуются в «Российской газете». Они выставлены в хронологическом порядке в специальном разделе сайта.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания нормативного правового акта как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативные правовые акты. Таким образом, нормативный правовой акт — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путём текстуального закрепления правовой информации в письменной форме.

Законы и подзаконные акты

Основные статьи: Закон (право) и Подзаконный правовой акт

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные или текущие (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяют простые и кодифицированные. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

  • Конституция Российской Федерации.
  • Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации.
  • Федеральные законы:
    • Федеральные конституционные законы.
    • Федеральные законы (в том числе Кодексы).
  • Федеральные подзаконные правовые акты:
    • Указы Президента Российской Федерации.
    • Постановления Правительства России.
    • Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации (Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д.).
  • Конституции (уставы) субъектов федерации.
  • Законы субъектов федерации.
  • Подзаконные правовые акты субъектов федерации.

На уровне муниципального образования — решения муниципального образования.

Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к законам Российской Федерации, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания, то есть отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами):
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • административно-правовые
  • комплексные (муниципальные, экологические)

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путём принятия нового нормативного правового акта с указанием в нём, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.

Примечания

  1. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З.
  2. Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права: Учебник. — СПб., 2005. — 472 с.
  3. С. С. Алексеев. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 2001. с. 315
  4. В.Л. Куланов, А.В. Малько. Теория государства и права: учебник. — М.: Норма. — С. 224-225. — ISBN 978-5-91768-192-4.
  5. М.Н. Марченко, С.Н. Бабурин. Общая теория государства и права. — М.: Норма. — Т. 2. — С. 310. — ISBN 978-5-91768-410-9.
  6. в соответствии с пунктом 4, статьи 15, главы 1 Конституции Российской Федерации
  7. в соответствии с пунктом 6, статьи 76, главы 1 Конституции Российской Федерации
  8. Собрание законодательства Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения 24 мая 2012. Архивировано 28 апреля 2014 года.

Оспаривание нормативных актов и их разъяснений: новое постановление Пленума Верховного суда

ВС РФ рассказал, кто и как может оспаривать нормативные акты и их разъяснения, обладающие нормативными свойствами. Также он указал, кто должен возместить судебные расходы по таким делам и обязательно ли иск о признании акта недействительным должен подписывать дипломированный юрист.

Пленум ВС РФ утвердил постановление от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее — постановление № 50). Он предусмотрел признаки таких актов, а также ответил, с какой даты они признаются недействительными, кто может обратиться за их оспариванием, что должно быть указано в заявлении о признании акта недействительным, как взыскивать судебные расходы по таким делам и т.д.

Нормативные правовые акты

Верховный суд в постановлении № 50 перечислил признаки нормативного правового акта:

  • издание органами государственной власти, местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом;

  • наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Для признания акта нормативным суд должен проанализировать его содержание. Акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, когда он издается для установления правового режима конкретного объекта публичного права. Например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ, двух и более субъектов РФ.

Еще иногда о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные им типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. Поэтому если в самом оспариваемом акте отсутствуют положения нормативного характера, это не значит, что их нет в приложениях к нему.

Нормативный правовой акт или его часть признаются недействующими со дня его принятия или иной указанной судом даты. Например, с того времени, когда он стал противоречить нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Если акт был принят ранее нормативного правового акта с большей силой, суд может признать его не действующим со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим со дня вступления решения в законную силу.

Акты с разъяснениями, обладающими нормативными свойствами

Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, ВС РФ назвал следующие:

  • издание их органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами;

  • наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.

По общему правилу акты, обладающие нормативными свойствами, содержащие разъяснения, не соответствующие смыслу разъясняемых положений, признаются судом не действующими полностью или в части со дня их принятия. Но с учетом обстоятельств конкретного дела суд вправе признать такой акт не действующим с иной даты. Например, в случае, когда после принятия акта, обладающего нормативными свойствами, разъясняемые им нормативные положения изменились, в результате чего оспоренный акт перестал соответствовать разъясняемым положениям со дня вступления в силу изменений.

Принятие заявления к производству

При оспаривании нормативного акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в заявлении нужно указать, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или на то, что существует реальная угроза их нарушения. Если это не указано, то суд должен оставить заявление без движения. А если из заявления явно следует, что истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемым актом, либо акт не может нарушать или иным образом затрагивать его права, свободы, законные интересы, то суд откажет в принятии заявления к производству. Например, если гражданин оспаривает нормативный правовой акт законодательного органа субъекта РФ, определяющий ставку налога на имущество организаций.

Проверка опубликования

Если обязательное опубликование нормативного правового акта предусмотрено в одном или нескольких средствах массовой информации и на официальном интернет-портале правовой информации, то официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из этих мест опубликования.

В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания нормативный акт могут опубликовать в другом издании либо обнародовать, например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования. В такой ситуации нужно проверить, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не считается нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Если нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования тоже не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

Толкование

Проверяя содержание оспариваемого акта или его части, суд должен выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, то акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

В то же время нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускают придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда. При этом в решении суда указывается на надлежащее толкование.

Диплом юриста

В КАС РФ не указано, что административное исковое заявление об оспаривании правового акта может подписать только лицо, имеющее высшее юридическое образование. Это означает, что подписать и подать такое заявление может не юрист. Но представлять интересы в суде придется лицу с дипломом, подтверждающим наличие высшего юридического образования.

Судебные расходы

В КАС РФ и АПК РФ не установлено каких-либо особенностей по поводу возмещения судебных расходов при оспаривании нормативных актов и их разъяснений. Поэтому ВС РФ указал, что применяются правила, предусмотренные главой 10 КАС РФ, главой 9 АПК РФ (о судебных расходах).

Если нормативный правовой акт принял представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта РФ, а подписало его высшее должностное лицо этого субъекта РФ, то после признания его недействующим судебные расходы, в том числе расходы по уплате госпошлины, должен возместить представительный орган, который является административным ответчиком по данному делу. Такое же правило распространяется на ситуацию, когда акт принят представительным органом муниципального образования и подписан главой муниципального образования. Судебные расходы будет возмещать представительный орган.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *