Звуковые сигналы при движении поездов

Инструкция по сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте устанавливает систему звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе.

Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Сочетание звуков различной продолжительности

Звуковые сигналы поездов выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности:

При маневрах применяются звуковые сигналы:
Разрешается локомотиву следовать управлением вперед: одним длинным звуком.
Разрешается локомотиву следовать управлением назад: двумя длинными звуками.
Звуковые сигналы при маневрах подаются ручным свистком или духовым рожком.
Сигналы при маневрах должны повторяться свистками локомотива, подтверждающими принятие их к исполнению.

Звуковые сигналы при движении поездов
Три коротких • • • «Стой
Один длинный — «Отправиться поезду
Три длинных и один короткий — — — • «Прибытие поезда на станцию не в полном составе

Следование двойной тягой:
Один короткий • Требование к машинисту второго локомотива «уменьшить тягу
Два коротких • • Требование к машинисту второго локомотива «увеличить тягу
Два длинных и два коротких — — • • Требование «Опустить токоприемник.

Звуковые сигналы при движении поездов с подталкивающим локомотивом:
Два коротких • • Требование «начать подталкивание
— повторяет сигнал машинист подталкивающего
Один короткий, один длинный и один короткий • — • Требование «прекратить подталкивание, но не отставать от поезда
Четыре длинных — — — — Требование «прекратить подталкивание и возвратиться обратно
При следовании поезда двойной тягой с подталкивающим локомотивом машинист второго локомотива повторяет все сигналы вслед за подачей их с подталкивающего локомотива.

Оповестительный сигнал подается как один длинный свисток — в случаях:
приближения поезда к станциям (постам), переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости, сигнальным знакам «С», выемкам, кривым участкам пути, тоннелям;
при встрече поездов на перегонах: первый сигнал — при приближении к встречному поезду, второй – при подходе к хвостовой части;
при приближении к находящимся на пути людям и в других случаях, требующих оповещения о приближении поезда.

Сигнал бдительности подается одним коротким и одним длинным свистком локомотива
• — и периодически повторяется:
при проследовании проходного светофора с красным огнем, а также с непонятным показанием или погасшим, после стоянки перед ним и при дальнейшем следовании по блок-участку;
при подходе к входному светофору с лунно-белым мигающим огнем пригласительного сигнала и во всех других случаях приема поезда на станцию при запрещающем показании или погасших основных огнях входного светофора;
при приеме поезда по неправильному пути (при отсутствии входного светофора по этому пути). Этот сигнал должен подаваться и при дальнейшем следовании по горловине станции;
при подходе к проходному светофору с красным огнем, имеющему условно-разрещающий сигнал, и дальнейшем следовании по блок-участку.

Сигналы тревоги подаются свистками локомотивов, сиренами, ударами в подвешенные металлические предметы.
Сигнал «Общая тревога подается группами из одного длинного и трех коротких звуков:
— • • • — • • • — • • •
при обнаружении на пути неисправности, угрожающей безопасности движения;
при остановке поезда в снежном заносе, при разрыве поезда, крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь.

Сигнал «Пожарная тревога подается группами из одного длинного и двух коротких звуков:
— • • — • • — • •
Сигнал общей и пожарной тревоги подаются при необходимости каждым работником железнодорожного транспорта.

Значение звуковых сигналов днем и ночью одно и то же.

Порядок приема, отправления и движения поездов

Организация движения поездов на участках, операции по приему, отправлению и сквозному пропуску поездов на станциях осуществляются согласно ПТЭ, Инструкции по движению поездов и маневровой работе и Инструкции по сигнализации. ПТЭ устанавливают, что поезд находится в распоряжении машиниста ведущего локомотива (моторвагонного поезда). На станциях машинист и все остальные работники, обслуживающие поезд, подчиняются указаниям дежурного по станции, а на станциях участков с диспетчерской централизацией — поездного диспетчера.

Приемом, отправлением и проследованием поездов на каждом раздельном пункте распоряжается только один работник — дежурный по станции. В связи с этим вся связь между станциями по вопросам регулирования движения поездов, а также управление приборами СЦБ на станциях осуществляются лично дежурным по станции или по его распоряжению подчиненным ему работником — оператором, сигналистом или дежурным стрелочного поста. При диспетчерской централизации руководство движением поездов и управление стрелками и сигналами станций участка осуществляет дежурный поездной диспетчер.

Прием поездов на станцию при всех средствах сигнализации и связи производится при разрешающем показании входного сигнала. Для осуществления приема на станцию поезда, следующего по неправильному пути, устанавливается специальный светофор.

Для отправления поезда на перегон однопутной линии или по неправильному пути на двухпутных участках дежурный по станции должен предварительно запросить и получить согласие от дежурного по той станции, на которую отправляется поезд. Исключением являются однопутные участки, оборудованные автоблокировкой, — там поезда отправляются по указанию поездного диспетчера без предварительного согласия дежурного соседней станции после освобождения первого блок-участка.

На двухпутных перегонах каждый главный путь, как правило, служит для движения поездов в одном определенном направлении. На железных дорогах России и многих других стран установлено правостороннее движение. На двухпутных линиях для отправления поезда по правильному (правому) пути не требуется согласия от дежурного по соседней станции. При этом на участках, не оборудованных автоблокировкой, поезда отправляют на перегон после получения от дежурного соседней станции уведомления о прибытии ранее отправленного поезда, а при наличии автоблокировки — после освобождения ранее отправленным поездом первого блок-участка.

При перерыве действия всех средств сигнализации и связи движение поездов производится на двухпутных участках с учетом времени, положенным на проследование перегона между станциями («разграничение временем»), а на однопутных участках — посредством письменных извещений. В последнем случае при организации движения устанавливают станции преимущественного направления. На однопутных перегонах преимущественным будет нечетное направление, на двухпутных перегонах — то направление, которое для оставшегося действующего пути было правильным.

Перед приемом и отправлением поезда дежурный по станции или (на участках с диспетчерской централизацией) поездной диспетчер обеспечивают прекращение маневровой работы на стрелках или путях, по которым должен проследовать поезд. Дежурный по станции отдает распоряжение сигналистам или дежурным стрелочных постов о подготовке маршрута приема или отправления. Только убедившись в том, что путь приема, а при отправлении — перегон (при автоблокировке — первый блок-участок) свободны, маневры прекращены, со-ответствующие стрелки установлены в надлежащее положение и заперты, дежурный по станции при приеме открывает входной сигнал, а при отправлении — выходной сигнал или выдает машинисту соответствующее разрешение.

Дежурный по станции встречает прибывающий и провожает отправляемый или следующий по станции безостановочно поезд, следя за его состоянием, наличием и правильным показанием поездных сигналов. Время фактического прибытия, отправления или проследования каждого поезда дежурный по станции отмечает в настольном журнале движения поездов и немедленно сообщает дежурному по соседней станции и поездному диспетчеру; кроме того, обеспечивает передачу необходимых данных о поезде в автоматизированную систему управления.

Работники станции перед отправлением поезда проверяют правильность формирования его и сцепления вагонов в составе, прочность крепления грузов на открытом подвижном составе; убеждаются, что сохранность грузов полностью обеспечена, а поезд имеет установленные сигналы и снабжен необходимым поездным инвентарем.

Когда при следовании поезда необходимо обеспечить особую бдительность локомотивных бригад и предупредить их о производстве работ на перегоне, им выдаются письменные предупреждения.

При вынужденной остановке поезда на перегоне машинист приводит в действие автотормоза поезда, вспомогательный, а иногда и ручной тормоз локомотива. При необходимости по его сигналу работники, обслуживающие поезд, приводят в действие ручные тормоза вагонов, а если этого недостаточно — укладывают под колеса вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки. Локомотивная бригада совместно с другими работниками принимает меры к устранению возникших для движения препятствий.

В необходимых случаях поезд и смежные пути двух- или многопутного перегона ограждают в соответствии с указаниями Инструкции по сигнализации.

По поездной радиосвязи машинист немедленно объявляет об остановке машинистам локомотивов и моторвагонного подвижного состава, следующих по перегону, и дежурным по станциям, ограничивающим перегон.

При неисправности радиосвязи используется телефонная связь ближайшего пункта для сообщения о случившемся поездному диспетчеру или дежурному по станции.

  • В особых случаях по распоряжению поездного диспетчера поезд может бытьотправлен на двухпутный перегон по пути, предназначенному для встречного движения, — по неправильному пути.

>9. Порядок организации приема и отправления поездов

1. Порядок организации приема и отправления поездов

Порядок использования технических средств железнодорожной станции устанавливается
ТРА станции или инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на
железнодорожных путях необщего пользования, которыми регламентируется безопасный
и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов по железнодорожной
станции, безопасность внутристанционной маневровой работы и соблюдение требований
охраны труда.
ДСП станции, а на участках с диспетчерской централизацией – ДНЦ, перед приемом поезда
обязан:
1) убедиться в свободности железнодорожного пути приема поезда;
2) прекратить маневры с выходом на железнодорожный путь и маршрут приема поезда;
3) приготовить маршрут приема поезда;
4) открыть входной светофор.

3.

ДСП станции, а на участках с диспетчерской централизацией – ДНЦ, перед
отправлением поезда обязан:
1) убедиться в свободности перегона, а при автоматической блокировке – первого блок-
участка перегона;
2) прекратить маневры с выходом на маршрут отправления поезда;
3) приготовить маршрут отправления;
4) открыть выходной светофор или вручить машинисту другое разрешение на занятие
перегона.

4. Прием поездов

на железнодорожную станцию должен производиться на свободные

железнодорожные пути, предназначенные для этого ТРА станции или инструкцией о порядке
обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, и
только при разрешающем показании входного светофора, а пассажирских поездов (моторвагонных поездов), кроме того, на железнодорожные пути, оборудованные путевыми
устройствами АЛСН. Порядок, обеспечивающий безопасность движения пассажирских поездов
(мотор-вагонных поездов) при приеме на железнодорожные пути, не оборудованные этими
устройствами, устанавливается владельцем инфраструктуры или владельцем
железнодорожных путей необщего пользования.
Для обеспечения безопасного приема поездов ДСП станции обязан:
1) принимать поезда на свободные от железнодорожного подвижного состава
железнодорожные пути в соответствии со специализацией, установленной ТРА станции или
инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях
необщего пользования;
2) заранее планировать последовательность занятия железнодорожных путей прибывающими
поездами и в соответствии с этим готовить железнодорожный путь для приема каждого
поезда;
3) вести учет положения (свободности или занятости) приемоотправочных железнодорожных
путей (по индикации на аппаратах управления, на графике исполненного движения и другими
способами).
13. На железнодорожных станциях с нецентрализованными стрелками ДСП станции, старшие
дежурные стрелочных постов и дежурные стрелочных постов перед приемом поездов обязаны
соблюдать следующий порядок приготовления маршрутов.

5. Отправление поездов

ДСП станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией – ДНЦ, не вправе
открывать выходной светофор или давать другое разрешение на занятие перегона, не убедившись в
том, что маршрут для отправления поезда готов, стрелки заперты, маневры на стрелках маршрута
отправления прекращены, техническое обслуживание и коммерческий осмотр состава закончены.
При отправлении поездов с железнодорожных станций их формирования, железнодорожных
станций, где к составу поезда производилась прицепка и отцепка вагонов, или железнодорожных
станций, где предусмотрена замена поездных сигналов, обозначающих хвост поезда, ДСП станции
перед открытием выходного светофора или выдачей машинисту поезда разрешения на занятие
перегона должен также убедиться в наличии поездного сигнала на последнем вагоне в порядке,
установленном ТРА станции или инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на
железнодорожных путях необщего пользования.
После открытия выходного (маршрутного) светофора для отправления поезда ДСП станции, как
правило, не должен принимать решение об изменении маршрута и приготовлении маршрута для
отправления другого поезда.
В исключительных случаях это может быть осуществлено лишь после предупреждения машиниста
поезда, которому был открыт выходной (маршрутный) светофор, закрытия выходного
(маршрутного) светофора и отмены заданного маршрута.

6. Прием поездов на железнодорожную станцию при запрещающем показании входного светофора

Прием поезда на железнодорожную станцию при запрещающем показании или погасших

основных огнях входного светофора, как правило, не допускается.
Прием поездов на железнодорожную станцию при запрещающем показании входного
(маршрутного) светофора производится:
1) по регистрируемому приказу ДСП станции, передаваемому машинисту по радиосвязи;
2) по регистрируемому приказу ДСП станции, передаваемому машинисту по специальному
телефону, установленному у входного светофора;
3) по пригласительному сигналу;
4) по письменному разрешению ДСП станции;
5) по регистрируемому приказу ДНЦ (при диспетчерской централизации) в соответствии с пунктом
13 приложения № 2 к настоящей Инструкции;
6) по специальному маневровому светофору, установленному на мачте входного сигнала.

Не допускается отправление поезда на перегон без разрешения дежурного по станции.
Разрешением на занятие перегона для машиниста отправляющегося поезда является разрешающее показание выходного светофора, а при его неисправности или при отправлении поезда с путей, где не имеется выходных светофоров, — письменное разрешение установленной формы, приказ дежурного по станции, переданный по радиосвязи, или жезл.
Перед отправлением поезда с железнодорожной станции (далее-станция) при разрешающем показании выходного (маршрутного) светофора машинист и помощник машиниста обязаны выполнить регламент «Минута готовности» в виде диалога, при котором помощник машиниста задает машинисту вопросы о состоянии и показании приборов локомотива, наличии необходимых для следования поезда документов. Во время выполнения регламента «Минута готовности» машинист и помощник машиниста обязаны проверить и доложить друг другу:

  • о наличии поездных документов и бланка предупреждений (на промежуточных станциях регламент «Минута готовности» выполняется для сборных и вывозных поездов в случае изменения количества вагонов поезда). Машинист должен проверить наличие бланка предупреждений у помощника машиниста;
  • о включении приборов безопасности и радиостанции;
  • о положении ручного тормоза;
  • о наличии справки формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами, времени стоянки от последнего опробования тормозов (для грузовых поездов — о плотности тормозной магистрали поезда __ сек.);
  • о соответствии номера хвостового вагона поездным документам (кроме моторвагонного подвижного состава (МВПС), специального самоходного подвижного состава (ССПС) и резервного локомотива);
  • о положении ручки крана машиниста, давлении в тормозной и напорной магистралях ___ кгс/см ;
  • о показании локомотивного светофора или блока индикации КЛУБ (далее — локомотивный светофор);
  • о показании выходного (маршрутного) светофора с пути отправления;
  • об установленной скорости следования по маршруту отправления ___ км/час.

Машинист, убедившись в соответствии разрешающих показаний выходного (маршрутного) и локомотивного светофоров с пути отправления, и при отсутствии сигналов остановки, подаваемых с пути и поезда, приводит поезд в движение.
После приведения поезда в движение машинист и помощник машиниста обязаны, поочередно открывая боковые окна или с помощью зеркал заднего вида, проверить и доложить друг другу об отсутствии (наличии) сигналов остановки, а также о состоянии поезда.
Помощник машиниста обязан доложить машинисту о правильном приготовлении маршрута следования поезда по некодированным путям станции в пределах видимости по следующей форме: «Маршрут приготовлен правильно с … пути на … путь». Машинист, убедившись в правильном приготовлении маршрута, обязан повторить: «Вижу, маршрут приготовлен правильно». Помощник машиниста обязан доложить машинисту показание выходного (маршрутного) светофора при его проследовании (за 10-15 метров до выходного (маршрутного) светофора) по следующей форме: «Маршрутный (выходной) сигнал с …пути (называет показание сигнала)». Машинист, убедившись в показании выходного (маршрутного) светофора, обязан ответить «Вижу, выходной (маршрутный) с …пути (называет показание сигнала)».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *