Содержание

>Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №392 «Об утверждении Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля»

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 19 марта 2018 года №392

Об утверждении Правил проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля

(В редакции Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 29.12.2018 г. №1133; Приказа Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан — Министра финансов Республики Казахстан от 28.02.2019 г. №146)

В соответствии с подпунктом 8) статьи 14 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:

1) Правила проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту и финансовому контролю согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) Правила проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля службами внутреннего аудита согласно приложению 2 к настоящему приказу.

2. Департаменту методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан (Бектурова А.Т.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

Министр финансов Республики Казахстан

Б.Султанов

Согласован

Председателем Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета

27 марта 2018 года

Н.Н.Годунова

Приложение 1

к Приказу Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №392

Правила проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту и финансовому контролю

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту и финансовому контролю (далее — Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 8) статьи 14 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года «О государственном аудите и финансовом контроле» (далее — Закон) и определяют порядок проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля уполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту и финансовому контролю.

Внутренний государственный аудит состоит из взаимосвязанных этапов, определенных пунктом 1 статьи 17 Закона.

2. В Правилах используются следующие основные понятия:

1) аудиторские доказательства — фактические данные с учетом их законности, достоверности и допустимости, на основе которых государственные аудиторы устанавливают наличие или отсутствие нарушений и (или) недостатков в работе, а также иные материалы, подтверждающие изложенные в аудиторском отчете факты;

2) аудиторские процедуры — действия, осуществляемые в ходе аудиторского мероприятия в соответствии с программой аудита, необходимые для достижения целей аудиторского мероприятия;

3) аудиторское мероприятие — комплекс действий, направленных на подготовку, проведение, оформление отчетов и заключений по итогам внутреннего государственного аудита;

4) лицо, ответственное за проведение аудиторского мероприятия — должностное лицо уполномоченного органа и его территориальных подразделений, на которое возложены обязанности по контролю за организацией и проведением внутреннего государственного аудита;

5) финансовая отчетность — информация о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях финансового положения объектов государственного аудита и финансового контроля (далее — объект государственного аудита), формы и объемы которой определяются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан;

6) материалы государственного аудита и финансового контроля — документы, необходимые для проведения государственного аудита, а также составленные по его результатам документы и прилагаемые аудиторские доказательства;

7) группа государственного аудита — два и более участников аудиторского мероприятия (государственный (-ые) аудитор (-ы), ассистент (-ы) государственного аудитора, при необходимости привлеченные эксперты по соответствующему профилю);

8) руководитель группы государственного аудита — государственный аудитор, возглавляющий группу государственного аудита, определяемый руководителем органа внутреннего государственного аудита;

9) предписание — обязательный для исполнения акт уполномоченного органа и его территориальных подразделений, направляемый объектам государственного аудита для устранения выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан и (или) причин, условий, способствующих им, а также принятия мер ответственности, предусмотренных законами Республики Казахстан, к лицам, допустившим эти нарушения;

10) масштаб внутреннего государственного аудита — перечень вопросов, период и срок проведения внутреннего государственного аудита;

11) органы внутреннего государственного аудита и финансового контроля (далее — органы внутреннего государственного аудита) — уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту и финансовому контролю (далее — уполномоченный орган) и его территориальные подразделения, службы внутреннего аудита центральных государственных органов, за исключением службы внутреннего аудита Национального Банка Республики Казахстан, местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, службы внутреннего аудита ведомств центральных государственных органов (при создании), службы внутреннего аудита подведомственных территориальных органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан, создаваемые по усмотрению первого руководителя в рамках штатной численности (далее — службы внутреннего аудита);

12) программа проведения внутреннего государственного аудита (программа аудита) — детально разработанный документ, составляемый индивидуально по каждому объекту государственного аудита (за исключением встречной проверки), содержащий перечень вопросов, подлежащих внутреннему государственному аудиту;

13) план проведения внутреннего государственного аудита (далее — план аудита) — документ, разработанный на основе данных предварительного изучения объекта государственного аудита, включающий срок проведения аудиторского мероприятия, необходимые ресурсы, объекты государственного аудита и маршруты следования.

3. Другие понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, определяемых Бюджетным кодексом Республики Казахстан, Законом и иным законодательством Республики Казахстан.

4. Государственный аудит и финансовый контроль в специальных государственных органах Республики Казахстан осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 3 статьи 2 Закона.

5. При проведении аудиторских мероприятий государственные аудиторы, ассистенты государственного аудитора, а также привлекаемые эксперты, специалисты государственных органов, аудиторские организации (далее — эксперты) руководствуются стандартами государственного аудита и финансового контроля (далее — стандарты) в соответствии со статьей 8 Закона и настоящими Правилами, исходя из компетенции, установленной Законом.

6. Внутренний государственный аудит и финансовый контроль являются неотъемлемой частью системы государственного управления и направлены на повышение прозрачности, эффективности, ответственности за использование бюджетных средств, активов государства и квазигосударственного сектора.

7. Внутренний государственный аудит проводится на основе перечня объектов государственного аудита уполномоченного органа и его территориальных подразделений на соответствующий год (далее — перечень объектов государственного аудита), формируемого в соответствии со статьей 18 Закона.

Внеплановый аудит уполномоченным органом и его территориальными подразделениями проводится в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона.

Внеплановый аудит уполномоченным органом и его территориальными подразделениями по жалобам на действия (бездействия), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок проводится после исполнения объектом государственного аудита уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, направленного в соответствии с Правилами проведения камерального контроля, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года №598 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 декабря 2015 года №12599).

8. Состав группы государственного аудита включает руководителя группы государственного аудита, государственных аудиторов, ассистентов государственных аудиторов уполномоченного органа и его территориальных подразделений, участвующих в проведении аудиторского мероприятия, а также при необходимости эксперта (-ов).

9. Уполномоченным органом и его территориальными подразделениями осуществляются следующие типы государственного аудита:

1) аудит финансовой отчетности — оценка достоверности, обоснованности финансовой отчетности, бухгалтерского учета и финансового состояния объекта государственного аудита;

2) аудит соответствия — оценка, проверка соблюдения объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации.

10. В рамках внутреннего государственного аудита уполномоченным органом и его территориальными подразделениями проводятся проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Закона.

11. Уполномоченный орган и его территориальные подразделения осуществляют анализ, обобщение и систематизацию выявленных по результатам государственного аудита нарушений и недостатков.

Глава 2. Формирование перечня объектов государственного аудита на соответствующий год

12. Формирование перечня объектов государственного аудита осуществляется в соответствии со стандартами, едиными принципами и подходами к системе управления рисками, утвержденными совместным нормативнымпостановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее — Счетный комитет) от 28 ноября 2015 года №10-НК и приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года №590 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №12502), Типовой системой управления рисками, которая применяется при формировании перечня объектов государственного аудита и финансового контроля на соответствующий год и проведении внутреннего государственного аудита (далее — ТСУР), утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года №597 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №12490), Правилами взаимодействия органов государственного аудита и финансового контроля, утвержденными совместным нормативным постановлением Счетного комитета от 28 ноября 2015 года №9-НК и приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года №589 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №12577.).

13. Формирование перечня объектов государственного аудита основывается на системном подходе в соответствии со следующими принципами:

1) комплексность (обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов формирования перечня — от предварительного этапа до завершающих процедур);

2) непрерывность;

3) объективность.

14. Перечень объектов государственного аудита включает наименование объекта государственного аудита, тип аудита, наименование аудиторского мероприятия, вид проверки, период охвата государственным аудитом, сроки проведения аудита, планируемые объемы бюджетных средств и активов, охватываемые государственным аудитом.

15. Уполномоченный орган и его территориальные подразделения, согласно пункту 9 статьи 18 Закона, согласовывают перечни объектов государственного аудита и объемы бюджетных средств и активов, охватываемые государственным аудитом, а также отрабатывают вопросы проведения совместной, параллельной проверок с органами внешнего государственного аудита.

16. Перечни объектов государственного аудита утверждаются на соответствующий финансовый год руководителем уполномоченного органа и его территориальных подразделений согласно пункту 2 статьи 18 Закона.

Перечни объектов государственного аудита уполномоченного органа и его территориальных подразделений разрабатываются и утверждаются до 10 декабря года, предшествующего планируемому, и в течение трех календарных дней со дня их утверждения направляются в службы внутреннего аудита.

Утвержденные перечни объектов государственного аудита уполномоченного органа и его территориальных подразделений, а также изменения к ним в течение пяти рабочих дней со дня их утверждения размещаются на интернет-ресурсе уполномоченного органа и его территориальных подразделений с учетом соблюдения режима секретности, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2000 года №390-16с (далее — Инструкция).

17. Уполномоченный орган и его территориальные подразделения в течение трех рабочих дней со дня утверждения перечней объектов государственного аудита направляют их Счетному комитету, ревизионным комиссиям, уполномоченному органу в области правовой статистики и специальных учетов.

18. Внесение изменений в перечни объектов государственного аудита уполномоченного органа и его территориальных подразделений допускается в части исключения объектов государственного аудита при наличии документов (материалов), подтверждающих основания внесения изменений.

В случае необходимости исключения определенного аудиторского мероприятия из перечня объектов государственного аудита, лицо, ответственное за проведение аудиторского мероприятия, вносит руководителю уполномоченного органа и его территориальных подразделений служебную записку с соответствующим обоснованием.

По итогам рассмотрения служебной записки руководителем уполномоченного органа и его территориальных подразделений принимается решение об исключении аудиторского мероприятия из перечня объектов государственного аудита.

19. Уполномоченный орган и его территориальные подразделения на постоянной основе проводят мониторинг исполнения утвержденного перечня объектов государственного аудита.

20. Уполномоченный орган и его территориальные подразделения на ежеквартальной основе проводят мониторинг изменений перечней объектов государственного аудита Счетного комитета и ревизионных комиссий.

21. По итогам отчетного периода первому руководителю уполномоченного органа и его территориальных подразделений представляется информация об исполнении перечня объектов государственного аудита.

Глава 3. Порядок планирования отдельного внутреннего государственного аудита и его проведение

Параграф 1. Этапы аудиторского мероприятия

22. Организация аудиторского мероприятия включает этапы, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:

1) подготовительный;

2) основной;

3) заключительный.

23. Подготовительным этапом проведения внутреннего государственного аудита являются предварительное изучение объектов государственного аудита, составление плана и программы аудита, аудиторского задания на проведение аудиторского мероприятия (далее — аудиторское задание), поручения на проведение аудиторского мероприятия (проверки) (Акт о назначении проверки) (далее — поручение на проведение аудиторского мероприятия), являющегося актом о назначении проверки.

При планировании отдельного государственного аудита учитываются результаты текущего контроля, проводимого в соответствии со статьей 97 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.

Основным этапом проведения внутреннего государственного аудита является проведение аудиторского мероприятия.

Заключительным этапом проведения внутреннего государственного аудита являются принятие решения и составление документов по результатам внутреннего государственного аудита.

Параграф 2. Предварительное изучение объектов государственного аудита

24. Предварительное изучение деятельности объекта государственного аудита проводится для уточнения объема средств и активов, охватываемых аудиторским мероприятием, сроков проведения государственного аудита, определения вопросов государственного аудита.

25. В ходе предварительного изучения на основе анализа и оценки информации о деятельности объекта государственного аудита в зависимости от типа аудита и целей аудиторского мероприятия, учитываются следующие показатели:

1) наличие и степень рисков — определение и подтверждение существования каких-либо факторов (действий или событий), которые влияют на достижение государственным органом своих целей при формировании и использовании бюджетных средств и активов в проверяемой сфере и (или) деятельности объекта государственного аудита;

2) наличие и состояние на объекте государственного аудита системы мер и процедур, принимаемых руководством объекта государственного аудита для достижения эффективного управления объектом государственного аудита (системы внутреннего контроля) — проведение предварительного анализа и оценки степени эффективности организации системы внутреннего контроля и ее компонентов, предусмотренных Законом, по результатам которой определяется способность системы внутреннего контроля обеспечивать достижение поставленных целей и задач;

3) существенность — отклонение при совершении объектом государственного аудита финансовых и хозяйственных операций от требований норм законодательства Республики Казахстан, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых в их реализацию, а также иные ошибки, оказывающие влияние на принимаемые решения, максимально допустимый размер которых определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле в зависимости от специфики деятельности объекта государственного аудита и категории показателей.

26. Расчет показателей существенности и аудиторского риска осуществляется в соответствии со стандартами.

27. Собираемая информация включает данные по нормативному правовому регулированию, организационной структуре, целям, задачам и ожидаемым результатам деятельности объектов государственного аудита, механизмам их подотчетности и имеющимся системам внутреннего контроля, существующим рискам и иным вопросам, необходимым для целей внутреннего государственного аудита.

Источники информации:

1) результаты и материалы предыдущих проверок, в том числе других органов государственного аудита и финансового контроля;

2) материалы отчетов участников бюджетного процесса;

3) данные информационных систем уполномоченного органа по исполнению бюджета;

4) материалы заседаний координационного совета органов государственного аудита и финансового контроля;

5) материалы заседаний Правительства Республики Казахстан, Администрации Президента Республики Казахстан и иных органов исполнительной власти;

6) обращения органов представительной и исполнительной власти Республики Казахстан;

7) обращения органов государственного аудита и финансового контроля;

8) материалы средств массовой информации;

9) обращения физических и юридических лиц;

10) данные о движении денежных средств;

11) информация из электронного сервиса судебных органов Республики Казахстан;

12) иные источники.

28. Группа государственного аудита на подготовительном этапе к аудиторскому мероприятию:

1) проводит анализ источников информации для предварительного изучения деятельности объекта государственного аудита согласно примерному перечню вопросов, изучаемых уполномоченным органом и его территориальными подразделениями в ходе предварительного изучения деятельности объекта государственного аудита, согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

2) осуществляет сбор информации из доступных источников, единой базы данных по государственному аудиту и финансовому контролю и при необходимости запрашивает у объекта государственного аудита дополнительные сведения, информацию, документы (материалы) для их предварительного изучения.

29. По результатам анализа и оценки совокупности, перечисленных в пунктах 25, 26 и 27 настоящих Правил информации и показателей, характеризующих формирование и использование объектом государственного аудита бюджетных средств и активов, уполномоченным органом и его территориальными подразделениями:

1) распределяются вопросы, подлежащие охвату в ходе аудиторского мероприятия между государственными аудиторами, в случае проведения совместной и параллельной проверок — между государственными органами и органами государственного аудита и финансового контроля;

2) определяются объекты встречной проверки;

3) определяются эксперты, привлекаемые к проведению государственного аудита, и конкретные вопросы государственного аудита, планируемые для поручения им;

4) прорабатываются вопросы получения разрешений в случаях проведения государственного аудита на режимных объектах.

Параграф 3. Составление плана и программы аудита, аудиторского задания и поручения

30. На основе предварительного изучения объектов государственного аудита до начала проведения аудиторского мероприятия на объекте аудита уполномоченным органом и его территориальными подразделениями составляются план и программа аудита, аудиторское задание и поручение на проведение аудиторского мероприятия.

План аудита составляется руководителем группы государственного аудита в случаях, когда охвату аудиторским мероприятием подлежат два и более объектов государственного аудита, и утверждается лицом, ответственным за проведение аудиторского мероприятия по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

Программа аудита составляется руководителем группы внутреннего государственного аудита или государственным аудитором и утверждается лицом, ответственным за проведение аудиторского мероприятия по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

Аудиторское задание составляется в случае проведения аудиторского мероприятия двумя и более участниками, подписывается всеми членами группы государственного аудита и утверждается руководителем группы государственного аудита по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

Поручение на проведение аудиторского мероприятия (встречной, совместной, параллельной проверок) является официальным документом, дающим право на проведение аудиторского мероприятия, встречной, совместной, параллельной проверок и оформляется на бланке строгой отчетности по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

Поручение на проведение аудиторского мероприятия составляется государственным аудитором или руководителем группы государственного аудита, согласовывается с лицом, ответственным за проведение аудиторского мероприятия и подписывается руководителем уполномоченного органа, его территориальных подразделений.

31. Лицами, ответственными за проведение аудиторского мероприятия, до выхода на аудиторское мероприятие (основной этап) проводится техническая учеба (инструктаж) с участниками группы государственного аудита.

32. Программа аудита содержит показатели государственного аудита и детализированные вопросы аудиторского мероприятия (совместной, параллельной проверки) к каждому из показателей.

Программа аудита является логичной, понятной, а также направлена на достижение поставленных целей аудиторского мероприятия.

Программа аудита финансовой отчетности составляется на основе расчета существенности и аудиторского риска в порядке, предусмотренном процедурным стандартом «Аудит финансовой отчетности», утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24 апреля 2017 года №272 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №15209).

33. При составлении программы аудита соответствия отражаются вопросы соблюдения объектом государственного аудита норм законодательства Республики Казахстан, положений нормативных правовых актов, а также актов субъектов квазигосударственного сектора, принятых для их реализации, регулирующих и регламентирующих деятельность объекта государственного аудита.

34. При составлении программы аудита финансовой отчетности уполномоченному органу и его территориальным подразделениям следует включить вопросы полноты и достоверности ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности государственными учреждениями.

35. Аудиторское задание содержит конкретные программные вопросы, подлежащие охвату в ходе аудиторского мероприятия, сроки их рассмотрения на каждом объекте государственного аудита, распределяемые между участниками группы аудита.

36. Уполномоченным органом и его территориальными подразделениями ведется отдельный журнал регистрации по поручениям на проведение аудиторского мероприятия, в котором отражаются номер и дата регистрации поручения, наименование объекта аудита, тип аудита, фамилия, имя, отчество (при его наличии) руководителя группы аудита, в том числе посредством Единой системы электронного документооборота (далее — ЕСЭДО).

37. Уполномоченный орган и его территориальные подразделения регистрируют поручение на проведение аудиторского мероприятия в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов в порядке, предусмотренном Правилами регистрации актов о назначении проверки, уведомлений о приостановлении, возобновлении, продлении сроков проверки, об изменении состава участников и предоставлении информационных учетных документов о проверке и ее результатах, утвержденными приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 26 января 2016 года №13 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №13171).

Параграф 4. Проведение аудиторского мероприятия

38. Основанием для проведения аудиторского мероприятия является поручение на проведение аудиторского мероприятия.

39. На каждый объект государственного аудита оформляется отдельное поручение на проведение аудиторского мероприятия.

Перед началом проведения аудиторского мероприятия руководителю объекта государственного аудита или лицу, его замещающему предъявляются:

1) поручение на проведение аудиторского мероприятия (проверки);

2) служебные удостоверения должностных лиц, уполномоченных на проведение внутреннего государственного аудита;

3) разрешение компетентного органа на посещение режимных объектов в порядке, определенном Инструкцией.

40. Аудиторское мероприятие осуществляется только лицами, указанными в поручении на проведение аудиторского мероприятия.

41. Началом проведения аудиторского мероприятия является день предъявления поручения на проведение аудиторского мероприятия должностному лицу (лицам) объекта государственного аудита.

42. Руководителю объекта государственного аудита или должностному лицу не позднее двух рабочих дней со дня предъявления поручения на проведение аудиторского мероприятия передается требование по предоставлению объектом государственного аудита сведений, информации, документов (материалов) по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам, подписанное руководителем группы государственного аудита или государственным аудитором.

Требованию, предусмотренному настоящим пунктом Правил, через дробь присваивается номер поручения на проведение аудиторского мероприятия и указывается дата вручения указанного требования.

Первый экземпляр требования по предоставлению объектом государственного аудита сведений, информации, документов (материалов) передается под роспись руководителю объекта государственного аудита или должностному лицу. В случае непринятия, требование по предоставлению объектом государственного аудита сведений, информации, документов (материалов) передается руководителем группы государственного аудита (государственным аудитором) через канцелярию объекта государственного аудита.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Основные этапы и порядок проведения аудиторской проверки

Аудиторская проверка строится в определенной последовательности. Наиболее часто употребляется подход «от общего к частному», то есть, начиная с аудита финансовой отчетности и заканчивая проверкой данных в первичных документах. Каждый аудитор самостоятельно выбирает последовательность своей работы исходя из особенностей аудируемого субъекта и условий договора, заключенного с клиентом.

Вообще практика аудита различает следующие основные этапы аудиторской проверки:

— общее изучение (ознакомление с персоналом и клиентом, принятие решения о начале проверки и целях ее проведения);

— предварительное ознакомление;

— планирование и составление общей программы аудита;

— системное изучение;

— выполнение аудита (т.е. проведение аудиторских процедур по существу);

— составление аудиторского заключения.

При этом, аудитором может быть предусмотрена конкретизация каждого этапа аудита для более эффективного выполнения действий в отношении конкретных объектов аудита в соответствии с их особенностями.

Как уже было отмечено выше, аудит проводится на основании договора между аудитором (аудиторской организацией) и заказчиком. Таким образом, на первоначальном этапе заключается договор на проведение аудита. Следующим этапом является общее изучение деятельности предприятия, методология которого также была описана выше.

Второй этап аудита финансовой отчетности предусматривает получение (пополнение) информации о клиенте, оценку аудиторского риска. Полученное представление будет являться основой для разработки программы аудита на этапе планирования, а также принятия решения о целесообразности проведения четвертого этапа — дополнительных проверок средств контроля.

В существующей практике при проведении аудита аудитор получает (пополняет) свою информацию о клиенте, которая включает в себя: информацию о бизнесе и отрасли клиента; учетную политику клиента и бухгалтерские процедуры; методы обработки бухгалтерской информации.

Предварительное ознакомление предполагает посещение фирмы до начало работы с ее документацией. Аудитор знакомится с ходом производства, персоналом, местами хранения товарно-материальных ценностей, оборудования и обеспечением их охраны, общей структурой организации, состоянием производственной дисциплины.

Порядок проведения аудиторских проверок зависит в значительной мере от степени осведомленности аудитора о деятельности проверяемого предприятия, об уровне организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии. Поэтому аудитору необходимо. приступить к сбору и изучению информации о хозяйственном субъекте. Ознакомление следует начинать с изучения основных документов: свидетельства о регистрации, учредительного договора, Устава, договоров на поставку продукции, лицензии на право осуществления внешнеэкономической деятельности и др.

Далее необходимо изучать основные показатели и отчетность предприятия, характер его деятельности, масштабы его производства, наличие производственных ресурсов, результаты его деятельности за исследуемый период и перспективное развитие предприятий.

При ознакомлении с предприятием следует определить объем хозяйственных операций и обусловленное им количество выписываемых первичных документов, в первую очередь по денежным и расчетным операциям, поскольку именно последние документы, как правило, подвергаются сплошной проверке.

Необходимо осмотреть предприятие, места хранения материальных ценностей.

Только в результате проведенного первоначального изучения предприятия можно определить примерный объем предстоящей работы и ее продолжительность. В соответствии с объемом работы и ее сложностью определяется стоимость аудита и эта сумма согласовывается с клиентом. Согласованная сумма, включая НДС, указывается в договоре на время проведения аудиторской проверки. После сбора информации о деятельности предприятия и изучения аудитор составляет план работы и знакомит с ним руководство предприятия.

Третьим этапом аудита является планирование аудита. На этом этапе аудита выбирается стратегия, наиболее эффективно уменьшающая степень риска, присущего аудиторской проверке. Определяется необходимость проведения дополнительной проверки, средств контроля и возможности значительного уменьшения количества процедур по существу или, если дополнительные проверки средств контроля окажутся неэффективными, полагаться преимущественно на процедуры по существу. Решение принимается на основе оценки степени внутрихозяйственного риска и риска средств контроля, проведенных на этапе сбора информации о клиенте и оценки рисков.

В процессе планирования аудитор распределяет выполнение отдельных этапов между участниками проверки. Использование результатов работы других аудиторов может сократить время проверки.

На четвертом этапе аудита аудиторы проводят системное изучение предприятия. Оно позволяет определить потоки и объемы информации, пункт наибольшей загруженности сбором и обработанной информацией и на этой основе сделать вывод: кому предоставлены право принятия решения и ответственность за реализацию этих решений по интересующим аудитора аспектам деятельности предприятия, т.е. кто является центром ответственности; по каким направлениям идет поток указаний от центра ответственности, не искажается ли они в пути, как распределены основные функции между исполнителями приказов и решений, исходящих от центра ответственности, какова их ответственность за исполнение и указания руководства. Приведенные положения можно отнести к системе изучения исходящего (сверху вниз) потока информации.

Другой поток информации идет «снизу вверх» и на своем пути подвержен деформации, т.к. подлежит обработке и переработке. Программа аудита описывает в логической последовательности характеристику и степень работы, которая должна быть выполнена и, следовательно, служит для работы, которая завершается выводами аудиторской проверки, облегчает контроль за выполнением работы; организует работу аудиторов наиболее эффективным образом.

Этап 5 называется «Выполнение аудита». Этот этап и есть непосредственное проведение аудиторских процедур по существу. По результатам проведения аудита на заключительном этапе аудитор составляет аудиторское заключение. На данном этапе аудитор по результатом аудита составляет отчет и представляет его заказчику в срок, определенный договором.

Форма и содержание отчета основываются на следующих принципах:

— отчет должен иметь заголовок, отличающий его от других;

— под отчетом ставится соответствующая запись и дата;

— отчет должен ссылаться на цели и масштабы аудита, информировать о задачах и границах аудиторских процедур;

— если отчет-аудитора подлежит публикации, то он должен публиковаться совместно с теми финансовыми документами, на которых основываются;

— в отчете должны указываться финансовые документы;

— в отчете аудитора должны указываться законодательный акт или др. основания для аудита;

— отчет должен содержать сведения, из которых пользователь может понять, что аудит проводится в соответствии со стандартами и общепринятыми методами работы;

— отчет должен представляться пользователю в оговоренные сроки.

Основные элементы аудиторского заключения. Аудиторская проверка завершается составлением заключения, в котором указывается, где и кем проводилась проверка, когда и за какой период, место проведения проверки и дата составления акта. Далее аудиторы отмечают, какие участки учетной работы проверены полностью, т.е. подвергнуты сплошной проверке, а какие выборочно. Заключение является конфиденциальным документом, составленным в 2-х экземплярах, один из которых передается клиенту, а второй остается в аудиторской организации с целью последовательного контроля.

Таким образом, аудиторское заключение может быть (без замечаний и оговорок, с замечаниями и оговорками несущественными) отказным и отрицательным, в котором аудитор подтверждает, что на предприятии учет ведется с грубыми нарушениями общеустановленных принципов и что отчетность недостоверна. Составленное заключение подтверждается подписью и личной печатью аудитора и отдается руководству проверяемого объекта.

Планирование аудита

Любая эффективная работа требует предварительного составления четкого плана или программы.

Планирование необходимо для получения существенной информации о бизнесе клиента и понимания систем учета и внутреннего контроля; оценки степени риска, в том числе риска материальных ошибок, который не может быть предотвращен системой внутреннего контроля клиентов; определения природы, времени и объема аудиторской работы. Отсюда аудитор должен разработать и документально оформить полный план аудита с описанием предполагаемого масштаба и характера проведения аудита.

Форма и содержание плана по аудиту может меняться в зависимости от объема работы, сложности аудита, специфической методологии и технических приемов, используемых конкретным аудитором. Общий план проверки должен быть составлен аудитором так, чтобы он предусматривал: приобретение знаний о деятельности клиента, о принятой им учетной политике и системе внутреннего контроля; установление ожидаемого доверия внутреннему аудиту; определение и программирование содержания, времени проведения и объема аудита, подлежащих выполнению; координацию выполняемой работы.

Аудитор может обсудить элементы общего плана с руководством и персоналом клиента для совершенствования и действенности проводимого аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента. Однако общий аудиторский план остается объектом непосредственно аудиторской ответственности.

Общий план проверки должен быть составлен аудитором так, чтобы он предусматривал: приобретение знаний о деятельности клиента, о принятой им учетной политике и системе внутреннего контроля; установление ожидаемого доверия внутреннему аудиту; определение и программирование содержания, времени проведения и объема аудиторских процедур, подлежащих выполнению; координацию выполняемой работы.

Чтобы получить знания о деятельности клиента, аудитору необходимо предусмотреть изучение годовых отчетов клиента на собраниях и заседаниях совета директоров, внутренних финансовых отчетов руководства за текущий и препятствующий период, рабочих аудиторских бумаг предшествующего года, обзорных материалов о состоянии экономики и ее воздействии на деятельность клиента, особенностей предприятия, его хозяйственной и финансовой деятельности.

При составлении общего плана ожидаемого масштаба работ по проведению аудита аудитору целесообразно также рассмотреть следующие вопросы: условия контракта и установленные законом положения об ответственности аудитора; определение наиболее важных вопросов проводимого аудита; работа внутренних аудиторов и масштабы их вовлечения в аудит и т.д.

Наряду с составлением общего плана работы аудитор должен разработать и документально оформить программу, определяющую характер, сроки и объем запланированных процедур аудита, требующихся для того, чтобы выполнить полный, план. Она представляет собой серию инструкций для помощников аудитора, вовлеченных в аудит, а также средство контроля за качеством выполнения работы.

Содержание программы аудита. Специфика предприятия, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требуют определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов.

С этой целью руководителем бригады составляется программа проверки в которой указывается:

— цель аудита. Целями аудита могут быть: экспертиза оценки состояния учета, проверка достоверности показателей годовой финансовой отчетности, разработка мероприятий по укреплению финансовой устойчивости предприятия и т.д.;

— основные участки работы предприятия и объекты учета, подлежащие проверке. В программе проверки указываются те участки работы, которые будут исследованы в ходе аудита. Надо, во-первых, отметить наиболее важные участки, имеющие определенные значения для финансово-хозяйственной деятельности предприятия и формирования ее результатов. И, во-вторых, надо указать, что другие участки работы предприятия, будучи нужными и полезными, решающего влияния на результаты деятельности не оказывают;

— характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.);

— закрепление обязанностей за членами бригады. Если проверку осуществляет бригада аудиторов, то следует заранее определить, какие участки возьмет тот или иной аудитор;

— предполагаемая продолжительность проверки. Продолжительность аудиторской проверки может быть различной, однако практика показывает, что 2-недельная интенсивная работа приносит не менее точные и полезные результаты, нежели растянутые во времени на долгие недели.

Таким образом, в процессе исследования методологических основ аудита были выявлены основные этапы и последовательность проведения аудиторской проверки. Далее, во второй главе курсовой работы рассмотрим последовательность проведения аудиторской проверки непосредственно на конкретном предприятии.

Аудиторская проверка — цели и задачи, организация обязательной и добровольной, этапы проведения и результаты

Руководитель любой организации вне зависимости от формы собственности прекрасно понимает, что необходим контроль производственно-финансовой деятельности. Аудиторская проверка – один из эффективных методов, основной целью которого является определить слабые стороны функционирования предприятия на определенном этапе для последующего принятия определенных управленческих решений.

Что такое аудиторская проверка

Для того чтобы предприятие работало эффективно и приносило прибыль, необходимо постоянно мониторить ситуацию во всех подразделениях и сферах его деятельности. Для этого существуют разного рода ревизии, суть которых заключается в оценке достоверности предоставляемой информации. Проведение контроля-аудита, вне зависимости, является он плановым или инициирован по решению руководства, помогает провести не только анализ, но и принять ряд важных управленческих решений.

В зависимости от деятельности компании ежегодная проверка может быть назначена по ряду причин. Свои характерные особенности присущи для каждой сферы экономической деятельности организации. Так, например, аудит малых предприятий отличается от подобной процедуры в более крупных организациях, поскольку является узкоспециализированным. Аудиторская проверка представителей среднего или крупного бизнеса отличается тем, что процесс является более сложным, поскольку анализируется деятельность с разных сторон методом выборочной проверки.

Независимый аудит организации

Независимая проверка – классический вариант. Она проводится независимыми аудиторами и предназначена для того, чтобы беспристрастного оценить финансовое положение организации и эффективность ее деятельности. Своевременная независимая оценка финансовой и хозяйственной деятельности помогает не только вычислить просчеты, но еще снизить налоговые платежи и финансовые потери. При подведении итогов даются рекомендации по способам устранения ошибок, недочетов, оптимизации работы компании.

Проверка по решению государственных органов

Большое значение уделяется слежению за использованием государственных финансов. Контроль за формированием, распределение и использованием бюджетных денег постоянно находится на контроле. Сутью государственного аудита является проверка предприятий, которые непосредственно связаны с использованием бюджетных средств. Госаудит не сводится только к перепроверке финансовой либо бухгалтерской отчетности, а несет в себе цель объективно оценить работу по использованию выделенных денег.

Внутренний контроль и аудит

Организации могут самостоятельно провести аудит без привлечения сторонних экспертов. Для этого на предприятии создаются специальные службы, которым вменяется такой род деятельности. Как правило, такая необходимость есть у компаний, имеющих распространенную филиальную сеть, поскольку дает руководству возможность оценить скоординированность работы отделений, определить вклад каждого в деятельность организации в целом.

Нормативно-законодательная база

Главным документом, который регламентирует аудиторскую деятельность, дает основные определения, описывает права и обязанности специалистов по проверке, является федеральный закон «Об аудиторской деятельности», принятый в коне 2008 года. Кроме этого, в своей практике аудиторы должны руководствоваться федеральными правилами, в которых приводится информация о правилах проверки и вынесения заключений, описана методика аудита.

Федеральные стандарты унифицируют нормы проверочной деятельности. Они приняты с целью того, чтобы аудиторы по всей стране использовали единые нормы в своей работе («Аналитические процедуры», «Аудиторская выборка» и пр.). Для формирования единых норм по всему миру применяются Международные стандарты, разработкой которых занимается Международная федерация бухгалтеров. Благодаря этой документации устанавливаются права и обязанности аудиторов, их профессиональная этика, обозначаются цели, задачи, а также правила составления заключений.

Цели и задачи аудита

Основная цель аудиторской проверки – определение актуальных и правдивых показателей деятельности организации для возможности дальнейшей корректировки политики в сфере управления и финансов. Она позволяет выявить нарушения в проводимых бухгалтерией и финансовым отделом расчетах, способствует получению информации о состоянии бухучета и документооборота. В зависимости от вида проводимого аудита выделяют разные задачи, основными же из которых можно назвать:

  • ревизия состояния бухучета (отчетности);
  • выявление законности финансово-хозяйственных операций;
  • исследование эффективности использования трудовых ресурсов;
  • выявление наличия внутрипроизводственных резервов;
  • экспертиза состояния материального и финансового положения организации.

Финансовый аудит

Для подтверждения достоверности предоставленной финансовой информации используется финансовый аудит. Он может проводиться силами самой организации или же с привлечением независимых экспертов. Полученные в процессе результаты используются для анализа деятельности бухгалтерский и финансовых служб компании, планирования деятельности, принятия ряда стратегических решений.

Опытных руководителей аудиторская экспертиза не пугает, а помогает им осознать реальное положение вещей в компании. Часто финаудит проводят перед продажей предприятия или привлечением инвестиций. Кроме этого, рекомендуется проводить такого рода ревизии, если у компании образовались большие долги, имеются проблемы с уплатой налогов и отчислений, перед грядущей государственной или проверкой Роспотребнадзора.

Технологический

Для снижения издержек, повышения конкурентоспособности промышленного предприятия или компании, занимающейся выпуском продукции без серьезных производственных перестроек, применяется технологический аудит, поскольку помогает выявить возможные варианты модернизации и эффективного использования имеющихся производственных мощностей.

В процессе работы аудитора происходит профессиональный анализ и обследование работы не только отдельных узлов или процессов производственного цикла, но и всего предприятия в целом как единой системы. Выявляются слабые места в деятельности компании, дается технико-экономическая оценка и анализируется возможный эффект от внедрения составленных предписаний.

Кадровый аудит организации

Аудиторская проверка персонала проводится, как правило, силами самой организации и преследует основную цель – решить, насколько сотрудники организации соответствуют занимаемой должности, нужно ли провести реорганизацию штата за счет увольнения или дополнительного набора кадров, насколько оптимальным является распределение трудовой силы.

Главной же задачей процедуры является своевременное выявление и устранение проблем, существующих в кадровой политике организации. В процессе обследования аудиторы обращают внимании на соответствие работников занимаемой должности, оценивают полноценность персонала, его взаимозаменяемость и эффективность использования рабочего времени.

Виды аудиторских проверок

На практике выделяют разные виды аудита в зависимости от того, что положено в основу. Принято выделять:

  • финансовым;
  • налоговым;
  • ценовым;
  • хозяйственной деятельности;
  • специальный;
  • управленческий.

Относительно объекта различают:

  • общий;
  • государственный;
  • страховой;
  • биржевой;
  • инвестиционный.

В зависимости от затраченного времени:

  • оперативный;
  • повторяющийся;
  • первоначальный.

В зависимости от пользователей:

  • внутренний;
  • внешний.

Относительно требованиям законодательства:

  • обязательный;
  • добровольный.

Обязательный аудит

Проведение обязательной ревизии осуществляется ежегодно, однако не все организации подпадают под это правило. К таким, например, относятся акционерные общества, банковские и кредитные организации, застройщики, страховщики. Процедура регламентирована государством, а проводится исключительно аудиторскими компаниями, имеющими соответствующее разрешение, причем в некоторых случаях их выбор производится исключительно на тендерной основе. Уклонение от обязательной аудиторской проверки влечет штрафные санкции.

Добровольный

Экспертиза назначается исходя из личной заинтересованности руководства или собственников компании. Добровольный аудит подразумевает не только финансовую проверку предприятия, но и ряд других обследований в зависимости от того, какие цели были поставлены. Необходимость проведения аудита часто связывают со сменой руководства, по требованию кредитных организаций или инвесторов, при реорганизации или продаже предприятия, перед госпроверкой.

Кто имеет право проводить проверку

Согласно российскому законодательству, заниматься аудиторской деятельностью имеют право индивидуальные лица или же специальные фирмы. Однако для этого они должны сдать экзамены и получить после этого аттестат, подтверждающий право на проведение проверок. Как частники, так и организации должны состоять в саморегулирующих организациях аудиторов, коих на сегодняшний день насчитывается по всей России несколько штук.

Требования к индивидуальному аудитору

Для тех, кто решил заниматься аудиторской деятельности в индивидуальном порядке, мало, сдав соответствующий экзамен, получить аттестат. Помимо этого необходимо соблюсти другие требования, без наличия которых быть аудитором будет невозможно:

  • иметь высшее образование по экономике или юриспруденции;
  • проработать в должности главного бухгалтера либо же помощником аудитора не менее трех лет.

Требования к аудиторской компании

Что касается требований, предъявляемых к аудиторским организациям, то основным из них является наличие в штате как минимум трех сотрудников. Кроме этого, положено:

  • руководитель компании должен сам быть аудитором;
  • организация должна быть коммерческой, иметь любую форму собственности за исключением открытого акционерного общества;
  • 51% и более уставного капитала должно принадлежать аудиторам либо компаниям, занимающимся этим родов деятельности.

Работа аудиторов – это кропотливый процесс, который занимает не один день, состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга этапов, причем каждый из них преследует определенную цель. Принято выделять пять основных:

  • инициация процедуры заинтересованным лицом;
  • подготовка к аудиту;
  • планирование;
  • непосредственное проведение аудита;
  • подведение результатов и оглашение решения.

Инициирование аудита со стороны заказчика

На первоначальном этапе, еще до проведения подготовки к самой процедуре руководство организации выбирает фирму либо частного аудитора. Когда будет определен круг потенциальных исполнителей, компания-заказчик направляет каждому из них письмо-заявку с изложением всех требований. Предварительное согласование условий договора в виде оферты помогает впоследствии не тратить время на согласование определенных пунктов. При поступлении ответа из нескольких источников, компания проводит тендер либо же осуществляет самостоятельный выбор аудитора.

Подготовительный этап

После того как аудитор был выбран, начинается подготовительный этап, в процессе которого определяется объем будущих работ. Определяется время, которое предстоит потратить на проведение работ, какие методики будут задействованы, количество привлеченных специалистов, глубина перепроверки. Весь процесс происходит согласно правилам и стандартам аудита и с соблюдением всех существующих норм.

На следующем этапе начинается непосредственная подготовка к проведению самой процедуры. Для этого разрабатывается план, где обязательно прописываются сроки исполнения работ, планируемые объемы. В дополнение к этому составляется программа с указанием что, сколько и в какой последовательности предстоит сделать, ведь для того, чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям ревизии, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. Программа оформляется документально, но в процессе она может корректироваться.

Проведение аудиторской проверки

Непосредственный этап работы аудитора включает в себя сбор и анализ данных, которые потребуются для оценки финансовой и бухгалтерской отчетности на достоверность. При первичном аудите надо обратить внимание на учредительные документы организации, чтобы выявить, соответствует ли прописанная там информации той деятельности, которую ведет компания. При повторной работе с клиентами, следует изучить учетные документы, вынести предварительную оценку полноты и правильности составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

При проведении аудита используются различные методы – от общенаучных до собственных:

  • осмотр;
  • обследование;
  • выборочная проверка;
  • инвентаризация;
  • контрольный запуск сырья и материалов в производство;
  • экспертная оценка;
  • опрос;
  • лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции;
  • сплошная проверка;
  • анализ объемов выполненных работ.

Аудиторская проверка подразумевает проведение ряда процедур согласно существующим стандартам. К их числу относятся:

  • сбор первичной документации и информации, предоставленной третьими лицами;
  • определение уровня существенности;
  • оценка результатов выборочной проверки;
  • оценка аудиторского риска;
  • определение соответствия финансовых операций действующему бухгалтерскому и налоговому законодательству.

Оформление результатов

Заключительным этапом аудиторской проверки считается составление письменного отчета. Оно представляет собой мнение специалиста о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и доведения этой информации до руководителя организации. Заключение не является исключительной доказательной базой отсутствия или наличия несоответствий данных с реальным положением вещей, поскольку всегда существует риск подлога данных.

Заключение аудитора состоит из двух обособленных документов:

  • аналитической справки;
  • акта итогового заключения.

Сроки проведения аудита

Сроки, которые отводятся на проведение экспертизы, строго индивидуальны. Они зависят как от объема предстоящих работ по аудиту, так и времени ее проведения. Вне зависимости от характера, аудиторская проверка проводится один раз в год. Что касается добровольного аудита, то срок выполнения работ в обязательном порядке прописывается в заключаемом договоре. Он зависит от нескольких моментов:

  • насколько крупной является организация;
  • наличие отделений (филиалов);
  • время функционирования предприятия;
  • объем выборки;
  • качество постановки учета.

При обязательном аудите на анализ отводится не более двух месяцев, но, как показывает практика, аудиторская проверка длится в среднем 1–2 недели.

Виды аудиторских заключений

Как было отмечено, по результатам анализа-проверки оформляется официальный документ, который носит название аудиторского заключения. Оно предназначено как для использования внутри организации, так для изучения его другими заинтересованными лицами. Заключение может быть трех видов:

  • Немодифицированное (положительное заключение). Составляется, если предоставленные данные соответствуют действительности.
  • Модифицированное с оговоркой, когда присутствуют существенные недостатки, которые в общей массе не оказывают достаточного влияния на правдивость предоставленной информации.
  • Отчет с отрицательным мнением. Составляется в случае наличия значительных недостатков, которые влияют на достоверность предоставленных данных.

Аудитор имеет право отказаться давать заключение, если ему не было предоставлена исчерпывающая информация, вследствие которой он смог бы дать адекватную и всеобъемлющую оценку.

Стоимость аудиторских услуг

Для того чтобы получить информацию, сколько стоит аудиторская проверка, необходимо изучить предложения на рынке профессиональных услуг. В Москве, как и других городах, цены зависят от объемов выполняемых работ, финансовых показателей, сроков проведения аудита и прочих условий. Для постоянных клиентов заказать аудиторскую экспертизу будет дешевле, поскольку в итоговую сумму включается скидка, а некоторые консультации вообще могут быть бесплатными.

В ниже приведенной таблице приведена среднестатистическая информация и указана стоимость аудиторской проверки ООО, частных компаний и прочих субъектов хозяйствования:

Наименование

Цена, рублей

Обязательный аудит

от 75 000

Инициативный аудит

от 60 000

Экспресс-аудит

от 60 000

Решая вопросы максимальной оптимизации производства, снижения затрат и мобилизации резервов, компании зачастую прибегают к помощи профессионалов-аудиторов. Грамотно проведенный аудит различных сфер деятельности фирмы поможет не только убедиться в достоверности финансовой отчетности, но и своевременно выявить и устранить ошибки в ней, что позволит избежать проблем с контролирующими органами. Проведение аудиторской проверки компании – процедура, подчиняющаяся определенным правилам, и мы рассмотрим основные принципы и порядок ее реализации.

Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита

Процесс начинается с обращения компании к выбранной аудиторской фирме с письменной просьбой о предоставлении аудиторских услуг. Ответом аудитора является письмо о проведении аудита, в котором указываются цели и объемы проверки. Этот документ направляется в адрес компании-заказчика до подписания договора на осуществление проверки, чтобы ознакомить с аспектами предстоящего соглашения и получить письменное подтверждение заказчика. После этого условия, изложенные в письме, остаются действительными на протяжении всего срока действия договора.

По сути, письмо-обязательство на проведение аудита, отправленное заказчику, является подтверждением согласия аудитора на осуществление процедуры проверки или, если это содержалось в обращении, принятие предложения о долгосрочном сотрудничестве с заказчиком.

Содержание письма, равно как и его форма, определяются потребностью введения в него обязательных указаний и дополнительной информации, продиктованных особенностями предвидящейся проверки.

В письме прописываются обязательные указания по:

  • условиям проверки, т. е.:
    • об объекте, целях и порядке осуществления аудита;
    • особенностях оформления заключения;
    • НПА, на основе которых проводится аудит;
    • другим вопросам, имеющим отношение к поверке;
  • обязательствам аудиторской фирмы:
    • о форме отчетности по итогам проделанной работы;
    • об ответственности за предоставляемые услуги;
    • о неразглашении коммерческой тайны заказчика;
    • о рисках невыявления существенных ошибок в бухучете и отчетности, способных возникнуть в связи с выборочным характером используемых приемов и несовершенной системой внутрифирменного контроля;
  • обязательствам заказчика:
    • об ответственности за полноту и достоверность предоставленных финансовых документов;
    • об обеспечении доступа к учетным документам и регистрам, электронной базе данных и другой информации, необходимой для проверки;
    • о направлении компанией по указанию аудиторской фирмы актов сверок контрагентам для подтверждения имеющейся задолженности;
    • о неоказании давления на аудиторов для изменения их мнения о правдивости отчетности компании.

Опираясь на пожелания заказчика или собственные усмотрения, аудиторская фирма может дополнить письмо-обязательство общими сведениями о:

  • предоставляемых услугах, квалификационном уровне сотрудников;
  • плане проведения аудита и составе группы проверяющих;
  • методах проведения проверки;
  • условиях оплаты;
  • рекомендациях по применению аудиторского заключения и др.

Представляем примерный вариант письма-обязательства на проведение аудита.

Если цели аудита определены долгосрочным соглашением, то письмо-обязательство может не оформляться вовсе или содержать лишь дополнительную информацию для заказчика.

Порядок и этапы проведения аудита

Поскольку аудит является сложной процедурой, требующей грамотно составленного плана и последовательного поэтапного выполнения каждого его пункта, то аудитор четко должен выполнять порядок проведения аудиторской проверки, состоящий из:

  1. Подготовительного этапа, т.е. предварительного планирования проверки, когда определяется система, стратегия и методика проведения аудита. Кроме того, оговариваются объемы работы и их стоимость, заключается договор;
  2. Оценки эффективности внутреннего контроля компании и собственно планирование проверки. На этом этапе аудитор знакомится с характером и деятельностью компании: изучает первичные документы, учетные регистры и финансовую отчетность в соответствии с программой проверки, сопоставляет информацию, производит аналитические тесты, расчеты и другие необходимые процедуры. Формируя мнение о достоверности отчетных документов, ревизор пользуется приемами, описываемыми в письме о проведении аудита, пример которого есть выше;
  3. Оформления заключения аудиторской проверки, представляющего собой выраженное мнение проверяющего о правдивости финансовой отчетности на предприятии. Составляется оно по определенной форме и содержит необходимые сведения. Мнение аудитора, обозначенное в заключении, может быть:
    • Безусловно положительным;
    • Условно положительным;
    • Отрицательным;
    • Содержащим отказ от выражения мнения о достоверности отчетности (по разным причинам — от непредставления необходимых документов до выявления обстоятельств, могущих негативно влиять на мнение аудитора).

Методы проведения аудита

Формы и методика проведения аудита определяются аудиторами самостоятельно, но разделяются на две категории – организацию аудита и сбор аудиторских доказательств. Организуют проверку, выбирая способ ее осуществления – сплошным, выборочным, комбинированным.

При сборе аудиторских доказательств сопоставляют сведения, полученные из разных источников – внутренних и внешних. В идеале, они, обладающие разным содержанием, в итоге не противоречат друг другу. Если же информация из одного источника не соответствует данным из другого, аудитору необходимо провести ряд процедур, чтобы прояснить причины несоответствия.

Надежность аудиторских доказательств во время проведения аудита на предприятии на всех его этапах зависит от приемов, которыми оперирует аудитор:

  • Инспектирование компании;
  • Подтверждение полученной информации;
  • Наблюдение;
  • Запрос необходимой информации;
  • Пересчет показателей;
  • Аналитические процедуры (таблицы, расчеты).

Завершающим этапом проверки является составление заключения с выраженным мнением о правдивости отчетных форм компании. Если у ревизора возникают сомнения в достоверном характере отчетности компании, он должен попытаться получить достаточные доказательства для устранения недоразумения. При невозможности искоренения сомнений аудитор оформляет заключение с оговоркой либо отказывается от выражения мнения.

Понятие и особенности аудиторской проверки и процедур

Определение 1

Аудиторские процедуры представляют собой определенный порядок действий аудиторов, в ходе которых они могут получать необходимые доказательства по конкретному участку аудита.

Можно выделить следующие аудиторские процедуры: тест средств внутреннего контроля (свк), процедуры проверки по существу.

Замечание 1

Тест (проверка) свк включает действия, осуществляемые для формирования аудиторских доказательств по отношению к надлежащей организации и эффективности действия систем бухучета и внутреннего контроля.

Аудитор использует тесты свк на основе собственного профессионального опыта или суждения, так и по требованиям федеральных стандартов работы аудиторов (ФПСАД № 8, ФСАД 5/2010).

Процедуры проверки по существу, как правило, включают процедуры обнаружения значительных искажений на уровне утверждений. Их можно разделить на 2 типа: аналитические процедуры и детальные тесты операций, сальдо счетов, раскрытие информации. Целью проверки является формирование аудиторских доказательств, которые необходимы для анализа существенных искажений финансовой отчетности.

Стандарты аудиторской деятельности, включая Перечень процедур аудита, установленный российским ФСАД 7/2011 «Аудиторские доказательства», включая их состав, можно рассмотреть с помощью табл. 1.

Таблица 1. Процедуры получения доказательств в ходе аудита

Аудиторские

процедуры

Содержание и особенности

Инспектирование

Проверяются записи, документация на бумажных или электронных носителях, проводится физический осмотр материальных активов.

Материальные активы подвергаются проверке с целью удостоверения в их существовании. Она не обязательно проводится по отношению к праву собственности или стоимости.

Наблюдение

Рассматриваются процессы или процедуры, которые выполняются другими субъектами, включая сотрудников проверяемого предприятия.

Запрос

Производится поиск информации у осведомленных лиц и оценка ответов. Информацию можно найти в пределах и за пределами нахождения проверяемого субъекта.В соответствии с формой запросы могут быть:

• официальными письменными, адресованными третьим лицам;

• неформальными устными вопросами, которые направлены в адрес проверяемого субъекта.

Подтверждение

Получение ответ в письменной форме в виде бумажного или электронного носителя напрямую от третьей стороны. Он может быть получен на запрос подтверждения информации, которая включена в бухгалтерские записи (примером может быть подтверждение дебиторки непосредственно дебиторами).

Пересчет

Проверяется точность арифметических расчетов, проведенных в первичных документах и бухгалтерских записях. Аудитор может проводить расчеты самостоятельно. Пересчет можно осуществить при использовании информационных технологий (например, получение электронных файлов от субъекта и использование КПА с целью проверить точность резюмирования файла)

Повторное проведение

Аудитор независимо осуществляет выполнение процедур, первоначально выполненных как часть внутреннего контроля.

Аналитические

процедуры

Происходит анализ и оценка полученных аудитором сведений, исследуются важные финансовые и экономические показатели проверяемого субъекта для того, чтобы выявить необычные и (или) неправильно отраженные учетом хозяйственные операции. Также эта процедура предполагает выявление причин этих искажений и ошибок.

Выбор аудиторских процедур

Процедуры аудиторской проверки аудитором выбираются с вниманием на ограниченный характер некоторых процедур.

Пример 1

Факт наличия ценных бумаг не может быть доказательством по отношению к правам на них и их стоимостной оценке. Процедура наблюдения ограничивается временными рамками в тех случаях, когда происходит ее проведение. Процесс запроса сам по себе не способен дать необходимых и достаточных аудиторских доказательств отсутствия существенных искажений.

Одна и та же система процедур аудита иногда обеспечивает формирование аудиторских доказательств, которые являются уместными по отношению к одним утверждениям руководства, но неуместными по отношению к другим. По этой причине для формирования совокупности уместных аудиторских доказательств важна целевая направленность аудиторской процедуры с определением утверждения руководства (существование, полнота, оценка и т.п.), которое подлежит проверке.

Пример 2

Так, когда цель аудитора состоит в том, чтобы выявить завышенную кредиторскую задолженность по части утверждения существования (оценки), уместная аудиторская процедура представлена тестированием остатка по счету кредиторской задолженности. Когда основная цель проверки заключается в выявление занижения кредиторской задолженности, то необходимо тестировать последующие платежи и неоплаченные документы поставщиков.

В связи с рассмотренным выше, можно отметить, что именно по отношению к аудиторским процедурам важным является понятие «объем аудита».

Определение 2

Объем аудита включает аудиторские процедуры, которые, как считает аудитор, необходимы в ходе проверки для достижения цели. Выбор процедур — предмет профессионального суждения аудитора, который осуществляется при учете федеральных стандартов аудита, внутренних стандартов, используемых СРО, членом которой является аудитор.

Кроме стандартов аудитор, определяя объем аудита, должен обратить внимание на федеральные законы, прочие нормативно-правовые акты и, по необходимости, рассмотреть условия аудиторского задания и требования в области подготовки аудиторского заключения (п. 5 ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»)..

Замечание 2

Требования к применению аналитических процедур регулируются ФПСАД № 20 «Аналитические процедуры» (введено постановлением Правительства РФ от 16.04.2005 № 228). В международной практике использование аналитических процедур регулирует MCA 520 с аналогичным названием.

В соответствии с обозначенными стандартами аналитические процедуры состоят из нескольких действий:

  • рассматривается финансовая и другая информация о проверяемом субъекте и сравнивается с информацией за предыдущие периоды, ожидаемым результатом, работой аналогичных компаний (например, сравнивается отношение суммы выручки от продаж проверяемого субъекта к сумме дебиторской задолженности и средние отраслевые показатели или показатели других субъектов сопоставимого размера в этой же отрасли);
  • рассматриваются взаимосвязи между элементами, предположительно соответствующими прогнозируемому образцу (по опыту проверяемого субъекта); финансовой и прочей информацией (например, между затратами по оплате труда и числом рабочих).

Аналитические процедуры осуществляются различными способами: простым сравнением, комплексным анализом, сложными статистическими методами и др.

Аудитор использует их на всех стадиях аудита, а с их помощью при осуществлении планирования аудита достигается понимание деятельности проверяемых лиц. Аудитор в этом случае может выявить значимые для проверки сферы и область возможного риска. Аудитор проверяет и показатели сложности, объем и сроков проведения аналитических процедур, которые напрямую зависят от объема и сложности показателей финансовой отчетности проверяемого субъекта.

Особенности использования аналитических процедур

В случае, когда аудитор намеревается использовать аналитические процедуры в качестве аудиторских процедур проверки по существу, он принимает к учету п. 11 ФПСАД № 20, в котором прописаны:

  • цель аналитических процедур и надежность их результата;
  • особенности проверяемого субъекта и степень возможного дезагрегирования информации (так, аналитические процедуры способны привести к лучшим результатам, когда используются по отношению к финансовой информации по определенным видам деятельности или по выбранным подразделениям, цехам проверяемого субъекта, чем по отношению к его финансовой отчетности в целом);
  • информация финансового (смета, прогноз) и нефинансового (сумма выпущенных и реализованных единиц изделий) характера;
  • степень достоверности и уместности информации;
  • источник полученной информации (так, независимые источники считаются более надежными и характеризуются более объективной информацией, чем внутренние);
  • степень сопоставимости полученной информации (иногда необходимо дополнить и детализировать сведения в целом по отрасли для сравнения с показателями проверяемого субъекта, выпускающего или реализующего специализированную продукцию);
  • знания, которые аудитор получил во время проведения предыдущих проверок, включая степень понимания типичных проблем проверяемого субъекта, которые могут служить основой для замечаний и внесения корректив в финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Стандарт № 20 также содержит рекомендации аудитору о необходимости использовать аналитические процедуры на итоговом этапе проверки в процессе формулирования общего вывода. Здесь необходимо ответить на вопрос, соответствует ли в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность мнению о работе проверяемого субъекта, которое сложилось у аудитора.

Вывод

В результате использования аналитических процедур в итоге проверки появляется возможность выявления вопросов и проблемных моментов, которые требуют проведение дополнительных аудиторских процедур.

Этапы аудиторской проверки

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Для достижения основной цели аудита – проверки достоверности формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходимо грамотно спланировать проведение аудиторской проверки.

В процессе проведения проверки аудиторы определяют формы и методы аудита в соответствии с федеральными и внутрифирменными стандартами аудита. Аудиторская проверка включает в себя следующие основные этапы.

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности

1 этап. Подготовительный (предварительный) этап.

На данном этапе происходит знакомство аудитора с клиентом. Аудитор должен получить максимально полную и правдивую информацию о деятельности потенциального заказчика. Это необходимо, в первую очередь, для оценки возможности исполнения заказа (наличие квалифицированных кадров в компании либо привлечение со стороны), расчета временных и материальных затрат на проведение аудита.

Предварительный сбор информации осуществляется в рабочих таблицах, куда заносятся следующие сведения:

  • региональные и отраслевые особенности деятельности клиента (географические, экономические, налоговые условия региона);

  • финансовое положение клиента (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);

  • организационные и технологические особенности деятельности клиента (для понимания формирования себестоимости выпускаемой продукции);

  • информация об уровне квалификации сотрудников, отвечающих за формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • уровень автоматизации учетных процессов (какая бухгалтерская либо управленческая компьютерная система используется для управленческого и бухгалтерского учета);

  • деятельность клиента на рынке ценных бумаг (операции с финансовыми векселями, акциями);

  • организация системы внутреннего контроля;

  • информация о финансовых обязательствах клиента;

  • материалы судебных разбирательств, в которых участвует клиент.

Данная информация необходима для определения объема аудита, возможных рисков и, соответственно, стоимости аудиторской проверки.

Далее аудитор направляет в адрес предполагаемой аудируемой компании письмо о проведении аудита (п.2 стандарта №12 «Согласование условий проведения аудита»).

Форма и содержание письма определяются особенностями предстоящей аудиторской проверки.

В конечном итоге аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь определенных договоренностей в части условий проведения аудита. Согласованные условия отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

2 этап. Планирование.

Для того чтобы в установленные сроки качественно провести аудиторскую проверку клиента, необходимо составить продуманный план предстоящих работ.

Планирование аудита – трудоемкий процесс, который может занимать до 20% общего времени, затраченного на проверку.

Важно!

Данный этап включает в себя:

— предварительное планирование аудита;

— подготовку и составление общего плана аудита;

— подготовку и составление программы аудиторской проверки.

При разработке общего плана аудита необходимо принимать во внимание особенности деятельности аудируемого лица, систему бухгалтерского учета, наличие сложных областей бухгалтерского учета (например, подготовка оценочных показателей) и систему внутреннего контроля, риск и существенность, временные затраты в зависимости от объема операций и уровня автоматизации бухгалтерского учета, необходимость в привлечении экспертов (п.9 стандарта №3 «Планирование аудита»).

На этапе планирования составляется график проведения проверки (по согласованию с аудируемой компанией), формируется состав специалистов, входящих в аудиторскую группу.

Затем формируется программа аудита, в которой учитывается характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. В программу аудита включаются проверяемые задачи финансовой (бухгалтерской) отчетности и время, запланированное на выполнение процедуры аудита.

Общий план аудита и, соответствующая ему программа аудита, могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться.

Программа аудиторской проверки

3 этап. Проведение аудита.

Проведение аудита включает в себя сбор, оценку и анализ аудиторских доказательств, касающихся деятельности аудируемой компании. Аудит проводится на основе федеральных и разработанных внутрифирменных стандартов аудита, в которых содержатся процедуры, приемы аудиторской проверки.

Порядок проведения аудита (I часть)

Порядок проведения аудита (II часть)

Важно!

В процессе аудита используются следующие процедуры сбора информации: -пересчет; -осмотр (как правило, осмотр осуществляется в процессе проведения инвентаризации); -подтверждения (для получения информации об остатках на банковских счетах, о состоянии расчетов с контрагентами и пр.); -устный опрос; -инспектирование — проверка документов; -аналитические процедуры (т.е. методы оценки финансовой отчетности путем сопоставления отдельных ее показателей).

Целью применения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов, требующих особого внимания аудитора.

4 этап. Заключительный этап. Составление аудиторского заключения.

Для установления достоверности отчетности во всех существенных отношениях аудиторами проводится расчет количественного значения уровня существенности по данным бухгалтерской отчетности аудируемой компании.

Завершающим этапом аудита является составление отчета и выдача заключения с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение бывает немодифицированным и модифицированным.

Для получения немодифицированного заключения необходимо, чтобы все отчетные регистры достоверно отражали финансовое положение и результаты деятельности аудируемой компании.

Заключение второго типа выдается клиенту в случае появления существенных факторов, которые способны оказать влияние на суждение проверяющего либо когда у аудитора отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская (финансовая) отчетность клиента не содержит существенных искажений.

Статья актуальна на 06.07.2016


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *