Особенности новых правил использования воздушного пространства России Текст научной статьи по специальности «Право»

Особенности новых правил использования воздушного пространства России

А. В. НЕРАДЬКО, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта

Новые Федеральные правила использования воздушного пространства России, разработанные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (ФП ИВП) и с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ИКАО), станут действенным механизмом либерализации использования воздушного пространства для многочисленных любителей авиации.

Новые правила устанавливают новую структуру и классификацию воздушного пространства России: оно будет разделено на три класса: «Alfa», «Charlie» и «Gamma». Для каждого из них определена высота полетов. В классе «А» она составляет 8100 м и выше, полеты осуществляются по приборам под контролем диспетчеров обслуживания воздушного движения. Этот слой воздушного пространства предназначен для полетов магистральных воздушных судов коммерческой, деловой и государственной авиации по воздушным трассам. В классе «С», для которого определена высота до 8100 м, выполняются два типа полетов: по приборам и визуальные полеты, но только под контролем диспетчеров обслуживания воздушного движения.

Для полетов в классе «G» будет установлен принципиально новый, уведомительный порядок использования воздушного пространства. Полеты в этом классе будут выполняться без получения диспетчерского разрешения. Максимальная высота границы воздушного пространства класса «G» варьируется от 300 м в Ростовской области до 4500 м в районах Восточной Сибири. Для выполнения полетов в классе «G» пилотам будет необходимо уведомить органы управления воздушным движением о времени и маршруте полета для получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения. При этом для обеспечения безопасности полетов пилотам будет предоставляться вся необходимая аэронавигационная и метеорологическая информация. В случае входа в процессе

полета из класса «G» в класс «А» или «С» пилот обязан установить радиосвязь с диспетчером и продолжить полет в классе «А» или «С» по его указаниям. При этом двухсторонняя радиосвязь «пилот — диспетчер» обязательна.

ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ГК ОрВД) разработана система сбора планов полетов с использованием сети по адресу http://ivprf.ru Интернет и многоканальной телефонной сети общего пользования. С портала http://ivprf.ru также можно выйти на сайты Росгидромета и ФГУП «Центр аэронавигационной информации».

Определены номера многоканальных телефонов в Главном центре Единой системы организации воздушного движения и семи зональных центрах:

Главный центр (499) 601-07-77

Санкт-Петербургский Зональный центр (812) 305-17-96

Московский Зональный центр (495) 662-80-65

Самарский Зональный центр (846) 278-47-81

Ростовский Зональный центр (863) 272-38-08

Екатеринбургский Зональный центр (343) 375-68-68

Новосибирский Зональный центр

(383) 319-00-09

Хабаровский Зональный центр (41212)41-86-18

Специалистами Росавиации и ФГУП «ГК ОрВД» осуществлена комплексная работа по оптимизации структуры воздушного пространства страны. Количество постоянных опасных зон должно сократиться с 85 до 59, число местных воздушных линий уменьшиться с 2209 до 510. Значительному сокращению подверглось число запретных зон и зон ограничений полетов, установленных на постоянной основе. Таким образом новая структура воздушного пространства станет более удобной для выполнения полетов воздушным судами коммерческой гражданской авиации, а также авиации общего назначения и сверхлегкой авиации.

Использование уведомительного порядка выполнения полетов в классе предполагает обязательное ознакомление и обучение пилотов-любителей малой авиации и сверхлегкой авиации с новыми ФП ИВП. Для выполнения этой задачи Росавиация определила 33 авиационных учебных центра, которым делегировано право обучения пилотов с правилами выполнения полетов в условиях уведомительного порядка. В настоящее время выдано более 350 свидетельств пилота и внесены квалификационные отметки о готовности выполнять полеты в условиях уведомительного порядка использования воздушного пространства. Эти данные вносятся в Единую электронную базу Росавиации по авиационному персоналу, воздушным судам и эксплуатантам гражданской авиации. Кроме того, в нее внесена информация о состоянии воздушного парка гражданской авиации страны. В государственный реестр воздушных судов вносятся данные о воздушных судах категории единичных экземпляров (несерийного производства) и о воздушных судах категории сверхлегкой авиации.

Либерализация порядка использования воздушного пространства означает, что вся ответственность за обеспечение безопасности полетов при уведомительном порядке будет возлагаться на командира воздушного судна. Для предотвращения умышленных правонару-

шений при выполнении полетов Минтранс России предлагает внести поправки в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Предусмотренная действующими редакциями этих кодексов ответственность не приводит к уменьшению авиационных событий, связанных с нарушением использования воздушного пространства.

По-прежнему сохраняется тенденция к увеличению числа нарушений порядка использования воздушного пространства и существенный рост аварийности в авиации общего назначения, обусловленный умышленным нарушением правил обеспечения безопасности полетов.

Хроника происшествий

10 марта 2010 г. в 20 км северо-западнее Петрозаводска потерпел катастрофу вертолет R-44 ЯА-04163. Полет выполнялся без заявки и разрешения органов Единой системы организации воздушного движения и без радиосвязи. Вертолет столкнулся с ледяной поверхностью озера. Пилот и пассажир погибли.

31 мая в Рязанской области произошла катастрофа самолета «Синтал» RA-0613G. Полет выполнялся без заявки и разрешения органов Единой системы организации воздушного движения, ночью, с целью катания на воздушном судне. При этом воздушное судно не было оборудовано необходимыми для полета в ночное время пилотажными приборами. В процессе выполнения разворота пилот допустил столкновение левой стойки шасси с деревом на высоте 10 м, что привело к

падению воздушного судна и гибели пилота.

13 июня в Московской области потерпел катастрофу самолет Л-44 RA-0600G. Полет выполнялся без заявки и разрешения органов Единой системы организации воздушного движения. После взлета с акватории озера воздушное судно при выполнении разворота столкнулось с землей. Погибли пилот и два пассажира.

5 августа поступило сообщение о катастрофе легкого двухмоторного трехместного самолета М-12 в Республике Башкортостан. В результате расследования было установлено, что воздушное судно не было занесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ и не имело свидетельства о регистрации, а также сертификата летной годности. Погибший в результате катастрофы владелец воздушного судна фальсифицировал бортовой и регистрационный знак RA-0070G, который фактически принадлежит самолету А-27М.

20 августа произошло чрезвычайное происшествие с вертолетами R-44 RA-04225, ЯА-04287 и RA-04256, принадлежащими частным владельцам. Командир воздушного судна R-44 RA-04225, находясь на посадочной площадке «Волен», проводил опробование двигателя и систем вертолета. При проверке сигнализации «низкие обороты винта» и системы обогрева карбюратора вертолет оторвался от земли. После взлета он столкнулся с двумя стоявшими на стоянке вертолетами R-44 RA-04287 и R-44 RA-04256. Все три вертолета получили значительные повреждения.

В этот момент командир вертолета R-44, не зарегистрированного в Государственном реестре гражданских воздушных судов, выполняя опробование вертолета на этой же посадочной площадке, наблюдал развитие аварийной ситуации, а также двигавшийся в его сторону R-44 ЯА-04225. Во избежание столкновения с ним командир решил переместиться и в результате допустил опрокидывание вертолета.

В тот же день пилот вертолета ЭА-34Ю RA-1233G произвел взлет с незарегистрированной в установленном порядке площадки в районе населенного пункта Соколинское Ленинградской области и затем, не выходя на связь с органами Единой системы организации воздушного движения, проследовал к Приморскому району Санкт-Петербурга. После 30-секундного зависания перед жилым домом он вернулся на площадку вылета. С момента регистрации вертолета в Государственном реестре гражданских воздушных судов заявок на использование воздушного пространства этим вертолетом не поступало.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На следующий день, 21 августа согласно представленной правоохранительными органами информации пилот легкомоторного многоцелевого гидросамолета Ч-22 «Корвет» после празднования дня рождения, находясь в состоянии алкогольного опьянения, принял решение о полете с пассажирами на борту. При выполнении взлета с водной поверхности самолет потерпел аварию. Воздушное судно затонуло. Три пассажира, в том числе ребенок, живы, пилот найден через несколько дней утонувшим в двух километрах ниже по течению.

Учитывая изложенное, при разработке документов, направленных на реализацию новых ФП ИВП, Минтранс России и Росавиация внесли ряд предложений об усилении административной и уголовной ответственности за умышленные нарушения правил использования воздушного пространства.

Безответственные действия, недопустимое пренебрежение к обеспечению безопасности полетов по своему характеру и содержанию существенно отличаются от ошибок экипажей. Поэтому добросовестным пользователям воздушного пространства не стоит опасаться уголовного преследования или существенных денежных штрафов в случае ошибок или непреднамеренных нарушений установленных правил.

Для совершенствования мер по обеспечению безопасности полетов и усиления ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства предлагается внести ряд поправок в статью 271.1. Уголовного кодекса России «Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации». В частности: пересечение границ запретных зон и зон ограничения полетов в воздушном

пространстве России, использование воздушного пространства без разрешения, если такое разрешение требуется в соответствии с законодательством России, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наказывать лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. А в тех случаях, когда эти деяния повлекли смерть двух и более человек, — наказывать лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Росавиация выступает также за усиление мер административной ответственности в случае умышленного нарушения правил использования воздушного пространства.

Росавиация еще раз напоминает, что пользователям воздушного пространства, предполагающим выполнять полеты по правилам уведомительного порядка использования воздушного пространства России, необходимо:

1) пройти обучение в сертифицированных авиационных учебных центрах по утвержденным программам;

2) зарегистрироваться в межрегиональных территориальных управлениях Росавиации, с целью внесения в единую электронную базу Росавиации данных по авиационному персоналу, воздушным судам и эксплуатантам авиации общего назначения, в том числе в «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала»;

3) получить в межрегиональных территориальных управлениях Росавиа-ции новое свидетельство пилота-любителя гражданской авиации РФ или свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна РФ;

4) внести в новые свидетельства необходимые квалификационные отметки и своевременно продлевать срок их действия.

Информация о программах подготовки пилотов к выполнению полетов по уведомительному порядку использования воздушного пространства России, а также перечень контрольных вопросов по программе размещены на официальном сайте Росавиации в разделе «Авиационные учебные центры».

Особенности порядка использования воздушного пространства воздушными судами авиации общего назначения, в том числе и беспилотными летательными аппаратами.

Особенности порядка использования воздушного пространства воздушными судами авиации общего назначения, в том числе и беспилотными летательными аппаратами

Статьей 16 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) определен порядок использования воздушного пространства: в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения.

Статьей 13 ВК РФ введены государственные приоритеты в использовании воздушного пространства:

  1. Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.
  2. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами в следующей последовательности:

1) отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации;

2) оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

3) запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их экипажей;

4) предотвращение и прекращение нарушений федеральных правил использования воздушного пространства;

5) выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обороноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации или в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

6) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в соответствии со специальными договорами;

7) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной авиации;

8) осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;

9) выполнение полетов воздушных судов государственной авиации;

10) выполнение полетов воздушных судов экспериментальной авиации;

11) осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;

12) осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;

13) проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;

14) выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетворения потребностей граждан.

Независимо от использования воздушного пространства класса G или C воздушными судами авиации общего назначения и беспилотными летательными аппаратами в Зональный центр ЕС ОрВД подаётся план полета ВС, который либо утверждается, либо пользователь воздушного пространства получает отказ в выполнении полетов.

В 2018 году ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» зафиксировано 3630 случаев подачи плана полета без соответствующей регистрации ВС, отсутствием летной годности, отсутствием пилотского свидетельства, отсутствием разрешения на ИВП от местных органов исполнительной власти г. Москвы и Санкт-Петербурга.

В г. Москве разрешение на использование воздушного пространства выдается Правительством г. Москвы в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 09.07.2014 № 391-ПП «Об использовании воздушного пространства над Москвой», в г. Санкт-Петербурге данный порядок определен: рекомендациями Росавиации утвержденным заместителем руководителя и собственным порядком разработанным комитетом по транспорту г. Санкт-Петербурга.

Статьей 11 ВК РФ определено использование воздушного пространства:

  1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
  2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Статьей 14 ВК РФ определена Организация использования воздушного пространства:

  1. Организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя:

1) установление структуры и классификации воздушного пространства; (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 № 114-ФЗ);

2) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 настоящего Кодекса;

3) обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 № 114-ФЗ);

4) организацию воздушного движения, представляющую собой: обслуживание (управление) воздушного движения; организацию потоков воздушного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;

5) государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства. (п.п. 5 в ред. Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ).

Организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства — органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 № 332-ФЗ) Положение о единой системе организации воздушного движения утверждается Правительством Российской Федерации.

Статьей 15 ВК РФ определена Структура воздушного пространства: Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 17 ВК РФ определила Запрещение или ограничение использования воздушного пространства: Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 18 ВК РФ определен контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства:

  1. Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, уполномоченным органом в области обороны в части выявления воздушных судов — нарушителей, а также органами пользователей воздушного пространства — органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 04.12.2007 № 332-ФЗ).
  2. Органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также пользователи воздушного пространства обязаны принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и (или) прекращению нарушений федеральных правил использования воздушного пространства.

Статья 18.1 ВК РФ определила Государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства (введена Федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ): Государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 19 ВК РФ предусмотрена Ответственность за нарушение федеральных правил использования воздушного пространства: Нарушение федеральных правил использования воздушного пространства влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) определены Нарушение правил использования воздушного пространства:

  1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 № 304-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 21.12.2009 № 336-ФЗ).
  2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, (в ред. Федерального закона от 07.11.2011 № 304-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ, от 21.12.2009 № 336-ФЗ)

Статьей 11.5 КоАП РФ определены нарушения правил безопасности эксплуатации воздушных судов: (в ред. Федерального закона от 21.12.2009 № 336-ФЗ)

  1. Нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 — 9 настоящей статьи, если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
  2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  3. Взлет на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полета без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушением норм пассажировместимости (грузовместимости) или ограничений по полетной массе или центровке воздушного судна — влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.
  4. Управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
  5. Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, — влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года.
  6. Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
  7. Управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение лица, управляющего воздушным судном, от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления воздушным судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, — влечет лишение права управления воздушным судном на срок от двух до трех лет.
  8. Допуск к полету воздушного судна, которое не прошло государственной регистрации, либо которое не поставлено на государственный учет, либо которое не имеет государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо которое имеет заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, либо на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо на котором не укомплектован летный или кабинный экипаж, либо которое имеет неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация без разрешения, выдаваемого уполномоченным органом, либо на котором нарушены нормы пассажировместимости (грузовместимости) или ограничения по полетной массе или центровке воздушного судна, а равно допуск к управлению воздушным судном или его обслуживанию лица, не имеющего на то права или находящегося в состоянии опьянения, либо обслуживание воздушного судна лицом, не имеющим на то права или находящимся в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
  9. Выполнение полетов воздушными судами, на борту которых отсутствуют поисковые и аварийно-спасательные средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Примечания: 1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Авиамоделизм во всех его проявлениях.
Радиоуправляемые, кордовые, свободнолетающие самолеты, планеры, вертолеты, дроны.

Те, кто так или иначе связан с полетами, будь то любительские полеты на дроне или спортивных авиамоделях, дельтапланах или даже на легкомоторных самолетах, задаются вопросом о получении разрешений на использование воздушного пространства. У людей существует предубеждение, что согласовать полеты с диспетчерами трудно, долго и невозможно. В этой статье мы хотим развеять все эти мифы и показать, что летать законно вполне реально и просто.

Итак, для начала давайте определим алгоритм наших действий, выглядит он таким образом:

Теперь нам необходимо получить сведения о воздушном пространстве (зоны ограничений полетов, запретные зоны, открытые зоны и т.д.) для этого существую два сервиса:

  1. https://fpln.ru/
  2. Google Планета Земля – необходимо установить программу и скачать для нее файл «ВП РФ»

Информация на ресурсах идентичная, поэтому без разницы каким ресурсам вы будете пользоваться, а мы продолжим наш разговор на примере FPLN.ru

Воздушное пространство нашей страны разделено на 7 зональных центов, Вам необходимо определить принадлежность Вашей зоны проведения полетов к вашему зональному центру.

Следующим шагом необходимо определить попадает ли предполагаемая зона выполнения полетов в зоны ограничения воздушного пространства

Затем необходимо подать запрос на ИВП в администрацию муниципального образования. В городе Екатеринбург запрос на разрешение использования воздушного пространства подается в соответствии Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на использование воздушного пространства над территорией муниципального образования «город Екатеринбург»

https://екатеринбург.рф/официально/документы/постановления/п_2018/23423

И дождаться ответ

Получив ответ от администрации можно подавать представление на установление режима. Если полет не попадает в зоны ограничения воздушного пространства – подаем представление на установление Местного Режима (за 3 дня) по эл. почте zc@ur.gkovd.ru

Если же полет попадает в какую-либо зону ограничения воздушного пространства, сначала нам необходимо получить согласование от пользователя ВП, наложившего ограничения. Например, если полигон для выполнения тренировочных полетов авиамоделей Федерации Авиамоделизма в микрорайоне Академический (г. Екатеринбург) попадает в зону ограничения международного аэропорта «Кольцово», то сначала мы отправляем проект представления на согласование в Кольцово по эл. почте zc@ur.gkovd.ru

Получив от них ответ в устной форме, фиксируем фамилию сотрудника Екатеринбургского ЗЦ ЕС ОрВД, согласовавшего представление, и вносим её в представление на установление режима и подаем представление за 5 дней в Главный Центр ЕС ОрВД по эл.почте regimivp@matfmc.ru после отправки надо позвонить (495) 601-06-64 убедиться что эл.письмо получено.

На следующий день после подачи заявки звоним диспетчеру по телефону (343) 205-80-67 (Екатеринбургский ЗЦ ЕС ОрВД) или (495) 601-06-64 (ГЦ ЕС ОрВД (Москвичи в ГЦ ЕС ОрВД нервно реагируют на лишние звонки, поэтому узнавать номер временного режима лучше после 17 МСК за 4 дня до даты. Если режим на 25е, то звонить лучше 21го в 17.15 по Москве) ) и спрашиваем номер установленного режима. Например:

  1. МР6644, где, МР – Местный Режим, 6644 – присвоенный порядковый номер
  2. ВР1187, где, ВР — Временный Режим, 1187 – присвоенный порядковый номер

Завершающим шагом в получении разрешения на ИВП является составление плана полета. План полета/флайт план/СХР подается за сутки до выполнения полетов. Выглядит следующим образом — для большинства Зональных Центров так:

В Екатеринбургском Зональном Центре форма СХР, следующая:

(SHR-ZZZZ

-M0000/M0040 /ZONA R0,5 5646N06030E /

-DOF/190119 DEP/5646N06030E DEST/5646N06030E EET/USSS0001 TYP/BLA

OPR/ROOSOFA RMK/ ВР100 ПОЛЕТЫ РАДИУОПРАВЛЯЕМОЙ АВИАМОДЕЛИ В РАЙОНЕ

МКР АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЫСОТА ПОЛЕТА ИСТИННАЯ 150М АБСОЛЮТНАЯ ВЫСОТА 400М

ОПЕРАТОР Пермяков Павел Юрьевич тел. 8 922 ХХХ ХХХ РАЗРЕШЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ

Г.ЕКАТЕРИНБУРГА N273-05/003/193 от 23.10.2018г.)

Предлагаем подробно разобрать каждую графу плана полета, после чего у вас должны отпасть все вопросы касающиеся получения разрешений на полеты. Начнем по порядку:

1. Отправитель

2. Опознавательный индекс воздушного судна — указываем ZZZZ

3. Аэродром и дата вылета — указываем ZZZZ – это означает, что мы летаем не на специализированном аэродроме, далее без пробела указываем время начала работы

4. Маршрут
M0000/M045 – высота от 0 до 450 истинная
Пробел
ЗОНА
Пробел
5650С6030В – координаты точки
Пробел
Р300М – радиус зоны работы 300 м

5. Аэродром и дата вылета
(Указываем ZZZZ – это означает, что мы летаем не на специализированном аэродроме)

6. Прочая информация
ДОФ/160214 – дата вылета воздушного судна
(YYMMDD – YY-год MM-месяц DD-день)
Пробел
ДЕП/5650C6030С – название аэродрома вылета
Пробел
ДЕСТ/5650C6030С – название аэродрома назначения
Пробел
ТЫП/БЛА(БВС)
Пробел
ОПР/РООСОФА – индекс эксплуатанта
Пробел
РМК/МР222 – местный/временный режим ИВП

Через пару часов после подачи плана полета необходимо позвонить диспетчеру и уточнить получил ли он план на завтра и включили ли они его в предварительный график.

Готово!

В день полета необходимо трижды позвонить в диспетчерскую службу по тел. (343) 264-42-20:

  1. Контрольный звонок – за 2 часа до вылета/начала работы
  2. Доклад о начале работы – за 5 минут до взлета
  3. Доклад о завершении работы – через 5 минут после приземления

Форма доклада диспетчеру, следующая:

«Здравствуйте!
Беспилотник в районе Академического (называете свой район/место/любой ориентир) по местному режиму 6688 планирую начать работу в 7:00 единого (начал работу/ закончил работу).
Моя фамилия Петров (называете свою фамилию), подскажите Вашу (обязательно фиксируйте фамилию диспетчера, с которым разговаривали)»

Точно также подается представление на установление местного и временного режимов от физического лица. Достаточно указать свои паспортные данные, вместо реквизитов организации.

План полёта БВС и представление на установление временного и местного режимов пользователи воздушного пространства могут подать на нижеуказанные номера телефонов и адреса электронной почты оперативных органов ЕС ОрВД:

Оперативные органы ЕС ОрВД

Адрес электронной почты

Телефон/ФАКС

Московский зональный центр ЕС ОрВД

nsmzc@atcm.ru

(495) 436-75-58

(495) 436-20-91 — факс

Ростовский зональный центр ЕС ОрВД

dcpk@yug.gkovd.ru

(863) 272-37-98

(863) 272-38-08 — факс

Санкт-Петербургский зональный центр ЕС ОрВД

spbzc@sz.gkovd.ru

(812) 305-17-97 – тел/факс

Самарский зональный центр ЕС ОрВД

zc_esorvd@cv.gkovd.ru

(846) 279-18-26

(846) 279-18-41

(846) 279-18-47 – факс

(846) 279-18-54 — факс

Екатеринбургский зональный центр ЕС ОрВД

zc@ur.gkovd.ru

(343) 205-80-69

(343) 205-80-70

(343) 205-80-68 — факс

Новосибирский зональный центр ЕС ОрВД

nzc@zsa.ru

(383) 319-00-09 – тел/факс

(383) 216-95-61 — резерв

Иркутский региональный центр ЕС ОрВД

pvd@vs.gkovd.ru

(3952) 52-29-19

(3952) 56-38-11

(3952) 29-21 — факс

Хабаровский зональный центр ЕС ОрВД

sppi@dv.gkovd.ru

(4212) 418-618

(4212) 415-359 (резерв)

(4212) 709-461 — факс

Надеемся, что данная статья помогла Вам разобраться с получением разрешения на использование воздушного пространства в России.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *